В суде общей юрисдикции рассматривается исковое заявление

Заявление подается либо непосредственно в соответствующий суд общей юрисдикции, либо направляется почтой заказным письмом с уведомлением.

Когда заявитель лично сдает документы, принимающий их специалист проставляет на втором экземпляре заявления (копии) штамп с полным наименованием суда общей юрисдикции, датой приема заявления, указывает свою фамилию и расписывается.

Типичная ошибка при подаче исковых заявлений! Неверное определение суда, в который необходимо подавать заявление.

В какой суд обращаться? Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»

В Российской Федерации действуют федеральные суды и суды субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.

К федеральным судам относятся:

  • Конституционный Суд Российской Федерации;
  • Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;
  • Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов;
  • Дисциплинарное судебное присутствие

Согласно ст. 1 ФКЗ от 9 ноября 2009 г. N 4-ФКЗ «О Дисциплинарном судебном присутствии» Дисциплинарное судебное присутствие является судебным органом, рассматривающим дела по жалобам на решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков и обращениям на решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации об отказе в досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков.

К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

Итак, для того чтобы правильно выбрать суд, в который необходимо обращаться, следует определить подведомственность и подсудность конкретного дела.

Судебная подведомственность определяет компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации (конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации), судов общей юрисдикции, арбитражных судов по рассмотрению того или иного дела.

Дела, подведомственные судам общей юрисдикции, получили наименование «гражданские дела».

В общем виде подведомственность судам общей юрисдикции определена в ч. 3 ст. 22 ГПК РФ, согласно которой суды общей юрисдикции разрешают все дела, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов. К ним относятся:

  • исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений;
  • дела, разрешаемые в порядке приказного производства;
  • дела, возникающие из публичных правоотношений;
  • дела особого производства;
  • дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов;
  • дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений.

Суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций.

Кроме того, необходимо помнить о том, что, если в заявлении содержатся несколько связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду общей юрисдикции, другие — арбитражному суду, и разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в суде общей юрисдикции.

Если же разделение требований возможно, то судья выносит определение о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомственных арбитражному суду.

Определившись с подведомственностью спора суду общей юрисдикции, необходимо установить его подсудность. Выделяют родовую и территориальную подсудность.

При обращении в суд общей юрисдикции сначала необходимо определить родовую подсудность.

С точки зрения родовой подсудности дела, подведомственные арбитражным судам, подразделяются на пять видов.

1. Дела, подсудные мировым судьям. Согласно ст. 23 ГПК РФ мировой судья рассматривает в качестве суда первой инстанции:

  • дела о выдаче судебного приказа;
  • дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;
  • дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;
  • иные возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка, других дел по спорам о детях и дел о признании брака недействительным;
  • дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;
  • дела об определении порядка пользования имуществом.

Федеральными законами к подсудности мировых судей могут быть отнесены и другие дела.

2. Дела, подсудные районным/городским судам. Компетенция данного звена судов общей юрисдикции определена по остаточному принципу. Так, согласно ст. 24 ГПК РФ районным судом в качестве суда первой инстанции рассматриваются дела, за исключением дел, подсудных мировым судьям, военным и специализированным судам, верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа, Верховному Суду Российской Федерации.

3. Дела, подсудные военным и специализированным судам. Согласно ст. 25 ГПК РФ в случаях, предусмотренных федеральным конституционным законом, гражданские дела рассматриваются военными и иными специализированными судами.

Так, согласно ч. 3 ст. 254 ГПК РФ заявление военнослужащего, оспаривающего решение, действие (бездействие) органа военного управления или командира (начальника) воинской части, подается в военный суд.

4. Дела, подсудные верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа. Согласно ст. 26 ГПК РФ верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа рассматривают в качестве суда первой инстанции гражданские дела:

  • связанные с государственной тайной;
  • об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций;
  • о приостановлении деятельности или ликвидации регионального отделения либо иного структурного подразделения политической партии, межрегиональных и региональных общественных объединений; о ликвидации местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Российской Федерации; о запрете деятельности не являющихся юридическими лицами межрегиональных и региональных общественных объединений и местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Российской Федерации; о приостановлении или прекращении деятельности средств массовой информации, распространяемых преимущественно на территории одного субъекта Российской Федерации;
  • об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации (независимо от уровня выборов, референдума), окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума;
  • о расформировании избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным мировым судьям, районным судам.

Федеральными законами к подсудности верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа могут быть отнесены и другие дела.

Так, согласно ч. 2 ст. 254 ГПК РФ отказ в разрешении на выезд из Российской Федерации в связи с тем, что заявитель осведомлен о сведениях, составляющих государственную тайну, оспаривается в соответствующем верховном суде республики, краевом, областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа по месту принятия решения об оставлении просьбы о выезде без удовлетворения.

5. Дела, подсудные Верховному Суду Российской Федерации. Согласно ст. 27 ГПК РФ Верховный Суд Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой инстанции гражданские дела:

  • об оспаривании ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации, ненормативных правовых актов палат Федерального Собрания, ненормативных правовых актов Правительства Российской Федерации;
  • об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов иных федеральных органов государственной власти, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций;
  • об оспаривании постановлений о приостановлении или прекращении полномочий судей либо о приостановлении или прекращении их отставки (за исключением случаев прекращения полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков);
  • о приостановлении деятельности или ликвидации политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;
  • об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (независимо от уровня выборов, референдума), за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума;
  • по разрешению споров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, переданных на рассмотрение в Верховный Суд Российской Федерации Президентом Российской Федерации в соответствии со статьей 85 Конституции Российской Федерации;
  • о расформировании Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;
  • о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным федеральным судам, за исключением районных судов, гарнизонных военных судов.

Федеральными законами к подсудности Верховного Суда Российской Федерации могут быть отнесены и другие дела.

Следует помнить о нескольких правилах родовой подсудности.

  1. При объединении нескольких связанных между собой требований, изменении предмета иска или предъявлении встречного иска, если новые требования становятся подсудными районному суду, а другие остаются подсудными мировому судье, все требования подлежат рассмотрению в районном суде.
  2. В этом случае, если подсудность дела изменилась в ходе его рассмотрения у мирового судьи, мировой судья выносит определение о передаче дела в районный суд и передает дело на рассмотрение в районный суд.
  3. Споры между мировым судьей и районным судом о подсудности не допускаются.

Определив родовую подсудность спора, следует определить территориальную подсудность. Территориальная подсудность подразделяется на общую, подсудность по выбору истца (альтернативную), исключительную, по связи дел, договорную.

Общая подсудность формирует правило, согласно которому иск предъявляется в суд по месту жительства ответчика. Иск к организации предъявляется в суд по месту нахождения организации (ст. 28 ГПК РФ).

Выбор истцом территориальной подсудности допускается в случаях, указанных в ст. 29 ГПК РФ:

  • иск к ответчику, место жительства которого неизвестно или который не имеет места жительства в Российской Федерации, может быть предъявлен в суд по месту нахождения его имущества или по его последнему известному месту жительства в Российской Федерации;
  • иск к организации, вытекающий из деятельности ее филиала или представительства, может быть предъявлен также в суд по месту нахождения ее филиала или представительства;
  • иски о взыскании алиментов и об установлении отцовства могут быть предъявлены истцом также в суд по месту его жительства;
  • иски о расторжении брака могут предъявляться также в суд по месту жительства истца в случаях, если при нем находится несовершеннолетний или по состоянию здоровья выезд истца к месту жительства ответчика представляется для него затруднительным;
  • иски о возмещении вреда, причиненного увечьем, иным повреждением здоровья или в результате смерти кормильца, могут предъявляться истцом также в суд по месту его жительства или месту причинения вреда;
  • иски о восстановлении трудовых, пенсионных и жилищных прав, возврате имущества или его стоимости, связанные с возмещением убытков, причиненных гражданину незаконным осуждением, незаконным привлечением к уголовной ответственности, незаконным применением в качестве меры пресечения заключения под стражу, подписки о невыезде либо незаконным наложением административного наказания в виде ареста, могут предъявляться также в суд по месту жительства истца;
  • иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены также в суд по месту жительства или месту пребывания истца либо по месту заключения или месту исполнения договора;
  • иски о возмещении убытков, причиненных столкновением судов, взыскании вознаграждения за оказание помощи и спасание на море могут предъявляться также в суд по месту нахождения судна ответчика или порта приписки судна;
  • иски, вытекающие из договоров, в которых указано место их исполнения, могут быть предъявлены также в суд по месту исполнения такого договора.

Выбор между несколькими судами, которым в вышеперечисленных случаях подсудно дело, принадлежит истцу.

Исключительная подсудность «исключает» возможность выбора подсудности иной, чем та, которая установлена ст. 30 ГПК РФ. В соответствии с данной статьей:

  • иски о правах на земельные участки, участки недр, здания, в том числе жилые и нежилые помещения, строения, сооружения, другие объекты, прочно связанные с землей, а также об освобождении имущества от ареста предъявляются в суд по месту нахождения этих объектов или арестованного имущества;
  • иски кредиторов наследодателя, предъявляемые до принятия наследства наследниками, подсудны суду по месту открытия наследства;
  • иски к перевозчикам, вытекающие из договоров перевозки, предъявляются в суд по месту нахождения перевозчика, к которому в установленном порядке была предъявлена претензия.

Подсудность нескольких связанных между собой дел применяется в случаях, указанных в ст. 31 ГПК РФ:

  • иск к нескольким ответчикам, проживающим или находящимся в разных местах, предъявляется в суд по месту жительства или месту нахождения одного из ответчиков по выбору истца;
  • встречный иск предъявляется в суд по месту рассмотрения первоначального иска.

Гражданский иск, вытекающий из уголовного дела, если он не был предъявлен или не был разрешен при производстве уголовного дела, предъявляется для рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства по правилам подсудности, установленным настоящим Кодексом.

Договорная подсудность позволяет по соглашению между сторонами изменить территориальную подсудность для данного дела до принятия его судом общей юрисдикции к своему производству.

Не может быть изменена исключительная подсудность, подсудность верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа, Верховному Суду Российской Федерации.

Госпошлину в бюджет перечисляйте в следующие сроки:

  • при обращении в суды – до подачи запроса, ходатайства, заявления, искового заявления, жалобы (если сбор платит ответчик – в 10-дневный срок со дня вступления в силу решения суда);
  • при обращении к нотариусу (должностному лицу, выполняющему нотариальные действия) – до совершения нотариальных действий;
  • при обращении за выдачей документов (их дубликатов) – до выдачи соответствующих документов (их дубликатов);
  • при обращении за проставлением апостиля – до проставления апостиля;
  • при обращении за ежегодным подтверждением регистрации судна в Российском международном реестре судов – не позднее 31 марта года, следующего за годом регистрации судна в указанном реестре или за последним годом, в котором было осуществлено такое подтверждение;
  • при обращении за совершением других действий, требующих уплаты госпошлины, – до подачи документов на их совершение.

Такой порядок предусмотрен пунктом 1 статьи 333.18 Налогового кодекса РФ.

Таким образом, в большинстве случаев госпошлину платят до совершения действий, предусмотренных главой 25.3 Налогового кодекса РФ. Однако при рассмотрении дел в суде может возникнуть ситуация, когда госпошлину нужно заплатить после того, как судебное решение вынесено. Например, если:

  • госпошлину платит ответчик (в 10-дневный срок со дня вступления в силу решения суда, если не предоставлена отсрочка (рассрочка));
  • истцу необходимо доплатить госпошлину (в процессе рассмотрения дела в суде сумма иска была увеличена);
  • истцу (заявителю) была предоставлена отсрочка (рассрочка) по уплате госпошлины.

Если при рассмотрении дела истец увеличит сумму иска (и проиграет его), то недостающую сумму госпошлины ему нужно доплатить. Сделать это нужно в течение 10 дней с того момента, как решение суда вступило в законную силу. Это следует из подпункта 10 пункта 1 статьи 333.20, подпункта 3 пункта 1 статьи 333.22 и подпункта 2 пункта 1 статьи 333.18 Налогового кодекса РФ.

Сроки вступления в силу решений арбитражных судов указаны в статье 180 Арбитражного процессуального кодекса РФ. По общему правилу этот срок равен месяцу с момента принятия решения. Решения судов общей юрисдикции (мировых судей) вступают в силу в сроки, указанные в статье 209 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Ответственность за неуплату госпошлины

Ответственность за неуплату госпошлины предусмотрена статьей 122 Налогового кодекса РФ.

Если не заплатить госпошлину в установленные сроки, то налоговая служба, как администратор поступлений в бюджет, имеет право взыскать неуплаченную сумму сбора (ст. 20 Бюджетного кодекса РФ). Для этого суд направит в налоговую инспекцию по местожительству человека исполнительный лист на взыскание госпошлины (ст. 428 ГПК РФ, п. 3 ст. 319 АПК РФ).

Ответственность за неуплату налогов и сборов предусмотрена статьей 122 Налогового кодекса РФ. А госпошлина по своему определению – это сбор (п. 2 ст. 8 и ст. 333.16 НК РФ). Следовательно, если человек не уплатил этот сбор либо не полностью уплатил его, налоговая инспекция может его оштрафовать.

Уменьшение размера госпошлины и отсрочка

При уплате госпошлины можно:

  • уменьшить размер платежа;
  • получить рассрочку (отсрочку) платежа.

Ситуация: может ли суд полностью освободить истца от уплаты госпошлины?

Да, может, если уменьшение размера госпошлины или отсрочка (рассрочка) не дадут истцу возможности обратиться в суд из-за бедственного материального положения. Такой вывод содержится в определении Конституционного суда РФ от 13 июня 2006 г. № 272-О.

Решения Конституционного суда РФ действуют непосредственно и не требуют подтверждений или ведомственных указаний (ст. 79 Закона от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ). Одним из видов решения Конституционного суда является определение (ст. 71 Закона от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ). Поэтому суды обязаны исполнять определение Конституционного суда РФ от 13 июня 2006 г. № 272-О без каких-либо дополнительных разъяснений.

Решение об уменьшении размера госпошлины может принять суд исходя из имущественного (материального) положения плательщика (п. 2 ст. 333.20, п. 2 ст. 333.22 НК РФ).

Решение о предоставлении отсрочки (рассрочки) принимает ведомство, совершающее юридическое действие, за которое уплачивается госпошлина (подп. 4 п. 1 ст. 63 НК РФ, письмо Минфина России от 11 ноября 2009 г. № 03-05-04-03/29).

Порядок предоставления отсрочки (рассрочки) установлен статьями 64 и 333.41 Налогового кодекса РФ. Кроме того, он разъяснен в постановлениях Пленума ВАС РФ от 11 июля 2014 г. № 46 и от 20 марта 1997 г. № 6. Несмотря на то что более раннее постановление принято до вступления в силу главы 25.3 Налогового кодекса РФ, оно не противоречит действующему законодательству в отношении предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате госпошлины.

Продолжительность отсрочки

Продолжительность отсрочки (рассрочки) платежа не может превышать одного года (п. 1 ст. 64 НК РФ). В течение отсрочки (рассрочки) проценты на сумму госпошлины не начисляются (п. 2 ст. 333.41 НК РФ).

Ходатайство об отсрочке

Чтобы получить отсрочку (рассрочку) по уплате госпошлины, подайте в соответствующее ведомство, например в суд:

  • документы, которые подтверждают имущественное положение, предполагающее предоставление отсрочки (рассрочки).

Ситуация: какими документами можно подтвердить имущественное положение, чтобы получить отсрочку (рассрочку) по уплате госпошлины?

Законодательно перечень документов не определен. На практике в качестве документов, подтверждающих неблагополучное (тяжелое) имущественное положение заявителя, суды принимают:

  • справки по форме 2-НДФЛ, подтверждающие размер доходов заявителя и членов его семьи;
  • справки о размере пенсии;
  • справки о задолженности по зарплате;
  • документы, подтверждающие статус безработного;
  • справки о количестве иждивенцев;
  • другие документы, подтверждающие неблагополучное (тяжелое) имущественное положение заявителя.

Решение о предоставлении отсрочки

Если судья принял решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате госпошлины, то в течение пяти дней со дня поступления иска он выносит определение о принятии дела к производству (ст. 127 АПК РФ, ст. 133 ГПК РФ). Копию определения арбитражный суд направляет истцу и ответчику не позднее следующего дня после его вынесения (п. 5 ст. 127 АПК РФ). Суды общей юрисдикции направляют извещение о принятии искового заявления и дате судебного разбирательства (ст. 113 ГПК РФ).

Решение об отказе в отсрочке

Если арбитражный суд принял решение отказать в изменении срока уплаты госпошлины, судья выносит определение о возврате искового заявления (п. 1 ст. 129 АПК РФ). Определение должны направить истцу и ответчику не позднее следующего дня после его вынесения (п. 3 ст. 129 АПК РФ). Решение, принятое судом, можно обжаловать (п. 4 ст. 129, ст. 188 АПК РФ).

Суд общей юрисдикции, отказывая в отсрочке или рассрочке по уплате госпошлины, выносит определение об оставлении искового заявления без движения. Об этом истец извещается письменно (п. 1 ст. 136 ГПК РФ). В определении судья устанавливает срок уплаты госпошлины по иску. Если человек не заплатит госпошлину в этот срок, исковое заявление считается не поданным и возвращается истцу обратно. Определение об оставлении заявления без движения можно обжаловать.

Такой порядок предусмотрен статьей 136 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Ситуация: прерывается ли срок, на который предоставлена отсрочка по уплате госпошлины, если суд приостановил производство по делу?

Нет, не прерывается.

Предоставление отсрочки по уплате госпошлины гарантирует доступность судебной защиты для граждан, которые находятся в сложном имущественном положении. Однако, после того как суд приступил к рассмотрению искового заявления, гарантия доступа к правосудию признается реализованной. Дальнейший ход судебного разбирательства (в т. ч. и приостановление производства по делу) не связан с уплатой госпошлины. Поэтому оснований для пересмотра продолжительности отсрочки не возникает. Аналогичная точка зрения отражена в информационном письме Президиума ВАС РФ от 13 марта 2007 г. № 117.

Ситуация: как заплатить госпошлину, если срок ее уплаты еще не наступил, а решение по иску уже принято? Человек обратился с иском в арбитражный суд (истец) и получил отсрочку по уплате госпошлины.

В рассматриваемой ситуации порядок уплаты госпошлины зависит от того, удовлетворил суд иск или нет.

Если решение принято в пользу истца, то госпошлину обязан заплатить ответчик. Сделать это он должен в 10-дневный срок с момента, когда решение суда вступит в силу.

Если же суд не удовлетворил иск, госпошлину должен заплатить истец после того, как закончится срок предоставленной ему отсрочки.

В тех случаях, когда иск удовлетворен частично, истец платит госпошлину пропорционально размеру удовлетворенных требований. Остальную сумму госпошлины должен внести ответчик. Сделать это они должны в сроки, установленные для каждого из них. Такой вывод следует из взаимосвязанного толкования положений статей 333.17 и 333.18 Налогового кодекса РФ, статьи 103 Гражданского процессуального кодекса РФ и статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Аналогичная точка зрения отражена в пункте 6 постановления Пленума ВАС РФ от 20 марта 1997 г. № 6.

Куда перечислить госпошлину

Госпошлину нужно перечислить в бюджет по местонахождению органа (лица), который совершает те или иные действия (п. 3 ст. 333.18 НК РФ). Например, если человек приобрел недвижимость, госпошлину за регистрацию прав на недвижимое имущество нужно заплатить по месту регистрации приобретенного объекта (п. 4 ст. 2 Закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ).

Реквизиты, по которым нужно перечислить госпошлину в бюджет, размещаются на стендах в территориальных подразделениях Росреестра, в налоговых инспекциях, управлениях миграционной службы, подразделениях ГИБДД и т. д. (см., например, письмо УФНС России по г. Москве от 26 мая 2005 г. № 12-07/38288).

Перечислить госпошлину нужно от своего имени. Это следует из положений пункта 1, пункта 8 статьи 45, а также статьи 333.17 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: можно ли заплатить госпошлину через представителя (например, адвоката или адвокатскую контору)?

Да, можно, но если в платежных документах будут указаны фамилия, имя, отчество и подпись только того человека, которого представляет адвокат.

Перечислить госпошлину нужно от своего имени. Это следует из положений пункта 1, пункта 8 статьи 45, а также статьи 333.17 Налогового кодекса РФ. Аналогичная точка зрения высказана в пункте 1 постановления Пленума ВАС РФ от 11 июля 2014 г. № 46.

Вместе с тем, глава 4 Налогового кодекса РФ разрешает налогоплательщику (плательщику сборов) участвовать в налоговых правоотношениях через законного или уполномоченного представителя (п. 1, 4 ст. 26 НК РФ). Из этого можно сделать вывод, что перечислить госпошлину в бюджет может и представитель плательщика. При этом доказательством того, что госпошлину заплатил налогоплательщик, будут приложенные к платежным документам бумаги, подтверждающие статус представителя (например, доверенность).

В определении от 22 января 2004 г. № 41-О Конституционный суд РФ указал, что представительство в налоговых правоотношениях означает, что представитель действует от имени и за счет собственных средств представляемого лица. Поэтому платежные документы на уплату налога должны исходить от налогоплательщика (плательщика сбора) и быть подписаны им самим. Перечислять суммы налога (сбора) нужно за счет средств налогоплательщика (плательщика сбора). При этом важно, чтобы из представленных платежных документов можно было четко установить, что налог (сбор) уплачен именно этим налогоплательщиком (плательщиком) и именно за счет его собственных денежных средств.

Таким образом, перечислить госпошлину в бюджет может представитель человека (например, адвокат). Однако в платежных документах должны стоять фамилия, имя, отчество и подпись того человека, которого он представляет (доверителя). Причем вписать в квитанцию плательщиком одновременно и адвоката, и доверителя нельзя. Поскольку из платежных документов должно четко следовать, что госпошлина уплачена именно этим человеком и именно за счет его собственных денежных средств.

Аналогичная точка зрения отражена в письмах Минфина России от 24 сентября 2013 г. № 03-02-08/39610, от 20 июля 2010 г. № 03-05-04-03/79.

Совет: есть факты, указывающие на то, что при обращении в арбитражный суд представитель может перечислить госпошлину за счет собственных средств (например, со своего банковского счета).

На практике госпошлину платят чаще всего через отделения Сбербанка России, операционистам которого не важно, кто вносит деньги: человек, указанный в квитанции, или кто-то другой.

В то же время Президиум ВАС РФ в информационном письме от 29 мая 2007 г. № 118 сделал вывод, что при обращении в арбитражный суд представитель может перечислить госпошлину за счет собственных средств (например, со своего банковского счета). Главное, чтобы в платежных документах было указано, что он в данном случае действует от имени представляемого им человека (например, в них могут быть указаны реквизиты доверенности). Аналогичная точка зрения отражена в письме ФСФР России от 10 апреля 2008 г. № 08-ВМ-03/6834. Такой же позиции придерживаются и некоторые арбитражные суды (см., например, постановление ФАС Уральского округа от 24 июля 2008 г. № Ф09-5175/08-С4).

Способы уплаты госпошлины

Перечислить госпошлину можно:

  • через банк;
  • через отделения почтовой связи;
  • через кассу местной администрации;
  • через небанковскую кредитную организацию, у которой есть лицензия Банка России на проведение соответствующих операций.

Это следует из положений статьи 11, пункта 4 статьи 58 Налогового кодекса РФ и письма Минфина России от 6 сентября 2012 г. № 03-02-08/81.

Ситуация: в каких случаях можно перечислять госпошлину через кассу местной администрации или по почте?

Исходя из буквального толкования положений абзаца 2 пункта 4 статьи 58 Налогового кодекса РФ перечислять госпошлину через кассу местной администрации или по почте можно только в том случае, когда в населенном пункте нет отделения банка. Однако, по мнению Минфина России, почтовые отделения могут принимать от граждан деньги в счет уплаты налогов и сборов независимо от того, есть ли вблизи отделение банка или нет (письмо от 26 декабря 2007 г. № 03-02-07/1-510). Такую точку зрения финансовое ведомство аргументирует тем, что законодательство должно обеспечивать максимально удобные условия для исполнения обязанностей по уплате налогов или сборов.

Платежные документы

При перечислении госпошлины через банк (Сбербанк России и некоторые другие банки) заполните платежный документ по любой из форм:

Формы и порядок их заполнения приведены в письме от 10 сентября 2001 г. МНС России № ФС-8-10/1199 и Сбербанка России № 04-5198.

В подтверждение оплаты госпошлины операционист банка выдаст квитанцию (нижнюю часть форм № ПД (налог) или № ПД-4сб (налог)) или копию заявления на перевод денег (выданную по просьбе плательщика) с отметкой банка об уплате. При наличии технической возможности в подтверждение оплаты госпошлины операционист банка может выдать чек-ордер. В этом случае отметка банка на платежных документах не проставляется. После приема платежа чек-ордер вместе с платежным документом возвращается плательщику. Такие правила установлены в письме от 10 сентября 2001 г. МНС России № ФС-8-10/1199 и Сбербанка России № 04-5198.

Перечислять госпошлину через почтовое отделение нужно с использованием тех же форм платежных документов, что и через банк (письмо Минфина России от 7 мая 2008 г. № 03-02-07/1-173).

Если человек перечисляет госпошлину через кассу местной администрации, то подтверждением уплаты будет квитанция, форма которой утверждена приказом ФНС России от 9 ноября 2006 г. № САЭ-3-10/777. Ее обязаны выдать плательщику в кассе местной администрации. Такие разъяснения даны в письме Минфина России от 7 августа 2007 г. № 02-14-10а/1960.

Факт уплаты госпошлины помимо оригиналов указанных платежных документов подтверждает и информация об уплате госпошлины, содержащаяся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах. При ее наличии дополнительного подтверждения уплаты госпошлины не требуется. Это следует из пункта 3 статьи 333.18 Налогового кодекса РФ.

А что делать человеку, если он допустил ошибку в платежных документах, но при этом госпошлина к нужному получателю все-таки ушла (например, была ошибка в фамилии плательщика)? В этом случае подайте в администрирующий орган заявление о допущенной ошибке с просьбой уточнить платеж. К заявлению приложите платежный документ. И в течение пяти рабочих дней вас уведомят о принятом решении.

Такие правила установлены пунктами 7 и 8 статьи 45 Налогового кодекса РФ и разъяснены в письме Минфина России от 2 сентября 2014 г. № 03-05-06-03/43937.

Ситуация: можно ли подтвердить уплату госпошлины копией платежного документа. Человек подает исковое заявление в арбитражный суд?

Нет, нельзя.

Факт уплаты госпошлины подтверждает:

  • квитанция банка (нижняя часть форм № ПД (налог), № ПД-4сб (налог)) или копия заявления на перевод денежных средств (выданная по просьбе плательщика) с отметками об оплате;
  • чек-ордер, выданный плательщику сбора взамен проставления отметки об уплате на платежных документах (при наличии соответствующих технических возможностей);
  • квитанция, выдаваемая местной администрацией (утверждена приказом ФНС России от 9 ноября 2006 г. № САЭ-3-10/777);
  • информация об уплате госпошлины, содержащаяся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП).

Это следует из пункта 3 статьи 333.18 Налогового кодекса РФ и положений письма от 10 сентября 2001 г. МНС России № ФС-8−10/1199 и Сбербанка России № 04−5198, а также писем Минфина России от 7 мая 2008 г. № 03-02-07/1-173 и от 7 августа 2007 г. № 02-14-10а/1960.

Таким образом, в суд необходимо представить оригинал платежного документа. Косвенно это подтверждается постановлением Пленума ВАС РФ от 11 июля 2014 г. № 46. Вместе с тем, если суду доступна информация об уплате госпошлины, которая содержится в ГИС ГМП, оригинал платежного документа можно не представлять (п. 3 ст. 333.18 НК РФ).

Ситуация: вправе ли банк (почтовое отделение, местная администрация) взимать комиссию за перечисление госпошлины в бюджет?

Нет, не вправе.

При оплате госпошлины человек дает банку поручение перечислить деньги в бюджет. Банк обязан выполнить такое поручение бесплатно. Плата за обслуживание операций по перечислению налогов и сборов в бюджет не взимается.

Такой порядок установлен в пунктах 4 и 7 статьи 58 и пункте 2 статьи 60 Налогового кодекса РФ и разъяснен письмами Минфина России от 20 июля 2007 г. № 03-02-07/1-339 и от 16 января 2007 г. № 03-05-07-02/01, ФНС России от 20 января 2006 г. № 04-3-05/13.

Ситуация: может ли налоговая инспекция проверить правильность уплаты госпошлины?

Нет, не может.

В большинстве случаев госпошлину нужно платить до совершения действий, предусмотренных главой 25.3 Налогового кодекса РФ. Это значит, что человек, не заплативший госпошлину (заплативший ее в меньшем размере), не получит того, за чем обращается. Интересы бюджета при этом не нарушаются.

Полномочия налоговых инспекций по контролю за уплатой госпошлины сводятся к проверкам тех, кто совершает те или иные действия, требующие ее перечисления в бюджет. То есть структур, которые получают госпошлину (территориальные отделения Росреестра, ЗАГСы, лицензирующие органы и т. п.) (ст. 333.42 НК РФ).

Аналогичная точка зрения отражена в письме Минфина России от 3 марта 2005 г. № 03-02-07/2-24.

Информация для граждан » Сведения о гос.пошлине

  • Государственная пошлина
  • Плательщики государственной пошлины
  • Порядок и сроки уплаты государственной пошлины
  • Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями
  • Особенности уплаты государственной пошлины при обращении в суды общей юрисдикции, к мировым судьям
  • Льготы для отдельных категорий физических лиц и организаций
  • Льготы при обращении в суды общей юрисдикции, а также к мировым судьям
  • Основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины
  • Особенности предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины
  • Реквизиты уплаты государственной пошлины по судебным участкам

Государственная пошлина

1. Государственная пошлина — сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.
В целях главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации выдача документов (их дубликатов) приравнивается к юридически значимым действиям.
2. Указанные в пункте 1 органы и должностные лица, за исключением консульских учреждений Российской Федерации, не вправе взимать за совершение юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации, иные платежи, за исключением государственной пошлины.

Налоговый кодекс Российской Федерации

статья 333.16

Плательщики государственной пошлины

1. Плательщиками государственной пошлины (далее — плательщики) признаются:
1) организации;
2) физические лица.
2. Указанные в пункте 1 лица признаются плательщиками в случае, если они:
1) обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации;
2) выступают ответчиками (административными ответчиками) в судах общей юрисдикции, Верховном Суде Российской Федерации, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец (административный истец) освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации.

Налоговый кодекс Российской Федерации
статья 333.17

Порядок и сроки уплаты государственной пошлины

1. Плательщики уплачивают государственную пошлину, если иное не установлено главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации, в следующие сроки:
— при обращении в Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции, арбитражные суды или к мировым судьям — до подачи запроса, ходатайства, заявления, искового заявления, административного искового заявления, жалобы;
— плательщики государственной пошлины (далее – плательщики), если они выступают ответчиками (административными ответчиками) в судах общей юрисдикции, Верховном Суде Российской Федерации, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец (административный истец) освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации, — в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда;
— при обращении за выдачей документов (их дубликатов) — до выдачи документов (их дубликатов).
2. Государственная пошлина уплачивается плательщиком, если иное не установлено главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации.

3. Государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме.

Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка или соответствующего территориального органа Федерального казначейства (иного органа, осуществляющего открытие и ведение счетов), в том числе производящего расчеты в электронной форме, о его исполнении.

Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в наличной форме подтверждается либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, в который производилась оплата.

4. Иностранные организации, иностранные граждане и лица без гражданства уплачивают государственную пошлину в порядке и размерах, которые установлены главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации соответственно для организаций и физических лиц.

Извлечение из статьи 333.18
Налогового кодекса Российской Федерации

Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями

1. По делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах:
1) при подаче искового заявления имущественного характера, административного искового заявления имущественного характера, подлежащих оценке, при цене иска:
до 20 000 рублей — 4 процента цены иска, но не менее 400 рублей;
от 20 001 рубля до 100 000 рублей — 800 рублей плюс 3 процента суммы, превышающей 20 000 рублей;
от 100 001 рубля до 200 000 рублей — 3 200 рублей плюс 2 процента суммы, превышающей 100 000 рублей;
от 200 001 рубля до 1 000 000 рублей — 5 200 рублей плюс 1 процент суммы, превышающей 200 000 рублей;
свыше 1 000 000 рублей — 13 200 рублей плюс 0,5 процента суммы, превышающей 1 000 000 рублей, но не более 60 000 рублей;
2) при подаче заявления о вынесении судебного приказа — 50 процентов размера государственной пошлины, установленной подпунктом 1 настоящего пункта;
3) при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера:
для физических лиц — 300 рублей;
для организаций — 6 000 рублей;
4) при подаче надзорной жалобы — в размере государственной пошлины, уплачиваемой при подаче искового заявления неимущественного характера;
5) при подаче искового заявления о расторжении брака — 600 рублей;
6) при подаче административного искового заявления об оспаривании (полностью или частично) нормативных правовых актов (нормативных актов) государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, государственных корпораций, должностных лиц, а также административного искового заявления об оспаривании ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации:
для физических лиц — 300 рублей;
для организаций — 4 500 рублей;

6.1) при подаче административного искового заявления об оспаривании актов федеральных органов исполнительной власти, иных федеральных государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами:

для физических лиц — 300 рублей;

для организаций — 4 500 рублей;

7) при подаче административного искового заявления о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными:

для физических лиц — 300 рублей;

для организаций — 2 000 рублей;
8) при подаче заявления по делам особого производства — 300 рублей;
9) при подаче апелляционной жалобы и (или) кассационной жалобы — 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера;

10) не применяется с 1 января 2013 г.;
11) при подаче заявления о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда — 2 250 рублей;
12) при подаче заявления об обеспечении иска, рассматриваемого в третейском суде, — 300 рублей;
13) при подаче заявления об отмене решения третейского суда — 2 250 рублей;
14) при подаче заявления по делам о взыскании алиментов — 150 рублей. Если судом выносится решение о взыскании алиментов как на содержание детей, так и на содержание истца, размер государственной пошлины увеличивается в два раза;
15) при подаче административного искового заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок:

для физических лиц — 300 рублей;
для организаций — 6 000 рублей.
2. Положения настоящей статьи применяются с учетом положений статьи 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации «Особенности уплаты государственной пошлины при обращении в суды общей юрисдикции, к мировым судьям».

Налоговый кодекс Российской Федерации

статья 333.19

Особенности уплаты государственной пошлины при обращении в Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции, к мировым судьям

1. По делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается с учетом следующих особенностей:
1) при подаче исковых заявлений, а также административных исковых заявлений, содержащих требования как имущественного, так и неимущественного характера, одновременно уплачиваются государственная пошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера, и государственная пошлина, установленная для исковых заявлений неимущественного характера;
2) цена иска (административного иска), по которой исчисляется государственная пошлина, определяется истцом (административным истцом), а в случаях, установленных законодательством, судьей по правилам, установленным гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации, законодательством об административном судопроизводстве;
3) при подаче исковых заявлений о разделе имущества, находящегося в общей собственности, а также при подаче исковых заявлений о выделе доли из указанного имущества, о признании права на долю в имуществе размер государственной пошлины исчисляется в следующем порядке:
если спор о признании права собственности истца (истцов) на это имущество ранее не решался судом — в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации;
если ранее суд вынес решение о признании права собственности истца (истцов) на указанное имущество — в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации;
4) при предъявлении встречного иска, встречного административного иска, а также заявлений о вступлении в дело третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, государственная пошлина уплачивается в соответствии с положениями статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации;
5) при замене по определению суда выбывшей стороны ее правопреемником (в случае смерти физического лица, реорганизации организации, уступки требования, перевода долга и в других случаях перемены лиц в обязательствах) государственная пошлина уплачивается таким правопреемником, если она не была уплачена замененной стороной;
6) в случае выделения судьей одного искового требования (административного искового требования) или нескольких из соединенных исковых требований (административных исковых требований) в отдельное производство государственная пошлина, уплаченная при предъявлении иска (административного иска), не пересчитывается и не возвращается. По делам, выделенным в отдельное производство, государственная пошлина повторно не уплачивается;
7) при подаче кассационной жалобы соучастниками и третьими лицами, выступающими в процессе на той же стороне, что и лицо, подавшее кассационную жалобу, заинтересованными лицами по делам, рассматриваемым в порядке административного судопроизводства, государственная пошлина не уплачивается;

8) в случае, если истец, административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации, государственная пошлина уплачивается ответчиком, административным ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, административных исковых требований, а в случаях, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, в полном объеме;

9) при затруднительности определения цены иска в момент его предъявления размер государственной пошлины предварительно устанавливается судьей с последующей доплатой недостающей суммы государственной пошлины на основании цены иска, определенной судом при разрешении дела, в срок, установленный подпунктом 2 пункта 1 статьи 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации;
10) при увеличении истцом размера исковых требований недостающая сумма государственной пошлины доплачивается в соответствии с увеличенной ценой иска в срок, установленный подпунктом 2 пункта 1 статьи 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации. При уменьшении истцом размера исковых требований сумма излишне уплаченной государственной пошлины возвращается в порядке, предусмотренном статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации. В аналогичном порядке определяется размер государственной пошлины, если суд в зависимости от обстоятельств дела выйдет за пределы заявленных истцом требований;
11) при подаче исковых заявлений об истребовании наследниками принадлежащей им доли имущества государственная пошлина уплачивается в том порядке, который установлен при подаче исковых заявлений имущественного характера, не подлежащих оценке, если спор о признании права собственности на это имущество судом ранее был разрешен;
12) при подаче исковых заявлений о расторжении брака с одновременным разделом совместно нажитого имущества супругов государственная пошлина уплачивается в размерах, установленных как для исковых заявлений о расторжении брака, так и для исковых заявлений имущественного характера;
13) при отказе в принятии к рассмотрению искового заявления, административного искового заявления или заявления о вынесении судебного приказа либо при отмене судебного приказа уплаченная государственная пошлина при предъявлении иска, административного иса или заявления о вынесении судебного приказа засчитывается в счет подлежащей уплате государственной пошлины;
14) утратил силу.
2. Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить его от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями, либо уменьшить ее размер, а также отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41 Налогового кодекса Российской Федерации.
3. Положения настоящей статьи применяются с учетом положений статей 333.35 и 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.

Налоговый кодекс Российской Федерации

статья 333.20

1. От уплаты государственной пошлины, установленной главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации, освобождаются:
— физические лица — Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы — по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, арбитражными судами, мировыми судьями, Верховным Судом Российской Федерации, Конституционным Судом Российской Федерации.
— физические лица — ветераны Великой Отечественной войны, инвалиды Великой Отечественной войны, бывшие узники фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных немецкими фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, бывшие военнопленные во время Великой Отечественной войны при их обращении за совершением юридически значимых действий, установленных главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации.
2. Основанием для предоставления льгот вышеуказанным категориям физических лиц, является удостоверение установленного образца.

Извлечение из статьи 333.35
Налогового кодекса Российской Федерации

Льготы при обращении в Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции, к мировым судьям

1. От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются:

1) истцы — по искам о взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, а также по искам о взыскании пособий;
2) истцы — по искам о взыскании алиментов;
3) истцы — по искам о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца;
4) истцы — по искам о возмещении имущественного и (или) морального вреда, причиненного преступлением;
5) организации и физические лица — за выдачу им документов в связи с уголовными делами и делами о взыскании алиментов;
6) стороны — при подаче апелляционных, кассационных жалоб по искам о расторжении брака;
7) организации и физические лица — при подаче в суд:
заявлений об отсрочке (рассрочке) исполнения решений, об изменении способа или порядка исполнения решений, о повороте исполнения решения, восстановлении пропущенных сроков, пересмотре решения, определения или постановления суда по вновь открывшимся обстоятельствам, о пересмотре заочного решения судом, вынесшим это решение;
административных исковых заявлений, заявлений об оспаривании действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, а также жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные уполномоченными на то органами;
частных жалоб на определения суда, в том числе об обеспечении иска или о замене одного вида обеспечения другим, о применении либо об отмене применения мер предварительной защиты по административному исковому заявлению или о замене одной меры предварительной защиты другой, о прекращении или приостановлении дела, об отказе в сложении или уменьшении размера штрафа, наложенного судом;
8) физические лица — при подаче кассационных жалоб по уголовным делам, в которых оспаривается правильность взыскания имущественного вреда, причиненного преступлением;
9) прокуроры — по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
10) истцы — по искам о возмещении имущественного и (или) морального вреда, причиненного в результате уголовного преследования, в том числе по вопросам восстановления прав и свобод;
11) реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, — при обращении по вопросам, возникающим в связи с применением законодательства о реабилитации жертв политических репрессий, за исключением споров между этими лицами и их наследниками;
12) вынужденные переселенцы и беженцы — при подаче административных исковых заявлений об оспаривании отказа в регистрации ходатайства о признании их вынужденными переселенцами или беженцами;
13) уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), а также иные федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг) (их территориальные органы), органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) — по искам, предъявляемым в интересах потребителя, группы потребителей, неопределенного круга потребителей;
14) физические лица — при подаче в суд заявлений об усыновлении и (или) удочерении ребенка;
15) истцы — при рассмотрении дел о защите прав и законных интересов ребенка;
16) Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации — при совершении действий, предусмотренных подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 29 Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 года № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»;
17) истцы — по искам неимущественного характера, связанным с защитой прав и законных интересов инвалидов;
18) административные истцы — по административным делам о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке и (или) о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке;
19) государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков);

20) не применяется с 1 января 2013 г.;

21) авторы результата интеллектуальной деятельности — по искам о предоставлении им права использования результата интеллектуальной деятельности, исключительное право на который принадлежит другому лицу (принудительная лицензия).
2. От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, с учетом положений пункта 3 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобождаются:
1) общественные организации инвалидов, выступающие в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков);
2) истцы (административные истцы) — инвалиды I или II группы;
3) ветераны боевых действий, ветераны военной службы, обращающиеся за защитой своих прав, установленных законодательством о ветеранах;
4) истцы — по искам, связанным с нарушением прав потребителей;
5) истцы — пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации, — по искам имущественного характера, по административным искам имущественного характера к Пенсионному фонду Российской Федерации, негосударственным пенсионным фондам либо к федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу.
3. При подаче в суды общей юрисдикции, а также мировым судьям исковых заявлений имущественного характера, административных исковых заявлений имущественного характера и (или) исковых заявлений (административных исковых заявлений), содержащих одновременно требования имущественного и неимущественного характера, плательщики, указанные в пункте 2 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, освобождаются от уплаты государственной пошлины в случае, если цена иска не превышает 1 000 000 рублей. В случае, если цена иска превышает 1 000 000 рублей, указанные плательщики уплачивают государственную пошлину в сумме, исчисленной в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации и уменьшенной на сумму государственной пошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 000 000 рублей.

Налоговый кодекс Российской Федерации

статья 333.36

Основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины

1. Уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае:
1) уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации;
2) возвращения заявления, жалобы или иного обращения или отказа в их принятии судами. Если государственная пошлина не возвращена, ее сумма засчитывается в счет уплаты государственной пошлины при повторном предъявлении иска, административного иска, если не истек трехгодичный срок со дня вынесения предыдущего решения и к повторному иску, административному иску приложен первоначальный документ об уплате государственной пошлины;
3) прекращения производства по делу (административному делу) или оставления заявления (административного искового заявления) без рассмотрения Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции или арбитражными судами.
При заключении мирового соглашения до принятия решения Верховным Судом Российской Федерации, арбитражными судамм возврату истцу подлежит 50 процентов суммы уплаченной им государственной пошлины. Данное положение не применяется в случае, если мировое соглашение заключено в процессе исполнения судебного акта.
Не подлежит возврату уплаченная государственная пошлина при добровольном удовлетворении ответчиком (административным ответчиком) требований истца (административного истца) после обращения указанных истцов в Верховный Суд Российской Федерации, арбитражный суд и вынесения определения о принятии искового заявления (административного искового заявления) к производству, а также при утверждении мирового соглашения, соглашения о примирении Верховным Судом Российской Федерации, судом общей юрисдикции;

4) отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу), совершающий (совершающему) данное юридически значимое действие.

3. Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах, а также мировыми судьями, подается плательщиком государственной пошлины в налоговый орган по месту нахождения суда, в котором рассматривалось дело.
К заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, арбитражными судами, Верховным Судом Российской Федерации, Конституционным Судом Российской Федерации и конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации, мировыми судьями, прилагаются решения, определения или справки судов об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины, а также подлинные платежные документы в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае, если она подлежит возврату частично, — копии указанных платежных документов.
Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины производится в течение одного месяца со дня подачи указанного заявления о возврате.
6. Плательщик государственной пошлины имеет право на зачет излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины в счет суммы государственной пошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия.
Указанный зачет производится по заявлению плательщика, предъявленному в уполномоченный орган (должностному лицу), в который (к которому) он обращался за совершением юридически значимого действия. Заявление о зачете суммы излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня принятия соответствующего решения суда о возврате государственной пошлины из бюджета или со дня уплаты этой суммы в бюджет. К заявлению о зачете суммы излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины прилагаются: решения, определения и справки судов об обстоятельствах, являющихся основанием для полного возврата государственной пошлины, а также платежные поручения или квитанции с подлинной отметкой банка, подтверждающие уплату государственной пошлины.

7. Возврат или зачет излишне уплаченных (взысканных) сумм государственной пошлины производится в порядке, установленном главой 12 Налогового кодекса Российской Федерации.

Извлечение из статьи 333.40
Налогового кодекса Российской Федерации

Особенности предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины

1. Отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины предоставляется по ходатайству заинтересованного лица в пределах срока, установленного пунктом 1 статьи 64 Налогового кодекса Российской Федерации.
2. На сумму государственной пошлины, в отношении которой предоставлена отсрочка или рассрочка, проценты не начисляются в течение всего срока, на который предоставлена отсрочка или рассрочка.

Порядок возмещения судебных расходов в гражданском процессе

Осуществление правосудия — это деятельность, которая требует значительного государственного финансирования. Для возмещения государству расходов, понесенных на содержание судебной системы и обеспечение ее деятельности, определенные расходы возлагаются на тех, кто обращается в суд за защитой.

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (далее ГПК РФ) не содержит определения судебных расходов, указывая лишь, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Государственная пошлина при подаче исковых заявлений и жалоб на решения суда по делам имущественного характера уплачивается пропорционально цене иска по правилам, установленным ст. 91 ГПК РФ.

Цена иска не определяется по неимущественным взысканиям, а также по делам особого производства, перечисленным в ст. 262 ГПК РФ.

Размер государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями определен в ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ). Размеры государственной пошлины при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера определен в п. 3 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ.

При подаче исковых заявлений содержащих требования как имущественного, так и неимущественного характера, одновременно уплачиваются государственная пошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера, и государственная пошлина, установленная для исковых заявлений неимущественного характера (п. 1 ч. 1 ст. 333.20 Налогового кодекса РФ).

При использовании истцом предоставленного ему п. 1 ст. 39 ГПК РФ права на увеличение во время рассмотрения дела исковых требований рассмотрение дела прерывается до представления истцом доказательств выполнения обязанности по доплате государственной пошлины, исходя из увеличенной цены иска или вынесения определения суда о рассрочке или отсрочке уплаты государственной пошлины.

Согласно ст. 333.36 Налогового кодекса РФ истцы освобождаются от уплаты госпошлины в следующих случаях:

— при подаче исковых заявлений о взыскании заработной платы (денежного довольствия) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, а также по требованиям о взыскании пособий;

— по требованиям о взыскании алиментов;

— по искам о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца;

— по искам о возмещении имущественного и (или) морального вреда, причиненного преступлением;

— по искам о возмещении имущественного и (или) морального вреда, причиненного в результате уголовного преследования, в том числе по искам о восстановлении прав и свобод;

— при подаче в суд заявлений об усыновлении или удочерении ребенка;

— при подаче исков о защите прав и законных интересов ребенка;

— при подаче исков неимущественного характера, связанных с защитой прав и законных интересов инвалидов.

От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции и мировыми судьями, также освобождаются:

— физические лица при выдаче им документов по делам о взыскании алиментов;

— стороны — при подаче ими апелляционных и кассационных жалоб по искам о расторжении брака;

— физические лица и организации — при подаче в суд заявлений об отсрочке или рассрочке исполнения решений, об изменении способа или порядка их исполнения, о повороте исполнения решения, о восстановлении пропущенных сроков, пересмотре решения, определения или постановления суда по вновь открывшимся обстоятельствам, о пересмотре заочного решения судом, его вынесшим; жалоб на действия судебного пристава, а также жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные уполномоченными на то органами; частных жалоб на определения суда, в том числе об обеспечении иска или о замене одного вида обеспечения другим; о приостановлении или прекращении дела; об отказе в сложении или уменьшении размера наложенного судом штрафа; при подаче вынужденными переселенцами и беженцами жалоб на отказ в приеме ходатайства о признании их вынужденными переселенцами или беженцами; по делам заявителей о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и принудительном психиатрическом освидетельствовании;

— прокуроры — по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Наряду с вышеуказанными лицами, от уплаты государственной пошлины в соответствии с ч.1 ст.333.35 Налогового кодекса РФ освобождены:

— Герои Советского Союза, Герои России и полные кавалеры ордена Славы;

— участники и инвалиды Великой отечественной войны.

На интернет-страницах районных судов города Севастополя размещён раздел «Калькулятор госпошлины», используя который каждый может самостоятельно рассчитать размер госпошлины и распечатать квитанцию для оплаты.

Вторым видом судебных расходов являются издержки, связанные с рассмотрением дела. Если государственную пошлину можно рассматривать как определенную компенсацию затрат государства на содержание судебной власти, то издержки, связанные с рассмотрением дела, в большинстве случаев подлежат возмещению в пользу лиц, понесших такие издержки. Критерием отнесения денежных затрат к судебным издержкам выступают два признака:

— необходимость оплаты определенных процессуальных действий или иных действий, непосредственно связанных с процессуальными (например, доставка процессуальных документов лицам, участвующим в деле, оплачиваемым курьером, не состоящим в штате суда);

— понесенные расходы должны быть направлены на своевременное и правильное рассмотрение судом конкретного гражданского дела.

Статьёй 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обозначены следующие издержки, связанные с рассмотрением дела, которые подразделяются на:

— суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам, переводчикам; расходы, связанные с проведением осмотра;

— расходы на проезд и проживание сторон и третьих лиц, понесенные в связи с явкой в суд;

— судебные расходы по розыску ответчика;

— расходы, связанные с исполнением решения суда;

— компенсация за потерю времени;

— почтовые расходы;

— другие расходы, которые будут признаны судом необходимыми.

Перечень судебных издержек не является исчерпывающим. По ходатайству стороны, суд может отнести к таким расходам и другие издержки, прямо связанные с рассмотрением дела.

Эксперты, переводчики, свидетели являются лицами, участвующими в деле по ходатайству стороны. Их расходы на проезд, проживание, за выполненную ими работу оплачиваются по произведенным расходам. Свидетелям могут возмещаться расходы, связанные с потерей времени в связи с явкой в суд. Однако на практике в пределах одного города это не оплачивается.

Суммы, подлежащие оплате указанным лицам, выплачиваются согласно определению либо решению суда, оплата может быть возложена как на участников процесса, так и на федеральный бюджет, с последующим возмещением.

Также, действующим законодательством предусмотрена возможность взыскания судебных расходов на представителя. На сегодняшний день представителем в гражданском деле может быть любой гражданин, а не только адвокат. Участие в деле представителя не является обязательным условием и зависит от желания стороны.

Размер гонорара представителя обычно определяется соглашением сторон. Вопросы о возмещении расходов на оплату услуг представителя решаются судом в порядке статьи 100 ГПК РФ, только по заявлению о взыскании расходов на оплату услуг представителя. При наличии письменного ходатайства стороны, в пользу которой состоялось судебное решение, суд взыскивает эти расходы в разумных пределах. При этом судья обычно исходит из сложности дела, длительности судебного разбирательства, объема оказанной правовой помощи.

При вынесении решения суд решает вопрос по возмещению судебных расходов. Все понесенные по делу судебные расходы, которые подтверждены платежными документами, будут распределены между истцом и ответчиком. Согласно статье 98 ГПК РФ судебные расходы распределяются пропорционально удовлетворенным исковым требованиям.

Судебные расходы могут быть взысканы стороной и после рассмотрения дела судом, для чего необходимо обратиться в суд с самостоятельным заявлением о взыскании судебных расходов. Такое заявление не является исковым, будет рассмотрено в рамках предыдущего дела в открытом судебном заседании с участием всех лиц, привлеченных в дело.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *