Цель аттестации рабочих мест

Аттестация рабочих мест по условиям труда

Аттестация рабочих мест по условиям труда

АТТЕСТАЦИЯ РАБОЧИХ МЕСТ ПО УСЛОВИЯМ ТРУДА — оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению УТ в соответствие с государственными нормативными требованиями ОТ. В соответствии со ст. 209 ТК РФ А. р. м по УТ проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

В соответствии со ст. 218 ТК РФ комитет (комиссия) по охране труда организует совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, а также организует проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах этих проверок.

В ст. 212 ТК РФ указано, что работодатель обязан обеспечить:

организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;

информирование работников об УТ и ОТ на рабочих местах;

проведение А. р. м. по УТ.

А. р. м. по УТ в организациях проводят согласно Положению о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденному постановлением Минтруда России от 14 марта 1997 г. № 12. Документами для проведения аттестации также являются:

«Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда (Руководство Р 2.2.2006—05)», утвержденное руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, главным государственным санитарным врачом Российской Федерации Г. Г. Онищенко 29 июля 2005 г. (введено в действие с 1 ноября 2005 г.);

законодательные и иные нормативные правовые акты по вопросам предоставления компенсации;

стандарты безопасности труда, ведомственные нормативные правовые акты, санитарные правила и нормы, гигиенические нормативы, строительные нормы и правила и др.

А. р. м. по УТ является составной частью подтверждения соответствия организации работ по ОТ государственным нормативным требованиям ОТ, определения профессионального риска (опасности) и введения дифференцированного страхового тарифа (взноса) в Фонд социального страхования Российской Федерации согласно ФЗ от 24 июля 1998 г. 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». А. р. м. по УТ осуществляется в процессе работы, т. е. при проведении производственных процессов в соответствии с технологическим регламентом при действующих средствах коллективной и индивидуальной защиты. Фактическое состояние УТ на рабочем месте оценивается: по степени вредности и опасности; степени травмобезопасности; обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты, а также по эффективности этих средств. Аттестации подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. При этом оцениваются все действующие на работников вредные и опасные производственные факторы. Перечень факторов определяется в соответствии с ГОСТ 12.0.003—74 «Опасные и вредные производственные факторы. Классификация» с учетом отраслевых и региональных особенностей производства.

Основные задачи А. р. м. по УТ:

оценка фактических значений вредных и опасных производственных факторов на рабочих местах;

планирование и проведение мероприятий по охране труда в соответствии с действующими нормативными правовыми актами;

обоснование предоставления компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и опасными УТ;

рассмотрение вопроса о прекращении (приостановлении) эксплуатации цеха, участка, оборудования и т. п., представляющих непосредственную угрозу для здоровья и (или) жизни работников;

применение административно-экономических санкций (мер воздействия) к виновным должностным лицам в связи с допущенными нарушениями законодательных и иных нормативных правовых актов об ОТ;

подготовка к сертификации работ по ОТ в организации.

А. р. м. по УТ проводится организациями самостоятельно. Ответственность за ее проведение и результаты несет работодатель (руководитель организации). Работу по измерениям вредных и опасных производственных факторов организация может провести собственными силами, используя имеющиеся средства (лаборатории и т. д.). Если такой возможности нет, то к измерениям привлекаются сторонние лаборатории, но в этом случае приглашаемая лаборатория в обязательном порядке должна быть аккредитована.

Результаты А. р. м. по УТ используются: для решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание; ознакомления работников с УТ на рабочих местах, в т. ч. при составлении трудового договора (контракта) с работниками; составления коллективного договора и соглашения по ОТ как приложения к нему.

Сроки проведения А. р. м. по УТ устанавливаются самими организациями (предприятиями) исходя из изменений условий и характера труда, но не реже 1 раза в 5 лет с момента проведения последних измерений. В целях обеспечения своевременного и качественного проведения А. р. м. по УТ издается приказ, в котором определяется персональный состав аттестационной комиссии организации (при необходимости — состав цеховых аттестационных комиссий); устанавливаются сроки и график проведения аттестации, даются поручения соответствующим службам в целях эффективной организации работ по аттестации.

Врач по гигиене может принимать участие в аттестации, оказывая консультативную помощь в составлении перечня вредных и опасных производственных факторов для каждого рабочего места. Организациям могут помогать в этом центры Госсанэпиднадзора.

Аттестационная комиссия организации осуществляет руководство проведением аттестации; формирует законодательную и нормативную базу и организует ее изучение; контролирует качество работ на всех этапах проведения аттестации; аттестует рабочие места и принимает решение по дальнейшему их использованию; определяет компенсации работникам, находящимся во вредных и опасных УТ; вносит предложения о готовности организации к сертификации работ по ОТ; разрабатывает предложения по улучшению и оздоровлению УТ; рассматривает и согласовывает проекты договоров при привлечении сторонних аккредитованных лабораторий для выполнения необходимых измерений; составляет полный перечень рабочих мест (перечень рабочих мест основного оборудования, вспомогательного производства и рабочих мест руководителей и специалистов — ИТР).

Председателем аттестационной комиссии рекомендуется назначить технического руководителя организации. В состав аттестационной комиссии включают специалистов службы ОТ, организации труда и заработной платы, главных специалистов (главный энергетик, главный механик, технолог и др.), цехового врача, специалистов структурных подразделений, руководителей кадровой службы, санитарно-промышленных лабораторий, представителей профсоюзного комитета (трудового коллектива). Врач по гигиене может принимать участие в аттестации, оказывая консультативную помощь в составлении перечня вредных и опасных производственных факторов для каждого рабочего места. Организациям могут помогать в этом центры госсанэпиднадзора.

Рабочие места формируются в перечень согласно действующему в организации штатному расписанию и структурной схеме управления производством, а также трудовым нормам и иным действующим в организации нормам (норма обслуживания, норма времени, нормативы численности персонала и т. д.). Название рабочему месту присваивается по наименованию профессии, должности. Необходимо, чтобы они соответствовали требованиям тарифно-квалификационного справочника. При этом для каждого рабочего места делается одна запись независимо от того, в какое количество смен оно используется. На каждое рабочее место (или группу аналогичных по характеру выполняемых работ и по УТ рабочих мест) составляется карта аттестации рабочих мест по условиям труда. На основании полного списка рабочих мест в организации аттестационная комиссия определяет перечень опасных и вредных производственных факторов, подлежащих оценке на каждом рабочем месте, исходя из особенностей технологического процесса, состава оборудования, применяемых материалов и сырья.

Гигиеническая оценка существующих условий и характера труда производится на основе инструментальных измерений физических, химических, биологических и психофизиологических факторов. При А. р. м. по УТ оценке подлежат все имеющиеся на рабочем месте опасные и вредные производственные факторы, тяжесть и напряженность труда. Инструментальные измерения и оценки оформляются протоколами. Продолжительность воздействия вредного (опасного) производственного фактора на работников устанавливается на основе хронометражных измерений. Результаты исследований факторов производственной среды сравниваются с гигиеническими нормативами, в соответствии с которыми определяются классы УТ. По гигиеническим критериям Руководства Р 2.2.2006—05 (в зависимости от степени отклонения от гигиенических нормативов действующего на работающих производственного фактора) УТ подразделяются на 4 класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные.

Наиболее трудоемкая работа — это определение класса УТ по показателям тяжести труда и напряженности труда. Оценка тяжести физического труда проводится на основе учета всех показателей, приведенных в «Гигиенических критериях». Оценка напряженности труда основана на анализе трудовой деятельности и ее структуры. Независимо от профессиональной принадлежности учитываются все 22 показателя, перечисленные в «Гигиенических критериях». Не допускается выборочный учет каких-л. отдельно взятых показателей для общей оценки напряженности труда.

Полученные значения классов по отдельным опасным и вредным производственным факторам, тяжести и напряженности трудового процесса вносятся в табл. 11 «Гигиенических критериев». В соответствии с ними устанавливается общая оценка условий труда по степени вредности и опасности, которая заносится в строку 061 карты аттестации рабочего места. В эту карту заносятся также результаты оценки травмобезопасности рабочих мест (ТРМ) и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты. Оценка ТРМ проводится организациями самостоятельно или по их заявкам сторонними организациями, имеющими разрешение органов Государственной экспертизы условий труда РФ на право осуществления этой деятельности. Такую оценку могут проводить специалисты, имеющие свидетельство о том, что они прошли подготовку на семинарах, организуемых Минтруда России.

Основными объектами оценки ТРМ являются: производственное оборудование; приспособления и инструменты; средства обучения и инструктажа. Перед оценкой ТРМ проверяется наличие и правильность ведения нормативных документов, касающихся обеспечения безопасности труда. Оценка ТРМ проводится путем проверки соответствия производственного оборудования, приспособлений и инструмента, а также средств обучения и инструктажа требованиям нормативных правовых актов. При этом необходимо учитывать наличие сертификатов безопасности (установленного образца) на производственное оборудование.

Оценка ТРМ оформляется протоколом, в котором указываются:

в графе 2 «Нормативные требования безопасности к рабочему месту» — только такие требования, которые относятся к факторам травмобезопасности;

в графе 3 «Наличие» — фактическое состояние безопасности труда на рабочем месте (установленные устройства и приспособления, направленные на обеспечение безопасности труда на рабочем месте, в т. ч. собственного изготовления);

в графе 4 «Соответствие нормативным правовым актам по охране труда» — краткая оценка соответствия фактического состояния безопасности труда на рабочем месте требованиям нормативной документации;

в графе 5 «Необходимые мероприятия» — мероприятия по выполнению данного нормативного требования безопасности к рабочему месту с целью обеспечения соответствия фактического состояния нормативному.

По результатам оценки ТРМ в протоколе приводятся краткие выводы. Указывается, каким пунктам норм, правил и стандартов не соответствует оцениваемое рабочее место. Должны быть записаны должности, фамилии, имена и отчества лиц, проводивших оценку. Эти лица ставят в протоколе свою подпись. Краткие выводы результатов оценки ТРМ вносятся также в карту аттестации рабочих мест по ТРМ. Отдельно по результатам оценки ТРМ в соответствии с классификацией УТ по травмобезопасности устанавливается класс опасности или дается заключение о полном соответствии рабочего места требованиям безопасности.

Обеспеченность работников средствами индивидуальной защиты (СИЗ) устанавливается посредством сопоставления фактически выданных средств с типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и др. СИЗ. Одновременно оцениваются их эффективность и соответствие фактическому состоянию УТ. Качество и эффективность СИЗ должны быть подтверждены сертификатами соответствия. Результаты оценки заносятся в строку 070 карты аттестации рабочего места.

Общая оценка фактического состояния УТ на рабочем месте определяется с учетом результатов оценки вредных и опасных производственных факторов, травмобезопасности рабочих мест, обеспеченности СИЗ. При отсутствии на рабочем месте вредных и опасных производственных факторов, при соответствии их фактических значений оптимальным или допустимым величинам (1-й и 2-й классы), а также при выполнении требований по травмобезопасности и обеспеченности СИЗ считается, что условия труда на рабочем месте отвечают нормативным требованиям. Рабочее место признается аттестованным.

В случаях, когда на рабочем месте фактические значения вредных и опасных производственных факторов превышают установленные нормы или когда уровень травмобезопасности и обеспеченность СИЗ не соответствуют нормам, УТ считают вредными и (или) опасными. При отнесении УТ к 3-му классу (вредному) рабочее место признается условно аттестованным с указанием соответствующего класса и степени вредности (3.1, 3.2, 3.3, 3.4, а также 3.0 — по травмобезопасности). В план мероприятий по улучшению и оздоровлению УТ в организации вносят предложения по приведению условно аттестованных рабочих мест в соответствие с нормативными правовыми актами об ОТ. Условно аттестованные рабочие места не засчитываются как аттестованные при сертификации работ по ОТ в организации.

При отнесении УТ к 4-му классу (опасному) рабочее место признается неаттестованным. Требуется его переоснащение или ликвидация.

Рабочие места подлежат обязательной переаттестации после замены производственного оборудования, изменения технологического процесса, реконструкции средств коллективной защиты и др., а также по требованию органов государственной экспертизы условий труда, если выявлены нарушения при проведении А. р. м. по УТ.

Оценка фактического состояния УТ на рабочем месте заносится в карту аттестации рабочих мест по УТ, в которой аттестационной комиссией организации дается заключение о результатах аттестации.

В завершение А. р. м. по УТ заполняются:

ведомость рабочих мест и результатов их аттестации по УТ в подразделении, в которую включаются сведения об аттестуемых рабочих местах и об УТ на них, количестве занятых в этих условиях работников, их обеспеченности СИЗ;

сводная ведомость рабочих мест и результатов их аттестации по УТ в организации, где указывается: количество рабочих мест по структурным подразделениям и в целом по организации; количество рабочих мест, на которых проведена аттестация с распределением их по классам УТ; количество работников, занятых на этих рабочих местах, и сведения об их обеспеченности СИЗ.

Результаты работы аттестационной комиссии организации заносятся в протокол А. р. м. по УТ. Аттестационная комиссия разрабатывает (с учетом предложений, поступивших от подразделений организации, отдельных работников) план мероприятий по улучшению и оздоровлению УТ в организации. План подписывается председателем аттестационной комиссии и после согласования с совместным комитетом (комиссией) по ОТ, профессиональными союзами утверждается руководителем организации, включается в коллективный договор.

Руководитель организации издает приказ, в котором дает оценку проведенной работе и утверждает ее результаты. Информация о результатах А. р. м. по УТ доводится до сведения работников организации. Документы по аттестации считаются материалами строгой отчетности и должны сохраняться в организации в течение 45 лет. Результаты аттестации являются основой для создания банка данных существующих УТ на уровне организации, района, города, региона, республики.

Распоряжением вице-мэра Москвы от 23 июня 2004 г. № 10-РВМ в целях улучшения работы по предупреждению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, оказания методической и практической помощи работодателям в выполнении требований ст. 212 ТК РФ по обеспечению проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации в Правительстве Москвы утверждены Рекомендации по проведению А. р. м. по УТ в организациях г. Москвы.

В соответствии с этими Рекомендациями А. р. м. по УТ проводится организациями самостоятельно. Ответственность за организацию, подготовку к проведению, проведение А. р. м. по УТ и реализацию ее результатов несет руководитель организации. Аттестации по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места.

А. р. м. по УТ включает комплексную оценку состояния условий труда, оценку ТРМ и учет обеспеченности работников СИЗ.

Оценка УТ осуществляется на основании измерений и комплексного анализа факторов производственной среды и трудового процесса. Проведение оценки УТ осуществляется инструментальными, лабораторными и эргономическими методами исследований.

Измерения параметров опасных и вредных производственных факторов, определение показателей тяжести и напряженности трудового процесса осуществляют лабораторные подразделения организации, аккредитованные в установленном порядке.

При отсутствии в организации лабораторных подразделений, необходимой нормативно-справочной базы, средств измерения, обученного персонала привлекаются организации, аккредитованные в установленном порядке на проведение указанных измерений в системе сертификации работ по охране труда в организациях (CCOT), системе аккредитации ГОСТ Р, системе аккредитации аналитических лабораторий (СААЛ), системе аккредитации государственной санитарной эпидемиологической службы (ГСЭС).

Финансирование работ по обеспечению нормальных УТ и техники безопасности, предусмотренных законодательством РФ (в т. ч. по А. р. м. по УТ) осуществляется организациями за счет собственных средств, которые согласно подп. 1 ст. 264 НК РФ относятся к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией.

Нижеперечисленными документами определена экономическая заинтересованность работодателя в проведении работ по ОТ, в частности, по А. р. м. по УТ:

Часть II НК РФ;

ФЗ от 22.12.2005 г. № 179-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 г.»*;

Постановление Правительства РФ от 20.04.2005 г. № 225 «О финансировании в 2006 г. предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санитарно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами»*;

Постановление Минздравсоцразвития России «Об утверждении перечня предупредительных мер на 2006 г. по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, проведение которых частично финансируется за счет страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»*;

Постановление ФСС РФ от 05.02.2002 г. № 11 «Об утверждении методики расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Согласно указанным документам организация имеет право использовать для частичного финансирования проведения А. р. м. по УТ до 20% сумм страховых взносов, перечисленных в ФСС РФ в предыдущем году за вычетом расходов Фонда на выплату обеспечения страхования по страховым случаям, произошедшим в организации.

В соответствии с ТК РФ результаты А. р. м. по УТ являются критерием предоставления компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда, в предусмотренном законодательством порядке.

Результаты А. р. м. по УТ используются для установления связи профессионального заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, установлении диагноза профессионального заболевания в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2000 г. № 967 «Об утверждении Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний», в т. ч. при решении споров, разногласий в судебном порядке.

В соответствии со ст. 212, 219 ТК РФ работодатель обязан обеспечить информирование работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и СИЗ, а работник имеет право на получение достоверной информации по вышеозначенным аспектам.

В картах А. р. м. по УТ предусмотрена графа ознакомления работников с результатами аттестации, что способствует выполнению обеими сторонами требований действующего законодательства.

Результаты А. р. м. по УТ используются для составления статистической отчетности о состоянии УТ, компенсациях за работу с вредными и опасными УТ по форме № 1-Т (условия труда).

Органы государственного надзора за охраной труда могут использовать результаты А. р. м. по УТ при рассмотрении вопроса о прекращении (приостановлении) эксплуатации цеха, участка, производственного оборудования, изменении технологий, представляющих непосредственную угрозу для жизни и (или) здоровья работников и применения административно-экономических санкций (мер воздействия) к виновным должностным лицам в связи с нарушением законодательства об ОТ.

Для организации и проведения А. р. м. по УТ издается приказ, в соответствии с которым создается аттестационная комиссия организации и (при необходимости) комиссии в структурных подразделениях, назначаются председатель аттестационной комиссии, члены комиссии и ответственный за составление, ведение и хранение документации по А. р. м. по УТ, а также определяются сроки и график проведения А. р. м. по УТ.

Рекомендуемая форма приказа приведена ниже в форме 1.

Подготовка к А. р. м. по УТ заключается в составлении перечня всех рабочих мест и выявлении опасных и вредных факторов производственной среды, подлежащих инструментальным измерениям и оценке, с целью определения фактических значений их параметров.

Наименования профессий и должностей работников организации приводятся в соответствие с требованиями «Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов» ОК 016—94.

Рекомендуемая форма перечня рабочих мест для проведения А. р. м. по УТ работников приведена в форме 2.

В соответствии с Законом г. Москвы от 11 февраля 2004 г. № 6 «О внесении изменений и дополнений в Закон г. Москвы от 14 марта 2003 г. № 7 «Об охране труда в городе Москве» организации и специалисты, оказывающие услуги в сфере ОТ на территории г. Москвы проходят уведомительную регистрацию в порядке, устанавливаемом Правительством Москвы.

Организации (лаборатории), осуществляющие измерения и оценку факторов производственной среды для А. р. м. по УТ на территории г. Москвы независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности проходят уведомительную регистрацию в органе исполнительной власти субъекта РФ (г. Москвы), ведающем вопросами ОТ, в целях внесения в городской реестр. Основные принципы формирования и ведения реестра — добровольность, компетентность, независимость, общедоступность. К юридическим и физическим лицам, претендующим на внесение в реестр по оказанию услуг в области ОТ, предъявляются следующие требования: высокое качество оказываемых услуг; квалификация и компетентность работников; опыт работы в данной сфере услуг; наличие соответствующей материальной и нормативной базы, другие требования, необходимые для оказания услуг в сфере ОТ, устанавливаемые ГОСТ Р 12.0.006—2002 «Общие требования к управлению охраной труда в организации».

Проведение аттестации рабочих мест: требования, этапы и результаты процедуры

В соответствии с законодательством РФ все работодатели обязаны проводить аттестацию рабочих мест. Но когда и зачем это нужно делать? Чем грозит уклонение от этой процедуры и какие бонусы приносит организации ее регулярное осуществление? Разбираемся в тонкостях процесса аттестации рабочих мест и выясняем, куда обратиться за получением этой услуги.

Требования к аттестации рабочих мест

Согласно Федеральному закону от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», каждый работодатель обязан обеспечивать проведение мониторинга условий труда (специальную оценку условий труда) сотрудников на соответствие нормам и устранять нарушения, угрожающие жизни и здоровью работников. Работодатель должен следить за состоянием производства, оценивать уровень опасности тех или иных производственных факторов, а также стремиться минимизировать эти факторы. Такой комплекс мер широко известен как аттестация рабочих мест. Отметим, что сегодня в законодательстве фигурирует иное обозначение процесса — «специальная оценка условий труда», или СОУТ. Новый термин пока не прижился в сфере практического применения, поэтому зачастую в качестве его синонима используют более привычное сочетание «аттестация рабочих мест». Так для удобства читателя поступим и мы.

Важно знать
Ключевое отличие СОУТ от аттестации рабочих мест — наличие в рамках СОУТ этапа идентификации потенциально вредных и/или опасных производственных факторов. Последняя проводится путем:

  • изучения предоставленных работодателем данных;
  • обследования рабочих мест;
  • опроса работников или их руководителей.

Итак, цель аттестации — устранение выявленных нарушений в части условий труда (например, неполадок в работе оборудования, отклонений каких-либо показателей от нормы (концентрация вредных веществ в воздухе, воде и т.д.)), угрожающих жизни и здоровью работников, или установление факта отсутствия таковых нарушений. Комплекс перечисленных мер реализуется в несколько этапов:

  • подготовка к проведению оценки условий труда;
  • идентификация и декларирование опасных производственных факторов;
  • исследование выявленных нарушений;
  • оценка полученного результата.

По итогам мониторинга работодатель обязан привести условия труда к показателям нормы (при несоответствии).

Аттестация рабочих мест необходима любому бизнесу, но есть организации, для которых ее проведение обязательно. Это прежде всего предприятия, сотрудники которых работают:

  • со сложным технологическим оборудованием;
  • оборудованием, находящимся под высоким напряжением, либо работа которого сопряжена с риском радиационного заражения работника;
  • с транспортными средствами, а так же с эксплуатацией и транспортировкой опасного сырья (например, химикатов) и др.

Оценку условий труда может проводить только организация, удовлетворяющая определенному набору критериев. Согласно Федеральному закону № 426-ФЗ, такая организация должна иметь не менее пяти сертифицированных экспертов, среди которых хотя бы один должен иметь высшее образование в сфере гигиены труда, общей гигиены или в области санитарно-гигиенических лабораторных исследований. В ее структуре должна быть испытательная лаборатория, аккредитованная на проведение измерений вредных и/или опасных производственных факторов. Кроме того, организация должна быть включена в реестр компаний, проводящих специальную оценку условий труда (размещен на сайте Минтруда России akot.rosmintrud.ru/sout/organizations), либо в реестр компаний, оказывающих услуги в области охраны труда (akot.rosmintrud.ru/ot/organizations) и имеющих право проводить специальную оценку условий труда по переходным положениям ст.18 Федерального закона № 426-ФЗ.

Кстати
Аттестацию рабочих мест работодатель проводит обязательно по требованию Федерального закона № 426-ФЗ. Проведение аттестации обычно положительно сказывается на атмосфере в коллективе, поскольку демонстрирует неравнодушное отношение к подчиненным.

К сожалению, человеческий фактор (например, халатность) оценить сложнее, чем какие-либо количественные показатели. Но профессиональные эксперты могут заметить явные нарушения со стороны персонала и проинформировать об этом ответственных лиц. Таким образом, своевременный мониторинг условий труда и устранение несоответствий избавляет организацию от многих проблем.

Как проводится аттестация рабочих мест: этапы процедуры

Как именно происходит СОУТ и какова роль в этом процессе поставщика услуг по аттестации рабочих мест? Алгоритм действия последнего зафиксирован в основополагающем законе № 426-ФЗ, а также в приказе Минтруда России от 24.01.2014 №33н. В последнем приведены методика проведения оценочных работ, классификатор вредных и/или опасных производственных факторов, форма отчета о проделанной работе и инструкция по его заполнению. Остановимся подробнее на процессе проведения аттестации.

  • Подготовка к процедуре. По инициативе работодателя создается комиссия по проведению СОУТ с нечетным количеством представителей, куда должны входить специалист по охране труда, члены профсоюза, представители работодателя. После этого комиссия прописывает и утверждает график и перечень работ.
  • Выявление потенциально вредных и/или опасных производственных факторов. Далее проводится проверка действующих условий труда (например состояния оборудования) и выявление опасных и вредных факторов. Проводя эту работу, эксперты учитывают результаты прошлой аттестации и статистику несчастных случаев на производстве.

На заметку
Работодателю необходимо помнить, что выявление потенциально вредных и/или опасных факторов не производится на рабочих местах сотрудников, которым назначена досрочная пенсия по старости или компенсация за вредность труда. Также идентификация вредных и опасных производственных факторов не проводится на рабочих местах, где их наличие уже было ранее установлено экспертами при проведении аттестации или СОУТ.

  • Испытания/измерения вредных и/или опасных факторов. В том случае, если в процессе проверки были выявлены вредные и/или опасные факторы, они должны быть исследованы испытательной лабораторией, экспертами или иными уполномоченными лицами. При необходимости проводится измерение показателей.
  • Отнесение условий труда на рабочем месте по степени вредности/опасности к классам и подклассам. После испытаний производственных факторов эксперты производят классификацию условий труда, на которых эти факторы были зафиксированы. Условия труда относят к одному из четырех классов:
    • оптимальные (опасности нет, или она в пределах нормы);
    • допустимые (вред, наносимый работой организму, исчезает после отдыха: например, усталость глаз);
    • вредные (вред, наносимый организму, может вызвать профессиональные заболевания, грозящие временной или постоянной потерей трудоспособности (к примеру, язва желудка у диспетчеров авиакомпаний));
    • опасные (труд может вызвать острое профессиональное заболевание или угрожает жизни (например, травмы промышленных альпинистов)).
  • Оформление результатов СОУТ. Результаты предоставляются в виде отчета. В нем содержится:
    • информация о компании, проводившей СОУТ;
    • перечень рабочих мест и выявленных на них опасных или вредных факторов;
    • протоколы измерений;
    • заключение экспертов.

    Не позднее чем через 30 календарных дней после утверждения отчета работодатель раскрывает его содержание персоналу и размещает документ на сайте организации в открытом доступе. После этого принимаются меры по улучшению условий труда (например, устраняется неисправность приборов и т.д.) или выдается компенсация (увеличение заработной платы или пенсии, предоставление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, дополнительное страхование и др.).

Оформление и срок действия декларации соответствия условий труда

Если после проведения аттестации рабочих мест опасных или вредных производственных факторов не обнаружено, работодатель должен подать декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда в местный орган исполнительной власти, контролирующий соблюдение трудового законодательства.

Эта декларация действует в течения пяти лет с момента утверждения отчета об аттестации. Если же во время этого срока с кем-либо из работников произойдет несчастный случай на производстве (кроме случаев по вине третьих лиц), будет диагностировано профессиональное заболевание либо будут зафиксированы нарушения требований охраны труда, то действие декларации прекращается. Решение об этом принимает уполномоченный орган исполнительной власти, его представители обязаны сделать соответствующую запись в реестре декларации не позже чем через десять дней после происшествия. Если же в течение пяти лет действия декларации вышеупомянутых ситуаций не возникло, то ее действие продлевается на следующие пять лет.

Когда в компании организуются новые рабочие места, вводится в эксплуатацию новое оборудование или сырье, происходит изменение технологических процессов на производстве, то работодатель должен провести внеплановую аттестацию рабочих мест, даже при наличии действительной декларации соответствия. Также работодатель может получить предписание о проведении внеплановой специальной оценки условий труда, если в ходе проведения федерального надзора за соблюдением трудового законодательства были выявлены нарушения.

Проведение аттестации рабочих мест может не только избавить работодателя от штрафов за какие-либо нарушения, но и сэкономить средства на страховые отчисления. Компании, проводящие специальную оценку условий труда, могут рассчитывать на скидку до 40% к тарифу на обязательное социальное страхование. Поэтому проведение добровольной аттестации рабочих мест — это еще и выгодно для бизнеса.

Аттестация рабочих мест

Аттестация рабочих мест — это комплекс мероприятий по оценке условий труда на рабочих местах организации – работодателя в целях выявления вредных и опасных производственных факторов и осуществления мер по приведению условий труда в соответствие с нормами законодательных актов, устанавливающих соответствующие государственные нормативные требования.

Аттестации рабочих мест подлежат все рабочие места организации-работодателя.

При этом организация-работодатель, должна быть зарегистрирована как индивидуальный предприниматель или юридическое лицо в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Аттестация рабочих мест проводится руководителем компании совместно с аттестующей организацией, привлекаемой для работы по договору гражданско — правового характера.

Аттестующей организацией может быть только аккредитованное в установленном порядке юридическое лицо, которое имеет право оказывать услуги по проведению оценки

рабочих мест по условиям труда.

В этом случае аттестующая организация должна являться независимой организацией по отношению к организации — работодателю, у которой проводится оценка рабочих мест по условиям труда.

Для чего нужна аттестация рабочих мест

Аттестация рабочих мест проводится для разделения всех производственных факторов по степени негативного влияния на человеческое здоровье на классы и подклассы.

Такое разделение имеет большое значение.

Так, сотрудники, занятые в трудовом процессе с негативными условиями труда, могут рассчитывать на сокращение трудового стажа для назначения пенсии, получения льгот.

Цели аттестации рабочих мест

Аттестация рабочих мест позволяет дать полную оценку каждому рабочему месту.

Целями аттестации рабочих мест являются следующие цели:

  • оценка степень и уровня того, как влияют факторы производственной среды на работника;

  • выявление тяжести и напряженности отдельных циклов производства на состояние здоровья сотрудника;

  • определение уровня травматизма и безопасности рабочего места;

  • определение обеспеченности каждого наемного сотрудника спецодеждой, на опасных для жизни участках работы.

Итогом такой оценки является заполнение аттестационной карты, которая берется в основу разработки мер по снижению травматизма на предприятии.

Кто подвергается оценке условий труда

Специальная аттестация рабочих мест распространяется на все категории работодателей.

К ним можно отнести:

  • юридические лица независимо от вида собственности;

  • коммерческие фирмы;

  • бюджетные учреждения;

  • индивидуальных предпринимателей, имеющих в штате хотя бы одного работника.

Не подвергаются такой процедуре лишь ИП, не имеющие работников.

Порядок проведения аттестации рабочих мест

Процесс определения уровня вредности труда может проводиться несколькими способами:

1. Проводится за счет средств работодателя. Такой порядок используется крупными предприятиями.

2. Весь ряд работ проводится сторонней фирмой, в компетенции которой аттестация рабочих мест труда. Она должна быть сертифицирована и иметь соответствующую лицензию.

3. Проводится совместными силами. Финансовая и подготовительная работа выполняется специалистами проверяемой организации, а замеры выполняет сторонняя фирма.

Весь процесс специальной оценки рабочих мест можно представить в виде нескольких этапов:

1. Подготовительный этап, который заключается в подготовке к проведению работ.

2. Основной этап, который заключается в самой проверке.

3. Заключительный этап, разработка итоговых документов с записями результатов всех исследований.

4. Оценка полученных итогов, выявленных в ходе процедуры.

5. Подготовка к сертификации организации по итогам проверки.

Рассмотрим каждый этап подробнее.

Подготовка

Руководитель организации, которая подвергается спецоценке рабочих, назначает председателя комиссии.

Председатель комиссии в свою очередь формирует комиссию.

В основном на должность председателя назначается лицо, отвечающее за охрану труда на производстве, это может быть инженер по охране труда (ОТ).

В любой фирме или организации в аттестационную комиссию входят:

  • инженер по ОТ;

  • сотрудник кадровой службы;

  • механик;

  • электрик или энергетик;

  • бухгалтер по начислению зарплаты;

  • медицинский работник;

  • член профсоюзной организации;

  • технолог.

Основной этап

Аттестация направлена на выявление соответствия факторов работы государственным нормам охраны труда по ряду направлений:

  • соответствие гигиеническим нормам;

  • опасность получения травмы на рабочем месте;

  • наличие у работников защитной одежды, рукавиц, сапог, респираторов, очков;

  • комплексная оценка всех условий.

Оценка, согласно гигиеническим критериям, учитывает все опасные и вредные факторы, степень тяжести, напряженности.

Также это могут быть биологические, физические, химические факторы. Она проводится специальными измерительными средствами.

Итоги, выявленные в результате измерений, оформляются протоколом.

Протокол включает в себя следующие данные:

  1. Дата осуществления измерений.

  2. Указание подразделения, подвергающегося оценке.

  3. Название приборов измерений.

  4. Наименование фактора, подвергающегося измерению.

  5. Чертеж помещения в котором брали замеры с указанием точного места.

  6. Стандартное значение измеряемого фактора для дальнейшего сравнения.

  7. Автограф ответственного лица за измерение.

  8. Печать и подписи работников сторонней организации, если таковая привлечена.

Измерительными приборами владеют только специализированные фирмы, а травмоопасность проверяется специалистами собственной комиссии.

При оценке травматизма проверяются мощности, станки, приспособления к ним и рабочие инструменты, спецодежда, своевременность проведение инструктажа, а также их соответствие нормативно-правовым стандартам и наличие сертификатов безопасности на автоматизированные механизмы.

При оценке СИЗ проверяется правильность и полная обеспеченность ими работников на каждом рабочем месте. Перед проведением оценки наличия СИЗ комиссия должна изучить и составить протоколы по вышеперечисленным этапам, чтобы определить, какие средства необходимо иметь на предприятии и имеются ли они в полной мере.

Выходные итоги оценки рабочих мест должны быть запротоколированы. На базе полученных данных и сопоставления их с нормативами определяется класс, подкласс сложности нахождения на рабочем месте, класс опасности, и соответствие места работы стандартам безопасности.

Все итоги исследований записываются в специальной карте, на основе которой разрабатывается план действий по улучшению климата на рабочем месте.

Аттестационная карта

Аттестационная карта – это итоговый документ, который подтверждает фактическое положение на каждом аттестуемом рабочем месте, действующие льготы и компенсации, нормы выдачи СИЗ, ряд мер по устранению или минимизированию нежелательных показателей работы.

С помощью аттестационной карты

— выявляются места, которые не прошли оценку, то есть не соответствуют нормам безопасности;

— определяется перечень плохих показателей на производстве, которые в дальнейшем используются при оформлении на должность, с целью довести до работника условия будущей работы.

Заключительный этап

Отметим, что заключительный этап предполагает подготовку выходных документов:

  1. Реестр рабочих мест с результатами проверки отдельно по структурным единицам и в комплексе, с указанием численности работающих и обеспеченности их спецодеждой.

  2. Протоколы соответствия различным требованиям ОТ (охраны труда).

  3. План работ по устранению выявленных нарушений.

Все документы должны быть подписаны членами комиссии и председателем.

Результаты аттестации должны быть освещены всему коллективу с оглаской сроков выполнения.

Результаты такой проверки хранятся в течение 45 лет и являются бланками строгой отчетности.

Сроки аттестации

По правилам обязательной аттестации проверку на принадлежность условий труда нормативам безопасности проводят раз в 5 лет.

Но бывают случаи, когда грядет внеплановая проверка, которая может быть проведена раньше срока.

  1. Внеплановая переоценка может быть связана с вводом в эксплуатацию новых мощностей на производстве, что приводит к привлечению новой рабочей силы, изменению технологии производства и появлению новых рабочих факторов.

  2. Еще одним моментом для внеплановой проверки может послужить наступление несчастного случая или профессионального заболевания, которые получены при наличии вредных и опасных факторов.

  3. По требованию инспекции по труду.

  4. По просьбе работников и представителей профсоюза организации.

В общем, срок действия аттестации в среднем равен пяти годам.

Новшества в 2017 году

С 2015 года всех работодателей обязали отчитываться по спецоценке в органы ФСС, для присвоения класса условий, что необходимо для сдачи отчетности в органы ПФР.

Те организации, которые прошли аттестацию ранее 2017 года, должны переаттестоваться вплоть до 31 декабря 2018 года.

Штрафные санкции за отказ от прохождения специальной проверки

Приведем штрафные санкции за отказ от прохождения специальной проверки.

Вид нарушения

Размер штрафа

Нарушение сроков проведения, то есть несвоевременность или срыв внеплановой аттестации

От 30 000 рублей, остановка деятельности фирмы до 3 месяцев

Несоблюдение порядка проведения процедуры

На должностное лицо до 10 000 рублей, на фирму – 80 000 рублей

Неудовлетворительное содержание рабочего места

На ответственное лицо до 30 размеров МРОТ, на фирму – до 300 таких размеров

Не внедрение мероприятий по улучшению качества труда

Остановка деятельности до 3 лет

Если на рабочем месте произошел несчастный случай, а спецоценка не была проведена, то работодатель становится виновным и подвергается штрафу в размере до 400 000 рублей.

© С.В. Поляшов, 2014

Входящие документы:

  1. Документы, которые работодатель обязан предоставить организации, проводящей СОУТ по заключенному договору (ст. 4 ч. 2 п. 2),
  2. перечень мест, на которых будет проводиться СОУТ с указанием аналогичных рабочих мест (ст. 9 ч. 5)

Действия:

  1. Помогите эксперту организации, проводящей СОУТ обследовать рабочие места и разобраться в технической и прочей документации Вашей организации.
  2. Утвердите результаты идентификации комиссией (ст. 10 ч. 2).

Исходящие документы:

  1. результаты идентификации (ст. 10 ч. 2).

Идентификация осуществляется экспертом организации по СОУТ (ст. 10 ч. 2). В методике проведения специальной оценки условий труда подробно описана процедура идентификации.

Суть идентификации: эксперт по СОУТ изучает имеющуюся у работодателя документацию (техническая документация на оборудование, проекты, результаты ранее проведенных измерений вредных факторов и т.п.), проводит обследование рабочих мест путем их осмотра, опрашивает работников и т.д. и выявляет вредные факторы.

Далее, эксперт сравнивает выявленные факторы с классификатором.

Не подлежат идентификации (ст. 10 ч. 6):

1. рабочие места работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости;

2. рабочие места, в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

3. рабочие места, на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и (или) опасные условия труда.

После идентификации рабочие места будут разделены на три группы:

  1. рабочие места, на которых идентифицированы вредные (опасные) факторы;
  2. рабочие места, на которых не идентифицированы вредные (опасные) факторы;
  3. рабочие места, которые не подлежали идентификации.

Комиссия должна утвердить результаты идентификации (ст. 10 ч. 2).

© С.В. Поляшов, 2014
С.В. Поляшов, 2014. Копирование разрешено только с письменного согласия автора, и наличия обязательной активной ссылки на веб сайт dogma.su

Шаг 4 – разработка и утверждение графика проведения СОУТ | Описание курса | Шаг 6 – составление и отправка в соответствующий государственный орган декларации о соответствии условий труда нормативным требованиям

С 1 января 2014 года аттестация рабочих мест по условиям труда заменена на специальную оценку условий труда в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» № 426-ФЗ от 28.12.2013 г. Об изменениях в порядке процедуры можно узнать .

Современные производственные процессы представляются немыслимыми без охраны труда. Охрана труда является системой, которая регулирует процессы на производственных объектах, разрабатывает действенные методы и меры по защите безопасности человека. Одним из таких методов выступает аттестация рабочих мест (АРМ, – ред.). Являясь действенной формой контроля над условиями труда, АРМ предусматривает качественный анализ и экспертизу рабочих мест. Благодаря ей, раскрываются не только несоответствия требованиям основных нормативных законодательных актов, но и реализуется совокупность мероприятий по улучшению состояния условий в организации.

Процесс проведения АРМ регулируется Приказом Минздравсоцразвития РФ № 342н от 26 апреля 2011 года. Приказ вступил в силу с 1 сентября 2011 года. Порядок, или как его еще называют новые правила, отражает все вопросы деятельности работодателей по проведению АРМ. С помощью него определяется схема проведения оценки условий труда.

Аттестация обязательная для всех организаций. Ей подлежат все рабочие места, начиная от руководителя и заканчивая работниками, выполняющими низкоквалифицированные работы (уборщицы, подсобные рабочие и т.д.). «С 12.12.2012 г. произошли изменения, подробнее читайте .» Отметим, что аттестация проводится для отдельного рабочего места, но не для специальности. Ни профессии, ни конкретные должностные лица объектом аттестации не являются, но влияют на количество рабочих мест.

Порядок АРМ включает в себя семь разделов:

  1. Общие положения (определены основные цели и задачи проведения аттестации, обязанности по проведению аттестации, обоснована необходимость использования полученных результатов в дальнейшем ведении хозяйственной деятельности);
  2. Порядок подготовки к проведению АРМ по условиям труда (данный этап считают подготовительным, так как определяется состав аттестационной комиссии, ее обязанности и права по отношению к проведению процесса, график проведения работ по аттестации, утверждается приказ о начале проведения работ по АРМ на предприятии);
  3. Порядок проведения оценки соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (данный раздел подразумевает анализ условий труда на соответствие гигиеническим нормативам, определение травмоопасности и обеспеченности средствами коллективной защиты, комплексную оценка состояния на рабочем месте);
  4. Особенности проведения аттестации отдельных видов рабочих мест (к отдельным видам относят аналогичные (идентичные места) и нестационарные (с территориально меняющимися зонами) рабочие места, определяются особенности их аттестации);
  5. Порядок оформления результатов АРМ по условиям труда (приводится последовательность содержания документов, входящих в отчет об аттестации, их последующая передача в контрольно-надзорные органы по охране труда);
  6. Порядок проведения внеплановой АРМ по условиям труда (приведены условия проведения повторной аттестации в организации, их порядок проведения);
  7. Заключительные положения (определены ответственные лица за проверку полученных результатов в субъектах РФ).

Порядок проведения АРМ содержит также приложения, в которых даются конкретные бланки необходимых документов для аттестации, даются подробные рекомендации по заполнению данных форм.

Аттестация должна проводиться для рабочих мест в соответствии с определенным порядком. Все полученные результаты и сведения должны соответствующим образом влиять на итоговое решение контрольных органов о правомерности проведенной аттестации.

Условно проведение аттестации делится на три этапа: организационный, оценочные работы на рабочих местах, завершение аттестации и оформление документации. Значение и сущность каждого этапа определяет данный Порядок. Подробнее с тем, как проводится АРМ, каковы основные действия на каждом этапе, Вы можете узнать в материале: «Проведение аттестации рабочих мест».

Таким образом, проверка условий труда на рабочих местах включает несколько контрольных процедур, которые предусматривают проведение различных оценок и подготовку итогового пакета документов. Новый порядок АРМ позволил сделать процедуру строго структурированной. Ранее, конечно же, также существовала определенная структура, но Приказ № 342 о порядке проведения АРМ, помимо того, что разграничил права и обязанности ответственных за ее проведение, главный акцент делает все же на объективность полученных результатов и ответственность за них.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда. Аттестация проводится на основании Приказа Министерства Здравоохранения и социального развития РФ от 26 апреля 2011 года №342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда». Основываясь на части второй ст. 212 ТК РФ аттестацию рабочих мест обязаны проводить все работодатели без исключений. Основная цель и задача данной процедуры – улучшение условий труда, а также выявление вредных и опасных производственных факторов. Процесс проведения аттестации включает в себя:

  • гигиеническую оценку условий труда работников;
  • оценку травмобезопасности на предприятии;
  • оценка соответствия нормам безопасности труда используемых инструментов и оборудования на предприятии;
  • обеспеченность работников организации средствами индивидуальной защиты.

Сроки аттестации

Организация сама определяет, когда ей нужно проводить аттестацию. Однако по закону, проводить её нужно не реже одного раза в 5 лет! Важно знать, что если на вашем предприятии появляется новое рабочее место или изменено производственное оборудование рабочего места, то его необходимо аттестовать в течении 60 дней.

Многие работодатели путают аттестацию рабочих мест с аттестацией работников. Важно понять, что аттестуется именно рабочее место, а не работник! Например, в вашей организации может работать 5 человек, а рабочих мест может быть 2, 3 или даже 8. Некоторые работники могут выполнять разные задачи и занимать соответственно несколько рабочих мест, каждое из которых обязан аттестовать работодатель!

Аттестация рабочих мест и штрафы

За нарушение порядка проведения аттестации рабочих мест могут применяться различные санкции: от выдачи предписаний на устранение нарушений до привлечения руководителей и должностных лиц к административной ответственности. Осуществить проверку аттестации рабочих мест может как прокуратура, так и инспекция по труду и занятости. Визит данных структур, как правило, не сулит ничего хорошего.

На сегодняшний день максимальный штраф за не проведение аттестации рабочих мест составляет 50 тысяч рублей. Или может проводится административное приостановление деятельности предприятия или организации на срок до 90 суток (ст. 5.27 КоАП РФ). Штраф для должностных лиц составляет от 1 до 5 тыс. рублей. Однако в планах Министерства здравоохранения и социального развития стоит увеличение данной суммы в несколько раз. Увеличение штрафов позволит повысить степень ответственности работодателя за жизнь и здоровье работников и призовет многие организации провести аттестацию своих рабочих мест.

Кто проводит аттестацию?

Для того, чтобы провести аттестацию, в соответствии с законодательством, необходимо иметь аккредитацию на оказание услуг в области охраны труда согласно приказу Минздравсоцразвитие N205н от 01.04.2010. Как правило, такие организации обладают собственной лабораторией и всем перечнем измерительного оборудования для проведения измерений. Привлечение таких организаций происходит на договорной основе.

Порядок проведения аттестации

Порядок проведения аттестации рабочих мест включает в себя:

  1. Формирование приказа по организации, в рамках которого создается специальная аттестационная комиссия, в которую входят специалисты аттестующей фирмы и сотрудники аттестуемой организации.

2) Определяется список рабочих мест, подлежащих аттестации. Далее устанавливается перечень опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах и рассчитывается стоимость аттестации.

3) Процесс исполнения аттестации рабочих мест по условиям труда, в рамках которого проводится оценка степени травмоопасности каждого рабочего места и определяется:

  • безопасность применяемого оборудования, инструментария и материалов, участвующих в процессе труда;
  • обеспеченность работников СИЗ и их соответствие фактическому воздействию вредных или опасных факторов;
  • уровень информированности каждого работника о мероприятиях по обеспечению безопасности труда.

4) Оформление результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, с приложением соответствующего пакета документов:

  • протоколы произведенных измерений;
  • карты аттестации рабочих мест на предприятии;
  • план мероприятий, направленный на улучшение санитарно-бытовых условий труда работников;
  • ведомости, приложения и прочие документы.

5) После проведения аттестации работодатель отправляет её результаты в государственную инспекцию труда. Полученные документы по результатам аттестации используются в рамках:

  • сертификации производственных объектов, подтверждающей соответствие требованиям по организации охраны труда;
  • для расчета скидок и надбавок к страховому тарифу в системе обязательного соцстрахования работников от несчастных случаев на производстве;
  • определения условий трудового договора и ознакомления работника с трудовым процессом;
  • разработки плана мероприятий, направленного на обеспечение безопасности труда;
  • определения порядка и размера компенсаций работникам;
  • выявления виновных в нарушении требований по охране труда и принятия соответствующих решений.

Стоимость аттестации рабочих мест

Стоимость услуг по аттестации зависит от количества рабочих мест на предприятии. Для средних и крупных предприятий, где имеется большое количество рабочих мест существуют системы скидок. Средняя рыночная стоимость аттестации 1 рабочего места составляет от 1500 до 7000 рублей. Отдельно оплачиваются сложные исследования. При этом стоимость аттестации рабочего места сварщика будет выше, чем стоимость аттестации рабочего места бухгалтера.

Для обычного офиса примерная стоимость аттестации одного рабочего места с персональным компьютером составляет около 2000 рублей.

Существуют организации, которые предлагают оказать данные услуги по ценам значительно ниже средне-рыночных цен. Но следует учесть, что дешевый вариант может привести к значительным потерям в будущем.

На сегодняшний день, рынок подобных услуг в нашей стране весьма разнообразен. Однако из огромной массы организаций, предлагающих услуги аттестации, следует выбирать только честные и зарекомендовавшие себя с положительной стороны фирмы.


Загрузка…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *