Въезд в РФ

Москва. 8 июня. INTERFAX.RU — Распоряжение правительства, смягчающее ограничения на выезд граждан РФ за рубеж и въезд иностранцев в Россию, начало действовать.

Распоряжение было подписано 6 июня и вступает в силу со дня подписания.

Согласно документу, граждане РФ могут выехать за рубеж к близким родственникам, нуждающимся в уходе, а также для лечения, на работу или на учебу.

Иностранные граждане могут въехать в Россию при соблюдении похожих условий: если собираются проходить лечение в российских медорганизациях или чтобы позаботиться о заболевших близких родственниках.

В соответствии с распоряжением граждане РФ, выезжающие за границу на лечение, должны предъявить документы или их копии от принимающей медицинской организации, подтверждающие лечение с указанием времени его проведения. Также необходимы документы (их копии), оформленные Минздравом РФ.

Граждане России, однократно выезжающие из страны для ухода за больными близкими родственниками (супругами, родителями, детьми, усыновителями, усыновленными), опекунами и попечителями должны иметь при себе документы, выданные медицинской организацией, которые подтверждают состояние человека, нуждающегося в уходе. Также на руках должна быть копия документа, подтверждающего степень родства.

Граждане РФ, выезжающие с целью работы, должны иметь трудовой договор (контракт) с иностранным работодателем или его копию, разрешение на работу в этой стране и разрешение на право въезда в иностранное государство с целью осуществления трудовой деятельности.

При выезде для получения образования в иностранное государство необходим документ, подтверждающий, что гражданин РФ получает образование в конкретной иностранной образовательной организации или документ от российского образовательного учреждения о направлении своего ученика для обучения в зарубежную организацию.

В документе также отмечается, что за границу могут выехать граждане РФ, являющиеся членами семьи иностранных граждан при условии предъявления документов, подтверждающих степень родства и право на проживание в иностранном государстве либо наличие гражданства этой страны.

Аналогичные требования распространяются на иностранцев, въезжающих в РФ для лечения: у них должны быть визы, если с этой страной не действует безвизовый порядок, а также документы, подтверждающие приглашение на лечение в Россию, оформленные Минздравом РФ.

Иностранцам, однократно въезжающим в РФ для ухода за больным родственником, нужно иметь документы от медицинской организации, подтверждающие состояние родственника, опекуна или попечителя и копию документа о степени родства.

А. С. Кулагин

О ВИЗОВОМ РЕЖИМЕ ВЪЕЗДА В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН

Аннотация. Россия относится к государствам, занимающим лидирующие позиции в сфере иммиграции. В контексте проблематики, обусловленной массовыми иммиграционными потоками и перспективами их увеличения, актуальность приобретают вопросы правового регулирования въезда на территорию России иностранных граждан.

Ключевые слова. Иммиграция, иммигрант, государственная иммиграционная политика, виза, визовый режим.

В настоящее время Россия относится к государствам, занимающим лидирующие позиции в сфере иммиграции. Иммиграцию можно охарактеризовать как въезд на территорию Российской Федерации физических лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации, для временного или постоянного проживания. В контексте проблематики, обусловленной массовыми иммиграционными потоками и перспективами их увеличения, актуальность приобретают вопросы правового регулирования въезда на территорию России иностранных граждан.

Въезд иностранцев в Россию регулируется положениями Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, Федерального закона от 15 августа 1996 года №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» и иных федеральных законов, а также принятых на основании федеральных законов указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации.

Согласно статье 6 Федерального закона от 15 августа 1996 года №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», на иностранных граждан при въезде в Российскую Федерацию и выезде из Российской Федерации возлагается обязанность предъявить действительные документы, удостоверяющие их личность и признаваемые РФ в данном качестве, а также визу, за исключением случаев, предусмотренных указанным Федеральным законом, международным договором Российской Федерации или указами Президента Российской Федерации. Личность иностранного гражданина удостоверяет национальный паспорт или заграничный паспорт, являющийся действительным. В отношении граждан большинства иностранных государств при их въезде в Россию действует визовый режим, предполагающий необходимость получения виз в соответствии с правилами, установленными российским законодательством, а также наличие определенного государством порядка пересечения государственной границы. Таким образом, наряду с документом, удостоверяющим личность, иностранные граждане обязаны иметь визу, которая представляет собой разрешение на въезд в РФ и транзитный проезд через ее территорию. Российская виза — это машиночитаемую наклейка, вклеиваемая в паспорт иностранного гражданина. В соответствии со статьей 25.1 ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» виза содержит следующие сведения: фамилию и имя иностранца, написанные буквами русского и латинского алфавитов, дату его рождения, пол и гражданство (подданство); номер основного документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина; дату выдачи визы; разрешенный срок пребывания в Российской Федерации; номер приглашения на въезд в Российскую Федерацию либо решения государственного органа; срок действия визы; цель поездки; данные о приглашающей организации либо приглашающем физическом лице; кратность визы.

© Кулагин А. С., 2013

Визы иностранным гражданам выдаются Министерством иностранных дел Российской Федерации, представительствами МИД РФ на территории России, российскими дипломатическими представительствами и консульским учреждениями за рубежом, Федеральной миграционной службой Российской Федерации и ее территориальными органами. Российские визы классифицируются по различным основаниям. Так, например, в зависимости от цели въезда и пребывания иностранного гражданина в РФ различаются дипломатическая, служебная, обыкновенная, транзитная визы, виза временно проживающего лица. Количество возможностей пересечения государственной границы России иностранцем обуславливает наличие однократной, двукратной и многократной виз. Срок действия визы может быть продлен компетентными государственными органами во время пребывания иностранного гражданина на территории РФ.

Содержание правил получения иностранными гражданами виз и порядок пресечения ими государственной границы РФ позволяют выделить несколько видов визового режима. Дипломатический визовый режим характеризуется особыми правилами, которые распространяются на дипломатов, членов государственных делегаций и сопровождающих их лиц. Если в отношении всех граждан иностранного государства применяются единые правила получения виз и пересечения государственной границы, то это означает, что действует общий визовый режим. Частный визовый режим — это правила пересечения государственной границы индивидуально (поименно) определенными лицами, либо лицам, выделенными по какому-либо признаку. В ряде случаев частный визовый режим предполагает запрет пересечения государственной границы России иностранным гражданином. По периоду действия визовый режим может быть как временным, введенным при наличии определенных условий (например, проведение спортивных соревнований, международных политических мероприятий и т.д.), так и постоянным.

Безвизовый режим представляет собой установленные законодательством правила и порядок пересечения государственной границы, при которых иностранному гражданину для въезда в Российскую Федерацию получение визы не требуется. По количеству государств-участников различаются односторонний, двухсторонний или многосторонний безвизовые режимы. Вводя безвизовый режим, государство может одновременно устанавливать для иностранных граждан различные ограничения: по сроку пребывания иностранцев на территории (например, до 30 дней или до 90 дней, далее — требуется получение визы); по видам паспортов (например, двусторонний визовый режим между РФ и иностранным государством только для лиц, пользующихся дипломатическими и служебными паспортами); для туристов (по сезонам года); по наличию приглашения и др.

В условиях безвизового режима в РФ могут въехать граждане таких государств, как Антигуа, Боливия, Гватемала, Израиль, Куба Сербия, Турция, Македония, Хорватия, Чили и других. Не требуется получение виз для въезда в Россию гражданам стран, входящих в СНГ: Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, Молдовы, Таджикистана, Узбекистана, Украины.

Точными сведениями о том, какова численность иностранных граждан, въехавших и пребывающих в РФ, не располагают ни представители научно-экспертного сообщества, ни компетентные государственные органы и их должностные лица. В публичных заявлениях руководителей ФМС РФ относительно численности иммигрантов разброс оценок составляет миллионы человек. Перемещение миллионов человек на территорию России порождает комплекс экономических, социальных, политических, правовых и других проблем. Необходимость их разрешения требует должного правового регулирования общественных отношений, связанных с иммиграцией.

Наиболее интенсивное иммиграционное давление Россия испытывает со стороны государств Средней Азии и Закавказья. Данный факт обусловлен существенным разрывом по уровню благосостояния между РФ и указанными государствами, большинство граждан которых въезжает на территорию РФ для осуществления трудовой и иной деятельности, позволяющей извлекать доход. Безвизовый режим с РФ положительно влияет на внутриполитическую, экономическую, социальную, демографическую, криминогенную ситуацию в государствах Средней Азии и Закавказья. Каковы же последствия установления безвизового режима РФ с данными государствами? Фактически в Россию осуществляется экспорт проблем этих иностранных государств.

Приходится констатировать, что в современной России вопрос о реальной потребности государства и общества в иностранной рабочей силе детально не проработан и остается открытым. В России экономически выгодно нанимать на работу иммигрантов как нелегально, так и на законных основаниях. Минимизация налоговых платежей и отчислений во внебюджетные фонды, издержек на выплату заработной платы и обеспечение условий труда, достигаемая за счет эксплуатации трудовых иммигрантов, позволяет выгодоприобретателям обеспечивать высокую рентабельность бизнеса и извлекать сверхприбыли. С правовой и экономической точки зрения иностранные работники в настоящее время имеют преимущественное положение на рынке труда перед российскими трудоспособными гражданами. Массированный демпинг дешевой неквалифицированной иностранной рабочей силы, формирующий предпосылки для примитивизации производства и архаизации общества, демотивирует предпринимателей в отношении создания, внедрения и использования передовых производственных технологий, повышающих производительность труда. При этом в России имеется избыток незанятой рабочей силы (безработные граждане РФ), а, следовательно, существует потенциал для сокращения занятости иностранных работников и решения, как минимум, на среднесрочную перспективу проблем массовой иммиграции.

Для России масштабы иммиграции является беспрецедентными. Критичным для государства в мировой практике считается порог в 10% иммигрантов по отношению к численности граждан, образующих коренное население. Высока вероятность того, что этот порог в ряде российских городов уже преодолен (Москва, Лосино-Петровский и др.). Российские граждане замещаются иностранцами, имеющими перспективы приобретения гражданства РФ. Формируется общество, которое, по мнению сторонников «замещающей иммиграции», будет лояльным и сервильным по отношению к государственной власти. Интенсификация данных процессов связывается с такими факторами, как старение и депопуляция российского населения, массовая эмиграция из России ее трудоспособных и квалифицированных граждан. Большинство так называемых «трудовых» иммигрантов — мужчины, входящие в возрастную группу до 30-35 лет, являющиеся уроженцами сельских населенных пунктов, въехавшие в РФ из Республик Таджикистан, Узбекистан, Кыргызстан, Азербайджан. Скорость иммиграционных процессов такова, что граждане РФ и иммигранты не успевают адаптироваться к новым реалиям. На территории РФ стремительно изменяется социокультурный баланс. Это неизбежно влечет за собой возникновение межэтнических, межрелигиозных, социальных, бытовых конфликтов. Предотвратить и погасить эти конфликты исключительно мерами полицейского характера вряд ли возможно.

Распределение иммигрантов по территории России неравномерно. Наиболее привлекательными для них являются Москва, Московская область, Санкт-Петербург и некоторые другие регионы России. Концентрация на относительно ограниченных территориях иностранцев, не адаптированных к правовым, культурным, социальным, природным и другим условиям, приводит к возникновению замкнутых моноэтнических общин, имеющих архаичный и клановый характер. Подобные анклавы со своей

собственной инфраструктурой и квазиорганами управления уже сформировались, например, в поселках Мосрентген и Челобитьево (Большая Москва). Обстановка в них характеризуется антисанитарией и агрессивным поведение обитателей.

Масштабная иммиграция являются криминогенным фактором. Дешевая иностранная рабочая сила, особенно нелегальная, создает условия для извлечения коррупционных доходов представителями государственных и муниципальных структур. Бесконтрольная иммиграция породила «теневые» сектора экономики, в том числе торговлю людьми. На территорию России беспрепятственно инфильтруются лица, имеющие судимость, имеющие намерение совершить преступление, участники незаконных вооруженных формирований, религиозные экстремисты, увеличивается объем наркотрафика.

Массовая иммиграция влечет за собой существенное повышение нагрузки на социальную инфраструктуру государства. Повышенное давление испытывают транспортные сети, придомовые рекреационные территории, предприятия торговли, школы, учреждения здравоохранения, предоставляющие бесплатные медицинские услуги и другие элементы социальной инфраструктуры. Дальнейшее усиление нагрузки на территории населенных пунктов и общедоступную социальную инфраструктуру за счет притока иммигрантов при сохранении существующих тенденций является неизбежным.

И это только часть проблем, которые возникают в связи с массовым безвизовым въездом в Россию граждан ряда иностранных государств. Необходимость защиты прав и законных интересов граждан, общества и государства требует разработки и реализации эффективных мер правового регулирования в сфере иммиграции.

В современной РФ институционально, законодательно и административно закреплены сформировавшиеся тенденции стимулирования иммиграции граждан экономически неразвитых государств. В настоящее время практически невозможно учесть численность иностранных граждан, въехавших и пребывающих в РФ, не говоря уже о контроле за пересечением государственной границы конкретными лицами. Иммиграционные потоки неуправляемы. Так, в условиях безвизового режима при пересечении государственной границы иностранец заполняет миграционную карту. Во многих случаях их вручную заполняют лица, которые не владеют русским языком. Записи в этих картах зачастую нечитаемы. Как следствие, информация об иностранцах не вносится в базу учета. Мировая практика свидетельствует о том, что визовый режим государства вводят со странами, имеющими низкий уровень социально-экономического развития, а отменяют — со странами, которые имеют более высокий уровень социально-экономического развития. РФ целесообразно ввести визовый режим с государствами Средней Азии и Закавказья, установив правила въезда только по заграничным паспортам. При пересечении иммигрантом государственной границы органам ФПС России необходимо сканировать его паспорт и фиксировать биометрические данные, формировать и вести соответствующие информационные базы данных. Требуется обязать иммигранта приобрести полис медицинского страхования за свой собственный счет, или за счет пригласившего его работодателя.

Для прекращения демпинга иностранной рабочей силы, защиты прав трудовых прав российских граждан и урегулирования общественных отношений на рынке труда объявить мораторий на въезд «трудовых» иммигрантов. Мораторий пролонгировать до момента реализации мер правового регулирования, направленных на ликвидацию преимуществ иностранных работников перед российскими гражданами на рынке труда (увеличение налога при приеме на работу иммигрантов, контроль за доходами иммигрантов через систему электронных платежей и банковских карт и т.д.).

Для иностранных граждан, желающих въехать в РФ для осуществления трудовой деятельности, ввести трудовые визы и выдавать их исходя из имеющихся квот на рабочие места. На руководителей предприятий и организаций,

заинтересованных в найме иностранных работников, возложить обязанность обосновать необходимость привлечения иностранной рабочей силы. Обязать иностранных работников после истечения срока действия трудового договора убыть в государства их гражданства.

Решению проблем качественного состава и адаптации должно способствовать создание системы отбора потенциальных иммигрантов, действие которой направлено на привлечение в РФ лиц, отвечающих половозрастным, образовательным, квалификационным, культурным, языковым, имущественным требованиям, требованиям к состоянию здоровья и иным качественным характеристикам. Так, при выдаче трудовой визы может быть предоставлен приоритет тем иностранным гражданам, которые знают русский язык, получили образование в российских учебных заведениях, обладают востребованной профессией и т. д.

В.Ю. Леденёва

АДАПТАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ СОЦИАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ТРУДЯЩИХСЯ МИГРАНТОВ В ПРИНИМАЮЩЕЙ СРЕДЕ*

Аннотация. Статья посвящена анализу адаптационных ресурсов социальной интеграции трудовых мигрантов. Рассмотрены пути развития социальной адаптации мигрантов и их зависимость от взаимоотношений с принимающей средой. Рассматриваются различные стратегии социальной адаптации мигрантов. Приводятся данные современных исследований по вопросам социальной адаптации.

Также анализируется социально ориентированный курс государственной миграционной политики, закрепленный в «Концепции миграционной политики Российской Федерации до 2025 года» и направленный на формирование цивилизационных форм миграционных процессов.

Ключевые слова. Адаптационные ресурсы, трудящиеся мигранты, миграционная политика, социо-культурная среда, социальная адаптация и интеграция.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Россия сегодня сталкивается с качественно иной миграцией по сравнению с началом текущего десятилетия.

По данным Центрального банка данных по учету иностранных граждан ГИСМУ ФМС России за 2011г. на территорию Российской Федерации въехало свыше 13,6 млн. иностранных граждан, на 15,63% больше, чем за 2010 г. (11,7 млн. чел.) .

Мигранты из стран СНГ все хуже знают русский язык. По данным выборочных опросов, примерно 15-20% трудовых мигрантов, работающих в России, практически не знают русский и общаются исключительно на своем языке, что, естественно, затрудняет социальную адаптацию и интеграцию. Только 50% трудовых мигрантов в состоянии самостоятельно заполнить на русском языке официальные документы, остальным требуется помощь из-за плохого знания языка. Примерно 30% жалуются на нехватку знания языка для общения в быту (в магазине, в банке, в аптеке и т. п.); и 20% — на трудности в общении на работе .

Большинство мигрантов приезжают из небольших городов и сел, что создает дополнительные трудности для их социальной адаптации в российских мегаполисах. Снижается уровень образования и профессиональной подготовки мигрантов. По данным выборочных опросов трудовых мигрантов из стран СНГ, 50% мигрантов не

* Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта №12-0600116 а.

Ситуация начинается со следующего: иностранному гражданину при пересечении границы РФ поясняют, что въезд ему запрещен (не пустили через границу) , при чем основания запрет на въезд в РФ чаще всего не известны пограничным службам. Появляется проблема: въезд в страну невозможен, однако и узнать по какой причине ограничен въезд также не возможно в силу невозможности нахождения на территории РФ. По указанной причине чаще всего ко мне с вопросом: «Как снять запрет?», обращаются родственники иностранного гражданина, которому ограничен въезд в РФ.
В случае, когда доверителям не известна причина ограничения въезда в РФ (чаще всего встречается) первым шагом к решению вопроса является выяснение данного основания.
Согласно ст. 26, 27 ФЗ от 15.08.1996 г. № 114 «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ (Далее — Закон) иностранному гражданину или лицу без гражданства может быть не разрешен въезд в РФ по следующим основаниям:
нарушены правила пересечения границы;
предоставлены подложные документы либо недостоверная информация;
неснятая или непогашенная судимость за совершения умышленного преступления;
лицо ранее привлекалось к административной ответственности;уклонение от налогов, уплаты административных штрафов (более полная информация в ФЗ № 114).
Иностранному гражданину или лицу без гражданства въезд в РФ не разрешается по следующим основаниям (указываю самые встречающиеся):
в целях безопасности государства, общественного порядка, защиты здоровья населения;
ранее иностранный гражданин подвергался административному выдворению, депортации;
непогашенная или неснятая судимость за совершения тяжкого либо особо тяжкого преступления;
в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства принято решение нежелательность пребывания на территории РФ.

Чаще всего основанием для запрета во въезде на территорию РФ служит решение о нежелательности пребывания (проживания) на территории РФ иностранного гражданина либо лица без гражданства. В большинстве случаев у органов, вынесших именно решение нежелательность пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства на территории РФ нет полномочий по его отмене — даже в случае, если основания для запрета на въезд в РФ отпали.

Поэтому — единственно возможным способом въехать на территорию России в рассматриваемом случае является обращение в суд через своего представителя с целью обжалование решения о нежелательности пребывания.
В случае если основания запрет на въезд в Россию отпали — в суд подается заявление об отмене соответствующего решения о нежелательности пребывания на территории РФ иностранного гражданина или лица без гражданства, в случае, если само решение было принято незаконно (не было оснований принятия, грубо нарушен порядок принятия решения, регламентированный соответствующими инструкциями) — в суд подается заявление об оспаривании соответствующего решения о нежелательности пребывания на территории РФ иностранного гражданина или лица без гражданства и его отмене.
Что бы выяснить причину ограничения въезда иностранному гражданину нужно предъявить соответствующие заявление по месту нахождения органов исполнительной власти — в г. Москва. Отменять в судебном порядке решение о нежелательном пребывании на территории РФ — необходимо в судах г. Москвы. Поэтому, если Вы хотите снять запрет на въезд в РФ — Вам необходимо воспользоваться помощью адвоката г. Москвы.
В последнее время, в связи с изменением миграционного законодательства РФ территориальными органами ФМС России (а не самим ФМС России) в отношении иностранных граждан принимается решение о не разрешении въезда на территорию РФ. Основания для его вынесения в соответствии с действующим законодательством следующие:
нарушение иностранным гражданином РФ сроков пребывания на территории РФ (для граждан СНГ составляет 90 суток) более чем на 30 суток, часть 8 статьи 26 ФЗ № 114 вступила в силу с 13 января 2013 года
следует обратить внимание: между принятием решения о закрытии въезда и включения иностранного гражданина в список лиц, въезд которым на территорию РФ не разрешен проходит длительное время, именно поэтому после вынесения территориальным органом ФМС решения о не разрешении въезда иностранный гражданин может еще несколько раз пересекать границу;
срок закрытия въезда — три года с момента выезда;
в случае если иностранный гражданин нарушил сроки пребывания вследствие тяжелой болезни – необходимо предоставить в орган, принявший решение соответствующие медицинские документы
привлечение иностранного гражданина к административной ответственности на территории РФ за последние три года два и более раз, часть 4 ст. 26 ФЗ № 114 действовала и ранее, но применяться также начала в 2013 году
следует обратить внимание:
Штрафы ГИБДД (даже не значительные) также являются основанием для закрытия въезда по указанной статье;
Если иностранный гражданин оплачивает штраф – данное обстоятельство не является основанием для открытия въезда на территорию РФ
С 8 августа 2013 года по указанному основанию въезд запрещается на три года с момента последнего административного правонарушения
Штрафы учитываются за последние три года
По практике: указанное решение принимается в независимости от того, что у иностранного гражданина имеется разрешение на работу, патент и даже РВП
Минушкина А.И., адвокат

Где получить информацию о наличии принятого в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства решения о неразрешении въезда на территорию Российской Федерации?

В настоящее время на официальном Интернет-сайте ФМС России (http://www.fms.gov.ru) в подразделе «Проверка наличия оснований для неразрешения въезда в РФ» раздела «Информационные сервисы» во вкладке «Сервисы» иностранный гражданин может получить информацию о наличии либо отсутствии оснований для неразрешения въезда на территорию Российской Федерации по линии ФМС России, а также о территориальном органе ФМС России принявшем решение об ограничении въезда в Российскую Федерацию (при наличии таких оснований).

Куда необходимо обращаться с заявлением для отмены решения о неразрешении въезда на территорию Российской Федерации иностранным гражданам и лицам без гражданства?

В соответствии с действующим порядком решение о неразрешении въезда на территорию Российской Федерации может быть пересмотрено территориальным органом ФМС России, принявшим такое решение, по согласованию с Федеральной миграционной службой, в случае выявления вновь открывшихся обстоятельств, с учетом международных обязательств Российской Федерации.

Основанием для отмены решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию является наличие близких родственников – граждан Российской Федерации, наличие действительных разрешения на временное проживание либо вида на жительство, необходимость экстренного лечения на территории Российской Федерации, действительные разрешение на осуществление трудовой деятельности в Российской Федерации либо патент, необходимость экстренного лечения на территории Российской Федерации и другие обстоятельства, при документальном подтверждении таких обстоятельств.

Таким образом, с заявлением о пересмотре решения о неразрешении въезда на территорию Российской Федерации необходимо обращаться в Управление ФМС России по субъекту Российской Федерации, которым принято решение об ограничении въезда в Российскую Федерацию, с обязательным приложением копий документов, заверенных в соответствии с законодательством Российской Федерации о нотариате и подтверждающих наличие указанных обстоятельств.

Кроме того, правомерность принятого решения иностранный гражданин вправе обжаловать в городском суде общей юрисдикции в соответствии с подведомственностью дел, установленной Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации. Иск предъявляется по месту нахождения ответчика (территориального органа ФМС России, принявшего решение).

Как воссоединиться с семьей

Правительство разрешило иностранцам въезжать в Россию, если у них есть близкие родственники в Российской Федерации. Согласно поправкам, в страну теперь могут въехать граждане других стран, если их родственники (супруги, родители, дети, усыновители и усыновленные) являются гражданами РФ. Об этом сообщает телеграм-канал «Штаб правовой помощи. Коронавирус» международной правозащитной группы «Агора».

Чтобы попасть в Россию, человеку нужно предъявить документ, удостоверяющий личность; действующую визу (для граждан государств, не имеющих соглашения о безвизовом въезде), копию документа, подтверждающего родство с гражданином России (свидетельство о заключение брака, рождении ребенка). На «гражданские» браки поправки не распространяются.

Из-за чего возникла проблема

Юристы «Агоры» отмечают, что за последние две недели в штаб правовой помощи обратились десятки людей, которые не могли попасть в Россию. С 16 марта до 1 мая в России действует запрет на въезд иностранных граждан, введенный для сдерживания эпидемии коронавируса. Семьи, в том числе с малолетними детьми, в которых у одного из супругов иностранное гражданство, стали разлучать прямо на паспортном контроле по прилету в страну.

Людей, с которыми поговорила корреспондент Агентства социальной информации, не предупреждали о возможных проблемах при въезде в Российскую Федерацию: в одном случае умолчала авиакомпания, во втором сотрудник российского МИДа уверял, что всю семью обязательно пропустят в страну.

«Консул заверил, что нас впустят»

Евгения с девятимесячным ребенком и ее супруг, гражданин Марокко, ездили в гости к родственникам мужа. Когда пришло время возвращаться, регулярных рейсов из Марокко в Москву уже не было, а въезд в страну иностранным гражданам запретили. Эвакуационный рейс организовал российский МИД: везли пассажиров на автобусах до аэропорта, потом несколько часов ждали вылета, сверяли списки, регистрировали.

«Они проверяли все документы и прекрасно знали, что у моего супруга гражданство Марокко и разрешение на временное пребывание в России. Если бы мы знали, что его не пустят, мы бы остались в Марокко», — рассказывает АСИ Евгения.

Изначально семью не хотели регистрировать на рейс, но российский консул заверил сотрудников марокканской полиции: в России семьи не разлучают, пустят всех.

Но по прилету 23 марта в московский аэропорт Внуково вышло иначе: мужчину задержали на паспортном контроле, и в город он не вышел.

«Его сначала просто долго держали – было непонятно, что происходит, никто ничего не говорил. Мы с ребенком прошли паспортный контроль и ждали его (супруга. — Прим. АСИ). Мы были очень уставшие после эвакуации. В зале не было стульев, я села на пол кормить ребенка, он орал. Короче, это был полный хаос и кошмар. В итоге вышел сотрудник и сказал, что мужа точно не выпустят, езжайте домой. Мы уехали, а он остался там», — вспоминает Евгения.

По ее словам, сотрудники аэропорта сочувствуют семьям, которые им приходится разлучать. Евгения рассказывает, что людей с иностранным гражданством было много: их целыми группами отправляли на родину. Но в Марокко самолеты уже не летают.

«Можем поговорить только через решетку»

Сейчас Евгения каждый день, оставив младенца своей маме, ездит во Внуково, чтобы передать мужу еду, воду и теплые вещи. Он живет в зоне вылета. Первым делом женщина привезла одеяло: спать в аэропорту холодно. Авиакомпания раз в день приносит мужчине горячий обед, остальную еду передает Евгения.

«Рядом с паспортным контролем есть вертушка, через которую проходят сотрудники аэропорта. Они проверяют мой пакет, чтобы там не было ничего опасного, разрешают мне подсунуть его под вертушку и передать мужу. Поговорить с ним можем только через эту решетку. Настроение у него, конечно, не очень. В первый раз в жизни он попал в такую ситуацию. Права человека просто растоптаны», — говорит Евгения.

Авиакомпания Azur Air, которой семья прилетела в Россию, сейчас пытается отправить мужчину в Турцию: туда еще есть рейсы из Внуково. Но зачем марокканцу, у которого семья живет в Подмосковье, лететь в Стамбул, непонятно. Консул, по словам Евгении, тоже просит никуда не улетать.

Сейчас российский МИД, по словам женщины, направил запрос в ФСБ – только там могут принять решение в индивидуальном порядке пустить мужчину в Россию. Из консульства Марокко пассажиру регулярно звонят, спрашивают, как он себя чувствует, но повлиять на что-либо они не в их силах.

Пускать ли граждан СНГ: почему спецслужбы и юристы по-разному трактовали нормативный акт

Казалось, для семей из СНГ проблема должна была решиться еще 20 марта. Именно в тот день Правительство России приняло поправку к распоряжению от 16 марта, которая разрешила въезд в РФ (только через аэропорты) гражданам государств содружества, а также Абхазии и Южной Осетии, прибывающим в Российскую Федерацию через воздушные пункты пропуска и убывающим в государства своего гражданства.

Юристы правозащитной группы «Агора» писали в телеграм-канале «Штаб правовой помощи. Коронавирус», что теперь хотя бы людей с паспортами Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, Таджикистана, Узбекистана, Украины и Туркменистана не будут разлучать с семьями.

Но на деле, судя по всему, вышло разночтение контекстов. Как объяснила АСИ адвокат Светлана Сидоркина, фразу из постановления от 20 марта спецслужбы и юристы читают по-разному. Формулировка «граждан <…>, прибывающих в Российскую Федерацию <…> и убывающих» для адвокатов значит, что человек может прибыть, а может и убыть, и его в любом случае обязаны пустить или выпустить из РФ.

ФСБ же перестраховывается, говорит Сидоркина, и читает фразу так: пассажир должен прибыть и сразу убыть в страну своего гражданства. Однако сроки убытия нигде не обозначены, поэтому формулировку стоит трактовать в пользу граждан, уверена адвокат.

Кроме того, 26 марта стало известно, что с 27 марта Россия прекращает регулярное и чартерное авиасообщение с другими странами. Убывать иностранным гражданам уже некуда.

«Нам говорили: «Идите в туалет и пейте из-под крана»»

Гражданин Молдовы Иван живет в аэропорту с 18 марта. Он прилетел во Внуково из Германии рейсом авиакомпании «Победа». В России у него семья.

«Если бы авиакомпания на регистрации мне сказала, что меня не пустят, я бы остался в Германии. Но они сказали «все нормально, летим». Мы прилетели, нас выпустили из самолета, и людей без гражданства РФ увели в отдельный зал. Там проторчали пять часов. Просили воду, нам говорили: «Идите в туалет и пейте из-под крана», — рассказывает Иван.

Потом ему выдали багаж, откуда он взял куртку – «прилетел в одной рубашке». После этого людей с иностранным гражданством перевели в стерильную зону, и Иван остался без багажа.

«Сотрудники аэропорта – молодцы: дают пледы, полотенца, душ нам открывают. Что касается компании «Победа» — это никакущая компания. Я уже неделю в одной одежде, я хочу переодеться – смысл принимать этот душ, если потом одеваться в грязное? Авиакомпания говорит, что не может выдать нам багаж, но я разговаривал с представителями аэропорта, они говорят: «Окей, мы идем вам навстречу, пусть авиакомпания подходит, мы выдадим». Причем другие авиакомпании багаж пассажирам выдали», — говорит Иван.

«Победа» кормит его один раз в день, хотя «бывают дни, когда ничего не приносят». «Здесь работает одна кафешка, можно горячее покушать. Конечно, за деньги», — рассказывает пассажир.

Ивану предлагали лететь в Турцию, Белоруссию и даже Молдову, он отказывается. «Подошел представитель аэропорта: «Завтра будут рейсы в Молдову, вы готовы?». Я отвечаю: «Нет, конечно. У вас были бы тут дети и жена, вы бы полетели?». Он улыбнулся: я вас понял», — рассказывает Иван.

По его словам, люди с иностранным гражданством боятся, что 1 мая ограничение за въезд в Россию не снимут, и разлука с близкими затянется. Второй вариант – «мы сейчас улетим, а потом нас вообще не пустят в Россию».

«Кто в таком случае будет мои налоги здесь платить? Мы взяли с супругой домик в кредит. Я один тружусь в семье – менеджером в рекламном агентстве. Мне в Молдове нечего делать: у меня тут вся семья, недвижимость, автомобиль, я плачу налоги», — говорит пассажир.

Он уже собрал все документы, необходимые для получения российского гражданства, но подать не успел.

«Конечно, никакущее настроение. Сидим ждем. Пока никаких изменений. В первые три дня, когда людей было больше, выходили, объясняли: «Работаем, стараемся». А сейчас никому до нас нет дела», — говорит Иван.

Семью Иван попросил не приезжать в аэропорт: «Я что, на зоне, чтобы мне передачки приносили? Да, мне могут передать вещи, но смысл: семью-то я все равно не увижу».

Карантина в аэропорту нет

Согласно указу мэра Москвы Сергея Собянина от 5 марта, граждане, прибывающие из ряда стран, обязаны обеспечить самоизоляцию на дому на срок 14 дней. Но Ивана, который прилетел в Россию 18 марта, на карантин не посадили. Он живет в зоне вылета рядом с другими пассажирами и сотрудниками аэропорта.

«Я им говорил: хотите — сажайте меня в строжайшую изоляцию, в любую больницу – я готов. Закон есть закон, я соблюдаю эти правила. Мне было бы проще в больничке полежать, чем на скамейке. Всю ночь на тебя дует кондиционер, ты просыпаешься утром, у тебя нос не дышит. Приходится терпеть», — рассказывает Иван.

Теперь, в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 25 марта 2020 года № 730-Р, героям материала должны в ближайшее время разрешить выйти из аэропортов и воссоединиться с семьями.

Подписывайтесь на канал АСИ в Яндекс.Дзен.

Больше новостей некоммерческого сектора в телеграм-канале АСИ. Подписывайтесь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *