Валютный контроль штрафы

Все бизнесмены, которые работают с иностранными партнерами, должны хорошо разбираться в валютном законодательстве. Ведь цена ошибки здесь весьма велика: штрафные санкции могут достигать 100% от суммы сделки. Если же размер невозвращенных средств превысил 9 млн руб., то виновные попадут под уголовное преследование. Рассмотрим, как предотвратить проблемы при проведении операций с валютой и как быть, если нарушение уже допущено.

Законодательная база в 2019 году

Основной документ в этой области – закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании…».

Положения, которые касаются операций с валютой, можно найти и в других законодательных актах. В первую очередь – это нормативные документы, регулирующие деятельность тех организаций, которые должны осуществлять валютный контроль. Примером может служить закон «О ЦБ РФ».

Кроме того, Центральный банк и другие государственные органы могут издавать собственные нормативные акты в этой области. Здесь в первую очередь нужно упомянуть инструкцию ЦБ РФ от 16.08.2017 № 181-И, которая подробно регламентирует порядок документального оформления операций с валютой.

Также необходимо помнить, что если международные договоры, заключенные РФ, касаются валютных операций, то положения таких договоров имеют приоритет перед нормами внутреннего законодательства.

Формы и принципы валютного контроля

Организация контрольной работы ориентирована на то, чтобы вмешательство государства в экономическую деятельность было минимальным и не создавало препятствий для добросовестных бизнесменов:

  1. Экономические методы контроля имеют приоритет над административными.
  2. Вмешательство в проводимые бизнесменами валютные операции допустимо только в рамках, предусмотренных законом.
  3. Единый подход к валютному контролю в рамках внешней и внутренней политики.
  4. Защита прав всех сторон сделки.

Валютный контроль делится на следующие формы:

  1. Предварительный, который осуществляется до проведения операции.
  2. Текущий, который производится непосредственно при реализации контракта и осуществлении валютных расчетов.
  3. Последующий, проводимый после завершения сделки.

Кто осуществляет валютный контроль?

Регулирование в этой области осуществляют:

  1. Органы валютного контроля: Центральный банк РФ и Правительство РФ.
    ЦБ РФ осуществляет свои контрольные обязанности непосредственно, а Правительство – наделяет соответствующими полномочиями государственные органы. На сегодня это – налоговая и таможенная службы. Органы валютного контроля (ОВК) не только занимаются проверками, но и могут издавать нормативные акты.
  2. Агенты валютного контроля (АВК) – это структуры, которые непосредственно работают с бизнесменами.
    В первую очередь – это уполномоченные банки, т.е. российские кредитные организации, которые имеют право работать с валютой. Также к категории АВК относятся профучастники рынка ценных бумаг и госкорпорация ВЭБ.РФ.

В функции АВК входит текущий контроль, а в случае необходимости они передают материалы проверок в ОВК.

Сделки, подлежащие валютному контролю

К «подконтрольным» операциям в этой области относятся:

  1. Любые перемещения денег или ценных бумаг через государственную границу.
  2. Любые операции между нерезидентами и резидентами.
  3. Рублевые сделки между нерезидентами.
  4. Валютные сделки между резидентами.

Нужно отметить, что расчеты между резидентами с использованием иностранной валюты в общем случае запрещены. Однако из этого правила закон предусматривает три десятка исключений: расчеты по агентским договорам, при покупке ценных бумаг, оплате командировочных расходов и т.п. Поэтому валютные расчеты между резидентами правильнее назвать «условно-разрешенными».

А вот операции в валюте между резидентами и нерезидентами можно проводить практически без ограничений. Однако эта «свобода» касается только самого факта осуществления операции. Порядок ее оформления, напротив, жестко регламентирован. Основной целью контроля здесь является обеспечение своевременного поступления валютной выручки за товары (работы, услуги) или возврат выданного аванса либо займа.

Причем после изменений, внесенных в законодательство с 1 марта 2018 года, бизнесмены должны при оформлении внешнеторговых сделок сообщать банкам точные сроки поступления валютных средств.

Документы для валютного контроля и сроки подачи СПД

Перечень документов для предоставления в банки зависит от суммы сделки, определяемой в рублях по курсу ЦБ РФ, а также от ее категории.

Сумма

Экспорт

Импорт или кредитование

до 200 тыс. руб.

документы предоставлять не нужно, достаточно сообщить банку код операции

от 200 тыс. руб. до 3 млн руб.

любой документ, позволяющий банку проставить код операции: контракт, акт, счет и т.п.

любой документ, позволяющий банку проставить код операции: контракт, акт, счет и т.п.

от 3 млн руб. до 6 млн руб.

контракт для регистрации

свыше 6 млн руб.

контракт для регистрации

Как видно из таблицы, при крупных суммах сделки бизнесмен должен зарегистрировать в банке контракт, при этом кредитная организация присваивает документу уникальный номер. Эта операция заменяет составление паспорта сделки, отмененное с 01.03.2018.

Для регистрации можно использовать и проект контракта, в этом случае готовый документ нужно предоставить в банк в течение 15 дней после его подписания.

По всем контрактам, подлежащим обязательной регистрации, в банк предоставляется справка о подтверждающих документах (СПД), заполняемая бухгалтерией в соответствии с приложением 6 к инструкции № 181-И Т.к. ведомость по паспорту сделки теперь не оформляется, то СПД по новым правилам является основной формой отчетности по исполнению контрактов, заключенных с нерезидентами.

СПД представляет собой реестр документов, подтверждающих исполнение контракта, с указанием суммы, и, в случае необходимости, – срока возврата валютных средств.

Срок для оформления СПД – 15 рабочих дней с последнего дня месяца, когда российской стороной был исполнен контракт, например – отгружен товар или оказана услуга. При возврате займа 15 дней нужно отсчитывать от завершения того месяца, когда были возвращены деньги. Такие же правила действуют для возврата иностранным партнером аванса при импорте товаров (п. 8.2 инструкции № 181-И).

Образец заполнения СПД можно скачать здесь

Штраф за нарушение валютного контроля

Закон здесь предусматривает административную ответственность, а при крупных суммах – возможно и уголовное преследование.

Если сумма неполученной выручки сравнительно «мала» (до 9 млн руб. единовременно или в течение года), то применяется ст. 15.25 КоАП РФ.

Штраф для организаций и ИП в данном случае составит:

  • 1/150 ключевой ставки ЦБ от суммы нарушения за каждый день просрочки;
  • от 75% до 100% от суммы сделки.

Указанные виды санкций могут применяться как по отдельности, так и совместно. Виновные должностные лица будут оштрафованы на сумму от 20 до 30 тыс. руб.

За нарушения в области представления документов для валютного контроля предусмотрены отдельные санкции. Нарушение регламента представления данных документов влечет за собой штраф для юридических лиц в сумме от 40 до 50 тыс. руб., а для ИП и должностных лиц – от 4 до 5 тыс. руб.

При непредоставлении документов размер санкций зависит от длительности просрочки:

Просрочка

Юридические лица

Должностные лица и ИП

до 10 дней

от 5 до 15 тыс. руб.

от 0,5 до 1 тыс. руб.

от 10 до 30 дней

от 20 до 30 тыс. руб.

от 2 до 3 тыс. руб.

более 30 дней

от 40 до 50 тыс. руб.

от 4 до 5 тыс. руб.

При повторном нарушении сумма санкций существенно возрастает и может достигнуть 150 тыс. руб. для юридических лиц и 15 тыс. руб. – для должностных лиц и ИП.

Если эквивалент невозвращенных средств в российской валюте превысил лимит в 9 млн руб., то начинает работать ст. 193 УК РФ. Тяжесть наказания здесь зависит от суммы «зависших» валютных средств и наличия отягчающих обстоятельств.

Максимальные санкции применяются, в частности, при достижении особо крупных размеров (45 млн руб.) или при использовании «подставного» юридического лица. В этом случае сумма штрафа может достичь 1 млн руб., а срок лишения свободы – 5 лет.

Что делать, если уже нарушил?

Самым распространенным нарушением валютного законодательства является задержка получения валютной выручки. Часто деньги не приходят вовремя из-за нарушений условий контракта, допущенных иностранными контрагентами.

Однако закон в любом случае возлагает ответственность на российскую компанию, которая не сумела получить средства из-за рубежа.

Это подтвердил и Конституционный суд, который отказался принять к рассмотрению жалобу ОАО «Контактор» (определение от 19.05.2009 № 572-О-О). Компания пыталась оспорить правомерность возложения на продавца ответственности за обеспечение поступления выручки от покупателя-нерезидента.

Но судьи указали, что компания-экспортер должна обеспечить выполнение установленных законом обязанностей, в том числе и путем «правильного» выбора контрагента.

КС РФ рекомендовал пострадавшей российской компании в дальнейшем взыскать сумму штрафа с иностранного партнера, нарушившего договорные обязательства. Но понятно, что если нерезидент не оплатил даже полагающуюся по договору сумму, то получить с него еще и компенсацию штрафа будет весьма непросто.

Гарантированно избежать штрафных санкций можно только, если российская компания застраховала риски неисполнения внешнеторгового контракта, но так поступают далеко не все.

Кроме того, состав административного правонарушения не образуется, если контракт не был выполнен по причине форс-мажорных обстоятельств (войны, революции, стихийные бедствия и т.п.). Но на практике такие ситуации встречаются нечасто.

Однако есть и еще одна возможность избежать наказания. Бизнесмен может попытаться убедить проверяющих, а при необходимости – и суд в том, что сделал все возможное для обеспечения поступления выручки по контракту.

В данном случае можно воспользоваться, например, рекомендациями ФТС РФ (письмо от 10.01.2008 г. № 01-11/217), которые предусматривают комплекс «предупредительных» мер на разных стадиях работы с иностранным партнером.

  1. На этапе предварительных переговоров следует выяснить деловую репутацию контрагента, воспользовавшись информацией торгово-промышленной палаты или официальных органов иностранного государства.
  2. При подготовке контракта следует:
    • внести в него условия об обеспечении (например, банковскую гарантию);
    • предусмотреть такие формы расчета, которые исключают или минимизируют риск неисполнения (предоплата, аккредитив и т.п.);
    • внести в договор порядок разрешения возможных разногласий;
    • указать, в каком судебном органе будет рассматриваться спор, если его не удастся разрешить в досудебном порядке;
    • предусмотреть страхование коммерческих рисков.
  3. При нарушении иностранным контрагентом обязательств:
    • своевременно выслать претензию в соответствии с условиями контракта;
    • направить иск в суд, если претензия оказалась безрезультатной;
    • добиться исполнения решения суда на территории иностранного государства; последний пункт очень важен, т.к. без него контролирующие органы не признают, что бизнесмен принял все необходимые меры для взыскания задолженности.

Также избежать наказания (или, как минимум, получить больше времени для решения проблемы) можно, если продлить срок действия договора. Но важно заключить соответствующее дополнительное соглашение до истечения первоначального срока поступления денежных средств.

Однако, даже приняв все перечисленные выше меры, бизнесмен не может быть полностью уверен в том, что наказания удастся избежать. Судебная практика по данному вопросу противоречива.

А в Постановлении АС СЗО от 08.11.2017 г. по делу N А42-273/2017 был признан недостаточным целый ряд мер, включающих не только претензии, но и подачу иска. Судьи отметили, что меры были приняты несвоевременно и в итоге цель не была достигнута.

Мы несем полную ответственность за соблюдение правил валютного контроля. При возникновении проблем мы можем провести переговоры с контрагентом, а в случае необходимости – представлять интересы наших клиентов в суде.

Вывод

Основной целью валютного контроля в РФ является обеспечение своевременного поступления в страну сумм, предусмотренных условиями контрактов (экспортная выручка, возврат заемных средств, авансов и т.п.).

Санкции за нарушения в этой области могут равняться всей сумме сделки, а при крупном размере – возможно и уголовное преследование.

Если иностранный партнер не выполнил свои обязательства, то нужно принять все меры к тому, чтобы заставить его исполнить контракт. Так как нельзя заранее предугадать, какие именно действия российской компании будут признаны проверяющими и судом достаточными, следует сделать максимум возможного в рамках законодательства и условий контракта.

Сопровождение внешнеторговых сделок юридических лиц с оформлением всей необходимой документации входит в пакет бухгалтерского облуживания. Специалисты нашей компании знают все тонкости валютного контроля и несут ответственность за оформление полного пакета документов для проведения валютных операций.

Наши клиенты ведут бизнес с зарубежными партнерами, а мы строго соблюдаем все правила валютного контроля для юридических лиц и отвечаем за безупречность оформления внешнеторговых контрактов и проведения валютных операций для наших клиентов.

В сложных и запутанных ситуациях мы предлагаем нашим клиентам помощь высококлассных юристов 1С-WiseAdvice, которые имеют богатый опыт сопровождения внешнеторговых сделок и еще на этапе заключения контракта смогут исключить риски для бизнеса клиента.

Заказать услугу

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Д. Пак, аудитор РК, аудиторская компания

«ТрастФинАудит» г. Алматы

КАКИЕ ШТРАФЫ ПРЕДУСМОТРЕНЫ ЗА НАРУШЕНИЕ ВАЛЮТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА?

Какие штрафы предусмотрены за нарушение валютного законодательства? Филиал иностранной компании реализуем недвижимость физическим лицам. Есть ли ограничение в приемки денежных средств за недвижимость по валютному законодательству? Какие меры могут быть применены, если есть данные нарушения?

Общественные отношения, возникающие при реализации резидентами и нерезидентами прав на валютные ценности, цели, задачи и порядок валютного регулирования и валютного контроля определены Законом РК «О валютном регулировании и валютном контроле».

В соответствии со статьей 14 Закона установлено, что резиденты вправе совершать сделки с нерезидентами в национальной и (или) иностранной валюте по соглашению сторон в соответствии с валютным законодательством РК.

Если в отношении валютных операций, указанных в статьях 20-24 настоящего Закона, не установлены режимы валютного регулирования, валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений в порядке, установленном Национальным банком РК, который вправе установить режим уведомления.

Также пунктом 2 статьи 16 Закона установлено, что платежи на территории РК по валютным операциям, в отношении которых настоящим Законом определено требование регистрации, уведомления или получения учетного номера контракта, осуществляются безналичным способом.

В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Закона определено, что платежи резидентов в пользу нерезидентов, платежи нерезидентов в пользу резидентов, связанные с приобретением права собственности на недвижимость, а также передача денег и иного имущества резидентами нерезидентам (нерезидентами резидентам) в доверительное управление осуществляются в режиме уведомления.

На основании изложенного, применительно к данной ситуации валютные платежи по сделкам, связанным с приобретением права собственности на недвижимость должны осуществляться только в безналичном порядке, так как в отношении таких операций определено требование уведомления.

В соответствии со статьей 33 Закона установлено, что нарушение валютного законодательства РК влечет ответственность в соответствии с законами РК.

В соответствии со статьей 24 Кодекса РК «Об административных нарушениях» установлена административная ответственность за нарушение срока подачи документов для получения свидетельства об уведомлении о валютных операциях или регистрационного свидетельства на валютные операции, которая содержит следующие положения:

1. Нарушение физическими и юридическими лицами срока подачи документов для получения свидетельства об уведомлении о валютных операциях или регистрационного свидетельства на валютные операции влечет предупреждение на физических и юридических лиц.

2. Действие (бездействие), предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания влечет штраф на физических лиц в размере 50, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации — в размере 80, на субъектов среднего предпринимательства — в размере 120, на субъектов крупного предпринимательства — в размере 200 МРП.

07.02.2019 12:26

Сегодня, 7 февраля 2019 года, введен в действие Закон «О валюте и валютных операциях», с принятием которого бизнес связывал свои надежды на либерализацию валютного рынка в Украине.

Что изменилось в правовом поле валютного регулирования? Пять главных новелл для бизнеса изданию «Закон и Бизнес» назвала ассоциированный партнер АО «Скляренко, Сидоренко и партнеры» Юлия Стусенко:

1. Для экспортеров отменяются сроки возврата валютной выручки в 180 дней. Теперь вопрос предельных сроков расчетов по операциям по экспорту и импорту товаров будет определять Нацбанк. Постановлением правления от 02.01.2019 №5 он и определил такой срок на уровне 365 календарных дней.

Другим постановлением правления от 02.01.2019 № 7 НБУ распространил эти предельные сроки на незавершенные операции резидента по экспорту и импорту товаров, по которым к 7 февраля 2019 года не установлено банком нарушение 180-дневного срока расчетов.

Таким образом, экспортеры получили возможность осуществлять расчеты по внешнеэкономическим контрактам в рамках вдвое увеличенного предельного срока, в том числе по незавершенным операциям. В то же время, следует иметь в виду, что за просрочку этого срока новый закон установил ответственность в виде пени за каждый день просрочки в размере 0,3% от суммы неполученных средств по соответствующему контракту.

2. Юридическим и физическим лицам отныне при получении кредитов (займов) из-за границы не нужно регистрировать их в НБУ и информировать НБУ об изменениях по таким кредитам (займам). Это является существенным послаблением, ведь довольно длительная процедура была забюрократизированной и предусматривала представление значительного комплекта документов. Отсутствие регистрации грозило штрафами.

3. Отменены индивидуальные лицензии при инвестировании резидентами — юридическими лицами и физическими лицами-предпринимателями за границу на сумму в совокупности к 2 млн. Евро включительно в течение календарного года. Физическим лицам-резидентам, которые не являются предпринимателями без получения индивидуальной лицензии НБУ разрешается осуществлять валютные операции по переводу средств из Украины для осуществления инвестиции за границу / размещение средств на своем счету за пределами Украины в течение календарного года на общую сумму, не должна превышать в совокупности 50 тыс. евро включительно. А операции до 150 тыс. Гривен в эквиваленте вообще теперь не будут подпадать под валютный контроль.

4. С учетом имеющихся ограничений, установленных законодательством, предусмотрена возможность резидентов открывать счета в иностранных финансовых учреждениях и проводить через такие счета валютные операции, а также приобретать валютные ценности за границей, осуществлять их трансграничное перемещение и (или) трансграничный перевод. Это позволит бизнесу в Украине свободно открывать счета за рубежом и аккумулировать на них валютные средства, инвестировать в иностранную недвижимость и ценные бумаги.

5. Резидентам-юрлицам и физическим лицами-предпринимателями для хеджирования рисков изменения курса иностранной валюты по операциям по экспорту и импорту товара разрешено в качестве исключения воспользоваться услугами банков по осуществлению операций по купле-продаже иностранной валюты за гривни на условиях «форвард» (с поставкой иностранной валюты или без нее поставки) и операций на условиях маржинальной торговли по покупке и продаже иностранной валюты / банковских металлов за гривны.

Эксперт также обратила внимание, что отдельные существенные валютные ограничения для бизнеса остались неизменными. В частности, требование об обязательной продаже экспортерами 50% валютной выручки. Кроме того, юридические лица — экспортеры и импортеры не смогут воспользоваться возможностью приобретения валюты на межбанке в режиме онлайн и по-прежнему должны подавать в обслуживающий банк заявки на покупку валюты, которые выполняются банками только на следующий день.

Закон і Бізнес

Новое валютное регулирование

6 августа 2019 г.

ИЗМЕНЕНИЯ ВАЛЮТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

2 августа 2019 года Президент РФ утвердил федеральный закон, направленный на либерализацию репатриации денежных средств и ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием иностранных счетов. В настоящем информационном письме приведён краткий обзор основных изменений валютного законодательства.

Расширен перечень операций по зачислению денежных средств на иностранные счёта

С 1 января 2020 года на счета резидентов в иностранных банках могут быть зачислены денежные средства в результате следующих операций:

Получатель (владелец счёта) Иностранный банк Операция по зачислению денежных средств
Физическое лицо – резидент Одновременно:
– Расположен на территории государства — члена ОЭСР или ФАТФ
– Данное государство осуществляет обмен информацией с РФ в автоматическом режиме
Денежные средства, получаемые от нерезидентов, – без ограничений
Физическое лицо – резидент Нет требований Доходы от реализации драгоценных металлов, учитываемых на счетах резидентов в иностранных банках, выплачиваемые в силу требований законодательства иностранного государства
Физическое лицо – резидент Расположен на территории государства — члена ОЭСР или ФАТФ Возврат суммы денежных средств, ранее переданных в доверительное управление нерезиденту (до 1 января 2020 года можно зачислять только доход, полученный от передачи в доверительное управление денежных средств и (или) ценных бумаг нерезиденту)
Резидент – сторона внешнеторгового договора (контракта) Нет требований Денежные средства в валюте РФ по внешнеторговым договорам (контрактам) с нерезидентами, в отношении которых были отменены требования о репатриации

В отдельных случаях отменены требования о предоставлении ежегодных отчетов по иностранным счетам

С 1 января 2020 года физическое лицо – резидент вправе не представлять налоговым органам отчет о движении денежных средств по иностранному счету, если одновременно выполняются следующие условия:

  • счет открыт в банке, расположенном на территории государства — члена ОЭСР или ФАТФ, и это государство осуществляет обмен информацией с РФ в автоматическом режиме;
  • общая сумма денежных средств, зачисленных на счет (списанных со счета) за отчетный год не превышает 600 тыс. рублей или сумму в иностранной валюте, эквивалентную 600 тыс. рублей, либо остаток денежных средств на счете по состоянию на конец отчетного года не превышает 600 тыс. рублей или сумму в иностранной валюте, эквивалентную 600 тыс. рублей, если в течение отчетного года зачисление денежных средств на счет не осуществлялось.

Для счетов, открытых в иностранной валюте, пересчет иностранной валюты в валюту РФ будет производиться по курсу ЦБ РФ по состоянию на 31 декабря отчетного года.

«Иная организация финансового рынка» – новое понятие валютного законодательства

С 1 января 2020 года требования валютного законодательства будут распространены на счета резидентов, открытые не только в иностранных банках, но и в так называемых «иных организациях финансового рынка». Согласно определению, содержащемуся в новом законе, такие организации в соответствии со своим личным законом имеют право оказывать услуги, связанные с привлечением от резидентов и размещением денежных средств или иных финансовых активов для хранения, управления, инвестирования и (или) осуществления иных сделок в интересах резидента либо прямо или косвенно за счет резидента. Иными словами, в число таких организаций могут войти, в частности, иностранные брокеры, депозитарии, операторы платежных систем.

Резиденты будут обязаны уведомлять налоговые органы об открытии, изменении реквизитов и закрытии счетов в иностранных организациях финансового рынка, а также представлять в налоговые органы отчеты о движении средств по таким счетам.

ЦБ РФ должен установить перечень случаев, когда денежные средства могут быть зачислены на счета резидентов в таких организациях или когда денежные средства могут быть списаны с таких счетов. По общему правилу юридические и физические лица смогут без ограничений осуществлять валютные операции с денежными средствами, зачисленными на такие счета в соответствии с требованиями валютного законодательства, за исключением запрещенных валютных операций.

Таким образом, можно сделать вывод, что в целом регулирование операций по счетам в иностранных организациях финансового рынка будет иметь сходство с регулированием операций по счетам в иностранных банках.

Отмена требований о репатриации доходов в российской валюте по внешнеторговым контрактам

Во-первых, вводится поэтапная отмена требования о репатриации резидентами экспортной выручки в валюте РФ в отношении экспорта большей части сырьевых товаров (в частности, нефти и нефтепродуктов, природного газа, отходов и лома металлов, драгоценных камней) в следующем порядке:

  • с 1 января 2020 года – в отношении не более 10% суммы внешнеторгового договора;
  • с 1 января 2021 года – в отношении не более 30% суммы внешнеторгового договора;
  • с 1 января 2022 года – в отношении не более 50% суммы внешнеторгового договора;
  • с 1 января 2023 года – в отношении не более 70% суммы внешнеторгового договора;
  • с 1 января 2024 года – в отношении всей суммы внешнеторгового договора.

Во-вторых, с 1 января 2020 года полностью отменяется требование о репатриации резидентами экспортной выручки в валюте РФ в отношении экспорта всех иных товаров, за исключением товаров некоторых категорий (например, древесины, древесного угля, лесоматериалов).

Требования о репатриации будут отменены исключительно в отношении внешнеторговых договоров (контрактов), сумма обязательств по которым определена в валюте РФ и условиями которых предусмотрена оплата в валюте РФ.

Расчеты с российскими гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в других странах

С 1 января 2020 года физические лица — резиденты смогут переводить иностранную валюту без каких-либо ограничений по суммам со своих счетов в российских банках на иностранные счета физических лиц — резидентов в оплату переданных товаров, информации и результатов интеллектуальной деятельности, выполненных работ, оказанных услуг.

Возможность осуществления такого перевода будут определять характеристики его получателя – срок пребывания за пределами территории РФ в совокупности более 183 дней в течение календарного года и наличие статуса индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством государства пребывания.

Расчеты с российскими образовательными организациями

Со 2 августа 2019 года перечень разрешенных валютных операций между резидентами пополнился операциями, совершаемыми за пределами территории РФ по договорам об образовании между физическими лицами — резидентами со сроком пребывания за пределами территории РФ в совокупности более 183 дней в течение календарного года и российскими государственными образовательными организациями высшего образования (их зарубежными филиалами).

При оказании образовательных услуг за пределами территории РФ указанные организации (их зарубежные филиалы) смогут осуществлять расчеты в иностранной валюте и валюте РФ с такими физическими лицами, а также с физическими лицами — нерезидентами без обязательного использования банковских счетов в российских банках.

Любопытно, что действие данных положений валютного законодательства распространяется на правоотношения, возникшие с 1 августа 2016 года.

1 Федеральный закон № 265-ФЗ от 02 августа 2019 года «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и репатриации денежных средств»

2 Положения валютного законодательства об отмене репатриации содержат отсылку к классификации товаров в соответствии с единой ТН ВЭД ЕАЭС, поэтому в каждом отдельном случае необходим тщательный анализ внешнеторгового договора (контракта) на предмет наименования экспортируемого товара

Скачать PDF-версию

Добавить в «Нужное»

Обновление: 16 мая 2019 г.

Валютные операции российскими организациями и предпринимателями осуществляются с учетом определенных требований – приобретать (продавать) иностранную валюту и валютные чеки можно только в уполномоченных банках и только по документам, оформленным в соответствии с указаниями ЦБ РФ (ст. 6, ст. 11 Закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ).

Порядок представления российскими компаниями (ИП) подтверждающих документов и информации при ведении валютных операций уполномоченным банкам определен в Инструкции ЦБР от 16.08.2017 № 181-И. Одним из обязательных к представлению документов для валютного контроля до 1 марта 2018 года являлась справка о валютных операциях.

Справка о валютных операциях 2019

С 1 марта 2018 года справку о валютных операциях отменили. Справка о валютных операциях, инструкция по ее заполнению были утверждены инструкцией Центробанка РФ от 04.06.2012 № 138-И, но в связи с изданием Банком России Инструкции от 16.08.2017 № 181-И, отменяющей инструкцию ЦБ РФ от 04.06.2012 № 138-И, данный документ утратил силу.

В 2019 году оформлять справку о валютных операциях не нужно. Соответственно, вопросы о справке о валютных операциях (когда представляется в 2019 г., образец заполнения 2019, скачать бланк, сроки подачи справки о валютных операциях, корректировка справки о валютных операциях, непредоставление справки о валютных операциях – штраф) более не актуальны.

Банк России не только отменил справку о валютных операциях, но и внес ряд изменений в валютный контроль для организаций и предпринимателей.

Валютный контроль в 2019 году

Основные изменения с 1 марта 2018 года в валютном контроле приведем в виде таблицы:

Объект изменений Изменения с 1 марта 2018 года
Влияние суммы контракта на валютный контроль
  • импортные контракты на сумму 3 000 000 рублей и более подлежат учету в банке (п. 4.2 Инструкции Банка России от 16.08.2017 № 181-И);
  • экспортные контракты на сумму 6 000 000 рублей и более подлежат учету в банке (п. 4.2 Инструкции Банка России от 16.08.2017 № 181-И);
  • если сумма сделки 200 000 рублей и менее подавать документы в банк не нужно (п. 2.7, п. 2.15, п. 2.17 Инструкции Банка России от 16.08.2017 № 181-И);
Учет контрактов
  • паспорт сделки отменен, банк ставит на учет контракты, которым присваивается уникальный номер (п. 5.1, п. 5.5 Инструкции Банка России от 16.08.2017 № 181-И);
  • срок регистрации контракта составляет 1 день (п. 5.5 Инструкции Банка России от 16.08.2017 № 181-И);
Справка о валютных операциях
  • справка о валютных операциях отменена (п. 1.3 Инструкции Банка России от 16.08.2017 № 181-И);
Справка о подтверждающих документах
  • при совершении сделки на сумму более 200 000 рублей компания и ИП передает в банк документы, которые подтверждают совершившуюся сделку (п. 8.1 Инструкции Банка России от 16.08.2017 № 181-И);
  • по состоявшейся сделке в банк представляется информация о виде кода операции (п. 2.7 Инструкции Банка России от 16.08.2017 № 181-И);
  • справка о подтверждающих документах является единой формой учета и отчетности по валютным операциям резидентов (п. 1.3 Инструкции Банка России от 16.08.2017 № 181-И);
Ведение ведомости банковского контроля
  • банк сам формирует и ведет ведомость банковского контроля (п. 9.2 Инструкции Банка России от 16.08.2017 № 181-И);
Причины, по которым банк имеет право не проводить валютную операцию
  • в контрактах должны быть указаны сроки исполнения сторонами обязательств по договорам (п. 1.1 ст. 19 Закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ);
  • отсутствие в контрактах дат исполнения сторонами обязательств по договорам является поводом для отказа в проведении валютной операции (абз. 4 п. 5 ст. 23 Закона от 10.12.2003№ 173-ФЗ).

Справка о подтверждающих документах (образец заполнения)

В 2019 году справка о подтверждающих документах является единой формой учета и отчетности по валютным операциям резидентов и подается компанией (ИП) в уполномоченный банк в срок, не позднее 15-ти рабочих дней после месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы (или на документах были проставлены отметки представителями таможни) (п. 1.3, п. 8.2 Инструкции Банка России от 16.08.2017 № 181-И).

Скачать справку о подтверждающих документах можно .

Образец заполнения справки о подтверждающих документах можно скачать по ссылке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *