Управление доходами и расходами предприятия

ФОРМИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УПРАВЛЕНИЯ ДОХОДАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ

КИСОВА АННА ЕВГЕНЬЕВНА ФГБОУ ВПО «Липецкий государственный технический университет», г. Липецк, Российская Федерация, e-mail: zaumka84@mail.ru

В жестких условиях рыночной конкуренции основополагающей целью деятельности любой коммерческой организации является получение наибольшей прибыли, напрямую зависящей от величины получаемых доходов и производимых расходов. Именно доходы являются основным источником развития материально-технической базы предприятия, пополнения собственных оборотных средств, обеспечения социальных потребностей коллектива, фактором стабильности существования и прогресса организации. В связи с этим управление доходами организации является на сегодняшний момент достаточно актуальной задачей для каждого предпринимателя. В статье раскрываются сущность, цель, задачи и меры в области управления доходами предприятия. На примере конкретного предприятия проводится динамический и структурный анализ его доходов, а также оценивается уровень и степень эффективности управления выручкой от различных видов его деятельности. На основе проведенного анализа делается вывод о качестве управления доходами предприятия и предлагаются мероприятия по повышению эффективности данного управления. Одним из основных мероприятий по повышению эффективности управления доходами является улучшение качества услуг исследуемого предприятия. При этом учитывается специфика его деятельности. Для оценки качества работы предприятия предлагается использование определенного методологического подхода, основанного на формализации программы работ предприятия с учетом международных стандартов ISO серии 900. Количественную оценку качества работы исследуемого предприятия предлагается проводить с учетом расчета интегрального показателя качества работы депо. В статье был проведен расчет данного показателя для исследуемого предприятия, на основе которого были сделаны выводы о резервах повышения эффективности управления доходами ремонтного депо.

Ключевые слова: доходы предприятия, виды доходов, рентабельность, повышение качества услуг, интегральный показатель качества работы предприятия

Управление доходами организации представляет собой целенаправленный процесс воздействия субъекта на объект для достижения определенного уровня и качества выручки организации, реализуемый посредством экономических методов и средств (инструментов) воздействия на процесс формирования и использования доходов организации со стороны субъектов управления (государства и самой организации), с учетом влияния внешних факторов конкурентной среды на доходы как объект управления .

Целью управления доходами предприятия выступает получение им определенной величины прибыли. Объектами управления доходами предприятий выступают денежные поступления от осуществления операционной деятельности, в частности, управления поступлением выручки от реализации продукции, прочей реализации, финансовой и инвестиционной деятельности, и от чрезвычайных событий.

Задачами управления доходами предприятия является обеспечение стабильности и регулярно-

сти денежных поступлений, максимизация реализационной выручки, что выливается в управление структурой реализации, параметрами товарности продукции, планирование цен, контроль за расчетами .

Главное задание управленческой деятельности финансовых служб предприятия и их менеджеров относительно управления формированием его доходов заключается в реализации таких мер:

обеспечение своевременности и полноты формирования доходов предприятия;

— обнаружение резервов увеличения доходов предприятия и угроз их сокращения;

— обеспечение объективности, правдивости полноты локализации плановых и/либо полученных доходов предприятия за центрами их формирования с целью информационного обеспечения принятия управленческих финансовых решений;

оценивание результативности деятельности центров доходов с позиций их формирования и получения, определение уровня соответствия

результатов деятельности отдельных центров доходов плановыми величинами;

— анализ содержания и структуры доходов предприятия;

— прогнозирование тенденций формирования доходов предприятия в плановом и перспективном периодах и их планирования .

Рассмотрим процесс управления доходами организации на примере конкретного предприятия Эксплуатационного вагонного депо Казинка. При этом необходимо отметить, что эксплуатационное вагонное депо Казинка является структурным подразделением Юго-Восточной железной дороги — филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги». Депо руководствуется в своей деятельности Конституцией

Анализ доходов ВЧДЭ

Российской Федерации, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными документами ОАО «РЖД», Центральной дирекцией инфраструктуры — филиала ОАО «РЖД» и дирекцией, а также Положением.

В таблице 1 проведем анализ доходов ВЧДЭ Казинка за 2011-2012 гг. Как видно из таблицы 1, доходы от обычных видов деятельности увеличились на 14323811 тыс. руб., и удельный вес от обычных видов деятельности является превалирующим, а доходы от прочих видов деятельности выросли на 28966 тыс. руб., что означает, что данное предприятие работает на увеличение доходов как от обычных видов деятельности, так и от прочих.

Таблица 1

шнка за 2011-2012 гг.

Виды доходов предприятия Абсолютные величины, тыс. РУб. Удельные веса в общей величине доходов, % Изменения

2011 г. 2012 г. 2011 г. 2012 г. тыс. руб. % в удельных весах, %

Доходы от обычных видов деятельности 599120 652450 95,35 90,62 +53330 +8,90 -4,73

Прочие доходы 29201 67505 4,65 9,38 +38304 +131,17 4,73

Итого доходов (п. 1 + п. 2) 628321 719955 100,00 100,00 +91634 +14,58 —

Таблица 2

Анализ доходов ВЧДЭ Казинка за 2012-2013 гг.

Виды доходов предприятия Абсолютные величины, тыс. руб. Удельные веса в общей величине доходов, % Изменения

2012 г. 2013 г. 2012 г. 2013 г. тыс. руб. % в удельных весах, %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Доходы от обычных видов деятельности 652450 795806 90,62 89,19 +143356 +21,97 -1,44

Прочие доходы 67505 96471 9,38 10,81 +28966 +42,91 +1,44

Итого доходов 719955 892277 100,00 100,00 +172322 +23,94 —

В 2013 г. ситуация в целом повторилась: темпы роста доходов от обычной деятельности ниже темпов роста доходов от прочей. В целом, положительная динамика всех видов доходов организации за анализируемый период является положительной тенденцией для предприятия, поскольку свидетельствует об увеличения рынков сбыта.

Динамика и структура доходов от обычных видов деятельности предприятия за 2011-2013 гг. представлена в таблице 3.

Выручка предприятия составила на конец 2012 г. 652450 тыс. руб. На начало года она составила 599120 тыс. руб., т. е. она увеличилась на 53330 тыс. руб. или на 8,9 %. Выручка от ремонта

подвижного состава увеличилась на 26563 тыс. руб. или на 4,54 %. Однако в процентах к общей выручке она уменьшилась 3,91 %.

За анализируемый период достаточно резко увеличился размер и доля выручки от обслуживания и ремонта пассажирского транспорта с 1,78 % до 9,04 %, при этом доля выручки от ремонта подвижного состава снизилась с 93,69 % до 83,19 %.

Таким образом, по результатам анализа доходов можно сделать вывод о положительной их динамике, о постепенной их диверсификации, что характеризуется достаточно высоким уровнем управления доходами в организации за анализируемый период.

На предприятие ВЧДЭ Казинка к прочим доходом относится продажа запасных частей, реализация основных фондов.

Из данной таблицы можно сделать следующие выводы. Во-первых, по двум наименованиям прочих доходов видно, что доходы по ним неоднородны. Выручка от продажи запасных частей умень-

В таблице 5 проведен анализ показателей, характеризующих эффективность управления и использования доходов ВЧДЭ Казинка за 2011/13 гг.

Таблица 3

Динамика и структура доходов от обычных видов деятельности ВЧДЭ Казинка за 2011-2013 гг.

Показатели 2011 г. 2012 г. 2013 г. Отклонение

2012/2011 гг. 2013/2012 гг.

Выручка от реализации, тыс. руб. 599120 652450 795806 +53330 +143356

Выручка, полученная от ремонта подвижного состава, тыс. руб. 584687 611250 662025 +26563 +600775

в % к итого 97,59 93,69 83,19 -3,91 -10,5

Выручка, полученная от выполнения погрузочно-разгрузочных работ, тыс. руб. 14433 16748 18974 +2315 +2226

в % к итого 2,41 2,57 2,38 +0,16 -0,18

Выручка, полученная от вахтовых перевозок, тыс. руб. 0 12849 28745 +12849 +15896

в % к итого 0,00 2,14 4,41 +2,14 +2,44

Выручка, полученная от технического обслуживания, текущий и капитальный ремонт пассажирского транспорта, тыс. руб. 0 11603 86062 +11603 +74459

в % к итого 0,00 1,78 10,81 +1,78 +9,04

Таблица 4

Состав и динамика прочих доходов организации за 2011-2013 гг.

Показатели 2011 г. 2012 г. 2013 г. Отклонение

2012/2011 гг. 2013/2012 гг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Продажа запасных частей 32537 35308 30002 +2771 -5306

в % и итого 48,2 36,6 31,1 -11,6 -5,5

Продажа основных средств 34968 61163 66469 +26195 +5306

в % к итого 51,8 63,4 68,9 +11,6 +5,5

Итого 67505 96471 96471 +28966 +28966

Таблица 5

Анализ показателей, характеризующих управления и использования доходов ВЧДЭ Казинка за 2011-2013 гг.

Коэффициенты 2011 г. 2012 г. 2013 г. Изменения

2011/2012 гг. 2012/2013 гг.

Рентабельность продаж, % 3,76 6,89 16,99 +3,12 +10,10

Экономическая рентабельность, % 1,13 5,45 6,98 +4,32 +1,52

Рентабельность собственного капитала, % 5,58 22,68 34,85 +17,10 +12,16

Рентабельность продукции, % 3,91 7,40 20,47 +3,49 +13,07

По данным таблицы 5 можно судить о достаточно высокой эффективности деятельности организации. Это подтверждается положительной динамикой всех коэффициентов рентабельности. В частности, рентабельность продаж увеличилась с 3,76 % до 16,99 %, рентабельность активов -с 1,13 % до 6,98 %, финансовая рентабельность -с 5,58 % до 34,85 %, рентабельность продукции -с 3,91 % до 20,47 %.

Таким образом, по результатам анализа доходов предприятия можно судить о достаточно эффективном управлении ими на предприятии за анализируемый период. Но при этом имеются определенные недостатки в части управления доходами анализируемой организации.

В частности, необходимо отметить, что на сегодняшний момент предложение по ремонту и техническому обслуживанию превышает спрос, в

результате чего депо загружено не на полную мощность. Такая тенденция вызвана двумя факторами — увеличением межремонтных сроков и появлением на рынке новых частных депо. При этом на сегодняшний день сложно выделить те параметры, которые отличают частные депо от депо дочерних зависимых вагонных ремонтных компаний ОАО «РЖД» (ВРК). Уровень обслуживания как у первых, так и у вторых, примерно одинаков. В части плановых ремонтов особенно возросла конкуренция. Поэтому основными мероприятиями по повышению доходов является :

увеличение размера предлагаемых услуг от количества поданных вагонов;

— применения гибкого ценообразования, различного рода скидок до 15 % и бонусов;

— разработка сервисных программ;

— переход от расчета по фактически выполненным работам к фиксированной стоимости ремонта.

С текущим ремонтом ситуация прямо противоположная. Рынок является монопольным, фактически 95 % его приходится на долю ОАО «РЖД». Отсутствие конкуренции приводит к тому, что в части текущего ремонта РЖД сегодня может диктовать свои условия, не всегда выгодные собственникам вагонов и это негативно сказывается на качестве оказываемых услуг.

В целях совершенствования управления доходами ВЧДЭ Казинка мы предлагаем в первую очередь провести мероприятия по повышению качества услуг.

Стоит отметить, что анализ научной и специальной литературы выявил большое многообразие трактовок понятия «качество продукции» в различных отраслях экономики. Для железнодорожного транспорта качество обслуживания определено как степень соответствия характеристик процесса перевозок и сопутствующих ему услуг установленным или предполагаемым требованиям потребителей. Однако ремонт и техническое обслуживание, — основной бизнес-процесс компании ВЧДЭ Казинка, является результатом совместной согласованной деятельности всех отраслевых хозяйств и линейных предприятий ОАО «РЖД» .

Действующая система оценки качества работы ремонтного предприятия характеризуется, главным образом, количественным учетом случаев нарушения безопасности движения поездов. При этом величина затрат на устранение последствий

отказов, браков в работе и неплановых ремонтов подвижного состава редко служит дополнительной характеристикой качества ремонта.

Достаточно широкому развитию технических вопросов управления качеством не соответствует развитие экономических аспектов управления затратами на качество, основная идея анализа которых заключается в том, что относительно небольшие вложения в мероприятия по предупреждению дефектов производства приводят к значительным сокращениям непроизводительных потерь как в самом производстве, так и в эксплуатации .

Для достижения цели повышения качества ремонта и повышения уровня доходов организации необходимо провести анализ контрольных точек производственного процесса, разработать соответствующий комплексный план мероприятий с определением задач, ресурсов, материалов, исполнителей, ответственных и сроков по реализации на практике принятых выводов и результатов. Выполнять это необходимо с обязательным экономическим анализом изменения структуры затрат на качество.

Такой подход позволит к любой выявленной в производстве или эксплуатации проблеме относиться как к потенциальной возможности сокращения эксплуатационных затрат.

Целью применения предлагаемого методического подхода к порядку организации разработки, внедрения и сертификации систем качества является формирование последовательно-параллельного процесса создания системы, который позволит оптимизировать сроки и ресурсы, требуемые для ее постановки, а также установить их в качестве нормативных .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сущность подхода выражается в формализации программы работ, включающей этапы по подготовке к разработке, изготовлению проекта системы, ее внедрение и сертификацию (рис. 1).

Разработка и внедрение систем качества в структурных подразделениях ВЧДЭ Казинка на базе международных стандартов ISO серии 9000 относится к организационно-экономическим новшествам, оценка эффективности которых сложна из-за большого числа взаимосвязанных факторов, влияющих на эту эффективность. В целом на железнодорожном транспорте улучшение качества работы одного предприятия не всегда в полной мере находит отражение в результатах его производственно-хозяйственной деятельности .

Рис. 1. Этапы применения методического подхода к организации системы управления качеством вагонного ремонтного депо

Методика оценки качества технического обслуживания и ремонта на предприятии предполагает установление интегрального показателя качества работы депо :

Кинт — XKiai

1=1 , (1)

где Е — значение 1-го частного показателя качества;

п

а—ранг соответствующего показателя,

В условиях перехода сферы ремонта подвижного состава на рыночные принципы работы требования к уровню качества существенно возрастают, и первостепенную значимость приобретает оценка эффективности управления качеством, определяющая насколько внедренная система ка-

чества позволяет улучшить экономические показатели работы депо.

Экономический эффект от внедрения и функционирования системы качества в депо будет выражаться в снижении эксплуатационных расходов и определяться, согласно рекомендуемой методике, по статьям Номенклатуры доходов и расходов по видам деятельности ВЧДЭ Казинка и их элементам, а также методом расходных ставок.

Исходными данными для расчета результативности и эффективности СМК выступают показатели, достигнутые в отчетном периоде в сопоставлении с нормативами (уровнем, установленным в плане), а также с отчетными данными за предыдущие периоды.

Во всех случаях при расчете показателей необходимо обеспечить их сопоставимость по базовому (плану) и отчетному периодам.

Значения частных и интегрального показателей качества по ВЧДЭ Казинка за 2011-2014 гг. представлены в таблице 6 .

Динамика интегрального показателя качества работы ВЧДЭ Казинка за 2010-2013 гг.

Таблица 6

Наименование показателя Обозначение Ранг Значения частных показателей качества, %

2010 2011 2012 2013

Показатель бездефектной сдачи вагонов Кпп 0,05 — — 84,7 86,6

Показатель состояния безопасности движения Кбд 0,25 88,6 55,0 47,5 68,7

Показатель эксплуатационной надежности вагонов Кнр 0,2 103,0 100,1 92,1 100,5

Показатель выполнения норм продолжительности технического обслуживания и ремонта Кп 0,15 86,1 95,0 83,7 80,4

Показатель изменения производительности труда Кпт 0,2 103,0 104,6 103,3 102,4

Показатель изменения себестоимости технического обслуживания и ремонта Кс 0,15 101,0 101,9 100,5 101,0

Интегральный показатель качества Кинт — 96,0 89,0 82,8 89,3

Величина показателя Кинт в 2013 г. составила 89,3 %, что соответствует низкому уровню качества работы депо и свидетельствует о необходимости проведения дальнейших мероприятий по повышению качества обслуживания и ремонта, направленных, главным образом, на снижение браков и отказов в работе, а также на сокращение продолжительности простоя вагонов в ремонте.

Несмотря на в целом низкий уровень качества и наличие значительных резервов его повышения, в 2013 г. был получен эффект от улучшения частных показателей в виде экономии эксплуатационных расходов в сумме 17,2 млн руб.

В таблице 7 проведем расчет интегрального показателя на 2014 г.

В таблице 8 представлены варианты экономии предприятия за счет внедрения различного рода мероприятий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 7

Расчет интегрального показателя качества работы ВЧДЭ Казинка за 2010-2013 гг.

Наименование показателя Обозначение Ранг Значения частных показателей качества, %

Показатель бездефектной сдачи вагонов Кпп 0,05 89,6

Показатель состояния безопасности движения Кбд 0,25 78,7

Показатель эксплуатационной надежности вагонов Кнр 0,2 105,5

Показатель выполнения норм продолжительности технического обслуживания и ремонта Кп 0,15 90,4

Показатель изменения производительности труда Кпт 0,2 103,4

Показатель изменения себестоимости технического обслуживания и ремонта Кс 0,15 102,0

Интегральный показатель качества Кинт — 94,43

Таблица 8

Оценка экономического эффекта при внедрении инноваций и ресурсосберегающих технологий

Ресурсосберегающие технология и инновация Расчет экономического эффекта

Технологии, обеспечивающие минимальные потери материалов где Д1- расход денежных средств на приобретение материалов, топлива, электроэнергии, расходуемых на ремонт вагона после применения ресурсосберегающей технологии; Д0- расход денежных средств на приобретение материалов, топлива и электроэнергии до применения ресурсосберегающей технологии

Оборудование, требующее оптимального расхода материала э2 =Д’0-Д1г где Д- расход денежных средств на приобретение материалов, топлива, электроэнергии, расходуемых на ремонт вагона после применения ресурсосберегающей технологии; До’- расход денежных средств на материалы, топливо, электроэнергию до применения ресурсосберегающей технологии

Запасные части с новыми физическими свойствами ±Э3=( Д0- ДГ) + Эт^, где Д- расход денежных средств на материалы для ремонта вагонов с новыми физическими свойствами; До»- расход денежных средств на ранее существовавшие материалы; Этор — экономия на неплановых видах ремонта

Инновация, связанная с увеличением межремонтного пробега вагона до 500 тыс. км Экономический результат увеличивается в 4,54 раза: где 4,54 — частное от деления межремонтного пробега до 500 тыс. км и существующего межремонтного пробега равного 110 тыс. км

Инновация, связанная с увеличением межремонтного пробега вагонов до 1000 тыс. км 2 Экономический результат увечится в 2 раза: Эобщ=ЭХ2=((Э1+Э2±Э3^Х4,54) X2, где 2 — частное от деления межремонтного пробега до 1000 тыс. км и межремонтного пробега до 500 тыс. км

Таким образом, в результате предложенных мероприятий планируется увеличение доходов и притока денежных средств ВЧДЭ Казинка от 10 до 20 %.

Литература

1. Тридед А. Н. Принципы и подходы к управлению доходами предприятия // Бизнес информ. 2012. № 9. С. 8-17.

2. Казуева Т. С. Управление доходами и расходами предприятия: учебник. М.: Издательский дом «Дашков и К», 2014.

3. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности: учебник / Л. А. Богдановская, Г. Г. Ви-

ноградов, О. Ф. Мигупи / под общ. ред. В. И. Стражева. Мн.: Высшая школа, 2012.

5. Щекочихина Ю. Н. Управление материальными ресурсами при ремонте грузовых вагонов: автореф. дис. .канд. экон. наук. М., 2010.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

St St St

FORMATION OF ACTIONS FOR IMPROVEMENT OF MANAGEMENT OF THE INCOME OF THE ENTERPRISE

KISOVA ANNA EVGENYEVNA Lipetsk State Technical University, Lipetsk, the Russian Federation, e-mail: zaumka84@mail.ru

ВКР выполнена на 88 страницах, с использованием 2 иллюстраций, 5 таблиц, 8 формул, 10 приложений, 28 использованных источников, 8 количество листов иллюстративного материала (слайдов). Ключевые слова: управление доходами (расходами), финансовая деятельность, эффективность методов, анализ финансовых результатов, разработка рекомендаций. Целью бакалаврской работы является изучение теоретических основ управления доходами и расходами, и методов эффективного их использования на предприятии. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач: 1. Раскрыть сущность и содержание доходов и расходов организации исследовать их основные принципы классификации. 2. На основе соизмерения доходов и расходов организации оценить фактическое состояние деятельности предприятия ООО «Тамара». 3. Выработать практические рекомендации по совершенствованию эффективности использования доходов и расходов в организации. Актуальность: доходы и расходы указывают в системе оценки на результативность деятельности предприятия, на степень его финансового благополучия. Грамотное управление доходами и расходами – обеспечение роста рыночной стоимости организации, финансового равновесия в процессе ее развития, путем балансирования объемов поступления и расходования денежных средств и синхронизации их во времени. В результате проведения финансового анализа была определена структура управления предприятием, установлено направление финансовой деятельности, состав документации, выявлены основные проблемы предприятия. Были разработаны рекомендации и предложения, как малозатратных и быстрореализуемых, так и на перспективу с достаточно емкими капиталовложениями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *