Указ президента 385

Подпункт «б» пункта 4 критериев (требований), которым в соответствии с Федеральным законом «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» должны соответствовать уполномоченные банки и банки, которые имеют право на открытие счетов эскроу для расчетов по договорам участия в долевом строительстве, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2018 г. N 697 «Об утверждении критериев (требований), которым в соответствии с Федеральным законом «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» должны соответствовать уполномоченные банки и банки, которые имеют право на открытие счетов эскроу для расчетов по договорам участия в долевом строительстве» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 27, ст. 4066), изложить в следующей редакции:

УКАЗ

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О мерах по реализации демографической политики
Российской Федерации

В целях совершенствования демографической политики Российской Федерации постановляю:

1. Правительству Российской Федерации:

a) обеспечить повышение к 2018 году суммарного коэффициента рождаемости до 1,753;

б) обеспечить увеличение к 2018 году ожидаемой продолжительности жизни в Российской Федерации до 74 лет;

в) осуществлять начиная с 2013 года софинансирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при назначении выплаты, предусмотренной пунктом 2 настоящего Указа, в тех субъектах Российской Федерации, в которых сложилась неблагоприятная демографическая ситуация и величина суммарного коэффициента рождаемости не превышает 2. Софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, осуществлять с 1 января 2019 г. независимо от величины суммарного коэффициента рождаемости в этих субъектах Российской Федерации. Софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, входящих в состав Уральского и Сибирского федеральных округов, осуществлять с 1 января 2020 г. независимо от величины суммарного коэффициента рождаемости в этих субъектах Российской Федерации; (В редакции указов Президента Российской Федерации от 18.10.2017 № 487, от 20.03.2019 № 116, от 25.11.2019 № 570 — вступает в силу с 1 января 2020 г.)

г) определить до 1 августа 2012 г. перечень субъектов Российской Федерации, в отношении которых будет осуществляться софинансирование расходных обязательств, предусмотренных подпунктом «в» настоящего пункта;

д) определить до 1 ноября 2012 г. объем средств для софинансирования расходных обязательств субъекта Российской Федерации, исходя из уровня его расчетной бюджетной обеспеченности, до 90 процентов от необходимых в 2013 году средств с постепенным увеличением собственных средств субъекта Российской Федерации до 50 процентов к 2018 году, а также утвердить правила софинансирования расходных обязательств, предусмотренных подпунктом «в» настоящего пункта. Начиная с 2019 года определять объем средств для софинансирования расходных обязательств субъекта Российской Федерации, исходя из предельных уровней софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, утверждаемых Правительством Российской Федерации; (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 09.11.2018 № 641 — вступает в силу с 1 января 2019 г.)

е) обеспечить реализацию мер, направленных на совершенствование миграционной политики, включая содействие миграции в целях обучения и осуществления преподавательской и научной деятельности, участие Российской Федерации в программах гуманитарной миграции, а также разработку и реализацию программ социальной адаптации и интеграции мигрантов.

2. Рекомендовать высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации установить до 1 июля 2012 г. нуждающимся в поддержке семьям ежемесячную денежную выплату в размере определенного в субъекте Российской Федерации прожиточного минимума для детей, назначаемую в случае рождения после 31 декабря 2012 г. третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет.

3. Правительству Российской Федерации и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

a) принять меры, направленные на создание условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью, а также на организацию профессионального обучения (переобучения) женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;

б) предусмотреть при формировании соответственно федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, а также на последующие годы бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий, предусмотренных настоящим Указом.

4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Сноска. Утратил силу Указом Президента РК от 01.03.2016 № 205.

ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Внести в Указ Президента Республики Казахстан от 7 декабря 2010 года № 1118 «Об утверждении Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы» (САПП Республики Казахстан, 2011 г., № 5, ст. 49) следующие изменения и дополнения:
в Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011 — 2020 годы, утвержденной вышеназванным Указом:
в разделе «1. Паспорт Программы»:
в программных целях:
абзац пятый изложить в следующей редакции:
«удовлетворение потребности населения в качественных услугах организаций дошкольного воспитания и обучения;»;
в задачах:
абзац шестой изложить в следующей редакции:
«обеспечение до 2015 года полного охвата детей 5-6-летнего возраста предшкольной подготовкой;»;
абзац седьмой исключить;
дополнить абзацами следующего содержания:
«обеспечение равного доступа детей к различным программам дошкольного воспитания и обучения для их подготовки к школе;
увеличение вариативной сети дошкольных организаций с учетом демографической ситуации в республике и образовательных потребностей населения;
создание необходимых финансово-экономических условий для решения проблем дефицита дошкольных организаций;
осуществление полного обеспечения дошкольных организаций квалифицированными кадрами и постоянное повышение их квалификации;
развитие инклюзивного образования (оснащение дошкольных организаций пандусами, подъездами, подъемниками, лифтами и др.);
обновление содержания воспитания и обучения за счет внедрения новых методик и технологий обучения;»;
в целевых индикаторах:
абзац шестой «100 % детей в возрасте с 3 до 6 лет обеспечены дошкольным воспитанием и обучением;» изложить в следующей редакции:
«в 2020 году будет обеспечен 100 % охват детей в возрасте от 3 до 6 лет дошкольным воспитанием и обучением;»;
в разделе «3. Анализ текущей ситуации»:
параграф «Дошкольное воспитание и обучение» изложить в следующей редакции:
«Дошкольное воспитание и обучение
До обретения независимости Казахстан обладал самой лучшей в Центральной Азии системой образования, которая охватывала около 70 % детей до 7 лет.
В 1991 году существовали 8 743 детских сада, более половины (4 868) которых были приватизированы в период «оптимизации», часть зданий детских садов была заброшена, претерпела разрушение. В целом, до 2000-го года количество детских садов в республике уменьшилось до 1 144.
На 1 января 2013 года в республике функционируют 8 590 дошкольных организаций, их посещают 644,3 тыс. детей.
С учетом международного опыта (Германия, Япония и др.), а также с целью обеспечения большего охвата детей дошкольным воспитанием и обучением активно открываются мини-центры (мини-центры — 63,5 %, детские сады — 36,4 %).
Законодательством Республики Казахстан в соответствии с основополагающими международными документами в области образования предусматривается принцип равных прав на образование для детей с ограниченными возможностями в развитии.
В республике осуществляется инклюзивное образование в 166 детских садах для 2 375 детей, что составляет 14 % от общего количества выявленных детей с ограниченными возможностями.
Кроме того, функционируют 39 специальных детских садов и 315 специальных групп в детских садах общего назначения для детей с ограниченными возможностями в развитии. Их контингент составляет в детских садах 4 945 детей, в спецгруппах — 5 879.
Для детей с ограниченными возможностями, не имеющими возможности посещать специальные дошкольные организации, предусмотрено оказание коррекционно-педагогической поддержки в реабилитационных центрах, кабинетах психолого-педагогической коррекции (далее — КППК).
В 129 действующих КППК республики обслуживаются дети, в основном, дошкольного возраста. Из 43 811 детей с ограниченными возможностями в развитии 15 244 ребенка охвачены дошкольным воспитанием.
За три года с 2010-2014 годы число дошкольных организаций увеличилось более чем на 4 тыс. единицы (1 211 детских садов и 2 811 мини-центров) на 288,3 тыс. мест за счет строительства, открытия частных детских садов и других способов ввода, таких как возврат ранее приватизированных зданий детских садов, приспособление пустующих, открытие на 1-х этажах жилых комплексов.
Охват детей дошкольными организациями с 2010 года вырос на 16,5 % и составил 71,5 %.
Вместе с тем, остается актуальной проблема недостаточности дошкольных организаций в стране. Потребность в организованном дошкольном воспитании и обучении наблюдалась во всех регионах.
С 2010 года число ожидающих места в детских садах выросло на 34,9 тыс. детей и в настоящее время составляет 406,6 тыс. детей, из них 196,6 тыс. в возрасте от 3-6 лет зарегистрированы на получение места в дошкольной организации.
Демографические процессы в стране — один из определяющих факторов роста очереди на получение мест в дошкольных организациях республики.
Анализ рождаемости детей в Казахстане за последние 20 лет показывает: с 1990 по 1999 годы произошло снижение рождаемости, а с 2000 до 2013 года — рост рождаемости, в среднем, на 13 тыс. человек, что обусловит в последующем увеличение очередности на места в дошкольных организациях на 5-7 % в год.
В 2013 году наибольшее число детей родилось в городе Астане (4 978), Алматинской (11 254) и Южно-Казахстанской областях (20 448). Естественный прирост населения в целом по республике за этот же период составляет 2 716 человек.
В связи с чем возможно возникновение рисков, связанных с демографическими процессами, которые могут препятствовать достижению цели.
При положительной динамике демографических процессов число населенных пунктов, в которых возникнет или возрастет потребность в дошкольных организациях, увеличится.
Для снижения уровня риска при ежегодных уточнениях показателей роста охвата детей и финансирования открытия дошкольных организаций необходимо активизировать механизм размещения государственного образовательного заказа в дошкольных организациях и развитие государственно-частного партнерства.
В целях обновления содержания дошкольного образования проведен анализ международного и лучшего отечественного опыта дошкольного образования.
Это позволило выявить следующие проблемы: несоответствие используемых методов и форм работы с детьми требованиям современности, где не всегда учитывались познавательные интересы детей, их любознательность и самостоятельность. Кроме того, выявлено отсутствие системности во внедрении технологий в дошкольном образовании. В связи с чем, содержание действующих программ и учебно-методических комплексов требует обновления согласно Государственному общеобязательному стандарту образования (далее — ГОСО).
С учетом значимости и актуальности развития дошкольного уровня в рамках проекта Организации экономического сотрудничества и развития (далее — ОЭСР) ведутся исследования по раннему развитию детей.
В настоящее время Министерством совместно с местными исполнительными органами проводятся мероприятия по развитию различных форм развития детей, в том числе раннего возраста:
1) расширение сети всех видов и типов дошкольных организаций;
2) обеспечение образовательными услугами родителей через расширение сети консультативных пунктов, создание телевещательных программ для родителей, обучающих сайтов, обеспечение семьям доступа к интернет-ресурсам;
3) программно-методическое обновление содержания системы дошкольного образования, в том числе по раннему развитию детей;
4) организация фундаментальных и прикладных научно-исследовательских работ по раннему развитию детей.
В Казахстане в настоящее время основополагающей ролью дошкольного образования при переходе на 12-летнее образование является создание условий для безболезненного перехода ребенка-дошкольника из детского сада в начальную школу, т.е. преемственность и непрерывность образования детей дошкольного возраста.
Мировая практика показывает, что наиболее благоприятным возрастом для подготовки к обучению в школе является период развития ребенка с 3 до 6 лет. Так, во Франции дошкольное образование не является обязательным, но практически все дети с 3 до 6 лет посещают детский сад. Аналогичная ситуация в Германии, Канаде, Венгрии, Англии. В Дании структура дошкольного воспитания и обучения схожа с казахстанской: ясли — для детей от полугода до 3 лет, детские сады — от 3 до 6-7 лет.
Учитывая мировые тенденции и переход системы образования на 12-летнее обучение, необходимо обеспечить подготовку детей к обучению в школе с 3-х до 6 лет.
Для обеспечения преемственности семейного и общественного воспитания в республике функционируют 1 046 консультационных пунктов для родителей.
Послание Президента страны народу предусматривает воспитание человека нового формата с новой культурой и миссией, владеющего тремя языками (государственным, русским, как языком межнационального согласия и общения, иностранным языком).
Воспитательно-образовательный процесс осуществляется на казахском языке в 1 867 (59,6 %) детских садах и 3 780 (69,2 %) мини-центрах с общим контингентом 340,4 тысяч детей.
В 310 (9,9 %) детских садах и 1 682 (29,8 %) мини-центрах воспитываются 92,1 тысяч детей на русском языке, в 948 (30,3 %) детских садах — 211,5 тысяч детей на русском и казахском языках, 267 детей в 3 (0,1 %) детских садах — на узбекском языке.
Возросший статус государственного языка способствует росту числа детей некоренной национальности в дошкольных организациях с казахским языком воспитания и обучения. Сегодня в них воспитывается более 93 тысяч детей русской и других национальностей.
В современных условиях развитие системы дошкольного образования в значительной степени обусловлено тем, насколько эффективно осуществляется вопрос подготовки и переподготовки педагогических кадров.
По состоянию на 1 января 2013 года в дошкольных организациях республики трудятся 60 422 педагога (12 957 — педагоги мини-центров), в том числе молодых – 18 387.
Образовательный уровень: 58 % имеют высшее образование, при этом специальное дошкольное — 21,2 %, среднее специальное — 37,9 %, в том числе дошкольное – 53 %.
Доля педагогов, в том числе заведующих дошкольными организациями, методистов, дефектологов, логопедов, психологов и др., прошедших курсы повышения квалификации, составила 26,1 %.
Согласно Пошаговому плану ввода и открытия дошкольных организаций на 2014-2020 годы потребность в кадрах до 2020 года составит 25 607 человек (воспитателей – 14 952, психологов – 2 724, других специалистов – 4 894, руководителей – 3 037), которая будет обеспечена за счет выпускников колледжей (8 097 чел.) и вузов (37 200 чел.).
Анализ обеспеченности действующих дошкольных организаций педагогами (с дошкольным образованием) показывает, что, в основном, педагоги имеют высшее педагогическое образование не по профилю. При этом, данные педагоги имеют стаж работы 5 лет и более.
В акционерном обществе «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» (далее — АО «НЦПК «Өрлеу») до 2020 года планово будут охвачены краткосрочными курсами повышения квалификации 56 795 педагогов дошкольных организаций.
В дошкольных организациях предусмотрены 1,5 ставки медицинской сестры и 0,5 ставки диетической сестры на 8-9 групп и более. В организациях, выполняющих задачи по охране и укреплению физического и психического здоровья детей, имеющих кабинеты физиотерапии, предусматриваются по одной штатной единице должности врача.
Медицинское обслуживание детей дошкольного возраста в мини-центрах, группах кратковременного пребывания будет осуществляться в территориальных организациях первичной медико-санитарной помощи (далее — ПМСП).
С учетом изложенного можно выделить следующие сильные и слабые стороны.
Сильные стороны: реализация государственной программы позволит обеспечить полный охват детей 3-6 лет дошкольным образованием. Размещение государственного образовательного заказа в дошкольных организациях независимо от формы собственности продолжит вовлечение частного сектора в образовательную среду. Значительно расширится инклюзивное образование в дошкольных организациях (с 5 % до 15 %). Кроме того, улучшится качество содержания дошкольного образования, в том числе и кадрового состава. Программа будет способствовать трудоустройству более 120 тысяч человек (2014 год — 17,8 тыс. чел., 2015 год — 14,8 тыс. чел., 2016 год — 15,2 тыс. чел., 2017 год — 11,8 тыс. чел., 2018 год — 13 тыс. чел., 2019 год — 18,2 тыс. чел., 2020 год — 37,9 тыс. чел.).
Слабые стороны: увеличение сети дошкольных организаций, в основном, за счет альтернативной сети (мини-центры, приспособление пустующих зданий под открытие дошкольных организаций, открытие дошкольных организаций на 1-х этажах жилых комплексов и т.д.), а не за счет строительства типовых детских садов.»;
часть «Возможности» дополнить строками следующего содержания:
«обеспечение доступа к дошкольному воспитанию и обучению;
привлекательность профессии педагога;
обучение на протяжении всей деятельности, в том числе за рубежом, и развитие профессиональной компетентности.»;
часть «Угрозы» дополнить строками следующего содержания:
«низкая мотивация труда и непрестижность профессии педагога;
рост очередности на получение мест в дошкольных организациях и дефицита мест в связи с демографическими процессами (рост рождаемости) и миграционной ситуацией.;
в разделе «4. Цели, задачи, целевые индикаторы и показатели результатов реализации программы»:
строку седьмую части «Целевые индикаторы»:
«

охват детей в возрасте с 3 до 6 лет дошкольным воспитанием и обучением

40 % на 1 июля

74 %

100 %

»
изложить в следующей редакции:
«

охват дошкольным воспитанием и обучением детей в возрасте от 3 до 6 лет

40 % на 1 июля

77,7 %

100 %

«;
в части «Достижения задач будут измеряться следующими показателями:»;
строки двенадцатую, тринадцатую, четырнадцатую:
«

доля дошкольных мини-центров от общего числа дошкольных организаций

59,7 %

60 %

52,7 %

МИО,
МОН

доля детей 5-6 лет, охваченных предшкольной подготовкой

83 %

100 %

100 %

МИО,
МОН

доля частных детских садов от общего числа детских садов

10 %

не менее 12 %

не менее 15 %

МИО,
МОН

«;
изложить в следующей редакции:
«

доля дошкольных мини-центров от общего числа дошкольных организаций

59,7 %

60 %

52,7 %

МИО,
МОН

доля детей 5-6 лет, охваченных предшкольной подготовкой

83 %

100 %

100 %

МИО,
МОН

доля частных детских садов от общего числа детских садов

10 %

не менее 27 %

не менее 30 %

МИО,
МОН

«;
дополнить строками следующего содержания:
«

доля педагогических работников с высшей и первой квалификационными категориями

30,5 %

50 %

МИО,
МОН

доля дошкольных организаций с полиязычным обучением

15 %

50 %

МИО,
МОН

доля дошкольных организаций, создавших условия для инклюзивного образования

8,5 %

15 %

МИО,
МОН

доля педагогических работников, прошедших повышение квалификации от общего количества педагогов

29 %

50 %

МИО,
МОН

доля дошкольных организаций, участвующих в конкурсе по защите детских инновационных проектов (проектная деятельность, шашки, шахматы, здоровьесберегающие технологии и т.д.)

15,5 %

50 %

МИО,
МОН

«;
в разделе «5. Основные направления, пути достижения поставленных целей программы и соответствующие меры»:
в параграфе «Дошкольное воспитание и обучение»:
в части «Увеличение сети дошкольных организаций»:
абзац первый изложить в следующей редакции:
«В 2020 году будет развита сеть государственных и частных детских садов, обеспечивающая 100 % охват детей 3-6 лет дошкольным воспитанием и обучением.»;
абзац второй исключить;
в части «Обновление содержания, обеспечение кадрами»:
абзацы второй, третий изложить в следующей редакции:
«обновлены основные общеобразовательные учебные программы «Алғашқы қадам», «Зерек бала», «Біз мектепке барамыз», а также ряд альтернативных программ, таких как «Балбөбек», «Қайнар» и др.;
введено 480 408 мест, что обеспечит 100 % охват детей 3-6 лет дошкольным воспитанием и обучением;»;
в разделе «6. Этапы реализации программы»:
в части «В результате реализации Программы будут обеспечены следующие социально-экономические эффекты:»:
строку «к 2020 году:»
дополнить пунктом 1-1 следующего содержания:
«1-1. Обеспечение 100 % охватом детей в возрасте от 3 до 6 лет дошкольным воспитанием и обучением.”.
2. Настоящий Указ вводится в действие со дня его подписания.

Президент
Республики Казахстан Н. НАЗАРБАЕВ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *