Водные биологические ресурсы России

(по итогам научно-методического семинара Аналитического управления Аппарата Совета Федерации к заседанию Научно-экспертного совета при Председателе Совета Федерации на тему «Проблемы и перспективы освоения биоресурсов Мирового океана в интересах Российской Федерации» 27 ноября 2019 года)

Настоящий аналитический вестник подготовлен по итогам научно-методического семинара Аналитического управления Аппарата Совета Федерации к заседанию Научно-экспертного совета при Председателе Совета Федерации на тему «Проблемы и перспективы освоения биоресурсов Мирового океана в интересах Российской Федерации».
Мировой океан – место сосредоточения хозяйственной, военной и научно-технической деятельности различных государств, транснациональных корпораций, международных организаций и одновременно место пересечения их интересов.
В настоящее время многие страны все большее внимание обращают на энергетические, минеральные и биологические ресурсы океана, рассматривая их в качестве важнейшего фактора развития.
По имеющимся оценкам, их общие запасы кратно превосходят ресурсный потенциал суши.
Ресурсы Мирового океана способны покрыть потребности всего человечества на сотни лет вперед, обеспечив будущие поколения неисчерпаемыми источниками энергии, минеральными ресурсами для промышленного развития, высококачественными продуктами питания и лекарственными средствами.
Освоение биологических и иных ресурсов Мирового океана требует комплексных законодательных и управленческих решений, необходимых для эффективной работы рыбопромышленного комплекса и связанных с ним отраслей экономики страны.
Открывает аналитический вестник выступление А.В. Адрианова, вице-президента Российской академии наук, академика РАН.
В вестник также вошли выступления ведущих экспертов, содержащие анализ текущего состояния и перспектив развития освоения биоресурсов Мирового океана и вопросы изучения и промышленного освоения водных биологических ресурсов в открытых, в том числе глубоководных районах Мирового океана.
Материалы вестника могут быть использованы в работе членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, представителей федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, научно-экспертного сообщества.

  • Выступления участников научно-методического семинара Аналитического управления Аппарата Совета Федерации по проблемам и перспективам освоения биоресурсов Мирового океана в интересах российской экономики
  • А.В. Адрианов, вице-президент Российской академии наук, академик РАН
  • М.К. Глубоковский, научный руководитель ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии», профессор, доктор биологических наук
  • А.А. Передня, член совета директоров АО «Рыболовецкий колхоз «Восток-1», кандидат биологических наук
  • А.С. Скаридов, заведующий кафедрой международного и морского права Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова, доктор юридических наук
  • С.А. Леонидченко, советник Правового департамента Министерства иностранных дел Российской Федерации
  • В.К. Зиланов, член Ассоциации международного морского права, член Научно-экспертного совета Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации, председатель Северного координационного совета ассоциаций, объединений и предприятий рыбной промышленности Северного бассейна (КС «Севрыба»)
  • М.В. Боргулев, директор программы устойчивого морского рыболовства Всемирного фонда природы
  • Статья В.А. Кирочкини, председателя подкомитета Торгово- промышленной палаты Российской Федерации по развитию рыбохозяйственного комплекса России, почетного работника рыбного хозяйства России
    Возвращение России к освоению водных биологических ресурсов в отдаленных районах Мирового океана
  • Итоговый документ научно-методического семинара Аналитического управления Аппарата Совета Федерации по проблемам и перспективам освоения биоресурсов Мирового океана в интересах российской экономики

ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ, ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ И ПРИРОДОРЕСУРСНОЕ ПРАВО

Д. В. Козлов*

Договорно-разрешительный порядок предпринимательского рыболовства и рыбоводства

Аннотация: В настоящей статье рассматриваются случаи рыболовства, возникающего на основании смешанных правовых институтов с преобладанием частно-правового инструментария. Показывается, что основным юридическим фактом для возникновения (предпринимательского) промышленного и прибрежного рыболовства, особенно на рыбопромысловых участках, и рыбоводства выступают различные виды договоров. К ним относятся договор о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов; договор пользования водными биоресурсами; договор о предоставлении рыбопромыслового участка; договор пользования рыбоводным участком. Разрешение на добычу водных биоресурсов в свете последних изменений законодательства потерло свое основополагающее значение. Как следствие, наблюдается замещение публичных норм частными.

Ключевые слова: промышленное и прибрежное рыболовство, рыбоводство, договоры, разрешение на добычу (вылов) водных биоресурсов, рыбопромысловый участок, рыбоводный участок

РО! 10.17803/1994-1471.2017.74.1.230-236

Пользование водными биоресурсами в целях рыболовства обладает наибольшими особенностями из всех вариантов использования объектов животного мира, вследствие чего некоторые его виды базируются на сложном юридическом составе — включающим в себя как договор, так и разрешение органов власти, причем первое в результате последних изменений законодательства доминирует над вторым. При этом, следствием новелл стала излишняя запутанность и некоторая

противоречивость норм о предоставлении в пользование водных биоресурсов.

Согласно ст. 1 закона о водных биоресурсах1 под рыболовством понимается деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов, а также действия по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов и производству из них рыбной и иной продукции. В число водных биоресурсов включают рыб, водных беспозвоночных и млекопитающих, водоросли, других

1 ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» от 20.12.2004 № 166-ФЗ // Российская газета от 23.12.2004 № 284.

© Козлов Д. В., 2017

* Козлов Денис Валерьевич, кандидат юридических наук старший преподаватель кафедры международного права Южного федерального университета DVKozlov@sfedu.ru

344041, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Попова, 19

водных животных и растения, находящиеся в состоянии естественной свободы.

В соответствии со ст. 16 закона о водных биоресурсах устанавливаются следующие виды рыболовства:

1) промышленное рыболовство — предпринимательская деятельность по поиску и добыче (вылову) водных биоресурсов, по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству на судах рыбопромыслового флота рыбной и иной продукции из этих водных биоресурсов;

2) прибрежное рыболовство — предпринимательская деятельность по поиску и добыче (вылову) водных биоресурсов, приемке, обработке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов в определенные органами государственной власти прибрежных субъектов РФ места доставки на территориях этих субъектов, в том числе в морские порты РФ, а также перегрузка уловов водных биоресурсов и производство на судах рыбопромыслового флота рыбной и иной продукции из водных биоресурсов;

3) рыболовство в научно-исследовательских и контрольных целях осуществляется для изучения и сохранения водных биоресурсов, а также среды их обитания;2

4) рыболовство в учебных и культурно-просветительских целях проводится для обеспечения образовательной деятельности и культурной деятельности;3

5) рыболовство в целях аквакультуры (рыбоводства) осуществляется для сохранения водных биоресурсов и обеспечения деятельности рыбоводных хозяйств;

6) любительское и спортивное рыболовство;

7) рыболовство в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ.4

Последние два вида рыболовства по общему правилу осуществляются свободно и бесплатно, за исключением добычи водных биоресурсов на прудах и обводненных карьерах, находящихся в частной собственности. В этом случае такие формы рыболовства осуществляются на основании путевки, выданной частным собственником, которая подтверждает заключение договора возмездного оказания услуг между ним и рыболовами. Допускается использование водных биоресурсов для нескольких видов рыболовства.

Рыболовство осуществляется российскими физическими и юридическими лицами, за исключением организаций, находящихся под иностранным контролем. 5 Контроль должен касаться вопросов управления организацией, и его признаки прописаны в ст. 14.2 закона о водных биоресурсах.

Основания возникновения права на добычу (вылов) водных биоресурсов разнятся в зависимости от вида рыболовства. К договорным можно отнести только промышленное и прибрежное рыболовство, а также рыбоводство. Последнее характеризуется специфическими чертами, отличающими его от двух первых. Промышленное и прибрежное рыболовство можно объединить при рассмотрении порядка доступа к ним, с учетом того, что конкретное

2 Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения об осуществлении рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях» от 13.11.2009 № 921 // Российская газета от 18.11.2009 № 217.

3 Приказ Росрыболовства «Об утверждении порядка осуществления рыболовства в учебных и культурно-просветительских целях» от 01.06.2009 № 437 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 18.08.2009 № 14556) // Российская газета от 28.08.2009 № 161.

4 Приказ Госкомрыболовства РФ «Об утверждении Порядка осуществления рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ» от 11.04.2008 № 315 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 19.05.2008 № 11709) // Российская газета от 24.05.2008 № 111.

5 Правде и здесь есть исключение: запрет на распространяется на случаи иностранного контроля в соответствии с ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» от 29.04.2008 № 57-ФЗ // Российская газета от 07.05.2008 № 96.

юридическое основание возникновения права на добычу зависит от вида биоресурса.

В первом случае, по отношению к ряду водных биоресурсов6 устанавливается размер их годовой добычи в рамках определенного ры-бохозяйственного бассейна, который называется общим допустимым уловом (ст. 28 закона о водных биоресурсах). Отдельно выделяются общие допустимые уловы для каждого субъекта РФ, во внутренних морских водах РФ, в территориальном море РФ, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ, в Азовском и Каспийском морях.7 Часть общего допустимого улова называется квотами и распределяется по видам рыболовства и по субъектам РФ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заинтересованным лицам предоставление таких водных биоресурсов в целях промышленного и прибрежного рыболовства осуществляется на основании договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов. Данный договор может заключаться как по результатам аукциона, так и без его проведения на срок в 10 лет (п. 1 ст. 31 закона о водных биоресурсах).

В договоре о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов указываются его стороны, предмет договора, срок его действия, вид рыболовства и иные условия.8

Второй случай распространяется на водные биоресурсы, в отношении которых не устанавливается общий допустимый улов. Они пере-

даются в целях промышленного и прибрежного рыболовства на основании договора пользования водными биоресурсами, который по подавляющему большинству своих параметров совпадает с договором о закреплении квот добычи (вылова) водных биоресурсов9. Таким образом, единственное существенное отличие данных договоров — это их предмет, а именно разные виды биоресурсов, что скорее относится к области экологического права.

При этом, для разграничения интересов различных предпринимателей, осуществляющих добычу водных биоресурсов в одних и тех же акваториях водных объектов, в дополнение к этим договорам на наиболее оживленных местах рыбной ловли требуется заключать второй договор о предоставлении рыбопромыслового участка.

Рыбопромысловый участок состоит из акватории водного объекта рыбохозяйственного значения или его части. Границы данного участка устанавливаются специальной комиссией органа власти субъекта РФ по точкам географических координат и, по общему правилу, не должны выходить за границы муниципального образования, в пределах которого расположен данный участок. 10 Перечень данных участков устанавливается Росрыболовством по согласованию с органами власти субъекта РФ.11 При этом рыбопромысловый участок представляет собой особый объект гражданских прав, к которому не могут быть применимы в полной мере

6 Приказ Минсельхоза России «Об утверждении перечня видов водных биологических ресурсов, в отношении которых устанавливается общий допустимый улов» от 01.10.2013 № 365 (Зарегистрирован в Минюсте России 07.11.2013 № 30328) // Российская газета от 13.11.2013 №. 255.

7 Постановление Правительства РФ «Об определении и утверждении общего допустимого улова водных биологических ресурсов и его изменении» от 25.06.2009 № 531 // Собрание законодательства РФ, 29.06.2009, № 26, ст. 3205.

8 Постановление Правительства РФ «О подготовке и заключении договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов» от 15.08.2008 № 612 // Российская газета от 19.08.2008 № 174.

9 Постановление Правительства РФ «О подготовке и заключении договора пользования водными биологическими ресурсами, общий допустимый улов которых не устанавливается» от 25.08.2008 № 643 // Российская газета от 29.08.2008 № 183.

10 Приказ Минсельхоза России «Об утверждении Порядка определения границ рыбопромысловых участков» от 22.03.2013 № 143 (Зарегистрирован в Минюсте России 23.07.2013 № 29125) // Российская газета от 02.08.2013 № 169.

11 Приказ Росрыболовства «О согласовании перечней рыбопромысловых участков» от 24.08.2009 № 759 // СПС Консультант Плюс.

нормы ГК РФ об имуществе. 12 В то же время договор о предоставлении рыбопромыслового участка не является и разновидностью обособленного водопользования, на которое необходимо получить специальное разрешение, и допускает совместное водопользование. 13

Договор о предоставлении рыбопромыслового участка заключается по результатам конкурса на срок до 10 лет, в отношении анадром-ных рыб — до 25 лет14.

Досрочное расторжение всех этих договоров, а также их изменение допускается по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством с обязательным предварительным предупреждением контрагенту.

В случаях, установленных законодательством, предусматриваются ограничения рыболовства и прекращение права на добычу водных биоресурсов. Принудительное прекращение права на добычу водных биоресурсов осуществляется в случаях, если:

1) возникает необходимость использования водных объектов для государственных нужд;

2) добыча водных биоресурсов осуществляется в течение двух лет подряд в объеме менее пятидесяти процентов промышленных квот и прибрежных квот;

3) лицо, у которого имеется право на добычу водных биоресурсов, в течение календарного года два раза или более нарушило правила рыболовства, в результате чего был причинен крупный ущерб водным биоресурсам,

4) лицо, у которого имеется право на добычу водных биоресурсов, не осуществило доставку уловов водных биоресурсов в морские порты РФ или в иные места доставки в соответствии;

5) лицо, у которого имеется право на добычу водных биоресурсов, в течение календарного года без проведения согласования в установленном порядке осуществляло прекращение на сорок восемь и более часов работы технических средств контроля;

6) над лицом, у которого имеется право на добычу водных биоресурсов, установлен контроль иностранного инвестора.

Досрочное расторжение договора о закреплении долей квот вылова водных биоресурсов является по своей природе исключительной мерой, применяемой судом к злостному нарушителю договорных обязательств, направленной прежде всего на рациональное использование биоресурсов, исключение экономически невыгодного неиспользования рыбопромысловых участков, предоставление другим лицам права вылова биоресурсов на неосвоенных участках в целях их рационального освоения. Предупреждение пользователя о необходимости исполнения обязательств направлено на исполнение им условий договоров и предоставление ему возможности осуществить вылов биоресурсов на предоставленных участках в целях их рационального освоения, учитывая сложный порядок заключения новых договоров и длительность такой процедуры.

Переход права на добычу водных биоресурсов от одного лица к другому лицу осуществляется в порядке универсального правопреемства либо путем отчуждения на основании договора, заключаемого по результатам аукциона (ст. 32 закона о водных биоресурсах). Иных вариантов, в том числе и путем решений административных органов, не допускается, что неоднократно подтверждалось судебной практикой.15

Таким образом, для осуществления промышленного и прибрежного рыболовства требуется, как правило, заключение сразу 2 договоров — на предоставление рыбопромыслового участка и в дополнение к нему либо договор о закреплении долей квот, либо договор на пользование водными биоресурсами. При этом, поскольку договор на предоставление рыбопромыслового участка заключается на основании аукциона, то он выходит постепенно

12 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 24.01.2011 по делу № А65-5571/2010 // СПС Консультант Плюс.

13 Решение ВАС РФ от 21.03.2014 № ВАС-15994/13 // СПС Консультант Плюс.

14 Постановление Правительства РФ «О проведении конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного или прибрежного рыболовства и заключении такого договора» от 14.04.2008 № 264 // Российская газета от 15.04.2008 № 81.

15 Определение ВАС РФ от 20.03.2014 № ВАС-873/14 по делу № А40-40139/2012 // СПС Консультант Плюс.

на первый план, другие договоры могут заключаться только при его наличии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Однако одними договорами юридический состав по предоставлению доступа к добыче водных биоресурсов в рамках примышленного и прибрежного рыболовства не исчерпывается.

Помимо договоров требуется еще и получение разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов (ст. 34 закона о водных биоресурсах). Разрешение на добычу водных биоресурсов выдается в отношении каждого судна, осуществляющего рыболовство, и является документом строгой отчетности. В разрешении на добычу водных биоресурсов в зависимости от вида рыболовства должны быть указаны: сведения о лицах и судне, осуществляющих рыболовство, а также о районе добычи водных биоресурсов; виды добываемых водных биоресурсов; квоты вылова; орудия, способы и сроки добычи водных биоресурсов; требования к охране окружающей среды; иные существенные условия.

Данное разрешение выдается органами Ро-срыболовства. При этом обязательным условием для выдачи разрешения на добычу водных биоресурсов в отношении промышленного и прибрежного рыболовства выступает наличие у претендента заключенных договоров. Допускается внесение изменений в разрешения в случае изменения или уточнения районов вылова водных биологических ресурсов, квот вылова водных биологических ресурсов, орудий и способов вылова водных биологических ресурсов, срока действия указанных разрешений, сведений о лицах, которым предоставлено право на вылов водных биологических ресурсов, в случае замены капитанов судов, которые осуществляют рыболовство, исправления ошибок в выданных разрешениях, а также в иных, требующих безотлагательного решения, случаях. При нарушении правил рыболовства или расторжении заключенных договоров на водные биоресурсы происходит приостановление или аннулирование действия разрешения.

Таким образом, разрешение в случае заключения договоров на рыболовство носит подчиненный и зависимый характер, а само

разрешение утратило, по сути, свое правопо-рождающее значение. Подобное дублирование разрешением ранее заключенных договоров является излишним администрированием, только затягивающим доступ пользователей к водным биологическим ресурсам, которое следует исключить из законодательства. 16

Подчиненный характер разрешений на добычу (вылов) водных биоресурсов подтверждается и арбитражной практикой, подчеркивающей что условия в разрешении на добычу водных биоресурсов должны совпадать с условиями договоров на водные биоресурсы.17

Однако поскольку разрешение продолжает существовать, пусть во многом и формально, доступ к водным биоресурсам в целях промышленного и прибрежного рыболовства не получается отнести к области частного права, несмотря на доминирующую роль договоров о предоставлении рыбопромыслового участка, на закрепление долей квот и о пользовании водными биоресурсами.

Под рыбоводством понимают отрасль сельского хозяйства, которая занимается разведением рыбы, улучшением и увеличением рыбных запасов в водоемах. Рыбоводство повышает численность таких видов, как лососевые, сомообразные, тилапия, треска, карп, форель и других. Увеличение спроса на дикое рыболовство промысловыми заготовщиками рыбы вызвало уменьшение ее численности ниже приемлемого уровня, поэтому рыбоводство предлагает альтернативное решение для удовлетворения рыночного спроса на рыбу.

В качестве специфической разновидности рыбоводства рассматривается товарное рыбоводство. Это предпринимательская деятельность по содержанию и разведению, в том числе выращиванию, водных биоресурсов в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания, их вылову с последующей реализацией уловов водных биоресурсов. Наиболее привлекательным для инвестиций сегментом рыбохозяйственного комплекса является пастбищное рыбоводство, как вид деятельности по разведению, выращиванию и выпуску в водные объекты рыбохозяйственно-

16 Митякина Н.М. Основания возникновения права на предпринимательскую деятельность в области использования водных биологических ресурсов // Современное право. 2015. № 5. С. 63.

17 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2012 по делу № А42-3883/2011 // СПС Консультант Плюс.

го значения водных биоресурсов, полученных в регулируемых и контролируемых условиях в целях получения дополнительного промыслового возврата18.

Для организации рыбоводства (рыболовства в целях аквакультуры) требуется получение двойного разрешения: решения о предоставлении водных биоресурсов в пользование и разрешения на их добычу, а также заключения договора пользования рыбоводным участком.

Под рыбоводным участком понимается водный объект и (или) его часть, участок континентального шельфа или исключительной экономической зоны РФ, используемые для осуществления аквакультуры (рыбоводства). В прудах, обводненных карьерах, а также на водных объектах, используемых в процессе функционирования мелиоративных систем, включая ирригационные системы, рыбоводные участки не выделяются, что означает нахождение рыбоводных участков, как части поверхностных водных объектов в государственной собственности19.

Объекты аквакультуры, продукция аква-культуры, рыбоводные участки, объекты рыбоводной инфраструктуры являются объектами гражданских прав. Собственниками объектов аквакультуры выступают рыбоводные хозяйства (юридические лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприниматели).

По договору пользования рыбоводным участком собственник этого участка обязуется предоставить его рыбоводному хозяйству за плату во временное пользование для осуществления аквакультуры (рыбоводства). Существенными условиями договора пользования рыбоводным участком являются:

1) стороны и предмет договора;

2) срок договора;

3) местоположение и площадь рыбоводного участка;

4) видовой состав объектов аквакультуры, подлежащих разведению и (или) содержанию, выращиванию, а также выпуску в водный объект и изъятию из водного объекта в границах рыбоводного участка;

5) основания и условия, определяющие изъятие объектов аквакультуры из водных объектов в границах рыбоводного участка;

6) сведения об объектах рыбоводной инфраструктуры;

7) мероприятия, которые относятся к рыбо-хозяйственной мелиорации и осуществляются рыбоводным хозяйством;

8) обязательства рыбоводного хозяйства осуществлять мероприятия по охране окружающей среды, водных объектов и других природных ресурсов;

9) обязательства рыбоводного хозяйства предоставлять отчетность об объеме выпуска в водные объекты и объеме изъятия из водных объектов объектов аквакультуры20;

10) ответственность сторон.

Изменение существенных условий договора пользования рыбоводным участком, а также передача, уступка прав третьим лицам по такому договору не допускаются. Срок действия договора пользования рыбоводным участком составляет от пяти до двадцати пяти лет и может быть досрочно расторгнут при невыполнении деятельности по рыбоводству в течение двух лет. По общему правилу договор пользования рыбоводным участком заключается на торгах,21 за исключением некоммерческих рыбоводных хозяйств, осуществляющих рыбо-

19 Ст.1, 4 ФЗ «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 02.07.2013 № 148-ФЗ // http://www.pravo.gov.ru, 03.07.2013. Хотя в самом законе и говориться о заключении договора пользования в отношении рыбоводных участков, находящихся как в государственной, так и муниципальной собственности, но муниципальная собственность может устанавливаться только на пруды и обводненные карьеры.

20 Приказ Минсельхоза России «Об утверждении Порядка предоставления отчетности об объеме выпуска в водные объекты и объеме изъятия из водных объектов объектов аквакультуры» от 25.11.2014 № 471 (Зарегистрирован в Минюсте России 19.02.2015 № 36113) // http://www.pravo.gov.ru, 24.02.2015.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21 Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) на право заключения договора пользования рыбоводным участком» от 15.05.2014 № 450 // http://www.pravo.gov.ru, 20.05.2014.

водство для сохранения водных биологических ресурсов. Они заключают безвозмездный договор пользования рыбоводным участком без проведения торгов (конкурсов, аукционов).22 Если при рыбоводстве происходит забор воды из водного объекта федерального значения в целях поддержания определенного гидрологического режима в искусственно созданных прудах для рыбоводства такая деятельность не подпадает под собственно товарное рыбоводства и не позволяет осуществлять свободное водопользование, поэтому необходимо заключать еще и договор водопользования.

В отличие от промышленного и прибрежного рыболовства при рыбоводстве первичным основанием выступает решение административного органа, а договор пользования рыбоводным участком служит дополнением. Наличие договорно-административного юридического состава возникновения отношений позволяет, и этот вид рыболовства отнести к смешанным правам на природные ресурсы. При этом исключение из законодательства положений о разрешений на добычу водных биоресурсов, и в этом случае выглядит давно назревшей мерой законодателя.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Митякина Н. М. Основания возникновения права на предпринимательскую деятельность в области использования водных биологических ресурсов // Современное право. 2015. № 5. С. 59 — 63.

Материал поступил в редакцию 07 июня 2016 г.

CONTRACTUAL LICENSING PROCEDURE FOR FISHERIES AND FISH FARMING ENTERPRISE

KOZLOV Denis Valeryevich

PhD in Law

Senior Lecturer at the Department of International Law, Southern Federal University DVKozlov@sfedu.ru

344041, Russia, Rostov-on-Don, Popova Street, 70.

REFERENCES (TRANSLITERATION)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *