Военное мореплавание

Средний возраст речных судов в России составляет 30 лет. Это на 5–10 лет больше рекомендуемого срока безопасной эксплуатации, сообщил РИА Новости представитель Минтранса.

В последние два десятка лет не было построено ни одного грузового речного судна. Как подсчитали в Минтрансе, в течение ближайших семи лет из-за физического и морального износа грузовые и пассажирские речные суда начнут активно выбывать из эксплуатации.

Дорого и долго

Почему речной флот России не обновляется? Причин тому несколько.

Судостроение – вещь дорогая, и приобретать суда могут только очень крупные компании. «В СССР заказчиком выступало государство, а судостроительная отрасль финансировалась из бюджета. В последние десятилетия никто практически не финансировал судостроение», – объяснил РИА Новости Алексей Исаков, директор по науке ГК «Городской центр экспертиз» (компания занимается промышленным и техническим консалтингом).

Компаниям, которые в 90-е годы приватизировали суда, не по карману приобретать новый транспорт.

По словам Исакова, гражданский речной теплоход (не класса люкс) стоит порядка 100 млн рублей.

У владельцев судоходных компаний таких денег, судя по всему, нет. Получить кредит в банке дорого. Процентные ставки по кредиту превышают 10%, а срок погашения ограничен 5-7 годами.

В Японии, например, судовладельцы могут получить кредит под 5% годовых. При этом западные банки готовы кредитовать судостроителей на большие суммы: до 85% от стоимости судна в Испании и до 87% – в США, причем срок выплаты кредита достигает 25 лет.

Российские судоходные компании также предпочитают кредитоваться за рубежом. Но такие займы накладывают на них определенные обязательства: заказы на оборудование приходится размещать на зарубежных предприятиях, а корабли регистрировать под иностранным флагом.

Помимо нехватки денег обновлению речного флота препятствует и технологическая отсталость судостроительных заводов.
По данным Минтранса, износ оборудования механических и литейных цехов составляет 75%. В итоге время строительства судна в России в 2-3 раза выше, чем на зарубежных верфях.

Кроме того, сейчас в России возможно производить лишь корпуса судов, а всю начинку – двигатели, оборудование, приборы – придется импортировать, говорит Исаков. При ввозе таких агрегатов предпринимателям придется заплатить импортную пошлину в 30% и НДС в 18%.

Поскольку в России короткий период навигации – 150-210 дней, – то срок окупаемости судна растягивается на два десятка лет, то есть почти на срок безопасной эксплуатации речного судна. Получается, что если купить новый корабль, заплатить все налоги, пошлины и эксплуатировать его «безопасные» двадцать лет, то чистого дохода своему владельцу такой транспорт не принесет.

Неудивительно, что судовладельцы неохотно вкладываются в приобретение новых судов. «Новых гражданских судов строится мало, потому что на них нет платежеспособного спроса, – подтверждает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. – Предприниматели эксплуатируют старый речной транспорт».

Спрос на грузовые речные перевозки в последние годы сократился из-за растущих стандартов скорости доставки груза. Перевозимый по железной дороге или автомобильным транспортом товар попадает к потребителю значительно быстрее, чем продукция, доставляемая речным транспортом. Эта также одна из причин снижения популярности речных перевозок. «Нет спроса на перевозку водным транспортом – нет денег у судовладельцев, значит, они не заказывают строительство новых судов», – строит логическую цепочку Баранов.

Вся надежда на заказ

Военное мореплавание — это военно-политическая деятельность государств в Мировом океане в целях обеспечения их внешнеполитических интересов путем целенаправленного использования военных кораблей и судов обеспечения.

Военный корабль — судно, принадлежащее вооруженным силам государства, носящее наружные эмблемы (военно-морской флаг и вымпел) в качестве отличительного признака его национальности, находящееся под командованием офицера, внесенного в реестр Военно-морского флота (ВМФ), и имеющее экипаж, подчиняющийся регулярной воинской дисциплине (ст. 8 Конвенции ООН об открытом море). В мирное время военные корабли выполняют некоторые охранные функции в территориальном и в открытом море. Военный корабль в открытом море подчиняется только государству флага и является одновременно его исполнительным органом в лице командира корабля по отношению к торговым судам того же государства. Таким образом, согласно международному морскому праву военному кораблю в целях поддержания международного правопорядка в Мировом океане предоставлено право осуществлять в определенных случаях властные полномочия в отношении своих и иностранных судов, не обладающих иммунитетом. Однако такое право распространяется только на те военные корабли, которые отвечают следующим признанным международным правом четырем признакам: 1. Военный корабль должен принадлежать вооруженным силам какого-либо государства. Отсюда следует, что он является государственной собственностью и никакие частные организации, компании, объединения или лица не обладают правом иметь военные корабли. 2. Военный корабль должен иметь внешние признаки, свидетельствующие о его принадлежности к вооруженным силам данного государства. К таким признакам прежде всего относится присвоенный кораблю военно-морской флаг. ЮНКЛОС признает за каждым государством право на то, чтобы суда (в том числе и военные корабли) плавали в открытом море под его флагом. В ней, однако, не уточняется, какие суда какой именно флаг должны нести: государственный, военно-морской (военный) или торговый. Государство решает этот вопрос по своему усмотрению. Оно самостоятельно выбирает флаг и для своих военных кораблей. Международное право лишь определяет, что все суда имеют национальность того государства, под флагом которого они вправе плавать, и что между этим государством и судном должна существовать реальная связь. Военным кораблям Российской Федерации могут присваиваться следующие флаги: Военно-морской флаг Российской Федерации; Флаг вспомогательных судов ВМФ Российской Федерации; Флаг гидрографических судов ВМФ Российской Федерации; Военно-морской флаг кораблей и судов пограничных войск ВМФ Российской Федерации и др. Вопрос о присвоении кораблям ВМФ того или иного флага решается в соответствии с положениями Корабельного устава Военно-морского флота Российской Федерации. Следует отметить, что военно-морские (военные) флаги, отличные от государственных, установлены в Австралии, Бельгии, Великобритании и в других государства. В США, Франции, Турции и других странах как военные корабли, так и невоенные суда носят государственный флаг. В этом случае внешним отличительным знаком военного корабля становится его вымпел. В США, Франции, Турции внешними признаками, отличающими военный корабль от других судов данного государства, могут служить также поднимаемые на них штандарты, флаги и брейд-вымпелы должностных лиц. Кроме того, помимо флага и вымпела к внешним отличительным знакам военного корабля могут быть отнесены его бортовые номера, буквенные обозначения и другие особые знаки. Например, на корме боевых кораблей может быть нанесен государственный герб. 3. Военный корабль должен находиться под командованием офицера, состоящего на службе правительства данного государства, и его фамилия должна быть занесена в соответствующий список военнослужащих или эквивалентный ему документ. Следовательно, возложение на офицера полномочий командовать военным кораблем современное международное право относит исключительно к компетенции того государства, чей флаг несет данный военный корабль. 4. Военный корабль должен иметь экипаж, подчиненный регулярной военной дисциплине. Понятно, что большие права и высокая ответственность военного корабля, который может выступать как представитель суверенного государства, требуют наличия на нем строгой воинской дисциплины. Международное право не ставит правовой статус военного корабля в зависимость от его вооружения. Ни Гаагская конвенция об обращении торговых судов в суда военные 1907 года, ни Конвенция ООН об открытом море, ни ЮНКЛОС не рассматривают вооружение военного корабля в качестве одного из его обязательных признаков. Следовательно, к военным кораблям в их международно-правовом понятии относятся не только боевые корабли, предназначенные непосредственно для ведения боевых действий, но и суда обеспечения, выполняющие различного рода вспомогательные задачи. Не имея на борту оружия, они тем не менее являются военными кораблями, входящими в состав военно-морских сил того или иного государства. Отсутствие некоторых предусмотренных международным морским правом признаков не лишает судно обеспечения правового положения военного корабля, а лишь сказывается на возможности осуществления им определенных, присущих только боевым кораблям властных полномочий и на правовом положении членов его экипажа при увольнении их на берег в иностранном порту. Корабельный состав своего военно-морского флота каждое государство определяет по своему усмотрению. Иммунитет военного корабля включает свободу от юрисдикции иностранных властей и нераспространение на него действия законов любого государства, кроме государства флага (государства регистрации); свободу от принуждения и каких-либо иных насильственных действий в какой бы то ни было форме, а также особые льготы и привилегии. В соответствии с этим военный корабль любого государства: — не подлежит уголовной и гражданской юрисдикции иностранного государства; — не может быть подвергнут осмотру; — не подлежит обложению какими-либо сборами, кроме сборов в уплату оказанных ему услуг; — не подлежит задержанию или аресту в обеспечение иска или по любой другой причине; — не может подвергаться принуждению со стороны каких бы то ни было иностранных властей; — не может быть в мирное время конфискован ни по какому решению иностранных властей. Экипаж военного корабля находится под защитой законов государства флага и международного права. Любые спорные вопросы, возникающие в связи с деятельностью военного корабля, решаются дипломатическим путем. Иностранные должностные лица ни под каким предлогом не могут иметь доступа на военный корабль без прямого на то согласия его командира, а также вмешиваться во внутреннюю жизнь корабля и его порядки. Всякая попытка вмешательства должна пресекаться самым решительным образом, в крайнем случае силой оружия. По существующему международному обычаю иммунитет распространяется и на спущенные на воду корабельные плавсредства и на поднятые с его борта в воздух летательные аппараты. Иммунитет военных кораблей носит универсальный характер в том смысле, что корабли всех государств в равной мере обладают иммунитетом подобно тому, как обладают суверенитетом сами государства. При этом иммунитетом обладают все военные корабли независимо от ранга, класса или типа, а также независимо от правового режима района Мирового океана, в котором они находятся. Важно иметь в виду, что в соответствии с нормами международного морского права иммунитетом обладают и государственные суда, эксплуатируемые в некоммерческих целях (пограничные, полицейские, таможенные и др.). В частности, такие суда в открытом море пользуются полным иммунитетом от юрисдикции какого бы то ни было государств, кроме государства флага.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *