Целевая аудитория театра

Последним вопросом, который был задан респондентам в онлайн-анкете звучал следующим образом: «Каким бы Вы хотели видеть театр будущего (например, через 10 лет)? В каких направлениях должен развиваться российский театр? Напишите Ваши ожидания.» Ответ на него формулировался участниками опроса в открытой форме. После систематизации полученных ответов были получены нижеследующие выводы об ожиданиях и надеждах относительно будущего театра в России. В данном тексте в качестве примеров будут представлены наиболее яркие цитаты респондентов.
Для начала необходимо отметить, что вне зависимости от того, каким видят театр в будущем участники опроса, он должен оставаться, по их мнению, местом культурного досуга. В отношении развития театра и путей его развития были получены разнообразные и даже противоречивые высказывания. Мнения разошлись, в первую очередь, относительно необходимости каких-либо изменений в российском театре. Часть респондентов указала, что не видит потребности перемен и считает, что театр хорош в своей нынешней форме:
«Театр должен не потерять своего нынешнего уровня»
Помимо этого, часть опрошенных отметила, что хотела бы, чтобы театр видоизменялся, однако эволюционировал в том же направлении, что и на сегодняшний день:
«Меня устраивает существующая тенденция развития театра, сочетающая эксперимент и сохранение традиций»
Другие респонденты отмечали необходимость коренных изменений в театральной среде. Указывалась необходимость менять вектор трансформаций и создавать театр «совершенно отличающимся от того, который мы видим сейчас».
Среди тех, кто отмечает необходимость изменений в российском театре часть участников опроса указывала на то, что театр должен развиваться для того, чтобы оставаться актуальным, «современным своему времени». Институция, по их мнению, должна развиваться в ногу с прогрессом в обществе, отражать «острые социальные и политические темы». Другими словами, «театр должен быть зеркалом общества»:
«Сближение театра с реальностью, театр как социальный институт, а не замкнутый в себе мир, театр как место центр коммуникаций общества, поиск релевантных этим задачам сценических средств, отход от жесткой литературоцентричности, рост внимания к современным текстам и проблемам»
Еще одним частым сюжетом ответов было отношение участников опроса к классическому и современному театру. Было представлено антагонистическое отношение как к первому, так и ко второму. Приверженцы и любители классического театра видят перспективу данной культурной институции в традициях. Они считают, что будущее театра за сохранением русской театральной школы, использование классических произведений для создания классических постановок. Данный взгляд выступает за ограничение использования технологий при постановке классических произведений, главенствующую роль в которых должны играть актеры, должен быть виден их талант. Также приверженцы данного взгляда на будущее театра выступают против осовременивания классических постановок. Для них классический театр соотносятся с чем-то возвышенным, красивым и интеллектуальным. Они считают традиционный драматический театр высокодуховным и высокоморальным, в то же время говорят о современном театре как о менее живом и человечном:
«Хотелось бы меньше современных технологий и меньше современных постановок, пусть будет больше классических постановок, пусть театр остаётся театром, а не становится шоу»
Театр по мнению приверженцев классического формата данной институции должен меньше обращать внимания на форму и ее замысловатость, а больше внимания уделять смыслу того, что происходит на сцене:
«Я консерватор, поэтому не хочу, чтобы на сцене превалировало так называемое «современное искусство», которое ввергает человека в уныние, ничего не дает душе»
Противоположным данному мнению является взгляд на театр будущего как на современный театр, отринувший классику, «совковые» привычки. В нем живут современная драматургия, современная литература в основе, злободневные темы и актуальный взгляд на мир. Новый театр видится смелым и ярким, что противопоставляется классическому. В качестве синонима «современного» встречается слово «свободный» и «чистый».
«Современный, актуальный, не боящийся экспериментов. Ориентирующийся не на потребляемость, а на искусство»
Современный театр также подразумевает использование современных мультимедиа-технологий для оформления сцены и декораций, таких как: использование видеоряда, спецэффектов, 3D и 4D технологии, VR. Говорится также о возможности ухода от стандартного театра, вынесение театрального действия за рамки сцены, создание постановок в неожиданных местах: на улице, в гардеробных театра. Помимо этого, нередко участники опроса заявляют о желании развития иммерсивного, интерактивного театра, при котором граница между постановкой и реальностью стирается, как и граница между ролями зрителя и актера:
«Театр должен идти все ближе к зрителю, должно всё сильнее уменьшаться расстояние между сценой и залом»
Помимо двух крайних позиций, описанных выше, существует позиция, выступающая за сосуществование старого и нового:
«Мне кажется, театр должен сохранить те достижения и высоты, которые достигнуты, но все-таки идти в ногу со временем и не отвергать нового»
Такая позиция также имеет некоторые расхождения. Так, некоторые опрошенные говорили о необходимости параллельного существования классического и современного театра, при котором они не смешиваются и не мешают друг другу, «без попыток подавления одной эстетикой другую». Другими словами, современный театр кажется им возможным только с современными постановками, а классические постановки могут быть представлены только в классическом прочтении. Разные виды и формы театра должны существовать гармонично, но не смешиваться, так как «каждый театр должен иметь своего зрителя». Люди хотят видеть театр в меру осовременненным, чтобы качество классического русского драматического (психологического) театра не терялось за современной интерпретацией авторского текста. Исходя из ответов, зрители не хотят «закостеневшего», «пропавшего нафталином» театра, но также и не хотят ухода от «красивой» и «самобытной» российской классики. Театр видится им разнообразным, с возможностью широкого выбора:
«Должны быть представлены разные направления театра: психологический, постмодернистский, пластический и т. д. Пусть будут большие, малые театры, театры-студии и т. д.»
Несколько иной взгляд на сосуществование разных жанров, стилей и театральных эпох подразумевает, что самым подходящим путем развития для театров России был бы синтез («синтетический театр: сочетание стилей и жанров»), который подразумевает смешение разных жанров и видений. Так, традиционный театр должен быть переосмыслен через призму современности, с использованием новых взглядов, современной драматургии и новейших технологий:
«Мне нравятся переложения классики на современные условия. Необычные режиссерские ходы, использование современных технологий, при этом с сохранением литературных традиций и ценностей»
Несмотря на разницу во мнениях, относительно развития театра в классическом или современном направлениях, существует единое мнение о том, что несмотря на изменения, этот институт должен оставаться самобытным. Другими словами, российский театр не должен развиваться по пути заграничных театров:
«Я хочу, чтобы российский театр развивался, но в то же время оставался российским»
Несмотря на это, некоторые указывают на необходимость соответствия культурной институции западным стандартам в плане удобства и комфортности театра, его внутреннего убранства:
«Зрительные залы некоторых театров устарели, не соответствуют современным требованиям. Например, пол в партере без подъема, видно только головы впереди сидящих зрителей или колонны, загораживающие обзор, при этом цены не маленькие»
«Ремонт-реконструкция старых и строительство новых театров. Очень внимательно отнестись к акустике. Оснастить производственные помещения театральных мастерских новым оборудованием»
«До сих пор в буфетах не всех театров можно оплатить картой, до сих пор не везде можно купить билет онлайн (есть варианты, когда можно купить онлайн, но нужно приехать минимум за час до спектакля, чтобы онлайн обменять на обычный билет, а час времени до спектакля просто выпадает)»
Участниками опроса было отмечено еще одно важное изменение, которое необходимо театрам России – они должны стать более доступными. Доступность подразумевает под собой следующие изменения. Во-первых, театры должны стать более доступными с финансовой точки зрения, но при этом не терять в качестве. Во-вторых, театры должны предлагать продукт высокого качества не только в крупных городах и столицах, но и в более отдаленных городах меньшего размера:
«Доступный: качественные театры должны концентрироваться не только в столицах, но и на периферии»
В-третьих, доступным для людей в разных частях света, что может быть достигнуто с помощью онлайн-трансляций, показа некоторых спектаклей в кино, создание «видео-библиотек спектаклей при театрах». Помимо этого, театр должен быть доступен для туристов и людей с ограниченными возможностями:
«Общедоступный (субтитры, программы с текстом на шрифте Брайля, входы-выходы, подъёмники для инвалидов-колясочников)»
Еще одной интерпретацией доступности выступает понятность представлений, то есть театр, создающий возможность для понимания спектакля более широкой публикой:
«Удобный, доступный для всех. Возможно, с обсуждением/объяснением после спектакля»
Другими словами, некоторые участники опроса видят необходимость театра быть открытым для своей публики. Между театром и зрителем должен осуществляться диалог, помогающий пониманию и интерпретации, который может существовать в форме лекций, встреч (в том числе с режиссерами/артистами), мастер-классы. Помимо этого, диалог может происходить через сам спектакль:
«Монологи, обращенные к зрителю, вопросы, не требующие прямого ответа, но дающие повод задуматься»
Диалог гармонично существует в камерных театрах, где все происходит «с глазу на глаз»:
«Мне нравится камерный театр, он подкупает своей таинственностью, узким кругом людей (режиссер-актер-зритель, клуб неких заговорщиков) сокровенными истинами и смыслами и очень честным размышляющим разговором тет-а-тет (как ночью на кухне)»
Существует и другой взгляд на доступность театра для массового потребителя. Некоторые считают, что театр должен оставаться местом высокого искусства, храмом культуры. Театр должен быть культурой «элитарной», а не «массовой», то есть он должен быть местом, прививающим культуру, хороший вкус и высокие мысли:
«Не гнаться за модными тенденциями. Помнить, что зритель — образованный и думающий, и не приходит в театр просто развлечься или увидеть что-то новомодное и провокационное»
Данный взгляд на театр подразумевает не то, что он должен стать ближе к людям, а то, что он должен помогать своей аудитории стремиться на его возвышенный уровень. То есть данная культурная институция должна существовать, в первую очередь, как место встречи образованной публики, площадка для интеллектуального развития. Театр должен создавать интеллигенцию:
«Театр должен быть элитарным видом искусства, уникальным и обособленным, не подменяя собой интернет, не превращаясь в фаст-фуд, не обесценивая профессии людей, связанных с ним, не размениваясь на сиюминутные модные веяния, должен учить воспитанию чувств, а не идти на поводу публики в погоне только за коммерческим успехом»
Культурная институция для «интеллигенции» должна «избавиться от пошлости и пахабщины». Респонденты упоминали, что испытывают неприязнь, слыша на сцене речь с матерными словами, откровенно глупые и плоские шутки и диалоги/монологи, а также обнаженные сцены:
«Отказаться от матов на сцене и от обнаженных тел — это унижает и актеров, и зрителей»
«Где не допустимы идиоматические выражения, неопрятность и неодетость актеров, курение и т.д. Хочу, чтобы поход в театр не отталкивал от последующих посещений!»
Тем самым, многие приходят в театр именно ради особенной атмосферы, атмосферы возвышенного и прекрасного:
«Единственное, что может оттолкнуть от посещения, это «пережидающие» актеры, у которых нет огня в глазах, и которые не вкладывают душу в свою роль. Непонятно зачем они тут, либо ждут главных ролей в кино, либо играют от безысходности, отдаваясь «любимому делу» спустя рукава. А ведь люди идут в театр именно за тем, чтобы на мгновение в 2-2,5 часа выйти из роли обычного человека и погрузиться в роль зрителя. И тут важный момент — это мгновение не должно прерываться на мысль «когда же закончится сие мероприятие»»
Для успешного посещения театра крайне важным условием является талантливая актерская игра, режиссура, драматургия и художественное оформление. Для посетителей основным критерием удачного просмотра спектакля выступает качество спектакля: уместные и достаточные декорации, интересный, необычный и цепляющий сюжет, качественная постановка и талантливая игра актеров, которые «не играли, а проживали на сцене свои роли». Важно, чтобы театр помогал чувствовать и сопереживать, что, по мнению респондентов, и создается с помощью «талантливой и профессиональной труппой».
Талант является важным атрибутом успешности театра по причине того, что именно благодаря ему аудитория получает «импульс», ради которого изначально и посещается театр. Под «импульсом» можно понимать отдачу от просмотренного представления, чувства и мысли, которые возникают после посещения театра: «должен учить добру и нравственности», «развивать внутренний и духовный мир человека», «побуждать задумываться о жизни и чувствах», «пробуждать чувства и задавать неудобные вопросы», «дарящий надежду, веру и любовь», «воспитывать хороший вкус у молодых людей», «задевать зрителя за живое, не оставлять равнодушным, наполнять». Иными словами, театр должен вдохновлять, давать простор для мыслей и чувств, воспитывать, эмоционально заряжать, прививать мораль и приносить радость зрителю.
Что же еще важно для зрителя? Театр, по мнению опрошенных респондентов, должен быть «свободным». Он не должен быть политизирован, существовать свободно от государства и его ограничений, не стараться угодить ему. Он должен быть свободен от стереотипов, цензуры, внешних и внутренних рамок:
«В свободном, непредвзятом, не продиктованное коммерческим фактором, направлении… (некоммерческий)»
Свобода также должна присутствовать в творчестве драматургов и режиссеров, он должен быть «живым», «человечным» и «честным»:
«Главное — нескучным, небытовым. Хотелось бы живого театра про человека. Одним словом, да здравствует русский психологический театр <…> Театр должен быть более настоящим и живым»
Театр ожидается стать более человечным, человеком о человеке для человека. По своему наполнению театр должен стать более «гуманистичным». Респонденты отмечают, что ожидают от театра реалистичности в изображении человека:
«Театр должен вернуться к человеческим отношениям. Главное в театре — чувства и эмоции человека. Любовь. Сейчас это уходит, к сожалению»
Если переформулировать все вышесказанное можно сказать, что посетители пытаются найти в театре что-то для души. «Переживания души», ее «трепет» и «отклик» — это первичное и самое важное ожидание от посещение культурной институции:
«Театр всегда должен будет цеплять за душу»
Вне зависимости от приоритета развития театра в сторону авангарда, импровизации, психологизма, этнографии, отхождения от репертуарных постановок в сторону экспериментальных или от мюзиклов к минимализму, театр должен быть чем-то для души:
«Театр должен »

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *