Учет организаций и физических лиц

Содержание

> Учет организаций и физических лиц. Порядок постановки на учет и снятия с учета организаций и физических лиц. Идентификационный номер налогоплательщика

Учет организаций и физических лиц в налоговых органах

Ст. 83 НК РФ регламентирует учет организаций и физических лиц в целях проведения налогового контроля.

Организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно

    • по месту нахождения организации;
    • месту нахождения ее обособленных подразделений;
    • месту жительства физического лица;
    • по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств;
    • по иным основаниям, предусмотренным НК РФ.

Организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории РФ, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

Особенности учета иностранных организаций и иностранных граждан устанавливаются Министерством финансов РФ.

Постановка на учет в налоговом органе организаций и индивидуальных предпринимателей осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми настоящий Кодекс связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога или сбора, и производится на основании сведений, содержащихся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ), Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП).

Постановка на учет, снятие с учета организации или физического лица в налоговом органе по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств осуществляются на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в статье 85 НК РФ. Организация подлежит постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения недвижимого имущества, принадлежащего ей на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Местом нахождения имущества в целях настоящей статьи признается:

    1. для морских, речных и воздушных транспортных средств — место (порт) приписки, при отсутствии такового место государственной регистрации, а при отсутствии таковых — место нахождения (жительства) собственника имущества;
    2. для транспортных средств, не указанных в подпункте 1 настоящего пункта, — место государственной регистрации, а при отсутствии такового — место нахождения (жительства) собственника имущества;
    3. для иного недвижимого имущества — место фактического нахождения имущества.

Подробнее о нотариусах и адвокатах

Правила, предусмотренные пунктом 5 настоящей статьи, применяются также в отношении недвижимого имущества и транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности и входящих в состав имущества организаций (в том числе в соответствии с концессионным соглашением), на которые этим организациям предоставлены права владения, пользования и распоряжения либо права владения и пользования.

Постановка на учет нотариуса, занимающегося частной практикой, осуществляется налоговым органом по месту его жительства на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в статье 85 НК РФ.

Постановка на учет адвоката осуществляется налоговым органом по месту его жительства на основании сведений, сообщаемых адвокатской палатой субъекта РФ в соответствии со статьей 85 НК РФ.

Постановка на учет в налоговых органах физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, осуществляется налоговым органом по месту жительства физического лица на основании заявления физического лица, либо на основе информации, предоставляемой:

    • органами юстиции, выдающими лицензии на право нотариальной деятельности;
    • адвокатскими палатами субъектов РФ;
    • органами, осуществляющими регистрацию (учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), регистрацию актов гражданского состояния физических лиц;
    • органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
    • органами, осуществляющими регистрацию транспортных средств;
    • органами опеки и попечительства;
    • органами (учреждениями), уполномоченными совершать нотариальные действия, и нотариусами, занимающимися частной практикой;
    • органами, осуществляющими выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина РФ на территории РФ.

Физические лица, место жительства которых для целей налогообложения определяется по месту пребывания физического лица, вправе обратиться в налоговый орган по месту своего пребывания с заявлением о постановке на учет в налоговых органах.

В случае возникновения у налогоплательщиков затруднений с определением места постановки на учет решение на основе представленных ими данных принимается налоговым органом.

Налоговые органы на основе имеющихся данных и сведений о налогоплательщиках обязаны обеспечить постановку их на учет (снятие их с учета) и учет сведений о налогоплательщиках.

Порядок постановки на учет и снятия с учета

Статья 84 НК РФ регламентирует порядок постановки на учет и снятия с учета организаций и физических лиц.

Постановка на учет, снятие с учета в налоговых органах организаций и физических лиц по основаниям, предусмотренным НК РФ, а также внесение изменений в сведения о них в налоговых органах осуществляются в порядке, установленном Министерством финансов РФ.

При постановке на учет физических лиц в состав сведений об указанных лицах включаются также их персональные данные:

    1. фамилия, имя, отчество;
    2. дата и место рождения;
    3. пол;
    4. место жительства;
    5. данные паспорта или иного документа, удостоверяющего личность налогоплательщика;
    6. данные о гражданстве.

Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет физического лица на основании заявления этого физического лица в течение 5 дней со дня получения указанного заявления и в тот же срок выдать ему свидетельство (если ранее указанное свидетельство не выдавалось) или уведомление о постановке на учет в налоговом органе.

Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет

  • российской организации по месту нахождения ее обособленного подразделения (за исключением филиала, представительства) в течение 5 дней со дня получения сообщения от этой организации (в соответствии с п. 2 ст. 23 НК РФ);
  • российской организации по месту нахождения ее филиала, представительства, иностранной некоммерческой неправительственной организации по месту осуществления ею деятельности на территории РФ через отделение на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, иностранной организации по месту осуществления ею деятельности на территории РФ через иное обособленное подразделение — в течение 5 дней со дня получения от этой организации заявления о постановке на учет и всех необходимых документов и в тот же срок выдать российской организации, иностранной организации соответственно уведомление о постановке на учет в налоговом органе, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.

Налоговый орган, осуществивший постановку на учет вновь созданной российской организации или индивидуального предпринимателя, обязан выдать

    • российской организации — свидетельство о постановке на учет в налоговом органе,
    • индивидуальному предпринимателю — свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (если ранее указанное свидетельство не выдавалось) и уведомление о постановке на учет в налоговом органе, подтверждающее постановку на учет в налоговом органе физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Подробнее

Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет, снятие с учета организации, физического лица по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств, а также нотариусов, занимающихся частной практикой, и адвокатов по месту их жительства в течение 5 дней со дня получения сведений, сообщенных органами, указанными в статье 85 НК РФ. Налоговый орган в тот же срок обязан выдать или направить по почте заказным письмом указанным лицам свидетельство о постановке на учет в налоговом органе и (или) уведомление о постановке на учет (уведомление о снятии с учета) в налоговом органе.

Изменения в сведениях о физических лицах, не являющихся индивидуальными предпринимателями, а также о нотариусах, занимающихся частной практикой, и об адвокатах подлежат учету налоговым органом по месту их жительства на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в статье 85 НК РФ.

В случаях изменения места нахождения организации, места нахождения обособленного подразделения организации, места жительства физического лица снятие их с учета осуществляется налоговым органом, в котором организация, физическое лицо состояли на учете. При этом налоговый орган осуществляет снятие с учета:

    • российской организации по месту ее нахождения (по месту нахождения филиала, представительства), иностранной некоммерческой неправительственной организации по месту осуществления деятельности на территории РФ через отделение, физического лица в качестве индивидуального предпринимателя по месту его жительства — на основании сведений, содержащихся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей;
    • российской организации по месту нахождения иного обособленного подразделения — в течение 5 дней со дня получения сообщения, представляемого (направляемого) российской организацией в соответствии с пунктом 2 статьи 23 НК РФ;
    • иностранной организации по месту осуществления деятельности на территории РФ через обособленное подразделение — в течение 5 дней со дня получения соответствующего заявления, если иное не предусмотрено настоящим пунктом;
    • нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, — в течение 5 дней со дня получения сведений о факте регистрации, сообщаемых в соответствии со статьей 85 НК РФ органами, осуществляющими регистрацию физических лиц по месту их жительства.

Постановка на учет организации, физического лица в налоговом органе по новому месту своего нахождения, месту нахождения обособленного подразделения организации, месту жительства физического лица осуществляется на основании документов, полученных от налогового органа соответственно по прежнему месту нахождения организации, месту нахождения обособленного подразделения организации (месту жительства физического лица).

Снятие с учета в налоговом органе физического лица может также осуществляться этим налоговым органом при получении им соответствующих сведений о постановке на учет этого физического лица в другом налоговом органе по месту его жительства.

В случаях прекращения деятельности российской организации при ликвидации, в результате реорганизации, в иных случаях, установленных федеральными законами, прекращения деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя снятие их с учета осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.

В случаях прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения статуса адвоката снятие их с учета осуществляется налоговым органом на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в статье 85 НК РФ.

Заявление о постановке на учет (снятии с учета) в налоговом органе по основаниям, предусмотренным НК РФ, заявление иностранной организации, уведомление о выборе налогового органа для постановки на учет организации по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений могут быть представлены в налоговый орган лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. Если указанное заявление (уведомление) передано в налоговый орган в электронной форме, оно должно быть заверено усиленной квалифицированной электронной подписью лица, представляющего это заявление (уведомление), или его представителя.

По запросу организации или физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, налоговый орган может направить заявителю свидетельство о постановке на учет в налоговом органе и (или) уведомление о постановке на учет в налоговом органе (уведомление о снятии с учета в налоговом органе) в электронной форме, заверенные усиленной квалифицированной электронной подписью лица, подписавшего эти документы, по телекоммуникационным каналам связи.

Постановка на учет, снятие с учета осуществляются бесплатно.

Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН)

Каждому налогоплательщику присваивается единый на всей территории РФ по всем видам налогов и сборов идентификационный номер налогоплательщика.

Налоговый орган указывает идентификационный номер налогоплательщика во всех направляемых ему уведомлениях.

Каждый налогоплательщик указывает свой идентификационный номер в подаваемых в налоговый орган декларации, отчете, заявлении или ином документе, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Порядок и условия присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, вправе не указывать идентификационные номера налогоплательщиков в представляемых в налоговые органы налоговых декларациях, заявлениях или иных документах, указывая при этом свои персональные данные, предусмотренные пунктом 1 статьи 84 НК РФ.

На основе данных учета федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, ведет Единый государственный реестр налогоплательщиков в порядке, установленном Министерством финансов РФ. Состав сведений, содержащихся в Едином государственном реестре налогоплательщиков, определяется Министерством финансов РФ.

Порядок представления пользователям сведений из Единого государственного реестра налогоплательщиков утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Сведения о налогоплательщике с момента постановки его на учет в налоговом органе являются налоговой тайной, если иное не предусмотрено статьей 102 НК РФ.

30. Учет организаций и физических лиц

Учет организаций и физических лиц — регистрация налогоплательщиков в налоговых органах с целью сбора сведений, необходимых для осуществления налогового контроля. Все налогоплательщики подлежат включению в Единый государственный реестр налогоплательщиков.

Согласно НК, постановке на учет подлежат: а) организации, имеющие статус юридического лица, и индивидуальные предприниматели – в связи с их государственной регистрацией; б) организации, имеющие обособленные подразделения; в) физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, – при наличии обстоятельств, с которыми НК связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога; г) налогоплательщики, имеющие в собственности (хозяйственном ведении, оперативном управлении) недвижимое имущество или транспортные средства.

Постановка на учет вновь созданной организации осуществляется в налоговом органе по месту нахождения на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, а индивидуальных предпринимателей – по месту жительства на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей. Таким образом, специально подавать в налоговый орган заявление о постановке на учет в качестве налогоплательщика не требуется. Это стало возможным с внедрением принципа «одного окна», когда и государственная регистрация, и учет налогоплательщиков осуществляются одновременно в налоговых органах.

При наличии обособленного подразделения заявление о постановке на учет подается в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения в течение одного месяца после его создания.

Учет физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, осуществляется также по месту жительства на основе информации, предоставляемой органами опеки и попечительства, органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органами, осуществляющими регистрацию транспортных средств, и др. Сами физические лица не обязаны совершать какие-либо активные действия для постановки на учет в налоговых органах.

Недвижимость, транспортные средства: постановка на учет осуществляется по месту нахождения имущества на основании сведений, сообщаемых регистрирующими органами. Местом нахождения имущества в целях учета налогоплательщиков признается: а) для морских, речных и воздушных транспортных средств – место нахождения (жительства) собственника имущества; б) для транспортных средств, не указанных выше, – место (порт) приписки или место государственной регистрации, а при отсутствии таковых – место нахождения (жительства) собственника имущества; 3) для иного недвижимого имущества – место фактического нахождения имущества.

Налогоплательщику выдается свидетельство или уведомление о постановке на учет в налоговом органе. Каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов и на всей территории РФ идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), который носит строго персональный характер.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Какие документы включаются в учетное дело налогоплательщика — организации, возникшей в результате реорганизации?

Юридическое лицо, создаваемое путем реорганизации, обязано осуществить государственную регистрацию в соответствии с положениями гл.V Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц», а также встать на учет в налоговом органе в соответствии с положениями ст.83 НК РФ.
Согласно п.2.7 Порядка постановки на учет в налоговом органе созданных или вновь возникших при реорганизации юридических лиц, прошедших государственную регистрацию, утвержденного Приказом МНС России от 09.08.2002 N БГ-3-09/426 «О порядке постановки на учет в налоговом органе по месту нахождения юридического лица, зарегистрированного после 01.07.2002» (далее — Порядок), в учетное дело вновь возникшего в результате реорганизации юридического лица включается:
— копия Свидетельства о государственной регистрации юридического лица, поступившая по соответствующим каналам связи из налогового органа, осуществившего государственную регистрацию;
— копия выписки из государственного реестра, поступившая по соответствующим каналам связи из налогового органа, осуществившего государственную регистрацию;
— сопроводительное письмо, которым копия Свидетельства о государственной регистрации юридического лица и выписка из государственного реестра были направлены по соответствующим каналам связи;
— заявление о постановке на учет в налоговом органе;
— копия Свидетельства о государственной регистрации юридического лица, заверенная налоговым органом, осуществившим государственную регистрацию юридического лица;
— выписка из государственного реестра;
— уведомление с отметкой отделения почтовой связи о дате вручения налогоплательщику Свидетельства о постановке на учет в налоговом органе в случае направления указанного Свидетельства по почте.
О.А.Королева
Советник налоговой службы
II ранга
07.03.2003

В каком налоговом органе обязаны встать на учет при государственной регистрации организации, возникающие в результате выделения? «
Финансовые консультации «

>Приказ МНС РФ от 08.06.2004 N САЭ-3-09/357 style=»text-align: center»>МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ, ИСПОЛЬЗОВАНИЮ И ХРАНЕНИЮ РЕГИСТРАЦИОННЫХ ДЕЛ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ И УЧЕТНЫХ ДЕЛ ОРГАНИЗАЦИЙ И ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439 «Об утверждении форм документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, и требований к их оформлению» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 26, ст. 2586; 2003, N 7, ст. 642; 2003, N 43, ст. 4238; 2004, N 10, ст. 864) приказываю:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по формированию, использованию и хранению регистрационных дел юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и учетных дел организаций и физических лиц.

2. Управлениям Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по субъектам Российской Федерации довести Инструкцию по формированию, использованию и хранению регистрационных дел юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и учетных дел организаций и физических лиц для применения в работе до территориальных регистрирующих (налоговых) органов.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Российской Федерации по налогам и сборам Д.А. Чушкина.

Исполняющий обязанности
Министра Российской Федерации
по налогам и сборам
А.Э.СЕРДЮКОВ

Утверждена
приказом МНС России
от «__» _______ 2004 г. N ______

ИНСТРУКЦИЯ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ, ИСПОЛЬЗОВАНИЮ И ХРАНЕНИЮ РЕГИСТРАЦИОННЫХ ДЕЛ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ И УЧЕТНЫХ ДЕЛ ОРГАНИЗАЦИЙ И ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

Настоящая инструкция разработана в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Правилами ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 438, Правилами ведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2003 г. N 630, Правилами ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. N 110, приказом МНС России от 3 марта 2004 г. N БГ-3-09/178 «Об утверждении порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц», Инструкцией по делопроизводству в центральном аппарате Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, утвержденной приказом МНС России от 24 июня 2003 г. N БГ-4-18/17дсп, приказом МНС России от 02.04.2004 N САЭ-3-09/255 «Об утверждении рекомендуемых форм сообщений, используемых при учете сведений о юридических и физических лицах» и Инструкцией о порядке работы с документами, содержащими сведения, составляющие служебную тайну налоговых органов, утвержденной приказом МНС России от 04.03.2002 N БГ-4-18/5дсп.

I. Порядок формирования, использования и хранения регистрационных дел юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

1. В регистрационном деле юридического лица или индивидуального предпринимателя, сведения о государственной регистрации которых внесены в соответствующий государственный реестр, должны содержаться все документы, представленные в регистрирующий орган в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

2. В регистрационное дело юридического лица в порядке поступления включаются все документы, представленные при государственной регистрации юридического лица и внесении изменений в государственный реестр, решение о государственной регистрации регистрирующего органа либо иного органа в соответствии с федеральными законами о специальном порядке регистрации отдельных видов юридических лиц и сведения, включенные в соответствующие записи государственного реестра, в виде листов записей государственного реестра, содержащих сведения о юридическом лице.

В регистрационное дело индивидуального предпринимателя в порядке поступления включаются все документы, представленные при государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и внесении изменений в государственный реестр, решения регистрирующего органа о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, и внесении изменений в сведения, содержащиеся в государственном реестре, а также сведения, включенные в соответствующие записи государственного реестра, в виде листов записей государственного реестра, содержащих сведения об индивидуальном предпринимателе.

3. Регистрационное дело юридического лица состоит из заявлений, учредительных документов, решений, уведомлений, передаточных актов, разделительных балансов, договоров, согласований, листов записей государственного реестра, запросов, ответов на них в виде сопроводительных писем, справок, сведений о лицензиях, полученных юридическим лицом, сопроводительных писем, документов, переданных органами, осуществлявшими государственную регистрацию юридических лиц до 01.07.2002, а также иных документов, представленных в регистрирующий орган.

Регистрационное дело индивидуального предпринимателя состоит из заявлений, копий основного документа физического лица либо копий документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, лица без гражданства, листов записей государственного реестра, запросов, ответов на них в виде сопроводительных писем, справок, сведений о лицензиях, полученных юридическим лицом, сопроводительных писем, документов, переданных органами, осуществлявшими государственную регистрацию физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей до 01.01.2004, а также иных документов, представленных в регистрирующий орган.

Все документы регистрационного дела подшиваются в папку (скоросшиватель). Обложка дела оформляется в момент формирования дела по установленной форме.

Заголовок дела переносится из номенклатуры дел с добавлением наименования юридического лица, либо фамилии, имени, отчества индивидуального предпринимателя.

На обложке указывается (проставляется) номер регистрационного дела (Основной государственный регистрационный номер юридического лица либо Основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя).

Регистрационное дело формируется в отделе, в функции которого включены вопросы государственной регистрации.

Датой заведения регистрационного дела признается дата принятия решения о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, либо дата принятия решения об отказе в государственной регистрации. Датой закрытия регистрационного дела признается дата внесения в государственные реестры записи о ликвидации или прекращении деятельности юридического лица путем реорганизации либо прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

4. Все документы, содержащиеся в регистрационном деле, должны располагаться в хронологическом порядке по мере поступления документов. В каждом регистрационном деле ведется внутренняя опись (Приложение N 1), которая заполняется по мере поступления документов. Регистрационное дело может состоять из нескольких томов (папок).

При формировании регистрационного дела не следует нарушать целостность прошивки каждого документа.

Все документы, сформированные регистрирующим органом (листы записей государственного реестра и иные документы), заверяются в установленном порядке уполномоченным лицом налогового органа. Документы, содержащие более одного листа, прошиваются ниткой, нумеруются и скрепляются печатью.

Копии учредительных документов, содержащихся в регистрационном деле, выдаваемые по запросу, прошиваются и заверяются подписью уполномоченного лица налогового органа и скрепляются печатью с проставлением штампа «Копия верна».

Предоставление указанных полномочий осуществляется приказом Руководителя налогового органа.

Выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, (ЕГРЮЛ), сформированные по запросам, подписываются должностным лицом, уполномоченным подписывать Свидетельства о государственной регистрации, и скрепляются гербовой печатью налогового органа.

Документы, включаемые в регистрационные дела, должны храниться и обрабатываться в местах, недоступных для посторонних лиц, и в условиях, обеспечивающих предотвращение хищения, утраты, искажения, подделки информации.

5. Изъятие из регистрационного дела отдельных документов категорически запрещается. Снятие копий с документов, содержащихся в деле, осуществляется в установленном порядке. В случае выемки дела уполномоченным на то государственным органом должна быть снята копия с него и заверена уполномоченным лицом налогового органа. При этом копия дела прошивается и заверяется в установленном порядке. В копию дела необходимо подшить акт выемки и основание, о чем сделать запись в копии внутренней описи дела. Предоставление указанных полномочий осуществляется приказом руководителя налогового органа.

Допускается временная передача документов и регистрационных дел в пределах налогового органа, которая осуществляется по книге выдачи документов и дел (Приложение N 2), при этом оформляется и карта-заместитель (Приложение N 3), которая вкладывается в дело взамен изъятого документа.

6. Регистрационные дела хранятся в структурном подразделении регистрирующего органа, в полномочия которого входит хранение регистрационных дел.

До передачи документов работнику, отвечающему за хранение, ответственность за их сохранность несут те сотрудники, у которых они находятся.

7. Должностные лица регистрирующих органов хранят у себя только документы, находящиеся у них на исполнении.

8. При реорганизации юридического(их) лиц(а) на вновь созданное в результате реорганизации юридическое(ие) лицо(а) заводится новое регистрационное дело с соответствующим номером.

При несовпадении места нахождения вновь созданных в результате реорганизации юридических лиц с местом нахождения реорганизованного(ых) юридического(их) лица, регистрирующий орган направляет регистрационные дела вновь созданных в результате реорганизации юридических лиц в соответствующие регистрирующие органы.

9. При изменении места нахождения юридического лица, влекущего за собой смену регистрирующего органа, регистрирующий орган, осуществивший государственную регистрацию, пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту нахождения юридического лица.

В случае изменения места жительства индивидуальным предпринимателем, влекущего за собой смену регистрирующего органа, регистрирующий орган, осуществивший государственную регистрацию, пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту жительства индивидуального предпринимателя.

При этом во внутренней описи регистрационного дела делается заверительная надпись о количестве листов в деле.

10. При ликвидации (прекращении деятельности) юридического лица либо при прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в регистрационное дело подшиваются все необходимые документы, поступившие в регистрирующий орган согласно положениям Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

11. Регистрационные дела ликвидированных или прекративших деятельность в результате реорганизации юридических лиц, физических лиц, прекративших деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, передаются на хранение в архив.

Формирование регистрационного дела для сдачи в архив производится в соответствии с требованиями инструкции по делопроизводству.

II. Порядок формирования, использования и хранения учетных дел юридических лиц

1. В целях проведения налогового контроля налогоплательщики — организации подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, а также по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации (далее — Кодекс).

2. Учетное дело налогоплательщика — организации (далее — учетное дело) формируется из документов, образующихся в процессе деятельности налоговых органов при реализации положений Кодекса по учету налогоплательщиков — организаций. Учетное дело формируется в отделе, в функции которого включены вопросы по учету налогоплательщиков — организаций. Все документы подшиваются в папку (скоросшиватель). Обложка дела оформляется в момент формирования дела по установленной форме.

Заголовок дела переносится из номенклатуры дел с добавлением наименования налогоплательщика-организации и его ИНН.

3. В каждом учетном деле организации, как по месту ее нахождения, так и по месту нахождения обособленных подразделений, недвижимого имущества, транспортных средств и иным основаниям, предусмотренным Кодексом, имеется опись документов (Приложение N 1), которая заполняется по мере поступления документов, подшитых в данное дело. Документы подшиваются в хронологическом порядке по мере их поступления.

Учетное дело может состоять из нескольких томов (папок).

При формировании учетного дела не следует нарушать целостность прошивки каждого документа.

Все документы, сформированные налоговым органом (выписки из ЕГРЮЛ и иные документы), в установленном порядке заверяются и скрепляются печатью уполномоченным лицом налогового органа. Документы, содержащие более одного листа, прошиваются ниткой, нумеруются и скрепляются печатью.

Копии документов, содержащихся в учетном деле, выдаваемые по запросу, прошиваются и заверяются подписью уполномоченного лица налогового органа и скрепляются печатью с проставлением штампа «Копия верна».

Включаемые в учетные дела документы, содержащие сведения, составляющие в соответствии со статьей 102 Кодекса налоговую тайну, должны храниться и обрабатываться в местах, недоступных для посторонних лиц, и в условиях, обеспечивающих предотвращение хищения, утраты, искажения, подделки информации.

4. Допускается временная передача документов из дела в пределах налогового органа его должностными лицами. Выдача документов и дел осуществляется по книге выдачи документов и дел (Приложение N 2), при этом оформляется карта-заместитель (Приложение N 3), которая вкладывается в дело взамен изъятого документа.

5. Документы, включенные в учетное дело, имеют единый срок хранения в соответствии с утвержденной номенклатурой дел.

6. Учетное дело налогоплательщика — организации в налоговом органе состоит из заявлений, учредительных документов, решений, уведомлений, передаточных актов, разделительных балансов, договоров, согласований, выписок из ЕГРЮЛ, запросов из Единого государственного реестра налогоплательщиков и копий ответов на них в виде сопроводительных писем, справок, сведений о лицензиях, полученных юридическим лицом, сопроводительных писем, копий документов, представленных в УМНС России для государственной регистрации юридических лиц, для которых установлен специальный порядок государственной регистрации, изготовленных и заверенных соответствующим УМНС России, сведений, поступивших от органов, указанных в статье 85 Кодекса, а также иных документов, представленных в налоговый орган.

7. Учетные дела ликвидированных или прекративших деятельность в результате реорганизации юридических лиц передаются на хранение в архив.

8. Формирование учетного дела для сдачи в архив производится в соответствии с требованиями инструкции по делопроизводству.

III. Порядок формирования, использования и хранения учетных дел физических лиц

1. Учетное дело физического лица (далее — учетное дело) формируется из документов, образующихся в процессе деятельности налоговых органов при реализации положений Налогового кодекса Российской Федерации по учету физических лиц. Учетное дело формируется в отделе, в функции которого включены вопросы по учету физических лиц.

2. В учетное дело включаются все документы по учету физических лиц, поступающие в налоговый орган от органов, осуществляющих государственную регистрацию физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, от органов, перечисленных в статье 85 Налогового кодекса Российской Федерации, от самого физического лица, документы, которыми налоговые органы обмениваются в процессе осуществления процедур по учету физических лиц, а также копии документов, выдаваемых налоговыми органами физическому лицу, копии запросов о предоставлении сведений о налогоплательщике с отметкой об их исполнении.

Все документы учетного дела подшиваются в папку (скоросшиватель). Обложка дела оформляется в момент формирования дела по установленной форме. Заголовок дела переносится из номенклатуры дел с добавлением фамилии, имени, отчества (в именительном падеже) и ИНН.

Все документы, включаемые в учетное дело, должны располагаться в хронологическом порядке по мере поступления. Учетное дело может состоять из нескольких томов (папок). В каждом учетном деле ведется внутренняя опись (Приложение N 1), которая заполняется по мере поступления документов. Во внутреннюю опись записываются наименования и коды всех подшитых документов в соответствии с ведомственным справочником «Документы, необходимые для осуществления процедур по учету налогоплательщиков — физических лиц» (СДУФЛ), утвержденным Заместителем Министра Российской Федерации по налогам и сборам 11.10.1999, дата включения документа в учетное дело, количество листов.

3. Изъятие из учетного дела отдельных документов категорически запрещается ввиду того, что могут быть нарушены конституционные права физического лица. Снятие копий с документов, содержащихся в деле, осуществляется в установленном порядке исключительно лицом, уполномоченным на ведение конкретного дела. В случае выемки дела уполномоченным на то государственным органом должна быть снята копия с него и заверена уполномоченным лицом налогового органа. При этом копия дела прошивается и заверяется в установленном порядке.

Предоставление указанных полномочий осуществляется приказом Руководителя налогового органа.

Допускается временная передача документов из дела в пределах налогового органа его должностными лицами, которая осуществляется по книге выдачи документов и дел (Приложение N 2), при этом оформляется и карта-заместитель (Приложение N 3), которая вкладывается в дело взамен изъятого документа.

4. Все документы по вопросам учета физических лиц, поступающие в налоговый орган и направляемые (выдаваемые) налоговым органом, регистрируются в соответствующем журнале, который ведется в электронном виде в отделе, в функции которого включены вопросы по учету физических лиц.

5. Документы, включенные в учетное дело физического лица, имеют единый срок хранения в соответствии с утвержденной номенклатурой дел.

6. Учетные дела физических лиц содержат конфиденциальную информацию, поэтому должны храниться с учетом требований приказа МНС России от 04.03.2002 N БГ-4-18/5ДСП.

7. В случае изменения места жительства физическим лицом, влекущего за собой смену налогового органа, налоговый орган по прежнему месту жительства пересылает учетное дело в налоговый орган по новому месту жительства физического лица.

При этом во внутренней описи учетного дела делается заверительная надпись о количестве листов в деле.

8. После снятия с учета физического лица в налоговом органе в связи со смертью физического лица его учетное дело передается в архив. Формирование дела для сдачи в архив производится в соответствии с требованиями инструкции по делопроизводству.

Приложение N 1
к Инструкции по формированию,
использованию и хранению
регистрационных дел юридических лиц,
индивидуальных предпринимателей
и учетных дел организаций
и физических лиц,
утвержденной приказом МНС России
от «__» _______ 2004 г. N ______

ОПИСЬ ДЕЛА

N п/п Наименование документа Код документа Дата включения документа в учетное дело Кол-во листов Примечания

Приложение N 2
к Инструкции по формированию,
использованию и хранению
регистрационных дел юридических лиц,
индивидуальных предпринимателей
и учетных дел организаций
и физических лиц,
утвержденной приказом МНС России
от «__» _______ 2004 г. N ______

Наименование регистрирующего органа

КНИГА ВЫДАЧИ ДОКУМЕНТОВ N _______

Начата ____________

Окончена __________

ФОРМА ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА КНИГИ ВЫДАЧИ ДОКУМЕНТОВ

N п/п Дата выдачи Опись N Ед. хр. N Кому выдано Расписка в получении дела Дата возврата дела Расписка в возвращении дела Примечание
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Итого в ____ году выдано из отдела N ед. хр.
(цифрами и прописью)
Наименование должности работника, составившего итоговую запись Подпись Расшифровка подписи
Дата

Приложение N 3
к Инструкции по формированию,
использованию и хранению
регистрационных дел юридических лиц,
индивидуальных предпринимателей
и учетных дел организаций
и физических лиц,
утвержденной приказом МНС России
от «__» _______ 2004 г. N ______

Наименование налогового органа

КАРТА — ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДОКУМЕНТА

Документ
(N и название)
Дело
(N и название)
Отдел
(N и название)

Выдано во временное пользование:

N п/п ФИО пользователя Дата выдачи Дата возврата

Порядок постановки налогоплательщиков на учет в налоговых органах

Налогоплательщики, налоговые агенты и налогоплательщики сборов.

Налогоплательщики и налогоплательщики сборов – это физические лица и организации, на которые возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.

Налогоплательщик имеет права:

1.Получать от налоговых органов письменные разъяснения по вопросам уплаты налогов и сборов;

2.Не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов;

3.Требовать возмещения убытков, причиненных незаконными решениями (бездействием) налоговых органов.

Налогоплательщик обязан:

1.уплачивать законно установленные налоги;

2.вставать на учет в налоговых органах;

3.вести в установленном порядке учет своих доходов, расходов, объектов налогообложения.

Налоговый агента – это лица, на которые возложены обязанности по исчислению и удержанию у налогоплательщиков и перечислению в бюджет налогов.

Права см. выше.

Если не возможно удержать налог у налогоплательщика, агент должен в течение месяца письменно сообщить об этом и о сумме задолженности в налоговый орган.

Все налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица и месту нахождения принадлежащих им транспортных средств и недвижимости. Заявление о постановке на учет организации, индивидуального предпринимателя подается нотариусом в течение 10 дней после их государственной регистрации и выдачи свидетельства, на основании которого осуществляется их деятельность. Заявление о постановке на учет организация должна подать в течение месяца после его создании. О постановке на учет недвижимости – месяц. Конкретных сроков о постановке на учет других физических лиц законодательством не установлено, но это не снимает с них обязанности встать на учет в налоговом органе по месту жительства в удобное время. При постановке на учет физическое лицо предоставляет данные: ФИО, дата и место рождения, пол, адрес и дата регистрации места жительства, данные паспорта, гражданство.

Если налогоплательщик сменил место нахождения, он обязан заявить об этом в налоговый орган в течение 10 дней с момента изменения.

Снятие с учета налогоплательщика налоговый орган производит в течение 5 дней. Не сообщение об изменении места нахождения или жительства приводит к взысканию штрафа в размере 1 тыс. рублей. Каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов идентификационный номер налогоплательщика. Он указывает свой ИНН в подаваемых декларациях, отчетах и других случаях, предусмотренных законодательством.

Налогоплательщик обязан поставить на учет в налоговом органе по месту своей регистрации каждый объект игорного бизнеса не позднее чем за два рабочих дня до даты установки каждого объекта налогообложения. По делу. Рязанская область.

(Извлечение)
Межрайонная инспекция ФНС РФ N 3 по Рязанской области обратилась в Арбитражный суд с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю А., проживающему по адресу: Рязанская область, о взыскании налоговой санкции в сумме 90000 руб. за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 7 статьи 366 НК РФ.
В судебном заседании представитель налогового органа поддержал заявленные требования.
Предприниматель отзыва на иск не представил, в судебное заседание не явился.
Из материалов дела следует:
Межрайонной инспекцией ФНС РФ N 3 по Рязанской области на основании акта обследования УНП УВД по Рязанской области от 19.09.2005 была проведена камеральная налоговая проверка в отношении индивидуального предпринимателя А., в результате которой установлен факт функционирования шести игровых автоматов по адресу: г. Рязань, в кафе “Чайная стременная“, произведенных ООО “Миллениум“ со следующими серийными номерами: VSGK-01-17-0005, VSGK-01-17-0006, VSGK-01-17-0003, VSGK-01-17-0007, VSGK-01-17-0004, VSGK-01-17-0002, не прошедших регистрацию в налоговом органе в качестве объекта налогообложения на игорный бизнес. Указанные объекты принадлежат индивидуальному предпринимателю А.
Данное обстоятельство послужило основанием для принятия налоговым органом решения N 214 от 14.11.2005 о привлечении предпринимателя к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в виде взыскания штрафа в размере 90000 руб. На основании решения инспекцией предъявлено требование N 11-16/789 от 14.11.2005 об уплате налоговой санкции в добровольном порядке в срок до 24.11.2005, которое оставлено ответчиком без удовлетворения.
Оценив материалы дела, Арбитражный суд признал иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Согласно пункту 2 статьи 366 Кодекса налогоплательщик обязан поставить на учет в налоговом органе по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика каждый объект налогообложения, указанный в пункте 1 данной статьи Кодекса не позднее чем за два рабочих дня до даты установки каждого объекта налогообложения. Форма заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения утверждается ФНС РФ. Объектами налогообложения налогом на игорный бизнес в силу пункта 1 статьи 366 Кодекса признаются игровой стол, игровой автомат, касса тотализатора, касса букмекерской конторы. Под игровым автоматом подразумевается специальное оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), установленное организатором игорного заведения и используемое для проведения азартных игр с любым видом выигрыша без участия в указанных играх представителей организатора игорного заведения (статья 364 Кодекса).
Неисполнение налогоплательщиком указанных выше требований в соответствии с пунктом 7 статьи 366 НК РФ влечет налоговую ответственность в виде взыскания штрафа в трехкратном размере ставки налога, установленной для соответствующего объекта налогообложения.
Статьей 2 Закона Рязанской области “О налоге на игорный бизнес на территории Рязанской области“ определено, что ставка налога на игорный бизнес за один игровой автомат составляет 5000 руб. Следовательно, сумма налоговой санкции, подлежащей взысканию с ИП А., составляет 90000 руб. (6 х 3 х 5000 = 90000).
Доказательств, свидетельствующих о регистрации игровых автоматов в качестве объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, а также уплаты штрафа в добровольном порядке, предприниматель в судебное заседание не представил. Таким образом, требование о взыскании налоговой санкции в сумме 90000 руб. обоснованно и подлежит удовлетворению.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 167, 176, 216 АПК РФ, Арбитражный суд
решил: Взыскать с индивидуального предпринимателя А., проживающего по адресу: Рязанская область, в доход федерального бюджета РФ госпошлину в сумме 3200 руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Арбитражный суд Рязанской области в месячный срок со дня принятия решения.

УЧЕТНЫЕ ФУНКЦИИ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ

В результате освоения материала главы 2 студент должен:

знать

  • • порядок учета организаций и физических лиц;
  • • порядок формирования и присвоения ИНН;

уметь

• определять обязанности органов власти, учреждений, организаций и должностных лиц в отношении предоставления ими необходимой информации в налоговые органы;

владеть

• практическими навыками в области контроля за соблюдением банками и иными кредитными организациями их обязанностей, связанных с учетом налогоплательщиков.

Учет организаций и физических лиц

Организации подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным законодательством о налогах и сборах.

Физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным НК РФ.

Организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории РФ, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

Особенности учета в налоговых органах крупнейших налогоплательщиков, иностранных организаций и иностранных граждан, а также некоторых иных категорий налогоплательщиков определяются Минфином России.

При выполнении соглашений о разделе продукции особенности порядка учета налогоплательщиков устанавливаются исходя из положений гл. 26.4 НК РФ.

Управляющие компании закрытых паевых инвестиционных фондов, которым передано в доверительное управление недвижимое имущество указанных паевых инвестиционных фондов, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения такого недвижимого имущества.

При этом необходимо учитывать, что законодательство о налогах и сборах нс связывает возникновение обязанности по постановке на учет в налоговом органе организаций и ИП с наличием обстоятельств, устанавливающих возникновение обязанности по уплате того или иного налога или сбора.

Постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения организации, месту нахождения ее филиала, представительства, иностранной некоммерческой неправительственной организации по месту осуществления ею деятельности на территории РФ через отделение, а также ИП по месту его жительства осуществляется на основании сведений, которые содержатся в соответствующих реестрах, а именно: в ЕГРЮЛ, ЕГРИП.

Налоговые органы осуществляют постановку на учет российской организации но месту нахождения ее обособленных подразделений (за исключением филиалов и представительств) на основании сообщений, представляемых (направляемых) этой организацией.

Постановка на учет (снятие с учета) в налоговых органах иностранной организации по месту осуществления ею деятельности на территории РФ осуществляется:

  • • через аккредитованные филиал, представительство на основании сведений, содержащихся в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц;
  • • через иные обособленные подразделения на основании заявления о постановке на учет (снятии с учета) такой организации.

Заявление о постановке на учет подается иностранной организацией в налоговый орган не позднее 30 календарных дней со дня начала осуществления ею деятельности на территории РФ. При подаче заявления о постановке на учет (снятии с учета) иностранная организация одновременно с указанным заявлением представляет в налоговый орган документы, которые необходимы для постановки ее на учет (снятия с учета) в налоговом органе, они утверждаются Минфином России.

Приказом Минфина России от 30.09.2010 № 117н установлен следующий список таких документов:

  • 1) учредительные документы иностранной организации;
  • 2) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иной равный по юридической силе документ, подтверждающий юридический статус учредителя — иностранного лица;
  • 3) справка налогового органа страны происхождения иностранной организации о ее регистрации в качестве налогоплательщика в этой стране с указанием кода налогоплательщика (или аналога кода налогоплательщика);
  • 4) решение уполномоченного органа иностранной организации о создании отделения на территории РФ и положение об этом отделении;
  • 5) договор (соглашение, контракт), на основании которого иностранная организация осуществляет деятельность на территории РФ, в случае отсутствия решения уполномоченного органа иностранной организации о создании отделения на территории РФ;
  • 6) доверенность о наделении руководителя отделения иностранной организации на территории РФ необходимыми полномочиями;
  • 7) документы, подтверждающие аккредитацию отделения иностранной организации на территории РФ, если такая аккредитация предусмотрена законодательством РФ;
  • 8) документ, предоставляющий право иностранной организации на пользование природными ресурсами, — для иностранной организации, признаваемой пользователем недр в соответствии с законодательством РФ.

Приказ Минфина России от 30.09.2010 № 117н.

Приказы ФНС России: от 13.02.2012 № ММВ-7-6/80®; от 27.10.2014 № ММВ- 7-14/554©; от 16.10.2013 № ММВ-7-14/448©.

Письма ФНС России: от 28.11.2014 № СА-4-14/24715; от 26.02.2015 № СА-4- 14/2973©; от 18.02.2011 № ПА-4-6/2688©.

В случае если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании, в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом но месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, определяемого этой организацией самостоятельно. Сведения о выборе налогового органа организация должна указать в уведомлении, представляемом (направляемом) российской организацией в налоговый орган по месту ее нахождения, иностранной организацией — в выбранный ею налоговый орган.

Постановка на учет организации в качестве ответственного участника КГН осуществляется налоговым органом, которым зарегистрирован договор о создании КГН, в течение пяти дней со дня его регистрации, и в тот же срок организации выдается уведомление о постановке на учет в налоговом органе в качестве ответственного участника КГН.

Постановка на учет организации в качестве участника договора инвестиционного товарищества — управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета, осуществляется налоговым органом, в который направляется копия договора инвестиционного товарищества, в течение пяти рабочих дней со дня ее получения либо сообщения о выполнении функций управляющего товарища, и в тот же срок организации выдается уведомление о постановке на учет в налоговом органе в качестве участника договора инвестиционного товарищества — управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета по договору инвестиционного товарищества.

Постановка на учет организации в качестве участника договора инвестиционного товарищества — управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета, осуществляется налоговым органом но каждому договору инвестиционного товарищества отдельно.

Постановка на учет, снятие с учета организации или физического лица в налоговом органе по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств осуществляются на основании сведений, сообщаемых соответствующими органами. Организация подлежит постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения недвижимого имущества, принадлежащего ей на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Местом нахождения имущества признается:

  • • для водных транспортных средств (за исключением маломерных судов) — место государственной регистрации транспортного средства;
  • • воздушных транспортных средств — место нахождения организации или место жительства (место пребывания) физического лица — собственника транспортного средства;
  • • иных транспортных средств — место нахождения организации (ее обособленного подразделения) или место жительства (место пребывания) физического лица, но которым в соответствии с законодательством РФ зарегистрировано транспортное средство;
  • • иного недвижимого имущества — место фактического нахождения имущества.

Вышеуказанные правила применяются также в отношении недвижимого имущества и транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности и входящих в состав имущества организаций, на которые этим организациям предоставлены права владения, пользования и распоряжения либо права владения и пользования, а также в отношении недвижимого имущества, составляющего имущество закрытых паевых инвестиционных фондов, которое передано в доверительное управление управляющих компаний.

Постановка на учет российской организации, созданной в результате реорганизации в форме преобразования или слияния, а также российской организации, реорганизованной в форме присоединения, в налоговом органе но месту нахождения недвижимого имущества, принадлежавшего реорганизованной или присоединенной организации, осуществляется на основании сведений о реорганизации российской организации, содержащихся в ЕГРЮЛ.

Постановка на учет нотариуса, занимающегося частной практикой, осуществляется налоговым органом по месту его жительства на основании сведений, сообщаемых соответствующими органами.

Постановка на учет адвоката осуществляется налоговым органом по месту его жительства на основании сведений, сообщаемых адвокатской палатой субъекта РФ.

Постановка на учет в налоговых органах физических лиц, не относящихся к ИП, осуществляется налоговым органом по месту жительства физического лица на основе информации, предоставляемой соответствующими органами, либо на основании заявления физического лица.

В случае возникновения у налогоплательщиков затруднений с определением места постановки на учет соответствующее решение должен принять налоговый орган исходя из информации, представленной налогоплательщиком.

В соответствии с требованиями законодательства о налогах и сборах в обязанность налоговым органам вменяется обеспечение постановки налогоплателыциков на учет (снятие их с учета), а также осуществление учета сведений о налогоплательщиках.

Регистрация и учёт налогоплательщиков

Регистрация и учет налогоплательщиков включает: регистрацию и учет физических лиц как граждан и как налоговых резидентов; регистрацию и учет юридических лиц как инкорпорированных в стране и как налоговых резидентов; регистрацию и учет обособленных подразделений; регистрацию и учет консолидированных групп; регистрацию и учет представительств иностранных государств и международных организаций.

В развитых странах регистрация и учет плательщиков — физических и юридических лиц — налогов ведется единообразно и унифицировано уполномоченными подразделениями налоговых органов на основании единой общегосударственной системы фискальных учетных реквизитов (ФУР).

ФУР физического лица включают: ФИО лица, дату и место рождения, гражданство, адрес постоянного или обычного проживания, адрес находящегося в собственности жилого помещения или иного объекта недвижимости, используемого для постоянного или временного проживания данного лица, членов ее семьи, иных иждивенцев, или сдаваемого в аренду или иное пользование других лиц, фискальный номер.

ФУР юридического лица включают: официальное название, используемую им основную торговую марку, дату и место регистрации, адрес по регистрации, по основному месту деятельности и по размещению центра управления (головной конторы), адрес находящегося в собственности производственного, торгового, жилого или иного помещения или любого другого принадлежащего лицу объекта недвижимости, фискальный номер лица, ФУР всех физических лиц, имеющих отношение к собственности, владению, управлению, аудиту, иным формам контроля или представления интересов данного лица.

Основная тенденция сейчас состоит в том, чтобы посредством системы регистрации и учета физических лиц как плательщиков налогов заменить все другие формы учета и регистрации физических лиц — по рождению, паспортной, социальной, пенсионной, военной, иммиграционной и др., а системой регистрации и учета юридических лиц как плательщиков налогов заменить, полностью или частично, все другие формы учета и регистрации юридических лиц (регистрацию по созданию, слиянию, поглощению компаний, как субъектов торгового права, как инвестиционных или холдинговых центров и т.д.).

При таком порядке физические лица подлежат учету в налоговых органах с момента рождения. Первичная налоговая регистрация физических лиц ведется в налоговых органах и осуществляется в каждой стране в отношении своих граждан и налоговых резидентов — по факту рождения, путем присвоения физическому лицу единого фискального номера (ЕФН); в отношении прочих физических лиц — по факту прибытия в страну (или получения доходов в ней) — путем присвоения фискального номера иностранца (ФНИ).

Первичная налоговая регистрация юридических лиц ведется в уполномоченных органах исполнительной власти данной страны и осуществляется: в отношении юридических лиц, созданных по законам этой страны — по факту регистрации, путем присвоения фискального номера организации (ФНО); в отношении иных юридических лиц — по факту начала осуществления деятельности (или получения доходов) в этой стране — путем присвоения фискального номера иностранной организации (ФНИО).

При этом регистрация и учет плательщиков налогов — юридических лиц в обязательном порядке должна вестись с установлением и указанием фискальных учетных реквизитов всех физических лиц, имеющих отношение к собственности, владению, управлению, аудиту, иным формам контроля или представления интересов данного юридического лица.

Иные плательщики налогов регистрируются в зависимости от выбора режима обложения и вида налога. В частности, могут применяться следующие режимы:

  • а) совокупность имущества и активов, передаваемых по наследству, до момента распределения наследственной массы, облагается налогами в режиме, установленном для физических лиц;
  • б) домохозяйство семьи, признаваемой в соответствии с законом отдельным плательщиком налогов, облагается налогами в режиме, установленном для физических лиц;
  • в) объединение физических лиц, создаваемое в целях осуществления совместной коммерческой деятельности на условиях неограниченной финансовой ответственности, облагается налогами в режиме, установленном для физических лиц;
  • г) обособленное подразделение предприятия («участок деятельности») облагается налогами в режиме, установленном для физических лиц — если это касается индивидуального предпринимателя, или в режиме, установленном для юридических лиц — если это касается подразделения предприятия, принадлежащего юридическому лицу;
  • д) группа компаний (юридических лиц), контролируемых одним лицом (семьей, группой взаимосвязанных лиц, трастом холдинговой компанией и т.д.), признаваемая в соответствии с законом единым консолидированным налогоплательщиком, облагается налогами в режиме, установленном для юридических лиц. Налоги и налогообложение: учеб. пособие / В.А. Кашин. — М.: Магистр, 2008. — 365 с.

Единый порядок сбора, обработки и формирования сведений о налогоплательщиках. Эти сведения включают основные характеристики налогоплательщика, составленные с учетом его учредительных документов, сведений о государственной регистрации, а также его классификационных признаков. Учет способствует осуществлению налоговыми органами контроля, за соблюдением субъектами предпринимательской деятельности законодательства и иных нормативных актов о налогах и сборах, за правильностью исчисления налогов с юридических и физических лиц, а также полнотой и своевременностью их поступления в бюджет.

В соответствии с налоговым законодательством в целях налогового контроля граждане подлежат постановке на учет в налоговых органах. Постановка на учет граждан осуществляется в налоговом органе по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества (дома, квартиры, земельные участки и др.) и (или) транспортных средств.

Постановка на учет, осуществляется налоговым органом по месту жительства физического лица на основе информации, предоставляемой органами, располагающими данными о гражданах и их имуществе (ст. НК РФ) либо на основании заявления физического лица.

Порядок постановки на учет и требования устанавливаются статьями 83-84 НК РФ. Это означает, что учет налогоплательщиков относится Налоговым кодексом к налоговому контролю. Более того указывается, что налоговые органы обязаны вести учет налогоплательщиков в целях проведения налогового контроля. Иными словами, постановка на учет является предварительной формой контроля. Без этой стадии невозможно провести все остальные контрольные мероприятия.

Постановку на учет налогоплательщика следует отличать от регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя, тем более что выполняет обе функции ФНС России. В большинстве случае, одно действие предшествует и является необходимым следствием другого. Однако зачастую регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя не происходит, в то время как постановка на учет в налоговом органе обязательна. Один из основных таких примеров — это постановка на учет по месту нахождения обособленного подразделения. Исходя из ст. 11 НК РФ, обособленное подразделение — это любое территориально обособленное от организации отделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места (хотя бы одно). То есть факт отражения создания подразделения в учредительных документах организации не важен.

Случаи, когда то или иное лицо должно встать на учет в налоговом органе. Для физических лиц:

  • 1. при регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;
  • 2. при получении должности нотариуса, занимающегося частной практикой;
  • 3. адвокат;
  • 4. при приобретении недвижимого имущества, транспортных средств.

Для организаций:

  • 1. по месту нахождения обособленных подразделений;
  • 2. постановка на учет крупнейших налогоплательщиков;
  • 3. постановка на учет иностранных организаций и иностранных граждан;
  • 4. при выполнении соглашений о разделе продукции;
  • 5. при приобретении недвижимого имущества, транспортных средств. Налоговое право: учебник для вузов. 3-е изд. перераб. и доп. — М.: Юрайт-Издат, 2009. — 429с.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *