Уменьшение налоговой базы

Любые способы налоговой оптимизации связаны с большим риском

Запрет на использование налоговых схем прямо прописан в Налоговом кодексе (ст. 54.1 НК РФ). С конца августа 2017 года налоговые органы будут проводить камеральные и выездные проверки с учетом положений новой статьи, а значит, будут повально снимать расходы и вычеты по сделкам, в которых усмотрят отсутствие деловой цели.

Федеральный закон 163-ФЗ фактически усиливает полномочия налоговых органов в рамках камеральных и выездных проверок. Авторы законопроекта хотели перенести в Налоговый кодекс нормы 53-го постановления ВАС, которое активно использовалось в сфере получения налоговых выгод, но по факту получилось иначе – новые термины в законе появились, однако самого механизма реализации норм закона для инспекций еще не придумали.

Статья 54.1 НК РФ гласит:

Не допускается уменьшение налоговой базы и (или) суммы налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика (п. 1 ст. 54.1 НК РФ).

Если данные обстоятельства отсутствуют, то налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу или сумму налога, но только при одновременном соблюдении двух условий:

  1. основной целью совершения сделки (операции) не являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) суммы налога;
  2. обязательство по сделке (операции) исполнено лицом, являющимся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком, и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки (операции) передано по договору или закону.

Все эти положения распространяются и на плательщиков сборов, и на плательщиков страховых взносов, и на налоговых агентов. То есть на всех.

Как следует из названия новой статьи Налогового кодекса, налогоплательщиков ограничат в правах по уменьшению налоговой базы. Ограничения, как нам видится, распространяются даже на вполне законные способы оптимизации.

Для этого инспекторам достаточно доказать, что:

  • Сделка была нереальной;

  • Сделка заключалась с целью ухода от налогов;

  • Контракт исполнила не та компания (ИП), с которой налогоплательщик заключил договор.

После внимательного прочтения ст. 54.1 НК РФ можно сделать следующие выводы:

  1. Если раньше достаточно было собрать правоустанавливающий пакет на контрагента, тем самым проявив налоговую осмотрительность, то теперь этого будет мало. Теперь компаниям придется доказывать, что они не обладали информацией, например, о том, что у поставщика нет достаточных ресурсов для исполнения контракта (техники, складских помещений, персонала и пр.). Теперь компаниям нужно будет доказывать, что заключая тот или иной договор, они не преследовали цель «минимизации налога», а сделка заключалась с определенной деловой целью.

  2. Налоговые органы будут «влезать» в заключаемые сделки с точки зрения бизнеса, доначисляя налоги. То есть, если компания оплачивает товар посреднику, инспекторы снимут расходы, поскольку никто не мешал приобрести товар у производителя.

Важный момент: в отношении камеральных проверок закон 163-ФЗ действует в отношении деклараций, сданных после вступления в силу данных изменений. А по выездным проверкам ситуация другая – нормы ст. 54.1 НК РФ будут применяться в отношении выездных проверок, решения о которых вынесены после вступления в силу данных изменений, но только в отношении сделок между взаимозависимыми лицами. То есть период, охваченный налоговыми проверками, может включать 2016, 2015, 2014 годы, когда Федеральный закон 163-ФЗ еще не был придуман!

Ложка меда для налогоплательщиков

Вместе с тем закон 163-ФЗ содержит и ложку меда. Правда, очень маленькую: налоговики не смогут снимать расходы и вычеты по формальным основаниям.

Итак, отныне инспекторы не смогут придираться к сделкам, если:

  • «первичка» была завизирована неустановленным лицом либо лицом без доверенности;

  • контрагент компании совершал налоговые нарушения;

  • можно было заключить сделку с другим контрагентом на более выгодных условиях.

Другими словами, согласно НК РФ, компания теперь не обязана следить за добросовестностью своих контрагентов. Главное – чтобы сделка была реальной. Но это не означает, что по фирмам-однодневкам будут приняты к налоговому учету расходы и НДС к вычету.

Количество налоговых споров, несомненно, возрастет. Вместо презумпции добросовестности в Налоговом кодексе, по сути, появится презумпция виновности налогоплательщиков – то есть надо будет доказать, что, заключая те или иные сделки, компания не преследовала цели уменьшить свои налоги.

Особенно это касается предыдущих налоговых периодов, когда компании не заботились о необходимости так серьезно подходить к защите своих «тылов».

И что теперь делать?

Проверять контрагентов и собирать доказательства наличия деловой цели у сделок

После принятия закона 163-ФЗ придется очень тщательно готовиться к обоснованию операций и сделок, в которых налоговики могут усмотреть попытку минимизации налогов.

Исходить надо из того, что отныне любую сделку, любой бизнес-процесс налоговики будут рассматривать с точки зрения недоверия.

Получив еще больше полномочий в сфере исследования сделок, изучения их «бизнесовой» составляющей, налоговики будут постоянно задавать вопросы: «Почему компания выбрала именно этого посредника, а не другого?», «Почему посредник. А не производитель?», «Почему скидку такую предоставили?», «По какой причине продали ниже закупочной цены?», чтобы поставить под сомнение наличие деловой цели и доначислить компании налоги, пени, штрафы.

А значит, у компании должен быть «пакет» объяснений на каждую сделку и операцию, обосновывающих наличие деловой цели.

Это могут быть расчеты по финансовым результатам сделки, деловая переписка с контрагентом, записи переговоров в преддверии заключения сделки.

И второй момент. Хотя налоговики утверждают, что теперь отслеживать добросовестность своего контрагента компания не обязана, это отнюдь не так. Напротив, после принятия закона надо будет еще более тщательно проверять своих контрагентов – действующих и потенциальных – чтобы на 100% убедиться, что он располагает материальными и производственными ресурсами для того чтобы приобрести, произвести, хранить, доставить товар и т.д.

К сожалению, в настоящее время нет информации о том, как налоговые органы будут реализовывать эти полномочия, какие документы инспекторы будут запрашивать по тем или иным сделкам.

Полагаем, что в ближайшее время новый регламент по проведению проверок все же появится. Мы будем следить за новостями, и обязательно расскажем, как подготовиться к проверке в свете нового закона 163-ФЗ и какие документы подготовить в обоснование тех или иных операций.

А если ничего не делать?

ИФНС доначислит налоги, пени и штрафы, и суды будут на стороне инспекции

Налоговики снимут расходы и вычеты НДС по всем сделкам, в которых не усмотрят наличие деловой цели. А дальше будет суд. С учетом того, что сейчас 84% налоговых дел рассматриваются в пользу ИФНС, компания сразу может распрощаться со своим деньгами.

Таким образом, теперь при подготовке к сделкам (особенно, крупным), надо «стелить соломку» везде: снизу, сверху, сбоку и даже поперек. Необходимо все больше и больше «обелять» свой бизнес – чтобы он выглядел таковым в глазах налоговой.

Доверить этот вопрос можно только той компании, которая имеет богатый опыт в ведении налогового и бухгалтерского учета и сопровождении сложных сделок. 1С-WiseAdvice – именно такая компания.

В условиях ужесточения контроля особую роль играет миссия нашей компании:

  • работать в условиях средних показателей, уплачивать налоги по средней границе отрасли, чтобы не попадаться на глаза налоговым инспекторам;

  • грамотное дробление бизнеса, – для легального сокращения налогов и решения других бизнес-задач компании;

  • своевременные консультации наших экспертов о том, как избежать ситуаций, по которым налоговые могут привлечь компанию за несоблюдение ст. 54.1 НК РФ.

Связаться с экспертом

Источник: https://1c-wiseadvice.ru/company/blog/v-nalogovom-kodekse-propisali-prezumptsiyu-vinovnosti-nalogoplatelshchikov-9000/

Налог на прибыль к уменьшению пояснения

Однако об этом обстоятельстве во избежание недоразумений лучше проинформировать налоговые органы, поскольку получить такую информацию им больше негде.

У организаций, уплачивающих торговый сбор, а также у организаций, производящих уплату налога за пределами РФ, сумма которого засчитывается в счет уплаты налога на прибыль, аванс/налог считаются несколько иначе.

3.2 ст. 76 НК РФ). При этом отсутствие данных для включения в отчет может быть вполне обоснованным для лиц:

  1. осуществляющих сезонные работы, приходящиеся на середину отчетного года.
  2. прекративших деятельность в году, предшествующем отчетному;
  3. не начавших деятельности;

Но в каждом конкретном случае лучше совершить упреждающие действия (сдать нулевую отчетность или дать письменные пояснения по сложившейся ситуации), чем создавать ту неопределенность, которая вызовет вопросы у налоговой и может привести к нежелательной ее реакции.

Если по данным ИФНС выплаты доходов могли иметь место, то для работодателя появится не только риск привлечения к ответственности за непредставление отчета 6-НДФЛ (п. 1.2 ст. 126 НК РФ), но и опасность блокирования расчетного счета (п.

Способы, уменьшающие налог на прибыль

Но одна часть из них требует дополнительных затрат, другая — определенных знаний.

В некоторых случаях уменьшение налога возможно лишь при наличии надежного партнера, который сможет в нужный момент принять определенную часть перечисляемых средств.Для данного метода как раз и понадобится проверенный контрагент, пользующийся «упрощенкой». Перед заключением договора на аренду ему перечисляется определенная часть средств. Далее используются арендные платежи, способствующие снижению налога.

Но нужно, чтобы в этих платежах стояла немного завышенная сумма амортизационных отчислений.Для большего эффекта можно отдать арендодателю средства, по которым истек срок амортизации. Таким образом можно добиться существенного снижения налога на имущество.

При этом компания контрагента вообще не платит налог, так как она полностью освобождена от него.

Налог на прибыль (по фактической прибыли) за март 2019 г.

Годовая сумма налога определяется следующим образом: Сумма налога за год, подлежащая доплате в бюджет (стр.270 + стр.271 Листа 02 Декларации за год) = Сумма налога за год (стр.180 Листа 02 Декларации за год) – Сумма аванса за январь-ноябрь (стр.210 Листа 02 Декларации за год = стр.180 Листа 02 Декларации за январь-ноябрь) Кстати, если авансовый платеж/налог за текущий отчетный период/год получился меньше, чем сумма авансовых платежей за предыдущие отчетные периоды, то в бюджет ничего платить не нужно ().

Такое возможно, например, при получении убытка. Обратите внимание, что мы привели общие формулы расчета аванса/налога.

Изменения по налогу на прибыль – 2019

Так вот теперь в НК РФ уточнены наименования таких организаций и самих образовательных программ, при обучении по которым работодатель сможет признать расходы на учебу работника для целей налога на прибыль.

У организаций, уплачивающих торговый сбор, а также у организаций, производящих уплату налога за пределами РФ, сумма которого засчитывается в счет уплаты налога на прибыль, аванс/налог считаются несколько иначе. В соответствии с поправками, кстати, сотрудники могут проходить обучение и в научной организации (, п. 3 ст. 264 НК РФ). Кроме того, компании смогут признавать в расходах издержки, возникшие у них после заключения с учебным заведением договора о сетевой форме реализации образовательных программ ().

Такой договор предполагает, что организация предоставляет свои мощности (помещения, оборудование и т.д.) для обучающихся в ходе учебного процесса. В части ускоренной амортизации в НК по сути внесено 2 изменения: повышающий коэффициент амортизации не более 2 нельзя применять к нежилым

Налог на прибыль (по фактической прибыли) за январь 2019 г.

Годовая сумма налога определяется следующим образом: Сумма налога за год, подлежащая доплате в бюджет (стр.270 + стр.271 Листа 02 Декларации за год) = Сумма налога за год (стр.180 Листа 02 Декларации за год) – Сумма аванса за январь-ноябрь (стр.210 Листа 02 Декларации за год = стр.180 Листа 02 Декларации за январь-ноябрь) Кстати, если авансовый платеж/налог за текущий отчетный период/год получился меньше, чем сумма авансовых платежей за предыдущие отчетные периоды, то в бюджет ничего платить не нужно ().

Такое возможно, например, при получении убытка. Обратите внимание, что мы привели общие формулы расчета аванса/налога. У организаций, уплачивающих торговый сбор, а также у организаций, производящих уплату налога за пределами РФ, сумма которого засчитывается в счет уплаты налога на прибыль, аванс/налог считаются несколько иначе.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *