Трудовое право на транспорте

Трудовое право регулирует отношения, возникающие между работником и нанимателем, устанавливает социальные гарантии работникам, определяет статус, права и обязанности безработных и прочие отношения, связанные с трудовой деятельностью людей. Основные нормы трудового права систематизированы в Трудовом кодексе Российской Федерации (ТК), вступившим в действие с 1 февраля 2002 года.

К источникам трудового права Российской Федерации относятся:

  • Конституция, установившая в ст.72, что вопросы законодательства о труде находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Статьей 37 Конституции установлено, что «Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен…Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд …не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также права на защиту от безработицы» и ряд других прав, связанных с трудовой деятельностью;
  • Трудовой кодекс Российской Федерации;
  • законы Российской Федерации » О занятости населения в Российской Федерации», «Об основах государственной службы Российской Федерации», «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и другие федеральные законы;
  • Основы законодательства Российской Федерации об охране труда;
  • указы Президента ;
  • постановления Правительства Российской Федерации («О дифференцировании в условиях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки» от 14.10.92, «Об утверждении Положения о порядке расследования и учета несчастных случаев на производстве» от 03.06.95 и многие другие);
  • постановления, инструкции и другие акты Министерства труда и социального развития Российской Федерации;
  • акты других федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, в которых содержатся нормы трудового права, изданные в соответствии с федеральным законодательством, указами Президента, постановлениями Правительства Российской Федерации;
  • акты субъектов Российской Федерации по вопросам трудового законодательства в пределах установленной компетенции и не снижающие требований, установленных федеральными нормативными актами.

Трудовые отношения при осуществлении транспортной деятельности можно условно подразделить на общие и специальные. Общие трудовые отношения (порядок приема на работу, предоставление отпуска работнику, исчисление стажа работы и проч.) при осуществлении транспортной деятельности не имеют отличий от аналогичных отношений в иных областях деятельности. Специальные трудовые отношения отражают отраслевую специфику транспорта как объекта приложения труда.

Особенности регулирования труда работников транспорта приведены в трех статьях.

Статьей 328 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что «работники, принимаемые на работу, непосредственно связанную с движение транспортных средств, должны пройти профессиональный отбор и профессиональную подготовку в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области соответствующего вида транспорта.

Прием работника на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, производится после обязательного предварительного медицинского осмотра в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения и федеральным органом исполнительной власти в области соответствующего вида транспорта.

К гражданам, поступающим на работу, связанную с движением транспортных средств, предъявляются особые требования, касающиеся профессиональной подготовки, состояния здоровья, которые вытекают из специальных законов и иных нормативных правовых актов.

В трудовом договоре, заключаемом с водителем автотранспортного средства, сторонами необходимо предусмотреть: будет ли он работать на автомобиле определенной грузоподъемности или на любом автомобиле из числа имеющихся с учетом наличия у водителя прав на управление соответствующими транспортными средствами.

Условия получения права на управление транспортными средствами определены в Федеральном законе «О безопасности дорожного движения» от 10.12.95 № 196-ФЗ.

Право на управление транспортными средствами предоставляется:

  • мотоциклами, мотороллерами и другими мототранспортными средствами (категория «А») — лицам, достигшим 16-летнего возраста;
  • автомобилями, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает 8 (категория «В»), а также автомобилями, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг, за исключением относящихся к категории «Д» (категория «С»), — лицам, достигшим 18-летнего возраста;
  • автомобилями, предназначенными для перевозки пассажиров и имеющими, помимо сиденья водителя, более 8 сидячих мест (категория «Д»), — лицам, достигшим 20-летнего возраста;
  • составами транспортных средств (категория «Е») — лицам, имеющим право на управление транспортными средствами категорий «В», «С» или «Д», — при наличии стажа управления транспортным средством соответствующей категории не менее 12 месяцев;
  • трамваями и троллейбусами — лицам, достигшим 20-летнего возраста.

К сдаче экзаменов на получение права на управление транспортными средствами допускаются граждане, прошедшие соответствующую подготовку в объеме, предусмотренном учебными планами и программами подготовки водителей транспортных средств соответствующей категории.

Типовые программы подготовки водителей транспортных средств соответствующих категорий разрабатываются уполномоченными на то федеральными органами

исполнительной власти в порядке, определяемом Правительством РФ на основании соответствующих государственных образовательных стандартов (ст. 25, 26 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.95 № 196-ФЗ).

Статья 329 Трудового кодекса РФ устанавливает особенности регулирования труда в области соответствующего вида транспорта: «Работникам, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, не разрешается работа за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени по профессии или должности, непосредственно связанной с движением транспортных средств, а также работа с вредными и (или) опасными условиями труда. Перечень профессий (должностей) и работ, непосредственно связанных с движением транспортных средств, утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются федеральными органам исполнительной власти соответствующего вида транспорта. Эти особенности не могут ухудшать положение работников по сравнению с установленными настоящим Кодексом».

Такие особенности для работников отдельных видов транспорта определяются специальными положениями о режиме рабочего времени и времени отдыха, а также положениями об условиях труда работников отдельных категорий.

Например, допустимые режимы труда и отдыха водителей автомобилей регламентированы «Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей».

Согласно этому Положению нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю. Для водителей, работающих на 5-дневной рабочей неделе с двумя выходными днями, продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8, а для работающих на 6-дневной рабочей неделе с одним выходным днем — 7 часов.

В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям может устанавливаться суммированный учет рабочего времени (как правило, за месяц). На перевозках пассажиров в курортной местности в летне-осенний период и на других перевозках, связанных с обслуживанием сезонных работ, учетный период может устанавливаться продолжительностью до 6 месяцев. Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов.

Решение установить суммированный учет рабочего времени принимается работодателем по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным представительным органом работников, а при их отсутствии — по согласованию с работником, закрепляемому в трудовом договоре или приложении к нему. При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) может устанавливаться не более 10 часов. В случае, когда при осуществлении междугородной перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов.

Если пребывание водителя в автомобиле предусматривается продолжительностью более 12 часов, в рейс направляются два водителя. При этом такой автомобиль должен быть оборудован спальным местом для отдыха водителя.

Водителям автобусов, работающим на городских, пригородных и междугородных регулярных пассажирских линиях, с их согласия может устанавливаться рабочий день с разделением смены на две части при условии, что водители будут возвращаться к месту дислокации до начала разрыва смены не позже чем через 4 часа после начала работы. При этом продолжительность перерыва должна быть не менее 2 часов без учета времени для отдыха и питания. Время кратковременного отдыха предоставляется в месте дислокации.

Ежедневная продолжительность управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не может превышать 9 часов, а в условиях горной местности при

перевозке пассажиров автобусами габаритной длиной свыше 9.5 метров и при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов — не может превышать 8 часов.

При суммированном учете рабочего времени решением работодателя, согласованного с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным представительным органом работников (а при их отсутствии — с работником), не более 2 раз в неделю ежедневная продолжительность управления автомобилем может быть увеличена до 10 часов. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за 2 недели подряд не должна превышать 90 часов.

Водителям предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более 2 часов, не позднее чем через 4 часа после начала работы. При установленной графиком продолжительности ежедневного рабочего времени более 8 часов водителю предоставляются 2 перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 часов. Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену). На междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха в пунктах оборота или в промежуточных пунктах может быть установлена не менее продолжительности времени предшествующей смены, а если экипаж автомобиля состоит из двух водителей — не менее половины времени этой смены с соответствующим увеличением времени отдыха непосредственно после возвращения к месту постоянной работы.

Еженедельный непрерывный отдых должен непосредственно предшествовать или непосредственно следовать за ежедневным отдыхом, при этом суммарная продолжительность времени отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания в предшествующий день должна составлять не менее 42 часов.

При суммированном учете рабочего времени еженедельные дни отдыха устанавливаются в различные дни недели согласно графикам сменности; при этом число дней еженедельного отдыха в текущем месяце должна быть не менее числа полных недель этого месяца. В случае установления водителям при суммированном учете рабочего времени рабочих смен продолжительностью свыше 10 часов продолжительность еженедельного отдыха может быть сокращена, но не менее чем до 29 часов. В среднем за учетный период продолжительность еженедельного непрерывного отдыха должна быть не менее 42 часов.

Дисциплине труда работников, которые непосредственно связаны с движением транспортных средств посвящена статья 330 Трудового кодекса РФ.

«Дисциплина работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, регулируется настоящим Кодексом и положениями (уставами) о дисциплине, утверждаемыми федеральными законами».

Дисциплина труда — это установленный порядок, без поддержания которого невозможно обеспечить согласованную деятельность в процессе совместного труда работников организации. Дисциплина труда требует от работников надлежащего исполнения трудовых обязанностей, закрепленных в ст. 21 ТК, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах, содержащих нормы трудового права (ст.5 ТК).

Правила поведения работников во время совместной деятельности определяются коллективным договором, соглашениями, а также локальными нормативными актами (правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, графики сменности и др.), принимаемыми работодателем (в пределах своей компетенции) в порядке, установленном ст. 8 ТК. Регулятором поведения работников служит заключаемый с ним трудовой договор.

На работников, труд которых непосредственно связан с движение транспортных средств, распространяются статьи о дисциплине труда, содержащиеся в гл.30 ТК, за исключением тех правил, которые предусматриваются только уставами и положениями о дисциплине (о поощрениях за труд и мерах дисциплинарной ответственности).

Принятие уставов и положений о дисциплине работников, труд которых непосредственно связан с движение транспортных средств, продиктовано необходимостью строжайшего соблюдения внутреннего трудового распорядка на транспорте, нарушение

которого может привести к тяжелейшим последствиям (вплоть до гибели людей). Поэтому к работникам, подпадающим под действие уставов и положений о дисциплине, предъявляются более высокие требования, нежели к другим категориям работников, на которых целиком распространяются правила внутреннего трудового распорядка данной транспортной организации.

Под действие уставов и положений о дисциплине главным образом подпадают работники, выполняющие основные, профилирующие работы, связанные с движением транспорта, а также работники центрального аппарата!

Положения и уставы о дисциплине обязательны для всех работников, которые подпадают под их действие. Работодатели не вправе вносить в них какие-либо изменения или дополнения. Некоторые особенности, касающиеся трудового распорядка работников, подпадающих под действие положений и уставов о дисциплине, могут быть предусмотрены в правилах внутреннего распорядка организации, однако они не должны противоречить положениям и уставам о дисциплине.

Дисциплинарная ответственность — форма принуждения работника к надлежащему исполнению им служебных обязанностей. Дисциплинарная ответственность наступает за нарушения трудовой дисциплины, выразившейся в неисполнении или в ненадлежащем исполнении по вине работника возложенных на него трудовых обязанностей. Правонарушение, влекущее дисциплинарную ответственность, принято называть дисциплинарным проступком. Отличительными признаками, по которым дисциплинарный проступок дифференцируется от иных правонарушений, являются: субъект нарушения -наемный работник, совершивший правонарушение в момент исполнения им своих трудовых обязанностей; объект противоправного воздействия — внутренний трудовой распорядок организации — работодателя.

Следует отличать дисциплинарную ответственность от административной, уголовной и гражданско-правовой ответственности. Некоторые нарушения работником своих обязанностей могут быть одновременно и дисциплинарными и административными проступками. Меры дисциплинарного воздействия могут применяться одновременно (параллельно) с мерами административного и уголовного воздействия, гражданско-правовой ответственностью. В этом случае работник не несет двойной ответственности, как может показаться на первый взгляд, поскольку административная или уголовная ответственность наступает перед государством, гражданско-правовая — перед лицом, чьи гражданские права нарушены, а дисциплинарная перед иным субъектом — работодателем.

Право наложения мер дисциплинарной ответственности имеет орган организации-работодателя, обладающий распорядительно-дисциплинарной властью по отношению к нарушителю. Таким органом является руководитель организации, а также другие органы, уполномоченные на это уставом организации (положением об организации).

Меры дисциплинарных взысканий за нарушения трудовой дисциплины установлены в ст. 192 ТК РФ: «1) замечание; 2) выговор; 3) увольнение по соответствующим основаниям». Данные меры относятся к общим видам дисциплинарной ответственности и могут быть применены к любому работнику транспорта. Для ряда категорий работников транспорта может быть дополнительно установлена ответственность согласно ст. 192 ТК: «Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания». Именно специальная дисциплинарная ответственность и отражает отраслевые особенности трудовых отношений в процессе осуществления транспортной деятельности.

В настоящее время вопросы специальной дисциплинарной ответственности урегулированы уставами и положениями о дисциплине работников ряда отраслей.

На автомобильном транспорте какие-либо специальные меры дисциплинарного воздействия не установлены. Практически получили распространение переводы водителей на работу слесарями при совершении ими серьезных трудовых проступков (появление на работе в состоянии алкогольного опьянения и проч.). Для обеспечения юридической корректности таких переводов следует при приеме их на работу предусматривать соответствующие ситуации и процедуры в заключаемых контрактах. Тогда отказ работника от перевода повлечет нарушение контракта и может быть причиной увольнения. В противном случае перевод по инициативе администрации не будет иметь юридических оснований.

Представляется актуальным разрабатывать и вводить в действие положения о дисциплине работников муниципального транспорта. Такая работа должна вестись субъектами федерации, если муниципальный транспорт находится в их ведении, или органами самоуправления, когда такой транспорт находится в ведении муниципальных властей.

Порядок исполнения трудовых обязанностей работниками транспорта и для ряда отраслей транспорта и категорий работников установлен различными уставами, положениями, должностными инструкциями.

На автомобильном транспорте регулирование режима труда и отдыха водителей осуществляется в соответствии с Положение о рабочем времени и временем отдыха водителей автомобилей (утверждено Постановлением Минтруда России от 25.06.99 № 16, зарегистрировано в Минюсте РФ 23 августа 1999 г. N 1874). При выполнении международных автомобильных перевозок Федеральным законом «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и ответственности за нарушение порядка их выполнения» от 24.07.98 № 127-ФЗ предусмотрена обязательность наличия на автомобиле, совершающем соответствующую перевозку, исправного тахографа -самопишущего прибора, регистрирующего на тахограмме путевую информацию о работе автомобиля на линии. Расшифровка тахограммы позволяет надежно установить соблюдение водителями установленного перевозчиком безопасного графика движения. Труд водителей маршрутных автобусов признан сопряженным с неблагоприятными условиями труда, в связи с чем для водителей автобусов установлен ранний выход на пенсию.

В соответствии с Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации «О мерах по обеспечению устойчивой работы авиационного, морского, речного и автомобильного транспорта в 1993 году» от 30 августа 1993 г. № 876 (с последующими изменениями и дополнениями) (п.9) в целях обеспечения безопасности судоходства, полетов и движения транспортных средств на предприятиях и в организациях независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности . и (или) в их подразделениях, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, на должности исполнительных руководителей и специалистов, связанные с обеспечением безопасности движения, могут быть назначены только лица, прошедшие специальную подготовку.

Лица, занимающие должности, связанные с обеспечением безопасности судоходства, полетов и движения наземных транспортных средств, проходят периодическую аттестацию на право занятия этих должностей.

Перечень учебных заведений, осуществляющих специальную и предаттестационную подготовку таких лиц, устанавливается Министерством транспорта Российской Федерации.

Порядок проведения аттестации регламентирован Положением о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, утвержденным совместным приказом Минтранса и Минтруда России от 11 марта 1994 г. № 13/11, зарегистрированным в Минюсте РФ 18 апреля 1994 г. № 548, (с последующими изменениями и дополнениями).

На работников транспортных организаций и органов государственного и муниципального управления транспортом, являющихся по своему статусу государственными или муниципальными служащими, наряду с общими нормами трудового законодательства, дополнительно распространяются требования законодательства Российской Федерации и ее субъектов, регулирующего государственную и муниципальную службу: федеральные законы «Об основах государственной службы Российской Федерации», «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» и выпущенные в их развитие законы субъектов Российской Федерации.

Важной составной частью трудового права является комплекс норм по охране труда. Данные нормы установлены «Основами законодательства Российской Федерации об охране

труда», большим числом статей ТК, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и ее субъектов. Постановлением Министерства труда Российской Федерации утверждены Положение о порядке разработки и утверждения правил и инструкций по охране труда и методические указания по разработке этих правил. На федеральном уровне разработаны и введены в действие: специальная Система стандартов безопасности труда (ССБТ) в составе системы ГОСТ Р, включающая большой комплекс государственных стандартов, разработанных в соответствии с Федеральным законом «О стандартизации»; отраслевые стандарты (ОСТ) безопасности; санитарные нормы и правила (СанНиП) и гигиенические нормативы; общие технические требования к безопасной конструкции, изготовлению и эксплуатации машин и механизмов (в различных стандартах ГОСТ Р); отраслевые правила по охране труда и технике безопасности; противопожарные правила и проч. Изготовители машин и механизмов, в том числе транспортных средств, погрузо-разгрузочных устройств и приспособлений, контейнеров обязательно разрабатывают и утверждают технические инструкции, в которых приводятся требования по безопасной эксплуатации их продукции.

Минтруда России в соответствии с «Основами законодательства Российской Федерации об охране труда» совместно с федеральными надзорными органами, другими федеральными органами и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации создал Систему обязательной сертификации постоянных рабочих мест на производственных объектах, средств производства, оборудования для средств коллективной защиты. В рамках данной системы отслеживается исполнением работодателем всех предписанных государством правил охраны труда на конкретных рабочих местах. Для предприятий транспорта введение обязательной сертификации постоянных рабочих мест актуально, прежде всего, для производственно-технических служб, выполняющих техническое обслуживание и ремонт подвижного состава.

Затраты организаций транспорта на оплату труда работников, на обеспечение выполнения санитарно-гигиенических требований, нормальных условий труда, технику безопасности и проведение мероприятий по охране здоровья и организации отдыха, непосредственно связанные с участием работников в производственном процессе, на подготовку и переподготовку кадров, в соответствии с Постановление Правительства Российской Федерации от 11.03.97 № 273 «Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли», подлежат включению в себестоимость транспортных услуг и работ.

Все работники подлежат обязательному социальному страхованию. Для ряда работников транспортного комплекса установлено обязательное страхование, дополнительное к обязательному социальному страхованию. Работающие в транспортном комплексе государственные и муниципальные служащие подлежат обязательному государственному страхованию на случаи причинения вреда жизни, здоровью и имуществу в связи с исполнением ими должностных обязанностей (законы Российской Федерации и ее субъектов, регулирующие государственную и муниципальную службу).

При организации трудовых отношений на транспортных предприятиях, где действуют профсоюзные организации, применяются коллективные договоры, практикуется заключение Отраслевого тарифного соглашения между Минтрансом России (представитель работодателей федеральных государственных унитарных предприятий автотранспорта) и ЦК Общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства. Участником от федеральных органов исполнительной власти является Министерство труда и социального развития.

Отраслевое тарифное соглашение является основой для заключения коллективных договоров и индивидуальных трудовых договоров (контрактов), устанавливает требования к оплате труда, занятости работников, условиям труда и мероприятиям по охране труда.

Неправильная организация режима труда и отдыха водителя, небрежность в техническом обслуживании автомобиля могут привести к непоправимым последствиям.

Нормативная база
Общественные отношения в области дорожного движения регулируются большим количеством нормативных правовых актов, в частности, Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
Организация охраны труда работников, эксплуатирующих автотранспорт, должна основываться, в том числе, на требованиях следующих нормативно-правовых актов: Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте, утвержденные Постановлением Минтруда России от 12.05.2003 г. № 28 (далее межотраслевые правила), Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденное Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 г. № 15.
Основным нормативным правовым актом, регулирующим охрану труда работников автомобильного транспорта, являются межотраслевые правила, которые представляют собой весьма объемный документ, подробно излагающий государственные нормативные требования охраны труда работников автомобильного транспорта.
Межотраслевые правила распространяются на всех работодателей независимо от отраслевой принадлежности, которые: являются автотранспортными организациями; имеют автотранспортные цеха и участки, предоставляющие услуги по техническому обслуживанию, ремонту и проверке технического состояния автотранспортных средств; являются предпринимателями, осуществляющими перевозки грузов и пассажиров; являются грузоотправителями и грузополучателями (в случаях погрузки, разгрузки и перевозки грузов автомобильным транспортом).
Гл. 51 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) предусмотрены особенности регулирования труда работников транспорта. Ст. 328 ТК РФ установлено, что к гражданам, поступающим на работу, связанную с движением транспортных средств, предъявляются особые требования, касающиеся профессиональной подготовки и состояния здоровья, необходимые для исполнения должностных обязанностей.

Обучение и инструктажи
Транспортные средства — это источник повышенной опасности, поэтому лица, претендующие на работу, связанную с управлением транспортными средствами, должны пройти профессиональный отбор.
Немаловажное значение имеет качественное и своевременное проведение инструктажей, обучения, проверки знаний требований охраны труда работника, эксплуатирующего автотранспортное средство. Периодичность и порядок проведения этих процедур для работников, управляющих транспортным средством, регулируются Постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 г. № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» (далее постановление 1/29) и межотраслевыми правилами.
В соответствии с требованиями постановления 1/29 порядок, форму, периодичность и продолжительность обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников рабочих профессий устанавливаются работодателем. При этом при определении продолжительности обучения безопасным приемам и методам труда, стажировки и периодичности проверки знаний требований охраны труда необходимо учитывать, что при управлении транспортным средством работник управляет источником повышенной опасности.
В соответствии с требованиями межотраслевых правил повторный инструктаж проходят все работники, независимо от их квалификации, образования и стажа работы, но не реже одного раза в три месяца. Так-же в соответствии с требованиями трудового законодательства работодатель обязан организовать проведение периодического (не реже одного раза в год), обучения работников рабочих профессий оказанию первой помощи пострадавшим.
Медицинские осмотры
Одним из основополагающих факторов обеспечения безопасности дорожного движения является состояние здоровья водителя. Высокая интенсивность дорожного движения предъявляет к водителям повышенные требования в плане состояния здоровья.
Лица, управляющие транспортным средством, должны пройти предварительный (при приеме на работу) и периодический медицинский осмотр. Даже если на рабочем месте водителя по результатам специальной оценки условий труда или действующей аттестации рабочих мест не установлено вредных производственных факторов (класс условий труда I или II), водитель транспортного средства работодателя подлежит медицинскому осмотру в соответствии с требованиями п. 27 прил. № 2 к Приказу Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 г. № 302н, периодичность проведения медицинского осмотра — не реже одного раза в два года. На практике зачастую работодатели не направляют водителей ни на предварительный, ни на периодический медицинские осмотры, считая, что представленной водителем справки о проведении медицинского освидетельствования достаточно. Но данные действия работодателя противоречат законодательству, в частности нарушаются требования статей 212 и 213 ТК РФ.
Медицинское освидетельствование водителей проводится в соответствии с приказом Минздрава РФ от 15.06.2015 г. № 344н г. «О проведении обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств)», который действует с 26.03.2016 г. Данный приказ определяет, что медицинское освидетельствование проводится в отношении:
— кандидатов в водители транспортных средств;
— водителей транспортных средств в связи с заменой водительского удостоверения после истечения срока его действия либо в связи с возвратом водительского удостоверения;
— лиц, работающих в качестве водителей транспортных средств, при проведении обязательного периодического медицинского осмотра которых выявлены признаки заболеваний (состояний), являющихся медицинскими противопоказаниями либо ранее не выявлявшимися медицинскими показаниями или медицинскими ограничениями к управлению транспортными средствами и подтвержденных по результатам последующих обследования и лечения.
Как видно из положений нормативных документов, сроки проведения медицинского осмотра и медицинского освидетельствования различны. Кроме сроков различны и факторы, которые должны учитываться. При освидетельствовании определяется право работника управлять любым транспортным средством, а при медицинском осмотре указываются вредные факторы, которые действуют на работника при выполнении работ. К примеру, водитель автомобиля работает на химическом предприятии, на рабочем месте с повышенным уровнем вибрации. Соответственно, при медосмотре рассматривается вопрос о профпригодности работника к выполнению работ, в том числе при воздействии химических факторов и вибрации.
Работники, эксплуатирующие средства автомобильного транспорта, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование. В соответствии с требованиями ст. 213 ТК РФ, работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности, а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет. Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержден Постановлением Совета министров Правительства Российской Федерации от 28.04.1993 г. № 377. Порядок освидетельствования установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2002 г. № 695.
В соответствии с требованиями ст. 76 ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование. Это требование касается не только периодических медицинских осмотров, но и предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров.
Приказом Минздрава РФ от 15.12.2014 г. № 835н утвержден порядок проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров. Обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб.
Обязательные послерейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов.

Режим труда и отдыха
Работодатель обязан обеспечить соблюдение режима труда и отдыха водителей.
Приказом Министерства транспорта РФ от 20.08.2004 г. № 15 утверждено Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей (далее положение). Водителям, как и другим работникам, в соответствии с требованиями трудового законодательства устанавливается 40-часовая рабочая неделя, восьмичасовой рабочий день. Если такой режим работы установить невозможно, вводится суммированный учет рабочего времени, с учетным периодом не более одного месяца. При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать десяти часов, для некоторых категорий перевозок — 12 часов. Время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не может превышать в большинстве случаев девяти часов.
При направлении водителей в дальний рейс работодатель должен устанавливать водителю задание (график) по времени на движение и стоянку автомобиля. В графике должно быть указано время для кратковременного отдыха, время для отдыха и питания, места ночлега. На междугородных перевозках после первых четырех часов непрерывного управления автомобилем водителю предоставляется специальный перерыв для отдыха от управления автомобилем в пути продолжительностью не менее 15 минут. В дальнейшем перерывы такой продолжительности предусматриваются не более чем через каждые два часа.
Положением также установлено, что работодатель обязан ежемесячно составлять для всех водителей графики работы (сменности) на линии на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводить их до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения в действие.

Тахографы
Для фиксации времени работы и отдыха водителей работодатели должны использовать тахографы.
Основное деление тахографов на виды пришло с цифровыми технологиями. Сейчас различают два основных вида бортовых самописцев:
1. Аналоговые или, как их еще называют, электронно-механические. По сложившейся традиции эти приборы фиксируют информацию на круглые бумажные диски. Производители усовершенствовали запись информации на бумагу. Вместо чернил игла наносит царапины по пластиковому покрытию диска, снимая с него защитный слой оксида цинка, и вскрывает нижний слой, окрашенный в черный цвет. Графы и диапазоны, нанесенные на поверхности диска, показывают всю картинку движения автомобиля, что называется, «лицом». Диски нужно менять через каждые 120–150 км пробега и хранить для отчетности.
2. Цифровые тахографы внешне чаще всего напоминают автомобильный магнитофон или радиомагнитолу. Они включаются и выключаются автоматически при повороте водителем ключа в замке зажигания. Для работы такого тахографа необходима личная карта водителя, которая вставляется перед движением в картоприемник.
Карта водителя похожа на банковскую. Объем ее памяти позволяет хранить данные по работе за последние 28 дней. Объем внутренней памяти цифрового тахографа — 90 дней. Грузоперевозчик обязан своевременно выгружать данные с карты и с тахографа и хранить их в течение одного года.

О проверках

В целях осуществления государственного надзора Государственными инспекторами труда в I полугодии 2017 г., проведено 130 проверок хозяйствующих субъектов Самарской области, осуществляющих пассажироперевозки, выявлено 259 нарушений трудового законодательства, в том числе в части соблюдения режима труда и отдыха водителей, проведения психиатрических освидетельствований, инструктажей и обучения по охране труда, проведения специальной оценки условий труда, обеспечения соответствующих условий труда. За аналогичный период 2016 г. проведено 102 проверки, выявлено 209 нарушений.
На предприятиях, осуществляющих пассажирские перевозки автомобильным транспортом, в I полугодии 2017 г. произошло три тяжелых несчастных случая на производстве и один смертельный. В I полугодии 2016 г. зарегистрирован один тяжелый несчастный случай на производстве и три смертельных несчастных случая, которые по результатам расследования были квалифицированы как несвязанные с производством, так как основной причиной смерти работника явилось общее
заболевание.
В настоящее время в соответствии с поручением заместителя председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец Государственной инспекцией труда по Самарской области проводятся внеплановые проверки хозяйствующих субъектов, осуществляющих пассажирские
перевозки автомобильным транспортом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *