Увеличение стоимости основных средств

Нужно ли оформлять?

Приказ – это основа начала любого процесса на производстве, в данном случае, подписывая распоряжение руководитель дает разрешение на проведение модернизации, ее документального сопровождения и прочих связанных с ней процессов.

Также он необходим как первичный документ на основании ст. 9 ФЗ № 402 от 2011 года для проведения различных операций в ходе модернизации основных средств.

Кроме этого, в этом бланке указываются все нюансы мероприятия – состав комиссии, которая будет определять целесообразность проведения обновления основных средств, определяется график проведения работ и прочие важные моменты.

Формирует распоряжение ответственное за это лицо, обычно таким вопросом занимается кадровик или юрист-консультант.

Но если производство небольшое и данные должности отсутствуют, тогда составлением занимается лицо, совмещающее обязанности этих специалистов.

В процессе составления приказа нужно учитывать несколько моментов:

  • заполнение документа может быть произвольное, так как унифицированная форма отсутствует. Но при необходимости его образец создается предприятием индивидуально с последующим закреплением в нормативных документах;
  • формировать приказ можно как печатным, так и рукописным способом, при этом важно обеспечить возможность проставления подписи всеми лицами, которых он касается, а также руководителем;
  • штамп использовать не обязательно, доступно его применение при наличии соответствующей нормы во внутренних локальных актах предприятия;
  • заполнение осуществляется в одном экземпляре с последующей регистрацией в журнале приказов;
  • действует приказ согласно предписаниям законодательных актов год, но также можно определить данную позицию в документе, указав период его активности;
  • после составления бланка и подписания его руководителем, необходимо провести ознакомление под роспись всех заинтересованных лиц и передать ответственному лицу;
  • в итоге по истечении времени действия, приказ передается на хранение в архив.

Порядок заполнения

Несмотря на то, что в процессе составления не требуется придерживаться определенного образца, его формирование может быть произвольным, но при этом стоит учитывать определенные правила формирования деловой документации, структура которой следующая:

Пункты, обязательные к применению

Описание

Шапка документа

  • наименование организации;
  • дата создания;
  • название населенного пункта

Название документа

С указанием порядкового номера и обоснования его составления «О проведении модернизации основного средства»

Основание составления

Ссылка на законодательный акт или внутренний документ – докладная записка и прочее

Распоряжение относительно модернизации ОС

Указываются его технические характеристики, регистрационный номер и прочие опознавательные данные основного средства

Срок

Руководитель должен обозначить период для проведения всего процесса

Характеристика объекта

Важно обозначить его состояние на момент проведения модернизации, указать на эксплуатационный срок, степень износа, остаточную стоимость основного средства

Указать на состав комиссии

При этом следует учесть, что в ее состав должен входить профильный специалист, экономист предприятия, юрист

Обозначить задачи, стоящие перед ней

В форме списка

Обозначить ответственных за исполнение приказа лиц

Также указываются перечнем с указанием должности по каждому сотруднику

Важно: приказ должен обязательно подписываться руководителем и указанными в нем работниками.

Скачать образец распоряжения о проведении

Скачать пример приказа о проведении модернизации основных средств – word.

Изменение стоимости основного средства по решению продавца и покупателя

Согласно п. 9 ст. 258 НК РФ амортизируемое имущество принимается на учет по первоначальной стоимости, определяемой в соответствии со ст. 257 НК РФ. Она складывается из суммы расходов на приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором основное средство пригодно для использования (п. 1 ст. 257 НК РФ). В дальнейшем первоначальная стоимость основного средства может изменяться в случаях его достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации и по иным аналогичным основаниям (п. 2 ст. 257 НК РФ).

Исходя из приведенных норм, Минфин России в письме от 25.08.2017 № 03-03-06/1/54758 указал, что иных случаев изменения первоначальной стоимости основных средств, помимо указанных в п. 2 ст. 257 НК РФ, Налоговым кодексом не предусмотрено.

Означает ли это, что компания ни при каких условиях не может изменить первоначальную стоимость оборудования для целей налогообложения?

Следует отметить, что Минфин России допускает корректировку первоначальной стоимости основного средства не через механизм п. 2 ст. 257 НК РФ. Так, в письме от 29.06.2016 № 03-03-06/3/37780 финансисты рассмотрели ситуацию, когда подтверждающие первоначальную стоимость основного средства первичные документы были получены компанией после ввода объекта в эксплуатацию. Они указали, что в таком случае имеет место неполное отражение данных о первоначальной стоимости объекта в налоговом учете. Это, в свою очередь, влечет за собой неполный учет сумм начисленной амортизации в целях налогообложения прибыли. Поэтому полученная налогоплательщиком после ввода объекта в эксплуатацию информация о его фактической стоимости должна быть учтена исходя из положений ст. 257—259.3, 314 и 54 НК РФ. Данная позиция распространяется и на нашу ситуацию.

Итак, первоначальную стоимость можно откорректировать в налоговом учете. А что делать с ранее начисленными суммами амортизации? Ведь они учитывались компанией при расчете налоговой базы по налогу на прибыль. На наш взгляд, эти суммы также необходимо откорректировать. Объясним почему.

Порядок корректировки налоговой базы по налогам установлен в ст. 54 НК РФ. Согласно п. 1 этой нормы Кодекса организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением. В случае обнаружения ошибок или искажений в расчете налоговой базы, относящихся к прошлым периодам, в текущем периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены ошибки либо искажения.

Как видите, в данной норме Кодекса речь идет об ошибках и искажениях. Но можно ли изменение первоначальной стоимости основного средства по дополнительному соглашению отнести к ошибкам или искажениям? Ошибки мы сразу отсекаем, так как сумма амортизации была рассчитана верно на основании имеющихся у компании в тот период документов.

Остается искажение налоговой базы. Здесь интерес представляют разъяснения, данные Минфином России в письме от 14.02.2017 № 03-07-09/8251. Правда, они касаются ситуации, когда поставщик и покупатель изменили стоимость уже реализованных товаров и при этом их изначальная стоимость была списана на расходы. Но сделанный финансистами вывод можно использовать и в нашем случае.

Специалисты финансового ведомства указали, что изменения показателей доходов или расходов, возникшие в связи с корректировкой стоимости ранее реализованных товаров, приводят у продавца и покупателя к искажению налоговой базы по налогу на прибыль за прошлый отчетный (налоговый) период. Поэтому такие изменения должны учитываться в порядке, предусмотренном ст. 54 НК РФ.

Получается, что при уменьшении первоначальной стоимости оборудования ранее правомерно начисленные суммы амортизации, которые были учтены в расходах, оказываются завышенными. А это приводит к искажению налоговой базы по налогу на прибыль за указанные периоды. Поэтому, руководствуясь положениями п. 1 ст. 54 НК РФ, организация должна скорректировать первоначальную стоимость оборудования и пересчитать налоговую базу по налогу на прибыль за периоды, в которых она начисляла амортизацию по повышенным нормам.

Корректировка отражается путем представления уточненных деклараций. С этим согласны и финансисты. В письме от 12.11.2012 № 03-03-10/126 они пояснили, что при изменении стоимости объекта основных средств после его ввода в эксплуатацию организация вправе внести корректировки в налоговые регистры по учету амортизации с даты ввода объекта в эксплуатацию и подать в налоговый орган уточненные декларации по налогу на прибыль.

Таким образом, в нашей ситуации компания на основании дополнительного соглашения с поставщиком должна уменьшить первоначальную стоимость оборудования и, исходя из скорректированной первоначальной стоимости, пересчитать суммы начисленной амортизации за периоды с начала ввода оборудования в эксплуатацию. Кроме того, ей нужно будет подать уточненные декларации по налогу на прибыль за периоды, истекшие с момента начала начисления амортизации до пересмотра стоимости объекта.

Источник: https://www.eg-online.ru/consultation/360085/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *