Централизованные бухгалтерии

Как показали результаты проверок, проведенных Счетной палатой и Казначейством, объем затрат на организацию ведения бухгалтерского учета и подготовку отчетности в федеральных органах власти и подведомственных им казенных учреждениях не всегда соответствует достигаемым результатам. Как следствие – нарушения требований бюджетного законодательства и финансовой дисциплины. Основные причины такого положения дела Минфин видит в том числе в отсутствии централизации многих процессов, недостаточном внутреннем контроле учетных и отчетных данных, проблеме комплектования учреждений квалифицированными бухгалтерскими кадрами (приказ Федерального казначейства от 2 апреля 2020 г. № 17н (зарегистрирован в Минюсте России 30 апреля 2020 г.) письма Минфина России от 26 марта 2020 г. № 02-07-10/24064, от 25 марта 2020 г. № 02-07-05/23838, от 20 марта 2020 г. № 02-06-10/23847).

Как решение проблемы этой проблемы на федеральном уровне предложена и реализуется модель централизации бухгалтерской функции в Федеральном казначействе. Первые итоги внедрения указанной модели лишь подтверждают ранее сделанные Минфином России выводы о признании её наиболее эффективным использованием бюджетных ресурсов, позволяющим достичь прозрачности финансово-хозяйственной деятельности и движения финансовых потоков учреждений, снижения расходов на непрофильные процессы, повышения финансовой дисциплины и др.

Утвержденные Правительством РФ Общие требования к передаче полномочий по ведению бюджетного учета и составлению отчетности, распространяются в том числе и на централизацию на уровне финансовых органов субъектов РФ или муниципальных образований. В случае принятия решения в соответствии с положениями Бюджетного кодекса, централизуемые полномочия подлежат передаче уполномоченной организации – финансовому органу или казенному учреждению, подведомственному финоргану. Причем переданы могут быть полномочия по централизованному ведению учета и формированию отчетности как участников бюджетного процесса, так и бюджетных и автономных учреждений. Одновременно Минфин России напоминает, что при передаче учреждением указанных полномочий право подписания бухгалтерской отчетности остается за руководителем учреждения. Передача права первой подписи бухгалтерской отчетности от имени учреждения руководителю централизованной бухгалтерии, противоречит законодательству.

В целях формирования единой учетной политики, которая, напомним, с 2019 года является обязательной при централизованном ведении учета, Казначейство РФ определило Особенности ведения централизованного бухгалтерского учета федеральных органов исполнительной власти и подведомственных им казенных учреждений. Документ определяет требования к учету активов, обязательств, счетов санкционирования, а также порядок учета первичных учетных документов, выставленных поставщиком/ подрядчиком в последний рабочий день отчетного периода, но поступившие в месяце, следующим за отчетным. Отдельно установлен порядок признания и раскрытия событий после отчетной даты, в том числе фиксация предельной даты представления первичных документов для раскрытия данных о событиях после отчетной даты в учете и в годовой отчетности.

Кроме этого, в конце 2019 года Казначейство РФ утвердило Рабочий план счетов централизованного бухгалтерского учета и Порядок его применения, включающий, помимо прочего, правила формирования номера счета бухгалтерского учета при централизации, в том числе в отношении забалансовых счетов.

Тогда же был утвержден и График документооборота, применяемый при централизации учета на федеральном уровне. Документ самым подробным образом раскрывает порядок и сроки подготовки, передачи и обработки документов и информации по всем направлениям учета – от доведения ГРБС бюджетных данных и субсидий до годовой, квартальной и месячной отчетности.

Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться

Напомним, что Рабочий план счетов и График документооборота являются обязательными в структуре единой учетной политики централизованной бухгалтерии, как, впрочем, и учреждения, осуществляющего учет самостоятельно.

Совершенно очевидно, что закрепленные Казначейством правила и нюансы вполне могут быть использованы в качестве базовых как централизованными бухгалтериями в регионах и муниципальных образованиях, где подобные особенности не утверждены уполномоченным органом, так и учреждениями для формирования своей учетной политики.

Госструктуры, бюджетные организации в регионах и городах – на всех уровнях власти создаются централизованные бухгалтерии. Как они работают и насколько схожи с коммерческими общими центрами обслуживания, читайте далее.

Почему создают централизованные бухгалтерии

Централизованная бухгалтерия одновременно ведёт бухгалтерский и налоговый учёт сразу нескольких организаций. Чаще всего это ведомства и учреждения регионального, муниципального значения. Объединённая бухгалтерия также занимается их статистической отчётностью, документооборотом и делопроизводством. Конечно, с соблюдением всех норм российского законодательства.

Примеры: централизованная бухгалтерия района, централизованная бухгалтерия учреждений образования, централизованная бухгалтерия области и т.д.

Для чего органы власти решают централизовать бухгалтерию:

  • растёт достоверность учёта: меньше совершается ошибок, в том числе в документах;
  • применяются единые технологии и методологии;
  • ниже налоговые риски;
  • ускоряются все виды отчётности: бухгалтерская, налоговая, управленческая;
  • нужно гораздо меньше персонала – экономия в фонде оплаты труда;
  • сокращаются расходы на учёт в целом.

Функции централизованных бухгалтерий

Главная цель создания такой организации – оптимизировать работу бухгалтерий, которые находятся в составе бюджетных учреждений и ведомств. Благодаря объединению их функции выполняются слаженно и в едином месте. Так, в централизованную бухгалтерию переходят следующие задачи:

  • налоговый и бухгалтерский учёт, хозяйственные операции и их отражение в бухгалтерских регистрах;
  • своевременное и правильное оформление первичных учётных документов, мониторинг легитимности проводимых операций в подшефных организациях;
  • надзор за наличием и движением товарно-материальных ценностей, имущества и других ресурсов;
  • оперативные расчёты с юридическими и физическими лицами;
  • обязательная отчётность в налоговые органы, внебюджетные фонды и другие структуры;
  • анализ экономической и финансовой деятельности организаций.

Передача полномочий централизованной бухгалтерии регламентируется требованиями Бюджетного кодекса. Вместе с тем на неё возлагается ответственность за нарушения в ведении учёта или отчётности каждой подшефной организации.

Работа самой централизованной бухгалтерии строится на локальных нормативно-правовых актах. Деятельность регламентируют распоряжения и приказы руководителя, коллективный договор, правила трудового порядка и различные положения о премировании.

  • Самые свежие статьи по тегу Бухгалтеру.
  • Спецпроект для любознательных: Электронный документооборот. Школа бухгалтера – всё, что нужно знать о цифровизации в бухучёте, электронной подписи и бузбумажных процессах.

Общий центр обслуживания, или Аналог в бизнес-структурах

Коммерческие организации тоже стремятся централизовать бухгалтерию. Об этом говорит статистика, всё чаще в России появляются общие центры обслуживания (ОЦО) — отдельные сервисные организации, которые ведут бухгалтерию нескольких подразделений или филиалов одной крупной компании.

Модель взаимодействия со стороны напоминает аутсорсинг. Но это не совсем так, потому что часто главный офис компании полностью контролирует деятельность ОЦО. В случае с аутсорсингом такое невозможно.

Как и централизованная бухгалтерия, ОЦО решает две ключевые проблемы:

  • противоречия в действиях специалистов на местах, разные методологии ведения учёта, отчётности и других операций;
  • высокие финансовые расходы на деятельность разрозненных бухгалтерий в филиалах и подразделениях.

Благодаря ОЦО в холдингах повышаются качество и прозрачность учёта, формируются единые принципы работы. Становится меньше ошибок в документах и фактов искажения данных, выше контроль за хозяйственными операциями и движениями средств.

Выстроить максимально эффективное взаимодействие с централизованной бухгалтерией – одна из важнейших задач в бизнесе. Без цифровизации представить такую модель очень сложно. Именно поэтому компании охотно используют для этого специализированное ПО.

Попавшие под сокращение бухгалтеры выразили недовольство решением акимата. Они боятся, что останутся безработными, и обратились за помощью в профсоюз.

Иллюстративное фото.

С 1 января во всех школах Уральска ликвидируют бухгалтерии, а также технических работников – сантехников, электриков, инженеров-техников. Бухгалтеры перейдут в новое коммунальное предприятие «Білім сервис». Туда же примут всех технических работников, содержавших в порядке здания школ города. В новом сервисном учреждении добавляют количество техничек и дворников – их станет больше на 6 работников, однако 222 сотрудников попадают под сокращение.

Сокращены должности 93 простых и главных бухгалтеров, 102 сантехников и 24 электриков.

Централизовано будет и техническое обслуживание зданий детских садов, их техперсонал также будет переведен в ГУ «Білім сервис».

В начале декабря на совещании в школе-гимназии №42 директор ГУ «Білім сервис» Мурат БАЙМЕНОВ разъяснил, что его учреждение будет вести бухгалтерский учет для всех школ и освободит директоров школ от забот по содержанию зданий школы.

Эта мера даст экономию для бюджета города в размере 197,8 миллионов тенге, — объяснил присутствовавшим заместитель акима области Аманжол АЛПЫСБАЕВ.

В интервью «Уральской неделе» Алпысбаев сказал, что сумма экономии для бюджета города еще не окончательная, она должна быть больше, уверен он.

— Раньше каждый директор школы все покупал без конкурса через прямой договор с поставщиками. Теперь одна специальная организация займется эксплуатацией всех зданий, содержание которых финансируется из местного бюджета. При этом перед ней стоит задача все услуги, товары приобретать через конкурс. Ждем от конкурса большую экономию для бюджета за счет честного и открытого рынка для малого бизнеса.

Решение централизовать техническое обслуживание зданий городских школ вызрело, по словам заместителя акима, после глубокого анализа их планов закупок.

— Мы знаем, что часть бюджетов школ уходила, скажем так, мимо… На базе этого анализа родилось предложение по централизации. Таким же образом будет централизовано техническое обслуживание зданий детских садов. Логика тут простая – экономим значительную сумму бюджетных средств и создаем дополнительные места для детей.

Тамара Еслямова

Учреждение осуществляет следующие виды деятельности:

— ведение квалифицированного бухгалтерского, налогового и бюджетного учета и составление соответствующей отчетности по основным видам деятельности Муниципальных организаций по полученным из бюджета муниципального образования «Город Ижевск» средствам в соответствии с требованиями действующего законодательства;

— организация исполнения бюджетной сметы Уполномоченного органа Учредителя Учреждения;

— подготовка информации для разработки экономических и финансовых показателей по отрасли;

— составление и представление консолидированной бюджетной, бухгалтерской и статистической отчетности главного распорядителя бюджетных средств по отрасли;

— осуществление внутреннего муниципального финансового контроля (аудита) главного распорядителя бюджетных средств за правильным и экономным расходованием муниципальными организациями средств в соответствии с целевым назначением по утвержденным планам финансово-хозяйственной деятельности по бюджетным средствам и средствам, полученным от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, бюджетных смет, а также за сохранностью денежных средств и материальных ценностей;

— осуществление ведомственного контроля в сфера закупок товаров, работ, услуг Муниципальных организаций;

— подготовка исходных данных для составления проектов перспективных, годовых и оперативных планов финансово-хозяйственной деятельности по отрасли;

— обеспечение исполнения планов финансово-хозяйственной деятельности Муниципальных организаций;

— начисление и выплата в установленные сроки заработной платы работникам Муниципальных организаций;

— осуществление расчетов с физическими и юридическими лицами в процессе исполнения муниципального задания, плана финансово – хозяйственной деятельности, бюджетной сметы муниципальных организаций;

— своевременное и полное перечисление установленных налогов, сборов и иных платежей;

— участие в проведении инвентаризации денежных средств, финансовых обязательств и материальных ценностей, своевременное и правильное определение результатов инвентаризации и отражение их в учете Муниципальных организаций;

— составление и представление в уполномоченные органы в установленные сроки бухгалтерской, налоговой, бюджетной и статистической отчетности Муниципальных организаций;

хранение бухгалтерских документов, расчетов к ним и других документов, возникающих в ходе осуществления Учреждением своих функций в соответствии со сроками установленным законодательством Российской Федерации;

— контроль за использованием выданных доверенностей, получением и учетом материальных ценностей материально ответственными лицами Муниципальных организаций, а также проведение выборочных инвентаризаций;

— осуществление экономического анализа и планирования финансово-хозяйственной деятельности, разработка мер по обеспечению режима экономии, выявлению резервов по более рациональному использованию всех видов ресурсов по Муниципальным организациям;

— систематизация и обобщение статистических материалов и других данных по финансово-хозяйственной деятельности Муниципальных организаций;

— составление экономических обоснований и справок к отчетности Муниципальных организаций;

— организация работы по муниципальному заказу Муниципальных организаций, в части формирования заявок и ведения соответствующего учета и отчетности Муниципальных организаций;

— выполнение отдельных функций по осуществлению закупок для нужд Муниципальных организаций в объеме и в порядке, определенными действующими нормативно — правовыми актами, регламентом взаимодействия с Муниципальными организациями и прочими правовыми основаниями;

— подготовка решений об освобождении или снижении платы родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность на территории муниципального образования «Город Ижевск»;

— расчет и выплата компенсации части платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях, находящихся на территории Удмуртской Республики и реализующих образовательную программу дошкольного образования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *