Увольнение по оргштатным мероприятиям гражданский

Увольнение с военной службы

Основания и порядок увольнения военнослужащих с военной службы установлены статьей 34 Положения о порядке прохождения военной службы. В случае конкуренции норм данной статьи и других статей Положения, в том числе определяющих порядок назначения на воинские должности, при решении вопроса об увольнении применяются нормы статьи 34 Положения.

Офицер Б. обжаловал в суде действия соответствующего командира, связанные с отказом в представлении заявителя к досрочному увольнению с военной службы на основании подпункта «а» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями.

Решением 77 гарнизонного военного суда жалоба Б. удовлетворена.

Определением Балтийского флотского военного суда данное решение отменено и вынесено новое решение об отказе в удовлетворении жалобы.

Постановлением президиума Балтийского флотского военного суда определение кассационной инстанции отменено и оставлено в силе решение 77 гарнизонного военного суда.

В надзорной жалобе в Военную коллегию должностное лицо просило постановление президиума флотского суда отменить в связи с существенным нарушением норм материального права.

По его мнению, суд ошибочно, вне контекста с другими правовыми нормами, истолковал подпункт «а» пункта 4 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, определяющий порядок досрочного увольнения военнослужащего с военной службы.

В определении об отказе в истребовании данного гражданского дела в Военную коллегию указано следующее.

Как видно из имеющихся материалов, воинская должность, на которой Б. проходил военную службу по контракту, подлежала сокращению. Будучи не согласен с назначением на другую равную воинскую должность Б. обратился к командованию с просьбой о досрочном увольнении в запас в связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями. Однако в этом ему было отказано.

Подпунктом «а» пунктом 4 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы установлено, что военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и при отсутствии других оснований для увольнения при сокращении занимаемой им воинской должности и отсутствии его согласия с назначением на другую воинскую должность.

Все перечисленные условия имеют место по делу Б. и сторонами не оспариваются.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 15 статьи 11 Положения назначение военнослужащего на другую равную воинскую должность в связи с организационно-штатными мероприятиями, действительно, осуществляется без его согласия.

Однако поскольку данная норма Положения регулирует иные отношения, связанные с назначением военнослужащих на воинские должности, а статья 34 Положения — с увольнением военнослужащих с военной службы, применению в данном случае (после обращения военнослужащего с рапортом об увольнении) подлежит последняя из указанных статьей.

Поэтому отказ в представлении Б. к увольнению по указанному основанию является незаконным.

Военнослужащий может быть уволен с военной службы только лишь при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.

И. оспорил в Уссурийском гарнизонном военном суде действия командира воинской части, отказавшегося представить заявителя к досрочному увольнению с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Суд гарнизона требования И. удовлетворил и обязал воинское должностное лицо представить соответствующие документы на увольнение заявителя с военной службы по указанному основанию.

Отменяя данное решение, Дальневосточный окружной военный суд указал следующее.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий может быть досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Исчерпывающий перечень таких оснований содержится в подпункте «а» пункта 4 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы.

В судебном заседании установлено, что заявитель ранее проходил военную службу на воинской должности оперативного дежурного — начальника смены командного пункта дивизии, которой соответствовал 10 тарифный разряд.

Ввиду сокращения этой должности И. с его согласия был назначен на аналогичную воинскую должность с 8-м тарифным разрядом. При этом за ним был сохранен оклад по ранее занимаемой воинской должности, то есть по 10 тарифному разряду.

В дальнейшем согласно директиве Генерального штаба, изданной во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 26 июня 2002 года N 462 в целях совершенствования системы денежного довольствия военнослужащих и соответствия основных типовых воинских должностей и воинских званий военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, государственным должностям федеральной государственной службы и квалификационным разрядам федеральных государственных служащих, тарифный разряд, по которому фактически исчислялся должностной оклад заявителя, стал 18, а по занимаемой им должности ранее установленный 8 тарифный разряд стал соответствовать сначала 16, а затем 17 разряду (то есть ниже тарифного разряда по которому фактически исчислялся и выплачивался заявителю оклад по воинской должности).

Поскольку такие мероприятия по изменению тарифных разрядов должностей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не носят характера организационно-штатных, предусмотренных подпунктом «а» пункта 4 статьи 34 Положения, основания для увольнения И. с военной службы отсутствуют.

Учитывая, что по делу не требовалось собирания и дополнительной проверки доказательств, обстоятельства дела установлены достаточно полно и правильно, а судом первой инстанции допущена ошибка в применении норм материального права, судебная коллегия нашла необходимым без передачи дела на новое рассмотрение вынести по нему новое решение, отказав в удовлетворении заявления И.

При наличии у военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, нескольких оснований для увольнения с военной службы он увольняется по избранному им основанию.

Военнослужащий Б. в период прохождения военной службы на надводных кораблях получил заболевание, исключающее возможность его дальнейшей службы в плавсоставе. Проходить военную службу на других должностях он отказался и подал по команде рапорт об увольнении в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями ввиду признания его военно-врачебной комиссией негодным к военной службе по имеющейся военно-учетной специальности.

Командованием, уволившем Б. в запас по иному основанию, а затем и Североморским гарнизонным военным судом заявителю в удовлетворении этого требования было отказано.

Отменяя решение суда первой инстанции, Северный флотский военный суд указал.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 4 статьи 34 Положения о прохождении военной службы военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями при признании его военно-врачебной комиссией не­годным к военной службе по имеющейся военно-учетной специальности, но годным к военной службе или годным к военной службе с незначительными ограничениями при отсутствии его согласия с назначением на другую воинскую должность.

Факт наличия у Б. заболевания и признания его негодным к военной службе по имеющейся военно-учетной специальности подтвержден заключением военно-врачебной комиссии

Согласно пункту 11 статьи 34 Положения при наличии у военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, нескольких оснований для увольнения с военной службы он увольняется по избранному им основанию (за исключением случаев, когда увольнение производится по основаниям, предусмотренным подпунктами «д» и «е» пункта 1 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»).

Поскольку Б. изъявил желание быть уволенным с военной службе в связи с организационно-штатными мероприятиями, командование обязано было уволить его по избранному основанию.

Кто по ТК попадает под сокращение в первую очередь?

Для работающих лиц актуальными и волнующими являются вопросы, касающиеся того, какие должности первыми могут попасть под удар при увольнении по сокращению штата. Однозначного ответа здесь дать невозможно, так как должности или конкретные лица, подлежащие сокращению, определяются руководством предприятия исходя из объективной потребности в кадрах, а это означает, что Трудовой кодекс сокращение работника допускает для кого угодно.

Но если речь идет об увольнении по сокращению определенного количества работников, занимающих одну и ту же должность (т. е. последняя не сокращается), некоторые из них находятся в преимущественном положении. В соответствии со ст. 179 ТК РФ на оставление на работе в первую очередь, когда речь заходит об увольнении по сокращению штата, могут претендовать следующие категории работающих:

1) обладающие высокой производительностью труда и квалификацией;

2) имеющие на своем иждивении 2 и более человек (при равных показателях производительности труда и квалификации в сравнении с другими работниками);

3) в семье которых нет иных трудоспособных членов, имеющих постоянный заработок;

4) получившие за время работы у конкретного работодателя профессиональное заболевание или увечье;

5) являющиеся инвалидами ВОВ или других боевых действий;

6) проходящие обучение для повышения квалификации по направлению работодателя без отрыва от производства.

На сохранение за собой рабочего места при увольнении по сокращению вправе рассчитывать и другие категории работников, перечень которых устанавливается коллективным договором.

Досрочный выход на пенсию при сокращении

Увольнение по сокращению тех работников, которым осталось менее 2 лет до пенсии, может являться для них основанием для досрочного выхода на таковую. Правда, для этого при сокращении сотрудника его трудовая биография должна соответствовать определенным критериям:

1) Страховой стаж должен составлять: не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин (согласно действующему законодательству может быть и меньше при условии работы в особых условиях).

2) Гражданин в установленном законом порядке должен быть признан безработным, а дальнейшее его трудоустройство невозможным.

При увольнении по сокращению гражданин в общем порядке встает на учет в органы занятости, которые, в свою очередь, при соответствии его трудового пути всем вышеперечисленным критериям могут инициировать досрочный выход сокращенного работника на пенсию по старости.

Уведомление о сокращении должности (штата) и приказ об увольнении в связи с сокращением: образец и порядок издания

Как мы уже говорили ранее, вопросы, касающиеся увольнения по сокращению штата, регламентируются Трудовым кодексом. Увольнение по сокращению становится возможным лишь после того, как работодатель примет решение о необходимости проведения сокращения и издаст соответствующий приказ.

После этого каждый работник, должность или штатная единица которого сокращается, должен получить соответствующее уведомление. Уведомление о сокращении штата (должности) — это документ, вручающийся сотруднику под расписку. Уведомление составляется в произвольной форме.

В уведомлении обычно указываются имеющиеся у работодателя альтернативные вакансии, которые сотрудник, сталкивающийся с увольнением по сокращению штата, может занять. Обязанность предложить другую работу возложена на работодателя ТК РФ. Если работник не согласен перейти на другую работу, его отказ должен быть документально зафиксирован в соответствии с правилами увольнения по сокращению штата.

Следует также отметить, что увольнение по сокращению возможно только при условии уведомления работника об этом не менее чем за 2 месяца.

После того как срок истек, работодатель издает приказ. Образец приказа об увольнении по сокращению штата можно найти в любом сборнике, содержащем типовые формы приказов. Применяться будут формы Т-8 (для 1 работника) или Т-8а (для группы).

Трудовой кодекс РФ о сокращении сотрудника, госслужащего

После того как работник предупрежден об увольнении по сокращению, в течение 2 месяцев он работает в прежнем режиме и на прежних условиях. А работодатель должен предлагать работнику занять все открывающиеся в этот период вакансии.

Через 2 месяца после уведомления о сокращении сотрудника его увольняют в общем порядке путем издания соответствующего приказа о расторжении заключенного с ним трудового договора. Сведения о прекращении трудовой деятельности вносятся в трудовую книжку работника, с приказом он ознакомляется под расписку.

После прекращения трудовых отношений (в день увольнения) работнику должны выплатить зарплату за отработанный период, компенсацию за оставшиеся дни отпуска, а также выходное пособие в размере его среднемесячного заработка. Отметим и то, что за работником сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не более чем на 2 месяца (с учетом выплаченного выходного пособия).

Отметим, что по своему желанию работник может быть уволен ранее 2-месячного срока. В этой ситуации главное — правильно составить заявление, чтобы лишить работодателя возможности оставить вас без дополнительных выплат, предусмотренных при сокращении.

Увольнение по сокращению госслужащих осуществляется согласно положениям ТК РФ, а также в соответствии с законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Это означает, что порядок увольнения по сокращению штатов для служащих такой же, как для всех других работников. Госслужащему также должны быть предложены для замещения иные должности, имеющиеся у работодателя.

При этом в целях сохранения работы госслужащему может быть предложено прохождение курсов повышения квалификации или переобучение. Порядок же уведомления, расторжения трудового договора, выплаты выходного пособия, среднего заработка и т. д. соответствует общим требованиям трудового законодательства, касающимся увольнения по сокращению штата.

Сократили на работе — что делать: пошаговая инструкция 2016 года

Увольнение по сокращению — это, разумеется, не самая приятная жизненная ситуация, но всё же вполне решаемая. При сокращении сотрудника пошаговая инструкция поможет вам пережить его с минимальными потерями.

Прежде всего, не будем забывать о том, что о предстоящем увольнении по сокращению уведомляют за 2 месяца, плюс у вас будет еще столько же времени после увольнения для спокойного поиска подходящего места работы.

Для того чтобы официально подтвердить свой статус безработного и облегчить процесс поиска работы, необходимо встать на учет в службе занятости населения не позднее чем через 2 недели после увольнения. Для постановки на учет требуется представить в органы занятости:

1) паспорт;

2) справку о среднем заработке на последнем месте работы;

3) документы, подтверждающие квалификацию и стаж работы.

После этого служба занятости будет предлагать имеющиеся вакансии, соответствующие вашей квалификации, и выплачивать пособие по безработице. Отказаться от предлагаемой работы можно лишь дважды, после чего выплата пособия будет прекращена (но это не избавляет гражданина от обязанности посещения центра занятости 2 раза в месяц).

Какие выплаты положены работнику при сокращении штата?

В условиях современной нестабильной экономической ситуации нередки случаи, когда работодатели вынуждены сокращать штат. Это могут быть 1–2 сотрудника или десятки, сотни человек (например, при ликвидации организации). Процедура и порядок расчета выплат одинаковы, независимо от количества работников, попавших под сокращение. Вопросы предоставления гарантий и компенсаций гражданам, попавшим на работе под сокращение штата, регулирует ст. 180 ч. 3 Трудового кодекса РФ от 30.12.2001 N 197-ФЗ.

Прежде всего нужно отметить выплаты, которые положены трудящимся при увольнении в общем порядке, от этих выплат работодателя никто не освобождает. В них входят:

1) зарплата, еще не полученная за последний месяц работы;

2) компенсация за отпуск, который сотрудник не использовал по каким-либо причинам.

Важно: о предстоящем сокращении штата трудящегося должен предупредить наниматель (в письменном виде издается приказ по предприятию, и с ним знакомят под роспись всех работников) за 2 месяца до увольнения. Предполагается, что за этот период времени попавший под сокращение сотрудник сможет найти для себя новое место работы.
Также существуют компенсационные выплаты (регулируются ст. 178 ч. 3 ТКРФ), которые должны помочь уволенному по сокращению гражданину обеспечить себя в то время, пока он занимается поисками новой работы. Это:

1) выходное пособие (исчисляемое средним заработком трудящегося);

2) выплата в размере средней зарплаты на период, пока гражданин не трудоустроен, однако не более 2 месяцев со дня его сокращения.

Сроки выплат при сокращении работника

Рассмотрим по порядку, когда производятся выплаты при сокращении. В день фактического расторжения договора с трудящимся рассчитываются по общей сумме зарплата и компенсация за отпуск, который не использован. Процедура оплаты здесь сохраняется как при обыкновенном расчете при увольнении сотрудника.

Кроме того, в день сокращения производится оплата выходного пособия, поскольку указанное пособие гарантированно и не зависит от того, трудоустроился уволенный работник к другому нанимателю или нет.

По истечении 1 месяца со дня сокращения трудящегося никаких выплат не делается. По прошествии двух месяцев со дня увольнения трудящегося, в случае если он так и не трудоустроился, по его письменному заявлению наниматель делает выплату в сумме средней зарплаты уволенного. При оплате такой компенсации засчитывается уже выплаченная компенсация (выходное пособие).

Выплата выходного пособия при сокращении штата

Как оговаривалось выше, выходное пособие исчисляется из зарплаты трудящегося (берется среднее значение). Оно не может быть меньше среднемесячной зарплаты. Коллективный или, например, обычный трудовой договор с сотрудником могут предусмотреть иную сумму – в сторону увеличения выходного пособия. Тогда сокращенный сотрудник получит именно такое пособие.

Важно: оплата выходного пособия не освобождает нанимателя от оплаты положенных сотруднику премий, иных поощрительных выплат, если они были предусмотрены договором.

Следует иметь в виду некоторые частные случаи, когда выплаты при сокращении исчисляются иначе, либо не выплачивается совсем. Так, когда происходит расчет выплаты при сокращении трудящегося, работавшего на сезонной работе, средняя заработная плата берется за период 2 недели, а не 2 месяца (ст. 296 ч. 4 ТКРФ). Трудящиеся же, заключившие срочный трудовой договор не более, чем на 2 месяца, не получают выходное пособие (ст. 292 ч. 4 ТКРФ). Сотрудники-совместители, попавшие под увольнение по причине сокращения штата (ст. 287 ч. 4 ТКРФ), имеют право на получение выходного пособия наравне с остальными, но лишены пособия в размере средней зарплаты на время устройства к другому нанимателю (при сохранении основного места работы).

Наниматель и работник могут договориться о более раннем сроке увольнения, чем 2 месяца. В таком случае, помимо основных компенсационных выплат,в отношении попавшего под сокращение сотрудника выплаты производятся и дополнительно. Дополнительная компенсация рассчитывается пропорционально тому времени, которое работник не доработал до общеназначенного срока, также исходя из средней зарплаты. Иные положенные пособия (выходное и на период устройства к другому нанимателю) тоже выплачиваются.

Выплата среднего заработка на период устройства к новому работодателю

Часто возникают ситуации, когда за 2 месяца после сокращения с предыдущего места работы трудящийся так и не нашел нового работодателя. В таком случае, как и указывалось ранее, ему положено пособие в размере средней зарплаты на период поиска работы (но не более 2 месяцев), эту гарантию предоставляет ст. 178 ч. 3 ТКРФ.

Однако случается так, что новое место работы было найдено в середине месяца, как рассчитывать выплату? В данном случае выплата рассчитывается пропорционально времени, потраченному на поиски. Т. е. если работник трудоустроился к новому нанимателю с 7 числа, то средняя выплата будет рассчитана за 6 дней месяца, в течение которых он еще был в поиске работы.

Существует исключение, и среднемесячная выплата (по решению службы занятости) может быть продлена еще на 1 месяц (т. е. на 3-й), если соблюдены условия:

1) сокращенный сотрудник в 2-недельный срок с момента увольнения встал на учет в органы занятости;

2) за 3 месяца органы занятости его не трудоустроили.

Итак, мы рассмотрели, какие выплаты положены при сокращении работника, будь то сокращение численности работников или штата, ликвидация предприятия. Проблема сокращения на работе не будет для вас такой острой, если все положенные выплаты вы получите в полном объеме.

Предлагать вакансии сокращаемому работнику до уведомления об увольнении необязательно

Работодатель должен предложить сокращаемому работнику имеющиеся вакансии на момент его уведомления о предстоящем увольнении, но никак не ранее. К такому выводу пришли судьи Верховного суда Удмуртии в апелляционном определении от 31.08.2016 по делу № 33-4021/2016.

Обстоятельства дела такие: истец был под подпись ознакомлен с приказом о проведении в компании оргштатных мероприятий, в результате которых сокращалась его должность. Позже (также под подпись) сотрудник-истец был уведомлен о предстоящем увольнении из-за сокращения штата, а потому получил предложение занять любую из имеющихся у работодателя вакансий.

Неудовлетворенный таким развитием событий истец обратился в суд с требованием признать свое увольнение по причине сокращения штата неправомерным. В качестве одного из оснований неправомерности увольнения приведен аргумент о том, что ответчик предложил истцу не все вакантные должности, имеющиеся в компании на момент принятия решения о сокращении.

Дело вначале рассматривалось Глазовским районным судом Удмуртской Республики, который своим решением от 03.06.2016 отказал истцу в удовлетворении его требований в полном объеме. Уволенный сотрудник не согласился с вынесенным решением и обжаловал его в апелляционной инстанции.

Рассмотрев апелляцию, судебная коллегия по гражданским делам ВС Удмуртской Республики не нашла в действиях ответчика нарушений установленного Трудовым кодексом России порядка увольнения по сокращению штата. Суд разъяснил, что обязанность компании-работодателя принять меры по трудоустройству сокращаемого сотрудника возникает с момента принятия решения о его увольнении, но никак не ранее. В связи с этим работодатель должен предложить работнику вакантную должность одновременно с уведомлением о предстоящем сокращении, а не в момент принятия решения о проведении оргштатных мероприятий.

Исходя из этого, само по себе извещение сотрудника о предстоящем сокращении штата не возлагает на работодателя обязанности предлагать работнику имеющиеся вакансии — она возникает только в момент направления уведомления непосредственно об увольнении (ч. 3 ст. 81 и ч. 2 ст. 180 ТК РФ).

Как итог, ВС Удмуртской Республики оставил решение первой инстанции в силе, а апелляционную жалобу — без удовлетворения.

Вернуться к списку статей по юриспруденции

    УВОЛЬНЕНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ПЕРСОНАЛА ПО СОКРАЩЕНИЮ ЧИСЛЕННОСТИ ИЛИ ШТАТА. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
    В.И. КОВАЛЕВ
    Труд гражданского персонала российских Вооруженных Сил зачастую протекает в особых условиях, нежели труд в мирных отраслях экономики страны. К сожалению, несмотря на это, доходы гражданских специалистов армии и флота в лучшем случае находятся на одном уровне с доходами коллег-бюджетников, не входящих в военную структуру государства. О стремительном росте благосостояния, как у военнослужащих, речи и вовсе нет. Сам статус гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации также далеко не на 100% отвечает требованиям армии нового облика, что вызывает массу проблем как для работников, так и для работодателей.
    Министерство обороны Российской Федерации, как это следует из поступающих в воинские части, бюджетные учреждения этого министерства директив, телеграмм, указаний, решает вопросы улучшения материального обеспечения гражданского персонала кардинально — путем увольнения (вследствие сокращения численности или штата) работников.
    Например, в воинские части поступила телеграмма, подписанная начальником Генерального штаба <1>, о переходе на аутсорсинговую систему <2> обеспечения всех сфер жизнедеятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, которая предусматривает исключение из штатов подчиненных соединений, воинских частей (до 31 декабря 2011 г.) структурных подразделений, выполняющих несвойственные Вооруженным Силам (обеспечивающие) функции (ремонтно-восстановительные, эксплуатации военной инфраструктуры, автотранспортного обеспечения, организации питания личного состава, заправки ГСМ, банно-прачечного обслуживания, вещевого обеспечения и др.). В эту же категорию попали и дошкольные образовательные учреждения Минобороны Российской Федерации. Предложено всех работников этих структурных подразделений уведомить о предстоящем увольнении на основании ст. 180 ТК РФ.
    ———————————
    <1> URL: http://psvsrf.ru/news/detail.php?ID=608.
    <2> Аутсорсинг (от англ. outsourcing (outer-source-using) — использование внешнего источника/ресурса) — передача организацией на основании договора определенных функций на обслуживание другой организации, специализирующейся в соответствующей области.
    Сразу следует отметить, что сама по себе телеграмма не является основанием для начала процедур сокращения гражданского персонала. Необходимо внесение изменений в штатное расписание, утверждение их в установленном порядке (или утверждение нового штатного расписания). Именно этот документ позволяет установить, какие именно должности (структурные подразделения) будут сокращены, какие имеются в воинской части вакантные должности, на которые может быть переведен работник. Ознакомление всех работников «авансом» о планируемых сокращениях незаконно и, кроме обострения социальной обстановки в коллективах и массовых обращений в суды, ничего не дает.
    Всякое сокращение должно быть реальным, а не фиктивным. ТК РФ предусматривает в качестве основания прекращения трудового договора сокращение численности или штата работников. И в том и в другом случае сокращение влечет за собой исключение из штатного расписания либо штатных единиц по одноименной должности (профессии, специальности), либо самой должности. Реальное сокращение означает, что для выполнения трудовой функции, т.е. работы по должности, профессии, специальности, которую выполнял сокращаемый работник, не будет принят другой работник.
    С учетом изложенных выше обстоятельств вопросы соблюдения прав гражданского персонала, выплаты им положенных компенсаций и предоставления предусмотренных ТК РФ гарантий при увольнении вследствие сокращения численности или штата являются злободневными и актуальными.
    Забытые Правила
    Так, работникам нередко приходится сталкиваться с ситуацией, когда требуется знание нормативных правовых актов, которые были приняты еще в 30-х г. прошлого столетия, но продолжают действовать и в настоящее время, в части, не противоречащей ТК РФ, и применяются судами при разрешении трудовых споров.
    Приведем пример. В воинской части проходят организационно-штатные мероприятия, связанные с сокращением гражданского персонала. Ряд работников имеют неиспользованные отпуска за прошедший рабочий год и пять с половиной месяцев текущего года.
    Работодатель безусловно выплачивает компенсацию за полностью отработанный рабочий год, а за оставшиеся пять с половиной месяцев выплачивает компенсацию за неиспользованный отпуск пропорционально отработанному времени. Работник, не согласившись с действиями командира воинской части, обратился в суд с требованием выплаты компенсации за второй неиспользованный отпуск полностью. Законны ли требования работника?
    Как следует из Правил об очередных и дополнительных отпусках, утвержденных Постановлением НКТ СССР 30 апреля 1930 N 169 с последующими редакциями, которые являются действующими (п. 28), работникам, увольняемым по сокращению штатов и проработавшим не менее 5,5 месяцев, не использовавшим своего права на отпуск, выплачивается компенсация за неиспользованный отпуск полностью. Данная правовая позиция подтверждена и судебным актом (дело N 33-28981 Московского городского суда).
    Кого оставить?
    Много споров возникает и при определении преимущественного права оставления на работе. Как (чем) на практике подтвердить более высокую производительность труда и квалификацию работников? Следует ли работодателю принимать какое-то специальное решение о том, что производительность труда и квалификация работника признаются равными либо, наоборот, один работник уступает другому по данным показателям? Следует ли оценивать данные показатели только применительно к работникам, выполняющим один и тот же круг обязанностей (занимающим одну и ту же должность), или же можно сравнивать показатели разных работников? ТК РФ ответа на вопрос, каким образом определяется более высокая производительность труда и квалификация, не содержит. Для решения этого вопроса имеют значение как уровень образования работника (работник с высшим образованием будет иметь преимущество перед работником со средним профессиональным образованием; с более высоким разрядом — перед работником с меньшим разрядом), так и конкретные результаты работы (например, достижение определенных показателей и результатов в работе). Необходимость выяснения, кто из работников имеет более высокую производительность труда и квалификацию, возникает при сокращении численности работников, когда сокращаются штатные единицы по одноименной должности. При сокращении штата выяснять данный вопрос нет необходимости, поскольку в ТК РФ речь идет о преимущественном праве на оставление на работе, а при сокращении штата исключается сама должность. Согласно ст. 81 ТК РФ работнику, чья должность подлежит сокращению, необходимо предлагать перевод на другую работу.
    Особенности увольнения работников в ЗАТО.
    Нередко труд гражданского персонала протекает в закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО), что связано с предоставлением дополнительных гарантий работнику при увольнении. Закон Российской Федерации от 14 июля 1992 г. N 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» в п. 4 ст. 7 установил право работников предприятий и (или) объектов, других юридических лиц, расположенных на территории закрытого административно-территориального образования, высвобождаемых в связи с реорганизацией или ликвидацией указанных организаций, а также при сокращении численности или штата указанных работников, сохранение на период трудоустройства (но не более чем на шесть месяцев) средней заработной платы с учетом месячного выходного пособия и непрерывного трудового стажа.
    Вместе с тем в отличие от ТК РФ (ст. 178 и ст. 318) Закон о ЗАТО не предусматривает какого-либо особого порядка сохранения среднего заработка за третий и последующие месяцы. Таким образом, средний заработок следует выплачивать при представлении работником документа, удостоверяющего личность, и трудовой книжки.
    Увольнение пенсионеров
    Нередко приходится сталкиваться и с ситуацией, когда работающим пенсионерам после начала процедуры сокращения численности или штата работников предлагают уволиться по собственному желанию, объясняя это тем, что нет смысла увольняться по сокращению штата, так как в этом случае компенсации, предусмотренные ТК РФ, им не полагаются, поскольку они получают трудовую пенсию.
    Данная позиция работодателя незаконна, хотя подобная практика увольнения работающих пенсионеров очень распространена.
    Работнику-пенсионеру не следует соглашаться на увольнение по собственному желанию, поскольку на данную категорию работников распространяются общие правила увольнения при сокращении. ТК РФ не проводит никаких различий между уволенными пенсионерами по старости (по возрасту) и другими работниками.
    Таким образом, согласно ст. 178 ТК РФ, пенсионеры, как и другие работники, уволенные в связи с сокращением численности или штата работников организации, имеют право на получение выходного пособия в размере среднего месячного заработка и на сохранение среднего заработка на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

    Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Трудовое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *