Удельный вес по НДС

Содержание

Как доказать инспектору неумышленную высокую долю налоговых вычетов

Сданная предприятием декларация по НДС – это источник информации для налоговых органов о размере исчисленного налога и вычетов. При проверке инспекторы проверяют правильность заполнения, полноту расчетов, достоверность предоставленной информации.
Одним из показателей, отражаемым в налоговой декларации, который отслеживает налоговая – это удельный вес вычета. Для городов России ФНС установила безопасные значения для этого показателя. Среднестатистический по России порог удельного веса вычета НДС — 87.9%.
Инспекторы выделяют вниманием предприятия, указывающие высокий удельный вес вычетов, ведь это считается серьезным свидетельством того, что на предприятии слабая налоговая нагрузка.
И проблема становится поводом для направления в адрес организации требования о предоставлении объяснений, а затем и причиной назначения выездной проверки.
С целью снять с организации подозрения относительно законности и легальности операций, проводимых по бухгалтерскому и налоговому учету, рекомендуется оперативно предоставить инспекторам пояснительную записку о причине, спровоцировавшей повышение удельного веса.
Некоторые бухгалтеры действуют на опережение и, не дожидаясь требований из инспекции, прикладывают к каждой декларации по НДС письмо-справку об уровне удельного веса вычетов по НДС и указывают, какая доля вычетов по прибыли в организации за отчетный период, и дают необходимые пояснения.

Как рассчитать удельный вес вычетов по НДС в 2018 г

Удельный вес налоговых вычетов по НДС – показатель оценки состояния дел в организации.
Организации, которые не желают предоставлять в инспекцию информацию о причине снижения налоговой нагрузки, рискуют оказаться в списках получивших уведомление о назначении выездной проверки.
Если организация при сведении информации по налоговой нагрузке на предприятии оказалась в зоне риска по этому критерию, рекомендуется представить в налоговую пояснения о причинах сложившейся ситуации, не дожидаясь требований из инспекции.
Оценить риски поможет расчет удельного веса вычетов и сравнение с пороговым значением, утвержденным на 2018 год по региону, в котором работает организация.
Этот показатель представляет собой процент вычетов по НДС в сумме начисленного НДС. Для расчета требуется только два значения из декларации:

  1. Строчка 190 «НДС к вычету»;
  2. Строчка 110 «НДС начисленный».

Рассчитываем показатель: НДС к вычету / НДС начисленный * 100%.
Информативен показатель в динамике, то есть изменение значений показателя за два-три отчетных периода.
Проведя необходимые вычисления, узнаем, какой процент от начисленного НДС организация выставляет к вычету. Эту величину и сравнивают налоговики с пороговым значением, чтобы выявить степень налоговых рисков по НДС в организации.
Под пристальное внимание инспекторов мгновенно попадают организации с пороговым значением показателя выше утвержденного в регионе, в котором организация зарегистрирована.
Пример расчета удельного веса вычетов НДС для организации (г. Москва)
По информации из декларации за 1 квартал был начислен НДС в сумме 1000000 рублей.
Налоговый вычет за 1 квартал составил 900000 рублей.
Удельный вес вычетов НДС = 900000 / 1000000 * 100%=90%
Обратимся к справочной информации внутренней отчетности ФНС России (отчет по форме № 1-НДС).
На интересующую нас дату устанавливаем, что удельный вес налоговых вычетов по НДС в 2018 году (Москва) составляет 89,9%.
В нашем случае доля вычетов по НДС превышает 89%, пояснения для налоговой в этом случае пригодятся, так как это больше, чем пороговое значение для Москвы, значит организации грозит вызов в налоговую для дачи пояснений.
Если доля налоговых вычетов по НДС превышает 89%, что ответить в налоговую?

Высокая доля налоговых вычетов по НДС. Ответ в налоговую

После сдачи декларации по НДС из налоговой пришло требование дать пояснения по высокой доле вычетов по НДС? Пример объяснения легко найти в открытых источниках, но не стоит тратить время, потому что пояснительную документацию можно предоставить в произвольной форме.
Рекомендуется указать, что:

  • показатели, указанные в декларации верны, проверены повторно и утверждены в прежних значениях;
  • организация не допустила ошибок или неполного отражения информации, и предоставление уточненки не требуется;
  • организация предусмотрела мероприятия, чтобы в следующем отчетном периоде повысить указанные показатели и снизить долю налоговых вычетов по НДС.

Рекомендуется расшифровать и приложить к объяснительной записке расчет спорных значений показателей и документацию, подтверждающую информацию, предоставленную в документации.
Чтобы объяснить, почему у организации высокий удельный вес налоговых вычетов по НДС, пояснения (образец подходящий найти трудно, потому что причины у каждой организации индивидуальны) следует предоставить с приложением запрашиваемой документации в течение пяти банковских дней.
Не предоставив письменных объяснений по запрашиваемым инспекторами вопросам, предприниматель не несет ответственности перед законом.
Но своевременный ответ на требование налоговой в добровольном порядке избавит организацию от проблем с необоснованными штрафными санкциями, которые инспекторы на свое усмотрение начислят предприятию по спорным вопросам. К сожалению, в таких ситуациях спорные вопросы решаются не в пользу организации.
Конечно, налоговая инспекция оценивает налоговые риски компаний не по одному показателю, поэтому только превышение значений, установленных на основании информации статистики, не станет причиной проверки, но вот основанием для дополнительных требований инспекторов – обязательно.
Справедливо заметить, что, работая в рамках указанного показателя, предприниматель не застрахован от проверки со стороны налоговой.
Итак, руководителям организации стоит перед сдачей декларации проверить такой показатель, как доля налоговых вычетов по НДС, ведь превысив пороговое значение, спровоцируется живой интерес к компании со стороны проверяющих органов. Хотя, если бизнес компании носит законный и легальный характер, а сделки не имеют отношения к «компаниям-однодневкам», то и бухгалтеру, и директору нечего опасаться и имеется, что предоставить сотрудникам налоговой в качестве возражения на претензии.
Например, указать объективные причины высокого удельного веса налоговых вычетов по НДС, образец пояснения рассмотрим.

Как объяснить высокий удельный вес налоговых вычетов по НДС

Задача руководителя организации в случае высоких значений показателя удельного веса вычетов по НДС снизить риск включения предприятия в план выездных проверок, а значит − доказать, что причины этого имеют объективный характер.
В каждом конкретном случае организация приводит соответствующие периоду причины, почему доля налоговых вычетов превышает пороговое значение.
Как пояснить в налоговую высокий удельный вес вычетов по НДС? Рассмотрим пять причин, как образец пояснения в налоговую о высокой доле налоговых вычетов по НДС. Они могут пояснить возникновение такой ситуации в организации.

Причина 1. Фирма недавно только прошла регистрацию

Организации, чей бизнес только начинается, не имеют достаточного рынка сбыта, а вот расходов у «молодой» компании предостаточно. Например, счета-фактуры на оплату аренды офиса и склада, аванс за электроэнергию, подключение Интернета, телефона, закупка товара на склад для последующей перепродажи и т.д.
При таком раскладе затрат у организации много, а вот продажи еще не налажены и не приносят достаточного для покрытия расходов дохода.
В пояснениях для инспектора указываем в качестве причины повышения показателя: «В связи с началом предпринимательской деятельности затраты компании превышают ее доход. Для организации работы офиса и склада приобретено необходимое оборудование и мебель, а также оплачены услуги фирм, предоставляющих услуги связи. Внесены авансы для подключения компании к электроэнергии и отоплению. На склад поставлена продукция, реализация которой планируется на следующий квартал».
Как приложения предоставляем учредительную документацию, подтверждающую дату регистрации компании, а также все первичные документы с подтверждением перечисленных затрат: счета-фактуры, карточки бухгалтерских счетов, договоры, накладные, акты на предоставление услуг и т.д.

Причина 2. Пополнение склада товаров для последующей перепродажи

Например, руководителем организации издано распоряжение о затоваривании склада продукцией, которая в следующем квартале подорожает в закупке, поэтому купить товар заранее – значит приобрести дополнительную прибыль на разнице в цене. В итоге склад пополнится товарами, а в налоговом учете отразится высокий удельный вес вычетов.
В пояснениях указываем: «пополнение склада товарами для последующей его продажи в будущем периоде».
Прикладываем документы, подтверждающие достоверность предоставленной информации: карточки бухгалтерских счетов, подтверждающие оприходование и остатки товара на складе, копия договора на приобретение продукции, накладные.

Причина 3. Сезонность бизнеса

Объемы продаж некоторых видов товаров находятся в зависимости от сезонности, например, товары для зимней рыбалки или газонокосилки. Продажи таких товаров практически прекращаются вне предполагаемого для их использования сезона. Однако, расходы, например, на хранение и обслуживание склада, остаются. Поэтому вычеты получаются высокие.
В пояснениях указываем: «сезонность товара».
Прикладываем документы, подтверждающие наличие расходов и остатков на складе.

Причина 4. Позднее получение счетов-фактур от контрагентов

Принять к вычету счет-фактуру можно только по факту ее получения от контрагента. При получении оригинала счета-фактуры, организация регистрирует ее поступление по почте в специальном журнале.
Но, к сожалению, почта не всегда безупречна в качестве предоставляемых услуг, и корреспонденция «задерживается», а иногда и вовсе теряется. Неудивительно, что счета-фактуры поступают бухгалтерии организаций с задержкой.
В результате некоторые счета-фактуры мы принимаем к вычету в следующем за их выпиской налоговом периоде.
Законом предусматривается возможность заявить счет-фактуру в более поздний срок, достаточно при этом приложить пояснение с обоснованием подобных действий с Вашей стороны.
В пояснениях указываем: «принятие к вычету счетов-фактур, выписанных в предыдущем налогом периоде из-за задержки поступления указанной документации в организацию».
Прикладываем документы, подтверждающие достоверность предоставленной информации: выписку из журнала регистрации счетов-фактур, копию самого счета-фактуры, выписку из книги покупок об отсутствии проведения указанных счетов-фактур в предыдущий налоговый период.

Причина 5. Небольшая торговая наценка (при перепродаже) или маленькая добавленная стоимость (при производстве)

Рынок устанавливает уровень цен, выше которых организация не может установить цену реализуемых ею товаров. Поэтому, чтобы сохранить свои позиции на рынке, некоторые компании устанавливают на продукцию минимальные наценки и надбавки. При производстве может дополнительно возникнуть ситуация, когда сырье для производства закупается со ставкой НДС 10%, а реализация − 18%.
В пояснениях указываем: «маленькая торговая наценка с целью сохранения конкурентоспособности организации».
Прикладываем документацию, подтверждающую достоверность предоставленной информации: копии договоров на закупку товаров или сырья, накладные на закупку и отгрузку продукции.
Конечно, это только некоторые причины, которые будут приняты инспектором, как
пояснение в налоговую о высокой доле вычетов по НДС (образец: причина 1).

Интерес налоговых служб к организациям, которые демонстрируют отсутствие прибыли (убыточность), низкую налоговую нагрузку, высокую долю вычетов по НДС, объясняется подозрением на то, что такие предприятия могут быть представителями «фирм-однодневок» или вести прочую нелегальную деятельность. А некоторые недобросовестные налогоплательщики просто занижают налоговую базу.
Однако, инспекторы понимают, что указанные признаки, возможно являются причиной временных финансовых трудностей у компании, сезонности, особенностей ведения учета счетов-фактур и т.д.
Важно предоставить разумное пояснение в налоговую по НДС (образец: причина 1), превышение доли вычетов по НДС рекомендуется объяснить объективными причинами.
Если организация ведет реальный бизнес, платит налоги и соблюдает законодательство, то у руководителя нет причин уклоняться от предоставления в налоговую инспекцию дополнительных объяснений о причинах повышенного показателя удельного веса вычетов по НДС. Итак, если в организации высокая доля вычетов по НДС, пояснения (как написать, мы рассмотрели выше несколько вариантов) стоит предоставить в установленные налоговой инспекцией сроки, несмотря на отсутствие ответственности за не предоставление письменных объяснений.
Главное, чтобы это было сделано, а также были предоставлены подтверждающие документы. Вовремя предоставленная документация, возможно, обезопасит организацию от выездной проверки.

Инспекторы не вправе требовать пояснений о высокой доле вычетов НДС

На камералке по НДС инспекторы направили предпринимателю сообщение с требованием представить пояснения. Проверяющих интересовало, с чем связан постоянный рост и без того высокой доли вычетов — более 89 процентов. Вдобавок инспекторы предложили внести исправления в декларации по НДС за текущий и предыдущий годы. На подготовку пояснений ревизоры отвели предпринимателю пять рабочих дней (п. 3 ст. 88 НК РФ). А за непредставление пояснений пригрозили штрафом на сумму до 4000 руб. (ч. 1 ст. 19.4 КоАП).

Посчитав требования проверяющих незаконными, предприниматель оспорил их в суде (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 19 июня 2014 г. по делу № А78-9467/2013). Мы связались с представителем предпринимателя и узнали подробности спора.

Вы поясняете налоговикам высокую долю вычетов в декларации по НДС?

Источник: опрос на сайте glavbukh.ru

Аргументы предпринимателя

Наталья Салтанова, представитель налогоплательщика в суде

— Задача инспекторов на камералке — проверить правильность применения налоговых вычетов. Они могут запросить пояснения, только если обнаружат в декларации ошибки и противоречия (п. 3 ст. 88 НК РФ). В нашей отчетности ошибок не было. Сверхлимитная доля вычетов — один из критериев отбора для выездной проверки. Но это отдельное мероприятие налогового контроля, никак не связанное с камеральной проверкой. Следовательно, проверяющие требовали пояснений безосновательно. Судьи согласились, что предприниматель не обязан отвечать инспекторам.

Мнение проверяющих

Ольга Думинская, советник государственной гражданской службы РФ 2-го класса

— У компании или предпринимателя нагрузка по НДС считается низкой, если за несколько налоговых периодов подряд отношение суммы НДС, подлежащей вычету, к сумме исчисленной налоговой базы составляет 89 процентов и более (п. 3 Приложения № 2 к приказу ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@). Источником информации о таких показателях являются декларации по НДС. Инспекторы анализируют данные отчеты в ходе камеральной проверки. Соответственно, в рамках такого мероприятия налогоплательщика могут вызвать в инспекцию для дачи пояснений (подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ).

Читайте также: Безопасная доля вычетов по НДС

Совет от редакции

Лина Ставицкая, эксперт журнала «Главбух»

— По опросу, проведенному на сайте glavbukh.ru, лишь пятая часть коллег придерживается среднеотраслевой доли (см. диаграмму выше). Хотя это наиболее безопасный вариант. Ведь в таком случае и пояснения никто не потребует, и вероятность выездной проверки снижается.

Чтобы придерживаться доли, на практике некоторые коллеги просто переносят вычеты на следующие кварталы. Но это не всегда выгодно для компании — так можно лишиться отложенных вычетов вообще. Ведь в ФНС России против их переноса на будущее. Лучше использовать другие законные способы (подробнее о них читайте в статье «Просьбы инспектора, к которым лучше относиться с большой осторожностью»).

Если вы все же решите не снижать вычеты, то в пояснении можно сказать, что их сумма правильная, и привести расшифровку. А вот оставлять запросы налоговой без ответов не стоит. Компанию могут тогда взять на особый контроль.

Пояснительная записка о причинах высокого удельного веса налоговых вычетов

Добрый день!
Причины
высокой доли вычетов по НДС могут быть:
1. Уровень торг наложения небольшой (тогда и НДС исчисленный соответственно);
2. Разница в ставках НДС исчисленного (К примеру 10%) и предъявляемого к вычету (большая доля товаров, работ, услуг со ставкой 18%);
3. Большой объем закупленного в отчетном периоде товара (соответственно — НДС к вычету в том периоде, в котором товар оприходован + получены счет-фактуры );
4. Могли ввести ОС (высокая стоимость -НДС соответственно).
5. Отгрузили в отчетном периоде значительную часть товаров, работ, услуг (чем занимается Ваша организация) по ранее полученным предоплатам (соответственно НДС с авансов полученных к вычету);
6. к вычету НДС по товарам, работам, услугам. полученным ранее, но документы (счет-фактуры) получили позже (желательно иметь по ним подтверждение с датой получения (конверт со штампом почты и т.п.)…
Ну и на всякий случай, проверьте у себя:
1. Если совмещаете 2 режима (общий и ЕНВД), чтобы в вычеты не попали суммы, относящиеся к необлагаемому виду деятельности;
2. Также проверьте пропорцию (корректно ли определили по общехоз расходам — что в вычеты, а что из НДС учесть в расходах);
3. Если есть необлагаемые НДС операции в общем объеме отгрузки — чтобы входящий НДС частично (опять же с учетом пропорции) был включен в расходы, а не предъявлен к вычету.
4. Про наличие сч-фактур, которые внесли в книгу покупок — тоже помним.
Вот, в общих чертах, кратко то, на что можно в пояснительной записке сослаться.. Желательно, чтобы это все опиралось на Ваши цифры и документы….
Надеюсь — подсказка поможет. Удачи!

Вычет сумм налога на добавленную стоимость производится в полном объеме (ст. 107 НК РБ пункт 23):

  • по товарам (работам, услугам), при реализации которых обложение НДС осуществляется по ставке в размере ноль (0) процентов,
  • по товарам, при реализации которых обложение НДС по ставкам 10% , 9,09%;
  • у плательщиков, находящихся в процессе ликвидации (прекращения деятельности), а также в связи с прекращением предпринимательской деятельности, не связанной с ликвидацией субъекта, в соответствии с законодательством;
  • по товарам, освобождаемым от налога на добавленную стоимость в соответствии с подпунктом 1.44 пункта 1 статьи 94 настоящего Кодекса***;
  • по основным средствам и нематериальным активам, по которым на начало налогового периода имеются суммы НДС, не принятые к вычету в прошлом налоговом периоде, если такие суммы налога на добавленную стоимость в текущем налоговом периоде принимаются к вычету равными долями в соответствии с частью третьей пункта 7 ст.107;
  • по товарам, отгруженным покупателям — иностранным организациям и (или) физическим лицам с мест хранения на территории иностранных государств и (или) с выставок-ярмарок, проводимых на территории иностранных государств, если такие товары были вывезены с территории Республики Беларусь в соответствии с таможенной процедурой экспорта, договоры заключены плательщиком с покупателями — иностранными организациями и (или) физическими лицами после вывоза товаров с территории Республики Беларусь.

*** Согласно подпункту 1.44 пункта 1 статьи 94 НК освобождаются от налога на добавленную стоимость обороты по реализации на территории Республики Беларусь товаров собственного производства продавцом — налоговым резидентом Республики Беларусь согласно договору купли-продажи с лизингодателем — налоговым резидентом Республики Беларусь, приобретающим данные товары в собственность для их последующей передачи по договору международного лизинга за пределы Республики Беларусь с правом выкупа.

Документы, подтверждающие отражение оборота в декларации смотрите в этой статье

Расчет удельного веса вычетов (НК РБ ст. 107 пункт 24)

При реализации плательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, налоговые вычеты по которым производятся в различном порядке, распределение общей суммы налоговых вычетов плательщика по товарам (работам, услугам), имущественным правам между этими оборотами производится двумя методами (методом удельного веса или методом раздельного учета), если иное не установлено НК РБ.
Применение одного из двух методов распределения налоговых вычетов утверждается учетной политикой организации (решением индивидуального предпринимателя). При отсутствии в учетной политике организации (решении индивидуального предпринимателя) указания о применяемом методе распределения налоговых вычетов все налоговые вычеты распределяются методом удельного веса.

При определении методом удельного веса налоговых вычетов, приходящихся на определенную сумму оборота по реализации, эта сумма оборота делится на общую сумму оборота по реализации и умножается на сумму налоговых вычетов, приходящихся на общую сумму оборота по реализации. Процент удельного веса рассчитывается с точностью не менее четырех знаков после запятой. Суммой оборота признаются сумма налоговой базы и налога на добавленную стоимость, исчисленного от этой налоговой базы, а также сумма увеличения (уменьшения) налоговой базы.

В общую сумму оборота не включаются операции по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав организациями (филиалами, представительствами и иными обособленными подразделениями юридических лиц Республики Беларусь), зарегистрированными в качестве плательщиков налогов иностранного государства.

При определении удельного веса, принимаемого для распределения налоговых вычетов, в сумму оборота включаются операции по реализации ТОВАРОВ, местом реализации которых не признается территория Республики Беларусь **** (включая операции по реализации товаров населению на выставках-ярмарках, проводимых на территории государств — членов Евразийского экономического союза), для целей пункта 15 настоящей статьи операции по безвозмездной передаче товаров (работ, услуг), имущественных прав, не признаваемые реализацией или объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость в соответствии с законодательством, если по таким операциям плательщиком не произведено исчисление налога на добавленную стоимость в бюджет Республики Беларусь.

**** Суммы «входного» НДС по товарам (работам, услугам), за исключением основных средств и нематериальных активов, приходящиеся на оборот, отраженный в строке 9 раздела I налоговой декларации по НДС, определенные методом удельного веса или раздельного учета, нужно отнести на затраты.

Если оборот за пределами Республики Беларусь не отражается в налоговой декларации по НДС, то налоговые вычеты осуществляются в общеустановленном порядке.

Примеры оборотов, отражаемых в строке 9 раздела I декларации (эти обороты будут участвовать в распределении вычетов и сумма приходящихся на этот оборот вычетов пойдет на затраты):

  • по товарам, отгруженным покупателям — иностранным организациям и (или) физическим лицам с мест хранения, с выставок-ярмарок на территории государств — членов ЕЭАС, если такие товары были вывезены с территории Республики Беларусь в целях их последующей реализации (без обязательств об обратном ввозе на территорию Республики Беларусь) и по ним документальное подтверждение отсутствует по истечении 180-дневного срока, оборот отражается в строке 9 раздела I декларации по НДС; При получении документов после отражения оборотов по реализации товаров в налоговой декларации по НДС указанный в строке 9 раздела I оборот переносится в строку 7 раздела I налоговой декларации по НДС, а налоговые вычеты подлежат перераспределению.

Пример 1:

Предприятие вывозит мясную продукцию в Российскую Федерацию и продает на ярмарках населению.
Оборот по ее реализации отражается в строке 9 раздела I налоговой декларации по НДС. НДС не облагается.

Пример 2:

Товар реализован оптом с мест хранения и выставок-ярмарок на территории зарубежных государств — членов ЕАЭС. Договор с покупателем заключен после вывоза товара с территории Республики Беларусь. Если будет получено подтверждение за 180 дней — то вычет будет в полном объеме, реализация будет показана в строке 7 раздела I. Если не будут получены документы в течение 180 дней — то cтроке 9 раздела I

Пример 3:

Товар реализован с мест хранения и выставок-ярмарок на территории государств дальнего зарубежья. Договор заключен с покупателем после вывоза товара с территории Республики Беларусь. Полный вычет применяется при наличии у плательщика перечисленных в подп.23.6 п.23 ст.107 НК документов. Причем срок для их сбора не установлен. Таким образом, если у продавца до сдачи налоговой декларации по НДС за период, на который приходится момент фактической реализации, отсутствуют подтверждающие документы, оборот по реализации товаров надо отразить в строке 9 раздела I налоговой декларации по НДС. При поступлении подтверждающих документов оборот переносится в строку 7 раздела I налоговой декларации по НДС.

Пример 4:

Товары отгружены на склад хранения в Литву в марте 2017 г. Договор с покупателем заключен 10 апреля 2017 г., а 12 апреля 2017 г. ему отгружены товары с места хранения. Отчетный период по НДС — календарный месяц. При отсутствии подтверждающих документов по 22 мая 2017 г. (20 мая — суббота) оборот по реализации товаров нужно отразить в строке 9 раздела I налоговой декларации по НДС за апрель, НДС не исчисляется.

Иногда товар (сырье) вывозится за пределы Республики Беларусь по договорам, заключенным не на реализацию данного товара, но впоследствии он реализуется с территории зарубежного государства. Такой оборот нужно отразить в строке 9 раздела I налоговой декларации по НДС.

Пример 5: Организация вывезла на территорию Российской Федерации оборудование и сдала его там в аренду. По истечении срока аренды оборудование было продано российскому покупателю. Оборот по реализации оборудования отражается в строке 9 раздела I налоговой декларации по НДС.

Пример 6: Организация передала резиденту Российской Федерации сырье для давальческой переработки. Продукт переработки реализован на территории Российской Федерации без ввоза в Республику Беларусь. Данный оборот отражается в строке 9 раздела I декларации по НДС.

С 1 января 2013 г. обороты по реализации РАБОТ, УСЛУГ, имущественных прав за пределами Республики Беларусь, по которым не исчислен НДС, не участвуют в распределении налоговых вычетов по удельному весу и в связи с этим не отражаются в налоговой декларации по НДС. То есть их не нужно включать в строку 9 раздела I декларации по НДС.

При определении удельного веса, принимаемого для распределения налоговых вычетов, из суммы оборота исключаются:

  • налоговая база и сумма налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным на территории Республики Беларусь у иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах Республики Беларусь;
  • операции по реализации товаров, местом реализации которых не признается территория Республики Беларусь, при условии, что эти товары приобретены на территории иностранного государства и при их реализации не произведено исчисление налога на добавленную стоимость в бюджет Республики Беларусь. При распределении налоговых вычетов методом удельного веса в распределении не участвуют налоговые вычеты прошлого налогового периода, если это предусмотрено учетной политикой организации (решением индивидуального предпринимателя). В ином случае налоговые вычеты прошлого налогового периода подлежат распределению методом удельного веса в порядке, установленном НК РБ.

Суммы «входного» НДС, не принимаемые к вычету

Материал подготовлен с использованием

правовой информации по состоянию

на 25 сентября 2013 г.

По общему правилу при исчислении налога на добавленную стоимость (НДС) к уплате общая сумма НДС, исчисленного по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, уменьшается согласно п. 1 ст. 107 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) на установленные в ст. 107 НК налоговые вычеты.

При этом налоговыми вычетами признаются суммы НДС (п. 2 ст. 107 НК):

1) предъявленные продавцами, состоящими на учете в налоговых органах Республики Беларусь и являющимися плательщиками, к оплате плательщику при приобретении им на территории Республики Беларусь товаров (работ, услуг), имущественных прав;

2) уплаченные плательщиком при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь;

3) уплаченные в бюджет при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь у иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах Республики Беларусь.

Однако в НК установлены определенные случаи, при которых вышеуказанные суммы НДС или т.н. «входной» НДС не принимаются к зачету. Так, суммы «входного» НДС могут относиться на затраты по производству товаров (работ, услуг), а также на увеличение стоимости приобретаемых товаров (работ, услуг) либо относиться за счет источника приобретения товаров (работ, услуг).

Все случаи, при которых входной НДС не принимается к вычету, перечислены в п. 19 ст. 107 НК.

Отнесение «входного» НДС на затраты

В соответствии с подп. 19.1 ст. 107 НК не подлежат вычету суммы НДС, включенные в затраты плательщика по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении.

Согласно п. 2 ст. 106 НК суммы НДС, за исключением сумм НДС, предъявленных при приобретении либо уплаченных при ввозе основных средств и нематериальных активов, включаются в затраты плательщика по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, в случае использования приобретенных (ввезенных) товаров (работ, услуг), имущественных прав для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых освобождены от налогообложения.

Пунктом 3 ст. 106 НК предусмотрено, что в случае одновременного использования приобретенных (ввезенных) товаров (работ, услуг), имущественных прав при производстве и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых освобождены от налогообложения, и товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению, включение сумм НДС, за исключением сумм НДС, предъявленных при приобретении либо уплаченных при ввозе основных средств и нематериальных активов, в затраты плательщика по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, осуществляется нарастающим итогом с начала года исходя из доли оборота операций по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, освобожденных от налогообложения, в общем объеме оборота по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Таким образом, законодательством установлено, что при наличии у плательщика льготируемых оборотов суммы «входного» НДС, прямо или косвенно относящиеся к производству (реализации) льготируемых товаров (работ, услуг), вычету не подлежат, а относятся на затраты.

Определение суммы «входного» НДС, которую необходимо отнести на затраты, плательщики могут производить методом удельного веса или методом раздельного учета (п. 24 ст. 107 НК).

Применение одного из двух методов распределения налоговых вычетов в отношении налоговых вычетов по определенным плательщиком видам деятельности (операциям) (метода удельного веса или метода раздельного учета) производится как минимум в течение одного календарного года и утверждается учетной политикой организации. При отсутствии в учетной политике организации указания о применяемом методе распределения налоговых вычетов все налоговые вычеты распределяются методом удельного веса.

При определении методом удельного веса налоговых вычетов, приходящихся на определенную сумму оборота по реализации, эта сумма оборота делится на общую сумму оборота по реализации и умножается на сумму налоговых вычетов, приходящихся на общую сумму оборота по реализации. Процент удельного веса рассчитывается с точностью не менее четырех знаков после запятой (ч. 3 п. 24 ст. 107 НК).

Определение налоговых вычетов методом раздельного учета предусматривает наличие в бухгалтерском учете и книге покупок, если ее ведение осуществляется плательщиком, информации о суммах НДС, предъявленных при приобретении либо уплаченных при ввозе товаров (работ, услуг), имущественных прав, включение которых в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, производится в одинаковом порядке (ч. 5 п. 24 ст. 107 НК).

При распределении общей суммы налоговых вычетов и определении той ее части, которая подлежит отнесению на затраты, следует учитывать, что:

1) на затраты не относится сумма «входного» НДС по основным средствам и нематериальным активам;

2) при определении удельного веса, принимаемого для распределения налоговых вычетов, из суммы оборота исключаются:

● налоговая база и сумма НДС по товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным на территории Республики Беларусь у иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах Республики Беларусь;

● операции по реализации товаров, местом реализации которых не признается территория Республики Беларусь, при условии, что эти товары приобретены на территории иностранного государства и при их реализации не произведено исчисление НДС в бюджет Республики Беларусь;

3) в распределении не участвуют налоговые вычеты прошлого налогового периода, если это предусмотрено учетной политикой организации. В ином случае налоговые вычеты прошлого налогового периода подлежат распределению методом удельного веса в порядке, установленном НК.

Пример 1

Организация оказывает туристические услуги, облагаемые НДС и освобождаемые от НДС на основании подп. 1.34 ст. 94 НК. Общая сумма налоговой базы, отраженная в налоговой декларации по НДС, составила 150 000 тыс. руб., в т.ч. налоговая база, освобождаемая от НДС, – 91 000 тыс. руб., налоговая база при приобретении услуг на территории Республики Беларусь у иностранной организации – 5 000 тыс. руб.

Раздельный учет налоговых вычетов организацией не ведется, общая сумма «входного» НДС составила 19 000 тыс. руб., в т.ч. НДС по приобретенным основным средствам 1 000 тыс. руб. У организации имеется остаток налоговых вычетов по товарам (работам, услугам) прошлого налогового периода в сумме 1 200 тыс. руб. (порядок распределения налоговых вычетов прошлого налогового периода в учетной политике не оговорен).

Для определения суммы входного НДС, приходящейся на обороты, освобождаемые от НДС, и подлежащей отнесению на затраты, выполняются следующие действия:

● общая сумма оборота по реализации освобожденных от НДС услуг делится на общую сумму оборота по реализации услуг (за вычетом налоговой базы по иностранной организации): 91 000 / (150 000 – 5 000) = 0,62758620689, или 62,7586 %;

● общая сумма налоговых вычетов текущего и прошлого налогового периода (за исключением вычетов по приобретенным основным средствам) умножается на процент удельного веса освобождаемого оборота: (19 000 – 1 000 + 1 200) х 62,7586 % =12 050 тыс. руб.;

● определенная таким образом сумма НДС в размере 12 052 тыс. руб. относится на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг) и вычету не подлежит.

Также на затраты относятся и суммы «входного» НДС, приходящиеся на обороты по реализации товаров, местом реализации которых не признается территория Республики Беларусь, включая обороты по реализации товаров населению на выставках-ярмарках, проводимых на территории государств – членов Таможенного союза (ч. 2 п. 2, ч. 2 п. 3 ст. 106 НК), за исключением оборотов по реализации:

● товаров (работ, услуг), имущественных прав организациями (филиалами, представительствами и иными обособленными подразделениями юридических лиц Республики Беларусь), зарегистрированными в качестве плательщиков за пределами Республики Беларусь;

● товаров, отгруженных покупателям – иностранным организациям и (или) физическим лицам с мест хранения на территории иностранных государств и (или) с выставок-ярмарок, проводимых на территории иностранных государств, вычет сумм НДС по которым произведен в полном объеме.

Законодательством установлен случай, при котором не подлежат вычету суммы НДС, включенные в затраты плательщика при реализации и (или) погашении ценных бумаг, указанные в подп. 1.2 ст. 138 НК (подп. 19.4 ст. 107 НК).

Исходя из положений подп 1.2 ст. 138 НК, при определении валовой прибыли от операций с ценными бумагами (за исключением облигаций собственного выпуска) затраты плательщика при реализации ценных бумаг, а также при их погашении определяются исходя из расходов на приобретение и реализацию или погашение ценных бумаг, оплату услуг фондовой биржи, депозитария, иных профессиональных участников рынка ценных бумаг и иных прямых расходов, непосредственно относящихся к операциям с ценными бумагами, включая приходящиеся на них суммы НДС.

Иными словами, суммы НДС по прямым расходам, непосредственно относящимся к операциям с ценными бумагами, включаются в состав этих расходов без осуществления их вычета.

В соответствии с абз. 2 п. 5 Инструкции по бухгалтерскому учету налога на добавленную стоимость, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30 июня 2012 г. № 41 (в ред. от 24 августа 2012 г.; далее – Инструкция № 41), суммы НДС по приобретенным (ввезенным) товарам, работам, услугам, использованным при производстве и (или) реализации товаров, работ, услуг, операции по реализации которых освобождены от налогообложения (не признаются объектом налогообложения) НДС в соответствии с законодательством, и не подлежащие вычету, отражаются по дебету счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные затраты», 26 «Общехозяйственные затраты», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 44 «Расходы на реализацию» и кредиту счета 18 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам».

Отнесение «входного» НДС на увеличение стоимости товаров (работ, услуг)

В соответствии с подп. 19.2 ст. 107 НК не подлежат вычету суммы НДС, отнесенные на увеличение стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая основные средства и нематериальные активы).

Необходимо различать, в каких случаях суммы «входного» НДС могут относиться на увеличение стоимости товаров (работ, услуг) по желанию плательщика, а в каких – в обязательном порядке.

В соответствии с ч. 1 п. 4 ст. 106 НК суммы НДС, предъявленные при приобретении либо уплаченные при ввозе на территорию Республики Беларусь товаров (работ, услуг), имущественных прав, включая основные средства и нематериальные активы, могут относиться плательщиками на увеличение стоимости этих товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Положение п. 4 ст. 106 НК является правом плательщика и при этом следует учесть, что:

● организация вправе (но не обязана) предусмотреть в учетной политике отнесение НДС по всем или по отдельным товарам (работам, услугам) по своему выбору на увеличение стоимости этих товаров (работ, услуг);

● законодательством не предусмотрено последующее выделение НДС для вычета, ранее отнесенного на увеличение стоимости в этом случае.

В обязательном порядке подлежат отнесению на увеличение стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав суммы «входного» НДС в следующих случаях:

1) организации, не осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории Республики Беларусь (в т.ч. иностранные организации и аккредитованные в установленном порядке представительства иностранных организаций), суммы НДС, предъявленные при приобретении либо уплаченные при ввозе на территорию Республики Беларусь товаров (работ, услуг), имущественных прав, относят на увеличение стоимости этих товаров (работ, услуг), имущественных прав (ч. 2 п. 4 ст. 106 НК);

2) плательщики, реализующие приобретенные товары, обороты по реализации которых освобождены от налогообложения, суммы НДС, уплаченные при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь, относят на увеличение стоимости товаров на дату принятия товаров на учет (ч. 1 п. 5 ст. 106 НК);

3) индивидуальные предприниматели, не признаваемые плательщиками НДС (за исключением НДС, взимаемого при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь), суммы НДС, уплаченные ими при ввозе товаров или предъявленные им при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав, а также суммы НДС, уплаченные в бюджет при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь у иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах Республики Беларусь, относят на увеличение их стоимости (ч. 2 п. 5 ст. 106 НК);

4) индивидуальные предприниматели, которые перестали признаваться плательщиками, суммы НДС, предъявленные при приобретении либо уплаченные при ввозе на территорию Республики Беларусь товаров (работ, услуг), имущественных прав, не принятые к вычету в отчетном периоде, в котором они признавались плательщиками, относят на увеличение их стоимости (п. 6 ст. 106 НК);

5) организации и индивидуальные предприниматели, применяющие особые режимы налогообложения без исчисления и уплаты НДС, суммы НДС, предъявленные при приобретении либо уплаченные при ввозе товаров (работ, услуг), имущественных прав, а также суммы НДС, уплаченные в бюджет при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь у иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах Республики Беларусь, относят на увеличение их стоимости (п. 7 ст. 106 НК).

Пример 2

Организация, являющаяся плательщиком налога при упрощенной системе налогообложения (УСН) без уплаты НДС, ввезла из Российской Федерации товар и приобрела у литовской организации услуги по проектированию, разработке, оформлению и модификации веб-страниц. В данной ситуации организация, применяющая УСН, обязана уплатить в бюджет:

● НДС при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь на основании подп. 3.1 ст. 286 НК и ст. 3 Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе от 25 января 2008 г.;

● НДС при приобретении объектов на территории Республики Беларусь у иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и не состоящих на учете в налоговых органах Республики Беларусь на основании подп. 4.4 ст. 286, п. 1 ст. 92 НК, в связи с тем, что согласно подп. 1.4 ст. 33 НК местом реализации услуг по проектированию, разработке, оформлению и модификации веб-страниц является территория Республики Беларусь, т.к. их заказчик осуществляет деятельность на территории Республики Беларусь.

При этом вышеуказанные исчисленные и уплаченные в бюджет Республики Беларусь суммы НДС не принимаются организацией к вычету, а относятся на увеличение стоимости ввезенного из Российской Федерации товара и на увеличение стоимости приобретенных у литовской организации услуг.

Абзацем 3 п. 2 и п. 6 Инструкции № 41 определено, что суммы НДС, не подлежащие вычету в соответствии с законодательством, отражаются:

● по дебету счета 41 «Товары» и кредиту счета 18 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам» – на сумму относимого на увеличение стоимости товаров, принятых к бухгалтерскому учету по счету 41 «Товары», НДС, уплаченную при ввозе указанных товаров, операции по реализации которых освобождены от налогообложения (не признаются объектом налогообложения) НДС в соответствии с законодательством, на территорию Республики Беларусь, организациями, реализующими указанные товары;

● дебету счетов 07 «Оборудование к установке и строительные материалы», 08 «Вложения в долгосрочные активы», 10 «Материалы», 11 «Животные на выращивании и откорме», 25 «Общепроизводственные затраты», 26 «Общехозяйственные затраты», 41 «Товары» и других счетов и кредиту счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» без отражения на счете 18 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам».

Отнесение входного «НДС» за счет целевого финансирования

В соответствии с подп. 19.3 ст. 107 НК не подлежат вычету суммы НДС, предъявленные при приобретении либо уплаченные при ввозе товаров (работ, услуг), имущественных прав за счет безвозмездно полученных средств бюджета либо государственных внебюджетных фондов. Указанные суммы НДС относятся за счет этих источников либо на увеличение стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Пример 3

Сельскохозяйственная организация за счет собственных средств в 2012 году приобрела топливо и приняла к вычету НДС на основании первичных учетных документов. В 2013 году местный исполком принял решение выделить из бюджета безвозмездно средства на погашение задолженности за топливо перед поставщиком.

В том отчетном периоде, в котором приобретенное топливо будет оплачено за счет средств бюджета, общую сумму налоговых вычетов необходимо уменьшить на сумму НДС, ранее принятую к вычету по этому топливу. Данная сумма налога подлежит отнесению за счет бюджетных средств.

Положения подп. 19.3 ст. 107 НК не применяются, если:

● полученные из указанных источников средства включены в налоговую базу;

● приобретение (ввоз) товаров (работ, услуг), имущественных прав произведено за счет сумм субсидий, предоставляемых из бюджета в связи с применением плательщиком цен, определяемых (регулируемых) законодательством, или льгот, предоставляемых отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством.

Не подлежат вычету суммы НДС у организаций, ведущих лесное хозяйство, предъявленные при приобретении либо уплаченные при ввозе товаров (работ, услуг), имущественных прав за счет средств промышленного производства и передаваемые на ведение лесного хозяйства. Указанные суммы НДС относятся на расходы по смете на ведение лесного хозяйства (подп. 19.7 ст. 107 НК).

Согласно абз. 5 п. 5 Инструкции № 41 сумма НДС, уплаченная (подлежащая уплате) при приобретении (ввозе) товаров, работ, услуг за счет безвозмездно полученных средств из республиканского бюджета либо государственных внебюджетных фондов, если иное не установлено законодательством, отражается в бухгалтерском учете по дебету счета 98 «Доходы будущих периодов» и других счетов и кредиту счета 18 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам».

Иные случаи, при которых «входной» НДС не вычитается

В процессе деятельности организации могут возникать также ситуации, когда суммы НДС не принимаются к вычету тем плательщиком, которому согласно первичному учетному документу при приобретении товаров (работ, услуг) они были предъявлены к оплате, а перевыставляются (передаются) другому субъекту хозяйствования вместе с товаром (работой, услугой), имущественным правом.

Такие ситуации возникают при арендных отношениях, комиссионной торговле, в строительстве, при доставке произведенной продукции покупателям привлеченным транспортом, по договорам транспортной экспедиции и при приобретении (оплате) работ (услуг) плательщиком для своих работников (членов их семей, пенсионеров), а суммы НДС не принимаются к вычету на основании подп. 19.9, 19.10 и 19.11 ст. 107 НК.

Пример 4

Организация заказала и оплатила для своего работника услуги по перевозке мебели. Стоимость транспортных услуг выставлена вместе с НДС.

В соответствии с подп. 2.16 ст. 93 НК не признается объектом налогообложения стоимость работ (услуг), приобретенных (оплаченных) плательщиком для своих работников и (или) членов их семей, а также для пенсионеров, ранее у них работавших.

Одновременно согласно подп. 19.9 ст. 107 НК не подлежат вычету суммы НДС, предъявленные при приобретении либо уплаченные при ввозе товаров (работ, услуг), имущественных прав, не признаваемых объектами налогообложения НДС в соответствии с подп. 2.12, 2.16, 2.23 ст. 93 НК.

Сумма приобретенных для работника услуг по перевозке мебели не отражается в налоговой декларации (расчете) по НДС и сумма НДС по транспортным услугам к вычету не принимается.

Если сумма транспортных услуг по перевозке мебели не будет возмещаться работником, то их стоимость вместе с НДС включается в состав прочих расходов по текущей деятельности, учитываемых на счете 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» субсчет 90-10 «Прочие расходы по текущей деятельности» (п. 13 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30 сентября 2011 г. № 102 (в ред. от 8 февраля 2013 г.; далее – Инструкция № 102)).

Для плательщиков, которые до 1 января 2013 г. определяли выручку по методу оплаты отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), актуальным является вопрос списания сумм «входного» НДС в случае неоплаты задолженности по приобретенным товарам (работам, услугам) и в связи с этим невозможности принять к вычету НДС по неоплаченным объектам.

У плательщиков, у которых выручка от реализации товаров (работ, услуг) в бухгалтерском учете определялась по мере оплаты отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), вычетам подлежали только суммы НДС, фактически уплаченные плательщиком, т.е. после оплаты товаров (работ, услуг) (ч. 1 п. 6 ст. 107 НК в редакции, действовавшей в 2012 году).

При списании сумм кредиторской задолженности за приобретенные товары (работы, услуги) по истечении срока исковой давности или при других обстоятельствах на доходы организации (внереализационные доходы для целей налогообложения) на основании п. 13, 14, 27 Инструкции № 102 и подп. 3.10, 3.10-1 и 3.10-2 ст. 128 НК у организации возникает необходимость списать сумму «входного» НДС по приобретенным и неоплаченным объектам (право на вычет этих сумм НДС не наступит).

В соответствии с абз. 4 п. 5 Инструкции № 41 на непринятую к вычету сумму НДС по товарам, работам, услугам, кредиторская задолженность по которым признается доходом, составляется следующая корреспонденция счетов: дебет счетов 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности», 91 «Прочие доходы и расходы» и кредит счета 18 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам».

Идеальный документ. Письмо, которое объяснит инспектору, почему НДС заявлен к возмещению

Газета «Учет. Налоги. Право» № 30/2009

Светлана Князева, эксперт «УНП»

Вместе с документами, подтверждающими возмещение НДС, налоговые инспекторы просят письменно пояснить причины, по которым компания заявила налог не к уплате, а к возврату из бюджета. Компания, конечно, по закону ничего объяснять не обязана, но, чтобы избежать лишних проволочек с возвратом, лучше представить налоговикам соответствующее письмо.

Как правило, оформляют его отдельным документом, который можно так и назвать – пояснение причин возмещения НДС в декларации за такой-то период (см. образец). По форме и по содержанию письмо может быть произвольным. Если возврат из бюджета обусловлен конкретной причиной, к примеру компания купила дорогостоящее оборудование, то стоит сосредоточиться на описании именно этого обстоятельства. Насколько подробно – на усмотрение главбуха. Можно ограничиться просто констатацией факта. А можно описать его подробно – сообщить, на какую сумму, по какому договору, у кого и т. д. приобрели основное средство.

Но нередко по итогам налогового периода НДС получается к возврату не по какой-то конкретной, особенной причине, а потому что так сложились обстоятельства – сумма приобретений по итогам квартала оказалась больше реализации (в нынешних экономических условиях это не редкость). В этом случае можно так и написать.

Подписать пояснение к возмещению может главный бухгалтер.

Есть еще один вариант оформления – соответствующую информацию можно написать в сопроводительном письме к пакету документов, который компания представляет в инспекцию. Он подойдет, если особо писать нечего, то есть когда закупки просто превышают реализацию. Сопроводительное письмо в таком случае подписывает руководитель компании.

КСТАТИ. Помимо пояснений причин возмещения налоговики зачастую запрашивают информацию об источнике денежных средств, которыми оплачены товары, работы, услуги. Тем самым инспекторы пытаются обнаружить признаки необоснованной налоговой выгоды. В таких случаях можно просто написать, что приобретенные товары, работы, услуги оплачены по безналу – перечислением средств с расчетного счета компании на расчетные счета контрагентов. Все деньги на расчетном счете являются собственностью компании. А откуда они поступили, компания отчитываться не обязана.

ПОЯСНЕНИЕ
причин возмещения НДС в декларации за второй квартал 2009 года

В ответ на требование № 05-01/569 от 12.08.2009 г. ООО «Компания» сообщает, что в декларации по НДС за второй квартал 2009 года заявлен НДС к возмещению из бюджета в размере 1 025 600 руб. При этом общая сумма начисленного НДС (стр. 210 раздела 3) составляет 150 200 130 руб., а общая сумма НДС, подлежащая вычету (стр. 340 раздела 3), – 151 225 730 руб.

Возмещение НДС вызвано тем, что во втором квартале ООО «Компания» ввезла на территорию России партию товара. НДС, уплаченный на таможне (стр. 280 раздела 3), составил 25 236 156 руб. По состоянию на 30 июня 2009 года приобретенный товар реализован не был.

Главный бухгалтер
ООО «Компания» Куркова /В.И. Куркова/

Пояснения о доле вычетов по НДС

Еще в 2007 году ФНС утвердила критерии, по которым налогоплательщики могут самостоятельно оценивать риск проведения в отношении них выездной налоговой проверки (Приказ ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@). К одному из таких критериев относится низкая налоговая нагрузка. Налоговая инспекция, заинтересовавшись снижением нагрузки, может направить организации информационное письмо и попросить пояснить причину несоответствия налоговой нагрузки среднеотраслевым значениям. Подробнее о том, как составить пояснения в налоговую о причинах снижения налоговой нагрузки, мы рассказывали в нашей консультации.

Другим критерием, по которому налоговая инспекция отбирает претендентов на проведение выездных проверок, — высокая доля вычетов по НДС. Как составить при высокой доле вычетов по НДС пояснения для налоговой инспекции, расскажем в нашей консультации.

Когда потребуются пояснения о высокой доле налоговых вычетов по НДС

В первоначальном варианте Приказа ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ речь шла лишь о значительных суммах налоговых вычетов за определенный период. Однако не уточнялась величина таких вычетов. Приказом ФНС от 14.10.2008 № ММ-3-2/467@ было уточнено, что высокая доля вычетов по НДС – 89% или более за 12 месяцев.

Можно отметить, что средняя по России доля вычетов по НДС на 01.01.2018 составляет 88,06 %. Актуальную долю НДС-вычетов можно рассчитать по данным отчета 1-НДС на сайте ФНС.

Нужно учитывать, что и приведенный в Приказе ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@, и рассчитанный по данным сайта ФНС критерий безопасных вычетов достаточно условный. Ведь инспекция может применять в своей работе региональное значение безопасных вычетов или среднеотраслевой показатель, которых в открытом доступе нет. А потому нельзя предугадать со 100%-ной точностью, какая доля вычетов по НДС не вызовет вопросов у проверяющих. В то же время, на долю 88% и ниже как некий ориентир безопасных вычетов все же стоит опираться.

Несмотря на то, что показатель безопасной доли годовой, рассчитывать его можно и поквартально. По данным НДС-декларации показатель своей доли (Д) в общем случае можно найти так:

Д = НДСвычет / НДСначисление

где НДСвычет – показатель строки 190 раздела 3 декларации по НДС;

НДСначисление – показатель строки 118 раздела 3 декларации по НДС.

Большая доля вычетов НДС: пояснения (образец)

Пояснения о доле вычетов по НДС составляются в произвольном виде. В них нужно указать обстоятельства, в связи с которыми НДС-вычеты оказались значительными. При необходимости к пояснениям можно приложить копии первичных документов, выписки из регистров бухгалтерского и налогового учета.

Приведем образец пояснений при высокой доле вычетов по НДС.

Пред. / След. Скачать бланк пояснений о высокой доле вычетов по НДС можно здесь. Скачивать формы документов могут только подписчики журнала «Главная книга».

  • Я подписчик: электронного журнала печатного журнала
  • Я не подписчик, но хочу им стать
  • Хочу скачивать формы документов бесплатно и попробовать все возможности подписчика

Во избежание возможной ответственности в виде штрафа пояснения стоит представить в сроки, указанные в информационном письме из налоговой инспекции.

В последнее время налоговики, как с ума посходили: все шлют и шлют бесконечные требования о предоставлении то документов, то информации, то сами не знают, чего. И вот, в группе «Красный уголок бухгалтера» в Facebook – новый крик души. Ситуация: налоговая прислала не требование, а просто информационное письмо о том, что у организации доля вычетов по НДС ниже, чем нужно. Что делать в этом случае? Игнорировать или отвечать? Не требование же!

Да, конечно, не требование. Но…Существует приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ «Об утверждении концепции системы планирования налоговых проверок». И в приложении №2 к данному документу, которое называется «Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок», в п. 3 читаем: «Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период. Доля вычетов по налогу на добавленную стоимость от суммы начисленного с налоговой базы налога равна либо превышает 89% за период 12 месяцев».

Платформа ОФД 📌 Реклама ОФД со скидкой 30%. Новогодняя акция на подключение касс ОФД поможет бухгалтеру сдать отчеты + аналитика продаж + работа с Честным ЗНАКом Узнать больше

А кроме этого, не следует забывать, что региональные УФНС на каждый квартал утверждают региональные показатели доли налоговых вычетов. Поэтому налогоплательщику, который не хочет попасть на выездную проверку и отвечать на такие вопросы налоговиков, лучше соблюдать этот критерий. Причем одновременно, как федеральный, так и региональный. И еще, совет из практики – к этим критериям лучше не приближаться вплотную, лучше иметь зазор в 5-10%.

Безопасную долю вычета по НДС для всех регионов России по I кварталу мы приводили .

Таким образом, вывод: все-таки следует ответить. А для того, чтобы помочь вам ответить, мы приводим примерный образец.

Скачать образец пояснения для налогового органа о причине высокой доли налоговых вычетов по НДСможно.

ООО «Консалтинговое бюро «Эврика!» 📌 Реклама Все оттенки белого или как выжить бизнесу после черного Приглашаем Вас на семинар от практикующего адвоката Натальи Скобкиной Узнать больше

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *