Учет нормативных актов

>Учет нормативно-правовых актов

Учет нормативно-правовых актов

Понятие и значение учета правовых документов

Учет еще называют справочно-информационной работой, что тоже верно.

Учет правовых актов — это разновидность систематизации правовых документов, заключающаяся в их сборе, хранении, регистрации, расположении в определенном порядке и поддержании в контрольном состоянии для быстрого нахождения и использования.

Значение учета правовых документов не стоит переоценивать, однако с определенностью можно констатировать, что это весьма полезная юридическая деятельность.

Во-первых, велико его значение для реализации права, в которой участвует широкий круг граждан и организаций. Руководители любой организации озабочены тем, чтобы не конфликтовать с законом, а для этого законодательство должно быть под рукой, чтобы в случае необходимости быстро им воспользоваться. Учет правовых актов здесь обычно поручается юристу предприятия.

Во-вторых, учет еше более необходим в правоприменительной деятельности. Ведь здесь государственным органам приходится принимать властные решения, оказывающие серьезное воздействие на субъектов права. Особенно это касается прокурорских, судебных органов, адвокатских бюро. Ошибка недопустима, лучше лишний раз заглянуть в правовой акт, а для этого необходимо быстро его найти, установить связи с другими актами.

В-третьих, правотворческая деятельность вообще немыслима без точного налаженного учета законодательства; в противном случае ждать квалифицированного подхода к подготовке закона, его экспертизе не следует.

В-четвертых, учет правовых актов — это органическая часть кодификации, консолидации и инкорпорации, своего рода их первоначальная стадия, хотя, как было указано выше, учет имеет и самостоятельное значение.

В-пятых, без учета правовых актов нельзя осуществлять работу по правовому воспитанию у подготовке специалистов в области права, заниматься научной работой в области юриспруденции.

Одним словом, учет правовых актов обслуживает информационные потребности субъектов права.

Технико-юридические правила проведения учета

Технико-юридические правила отражают особенности этого вида систематизации.

Объектом учета могут быть любые правовые акты: нормативные, интерпретационные, правореализационные, правоприменительные и др.

Заниматься учетом может широкий круг субъектов, а точнее — все, кто в этом нуждается. Они же определяют объем, критерии и другие параметры учета.

Следует различать две разновидности учета правовых актов:

  • официальный. Официальный учет ведут юридические службы государственных органов. Всероссийский учет законодательства (как федерального, так и субъектов РФ) ведется Государственно- правовым управлением Президента РФ, где создан эталонный банк данных всех нормативных актах РФ — Федеральный регистр. Суды высших инстанций, Прокуратура РФ ведут учет актов, ими принимаемых. Та же работа проводится органами субъектов РФ;
  • неофициальный. Различным организациям и частным лицам всеобъемлющий учет не под силу, поэтому они «подгоняют» его объем под свои нужды. Однако учет своих корпоративных актов проводится ими в полном объеме.

Фонд правовых документов любого уровня и свойства имеет ценность лишь тогда, когда документы точно отражают все операции, с ними произведенные: отмену, изменения, дополнения. В этом случае мы говорим о поддержании правовых актов в контрольном состоянии.

Критериями систематизации могут быть:

  • вид юридического документа (нормативные, интерпретационные и т. п.);
  • орган, издавший документ (законодательный орган, Президент РФ, Правительство РФ, ведомство, судебный орган и др.);
  • время издания документа (акты регистрируются по дате их принятия);
  • юридическая сила документа (законы, подзаконные акты и т. п.);
  • его отраслевая принадлежность (уголовно-правовые, гражданско-правовые, финансово-правовые и т. д.);
  • предмет регулирования (ценные бумаги, пенсии и проч.). Здесь рубрики расставляются в алфавитном порядке.

Способы учета могут быть различными. Перечислим их:

  • картотеки — самый простой способ учета. Информация, занесенная на карточки, призвана облегчить получение знаний об актах, обеспечить их прямой отбор и возможность возвращения актов обратно, а также новое их извлечение. Карточки расположены в определенном порядке. На них указывается орган, издавший акт, его наименование, дата принятия и т. п.;
  • сброшюрованные папки. Этот способ применим при очень небольшом объеме правовых актов (скорее, для домашнего пользования, причем не юристами). В данном случае акты располагаются в определенном порядке в особых папках;
  • журналы. В них всего лишь фиксируются реквизиты правовых актов по разработанной схеме;
  • информационно-поисковые системы по праву.


Автоматизированный учет законодательства (НПА)

В последние десятилетия все более активно используется так называемый автоматизированный учет законодательства на базе применения современной компьютерной техники и новейших достижений информатики. Создание автоматизированных информационно-поисковых систем по законодательству имеет ряд несомненных преимуществ по сравнению с другими видами учета нормативных актов.

1) в компьютерные системы возможно заложить практически безграничный объем правовой информации (все законодательство страны (законы, указы Президента, постановления Правительства, все виды ведомственных актов), включая и нормативные акты субъектов Федерации, акты органов местного самоуправления, ныне отмененные нормативные акты, проекты будущих законов, законодательство ряда зарубежных государств, важнейшие решения судебных органов, аннотации юридической литературы и т. д. и т. п.

2) справки о законодательстве и практике применения НПА можно получить при автоматизированном учете по любому интересующему абонента вопросу, в то время как, например, при картотечном учете такие справки можно выдать лишь в зависимости от рубрик классификатора картотеки.

3) компьютер создает возможность получить юридическую справку максимально быстро и сразу же ее напечатать и оттиражировать в том количестве, какое необходимо абоненту.

Впервые автоматизированная система правовой информации была создана в США в 60-х годах группой ученых и юристов под руководством профессора Д. Хорти. В настоящее время в США и других западных государствах созданы десятки систем такого рода. Одни из них входят в состав аппарата органов законодательной, исполнительной и судебной власти, другие носят частный характер и обслуживают на договорной основе частные фирмы, организации, адвокатов, юрисконсультов. Существует единая система правовой информации для всех западноевропейских государств, которая включает в себя примерно 150 тыс. единиц правовых документов.

В Российской Федерации такого рода автоматизированные системы созданы в аппарате Государственной Думы, Совета Федерации, Президента РФ, Правительства РФ, в Министерстве юстиции РФ и ЦБ, ряде других федеральных органов. Так, при Министерстве Юстиции РФ действует Научный центр правовой информации, который имеет обширный банк данных о федеральных нормативных актах, включая и ведомственные, а также об актах субъектов Федерации. В соответствии с Указом Президента РФ от 10.08.2000 г. «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства РФ» предусмотрено создание федерального банка НПА субъектов РФ – «федерального регистра».

Создан и активно разворачивает свою деятельность также и ряд коммерческих автоматизированных информационно-поисковых систем законодательства («Консультант-Плюс», «Гарант» и др.).

В настоящее время информационно-поисковой системой «Консультант-Плюс» разработан единый многоуровневый классификатор нормативных актов, принимаемых правотворческими органами Российской Федерации и ее субъектов, который может быть использован во всех органах и организациях, осуществляющих учет нормативных актов. К числу его несомненных достоинств следует отнести высокий уровень детализации по большинству разделов, широкий охват регулируемых законодательством проблем, активное применение многоступенчатого дробления рубрик.

2. Инкорпорация как форма систематизации законодательства

Инкорпорация (включать в свой состав)- постоянная деятельность государственных и иных органов, осуществляемая с целью объединения НПА определенного уровня полностью либо частично в издаваемые для широкого пользования сборники или собрания в определенном порядке.

Цель инкорпорации:

1) поддержание законодательства в действующем (контрольном) состоянии,

2) обеспечение доступности и обозримости законодательства

3) снабжение самого широкого круга субъектов достоверной информацией о законах и иных нормативных актах в их действующей редакции

Инкорпорация — низкий уровень систематизации и предпосылка для кодификации.

Особенность инкорпорации состоит в том, что в нормативное содержание помещаемых в сборники актов какие-либо изменения обычно не вносятся, а, значит, и содержание правового регулирования по существу не меняется. Именно это свойство инкорпорации — сохранение неизменным содержания нормативного регулирования — отличает ее от кодификации и консолидации (например, Полное собрание законов Российской империи (начиная с 1649 г (Соборного уложения и заканчивая НПА середины 19 века).

Классификаций инкорпорации наука теории права знает множество:

по субъекту, производящему систематизацию (по юридической силе создаваемых актов) Официальная -осуществляется от имени и по поручению либо с санкции правотворческого органа (органов), который утверждает или иным способом официально одобряет подготовленное Собрание (Свод). Оно носит официальный характер, на его материалы можно ссылаться в процессе правотворческой и правоприменительной деятельности (Собрание законодательства РФ (на современном этапе); Свод законов РСФСР (как пример из истории России)
Официозная (полуофициальная) -издание собраний и сборников законодательства по поручению правотворческого органа (органов) специально уполномоченными на то органами (например. Министерством Юстиции), причем правотворческий орган официально не утверждает и не одобряет такое собрание (сборник) и потому тексты помещенных в нем актов не приобретают официальный характер (Систематическое собрание действующего законодательства РСФСР изданное в 60-е годы 20 века)
Неофициальная -осуществляется теми субъектами, которые не имеют специальных, предоставляемых правотворческим органом полномочий издавать собрания законодательства и осуществляют эту деятельность по собственной инициативе. Данные инкорпоративные сборники не являются официальным источником права, на них нельзя ссылаться в процессе правотворчества и применения права. Например, в Италии, где нет официального Свода законов, римским издательством «РЕМ» выпускается собрание законодательства (в настоящее время издано 50 томов собрания, общим объемом 40 тысяч страниц)
Обыденная -осуществляется любыми субъектами общественных отношений (Сборники по трудовому, жилищному или пенсионному законодательству, справочники для бухгалтеров, предпринимателей, учителей, военнослужащих и т. д.) Профессиональная -осуществляется лицами, обладающими специальными познаниями (для юристов: судей, прокуроров, юрисконсультов, нотариусов и пр.)
по характеру расположения материала Хронологическая -нормативные акты располагаются последовательно по датам их издания (Собрание законодательства РФ, Бюллетень нормативных актов ведомственных или муниципальных органов (содержит перечень зарегистрированных Минюстом РФ НПА федеральных органов исполнительной власти); Ведомости Федерального Собрания РФ (публикуются исключительно федеральные конституционные и федеральные законы) и др.) Исторический пример, Полное собрание законов РИ.
Систематическая (предметная) -нормативные акты располагаются по тематическим разделам в зависимости от их содержания, в каждом разделе акты размещаются по предметному принципу (Объединение нормативных актов по отраслям права, сферам государственной деятельности (образование, здравоохранение и т.д.)). Высшая форма систематизации по предметному принципу является свод законов (Первый – Свод законов Юстиниана в 12 веке; Свод законов РИ в 1832 г. (15 томов)
Смешанная -при подготовке и издании собраний законодательства могут сочетаться хронологический и предметный принципы расположения материала, когда разделы собрания подразделяются тематически, по предметному принципу, а внутри каждого раздела акты располагаются в хронологическом порядке.
по объему охватываемого нормативного материала генеральная (полная, общая) -в собрание включается или все законодательство страны, или все федеральное законодательство, все нормативные акты того или иного субъекта РФ и т. д.( Собрание законодательства РФ)
частичная (отраслевая) -составляются собрания и сборники нормативных актов по определенным вопросам, сфере государственной деятельности, определенной отрасли законодательства или правовому институту и другим признакам
по методу обработки нормативных актов Простая -из актов в процессе их помещения в сборники исключаются ненормативные, а также формально отмененные положения, временные нормы, срок действия которых истек, подписи уполномоченных должностных лиц
Сложная -наряду с указанными действиями из сборников исключаются также формально не отмененные, но фактически утратившие силу акты

Роль (ценность) инкорпорации: очень хорошо было указана в предисловии к Полному собранию законов Российской империи. В этом предисловии говорится, что Собрание предшествует Своду, в нем нет разницы между законами, ныне действующими, и законами отмененными, «сего требует историческая связь и целость законодательства», «сего требуют и следующие особенные уважения»: а) нужно знать не один порядок настоящий, но и порядок предшествующий, дабы на полном обозрении прошедшего и настоящего с большей твердостью основывать будущее; б) на самом производстве дел могут встречаться вопросы, для разрешения коих и для точного смысла законов настоящих восходить к законам прежним, хотя и потерявшим силу, но сохранившим в себе начало и причины законов последующих». В текстах международных договоров термин инкорпорация иногда применяется для обозначения включения одного государства в состав другого государства на основе соглашения.

3. Консолидация как форма систематизации

Издержки правотворчества, несовершенство правового регулирования общественных отношений и множество других факторов приводит к тому, что по одному и тому же предмету правового регулирования издано и действует большое число нормативных актов, который подчас входят в противоречие друг с другом, нередко дублируют друг друга. Юридическим средством преодоления множественности НПА является консолидация законодательства, которая является своеобразным «блоком» (не блокиратор) законодательства.

Таким образом, консолидация – это такая форма систематизации, в процессе которой большое число нормативных актов по одному и тому же вопросу объединяются в один укрупненный акт. Такой акт утверждается правотворческим органом в качестве нового, самостоятельного источника права, а прежние разрозненные акты признаются утратившими силу. Объединению подлежат предписания одинаковой юридической силы.

Особенность консолидации — заключается в том, что новый укрупненный акт не меняет содержание правового регулирования, не вносит изменений и новелл в действующее законодательство (меняется форма НПА, но не их содержание).

Цель консолидации: Разработать общую структуру будущего акта, с помощью определенной редакционной правки, с тем расчетом, чтобы был единым стилем, использовалась единая терминология (другими словами — устранить противоречия, повторения)

Мировая практика принятия укрупненных актов достаточно обширна. В Великобритании, например, издаются десятки актов такого рода, объединяющих акты парламента, принятые по одному и тому же предмету регулирования за все время его существования. В конце XIX в. английский парламент принял специальный закон о консолидации статутного права. Во Франции широко используются так называемые кодексы, объединяющие нормативные предписания по аналогичному вопросу. Изданы, например, такие консолидированные акты, как Кодекс дорог общественного пользования, Кодекс сберегательных касс. Кодекс морских портов и др. Курс на консолидацию актов, имеющих силу, укрупнение законодательных блоков, вбирающих в себя несколько (иногда десятки) действующих актов по одному и тому же вопросу, становится одним из приоритетных направлений упорядочения законодательства в РФ. Термин консолидация преимущественно применяется в английском праве; в романо-германской правовой системе соответствующую законодательную деятельность называют инкорпорацией;

4. Кодификация как высшая форма систематизации законодательства

Кодификация – это вид систематизации, который имеет правотворческий характер и направлен на создание нового сводного нормативно-правового акта (основ законодательства, кодекса) путем коренной переработки действующего законодательства с целью обеспечения единого, внутренне согласованного регулирования определенной социальной сферы.

Результатом кодификации является издание кодифицированного акта: кодекса, устава, положения, правила.

Кодификация обладает рядом характерных черт:

1. кодификационный акт является важнейшим среди актов, действующих в определенной сфере общественной жизни, содержит общие принципы, определяющие характер и содержание всех норм соответствующей отрасли или института права;

2. такой акт регулирует значительную и достаточно обширную сферу отношений (имущественные, трудовые, брачно-семейные отношения, борьба с преступностью и т. д.);

3. будучи итогом совершенствования законодательства, кодификационный акт представляет собой сводный акт, упорядоченную совокупность взаимозависимых предписаний;

4. кодификация предусматривает создание более устойчивых, стабильных норм, рассчитанных на длительный период их действия;

5. предмет кодификации обычно определяется в зависимости от деления системы законодательства на отрасли и институты;

6. акт кодификации всегда имеет значительный объем, сложную структуру (части, разделы, главы и другие подразделения).

Роль (назначение) кодификации — способствует усилению стабильности законодательства, созданию четкой, опирающейся на научный фундамент, системы нормативных актов, обеспечивает оптимальную скоординированность между действующими нормами, создание в законодательстве укрупненных нормативных блоков. Она позволяет решить две взаимосвязанные задачи — совершенствовать и содержание, и форму законодательства.

По характеру и значению
Всеобщая -Создание сводных кодифицированных актов по основным отраслям законодательства – «кодекс кодексов» (Свод законов) Отраслевая — систематизация актов отдельных отраслей права (УК РФ, ГК РФ и др.) Специальная -Объединение норм определённого правового института либо нескольких правовых институтов (Налоговый, лесной, таможенный кодекс и др.)

Сравнительная характеристика основных форм систематизации законодательства
(инкорпорация и кодификация)

Признаки сравнения Инкорпорация Кодификация
цель поддерживать законодательство в действующем (контрольном) состоянии; упорядочение законодательства критическое переосмысление действующих норм, устранение противоречия и несогласованности между ними, ликвидировать повторения, устаревшие положения, пробелы, дублирование норм; упорядочение и обновление законодательства
по субъекту, производящему систематизацию может быть официальной и неофициальной (ОГВ, организации, объединения, иные лица) всегда носит официальный характер и осуществляется только ОГВ
предмет воздействия нормативно-правовые акты правовые предписания и юридические институты
результат систематизации сборник или собрание, в котором сохраняется неизменным содержание нормативного регулирования создаётся новый, сводный, систематизированный нормативно-правовой акт, при этом происходит глубокая всесторонняя внутренняя переработка нормативного материала; акт кодификации всегда имеет значительный объем, сложную структуру (кодекс, положение, уложение, устав: структурно делится на части, разделы, главы, среди которых выделяется «общая часть», «особенная часть», «общие положения» и пр.
время представляет собой, в принципе, постоянную деятельность государственных и иных органов представляет собой, в принципе, постоянную деятельность государственных органов
уровень систематизации низший, часто рассматривается как предварительный этап (прием) кодификации, но может иметь и самостоятельный характер высший, наиболее сложный и совершенный уровень, включающий в себя инкорпоративные приемы

Унификация права.

Данное понятие в большей степени используется в Международном праве (частном и публичном), соответственно данная тема подробно будет вами исследоваться в курсе Международное право. Но хочется отметить следующее.

Сближение законодательства различных стран, рассматриваемое в качестве одной из составляющих всемирного интеграционного процесса, в последние годы стремительно расширяется как по предметной сфере, так и по способам, которые используют государства для создания единообразных норм. Сближение национальных правовых систем не всегда предопределяется целенаправленными действиями по созданию единых норм, но может быть обусловлено влиянием внутригосударственных нормативных актов отдельных стран, международных соглашений, решений международных организаций на структуру и содержание правовых актов других государств. То, насколько далеко готовы идти государства в сближении своих правовых норм, во многом зависит от преследуемых при этом целей — сделать нормы идентичными или лишь схожими в общих чертах или не вступающими между собой в противоречия.

Длительное время предпочтение отдавалось сближению правовых норм на основе международных договоров. В качестве важнейшей и наиболее эффективной формы договорного сближения правовых норм рассматривается унификация национального законодательства, под которой понимается создание при помощи международных договоров единых норм, подлежащих включению в систему применяемых государством правовых предписаний и обеспечивающих преодоление различий в регулировании какого-либо рода отношений. Унификация национального законодательства предусмотрена, например, во многих соглашениях, заключенных в рамках СНГ. Важнейшая роль в унификации национального законодательства принадлежит механизмам, созданным в рамках Совета Европы. Наиболее наглядно это проявляется в сближении регулирования правового статуса личности. Созданию унифицированного правового пространства способствует не только и не столько сама Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, сколько деятельность Европейского суда по правам человека, который, по сути дела, расшифровывает и уточняет единые европейские стандарты прав и свобод человека.

Всемирная унификация национальных законодательств по таможенным вопросам необходима для единообразного толкования терминологии, упрощения таможенного оформления товаров во взаимной торговле, укрепления сотрудничества национальных таможенных служб, взаимодействия в рамках международных организаций. В результате применения унифицированных документов ускоряется перемещение лиц через таможенную границу, повышается качество работы сотрудников таможенных органов, улучшается процесс обмена информацией между таможенными органами, и в частности стран-участниц Таможенного союза и ЕврАзЭС.

В международном частном праве, под унификацией понимается процесс выработки в более или менее широком международном масштабе единообразных национально-правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в сфере хозяйственного международного оборота. Например, Йорк-Антверпенские правила, свод общепринятых в международном торговом мореплавании правил, регулирующих распределение между судовладельцем и грузовладельцем пропорционально стоимости судна, груза и фрахта убытков, понесённых каким-либо из этих лиц, вследствие расходов и пожертвований, произведённых во время морской перевозки намеренно для спасения судна, груза и фрахта от общей для них опасности. Й.-А. п. были выработаны международной конференцией представителей торговых палат, судовладельцев, грузовладельцев и страховых компаний ряда стран, ведущих морскую торговлю, в 1864 в г. Йорке (Великобритания), в 1877 существенные изменения в них были внесены на конференции в г. Антверпене.

Форма унификации:

В нынешних условиях унификация осуществляется преимущественно посредством заключения договоров международно-правового характера, хотя возможны и другие ее формы (типовые законы, регламенты, унифицированные правила, правила толкования и т.п.).

  1. Юридическая (законодательная) техника

Юридическая и законодательная техника соотносятся как целое и часть в этом целом.

Юридическая техника – это совокупность приемов, правил, средств и способов разработки и оформления НПА (законов, подзаконных актов) и индивидуальных юридических актов, обеспечивающих их совершенство.

Законодательная техника – система правил и приемов наиболее рационального конструирования закона соответственно его природе и назначению.

Закон как нормативный регулятор достигает своей цели в том случае, если он обладает определенным качеством, т.е. отображает интересы участников регулируемых отношений, и его форма является совершенной. Поэтому законодатель осуществляя законотворчество должен профессионально владеть законодательной техникой (другими словами законодатель должен- юридически грамотно сформулировать понимание соответствующих институтов (содержание) и закрепить его в форме конкретных правовых норм (форма).

Как отмечал Д.М. Гродзинский: “Чем закон технически лучше изложен, тем меньше вызовет он осложнений при его применении и, следовательно, тем меньше сил и энергии будет затрачено на различного рода толкования, разъяснения и указания, вызванные неясностью, неточностью, неполнотой и иными дефектами закона”.

В России вопросами совершенствования законодательства стали заниматься во второй половине XIX в. О повышенном внимании ученых и практиков к форме законов того времени говорит дискуссия, развернувшаяся в юридической литературе по поводу проекта Уложения о наказаниях уголовных 1885 г. Так, в одном из отзывов на проект писалось, что: “Ближайшее знакомство с проектом убеждает в том, что предлагаемое проектом упрощение законодательства, путем сокращения до минимума числа определений о похищении имущества, достигается за счет полноты, ясности и определенности закона. Для будущей судебной практики проект открывает перспективу целого ряда затруднений, так как текст закона слишком краток для того, чтобы ответить на все запросы права и действия жизни”

Наибольший интерес русских юристов к проблемам законодательной техники проявился в период с 1900 по 1917 г., т.е. в период, когда в России назревала буржуазная революция. В это время исследованиями техники законодательства занимались такие русские ученые, как Н.С.Таганцев, Ф.П. Буткевич, М.А. Унковский, П.И. Люблинский. Одновременно с трудами русских издавались и работы европейских ученых, таких как И. Бентам и Р. Иеринг. П.И. Люблинский в своем известном пособии “Техника, толкование и казуистика уголовного кодекса” писал, что, являясь изменчивым творением рук человека, юридический закон находит свою силу сам в себе и только в этой своей форме он является действующей, создающей порядок волей. Поэтому слово законодателя является делом, которое в совершенстве удается только человеку богоодаренному, который может создать интуитивно священный правопорядок, состоящий в живом соответствии с душой народа и реальными силами. Далее он отмечал, что искусству развивать мысль законодателя и извлекать из нее нужное содержание учит нас юридическое толкование. Но оно мыслимо только при знакомстве с теми техническими приемами, которыми пользовался законодатель, при построении своих норм.

Как разновидность юридической техники, законодательная техника имеет специфическое содержание, обладает набором юридических инструментов.

Инструментарий (компоненты) законодательной техники:

1. Выбор формы правового регулирования (внешняя форма правовых норм). От данного компонента зависит достоверность и юридическая сила принимаемого акта, место акта в системе законодательства и пр. В данном случае внешней формой НПА в РФ выступает Закон (к НПА, имеющий высшую юридическую силу на территории РФ, по кругу лиц).

2. Выбор способа правового регулирования. Это означает, что из всех юридических средств, находящихся в арсенале законодателя (запретов, обязываний, дозволений, рекомендаций, ограничений, убеждений, принуждений, стимулирования и пр.), последний выбирает те, которые в наибольшей мере отвечают характеру регулируемых законом отношений. Например, если законодатель ставит задачу способствовать принимаемым им законом возникновению тех или иных отношений – то и способом правового регулирования будет дозволение, рекомендация. Если цель законодателя не допустить возникновения каких-либо отрицательных отношений – то способом правового регулирования будет запрет. Если отношения возникают в частно-правовой сфере (гражданско-правовые отношения), то законодатель использует при закреплении в законе данных отношений – диспозитивный метод правового регулирования. И, наоборот, в уголовной сфере – метод императивного регулирования.

3. Использование законодателем технико-юридических средств (юридических терминов, понятий, конструкций, оговорок, примечаний и др.).

— юридический термин – это носитель, внешний символ соответствующего ему понятия

— юридические понятия – главное средство обобщения в праве (выделяют абстрактные и конкретные понятия). Исторически – от конкретных (например, конкретное судебное решение, казус) к абстрактным (любая статья в материальном праве). Соответственно в РГПС – основное место занимают абстрактные нормы, в АСПС – конкретные (или процессуальные) нормы.

— юридические конструкции (используются при конструировании правовых норм): выделяют общие и оценочные понятия. Оценочные встречаются во всех отраслях права: «крупный ущерб», «тяжкие последствия», «разумный риск» и т.п. Общие (например, в ГК РФ дано общее определение договора аренды (общая конструкция) и обязательные его условия, которые являются общими для всех договоров аренды конкретного имущества (аренды нежилого помещения, проката, транспортных средств, предприятий и пр.)

— законодательные оговорки – применяются для конкретизации содержащегося в нормах права объема прав и обязанностей (например, ч.1 ст. 30 КРФ формулирует право каждого на объединение, включая право создавать профсоюзы для защиты своих прав; а ч. 2 той же статьи специально оговаривает, что никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение)

— примечания – позволяют устранить неясности, неопределенности, которые имеют место в тексте закона (прямо указываются под статьей как «Примечание, «исключение составляют»)

Технические приемы

– определение понятий в тексте НПА (нормы-дефиниции)

— прием цифрового выражения (используется в различных отраслях права: в трудовом – указывается в цифрах время продолжительности рабочего времени, периода отпуска, размера МРОТ; в гражданском праве – определение возраста деликтоспособности; в конституционном праве – определение даты выборов; в уголовном праве – размер наказания и пр.

— прием перечисления – используются законодателем в качестве приемов казуистики (например, ст. 942 «Существенные условия договора страхования» — перечисляются точные условия при заключении договора имущественного страхования между страхователем и страховщиком: 1, 2, 3, и пр.)

— классификация понятий – применяется в тех случаях, когда необходимо сгруппировать отдельные элементы, подчиняя их одному понятию или объединяя их в общую группу (например, в кодексах главы, разделы (в УК РФ «Преступления против жизни»…)

5. Способы изложения юридических норм в тексте закона:

— в зависимости от полноты изложения элементов нормы права:

· Прямой

· Ссылочный

· бланкетный

— в зависимости от уровня нормативного обобщения:

· Абстрактный (использует в материальном праве – статьи в законах)

· Казуистический (используется в процессуальном праве) – конкретное судебное решение

Основные

Федеральный закон от 06.12.11 N 402-ФЗ
«О бухгалтерском учете» (в редакции c 26.07.19)

Федеральный закон от 21.11.96 N 129-ФЗ
«О бухгалтерском учете» (в редакции c 29.11.11)

Приказ Минфина от 31.10.00 N 94н
Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению (в редакции c 01.01.11)

Приказ Минфина от 22.07.03 N 67н
«О формах бухгалтерской отчетности организаций» (в редакции c 01.01.11)

Приказ Минфина от 02.07.10 N 66н
«О формах бухгалтерской отчетности организаций» (в редакции c 01.09.19)

Приказ Минфина и ФСФР от 01.02.07 N 7н/07-10/пз-н
«Об утверждении порядка оценки стоимости чистых активов страховых организаций, созданных в форме акционерных обществ»

Приказ Минфина и ГКС от 14.11.03 N 102н/475
«О кодах показателей годовой бухгалтерской отчетности организаций, данные по которым подлежат обработке в органах государственной статистики»

Приказ Минфина от 29.07.98 N 34н
«Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ» (в редакции с 07.05.18)

Постановление СМ СССР от 24.01.80 N 59
«О мерах по совершенствованию организации бухгалтерского учета и повышении его роли в рациональном и экономном использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов»

Методические рекомендации

Приказ МФ от 28.08.14 N 84н
«Об утверждении порядка определения стоимости чистых активов» (в редакции с 25.03.18)

Письмо ФНС от 30.12.13 N ГД-4-3/23622
«О представлении бухгалтерской отчетности религиозными организациями»

Рекомендации для субъектов малого предпринимательства
Рекомендации для субъектов малого предпринимательства по применению упрощенных способов ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности

Приказ Минюста от 17.03.11 N 81
«Методические рекомендации по заполнению и представлению в Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы форм документов, содержащих отчеты о деятельности некоммерческих организаций»

Приказ Минфина от 13.10.03 N 91н
«Методические рекомендации по учету основных средств» (в редакции от 24.12.10)

Приказ Минфина от 20.05.03 N 44н
«Методические указания по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций» (в редакции с 01.01.11)

Приказ Минфина от 26.12.02 N 135н
«Методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды» (в редакции от 24.12.10)

Приказ Минфина от 28.12.01 N 119н
«Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов» (в редакции с 02.01.17)

Приказ Минфина от 28.11.01 N 97н
«Указания по отражению в бухгалтерском учете организаций операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом» (в редакции с 01.01.11)

Приказ Минфина от 21.03.00 N 29н
«Методические рекомендации по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию»

Приказ Минфина от 11.08.99 N 53н
«Указания по отражению в бухгалтерском учете и отчетности операций при исполнении соглашений о разделе продукции»

Приказ Минфина от 21.12.98 N 64н
«О типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства»

Приказ Минфина от 17.02.97 N 15
«Об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга» (в редакции от 23.01.01)

Приказ Минфина от 30.12.96 N 112
«Методические рекомендации по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности» (в редакции от 24.12.10)

Приказ Минфина от 28.11.96 N 101
«О порядке публикации бухгалтерской отчетности открытыми акционерными обществами»

Письмо Минфина от 25.10.96 N 92
«О ведении бухгалтерского учета и отчетности cадоводческими товариществами»

Письмо Комитета РФ по торговле от 10.07.96 N 1-794/32-5
«Методические рекомендации по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли»

Приказ Минфина от 13.06.95 N 49
«Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» (в редакции с 01.01.11)

Письмо Минфина от 31.10.94 N 142
«О порядке отражения в бухгалтерском учете и отчетности операций с векселями, применяемыми при расчетах организациями за поставку товаров, выполненные работы и оказанные услуги» (в редакции от 16.07.96)

Письмо Минфина от 30.12.93 N 160
«Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций»

Письмо Минфина от 29.10.93 N 118
«Об отражении в бухгалтерском учете отдельных операций в жилищно-коммунальном хозяйстве» (в редакции от 03.04.96)

Письмо Минфина от 23.12.92 N 117
«Об отражении в бухгалтерском учете и отчетности операций, связанных с приватизацией предприятий»

Письмо Минфина от 24.07.92 N 59
«О рекомендациях по применению учетных регистров бухгалтерского учета на предприятиях»

Приказ Минторга РСФСР от 08.08.94 N 194
«Об утверждении дифференцированных размеров списания потерь непродовольственных и продовольственных товаров в магазинах (отделах, секциях) самообслуживания»

Инструкция МФ СССР от 14.01.67 N 17
«О порядке выдачи доверенностей на получение товарно-материальных ценностей и отпуска их по доверенности»

ПЗ-1/2007
«Об особенностях формирования бухгалтерской отчетности некоммерческих организаций»

ПЗ-2/2007
«Об особенностях отражения концессионером в бухгалтерском учете операций по концессионному соглашению»

ПЗ-4/2009
«О раскрытии информации о финансовых вложениях организации в годовой бухгалтерской отчетности»

ПЗ-3/2012
«Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства»

ПЗ-1/2011
«Об особенностях формирования бухгалтерской отчетности некоммерческих организаций»

ПЗ-5/2011
«О раскрытии информации о забалансовых статьях в годовой бухгалтерской отчетности организации»

ПЗ-7/2011
«О бухгалтерском учете, формировании и раскрытии в бухгалтерской отчетности информации об экологической деятельности организации»

ПЗ-8/2011
«О формировании в бухгалтерском учете и раскрытии в бухгалтерской отчетности организации информации об инновациях и модернизации производства»

ПЗ-9/2012
«О раскрытии информации о рисках хозяйственной деятельности организации в годовой бухгалтерской отчетности»

ПЗ-10/2012
«О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»

ПЗ-11/2013
«Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности»

ПЗ-12/2014
«О ведении бухгалтерского учета на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя»

ПЗ-1/2015
«Об особенностях формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческих организаций»

ПЗ-3/2015
«Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности»

ПЗ-13/2015
«О применении установленных Минкультуры России правил комплектования, учета и организации хранения электронных архивных документов в отношении первичных и отчетных документов налогоплательщиков»

ПЗ-3/2016
«Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности»

Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете

Методические рекомендации по организации бухгалтерского учета в сельском хозяйстве в связи с принятием Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»

Об особенностях отражения концессионером в бухгалтерском учете операций по концессионному соглашению

Об особенностях бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности автономных учреждений

Рекомендации по ведению бухгалтерского учета и отчетности в сельскохозяйственных потребительских кооперативах

Методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат и выхода продукции в молочном и мясном скотоводстве

Методические рекомендации по разработке учетной политики в сельскохозяйственных организациях

Методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат и выхода продукции в растениеводстве

Методические рекомендации по бухгалтерскому учету горюче-смазочных материалов в сельскохозяйственных организациях

Методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат и исчислению себестоимости продукции овцеводства

Методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат на содержание машинно-тракторного парка в сельскохозяйственных организациях

Методика учета сырья, товаров и производства в предприятиях массового питания различных форм собственности

Методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на хлебопекарных предприятиях

Методические рекомендации по бухгалтерскому учету и отчетности на хлебоприемных и зерноперерабатывающих предприятиях

Методические рекомендации по планированию и учету затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) на предприятиях издательской деятельности

Методические указания по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на предприятиях черной металлургии

Методические рекомендации по вопросам планирования и учета затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) на полиграфических предприятиях

Методические указания по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на предприятиях цветной металлургии

Основные положения по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на промышленных предприятиях

Инструкция по планированию, учету и калькулированию себестоимости добычи и обогащения угля (сланца)

Методические материалы по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на предприятиях машиностроения и металлообработки

Методика проведения аудита тарифов в организациях, оказывающих жилищно-коммунальные услуги

Методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат труда и его оплаты в сельскохозяйственных организациях

Методические рекомендации по бухгалтерскому учету инвестиций, осуществляемых в форме капитальных вложений в сельскохозяйственных организациях

Методические рекомендации по ведению бухгалтерского учета в крестьянских (фермерских) хозяйствах

Методические рекомендации (инструкция) по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции лесопромышленного комплекса

Методические рекомендации по учету затрат на производство и калькулированию себестоимости масложировой продукции

Рекомендации по организации финансового и бухгалтерского учета для товариществ собственников жилья

Методические положения по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) газовых хозяйств

Методологические рекомендации по проведению анализа финансово-хозяйственной деятельности организаций

Инструкция о порядке ведения учета, отчетности и расходования ГСМ в ГА

Инструкция по учету поступления и расходования горюче-смазочных материалов и единых талонов на отпуск нефтепродуктов на предприятиях, в организациях, колхозах и совхозах

Инструкция по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на ювелирных предприятиях

Отраслевая инструкция по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) на промышленных предприятиях речного транспорта

^В начало^

Аудит

Приказ МФ от 09.01.19 N 2н
«О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых приказов Министерства финансов Российской Федерации»

Информационное письмо Росфинмониторинга от 23.11.18 N 56
«О методических рекомендациях по рассмотрению аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами при оказании аудиторских услуг рисков легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма»

Протокол САД от 07.02.18 N 38
«Модель квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора»

Приказ МФ от 09.03.17 N 33н
«Об определении видов аудиторских услуг, в том числе перечня сопутствующих аудиту услуг»

Приказ МФ от 09.11.16 N 207н
«О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации»

Приказ МФ от 24.10.16 N 192н
«О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации»

Протокол САД от 22.09.16 N 26
«Единые критерии оценки качества аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, обеспечивающих реализацию риск-ориентированного подхода при осуществлении внешнего контроля качества работы аудиторских организаций и аудиторов»

Перечень ФСАД
Перечень федеральных стандартов аудиторской деятельности, федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, утвержденных Правительством Российской Федерации, и правил (стандартов) аудиторской деятельности, одобренных Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации

Протокол САД от 24.03.16 N 21
«Порядок ведения перечней сетей аудиторских организаций»

Протокол САД от 24.03.16 N 21
«Требования к организации прохождения аудиторами обучения по программам повышения квалификации в дополнение к обучению, предусмотренному частью 9 статьи 11 Федерального закона «Об аудиторской деятельности», в форме выездного и дистанционного обучения»

Приказ МФ от 18.12.15 N 203н
«Об утверждении Положения о принципах осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требованиях к организации указанного контроля»

Протокол САД от 23.09.15 N 18
«Признаки недобросовестной конкуренции на рынке аудиторских услуг»

Протокол САД от 23.09.15 N 18
«Методические указания по организации и осуществлению аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами противодействия коррупции»

Постановление Правительства от 11.06.15 N 576
«Об утверждении Положения о признании международных стандартов аудита подлежащими применению на территории Российской Федерации» (в редакции с 11.08.17)

Сборник примерных форм
«Сборник примерных форм аудиторских заключений о бухгалтерской (финансовой) отчетности» (версия 1/2015)

ППЗ 9-2016
«О порядке применения части 6 статьи 1 федерального закона «Об аудиторской деятельности»

ППЗ 8-2016
«Порядок применения второго предложения пункта 4 части 2 статьи 18 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» в случае предоставления полномочий единоличного исполнительного органа аудиторской организации нескольким лицам или образования в ней нескольких единоличных исполнительных органов»

ППЗ 7-2016
«Порядок применения пункта 1.4 Кодекса профессиональной этики аудиторов»

ППЗ 6-2016
«Порядок применения пунктов 14 — 18 ФПСАД N 10 «События после отчетной даты»

ППЗ 5-2014
«Вопросы независимости аудиторских организаций от групп взаимосвязанных клиентов»

ППЗ 4-2013
«Определение вида услуг по проведению аудиторской организацией, индивидуальным аудитором экспертизы»

ППЗ 3-2013
«О порядке исчисления стажа работы аудитора в случае его нахождения в отпуске по уходу за ребенком»

ППЗ 2-2012
«Определение вида услуг, требования к порядку оказания которых определены федеральными стандартами аудиторской деятельности ФСАД 8/2011 и ФСАД 9/2011»

ППЗ 1-2012
«Исчисление стажа работы претендента на получение квалификационного аттестата аудитора в случае отпуска по уходу за ребенком»

Правила независимости аудиторов и аудиторских организаций
Одобрены Советом по аудиторской деятельности 20.09.2012, протокол N 6 (в редакции от 27.06.13)

Кодекс профессиональной этики аудиторов
Протокол от 21.05.19 N 47

Кодекс профессиональной этики аудиторов
Одобрен Советом по аудиторской деятельности 22.03.2012 (в редакции с 22.12.17)

Информация Минфина
«Перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2018 год (согласно законодательству Российской Федерации)»

Информация Минфина
«Перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2017 год (согласно законодательству Российской Федерации)»

Информация Минфина
«Перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2016 год (согласно законодательству Российской Федерации)»

Приказ МФ от 19.03.13 N 32н
«Об утверждении Положения о порядке проведения квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора и о признании утратившими силу приказов Министерства финансов Российской Федерации»

Приказ МФ от 21.09.11 N 115н
«Об утверждении Административного регламента по исполнению Министерством финансов Российской Федерации государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов»

Приказ МФ от 16.08.11 N 99н
«Об утверждении федеральных стандартов аудиторской деятельности и внесении изменения в федеральный стандарт аудиторской деятельности (ФСАД 5/2010) «Обязанности аудитора по рассмотрению недобросовестных действий в ходе аудита», утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17 августа 2010 г. N 90н»

Приказ МФ от 06.12.10 N 161н
«Об утверждении Порядка выдачи квалификационного аттестата аудитора и формы квалификационного аттестата аудитора»

Приказ МФ от 17.11.10 N 153н
«Об утверждении Положения о порядке проведения квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора» (в ред. от 13.07.11)

Приказ МФ от 30.09.10 N 118н
«Об утверждении Положения об упрощенном порядке сдачи квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора» (в ред. от 30.06.11)

Приказ МФ от 17.08.10 N 90н
«Об утверждении федеральных стандартов аудиторской деятельности» (в ред. от 16.08.11)

Приказ МФ от 20.05.10 N 46н
«Об утверждении федеральных стандартов аудиторской деятельности»

Приказ МФ от 24.02.10 N 16н
«Об утверждении федерального стандарта аудиторской деятельности «Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля»

Информация Минфина
«Общий подход к организации и проведению квалификационного экзамена в упрощенном порядке»

Приказ МФ от 29.12.09 N 146н
«О создании совета по аудиторской деятельности и его рабочего органа» (в ред. с 27.08.17)

Протокол от 26.11.09 N 80
Методические рекомендации по организации и осуществлению внутреннего контроля качества работы аудиторской организации

Протокол от 26.11.09 N 80
Методические рекомендации по проведению аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности паевых инвестиционных фондов

Протокол от 26.11.09 N 80
Методические рекомендации по проверке формирования страховых резервов при проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности страховой организации

Приказ Минфина от 30.10.09 N 111н
Положение о порядке ведения реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов и контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемых организаций аудиторов

Протокол от 29.10.09 N 79
Рекомендации по организации саморегулируемыми организациями аудиторов прохождения аудиторами обучения по программам повышения квалификации (в ред. от 29.04.10)

Протокол от 24.09.09 N 78
Программа проведения квалификационных экзаменов на получение квалификационного аттестата аудитора (общий аудит)

Письмо Минфина от 13.04.09 N 07-03-32/520
Обобщение практики применения законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

Федеральный закон от 30.12.08 N 307-ФЗ
«Об аудиторской деятельности» (в ред. со 02.12.14)

Протокол от 22.12.08 N 71
Программа проведения квалификационных экзаменов на получение квалификационного аттестата аудитора (аудит кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов)

Протокол от 22.12.08 N 71
Программа проведения квалификационных экзаменов на получение квалификационного аттестата аудитора (аудит страховых организаций и обществ взаимного страхования)

Протокол от 30.10.08 N 69
Временное положение об организации и осуществлении контроля за соблюдением аудиторами правил (стандартов) профессиональной деятельности и профессиональной этики

Постановление Правительства от 16.02.08 N 80
«О лицензировании аудиторской деятельности» (в ред. от 31.03.09)

Протокол от 31.05.07 N 56
Временные основные критерии оценки письменных работ при сдаче квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора

Протокол от 22.12.05 N 41
Получение аудиторских доказательств в конкретном случае (инвентаризация)

Протокол от 22.04.04 N 25
Аудиторские доказательства при проверке правильности формирования страховых резервов

Протокол от 22.04.04 N 25
Проверка налога на прибыль и обязательств перед бюджетом

Протокол от 22.10.03 N 18
Внутренний контроль качества аудита

Постановление Правительства от 23.09.02 N 696
Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности (в ред. от 22.12.11)

Приказ Минфина от 12.09.02 N 93н
Об утверждении временного положения о системе аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в Российской Федерации (в ред. с 01.11.09)

Федеральный закон от 07.08.01 N 119-ФЗ
«Об аудиторской деятельности» (в ред. с 01.01.10)

^В начало^

Бюджет

Приказ МФ от 10.03.15 N 33н
«Об утверждении перечня документов, подтверждающих фактический срок пребывания федерального государственного гражданского служащего в служебной командировке при отсутствии проездных документов (билетов)»

Приказ МФ от 01.07.13 N 65н
«Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» (в ред. c 21.12.18)

Приказ МФ от 21.12.12 N 171н
«Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» (в ред. от 31.12.13)

Приказ МФ РФ от 21.12.11 N 180н
«Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» (в ред. от 13.12.12)

Приказ МФ РФ от 11.07.11 N 81н
«Об утверждении Указаний о порядке применения целевых статей классификации расходов бюджетов для составления проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, начиная с бюджетов на 2012 год»

Приказ МФ РФ от 28.12.10 N 190н
«Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» (в редакции от 29.12.11)

Приказ МФ РФ от 23.12.10 N 183н
«Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению» (в редакции c 10.02.19)

Приказ МФ РФ от 06.12.10 N 162н
«Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению» (в редакции с 10.02.19)

Приказ МФ РФ от 01.12.10 N 157н
«Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (в редакции с 10.02.19)

Письмо Минфина от 01.04.10 N 02-06-07/1169
«Методические указания по переходу на новые положения Инструкции по бюджетному учету в связи изменениями, утвержденными Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 152н»

Приказ Минфина от 30.12.09 N 150н
«Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» (в ред. от 28.12.10)

Письмо Минфина от 12.10.09 N 02-06-07/4765
«Порядок отражения в бюджетном учете операций по закупке и передаче имущества в рамках реализации централизованных закупок»

Письмо Минфина от 21.07.09 N 02-05-10/2931
«Методические рекомендации по применению классификации операций сектора государственного управления»

Письмо ФК от 29.06.09 N 42-7.4-05/2.6-374
«О ежеквартальном согласовании отчетов ф. ф. 0503127, 0503137 органами Федерального казначейства» (в ред. от 20.07.09)

Письмо Минфина от 10.04.09 N 02-06-07/1505
«Методические указания по переходу на новые положения Инструкции по бюджетному учету»

Приказ Минфина от 19.03.09 N 26н
«Об утверждении Порядка составления и представления финансовой отчетности об исполнении федерального бюджета в Счетную палату Российской Федерации» (в ред. от 30.01.15)

Письмо Минфина от 05.03.09 N 02-06-07/1082
«О порядке отражения бюджетных назначений по кодам бюджетной классификации источников финансирования дефицитов бюджетов в бюджетной отчетности»

Письмо Минфина от 19.02.09 N 02-06-07/836
«О порядке отражения в бюджетном учете операций, связанных с начислением и уплатой налога на прибыль организаций с доходов от сдачи в аренду»

Приказ Минфина от 31.12.08 N 155н
«Об утверждении Административного регламента Федерального казначейства по исполнению государственной функции по формированию бюджетной отчетности»

Приказ Минфина от 30.12.08 N 148н
«Об утверждении Инструкции по бюджетному учету» (в ред. от 30.12.09)

Приказ Минфина от 25.12.08 N 145н
«Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» (в ред. от 18.12.09)

Приказ Минфина от 13.11.08 N 128н
«Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» (в ред. с 08.02.11)

Приказ Минфина от 01.09.08 N 88н
«О порядке осуществления федеральными бюджетными учреждениями операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности» (в ред. c 01.01.11)

Приказ Минфина от 06.06.08 N 56н
«Об утверждении Порядка завершения операций по исполнению федерального бюджета в текущем финансовом году» (в ред. c 30.04.18)

Письмо ФАУФИ от 21.03.08 N ВН-05/5897
«Об изменении порядка перечисления в федеральный бюджет доходов от арендной платы за федеральное недвижимое имущество, находящееся в хозяйственном ведении ФГУП»

Энциклопедия решений. Нормативные акты по бухгалтерскому учету (инструкции, методические указания, методические рекомендации). План счетов бухгалтерского учета

Нормативные акты по бухгалтерскому учету (инструкции, методические указания, методические рекомендации). План счетов бухгалтерского учета

Законодательство РФ о бухгалтерском учете состоит из Закона N 402-ФЗ, других федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов (ст. 4 Закона N 402-ФЗ). Перечень нормативных правовых актов в Законе N 402-ФЗ не приводится. До настоящего времени не утверждены федеральные, отраслевые стандарты по бухгалтерскому учету, а также рекомендации в области бухгалтерского учета (ч. 1 ст. 21 Закона N 402-ФЗ). До их принятия экономические субъекты должны руководствоваться правилами ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденными уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и ЦБ РФ до дня вступления в силу Закона N 402-ФЗ (ч. 1 ст. 30 Закона N 402-ФЗ).

В систему нормативного регулирования, помимо положений (стандартов) по бухгалтерскому учету, включаются методические указания, методические рекомендации, различные указания, положения, инструкции и т.д. Такие документы утверждены различными министерствами и ведомствами (например, Минфином России, Минсельхозом России и др.). По отношению к ПБУ они в большинстве случаев носят уточняющий и рекомендательный характер по отдельным вопросам бухгалтерского учета и отчетности.

Поэтому ведение бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению (например, Методические указания, прошедшие регистрацию в Минюсте России), другие носят рекомендательный характер. Приведем примеры документов, входящих в систему нормативного регулирования бухгалтерского учета:

— Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденные приказом Минфина РФ от 21.12.1998 N 64н;

— Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н;

— Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденные приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н;

— Методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, утвержденные приказом Минфина России от 26.12.2002 N 135н;

— Методические указания по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утвержденные приказом Минфина России от 20.05.2003 N 44н;

— Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49;

— Указания об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга, утвержденные приказом Минфина России от 17.02.1997 N 15;

— Методические рекомендации по ведению бухгалтерского учета в крестьянских (фермерских) хозяйствах, утвержденные приказом Минсельхоза России от 20.01.2005 N 6;

— Методические рекомендации по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов в сельскохозяйственных организациях, утвержденные приказом Минсельхоза России от 31.01.2003 N 26;

— Инструкция по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте, утвержденная приказом Минтранса РФ от 24.06.2003 N 153.

Особое место занимает План счетов финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н. Этот документ продолжает действовать до утверждения нового плана счетов (п. 5 ч. 3 ст. 21 Закона N 402-ФЗ). При этом План счетов бухгалтерского учета не является документом нормативно-правового характера и носит рекомендательный характер (см. письмо Минфина России от 15.03.2001 N 16-00-13/05).

Перечень основных нормативных документов по бухгалтерскому учету

⇐ Предыдущая12

1. Гражданский кодекс Российской Федерации №151-ФЗ (в ред от 07.02.2011 г. )

2. Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 30.07.1998 г. №148-ФЗ (в редакции от 03.12.2011 г.)

3. Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 05.08.2000г. №117-ФЗ (в редакции от 07.12.2011 г.)

4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2011г. №197-ФЗ (в редакции от 15.12.2011 г.)

5. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. №129-ФЗ (в ред. от 03.11.2010 г. №183-ФЗ).

6. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 г. №402-ФЗ

7. Федеральный закон «О консолидированной финансовой отчетности» №208-ФЗ от 27.07.2010

8. Программа реформирования бухгалтерского уче­та в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. Утв. Постановлением Пра­вительства РФ от 06.03.98 г. №283.

9. Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу. Одобрена Приказом Минфина РФ от 01.07.2004 г. №180.

10. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ. Утв. Приказом Минфина РФ от 29.07.98 г. №34н. (в действующей редакции).

11. Положение о признании международных стандартов финансовой отчетности и разъяснений международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации. Утв. Постановлением Правительства РФ от 25.02.2011 г. №107.

12. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008.Утв. Приказом Минфина РФ от 06.08.08 г. № 106н (в действующей редакции).

13. Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров строительного подряда» ПБУ 2/08. Утв. Приказом Минфина РФ от 24.10.08 г. № 116–н (в действующей редакции).

14. Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» ПБУ 3/2006. Утв. Приказом Минфина РФ от 27.10.2006 г. №154н (в действующей редакции).

15. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99. Утв. Приказом Минфина РФ от 06.07.99 г. №43н ((в действующей редакции)).

16. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01. Утв. Приказом Минфина РФ от 09.06.2001 г. №44н (в действующей редакции).

17. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01. Утв. Приказом Минфина РФ от 30.03.2001 г. №26н (в действующей редакции).

18. Положение по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты» ПБУ 7/98. Утв. Приказом Минфина РФ от 25.11.98 г. №56н (в действующей редакции).

19. Положение по бухгалтерскому учету «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» ПБУ 8/2010. Приказ Минфина РФ от 13.12.2010г. №167н

20. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99. Утв. Приказом Минфина РФ от 06.05.99 г. №32н (в действующей редакции).

21. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99. Утв. Приказом Минфина РФ от 06.05.99 г. №33н (в действующей редакции).

22. Положение по бухгалтерскому учету «Информация о связанных сторонах» ПБУ 11/2008. Утв. Приказом Минфина РФ от 29.04.2008 г. №48н в (действующей редакции)

23. Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» ПБУ 12/2010. Утв. Приказом Минфина РФ от 08.11.2010 г. №11н (в ред. От 18.09.2006 г. № 115н).

24. Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000. Утв. Приказом Минфина РФ от 16.10.2000 г. №92н (в ред. от 18.09.2006 г. № 115н).

25. Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2007. Утв. Приказом Минфина РФ от 27.12.2007 г. №153н.

26. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов по кредитам и займам» ПБУ 15/08. Утв. Приказом Минфина РФ от 16.10.2008г. №107н

27. Положение по бухгалтерскому учету «Информация по прекращаемой деятельности» ПБУ 16/02. Утв. Приказом Минфина РФ от 02.07.2002 г. №66н (в ред. от 18.09.2006 г. № 116н).

28. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» ПБУ 17/2002. Утв. Приказом Минфина РФ от 10.11.2002 г. №115н (в ред. от 18.09.2006 г. № 116н).

29. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/2002. Утв. Приказом Минфина РФ от 19.11.2002 г. №114н.

30. Положение по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» ПБУ 19/2002. Утв. Приказом Минфина РФ от 10.12.2002 г. №126н (в ред. от 18.09.2006 г. № 116н, от 27.11.2006 г. № 156н).

31. Положение по бухгалтерскому учету «Информация об участии в совместной деятельности» ПБУ 20/2003. Утв. Приказом Минфина РФ от 24.10.2003 г. №105н (в ред. от 18.09.2006 г. № 116н).

32. Положение по бухгалтерскому учету «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» ПБУ 22/2010, утвержденное Приказом Минфина России от 28.06.2010 N 63н

33. Положение по бухгалтерскому учету «Отчет о движении денежных средств» ПБУ 23/11. Приказ Минфина России от 02.02.2011 г. N 11н

34. Положение по бухгалтерскому учету «Учет затрат на освоение природных ресурсов» ПБУ 24/2011. Приказ Минфина РФ от 06.10.2011 г. N125н

35. Методические указания по инвентаризации имущества и обязательств. Утв. Приказом Минфина РФ от 13.09.95 г. №49.

36. Методические рекомендации по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности. Утв. Приказом Минфина РФ от 30.12.96 г. №112.

37. Методические рекомендации по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию. Утв. Приказом Минфина РФ от 21.05.2000 г. №29н.

38. Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов. Утв. Приказом Минфина РФ от 28 декабря 2001 г. №119н (в ред. от 27.11.2006 г. №156н).

39. Методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования, специальной одежды. Утв. Приказом Минфина РФ от 26.12.2002 г. №135н.

40. Методические указания по бухгалтерскому уче­ту основных средств. Утв. Приказом Минфина РФ от 13 октября 2003 г. №91н (в ред. от 27.11.2006 г. №156н).

41. Методические указания по формированию бух­галтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций. Утв. Приказом Минфина РФ от 20.05.2003 г. № 44.

42. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкция по его применению. Утв. Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. №94н (в ред. от 07.05.2003 г. № 38н, от 18.09.2006 г. № 115н и 116н).

43. О формах бухгалтерской отчетности организа­ций. Приказ Минфина РФ от 02.07.2010 г. №66н.

⇐ Предыдущая12

Дата добавления: 2016-11-02; просмотров: 6337 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Нормативные документы бухгалтерского учета

Основными нормативными документами, регулирующими порядок составления и представления бухгалтерской отчетности в России в настоящее время являются:

— ФЗ «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996г. № 129-ФЗ гл.3 ст.13-16;

— Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ, утвержденное Приказом МинФина 29.07.1998г. № 34н;

— ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденное Приказом МФ от 06.07.1999г. № 43н;

— Приказ МФ от 22.07.2003г. № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организации»;

— Приказ МФ от 22.07.2003г. № 67н «Указания об объеме форм бухгалтерской отчетности» и «Указания о порядке составления и предоставления бухгалтерской отчетности»;

— Приказ об учетной политике организации.

Бухгалтерская отчетность должна соответствовать следующим требованиям: достоверности, целостности, своевременности, простоте, проверяемости, сравнимости, экономичности, соблюдении строго установленных процедур оформления и публичности.

Достоверность базируется не только на информации бухгалтерского, но и других видов учета, в первую очередь статистического учета. Нарушение данного подхода делает не возможным составление бизнес-плана, а также оперативное управление имуществом на различных уровнях хозяйствен ной деятельности. Это условие требует сопоставимости отчетных и плановых показателей. В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года. Достоверность бухгалтерской отчетности усиливается ее целостностью, т.е. она должна включать показатели финансово-хозяйственной деятельности как самого предприятия, так и его филиалов, представительств и иных структурных подразделений, в том числе выделенных на самостоятельные балансы.

Целостность или полнота отчетности позволяет принимать более обоснованные управленческие решения. С этой целью данные синтетического и аналитического учета должны быть подтверждены результатами инвентаризации и заключением независимой аудиторской организации.

Своевременность предполагает представление соответствующей бухгалтерской отчетности в соответствующие адреса в установленный срок. Организации, независимо от организационно-правовых форм собственности (за исключением бюджетных), обязаны представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании истекшего квартала. Годовая бухгалтерская отчетность представляется в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Она должна быть утверждена в порядке, установленном учредительными документами собственника. Отчетность, представленная с нарушением установленных сроков, теряет свое значение.

Простота бухгалтерской отчетности лежит в ее упрощении и доступности. Переход бухгалтерского учета к международным стандартам объективно способствует реализации данного требования.

Проверяемость отчетности предполагает возможность подтверждения представленной в ней информации в любое время. Косвенно данное условие предполагает нейтральность представленной в ней информации.

Сравнимость предусматривает наличие одинаковых показателей на протяжении различных отрезков времени с целью выявления различий и тенденций.

Экономичность достигается путем унификации и стандартизации соответствующих форм отчетности, сокращения от дельных показателей не в ущерб качеству отчетных данных. Это касается прежде всего показателей, носящих справочно-информационный характер.

Оформление — следующее требование, предъявляемое к бухгалтерской отчетности. Оно означает, что составление от четности, равно как и ведение бухгалтерского учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляется на русском языке, в валюте Российской Федерации — в рублях. Отчетность подписывается руководителем организации и специалистом, ведущим бухгалтерский учет (главным бухгалтером и т.п.).

Публичность бухгалтерской отчетности осуществляется организациями, перечень которых регламентирован действующим законодательством. К ним отнесены открытые акционерные общества, кредитные и страховые организации, биржи, инвестиционные и иные фонды, созданные за счет частных, общественных и государственных источников. Публичность предполагает публикацию годовой бухгалтерской отчетности в средствах массовой информации, доступных ее пользователям, либо распространение ее в соответствующих изданиях (брошюрах, буклетах и иных изданиях), а также передачу органам государственной статистики по месту регистрации для предоставления заинтересованным пользователям. Годовая бухгалтерская отчетность должна быть опубликована не позднее 1 июня года, следующего за отчетным годом. Внутренняя бухгалтерская отчетность не подлежит публикации, так как отнесена к коммерческой тайне. За незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну, предусмотрена уголовная ответственность.

Финансовая отчетность в России и в мире сегодня

Международные стандарты финансовой отчётности (МСФО; IFRS) — набор документов (стандартов и интерпретаций), регламентирующих правила составления финансовой отчетности, необходимой внешним пользователям для принятия ими экономических решений в отношении предприятия.

МСФО, в отличие от некоторых национальных правил составления отчётности, представляют собой стандарты, основанные на принципах, а не на жестко прописанных правилах. Цель состоит в том, чтобы в любой практической ситуации составители могли следовать духу принципов, а не пытаться найти лазейки в чётко прописанных правилах, которые позволили бы обойти какие-либо базовые положения. Среди принципов: принцип начисления (accrual basis), принцип неприрывности деятельности (going concern), осторожности (prudence), уместности (relevance) и ряд других.

Международные стандарты финансовой отчётности приняты как обязательные в нескольких странах Европы. В большинстве стран Европы отчётность в соответствии с МСФО обязаны подготавливать компании, чьи ценные бумаги обращаются на бирже.

России принята и исполняется программа реформирования бухгалтерского учёта в соответствии с МСФО. В частности, с 2005 года все кредитные организации (банки) обязаны подготавливать отчётность в соответствии с нормами МСФО.

Национальный совет по стандартам финансовой отчетности (Фонд НСФО) ведет работу по созданию комплекта национальных стандартов финансовой отчетности (СФО) с июня 2006 года.

В июле 2010 года был принят Федеральный закон № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности», согласно которому МСФО обязательны для консолидированной отчетности всеми общественно значимыми компаниями. Консолидированную отчетность в соответствии с МСФО должны публиковать:

— Кредитные организации;

— Страховые организации;

— Другие организации, чьи ценные бумаги допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг.

В 2011 году принято Положение о признании МСФО и их разъяснений для применения на территории Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 25.02.2011 № 107). Предполагается, что каждый документ МСФО будет проходить отдельную экспертизу на предмет применимости в России. Решение о вступлении документа МСФО в силу будет принимать Министерство Фининсов. Тем не менее, в России не будут полностью отказываться от РСБУ (Российские стандарты бухгалтерского учета). МСФО станут применять для консолидированной отчетности, а федеральные стандарты — для отчетности юридических лиц.

В 2011 году были признаны применимыми на территории РФ первые 63 стандарта и интерпретаций. Консолидированная финансовая отчетность должна предоставляться организациями, попавшими под действие Закона № 208-ФЗ, начиная с отчетности за 2012 год.

Министерство финансов 25 ноября 2011 года утвердило приказ № 160н о введении МСФО в Российской Федерации.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *