Входит ли в страховой стаж декретный отпуск

Время, проведенное неработающими женщинами в уходе за ребенком, необходимо засчитывать молодой матери в трудовой стаж. С такой инициативой выступила уполномоченный по правам человека в России Татьяна Москалькова.

Реклама

По ее словам, даже если женщина не ушла в декрет с официального места работы, то все равно ее вынужденный отпуск по уходу за ребенком должен быть учтен. «Совершенно справедливо, что, даже если женщина не работала ни одного дня, но она родила ребенка и занимается этим общественно-полезным трудом, личным трудом, то, конечно, ей тоже должно для пенсии идти в трудовой стаж это время», — заявила омбудсмен в эфире программы «Утро России» телеканала «Россия 1».

Кроме того, Москалькова отметила, что данное предложение нашло отклик и среди других государственных органах. «Конечно, это несправедливо, и на это обратили внимание не только я, но и многие прогрессивные граждане нашей России. Самое главное, что эта инициатива находит положительное обсуждение и поддержку у председателя правительства, об этом говорил патриарх», — указала уполномоченный по правам ребенка.

Сейчас в страховой страж беременной россиянке засчитывается только в том случае, если она ушла в декретный отпуск с официального места работы. Только при этом условии молодая мама может не прерывать свой трудовой стаж и рассчитывать на накопление баллов, позволяющих получить большую сумму выплаты при выходе на пенсию, объясняет в беседе с «Газетой.Ru» адвокат, специалист по гражданскому праву Мария Ярмуш.

«Поэтому у безработной женщины не копится трудовой стаж, что ставит ее в неравные условия с молодой мамой, которая ушла в декрет с официального места работы. При этом россиянка могла работать, например, по договору ГПХ (Гражданского-правового договора), который был с ней расторгнут после того, как она сообщила работодателю о беременности. Подобная тенденция негативно в итоге сказывается на уровне рождаемости в стране. Женщины тратят время на рождение и воспитание ребенка, но не получают никаких привилегий при выходе на пенсию», — указывает собеседница «Газеты.Ru».

Впрочем, даже официальный уход сотрудницы в декрет не гарантирует ей запись в трудовой стаж на протяжении всего периода по уходу за ребенком.

В настоящий момент женщина может рассчитывать на беспрерывный трудовой стаж только в первые 1,5 года с момента рождения ребенка.

Согласно ст. 11 Закона № 173-ФЗ, декретный отпуск, который необходим для завершения беременности и родов, полностью входит в страховой стаж, так как в этот период отчисляются взносы в Пенсионный фонд, указывает юрист. В этой статье также сказано, что и отпуск по уходу за своим ребенком, пока тому не исполнится 1,5 года, также включается в страховой стаж. Однако законом установлено ограничение – женщина может иметь не более шести лет такого стажа, то есть по 1,5 года на четверых детей.

«Подобная тенденция негативно в итоге сказывается на уровне рождаемости в стране. Женщины тратят время на рождение и воспитание ребенка, но не получают никаких привилегий при выходе на пенсию», — отмечает Ярмуш.

На несправедливость уже обратили внимание депутаты. Так, глава комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов направил письмо на имя вице-премьера Татьяны Голиковой с предложением включать 1,5 года ухода за детьми в трудовой стаж многодетных родителей вне зависимости от количества детей в семье.

Инициатива нашла отклик в Минтруде, которые поддержали идею. Тем не менее, дальше разговоров дело не дошло. Дело в том, что увеличение страхового стажа потребует выделения порядка 80 млрд рублей, посчитали в Минфине. Но в федеральном бюджете на 2020-2021 год расходы по данной статье не предусмотрены.

Надбавка за материнство

Между тем молодых матерей в России настигают проблемы не только в плане наработки трудового стажа, но и при получении пособий по уходу за ребенком.

В настоящий момент размер пособия по уходу за ребенком до полутора лет составляет порядка 40% от среднего заработка гражданина до выхода в оплачиваемый декретный отпуск. Средства выплачиваются только тем сотрудникам, которые официально работали по трудовому договору, а работодатель исправно платил за них страховые взносы. По закону россиянин, находясь в декрете, должен получать не менее 3,3 тыс. рублей в месяц на первого ребенка и 6,6 тыс. руб. на второго. При этом размер пособия не может быть выше 26,2 тыс. рублей.

Если к моменту выхода в декрет мама не работает, то пособие ей выплачивает государство.

Минимальный размер выплат на первого ребенка оно составляет те самые 3,3 тыс. рублей на первенца.
Впрочем, если на детей до полутора лет государство выплачивает все же более-менее адекватные деньги, то дальше размер выплат драматически падает, признают эксперты. Сейчас родитель, у которого на обеспечении находится ребенок от 1,5 до 3 лет, получает из бюджета всего лишь 50 рублей в месяц.

Правда, с 2020 года родители детей до трех лет будут ежемесячно получать от государства 12 тыс. рублей, обещает правительство. Но эти деньги увидят только малоимущие семьи, чей суммарный доход не превышает двух прожиточных минимумов. То есть с учетом того, что такая семья обычно состоит из матери, отца и ребенка, это означает, что доход отца-кормильца семьи должен быть чуть меньше 45 тыс. рублей в месяц, отметила в разговоре с «Газетой.Ru» председатель молодежного парламента при Госдуме Мария Воропаева.

Но даже если семья подходит под категорию малоимущих, то и это не дает ей право на автоматическое получение денег.

Проблема в том, что часто для того, чтобы получить эти выплаты, женщине надо пройти многочисленные «круги бюрократического ада», так как отделы социального обеспечения трактуют перечень необходимых для назначения выплат документов «кто во что горазд», указала эксперт. Например, даже в Москве эту выплату нельзя оформить через сайт «Госуслуг», то есть нельзя понять, какие именно документы нужны.

Но даже этих денег не хватает на полноценный уход за ребенком, признают молодые мамы. В беседе с «Газетой.Ru» Маргарита, которая была в декрете в 2014 году, рассказала, что поскольку она официально не работала на момент рождения ребенка, то получала минимальные выплаты. При этом она не могла официально устроиться на работу, так как работодателям не нужны «проблемные сотрудники».

«Раз в месяц на эти деньги ходила в магазин и покупала еду, которую сама хотела. В остальное время приходилось есть то, что покупали родственники или муж. Также хватало денег от государства, чтобы частично оплатить покупку памперсов и салфеток», —отметила Маргарита.

16.12.2011
В последние годы в пенсионное законодательство был внесен ряд поправок, расширяющих перечень так называемых нестраховых периодов, включаемых в страховой стаж. Это позволяет учесть данные периоды при расчете размера их пенсии, при условии, что государство возмещает Пенсионному фонду стоимость страхового года за каждый такой «нерабочий» год. Страховой стаж состоит главным образом из периодов работы и (или) иной деятельности застрахованного лица, за которые уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд. Так определяется понятие страхового стажа в ст. 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее Закон № 173-ФЗ). Вместе с тем Законодатель не учитывает некоторые периоды, когда трудоспособный человек был лишен возможности работать и не подлежал пенсионному страхованию. Наиболее значимые из них выделены иные периоды, засчитываемые в страховой стаж. Перечень таких периодов который является исчерпывающим приведен в статье 11 Закона № 173-ФЗ, а именно: 1. период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 12 февраля 1993 г. № 4468–1 (далее Закон № 4468–1); 2. период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности; 3. период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности; 4. период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства; 5. период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке; 6. период ухода, осуществляемого трудоспособным неработающим лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет; 7. период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности (подпункт дополнительно включен с 1 января 2009 года Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 146-ФЗ); 8. период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства Российской Федерации при международных организациях, торговые представительства Российской Федерации в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений Российской Федерации (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, но не более пяти лет в общей сложности (подпункт дополнительно включен с 1 января 2009 года Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 146-ФЗ). Рассмотрим подробно вопросы о включении нестраховых периодов в страховой стаж. Периоды военной и приравненной к ней службе Подпункт 1 п. 1 ст. 11 Закона № 173-ФЗ говорит о военной, а также о другой приравненной к ней службе, предусмотренной Законом № 4468–1. В приведенной формулировке необходимо обязательно учитывать следующее: В Законе № 173-ФЗ понятие «военная служба» и «другая приравненная к ней служба» не раскрыты, поскольку это не является предметом его правового регулирования. Понятие «военная служба» определено в ст. 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Надо отметить, что граждане проходят военную службу не только по призыву, а также в добровольном порядке (по контракту). Т. к. в нем не упоминается военная служба по призыву. Следовательно, если бы законодатель упомянул о Законе № 4468–1, это необоснованно лишила бы возможности зачета в страховой стаж периода прохождения военной службы по призыву, которая в отличие от военной службы по контракту, затрагивает большинство военнослужащих. Что же касается определения службы, приравненной к военной, то здесь отсылка к Закону РФ № 4468–1 вполне уместна, поскольку данный закон не только сам упоминает о некоторых видах такой службы, но к нему в этом вопросе отсылают и другие федеральные законы, что позволяет определить уже полный перечень видов службы, приравниваемой к военной. Здесь необходимо сделать пояснение: приравнивание к военной службе существует только для целей пенсионного обеспечения, потому и основывается на специальном законе. Что касается периодов временной нетрудоспособности, то подпунктом 2 п. 1 ст. 11 Закона № 173-ФЗ предусматривается период получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, при этом необходимо одновременное сочетание двух факторов — временная нетрудоспособность застрахованного лица и получение в этот период любого пособия по государственному пенсионному страхованию. Если по ранее действовавшему пенсионному законодательству в трудовой стаж засчитывалась только временная нетрудоспособность, начавшаяся в период работы, то в Законе № 173-ФЗ такое ограничение отсутствует. Подпункт 2 данного пункта касается в основном периодов получения трех видов пособий, а именно: — пособия по временной нетрудоспособности; — пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием; — пособия по беременности и родам. Рассмотрим периоды ухода за ребенком Подпункт 3 п. 1 ст. И Закона № 173-ФЗ предусматривает включение в страховой стаж периода ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности. В законе не предусмотрен зачет в страховой стаж 70 дней до рождения ребенка, поскольку в этот период женщина, как правило, получает пособие по временной нетрудоспособности или по беременности и родам и этот период засчитывается ей в страховой стаж по другому основанию. При этом период ухода за ребенком уменьшен от трех до полутора лет и составляет в общей сложности 3 года, в отличии 9 лет по ранее действовавшему законодательству. Периоды получения пособия по безработице Подпункт 4 п. 1 ст. 11 предусматривает зачет в страховой стаж трех периодов: — период получения пособия по безработице; — период участия в оплачиваемых общественных работах; — период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства. По ранее действовавшему пенсионному законодательству в трудовой стаж засчитывался также период самого трудоустройства безработного, переехавшего в другую местность в поисках подходящей ему работы. Однако по Закону № 173-ФЗ при требуемом в настоящее время пятилетнем страховом стаже только три периода учитываются при подсчете страхового стажа. Периоды необоснованно репрессированным и привлеченных к уголовной ответственности Подпункт 5 п. 1 статьи 11 касается двух категорий граждан, а именно: — необоснованно привлеченных к уголовной ответственности; — необоснованно репрессированных. Общим для них является юридический факт необоснованного применения уголовной ответственности или другой репрессивной меры с последующей за этим реабилитацией. Само понятие необоснованного применения репрессии предполагает обязательное наличие официального документа о реабилитации. При отсутствии официального акта нет оснований определить периоды необоснованного привлечения к уголовной ответственности или необоснованном применении иной репрессии. Периоды ухода за инвалидом или престарелым гражданином В подпункте 6 п. 1 ст. 11 Закона № 173-ФЗ этот нестраховой период включается в страховой стаж это когда трудоспособный человек был вынужден оставить работу для обеспечения ухода за нетрудоспособным гражданином. Трудоспособным лицом считается лицо, способное осуществлять трудовую деятельность. В подп. 6 п. 1 ст. 11 Закона № 173-ФЗ под трудоспособным лицом понимается лицо, достигшее возраста, с которого согласно трудовому законодательству допускается прием на работу. В ст. 63 Трудового кодекса РФ указано, что заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими 16 лет. Таким образом, существует нижняя граница трудоспособности, а вот верхней (предела трудоспособности) законодательством не установлено. Есть три категории граждан, уход за которыми может быть засчитан ухаживающему лицу в его страховой стаж. К ним относятся: — инвалид I группы, в том числе с детства; — ребенок-инвалид (данный статус могут иметь дети до 18 лет; после этого им при наличии необходимых показаний должна быть установлена одна из трех групп инвалидности); — престарелый, то есть человек, достигший возраста 80 лет (при этом не имеет никакого значения, есть у него какая-либо группа инвалидности или нет). Периоды проживания с супругами в которые трудоспособные граждане не были застрахованы Подпунктами 7 и 8 пункта 1 статьи 11 предусмотрены два похожих периода, а именно: — период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности; — период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства Российской Федерации и международные организации, перечень которых утвержден Правительством Российской Федерации, но не более пяти лет в общей сложности. Эти периоды объединены общим основанием: невозможностью трудоустройства в месте службы супруга. Порядок подтверждения данных периодов установлен постановлением Правительства РФ от 17.10.2009 г. № 817, которым внесены соответствующие поправки в Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий. Так, чтобы подтвердить период проживания супруги военнослужащего, имевший место до 1 января 2009 года либо приходящийся на время, когда супруг проходил военную службу (действительную, сверхсрочную) по контракту в воинском формировании РФ (СССР), дислоцированном на территории иностранного государства, потребуется справка воинской части (учреждения, предприятия и иной организации), военного комиссариата. Форма такой справки утверждена Правительством РФ. Она выдается на основании сведений личного дела военнослужащего либо документа, подтверждающего регистрационный учет по месту жительства (месту пребывания), а также трудовой книжки супруги военнослужащего. Если же данный период имеет место после 1 января 2009 года, то подтвердить его необходимо будет не только указанной справкой, но и справкой государственного учреждения службы занятости населения, форма которой была скорректирована Правительством РФ. Периоды проживания за границей супругов работников, направленных туда с представительскими полномочиями, подтверждаются справкой организации, направлявшей работника на работу за границу в перечисленные выше учреждения и организации. Ее форма также была специально разработана и утверждена Правительством РФ. Рассмотрим в каком порядке засчитываются нестраховые периоды в страховой стаж. Итак основные периоды, образующие страховой стаж, по определению должны являться страховыми, то есть за них должны уплачиваться страховые взносы в Пенсионный фонд. Именно эти периоды предусмотрены ст. 10 Закона 173-ФЗ. Нестраховые периоды (т. е. не связанные с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд), предусмотренные ст. 11 Закона № 173-ФЗ, не могут засчитываться без периодов страхового стажа, т. е. они засчитываются в страховой стаж только когда у заявителя есть страховые периоды. Условия зачета в страховой стаж нестраховых периодов предусмотрены п. 2 ст. И Закона № 173-ФЗ: Во-первых, страховой стаж не может состоять только из периодов, предусмотренных в п. 1 ст. 11 Закона № 173-ФЗ. Для зачета этих периодов в страховой стаж необходимо наличие хотя бы одного дня страхового стажа. Во-вторых, эти периоды могут быть засчитаны в страховой стаж лишь при условии, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности независимо от продолжительности. Вместе с тем Закон № 173-ФЗ не ограничивает количество иных периодов, которые согласно п. 1 ст. 11 Закона № 173-ФЗ могут быть засчитаны в страховой стаж, если этим периодам предшествовали или за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности.

1. В страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона, засчитываются:

1) период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»;

2) период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;

3) период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более четырех с половиной лет в общей сложности;

4) период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда или переселения по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;

5) период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;

6) период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;

7) период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности;

8) период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства Российской Федерации при международных организациях, торговые представительства Российской Федерации в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений Российской Федерации (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, но не более пяти лет в общей сложности.

2. Периоды, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 10 настоящего Федерального закона.

Комментарий к Ст. 11 закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»

1. Комментируемая статья определяет периоды, засчитываемые в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 Закона О трудовых пенсиях (т.н. иные или нестраховые периоды, т.е. периоды, за которые не уплачивались страховые взносы в ПФР).

В соответствии с п. 1 к таким иным периодам относятся (при этом приведены положения разд. IV «Документы, подтверждающие иные периоды до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, засчитываемые в страховой стаж» Правил 2002 г. подсчета и подтверждения страхового стажа; после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица иные периоды подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, см. комментарий к ст. 13 Закона):

1) период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом 1993 г. о пенсионном обеспечении лиц, проходивших службу.

Согласно п. 20 Правил 2002 г. подсчета и подтверждения страхового стажа соответствующий период подтверждается военными билетами, справками военных комиссариатов, воинских подразделений, архивных учреждений, записями в трудовой книжке, внесенными на основании документов, и другими документами, содержащими сведения о периоде прохождения службы;

2) период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.

В соответствии с п. 21 Правил 2002 г. подсчета и подтверждения страхового стажа указанный период подтверждается документом работодателя либо территориального органа Фонда социального страхования РФ о периоде выплаты указанного пособия;

3) период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности.

В пункте 22 Правил 2002 г. подсчета и подтверждения страхового стажа предусмотрено, что период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет подтверждается документами, удостоверяющими рождение ребенка и достижение им возраста полутора лет; в качестве указанных документов могут быть представлены свидетельство о рождении, паспорт, свидетельство о браке, свидетельство о смерти, справки жилищных органов о совместном проживании до достижения ребенком возраста полутора лет, документы работодателя о предоставлении отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и другие документы, подтверждающие необходимые сведения; кроме того, обращающийся за установлением трудовой пенсии гражданин (один из родителей) должен сообщить сведения о втором родителе, необходимые для решения вопроса о том, кому из родителей следует засчитывать в страховой стаж период ухода за ребенком;

4) период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства.

5) период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке.

В соответствии с Правилами 2002 г. подсчета и подтверждения страхового стажа: период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и в ссылке подтверждается документами учреждения, исполняющего наказания, о периоде отбывания наказания в местах лишения свободы, в ссылке, содержания под стражей и документом о необоснованном привлечении к уголовной ответственности, выданными в установленном порядке (п. 24); период содержания под стражей лиц, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и в ссылке подтверждается документами учреждения, исполняющего наказания, о периоде отбывания наказания в местах лишения свободы, в ссылке, содержания под стражей и засчитывается в страховой стаж при наличии документа о реабилитации, выданного в установленном порядке (п. 25); период пребывания лиц из числа репрессированных народов в спецпоселениях (местах ссылки) подтверждается документами органа внутренних дел РФ о периоде пребывания в спецпоселениях (местах ссылки) либо о сроке пребывания под надзором с ограничением прав и свобод и засчитывается в страховой стаж при наличии документа о реабилитации, выданного в установленном порядке (п. 26);

6) период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет.

Как предусмотрено в п. 27 Правил 2002 г. подсчета и подтверждения страхового стажа, указанный период засчитывается в страховой стаж решением органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по месту жительства лица, за которым осуществляется уход, принимаемым на основании заявления трудоспособного лица, осуществляющего уход, по форме согласно приложению N 3 к данным Правилам и документов, удостоверяющих факт и продолжительность нахождения на инвалидности (для инвалидов I группы и детей-инвалидов), а также возраст (для престарелых и детей-инвалидов) лица, за которым осуществляется уход; при раздельном проживании трудоспособного лица, осуществляющего уход, и лица, за которым осуществляется уход, помимо перечисленных документов представляется письменное подтверждение лица, за которым осуществляется (осуществлялся) уход, или его законного представителя, о том, что за ним в действительности осуществлялся уход, указываются фамилия, имя, отчество лица, осуществлявшего уход, и период ухода; при невозможности получения указанного письменного подтверждения (ввиду смерти, состояния здоровья) соответствующее письменное подтверждение может быть представлено членами семьи лица, за которым осуществляется (осуществлялся) уход; фактические обстоятельства осуществления ухода могут быть подтверждены актом обследования органа, осуществляющего пенсионное обеспечение; факт и продолжительность нахождения на инвалидности подтверждаются выпиской из акта освидетельствования в учреждении государственной службы медико-социальной экспертизы; в качестве документов, подтверждающих возраст, могут быть представлены свидетельство о рождении, паспорт, а также другие документы;

7) период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности (подпункт введен Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 146-ФЗ).

Согласно п. 27.1 Правил 2002 г. подсчета и подтверждения страхового стажа период проживания супругов военнослужащих, проходящих (проходивших) военную службу по контракту (действительную (сверхсрочную) военную службу), вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, имевший место до 1 января 2009 г., подтверждается справками воинских частей (учреждений, предприятий и иных организаций), военных комиссариатов по форме согласно приложению N 4 к данным Правилам; указанный период, имевший место после 1 января 2009 г., подтверждается справками воинских частей (учреждений, предприятий и иных организаций), военных комиссариатов по форме, предусмотренной приложением N 4 к данным Правилам, и справкой государственного учреждения службы занятости населения по форме, предусмотренной приложением N 2 к данным Правилам, а в случае если военнослужащий проходил военную службу по контракту (действительную (сверхсрочную) военную службу) в воинском формировании РФ (СССР), дислоцированном на территории иностранного государства, независимо от времени ее прохождения, — только справками воинских частей (учреждений, предприятий и иных организаций), военных комиссариатов по форме, предусмотренной приложением N 4 к данным Правилам; основанием выдачи справки по форме, предусмотренной приложением N 4 к данным Правилам, являются сведения личного дела военнослужащего либо документ, подтверждающий регистрационный учет по месту жительства или месту пребывания, а также трудовые книжки супругов военнослужащих;

8) период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, постоянные представительства РФ при международных организациях, торговые представительства РФ в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений РФ (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, но не более пяти лет в общей сложности (подпункт введен Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 146-ФЗ).

В соответствии с п. 27.2 Правил 2002 г. подсчета и подтверждения страхового стажа указанный период подтверждается справками организаций, направлявших работника на работу в указанные учреждения и организации, по форме согласно приложению N 5 к данным Правилам.

Согласно указанному выше Федеральному закону от 22 июля 2008 г. N 146-ФЗ, внесшему изменения в п. 1 комментируемой статьи 11 Закона О трудовых пенсиях, перерасчет страховой части ранее установленных трудовых пенсий в связи с зачетом в страховой стаж периодов, указанных в подп. 6 и подп. 7 и 8 п. 1 данной статьи (в ред. указанного Закона), производится с 1 января 2009 г. по заявлению, поданному гражданином по 31 декабря 2009 г. включительно в территориальный орган ПФР по месту его жительства.

2. В соответствии с п. 2 комментируемой статьи 11 периоды, предусмотренные п. 1 данной статьи, засчитываются в страховой стаж только при условии, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в ст. 10 комментируемого Закона (данное положение продублировано в п. 37 Правил 2002 г. подсчета и подтверждения страхового стажа). Иначе говоря, указанные в комментируемой статьи 11 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» нестраховые периоды засчитываются в страховой стаж, только если они непосредственно предшествовали или за ними сразу следовали периоды работы или иной деятельности, в период осуществления которой уплачивались страховые взносы в ПФР.

Согласно ст. 12 Закона 1996 г. об индивидуальном учете в системе ОПС (в ред. Федерального закона от 31 декабря 2002 г. N 198-ФЗ) граждане, имеющие право на зачет в страховой стаж иных периодов в соответствии с комментируемым Законом, могут обращаться в органы ПФР для получения страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования и включения этих периодов в свой индивидуальный лицевой счет.

Что делать, если во время отпуска сотрудник заболел или произошло повышение зарплаты? Общий порядок расчета отпусков плюс некоторые практические советы дает Наталья Потапкина, эксперт сервиса для расчета зарплаты онлайн Контур.Бухгалтерия.

Порядок предоставления отпусков сотрудникам описан в главе 19 ТК РФ, расчет среднего заработка — в Постановлении правительства № 922 от 24.12.2007.

Несколько общих слов об отпускном стаже

В соответствии с ТК РФ за каждый год работы всем сотрудникам полагается очередной оплачиваемый отпуск в размере 28 календарных дней. Для некоторых категорий работников также могут быть установлены и дополнительные отпуска в соответствии со ст. 116 ТК РФ.
На предприятии должен составляться график отпусков. Они предоставляются в соответствии с графиком отпусков

Согласно ст. 121 ТК РФ в стаж работы, дающий право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск, включаются все время, когда за сотрудником сохранялось место работы (должность), в том числе выходные и праздничные дни, дни отпуска, больничного и т п.

Не включается в стаж для отпуска:

  • время отсутствия работника на работе без уважительных причин, в том числе время отстранения сотрудника от работы по его вине;
  • время отпусков по уходу за ребенком;
  • время отпусков без сохранения заработной платы свыше 14 дней за год.

Обратите внимание: в соответствии со ст. 124 ТК РФ, запрещается непредоставление ежегодного оплачиваемого отпуска в течение двух лет подряд.

Если Шариков хочет работать… или отдыхать

Расчет отпускных в несколько кликов в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия!
Получить бесплатный доступ на 14 дней

Обратите внимание: для бухгалтера удобнее всего рассчитывать отпускные сотруднику по истечении 11 месяцев (или больше) года, за который предоставляется отпуск. Но на практике некоторые сотрудники берут отпуск раньше. Если сотрудник уходит в отпуск через 6 месяцев с начала работы на предприятии, нежелательно предоставлять ему весь отпуск полностью. Лучше разбить его на части и предоставить в размере не больше 14 дней. Т. к. если сотрудник уволится сразу после отпуска, получится, что деньги выплачены авансом. В таком случае, нужно будет пересчитать их и удержать с сотрудника часть выплаченных денег.

Вполне законные хитрости

Расчет отпускных в несколько кликов в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия!
Получить бесплатный доступ на 14 дней

В некоторых случаях сотрудник может «сэкономить» дни отпуска или получить чуть больше отпускных за счет выходных в начале и в конце периода отпуска.

Например, сотрудник уходит в отпуск на 3 недели с 01 по 17 июля 2020 года. Фактически он отдыхает с 29 июня по 19 июля, так как 29, 30, 18 и 19 число — выходные дни.

Внимание: Праздничные выходные дни, которые приходятся на время отпуска в число календарных дней отпуска не включаются не оплачиваются. В таких случаях число календарных дней будет больше, чем количество дней отпуска.

Сотрудник может написать заявление с 29 июня по 19 июля (включая выходные), либо c 1 по 17 июля. Время отдыха будет одинаковое, но в первом случае будут начислены отпускные за 21 день и останется еще 7 дней отпуска, которые можно будет использовать позже. Во втором случае деньги будут начислены за 17 дней, но останется еще 11 дней отпуска.

Оба варианта не противоречат законодательству. Учтите, что хотя бы одна из частей отпуска за год должна быть не меньше 14 дней (в соответствии со ст. 125 ТК РФ).

Как рассчитать отпускные

1. Определяем общее количество календарных дней за все месяцы расчетного периода (12 месяцев, предшествующих месяцу, в котором начинается отпуск).

Если месяц отработан полностью, за этот месяц берется среднее значение календарных дней — 29,3.

Если в месяце были периоды, которые не включаются в расчет (например,больничные, отпуска, командировки и другие случаи, перечисленные в п. 5 Постановления Правительства № 922), то учитываемые календарные дни за этот месяц рассчитываются пропорционально:

(Кол-во календарных дней месяца – Дни, не включаемые в расчет) × 29,3 / Кол-во календарных дней месяца.

2. Определяем сумму учитываемых выплат за расчетный период.

Больничные, отпускные, другие выплаты, рассчитанные исходя из среднего заработка, не включаются.

3. Рассчитываем средний дневной заработок (СДЗ).

Если расчетный период отработан полностью:

СДЗ = Сумма начсиленной за расчетный период зарплаты /12 / 29,3;

Если один или несколько месяцев отработаны не полностью:

СДЗ = Сумма зарплаты за расчетные период / (29,3 × кол-во полностью отработанных месяцев +количество отработанных дней в неполных месяцах.

Сумма выплат за расчетный период / Календарные дни за расчетный период (рассчитанные в п. 1)

4. Рассчитываем сумму.

Средний дневной заработок × Количество календарных дней отпуска (нерабочие праздничные дни не входят в количество календарных дней отпуска и не оплачиваются (ст. 120 ТК РФ))

Пример.

Рассчитаем отпуск для Шарикова П. П. с 20.05.2020 г. по 17.06.2020 (27 дней, так как исключается праздник 12 июня).
Расчетный период с 01.05.2019 г. по 30.04.2020. Известно, что в течение этого периода Шариков П. П. был на больничном с 14 по 23 января 2020 (10 дней) и в командировке с 25 по 29 мартя 2020 (5 дней). Эти периоды не включаются в расчет.
Начисленные суммы зарплаты в каждом месяце (кроме января и марта) — 29 300 руб., в январе 2020 г. — 19 800 руб., в марте 2020 г. — 24 600 руб.

Сумма учитываемых выплат за расчетный период: 29 300 × 10 + 19 800+ 24 600 = 337 400 руб.

Количество календарных дней для расчета в каждом месяце (кроме января и марта) — 29,3.

В январе — (31 – 10) × 29,3 / 31 = 19,8,

в марте — (31 – 5) × 29,3 / 31 = 24,6.

Общее количество дней за расчетный период: 29,3 × 10 + 19,8 + 24,6 = 337,4

Средний дневной заработок: 337 400 / 337,4 = 1 000 руб.

Сумма начисленных отпускных 1 000 × 27 = 27 000

Не забудьте удержать НДФЛ 13%.

Перед отпуском или во время отпуска было повышение оклада

Расчет отпускных в несколько кликов в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия!
Получить бесплатный доступ на 14 дней

Если перед отпуском сотрудника или во время отпуска на предприятии было повышение окладов (тарифных ставок) в целом по организации (подразделению), необходимо индексировать средний заработок для расчета отпускных.
Порядок повышения среднего заработка предусматривает три варианта индексации:

  • Оклад повысился в течение расчетного периода. Все выплаты, учитываемые при расчете среднего заработка и отпускных, с начала расчетного периода до месяца изменения оклада умножаются на коэффициент повышения (Кпв). Кпв = Он / Ос, где Он — новый оклад, Ос — старый оклад;
  • Оклад повысился после расчетного периода до начала отпуска. Весь рассчитанный средний заработок умножается на коэффициент повышения;
  • Оклад повысился во время отпуска. Увеличивается только часть отпускных, начиная с даты действия новых окладов.

Во время отпуска сотрудник заболел

Если сотрудник предоставил лист нетрудоспособности (больничный лист) по болезни или по травме, который был выдан во время отпуска, необходимо рассчитать и выплатить пособие по временной нетрудоспособности. При этом отпуск продляется на количество дней больничного, либо эти дни переносятся на другое время (ст. 124 ТК РФ).

При продлении отпуска необязательно пересчитывать отпускные, можно просто перенести в табеле дни отпуска, сумма остается прежней.

При переносе отпуска необходимо учесть, что работнику выплачены отпускные в большем размере, чем положено. Излишние суммы можно зачесть в счет других, положенных работнику выплат. При предоставлении отпуска в другое время нужно будет заново рассчитывать средний дневной заработок, исходя из другого расчетного периода.

При расчете отпускных выплаченное больничное пособие не учитывается. А вот при расчете больничного пособия выплаченные отпускные уже надо учесть.

Обратите внимание: лист нетрудоспособности по уходу за больным членом семьи во время отпуска не оплачивается и не дает право продлить или перенести отпуск.

Подсказка: отпускные можно рассчитать в несколько кликов для этого воспользуйтесь удобным калькулятором.

Отпуск выпал на период карантина или дни, объявленные нерабочими в связи с коронавирусом

Если сотрудник отправляется в отпуск в период с 30 марта по 30 апреля 2020 года, то возникает вопрос — нужно ли продлевать отпуск на эти дни и как его оплачивать.

В соответствии с Указами Президента РФ от 25.03.2020 № 206 и от 02.04.2020 № 239 дни с 30 марта по 30 апреля объявлены нерабочими. Понятия «нерабочие дни» в трудовом законодательстве нет. При этом по правилам ст. 120 ТК РФ выходные дни входят в число календарных дней отпуска и оплачиваются, а нерабочие праздничные дни не включаются в расчет отпуска и не оплачиваются.

Минтруд в письме от 09.04.2020 № 14-2/В-393 рекомендовал оплачивать эти дни как обычные дни ежегодного отпуска и не продлевать на них отпуск.

Онлайн-сервис Контур.Бухгалтерия поможет легко рассчитать отпускные. В сервисе есть много удобных инструментов, которые облегчают работу бухгалтера. Познакомьтесь с возможностями сервиса бесплатно в течение 14 дней: ведите учет, начисляйте зарплату и отправляйте отчетность через интернет.

Попробовать бесплатно

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *