Указ президента о банкротстве предприятий

Этот пост – часть юридического справочника о правовых последствиях эпидемии коронавируса, подготовленного юристами коллегии адвокатов Delcredere. Материал приведен по состоянию на 23 апреля. В другие части справочника можно пройти через оглавление, расположенное по этой .

МОРАТОРИЙ НА БАНКРОТСТВО

Вступил в силу Федеральный закон от 01.04.2020 № 98-ФЗ, направленный на минимизацию экономических потерь от падения цен на нефть и эпидемии коронавируса. Среди положений закона – введение моратория на банкротство.

Что означает «мораторий на банкротство»?

«Мораторий на банкротство» – это запрет на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов. В период действия моратория все заявления (в том числе от налоговых органов) будут возвращаться судом, даже если были поданы, но не рассмотрены, до введения моратория. Суд не исследует, связана ли задолженность перед кредитором с событием, которое послужило основанием для введения моратория. Все заявления к должнику, на которого распространяется мораторий, возвращаются судом автоматически (ответ на вопрос № 9, данный в Обзоре судебной практики, утвержденном Президиумом Верховного Суда 21.04.2020).

При этом возбуждение дела о банкротстве по заявлению должника остается возможным.

Какие иные последствия предусмотрены мораторием?

Помимо запрета на принятие заявлений о банкротстве во время моратория:

1. Запрещается публикация уведомлений о намерении обратиться с заявлением о признании должника банкротом на «Федресурсе» (такое уведомление необходимо, что зафиксировать первенство кредитора в деле о банкротстве);

2. Ранее опубликованные уведомления утрачивают силу;

3. Приостанавливается обязанность должника самостоятельно обратиться с заявлением о банкротстве; однако должник вправе подать такое заявление добровольно.

4. Запрещается:

(1) выплата действительной стоимости доли участнику должника, выкуп или приобретение размещенных акций должника;

(2) зачет требований в отношении должника, если нарушается банкротная очередность исполнения обязательств;

(3) изъятие имущества у должника-унитарного предприятия;

(4) выплата дивидендов (распределение прибыли);

(5) начисление неустоек и штрафов на задолженность должника.

Мораторий влияет только на банкротный процесс?

Мораторий распространяет свое действие не только непосредственно на банкротный процесс, но и на действия вне рамок дела о банкротстве:

1. Не допускается обращение взыскания на заложенное имущество должника, в том числе во внесудебном порядке.

2. Приостанавливаются исполнительное производство, однако аресты не снимаются.

В ответе на вопрос № 10, данном в Обзоре судебной практики, утвержденном Президиумом Верховного Суда 21.04.2020, указано, что мораторий на банкротство не влияет на общеисковое производство, поэтому суды могут рассматривать дела по обычным искам и выдавать исполнительные листы.

Хотя в законе и указано, что мораторий на банкротство приостанавливает исполнительное производство, наложенные в ходе исполнительного производства аресты не снимаются. В связи с этим Верховный Суд делает вывод, что суды вправе выдавать исполнительные листы, а судебные приставы смогут применять в ходе исполнительного производства аресты в качестве исполнительного действия (ст. 64 Закона об исполнительном производстве).

Подход Верховного Суда согласуется с положениями ч. 6 ст. 45 Закона об исполнительном производстве о том, что приостановление исполнительного производства препятствует только применению мер принудительного исполнения, а не исполнительных действий. В связи с этим выдача исполнительного листа судом во время моратория на банкротство оправдана.

Существует ли мораторий на взыскание долгов и штрафов?

В настоящий момент закон не запрещает кредиторам обращаться в суд для взыскания долгов и штрафов. Какие-либо законопроекты, предполагающие такой запрет, также отсутствуют.

Мораторий на банкротство уже действует?

В соответствии с новой ст. 9.1 Закона о банкротстве, для введения моратория требуется акт Правительства. Постановлением Правительства от 03.04.2020 № 428, вступившим в силу со дня опубликования, был введен мораторий на банкротство. Таким образом, да, мораторий уже действует.

На какой срок вводится мораторий?

Мораторий был введен на 6 месяцев. Т.е. до 03.10.2020 включительно.

Норма о введении моратория на банкротство распространяется только на текущий кризис, вызванный коронавирусом?

Нет, статья 9.1 Закона о банкротстве, дает право Правительству вводить мораторий на возбуждение дел о банкротстве в исключительных случаях и не ограничена в действии по времени.

То есть возможны ситуации, когда мораторий будет введен и после ликвидации последствий распространения коронавируса.

Мораторий на банкротство будет введен для всех экономических субъектов?

Нет. Правительство определило круг субъектов, на которых распространен мораторий. Это (1) юридические лица и ИП, которые осуществляют деятельность соответствующие списку кодов ОКВЭД, утвержденных специальной правительственной комиссией; (2) организации, которые включены в перечень системообразующих организаций, который утверждается той же комиссией; (3) организации, включенные в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Указом Президента от 4 августа 2004 г. № 1009.

Описанные перечни опубликованы на сайте ФНС России. Проверить, попала ли организация под мораторий, можно с помощью специального сервиса ФНС России.

Распространяется ли мораторий на банкротство физических лиц?

В текущей версии Постановления Правительства речь идет только об индивидуальных предпринимателях с определенным кодом ОКВЭД.

Последствия моратория, например, запрет на выплату дивидендов, действуют автоматически для всех компаний, попавших в списки Правительства?

Согласно Постановлению Правительства от 03.04.2020 № 428 мораторий распространяется на системообразующие организации и стратегические предприятия, среди которых – крупнейшие публичные и непубличные компании в России. При этом по условиям моратория, должники не вправе выплачивать дивиденды акционерам или распределять прибыль между участниками.

Возникает вопрос: действуют ли данные ограничения автоматически для всех компаний, попавших в списки системообразующих организаций и стратегических предприятий?

В силу п. 3 ст. 9.1 Закона о банкротстве, ограничения на выплату дивидендов или распределение прибыли действует в отношении должников, на которых распространяется мораторий на банкротство. Т.е. для того, чтобы ограничения действовали, нужно чтобы было выполнено сразу два условия: (1) на организацию должен распространяться мораторий, и (2) организация должна быть должником по смыслу Закона о банкротстве.

Согласно абз. 3 ст. 2 Закона о банкротстве, должник – это, в частности, юридическое лицо, оказавшееся неспособными удовлетворить требования кредиторов в течение срока, установленного Законом о банкротстве. При этом в соответствии с п. 2 ст. 3 Закона о банкротстве, юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов, если соответствующие обязательства не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

Таким образом, юридическое лицо, которое не имеет задолженности, просроченной больше чем на три месяца, не является должником по смыслу Закона о банкротстве, и на него не распространяются ограничения, обусловленные мораторием на банкротство.

Однако, даже если лицо формально и является должником, полагаем, возможны ситуации, когда ограничения, связанные с мораторием, также не распространяются на компанию.

Цель моратория, как следует из п. 1 ст. 9.1 Закона о банкротстве, — защитить должников, пострадавших в результате обстоятельств, служащих основанием для введения моратория. Ограничения в отношении компаний, которые попали под мораторий, по существу, распространяют на должников тот режим, который действует во время процедуры наблюдения. Таким образом, мораторий блокирует подачу заявления о признании должников банкротом, но компенсирует это тем, что в силу закона наступает большая часть тех последствий, которые наступили бы, если бы такое заявление было подано и процедура наблюдения была бы введена.

Тем не менее, применение данного правового режима не будет оправданным, если на протяжении моратория отсутствуют признаки банкротства должника, предусмотренные п. 2 ст. 3 Закона о банкротстве и/или у кредитора не возникло право на обращение в суд, т.к. задолженность не «просужена» (ст. 7 Закона о банкротстве), а также если дело о банкротстве в принципе не может быть возбуждено, т.к. задолженность не превысила 300 000 руб. (ст. 6 Закона о банкротстве). Иными словами, если бы и без моратория в отношении должника не было бы введено наблюдение.

Цель закона – с помощью моратория улучшить, а не ухудшить положение должника. Поэтому, если компания докажет, что на протяжении действия моратория признаки банкротства отсутствовали, или дело о банкротстве не могло быть возбуждено, применение ограничений на выплату дивидендов (распределение прибыли) следует признать необоснованным.

Кроме того, следует иметь в виду, что 17.04.2020 Государственная Дума приняла (1) в третьем чтении закон о поправках в ст. 9.1. Закона о банкротстве. Теперь должники смогут прямо отказаться от моратория на банкротство, для этого нужно будет внести соответствующее уведомление в ЕФРСБ.

Каким образом мораторий влияет на «период подозрительности»?

Если дело о банкротстве будет возбуждено в первые три месяца после прекращения моратория, будут действовать специальные правила для расчета сроков для определения подозрительности сделок, оспариваемых по банкротным основаниям.

Так, для целей применения статей 61.2, 61.3 Закона о банкротстве период исчисляется с даты введения моратория, включает в себя период до моратория, период моратория, а также год после окончания моратория, но не позднее, чем дата возбуждения дела о банкротстве.

То есть, закон удлиняет период подозрительности на период моратория, плюс год после его окончания.

Каким образом будет определяться размер субсидиарной ответственности руководителя должника при условии, что на период моратория он не обязан подавать заявление о признании должника банкротом?

Закон не содержит на этот счет никаких разъяснений. Мы полагаем, что по аналогии с увеличением сроков подозрительности сделок суды будут определять срок, когда руководитель должника должен был подать такое заявление, с момента окончания моратория.

Появляются ли новые основания для оспаривания сделок должников, которые попали под мораторий?

Если через три месяца после окончания моратория будет возбуждено дело о банкротстве, то будут признаны ничтожными сделки должника по передаче имущества и принятию обязательств, совершенные в период моратория (за исключением сделок, совершенных в связи с обычной хозяйственной деятельностью и сделок с имуществом, цена которого не превышает 1% стоимости активов должника).

17.04.2020 Государственная Дума приняла (2) в третьем чтении закон о поправках в ст. 9.1. Закона о банкротстве. Приведенное правило о признании сделок недействительными планируется убрать из закона. Тем не менее, нельзя исключать, что это правило будет применяться к сделкам, совершенным между 03.04.2020 и датой вступления изменений в силу.

Каким образом в период моратория проводятся собрания кредиторов по уже возбужденным делам о банкротстве?

Закон предусматривает возможность удаленного участия кредиторов в собрании. На период моратория кредитор может осуществить свое право на участие в собрании путем направления заполненного бюллетеня по адресу и в сроки, которые указаны в сообщении о проведении собрания.

Во избежание ситуации, при которой арбитражный управляющий направит разным кредиторам разные бюллетени, рекомендуем делать нотариальные копии полученных от управляющего документов.

Можно ли изменить сведения о деятельности компании таким образом, чтобы попасть в перечень экономических субъектов, в отношении которых введен мораторий?

Постановлением Правительства от 03.04.2020 № 428 установлено, что код ОКВЭД должен содержаться в ЕГРЮЛ по состоянию на 01.03.2020. В связи с этим последующее внесение сведений в ЕГРЮЛ не повлияет на введение моратория.

Кроме того, полагаем, что вопрос о том, законно ли распространение моратория на то или иное лицо, будет отдельно исследоваться судами. Например, в ситуации, при которой мораторий распространяется на авиаперевозчиков, суд в каждом конкретном деле будет анализировать, занимается ли та или иная организация непосредственно авиаперевозками.

Какие действия может предпринять кредитор в период действия моратория?

Кредитор может:

1. Проанализировать дебиторскую задолженность;

2. Обратиться в суд для взыскания просроченных долгов в общеисковом порядке;

3. Отслеживать данные «Федресурса», чтобы не пропустить дело о банкротстве, возбужденное по инициативе должника.

Какие действия может предпринять должник в период действия моратория?

В случае, если у лица имеются признаки несостоятельности, стоит разработать план выхода из кризисной ситуации, который послужит одной из гарантий против привлечения руководителя должника к субсидиарной ответственности. Также следует подробно документировать все действия, которые предприняла организация в период моратория для избежания банкротсва.

Усовершенствованы нормы о субсидиарной ответственности при банкротстве и деятельности СРО арбитражных управляющих.

Так, уточнены основания возникновения субсидиарной ответственности и понятие контролирующего должника лица. Четко очерчен круг лиц, имеющих право на подачу заявления о привлечении к субсидиарной ответственности. Конкретизированы права и обязанности лица, привлекаемого к субсидиарной ответственности. Прописан порядок рассмотрения заявления о привлечении к субсидиарной ответственности в деле о банкротстве и вне рамок этого дела.

Детализирована процедура распределения между кредиторами прав требования, полученных в результате привлечения к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц. Также им предоставлено право выбора одного из видов удовлетворения требований.

Предусмотрены нормы, материально стимулирующие арбитражных управляющих добиваться результативного привлечения к субсидиарной ответственности в виде реального возмещения ущерба кредиторам.

Что касается совершенствования деятельности СРО арбитражных управляющих, на них возложены дополнительные обязанности. Они должны разработать и установить порядок проведения процедуры выбора и критерии выбора кандидатуры арбитражного управляющего, а также порядок и критерии определения добросовестности, компетентности и независимости арбитражного управляющего. Указанная информация по процедуре выбора кандидатуры арбитражного управляющего должна быть размещена на сайте СРО.

Введена административная ответственность СРО арбитражных управляющих за неисполнение требований законодательства о несостоятельности (банкротстве).

Также прописан порядок реорганизации СРО.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, кроме отдельных положений, для которых предусмотрен иной срок введения в действие.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *