Ветеринарное законодательство том 3

ВЕТЕРИНАРИЯ

УДК 619: 614.25

ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ, РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЕТЕРИНАРНОЙ СЛУЖБЫ

РОССИИ

Никитин И.Н. — д.в.н., профессор, зав. кафедрой Казанская государственная академия ветеринарной медицины имени Н.Э. Баумана

тел.: (843) 273-97-25

Ключевые слова: история, ветеринарная служба, Россия. Key words: history, veterinary service, Russia.

История ветеринарии России, ее субъектов изучена достаточно глубоко и освещена в отечественной печати. Научному анализу подвергнуты

государственной ветеринарной службы России за последние 150 лет.

Материал и методы. Материалом исследований явились архивные

материалы, опубликованные статьи, защищенные диссертации, труды съездов ветеринарных врачей России, нормативные правовые акты царского правительства по

вопросам ветеринарии, органов

государственной власти СССР, Российской Федерации, принятые по вопросам ветеринарной деятельности. Использованы общепринятые методы исторических исследований.

Результаты исследований.

Государственная ветеринарная служба России формировалась в середине XIX века, успешно развивалась в дореволюционный период (первый этап), годы Советской власти (второй этап) и совершенствуется в условиях современной Российской Федерации (третий этап). На каждом этапе политического, социально-экономического развития страны были взлеты и падения темпов ее развития.

Формированию Государственной ветеринарной службы страны в дореволюционной России предшествовал период накопления опыта организации ветеринарной деятельности в царской армии и гражданских ведомствах. Существовали организованные

ветеринарные службы в военских подразделениях, укомплектованные

иностранными и отечественными ветеринарными специалистами со времен Петра Первого. Приглашали ветеринарных специалистов из Германии, Австрии и других стран для организации противоэпизоотических мероприятий в отдельных губерниях, областях в конце XVIII и начале XIX веков, большинство из которых оставались в России и продолжали свою ветеринарную деятельность.

Первый этап истории формирования и развития Государственной ветеринарной службы России охватывает 49 лет (1868 -1917 годы). Постановлением

Государственного Совета России от 2 декабря 1868 г. было организовано Центральное ветеринарное управление при Министерстве внутренних дел, с

подчинением ему губернских и уездных ветеринарных врачей. Финансирование вновь созданной ветеринарной службы

осуществлялось из бюджета и платных услуг за счет денежных средств за ветеринарный контроль при перегоне скота и перемещении животноводческих грузов. Структура Государственной ветеринарной службы России в 1868 г. представлена на рисунке 1.

Министерство внутренних дел России

Ветеринарное управление

Ветврачи скотопрогонных трасс

Уездные ветврачи

Ветврачи железнодорожных станций

Рис. 1 Структура Государственной ветеринарной службы России (1868 г.)

В обязанности Ветеринарного управления относились:

— изучение мер к лучшему устройству ветеринарной части и принятие мер по предупреждению и прекращению повальных и заразных болезней домашних животных;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— составление наставлений и инструкций по ветеринарии относительно прекращения эпизоотий;

— издание популярных сочинений о правильном содержании и лечении животных;

— испытание новых открытий в практической ветеринарии;

— рассмотрение и дозволение на продажу зоофармацевтических средств;

— обсуждение мер к облегчению прогона скота;

— вообще все предметы, касающиеся ветеринарной науки и требующие ученых исследований.

В непосредственном подчинении МВД находилась структура управления государственной ветеринарной службы в губерниях и уездах, а также ветеринарные

врачи скотопрогонных трасс и железнодорожных станций. В губерниях и областях Государственная ветеринарная служба была представлена губернским или областным ветеринарным врачом или заведующим ветеринарной частью.

По инструкции МВД России от 27 июня 1891 г. губернские и областные ветеринарные врачи обязаны:

— заведовать делопроизводством по ветеринарной части;

— составлять проекты правил по ветеринарно-санитарной части и годовые отчеты;

— участвовать в заседаниях губернского или областного Правления и других учреждениях при обсуждении ветеринарных вопросов;

— наблюдать за выполнением служебных обязанностей чинами ветеринарно-санитарного надзора;

— руководить работой ветеринаров, ветеринарных фельдшеров, стражников и других лиц по борьбе с эпизоотиями, надзору за бойнями, ярмарками, базарами и другими местами скопления скота и

животных продуктов;

— перемещать временно с разрешения губернатора ветеринаров и других лиц ветеринарно-полицейского надзора из одного участка в другой при обнаружении эпизоотий или других надобностях;

— осуществлять периодические и экстренные выезды в губернию для проверки действий ветеринарного персонала;

— докладывать губернатору о состоянии ветеринарной части в губернии или области о действии чинов ветеринарно-полицейского надзора и соблюдении законов и распоряжений;

— представлять губернатору кандидатуры для замещения должностей ветеринарных фельдшеров.

Уездные ветеринарные врачи работали под руководством губернских ветврачей и относились к государственной ветеринарной службе. В целях предотвращения распространения заразных болезней при перемещении животных в системе Государственной ветеринарной службы была организована структура ветеринарно-санитарного надзора на скотопрогонных трассах и

железнодорожных вокзалах. Создание Государственной ветеринарной службы дало мощный толчок к разработке специальных и организационных мер по борьбе с заразными болезнями животных и защите людей от этих болезней. За короткий период на государственном уровне были утверждены и доведены для обязательного выполнения более 100 указаний о предотвращении болезней и падеже скота, порядок определения болезней и донесения о ее появлении, правила борьбы с чумой рогатого скота, сибирской язвой, ящуром, повальным воспалением легких, дифтеритом, актиномикозом, сапом лошадей и др.

Следует отметить, что надзор за выполнением мер борьбы с болезнями животных возлагался на полицию, станичных и сельских властей.

На первом этапе были разработаны законодательные документы по

организации убоя скота, осмотру мясных продуктов. Еще в 1892 г. Н.Н. Мари, доцент Варшавского ветеринарного института рекомендовал централизацию продажи скота с пунктом его убоя, обязательное

ветеринарно-врачебное обследование

животных до и после убоя. В С.Петербурге, Москве и других городах России были построены образцовые бойни.

В последующие годы продолжалось развитие Государственной ветеринарной службы. Постоянно увеличивалось число ветеринарных врачей. К 1913 г. их насчитывалось 1433 (34,6% от общей численности в стране). Структура Государственной ветеринарной службы России в 1913 г. представлена на рисунке 2.

Достижения Государственной

ветеринарной службы в дореволюционный период:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— объединение усилий правительственной, земской, военной, городской и коннозаводской ветеринарных служб путем создания ветеринарных обществ, проведения всероссийских, губернских, областных съездов ветеринарных врачей на борьбу с особо опасными болезнями животных и осуществление ветеринарного обслуживания животноводства;

— ветеринарно-полицейский надзор за промышленным скотом в целях предупреждения распространения заразных болезней животных и обеспечение должного качества продуктов животноводства;

— успешная ликвидация эпизоотий чумы, повального воспаления легких крупного рогатого скота, сапа лошадей в отдельных регионах России.

Факторы, мешавшие успешному развитию Государственной ветеринарной службы:

— засуха, неурожайные годы, как следствие голод населения в отдельных регионах страны;

— первая мировая война;

— отсутствие общегосударственных ветеринарных законов и правил;

— малочисленность ветеринарных врачей и фельдшеров;

— узкий круг полномочий губернских, областных и уездных ветеринарных врачей;

— недостаточное взаимопонимание и взаимодействие между ветеринарными

врачами и владельцами животных при оздоровительных мероприятий.

проведении профилактических и

Правительственная ветеринария (1433 ветврача —

_34,6 %)_

Ветеринарное управление Министерства внутренних дел России

Рис. 2 — Структура Государственной ветеринарной службы в России (1913 г.)

Второй_этап развития и

совершенствования Государственной

ветеринарной службы Советского Союза охватывает 73 года (1918 — 1991 годы).

В мае 1918 г. НКВД РСФСР опубликовал постановление «Об организации Центрального ветеринарного отдела», в составе 6 подотделов: эпизоотического и лабораторного; ветеринарно-санитарного, лечебного и боенского; зоотехнического и

статистического; экспорта и импорта; культурно-просветительского; общего

(бухгалтерия, казначейская, хозяйственная части и информационного бюро). В июле 1918 г. состоялось объединение правительственной, земской и городской ветеринарии в единую Государственную ветеринарную службу. В августе 1918 г. были образованы губернские, областные, уездные и городские ветеринарные подотделы. В 1919 г. Государственная

ветеринарная служба была передана в Народный комиссариат земледелия. В последующие годы в течении всего советского периода принципиальная структура организации ветеринарной службы в СССР и союзных республиках оставалась стабильной, хотя названия органов управления подвергалось изменениям в соответствии со структурой всесоюзных и всероссийских органов управления сельским хозяйством. Руководящий орган управления

Государственной ветеринарной службы страны находился в составе: Народного комиссариата внутренних дел (1918-1919 гг.), земледелия (1919-1946 гг.), Министерства животноводства (1946-1947 гг.), сельского хозяйства (1947-1986 гг.), Государственного агропромышленного комитета (1986-1990 годы). При наличии стабильного органа управления

ветеринарной службой СССР, РСФСР

создавались дополнительные

управленческие структуры: Комитет по ветеринарным делам при Совете Труда и Обороны (1927-1931 гг.);

Противоэпизоотическое общество

«ВетЭпо» (1931-1932 гг.); Всесоюзная государственная ветеринарная инспекция (1937-1951 гг.). Учреждения

Государственной ветеринарной службы были переданы во ведение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

машинотракторных станций (1953-1957). Созданы районные станции по борьбе с болезнями животных (1963 г. по настоящее время).

За советский период Государственная ветеринарная служба неуклонно

расширялась, укреплялась, улучшалась ее материально-техническая база.

Разрабатывались и внедрялись в производство новые ветеринарные машины, механизмы, оборудование и инструменты, медикаменты, дезсредства, биопрепараты и т. д. Многократно увеличился кадровый состав Государственной ветеринарной службы. Она успешно осуществляла ветеринарное обслуживание общественного

и частного животноводства, ликвидировала многие особо опасные болезни, надежно охраняла территорию СССР от заноса возбудителей заразных болезней животных. Совершенствовала средства и методы диагностики, профилактики болезней и лечения животных. Успешно развивалась Государственная ветеринарная служба в составе Министерства обороны СССР, Министерства внутренних дел СССР. Правительство страны принимало организационные, экономические меры по развитию Государственной ветеринарной службы. Руководили ветеринарной службой страны талантливые ветеринарные врачи А.А. Петров, В.С. Бобровский, А.Р. Евграфов, К. Г. Мартин, А. В. Недачин, Н. М. Никольский, А.М. Локтионов, И.В. Гинзбург, А.А. Бойко, В.М. Лекарев, Ю.Х. Голощапов, А.Д. Третьяков, Л.Л. Вертелецкий, О.З. Исхаков, А.М. Пепиоженко и др.

Структура Государственной

ветеринарной службы СССР в 1990 г. представлена на рисунке 3.

Центральная вет. лаборатория

Республиканские вет. лаборатории

Республиканские, краевые, областные, межрайонные,

районные ветлаборатории

Лаборатории ветсанэкспертизы

Госагропром СССР

Главное управление ветеринарии с Государственной ветинспекцией

Госагропромы союзных республик

Главные управления ветеринарии

Ветеринарный отдел агропрома АССР, края, области

Районная (городские) ветеринарные станции

Участковые ветлечебницы, ветучастки, ветпункты

Ветслужбы Госагропрома СССР на транспорте

-Ф-

Транспортные ветсанучастки

Пограничные контрольные ветпункты

Республиканские ветстанции

Республиканские экспедиции, отряды

Областные, краевые, республиканские ветсанстанции

Рис. 3 — Структура Государственной ветеринарной службы СССР (1990 г.)

Достижения Государственной

ветеринарной службы СССР:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— разработка, принятие и совершенствование ветеринарного устава РСФСР, СССР (1923, 1936, 1951, 1967);

— планомерное и успешное развитие сети государственных ветеринарных учреждений;

— развитие высшего и среднего ветеринарного образования и, как следствие, комплектование государственных ветеринарных учреждений высококвалифицированными ветеринарными специалистами;

— создание системы академических научных учреждений, научно-производственных и исследовательских лабораторий, изобретение инструментов, оборудования, биопрепаратов, дезсредств и оснащение ими государственных ветеринарных учреждений;

— повседневное внимание государственных органов власти в стране, республиках, областях, краях, городах и районах проблемам развития Государственной ветеринарной службы, воспитанию, профессиональному росту ветеринарных специалистов, особенно работающих в органах управления Государственной ветеринарной службой;

— удовлетворительное финансовое обеспечение, выполнение обязательных, общегосударственных ветеринарных мероприятий, создание хорошей материально-технической базы ветеринарной службы;

— обеспечение высокого уровня ветеринарного обслуживания общественного животноводства;

— ликвидация многих особо опасных болезней животных в масштабе страны и отдельных республик, областей, краев;

— бесплатная ветеринарная помощь.

Факторы, мешавшие развитию

Государственной ветеринарной службы СССР:

— первая мировая и гражданская войны;

— вторая мировая война;

— массовая репрессия 1937-1938

годов;

— отсутствие общегосударственного ветеринарного закона;

— многочисленные административные, экономические перестройки,

реформирование;

— отсутствие правовых норм развития ветеринарного предпринимательства.

Третий_этап развития и

совершенствования Государственной

ветеринарной службы Российской Федерации охватывает 25 лет (1991-2016 годы). К моменту ликвидации СССР функционировало Главное управление ветеринарии Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, которое руководило ветеринарной службой в течении 2-х лет (1991-1993 гг.), В 1993 г. был образован Департамент ветеринарии в составе новой структуры Министерства сельского хозяйства, который

функционировал стабильно до 2004 года, продолжал осуществлять государственную политику в области ветеринарии, накопленную за годы Советской власти. Планомерно проводилась

широкомасштабная профилактика

инфекционных и инвазионных болезней, создавались новые, эффективные структуры научных и практических ветеринарных учреждений, улучшалось организация ветеринарного обслуживания

существующих и новых

сельскохозяйственных формирований, создавались и укреплялись

предпринимательские ветеринарные

структуры, успешно охранялась территория страны от заноса и распространения заразных болезней животных из зарубежных стран. В 2004 году осуществляется очередная

административная реформа органов управления сельским хозяйством, что привело к большим преобразованиям Государственной ветеринарной службы. В этот период были созданы: отдел животноводства и ветеринарии

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Министерства сельского хозяйства Российской Федерации; управление ветеринарии Федерального агентства по сельскому хозяйству; Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору. В 2006 г. Федеральное агентство по сельскому хозяйству было ликвидировано, его функции переданы Министерству сельского хозяйства РФ. В составе Министерства был образован Департамент ветеринарии, с новыми задачами и полномочиями. В соответствии с Положением от 18.08.2009 г. Департамент

ветеринарии МСХ РФ: подготавливает проекты федеральных законов,

нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, приказов МСХ РФ, международных договоров и иных нормативных правовых актов по вопросам ветеринарии; правила в области ветеринарии; перечни особо опасных и карантинных болезней животных; перечень болезней, при которых допускается отчуждение животных или изъятие продуктов животноводства; проекты административных регламентов

выполнения государственных функций по направлениям своей деятельности.

Департамент ветеринарии

осуществляет разработку и реализацию федеральных целевых программ:

организацию проведения

противоэпизоотических мероприятий;

организацию обеспечения лекарственными средствами проведения

противоэпизоотических мероприятий;

организацию применения биологических, химических и других препаратов.

Федеральная служба по

ветеринарному и фитосанитарному надзору, в соответствии с Положением осуществляет надзор, выдает разрешения на ввоз в РФ, вывоз из РФ и транзит по ее территории животных, продуктов, лекарственных средств, кормов, кормовых добавок для животных; осуществляет лицензирование отдельных видов деятельности; осуществляет контроль за соблюдением требований законодательства РФ в сфере ветеринарии; вносит предложения об установлении и отмене на территории РФ или ее субъекта карантина и иных ограничений; издает индивидуальные правовые акты и т. д.

Структура Государственной

ветеринарной службы Российской Федерации в 2016 г. представлена на рисунке 4.

Боровой (2015- до настоящего времени).

Федеральной службой по

Достижения Государственной

ветеринарной службы современной России:

— принятие, совершенствование и реализация закона РФ «О ветеринарии»;

— разработка, принятие и реализация подзаконных актов по вопросам развития Государственной ветеринарной службы

— разработка, принятие и реализация законов по вопросам ветеринарии в субъектах РФ;

— подчинение органов исполнительной власти субъектов РФ в области ветеринарии непосредственно органам государственной власти субъектов РФ;

— широкое осуществление платных ветеринарных услуг государственными ветеринарными учреждениями;

— совершенствование бюджетного финансирования учреждений Государственной ветеринарной службы путем выделения денежных средств на обеспечение выполнения государственных заданий.

Факторы, мешающие развитию Государственной ветеринарной службы современной России:

— административные реформы в области агропромышленного комплекса и , как следствие, передача имущества ветеринарных учреждений в федеральную собственность, потом — в собственность субъектов РФ;

— ликвидация большого количества государственных ветеринарных учреждений в период административной реформы 2004 года и создания Федеральной службы по ветеринарному фитосанитарному надзору;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— частая сменяемость руководителей Департамента ветеринарии;

— сокращение бюджетного финансирования государственной ветеринарной службы.

Рис. 4 — Структура Государственной ветеринарной службы РФ (2016 г.)

Заключение. За полтора века Государственная ветеринарная служба России из малочисленной и бескровной организации превратилась в

самостоятельную, хорошо оснащенную, боевую службу, способную решать самые сложные задачи развития животноводства. В ее рядах работали и работают талантливые ветеринарные врачи. За выдающиеся заслуги в развитии Государственной ветеринарной службы страны, крупные научные и практические достижения удостоены почетного звания Героя Социалистического труда 12 ветеринарных врачей и 3 академика:

ЛИТЕРАТУРА:

1. Адайкин П. В. Краткая история и опыт работы ветеринарной службы Ульяновской области. Ульяновск, 1998. -216 с.

2. Адарин Т.Т. История ветеринарии Республики Алтай. Горно-Алтайск, 2003. -96 с.

4. Борисович Ф.К. Ветеринарное законодательство в дворянской и феодальной России. Дисс. к.вет.н. 1946. -М. — 165 с.

5. Булгаков Д.В. Военной

ветеринарии Вооруженных сил 300 лет / Булгаков Д.В., Боев Ю.Г., Ветров В.П. 2007. — 464 с.

6. Бурдов Г.Н. Ветеринарная служба Удмуртской Республики и целевая программа ее развития. Дисс. д.вет.н. Казань, 2003. — 327 с.

7. Гаврилов И.В. Ветеринарное дело: из истории ветеринарии и животноводства Владимирской области. Ярославль, 1990. -41 с.

9. Киприанов Ю.Н. История ветеринарии Пермской области (18701917), часть 1, Пермь, изд-во «Пушка», 1995. — 254 с.

10. Киприянов Ю.Н. История ветеринарии Пермской области (19171990). Книга 2, изд-во «Пушка», Пермь, 2000. — 560 с.

11. Киприянов Ю.Н. История ветеринарии Пермской области (19902012). Книга 3-я, изд-во «Пушка», Пермь, 2012. — 184 с.

12. Лапшин А.И. Ветеринария Новосибирской области/ Лапшин А.И., Шабалин Н.Н. Новосибирск, 1982. — 18 с.

13. Руденко А.М. Образование военно-ветеринарного ведомства /Сборник исторических материалов. — СПб. 1976. -105 с.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ, РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЕТЕРИНАРНОЙ СЛУЖБЫ РОССИИ

Никитин И. Н. Резюме

Государственная ветеринарная служба России прошла 3 исторических этапа и превратилась в самостоятельную, хорошо оснащенную, боевую службу, способную решать самые сложные задачи развития животноводства.

HISTORICAL STAGES OF FORMATION, DEVELOPMENT AND IMPROVEMENT OF THE

STATE VETERINARY SERVICE OF RUSSIA

Nikitin I.N. Summary

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 619:576.807.7:616.2/.33/.34:636.2 (471.4)

СЕРОЛОГИЧЕСКИЙ И ИММУНОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ РЕСПИРАТОРНЫХ И ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ КРУПНОГО РОГАТОГО СКОТА В ХОЗЯЙСТВАХ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

Акбашев И.Р. — аспирант Федеральный центр токсикологической, радиационной и биологической безопасности, г.Казань

тел.: (843) 239-53-49

Ключевые слова: ПГ-3, ИРТ, ВД-БС, хламидиоз, крупный рогатый скот вирусные инфекции, сыворотка крови, антитела.

Key words: PG-3, IRT, VD-BS, chlamydia, cattle, virusinfections, bloodserum, antibody.

Массовые респираторно-кишечные болезни молодняка и патология репродуктивных органов крупного рогатого скота на протяжении последних десятилетий регистрируется во всех регионах России и представляют собой серьезную проблему для промышленного скотоводства. Как правило, эти заболевания имеют преимущественно инфекционную этиологию. В их возникновении существенную роль играют хламидии, вирусы инфекционного ринотрахеита (ИРТ-ИПВ), парагриппа-3 (ПГ-3), вирусной диареи (ВД-БС), аденовирусы и др. Часто эти возбудители действуют в ассоциации .

В связи с этим всегда остается актуальной проблема серо-

иммунологического мониторинга этих инфекций, которые в условиях интенсивных форм производства получили широкое распространение в регионе при постоянном перемещении животных из одного хозяйства в другое, формировании новых групп не всегда однородных по возрасту и иммунному статусу .

Важным этапом контроля и искоренения указанных форм патологий является лабораторная диагностика путем выявления антител в сыворотках крови

инфицированных и переболевших животных .

Материалы и методы. Клинико-эпизоотологический и серо-

иммунологический мониторинг в отношении вирусов ПГ-3 и ИРТ, ВД-БС и хламидийной инфекции крупного рогатого скота в регионе Среднего Поволжья осуществлялся путем выездов в неблагополучные хозяйства и

исследованием сывороток крови различных половозрастных групп животных с целью выявления специфических антител.

Уровень хламидийных антител в сыворотке крови крупного рогатого скота определяли в РСК с использованием «Набора антигенов и сывороток для серологической диагностики хламидиозов сельскохозяйственных животных» (РОСС RU.ФВ01.Н00022) производства ФГБУ «ФЦТРБ-ВНИВИ», по инструкции, утвержденной зам. руководителя Россельхознадзора от 3.03.2008г.

Для выявления уровня

специфических антител к вирусам ИРТ и ВД использовали иммуноферментный анализ (ИФА), который ставили в непрямом варианте с использованием коммерческих тест систем: — «Набор для выявления антител к вирусу инфекционного

ГАРАНТ:

Требования статьи 2.4 настоящего Закона (в редакции Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 243-ФЗ) в части осуществления прав и обязанностей должностных лиц ветеринарной службы и иных специалистов в области ветеринарии, физических лиц и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности по добыче (вылову) водных биологических ресурсов, переработке, хранению и реализации уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них продукции применяются после утверждения федеральным органом исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии нормативных правовых актов, регулирующих вопросы создания механизмов мониторинга ветеринарной безопасности регионов Российской Федерации и районов добычи (вылова) водных биологических ресурсов, применения профилей риска для проведения обязательных исследований продукции животного происхождения, в том числе уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них продукции, формирования исчерпывающего перечня оснований для проведения лабораторных исследований продукции животного происхождения, в том числе уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них продукции, но не ранее 1 января 2016 г.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Ветеринария — наука, занимающаяся диагностикой, профилактикой и лечением представителей фауны. Закон «О ветеринарии» продолжительное время обсуждался различными специалистами, общественностью и учеными на предмет усовершенствования. Результатом стало внесение некоторых корректировок в действующий законопроект, которые будут рассмотрены в дальнейшем в статье.

Описание закона 4979-1

14 мая 1993 года был опубликован и вступил в силу Федеральный закон 4979-1 «О ветеринарии». Настоящий закон регламентирует проводимую деятельность в сфере ветеринарии согласно требованиям законодательства, определяет обязательные ветеринарно-санитарные требования и основные принципы контроля. Также законопроект определяет мероприятия для поддержания здоровья животных — наземных, воздушных и водных и предотвращение появления болезней, являющихся общими для человека и животных.

Закон «О ветеринарии» включает в себя 7 разделов и 25 статей:

  • общие положения, определяющие свод ветеринарных правил в осуществлении различных лечебных мероприятий, правила для содержания и учета животных и т. д. (ст. 1-4.1);
  • ветеринарная госслужба, ведомственная и производственная служба (ст. 5-7);
  • ветеринарный надзор со стороны государства и ведомств (ст. 8-11);
  • единые требования по профилактике и устранению болезней и осуществление надзора за безопасностью продукции животноводства (ст. 12-19);
  • защита гражданского населения от заболеваний, являющихся одинаковыми для человека и животных и пищевой интоксикации (ст.20-22);
  • наказание за нарушение действующего закона «О ветеринарии»(ст. 23-24);
  • интернациональные соглашения (ст. 25).

Статьи 10-11, 20, 24 утратили правовую силу в ходе опубликования различных редакций. Последняя редакция, внесшая поправки в статьи действующего закона «О ветеринарии», датируется 3-им июлем 2016 года.

Скачать текст закона «О ветеринарии»

В настоящее время законопроект «О ветеринарии» пересматривается и подвергается дополнениям и корректировкам. Это поможет привлечь к ответственности владельцев животных и предотвратить нарушение правил их содержания, а также гарантирует защиту населения от низкокачественной сельхозпродукции.

Для подробного ознакомления с действующими положениями закона следует получить представление о его содержании. Скачать последнюю действующую редакцию ФЗ-4979-1 «О ветеринарии» с изменениями и дополнениями можно по ссылке.

Поправки к закону «О ветеринарии»

3-го июля 2016 года была опубликована последняя редакция, внесшая поправки в статьи действующего закона.

Статья 1

Статья дает определение термину «ветеринария» и рассказывает о задачах, которые перед нею стоят:

  • осуществление мероприятий для предотвращения заболеваний, а также заразных заболеваний у разного рода зверей и исполнение региональных планов обслуживания животноводства;
  • обучение врачей-ветеринаров, изготовление лекарственных препаратов для лечения представителей фауны, провождение исследований;
  • защита территорий РФ от зверей-переносчиков инфекционных заболеваний из-за границы;
  • осуществление контроля за ветеринарной деятельностью со стороны государства.

Федеральная служба исполнительной власти и другие подведомственные структуры берут на себя обязательство по осуществлению вышеизложенных задач в области ветеринарии.

Статья 5

Внесены были изменения во вторую часть. Описывает задачи ветеринарной госслужбы, в которые, по закону, входят — предотвращение и устранение заразных и неинфекционных массовых заболеваний, соблюдение правил санитарной безопасности для продуктов питания, защита граждан РФ от заболеваний, передающихся от животного к человеку, и территории РФ от заноса инфекционных болезней из-за границы посредством представителей фауны.

Закон определяет, что данная служба включает в себя — федеральную службу исполнительной власти в нормативно-правовом управлении, ветеринарном надзоре, ветеринарную службу в области деятельности МВД, Росгвардии и т. д. Главный ветеринарный госинспектор получает должность и лишается ее Правительством РФ.

Статья 7

Последняя редакция в закон «О ветеринарии» внесла поправки в содержание и в название статьи. Она звучит, как «Ветеринарные службы федеральных органов исполнительной власти в области обороны, МВД, Росгвардии, осуществления наказания, госохраны и обеспечение безопасности». Процедура осуществления работы вышеперечисленных служб и их финансовая поддержка производится соответствующими органами исполнительной власти. Согласно закону, данные службы осуществляют свою деятельность на объектах, находящихся под их ведомством.

Статья 18

Ст. 18 закона «О ветеринарии» описывает ответственность, которую несут учреждения, различные организации, предприятия и граждане, которые владеют животными и изготовители животноводческой продукции.

Согласно статье, владельцы животных несут ответственность за их здоровье, содержание и использование. Изготовители животноводческой продукции — за изготовление безопасных продуктов, отвечающих ветеринарно-санитарным правилам.

По закону в прямые обязанности владельцев и изготовителей входят:

  • принятие хозяйственных и ветеринарных мер для предотвращения начала эпидемии животных и обеспечение санитарной безопасности животноводческой продукции. Следует также содержать в соответствующем состоянии помещения, где обитают животные и хранится корм, не позволять отходам животноводства загрязнять окружающую среду;
  • придерживаться зоогигиенических и санитарных требований при расположении, постройки, эксплуатировании объектов, которые относятся к содержанию животных или к хранению, переработке продуктов;
  • показывать специалистам-врачам по ветеринарии (по соответствующему запросу) животных и извещать о случаях начавшейся эпидемии или необычном поведении скота/животных;
  • изоляция тех животных, которые подозреваются в заболевании, до прибытия вышеуказанных специалистов;
  • соблюдение необходимых требований по перевозке, убою скота и хранению, переработке продукции;
  • приводить в исполнение предписания специалистов-врачей по ветеринарии для профилактики и лечения заболеваний представителей фауны.

В закон активно вносятся поправки для улучшения условий в области ветеринарии.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *