4.1. Понятие и стороны трудового правоотношения
Трудовые отношения – отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Работник – физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем.
Вступать в трудовые отношения в качестве работников имеют право лица, достигшие 16-летнего возраста, а в случаях и порядке, которые установлены Трудовым кодексом, – также лица, не достигшие указанного возраста.
Работодатель – физическое либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником.
В установленных уставом (положением) организации или трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, трудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате:
? избрания на должность;
? назначения на должность или утверждения в должности; избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности; направления на работу уполномоченными в соответствии с федеральным законом органами в счет установленной квоты;
? судебного решения о заключении трудового договора.
Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Трудовым кодексом или на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.
Сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель, а также государственные органы, осуществляющие контроль, надзор и защиту интересов работника и работодателя.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке
F0: 211221285
F1: Трудовое право (Долова А.З.)
F2: Долова А.З.
F3: текущий контроль, итоговая аттестация
(3 курс спец-ть юриспруденция)
V1: Общая часть
V2: Предмет, метод, система трудового права
I: 1 Тема 1-1-0
S: Основная форма реализации права на труд
-: государственная служба
-: предпринимательская деятельность
+: заключение трудового договора
-: заключение гражданско-правового договора
I: 2 Тема 1-1-0
S: Непосредственно связанными с трудовыми отношениями являются отношения
+: трудоустройству через органы службы занятости
+: материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда
-: установлению размера оплаты труда
+: организации труда и управлению трудом
+: повышению квалификации через систему учебных заведений
+: разрешению трудовых споров
+: надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства
+: социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений
I: 3 Тема 1-1-0
S: Трудовое право представляет собой важнейшую отрасль российского права, регулирующую при активном участии его субъектов трудовые отношения и ### отношения, устанавливающая права и обязанности по труду субъектов трудового права и ответственность за их нарушения
-: производственные
-: предшествующие
-: сопутствующие
-: примыкающие и тесно с ними связанные
+: иные непосредственно связанные с ними
I: 4 Тема 1-1-0
S: Отношения по содействию занятости и трудоустройству являются
-: сопутствующими
-: последующими
+: предшествующими
-: самостоятельными
I: 5 Тема 1-1-0
S: Организационно-управленческие отношения являются
-: последующими
+: сопутствующими
-: предшествующими
-: самостоятельными
I: 6 Тема 1-1-0
S: Организационно-управленческие отношения возникают с
-: начала работы
-: допуска к работе
+: включения в трудовой коллектив
-: возникновения трудовых отношений
I: 7 Тема 1-1-0
S: Организационно-управленческие отношения возникают по поводу
-: защиты прав и интересов работников
-: защиты прав и интересов работодателя
+: организации и управления трудом
-: ответственности сторон трудового правоотношения
I: 8 Тема 1-1-0
S: Отношения по надзору и контролю за соблюдение трудового законодательства и охраны труда являются
-: самостоятельными
+: предшествующими
+: сопутствующими
-: последующими
I: 9 Тема 1-1-0
S: Основными субъектами отношений по надзору и контролю за соблюдение трудового законодательства и охраны труда являются
+: профсоюзы
-: общественные организации
+: трудовые и специализированные инспекции
-: обслуживающий персонал организации
I: 10 Тема 1-1-0
S: Социально-партнерские отношения возникают между
-: работником и работодателем
-: работником и профсоюзными организациями
+: работниками и работодателем
-: работниками и организациями
I: 11 Тема 1-1-0
S: Отношения по профессиональной подготовке и переподготовке и квалификации работников являются
-: самостоятельными
-: производными
+: сопутствующими
-: последующими
I: 12 Тема 1-1-0
S: Принудительный труд
-: допускается с согласия работника
-: допускается с согласия профсоюзного органа
-: не допускается
+: допускается в исключительных случаях
I: 13 Тема 1-1-0
S: Принудительный труд не включает в себя работу выполненную в связи с
+: военной службой
+: чрезвычайными обстоятельствами
-: совершением дисциплинарного проступка
-: участием в забастовке
+: отбыванием наказания
I: 14 Тема 1-1-0
S: Правоотношения в зависимости от их связи с трудовым правоотношением делятся на
+: предшествующие
+: последующие
-: охранительные
+: сопутствующие
I: 15 Тема 1-1-0
S: Правоотношение по разрешению трудовых споров является
-: сопутствующим
-: охранительным
+: последующим
-: предшествующим
I: 16 Тема 1-1-0
S: Правоотношение по надзору и контролю за охраной труда и соблюдению трудового законодательства являются
-: длящимся
+: правоохранительным
-: сопутствующим
-: правоприменительным
I: 17 Тема 1-1-0
S: Предметом ТП являются
+: результат труда
-: процесс труда
-: трудовая функция
-: трудовой договор
I: 18 Тема 1-1-0
S: В трудовом правоотношении обязанность организации труда и его охраны лежит на
-: работнике
+: работодателе
-: трудовом коллективе
-: профсоюзе
I: 19 Тема 1-1-0
S: Правоотношение по охране труда и соблюдению трудового законодательства являются
-: правоприменительными
+: правоохранительными
-: профессиональными
-: правовосстанавливающими
I: 20 Тема 1-1-0
S: Непосредственно связанные с трудовыми отношения делятся на
+: предшествующие
+: последующие
+: сопутствующие
-: предшествующие, сопутствующие, последующие
I: 21 Тема 1-1-0
S: Основанием возникновения правоотношения по обеспечению, занятости и трудоустройству является
-: потеря работы
-: увольнение работника
-: подача работодателем информации в орган службы занятости о высвобождении работников
+: подача заявления гражданином, не имеющим работы в орган занятости
-: обращение безработного в орган занятости
I: 22 Тема 1-1-0
S: Основанием прекращения правоотношения по обеспечению занятости и трудоустройству является
+: истечение срока
-: отсутствие подходящей работы
-: отказ работодателя от трудоустройства направленного безработного
-: подыскание подходящей работы и трудоустройство безработного
I: 23 Тема 1-1-0
S: Ученические отношения являются ### трудовыми отношениями
-: предшествующими
+: сопутствующими
-: последующими
-: и предшествующими, и сопутствующими, и последующими.
I: 24 Тема 1-1-0
S: Отношения по социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений ### трудовым отношением
+: сопутствуют
-: предшествуют
-: последуют
-: и сопутствуют, и предшествуют, и сменяют
I: 25 Тема 1-1-0
S: Отношения по организации и управлению трудом относятся ### производным отношениям
-: предшествующим
+: сопутствующим
-: последующим
-: и предшествующим, и последующим и сопутствующим.
I: 26 Тема 1-1-0
S: Отношения по разрешению индивидуальных трудовых споров
-: предшествуют трудовым отношениям
-: сопутствуют трудовым отношениям
-: последуют трудовым отношениям
+: и предшествуют и сопутствуют, и последуют
I: 27 Тема 1-1-0
S: Предметом трудового права является
-: любой труд человека
-: труд военнослужащего
+: трудовые и непосредственно связанные с ними отношения
-: труд домохозяйки
I: 28 Тема 1-1-0
S: Отношения по обеспечению занятости и трудоустройству возникают
+: между работодателем и гражданином, направленным к нему трудоустраивающим органом
+: между гражданином и трудоустраивающим органом
-: между трудоустраивающим органом и организацией по поводу направления гражданина на работу
I: 29 Тема 1-1-0
S: Отношения трудового коллектива с работодателем возникают по поводу
-: обеспечения пособиями по безработице членов трудового коллектива
-: увольнения членов трудового коллектива
+: управления организацией
-: выплаты заработной платы
I: 30 Тема 1-1-0
S: Организационно – управленческие отношения профсоюзного органа на производстве с работодателем возникают по поводу
-: наложения дисциплинарных взысканий на работников
-: выплаты премий работникам
+: улучшения условий труда
-: увольнения работников
I: 31 Тема 1-1-0
S: Отношения по надзору и контролю за трудовым законодательством и охраной труда – это
+: охранительные отношения
-: поощрительные отношения
-: материальные отношения
-: дисциплинарные отношения
I: 32 Тема 1-1-0
S: Отношения по подготовке кадров, профотбору и повышению квалификации на производстве включает в себя следующие группы связей
-: руководство организацией
+: руководство обучением
+: ученические
повышение квалификации
-: тестовые испытания
I: 33 Тема 1-1-0
S: Отношения по материальной ответственности участников трудового отношения за ущерб могут быть следующих видов
-: по материальной ответственности работодателя, причинившего вред работнику трудовым увечьем
+: по материальной ответственности работодателя, причинившего ущерб работнику
+: по материальной ответственности работника, причинившего ущерб имуществу работодателя
-: по материальной ответственности работника, причинившего ущерб другому работнику
I: 34 Тема 1-1-0
S: Участниками социально – партнерских отношений являются
+: представители работников
-: представители трудоустраивающих органов
+: представители работодателей
+: представители органов исполнительной власти
-: представители органов законодательной власти
I: 35 Тема 1-1-0
S: В отношениях по разрешению трудовых споров принимают участие
-: профсоюзный орган
+: комиссия по трудовым спорам
+: суды общей юрисдикции
-: спорящие стороны
-: вышестоящий орган
+: примирительная комиссия
+: трудовой арбитраж
-: трудоустраивающий орган
I: 36 Тема 1-1-0
S: В правовом регулировании труда применяются методы
-: общие для всех отраслей
-: общие для смежных отраслей
-: частнонаучные
+: специфичные
I: 37 Тема 1-1-0
S: Централизованный метод регулирования устанавливает следующий уровень гарантий трудовых прав
-: максимальный
+: минимальный
-: средний
-: приемлемый
I: 38 Тема 1-1-0
S: Трудовой кодекс относится к следующему методу регулирования труда
-: локальному
-: индивидуально-договорному
+: централизованному
-: договорному
I: 39 Тема 1-1-0
S: Единство и дифференциация правового регулирования труда отражаются в
+: общей части трудового права
+: особенной части трудового права
-: всех институтах трудового права
-: специальной части трудового права
I: 40 Тема 1-1-0
S: Единство трудового права отражается в
-: локальных актах
-: трудовом договоре
-: конституционных принципах
-: общих нормативных актах трудового законодательства
+: общих положениях ТК
I: 41 Тема 1-1-0
S: Нормы дифференциации устанавливают положения
-: общие
+: специальные
-: преимущественные
-: специфичные
I: 42 Тема 1-1-0
S: В трудовом праве расширяется
-: централизованное, законодательное регулирование труда
+: локальное, договорное регулирование труда
-: централизованное, локальное, законодательное и договорное регулирование труда
-: социально-партнерское, законодательное регулирование труда
I: 43 Тема 1-1-0
S: Метод трудового права – это ### правового регулирования отношений, составляющих предмет трудового права
-: способ
-: методика
-: приемы
+: совокупность приемов и способов
I: 44 Тема 1-1-0
S: Метод правового права реализуется через
-: принципы трудового права
-: источники трудового права
-: законодательства о социальном обеспечении
+: трудового законодательства
-: трудового и административного законодательства
I: 45 Тема 1-1-0
S: Метод правового регулирования труда реализуется через следующие нормы
-: гражданского законодательства
-: законодательства о социальном обеспечении
+: трудового законодательства
-: трудового и административного законодательства
I: 46 Тема 1-1-0
S: Трудовое законодательство распространяется на
+: членов колхоза
-: предпринимателей
+: членов производственных кооперативов
+: работников
-: правоприменительные акты
+: нормы трудового законодательства
I: 47 Тема 1-1-0
S: Нормы трудового законодательства распространяются на
-: работников
-: работодателей
+: всех субъектов трудового права
-: всех субъектов трудового права, кроме иностранных граждан
I: 49 Тема 1-1-0
S: Федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, содержащие нормы трудового права, распространяются на трудовые и непосредственно с ними связанные отношения, возникающие на территории
-: субъекта РФ
+: РФ
-: муниципального образования
-: области
V2: Субъекты трудового права
I: 50 Тема 1-2-0
S: Субъекты трудового права – это участники
-: организационно-управленческих отношений
+: трудовых отношений
+: трудовых и иных непосредственно с ними связанных отношений
-: производных от трудовых правоотношений
I: 51 Тема 1-2-0
S: Трудовая правоспособность – это способность
-: трудиться
-: иметь трудовые права и гарантии этих прав
+: иметь трудовые права и обязанности
-: реализовывать свои права
I: 52 Тема 1-2-0
S: Трудовая деликтоспособность – это способность
+: осуществлять лично своими действиями трудовые права и обязанности
-: отстаивать в суде свои права
-: отвечать за свои трудовые правонарушения
-: иметь трудовые права и обязанности
I: 53 Тема 1-2-0
S: Трудовое законодательство относится к предмету
+: совместного ведения РФ и ее субъектов
-: исключительного ведения РФ
-: исключительного ведения субъектов РФ
-: совместное ведения субъектов РФ и ее органов местного самоуправления
I: 54 Тема 1-2-0
S: Функции трудового права
+: социальная
-: политическая
-: экономическая
+: защитная
+: воспитательная
I: 55 Тема 1-2-0
S: Воспитательная функция трудового права выражается в нормах о
+: поощрениях
-: принудительном труде
+: дисциплинарной ответственности
+: материальной ответственности
I: 56 Тема 1-2-0
S: Социальная функция выражается в нормах по
+: содействию занятости
-: материальной ответственности сторон
+: охране труда
+: ограничению рабочего времени
-: разрешению споров
I: 57 Тема 1-2-0
S: Защитная функция трудового права выражается в нормах о
+: трудовом договоре
+: охране труда
-: трудовой дисциплине
-: содействии занятости
I: 58 Тема 1-2-0
S: Функциями трудового права являются
+: социальная
-: материальная
+: защитная
-: дисциплинарная
+: хозяйственная
+: воспитательная
+: развития производственной демократии
-: политическая
I: 59 Тема 1-2-0
S: Общая часть трудового права состоит из
-: институтов
-: подинститутов
+: общих норм
-: специальных норм
I: 60 Тема 1-2-0
S: Особенная часть трудового права строится по
-: общим нормам
-: подинститутам
-: специальным нормам
+: институтам
I: 61 Тема 1-2-0
S: Центральный институт особенной части трудового права
-: занятости и трудоустройства
-: рабочего времени и времени отдыха
-: оплаты труда
+: трудового договора
I: 62 Тема 1-2-0
S: Система отрасли трудового права состоит из частей
+: особенной
+: общей
-: специальной
-: отдельной
I: 64 Тема 1-2-0
S: Система отрасли трудового права включает
+: трудовое законодательство
-: зарубежное трудовое право
-: международное трудовое право
-: институты
I: 65 Тема 1-2-0
S: Система отрасли трудового права подразделяется на
-: институты
+: общую часть
+: особенную часть
-: ТК
-: заключительную часть
-: вводную часть
I: 66 Тема 1-2-0
S: Трудовое право представляет собой ### отрасль российского права
-: частно-публичную
-: публичную
+: частную
-: публично-частную
I: 67 Тема 1-2-0
S: Смежными с трудовым, отраслями права являются
+: гражданское
-: уголовное
-: финансовое
-: административное
I: 68 Тема 1-2-0
S: Ограничение трудового договора от гражданского производится по
+: предмету договора
-: форме оплаты труда
+: подчинению правилам внутреннего распорядка
+: форме договора
+: обязанности создания условий труда
I: 69 Тема 1-2-0
S: Ограничение трудового права от гражданского производится по следующим критериям
+: по предмету договора
-: по тому, кто обязан выплачивать вознаграждения за труд
+: по подчинению правилам внутреннего трудового распорядка
-: по тому, кто обязан организовывать труд
+: по тому, кто обязан организовывать охрану труда
V2: Источники трудового права
I: 70 Тема 1-3-0
S: Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти не должны противоречить
-: ТК
-: Указам Президента РФ
+: ТК, федеральным законам, указам Президента РФ, постановлениям Правительства
+: Конституции РФ
I: 71 Тема 1-3-0
S: В случае противоречия между ТК и иными федеральными законами по трудовому праву применяются положения
-: Конституции РФ
-: Федеральных законов
-: Конвенции и рекомендации МОТ
+: ТК
I: 72 Тема 1-3-0
S: Источники трудового права – это различные нормативные акты, содержащие нормы ТП, регулирующие
-: организационно-управленческие правоотношения
-: правоотношения в сфере общественной организации труда
+: трудовые и непосредственно с ними связанные отношения
-: трудовые правоотношения
I: 73 Тема 1-3-0
S: По степени важности и субординации источники ТП делятся
+: на законы и подзаконные акты
-: Указы Президента и постановления Правительства
-: Правила и инструкции
-: Конституция РФ и другие подзаконные акты
I: 74 Тема 1-3-0
S: По степени обобщенности, акты трудового законодательства могут быть
-: кодифицированные
-: комплексные и текущие
+: кодифицированные, комплексные, текущие
-: промежуточные
I: 75 Тема 1-3-0
S: Источники трудового права регулируют следующие отношения
-: семейные;
-: гражданско–правовые
+: трудовые
-: административные
I: 76 Тема 1-3-0
S: Источники трудового права могут подразделяться на следующие виды
-: отраслевые
+: общефедеральные
+: субъектов РФ
-: межотраслевые
-: областные
+: муниципальные
+: локальные
-: местные
I: 77 Тема 1-3-0
S: Источники трудового права по степени важности и субординации подразделяются на
-: кодифицированные
-: текущие
+: законы
+: подзаконные акты
-: комплексные
I: 78 Тема 1-3-0
S: Трудовой кодекс регулирует отношения независимо от
+: формы собственности
+: организационно-правовой формы
-: численности работников
-: желания работодателя
I: 79 Тема 1-3-0
S: В Трудовом кодексе РФ нормы, отражающие функцию производственной демократии
-: расширены
-: оставлены без изменения
-: исключены
+: сокращены
I: 80 Тема 1-3-0
S: Первый КЗоТ был принят в
-: 1905 году
-: 1971 году
-: 1972 году
+: 1918 году
I: 81 Тема 1-3-0
S: Нынешний ТК по счету
-: второй
-: пятый
+: четвертый
-: седьмой
I: 82 Тема 1-3-0
S: Специальные нормы ТП могут быть следующих видов
-: нормы-льготы
+: нормы-дефиниции
-: нормы-санкции
-: нормы-льготы, нормы-приспособления, нормы-изъятия
I: 83 Тема 1-3-0
S: Ныне действующий ТК состоит из
+: 14 разделов
-: 62 разделов
-: 2 разделов
-: 6 разделов
V2: Принципы трудового права
I: 83 Тема 1-4-0
S: Декларация МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда определяет, что государство – члены МОТ обязаны содействовать применению следующих прав
-: свободу объединения и признание права на ведение коллективных договоров
+: упразднение всех форм принудительного или обязательного труда
-: выплату заработной платы в соответствии с потребностями
-: свободу в процедурах разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров
+: запрещение принудительного труда
+: недопущение дискриминации в области труда
I: 84 Тема 1-4-0
S: Основополагающий принцип трудового права принцип
-: защиты от безработицы
-: право на заработную плату
+: свободы труда
-: обеспечения прав профсоюзов
I: 85 Тема 1-4-0
S: Принципы трудового права – это главные положения
+: отражающие кратко суть действующего трудового законодательства
-: закрепление норм международно-правового регулирования труда
-: развитие производственной демократии
-: структура норм расположенных в определенном порядке
I: 86 Тема 1-4-0
S: Принципы правового регулирования труда – это
-: главные положения, отражающие суть действующего трудового законодательства
-: положения, отражающие политику и мораль общества в области трудовых отношений
+: основополагающие положения
-: руководящие начала
I: 87 Тема 1-4-0
S: Принцип свободы труда — это право на
-: равенство прав и возможностей работника
+: свободно выбирать, распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности
+: материальную ответственность работодателей и работников в сфере труда
-: организацию труда и управлению трудом.
I: 88 Тема 1-4-0
S: По сфере действия принципы правового регулирования труда классифицируются на
+: общеправовые, межотраслевые, отраслевые, внутриотраслевые
-: отраслевые и местные
-: внутриотраслевые и региональные
-: региональные и местные
V2: Субъекты трудового права
I: 89 Тема 1-5-0
S: Юридические гарантии основных трудовых прав по сфере действия подразделяются на
-: индивидуальные
+: общие
+: специальные
-: локальные
I: 95 Тема 1-5-0
S: Гарантии права на труд и профсоюзной деятельности проявляется в
+: сохранении за профсоюзными работниками места работы
-: контроле за охраной труда
-: защите права на труд
-: сохранении заработной платы
I: 96 Тема 1-5-0
S: Основные трудовые права граждан закреплены в
+: Конституции РФ и ТК
+: коллективном договоре
-: актах органов местного самоуправления
-: трудовом договоре
I: 98 Тема 1-5-0
S: Трудовая правосубъектность состоит из
-: трудовой дееспособности
-: трудовой деликтоспособности и трудовой правоспособности
+: трудовой правоспособности, трудовой дееспособности и трудовой и трудовой деликтоспособности
I: 99 Тема 1-5-0
S: К основным категориям граждан как субъектам ТП относятся
+: работники
-: работодатели
-: работающие собственники
+: представители работодателя
I: 100 Тема 1-5-0
S: Трудовая правосубъектность включает в себя следующие элементы
+: трудовая дееспособность
-: гражданская правоспособность
+: трудовая правоспособность
+: трудовая деликтоспособность
-: способность заключить трудовой договор
I: 101 Тема 1-5-0
S: Субъектами трудового права являются
+: работодатели
+: органы по трудоустройству
-: граждане
-: судьи
I: 102 Тема 1-5-0
S: Лица достигшие 14 лет могут трудоустраиваться при наличии
-: паспорта
-: письменного согласия одного из родителей (или лица его заменяющего) и органа опеки и попечительства
+: письменного согласия одного из родителей (или лица его заменяющего)
-: свидетельство о рождении
I: 103 Тема 1-5-0
S: Трудоустроиться на опасную взрывную работу можно с
-: 16 лет
-: 18 лет
+: 21 года
-: 14 лет
I: 104 Тема 1-5-0
S: Гражданин становится членом коллектива организации с
-: обращения к работодателю
-: подачи заявления
+: заключения трудового договора
-: начала работы
I: 105 Тема 1-5-0
S: При нарушении правил внутреннего трудового распорядка работник может нести ответственность
-: материальную
-: административную
+: дисциплинарную
-: уголовную
I: 106 Тема 1-5-0
S: Общая трудовая правоспособность наступает с ### лет
-: восемнадцати лет
-: четырнадцати лет
+: шестнадцати лет
-: двадцати лет
I: 107 Тема 1-5-0
S: Правовой статус работника у гражданина возникает с
-: момента обращения в органы по трудоустройству
+: с момента заключения трудового договора
-: с момента наступления трудовой правоспособности
-: с момента рождения
I: 108 Тема 1-5-0
S: Признаками работодателя являются права
+: приема и увольнения работника
+: привлечения к дисциплинарной ответственности
-: разрешать трудовые споры
-: обжалование дисциплинарного взыскания
I: 109 Тема 1-5-0
S: К основным правам работодателя относятся права на
+: введение коллективных переговоров и их заключение
+: принятие локальных нормативных актов
+: поощрения работников
-: изменение в одностороннем порядке трудового договора.
I: 110 Тема 1-5-0
S: К основным обязанностям работодателя относятся
+: предоставлять работнику работу, обусловленную трудовым оговором
+: обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценностью
-: привлекать работников к дисциплинарной ответственности
-: привлекать работников к материальной ответственности
I: 111 Тема 1-5-0
S: У общественных органов их трудовая правосубъектность как работодателей возникает с момента
+: утверждения ими штатного расписания и фонда оплаты труда
-: утверждения кандидатуры руководителя
-: окончания строительства здания данной организации
-: открытия расчетного счета в банке
I: 112 Тема 1-5-0
S: Прием (назначение, избрания) руководителя организации является правом
-: трудового коллектива
+: собственника производства
-: профсоюзного органа
-: администрации
I: 113 Тема 1-5-0
S: Физическое лицо может стать работодателем с
-: 21 года
-: 14 лет
+: 18 лет
-: 20 лет
I: 114 Тема 1-5-0
S: Обязанность создать условия труда, отвечающие всем требованиям обязанности и гигиены лежит на
-: работнике
-: профсоюзе
+: работодателе
-: органах исполнительной власти
I: 115 Тема 1-5-0
S: Право на осуществление приема на работу руководителя организации имеют следующие лица
-: трудовой коллектив
+: собственник имущества
-: группа работников
-: учредитель совместно с трудовым коллективом
I: 116 Тема 1-5-0
S: В понятие администрации входят следующие лица
-: технические исполнители;
+: руководитель организации
+: начальник отдела
-: бригадир
+: заместитель руководителя организации
-: работник
I: 117 Тема 1-5-0
S: Взаимоотношения трудового коллектива регулируются
-: уставом организации
-: трудовым договором
-: коллективным договором
-: законодательством
+: правилами внутреннего трудового распорядка
I: 118 Тема 1-5-0
S: Трудовой коллектив составляют
+: лица, работающие на основании трудового договора
-: лица, выполняющие работу на основе гражданско–правового договора
-: ветераны производства – пенсионеры
-: лица, составляющие администрацию
I: 119 Тема 1-5-0
S: Трудовой коллектив должно составлять следующее количество работников
-: не менее пятнадцати
-: не имеет значения
-: не менее двух
+: не менее трех
I: 120 Тема 1-5-0
S: Органом самоуправлением трудового коллектива является
+: общее собрание
-: профсоюзный комитет
-: членский совет
-: совет трудового коллектива
-: общественный отдел кадров
I: 121 Тема 1-5-0
S: Численный состав совета трудового коллектива предприятия определяет
+: общее собрание
-: профсоюзная организация
-: производственные совещания
+: конференция трудового коллектива
Правовое регулирование трудовых отношений является одной из основных задач каждого государства. На сегодняшний день трудовые отношения на Украине регулируются кодифицированным законодательным актом
(КЗоТом), принятым еще в 1971 году и неоднократно «латанным», а также множеством законов и подзаконных нормативно-правовых актов. Необходимость проведения реформы трудового законодательства назрела давно, и об этом с завидной настойчивостью заявляют в юридических кругах. Но проект Трудового кодекса Украины так и лежит в кабинетах парламента, оставляя надежду на то, что когда-нибудь он все же займет почетное место в системе национального законодательства.
Россия в этом отношении уже сделала решающий шаг, и с 1 февраля 2002 года вступил в силу Трудовой кодекс Российской Федерации (далее — ТК РФ). Он не лишен недостатков, но, по утверждению специалистов, учитывает сегодняшние реалии.
Можно проследить несколько существенных отличий в регулировании трудовых отношений в нашем государстве и Российской Федерации.
ПРИНЦИПЫ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Регулирование любых правовых отношений начинается с принципов. Специальные принципы, на которых базируются трудовые отношения, на Украине нашли свое нормативное отражение в Конституции и КЗоТе. К ним относятся: свобода труда, создание государством условий для полного осуществления гражданами права на труд, гарантия равных возможностей в выборе рода занятий, реализация государством программы профессионально-технического обучения, подготовки и переподготовки кадров в соответствии с общественными потребностями, запрет принудительного труда, осуществление права на труд в надлежащих безопасных условиях, гарантия оплаты труда не ниже установленного законом минимума, защита от незаконного увольнения и другие.
В ТК РФ предусмотрены и такие специальные принципы трудового права, как: запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда, обеспечение равенства возможностей работников в продвижении по службе, сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними, социальное партнерство, обязанность сторон трудового договора соблюдать его условия, включая право работодателя требовать от работников исполнения трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя, а также право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к ним, обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности. Таким образом, в России на государственном уровне нашел отражение рыночный принцип равенства прав и интересов работника и работодателя, их взаимной ответственности друг перед другом.
Отличается российское законодательство от КзоТа и трактовкой принципа запрета принудительного труда. Так, ТК РФ к принудительному труду относит: нарушение установленных сроков выплаты заработной платы или выплату ее не в полном размере, требование работодателем исполнения трудовых обязанностей от работника, если работник не обеспечен средствами коллективной или индивидуальной защиты, либо работа угрожает жизни или здоровью работника.
В ТК РФ учтен и принцип согласованности нормативно-правовых актов (далее — НПА). Предусматривается, что все НПА, издающиеся в государстве и регулирующие трудовые отношения, не должны противоречить Трудовому кодексу, а подзаконные НПА — закону. В противном случае необходимо применять нормы Трудового кодекса или закона. КЗоТ Украины не содержит подобного принципа.
ТРУДОВОЙ ДОГОВОР
Известно, что трудовые отношения возникают между работником и работодателем в результате заключения трудового договора. «Стоп! — скажет кто-то. — Я никакого трудового договора не подписывал и в руках не держал. Но это же не значит, что я не состою в трудовых отношениях?» Вокруг этого-то принципиально важного момента и выстроились отличия в оформлении трудового договора и возникновения трудовых отношений у нас и в России. Какие же особенности регулирования трудовых отношений, непосредственно связанные с трудовым договором, наблюдаются в наших странах?
На Украине момент возникновения трудовых отношений связан, как правило, с изданием приказа (распоряжения) работодателя о зачислении работника на работу. Этим приказом оформляется трудовой договор, который, согласно КЗоТу, должен заключаться в основном в письменной форме. Но на практике чаще всего он заключается как раз устно. Обязательна письменная форма: при организованном наборе работников, заключении трудового договора о работе в районах с особенными природными, географическими и геологическими условиями и повышенном риске для здоровья, заключении контракта, по настоянию работника на заключении трудового договора в письменной форме, при заключении трудового договора с несовершеннолетними, а также в других случаях.
В России же трудовой договор вступает в силу, и трудовые отношения начинаются не с момента издания работодателем соответствующего приказа, а с момента подписания договора сторонами. Согласно ТК РФ, он должен заключаться в письменной форме.
Как на Украине, так и в России трудовой договор считается заключенным, если приказ не был издан (или трудовой договор не подписан), но работник фактически был допущен к работе. Однако ТК РФ в таком случае обязывает работодателя оформить трудовой договор в письменной форме не позднее трех дней со дня фактического вступления в силу договора.
В новом Трудовом кодексе России больше не встречается понятие «трудовой контракт», законодатель исключил его как синоним трудового договора. В отличие от ТК РФ, Кодекс законов о труде Украины выделяет контракт как особый вид трудового договора. Заключать его можно только в случаях, прямо предусмотренных законами Украины.
Не секрет, что нарушение законодательства об оплате труда грозит должностному лицу дисциплинарной, материальной, административной или уголовной ответственностью и на Украине, и в России. Однако в нашей стране права пострадавших от несвоевременного получения вознаграждения за проделанную работу до сих пор не имеют надлежащей правовой защиты. В то же время ТК РФ предоставляет право работникам в случае задержки выплаты заработной платы более чем на пятнадцать дней, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на период до выплаты задержанной суммы. Не разрешается приостанавливать работу только в условиях военного или чрезвычайного положения, а также если работа имеет важное социальное значение.
Кроме того, ТК РФ установил и материальную ответственность за задержку выплаты заработной платы. Работодатель обязан выплатить задержанную сумму с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Аналогичной обязанности работодателя выплатить работнику «проценты» за пользование его заработной платой законодательство Украины не предусматривает, хотя и существует Закон Украины «О компенсации гражданам утраты части доходов в связи с нарушением сроков их выплаты» 2000 года.
МАТЕРИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ
Отдельно остановимся на том, как подходят к вопросу материальной ответственности руководителей организаций украинское и российское законодательство.
На Украине допускается заключение трудовых контрактов с руководящими лицами. И хотя контрактом предусматривается возложение полной материальной ответственности на руководителя по соглашению сторон, тем не менее, КЗоТ устанавливает исчерпывающий перечень случаев, когда работники несут полную материальную ответственность за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации. К ним законодатель (по ошибке или специально?) не отнес случаи, предусмотренные контрактом. Таким образом, руководитель будет нести ответственность в пределах среднемесячной заработной платы, если его деяние не подпадет хотя бы под один из случаев полной материальной ответственности, предусмотренных статьей 136 КЗоТа Украины. К тому же руководитель организации всегда несет ответственность только за причиненный реальный ущерб.
Новый же Трудовой кодекс России предусматривает полную материальную ответственность руководителя за прямой действительный ущерб, причиненный организации. В предусмотренных законом случаях руководитель возмещает организации убытки, причиненные его виновными действиями. При этом расчет убытков осуществляется в соответствии с нормами, предусмотренными гражданским законодательством.
Что это означает? Во-первых, руководитель несет полную материальную ответственность независимо от вины. Получается, что он отвечает и за ущерб, совершенно не связанный с его волеизъявлением, например, если причиной послужило изменение конъюнктуры рынка или форс-мажорные обстоятельства.
Во-вторых, в предусмотренных законом случаях руководитель организации несет ответственность не только за прямой действительный ущерб, но и за упущенную выгоду, поскольку расчет убытков осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом. Наличие вины в форме умысла или неосторожности в таких случаях обязательно.
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
Преимуществом ТК РФ перед ныне действующим КзоТом Украины, кроме выше перечисленных, является и то, что он регулирует трудовые отношения с совместителями, работниками, занятыми на временных и сезонных работах, работающими у граждан по договорам, и надомникам, а также подробнее регламентирует трудовые отношения в области социального партнерства, заключения коллективных договоров.
Однако в ТК РФ, в отличие от КЗоТа Украины, снижены гарантии труда, предусмотренные для беременных женщин и женщин, имеющих детей. Также отсутствуют нормы о квотировании рабочих мест для трудоустройства выпускников общеобразовательных учреждений, лиц, испытывающих трудности в поиске и получении работы, социально незащищенных. Украинское законодательство этим вопросам уделяет большее внимание, поскольку наша Конституция закрепляет именно государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и социально незащищенным слоям населения.
Это всего лишь немногие из положений, на которые хотелось бы обратить внимание. И так как принятие Трудового кодекса Украины остается все еще в перспективе, хотелось бы, чтобы положительный и негативный законодательный опыт и наш, и соседей был учтен парламентариями при проведении реформы трудового законодательства.
значности свободных средств государства и частных корпораций. Вследствие таких перекосов крупные капиталы монополистического типа концентрируются у субъектов крупномасштабной инновационной полити -ки, интересы которых никак не связаны с отечественным инновационным сектором. Это фундаментальное противоречие требует скорейшего разрешения за счет корректировки сложившейся социальной формы государства.
Для изменения ситуации нужны меры, ориентирующие интересы российской буржуазии на национальные интересы страны, корректирующие механизм распределения и контроля федеральных инвестиций, направленные на создание институтов первичных представителей в реализуемых национальных инвестиционных проектах. Предстоит создать центры концентрации крупного промышленного, инновационного и технологического капитала, что сделает возможным аккумулирование и направление средств на крупномасштабные технологические проекты. При отсутствии таких центров технологический рынок невозможен. Да и сформировавшийся в России социальный тип государства не направлен на развитие национальных производительных сил, в частности на интересы отечественного высокотехнологического сектора, понимаемого как единство инновационного и промышленного сегментов.
Для обеспечения условий воспроизводства промышленного капитала важная роль отводится механизму распределения и контроля федеральных инвестиций . Стало очевидным, что существующий механизм затратного финансирования огромного количества федеральных программ несостоятелен. Государственное управление инвестициями по широкому фронту в структурно и технологически сложной экономике неэффективно. Исторический опыт России свидетельствует о том, что эффективно решаются только те задачи и развиваются только те сферы экономики, которые рассматриваются в качестве приоритетных и контролируются по основному конечному результату, минуя промежуточные звенья бюрократической цепи.
Из нескольких сотен обобщенных «приоритетных технологий», лишенных четкой связи с промышленными потребностями и возможностями, предстоит выделить те проекты, которые нацелены на создание конкретной конечной промышленной продукции, конкурентоспособной на мировом рынке. При этом все остальные технологические направления рассматриваются с точки зрения их необходимости для реализации именно этих главных проектов.
1. Цветков В. Вопросы интеграции обрабатывающей индустрии // Экономист. 2004. № 12.
УДК 331.1
СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
А.Л. Исаев,
соискатель кафедры общей экономической теории, СГСЭУ
ВЕСТНИК. 2008. № 4(23)
Начиная анализ трудовых отношений и пытаясь определить их структуру, место и роль в системе производственных отношений, необходимо отметить, что понятие «производственное отношение» более емкое, чем понятие «трудовое отношение», и последнее относится к первому как часть к общему Чтобы понять их взаимодействие, следует сначала рассмотреть их специфику функции, проанализировать субъекты и объекты трудовых отношений.
Существует достаточно много различных определений производственных отношений. Так, с позиций марксизма производственные отношения отражают материальные, от сознания людей не зависящие отношения, в которые люди вступают в процессе материального производства и которые являются основой существования объективных экономических и социальных законов. Производственные отношения охватывают сферу производства общественного продукта, обмена и распределения, материальных благ и составляют необходимую сторону любого способа производства, ибо люди не могут производить, не соединяясь определенным образом для совместной деятельности и для взаимного обмена своей деятельностью . Производственные отношения — это реальные, объективные отношения людей друг другу. Они образуют относительно самостоятельную сложную иерархическую систему со своими уровнями, структурой, субъектами и объектами .
Трудовые отношения имеют экономическое значение, поскольку они позволяют осуществлять обмен не только деятельностью, но и опытом, навыками. Труд отдельного работника, каким бы обособленным он ни казался, является частицей совокупного общественного труда . Этому способствует не только сама технология производства, но и постоянное обучение участников производства, поскольку совместная производственная и производительная деятельность людей осуществляет-
ся в форме кооперации и разделения труда. Это, надо полагать, относится не только к непосредственно трудовому процессу но и к самой организации взаимодействия различных форм собственности и видов экономических систем, производственным отношениям.
В широком смысле трудовые отношения представляют собой совокупность регулирующих правил и взаимосвязей между действующими лицами по поводу отношений занятости . В узком смысле — совокупность отношений, связанных с установлением контроля над трудовым процессом внутри хозяйственной организации . Трудовые отношения определяются: распределением функций между работниками; регулированием ритма и интенсивности труда; оценками объема и качества выполненных работ; дисциплинарными санкциями; системой вознаграждения за труд.
Таким образом, мы выяснили, что трудовые отно -шения — это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Определений трудовых отношений в теории великое множество, все охватить объем данной работы не позволяет, но рассмотреть некоторые из них было бы целесообразным (таблица).
Различные подходы к определению сущности трудовых отношений
Это отношения, возникающие между работодателем (любые коммерческие и некоммерческие организации, отдельные граждане), с одной стороны, и наемным рабочим, с другой, при применении труда ______последнего за вознаграждение__
Трудовые
отношения
Это отношения, складывающиеся в результате приложения рабочей силы _______к средствам производства_____
Это отношения работника с работодателем по использованию его способности к труду, т.е. его рабочей силы в общем процессе конкретной организации труда
Если проанализировать все вышеперечисленные определения, то видно, что трудовые отношения представляют собой совокупность регулирующих правил и взаимосвязей между действующими лицами по пово -ду отношений занятости и выполнения трудовых функций. При этом следует отметить, что труд — это целесообразная деятельность человека, направленная на оптимальное использование природных ресурсов для удовлетворения своих потребностей за счет видоизменения и приспособления природных элементов в соответствии с целесообразным развитием природы .
Регулирование трудовых отношений захватывает не только чисто экономические аспекты, но и элементы социальной сферы, соединяющие решение социально-экономических и духовно-нравственных проблем, таких как трудовая этика, трудовое поведение, продуктивная занятость, безработица, труд, отдых, социальное партнерство, представление о бедности и богатстве и др.
Трудовые отношения подразделяются на формальные и неформальные. Формальные трудовые отношения регулируются и управляются нормативно-законо -дательной базой общества: Трудовым кодексом, положениями, уставами, инструкциями, профилями должности, должностными инструкциями и т.д. Неформальные трудовые отношения определяются менее конкретными факторами: религией, трудовой этикой, культурой, лингвистической картиной мира, менталитетом.
Рассматривая в целом характер трудовых отношений, следует отметить, что на каждом предприятии они разные, так как характер трудовых отношений зависит от многих элементов. Прежде всего, от отрасли, в которой функционирует предприятие, его специализации, формы собственности, институциональной структуры производства (методов организации труда и управления, структуры компании), социально-психологического климата на предприятии.
Эти элементы тесно взаимосвязаны. Когда производственные структуры антигуманны, намерения руководителя, стремящегося создать на производстве здоровый социальный климат, скорее всего потерпят неудачу. Вспомним основные принципы управления, базирующиеся на крайнем разделении труда, превращающем простого работника в придаток машин, которые проповедовали Ф. Тейлор и Г Форд. Не удивительно, что и трудовые отношения на предприятии носили антагонистический характер, а основная часть рабочих рассматривали предприятие как место «эксплуатации и отчуждения труда».
Проблема отчуждения рассматривалась многими социологами, экономистами, философами, психологами и писателями (в их числе К. Маркс, Н. Бердяев, П. Сорокин, Ж. П. Сартр и др.). Отчуждение — это форма отношения к труду, характеризующаяся настроениями бессмысленности, беспомощности, отстраненности. Бессмысленность труда ощущается людьми, которые, выполняя какую-то производственную операцию, часть работы, не представляют назначения конечного продукта, области его использования или полагают, что их деятельность не приносит пользы, а может быть, даже вредна обществу. Состояние бессмысленности, бесцельности возможно при любом виде деятельности. По-видимому, чаще, чем для рабочих, оно характерно для чиновников, литераторов и политиков.
Беспомощность может ощущаться сотрудником предприятия, который не имеет защиты перед произволом своего руководителя или собственника предприятия, а также не имеет возможности влиять на принимаемые решения. Чувство беспомощности может овладеть любым человеком перед коллективом, руководителем, представителями власти, криминальным миром.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Отстраненность обусловлена трудностями деловых и дружеских контактов, отсутствием перспектив про-
фессионального и административного роста, неприятием ценностей коллектива, предприятия или общества.
Отчуждение имеет ряд неблагоприятных последствий в психофизиологическом, экономическом и по -литическом аспектах. Психофизиологические последствия отчуждения обусловлены влиянием отрицательных эмоций на здоровье человека. Это приводит к нарушениям психики, а затем и физиологических функций организма. Экономические последствия отчуждения связаны с ослаблением мотивации к производительному и качественному труду. Трудно рассчитывать на творчество сотрудников, которые настроены отчужденно. При современной технологии и организации производства это неизбежно скажется на экономических показателях предприятия. Политические последствия отчуждения проявляются в нестабильности социальных отношений, нарушениях контактов между различными группами населения, усилении экстремизма. К настоящему времени разработаны научные рекомендации и накоплен опыт решения проблем отчуждения.
В то же время развитые гуманные производственные структуры могут оказаться неэффективными, если людям не удается наладить хорошие контакты. Необходимы не только методы организации труда, ориентированные на поддержание человеческого достоинства, но и здоровый социально-психологический климат на предприятии, который представляет собой «преобладающий в коллективе относительно устойчивый психологический настрой его работников, проявляющийся в многообразных формах их деятельности» . При этом эмоциональный накал неформальных взаимоотношений нередко достигает такого уровня, что они расцениваются людьми как более значимые, нежели взаимоотношения, основанные на базе выполнения официальных предписаний.
Субъектами трудовых отношений выступают государство, профсоюзы, работодатели и работники. Таким образом, трудовые отношения проявляются на микро-, макро- и на мезоуровне. Рассмотрим более подробно каждого субъекта трудовых отношений и его влияние на них.
1. Профсоюзы. В странах с развитой рыночной экономикой профсоюзы, как правило, являются организациями, представляющими и отстаивающими интересы наемных работников. Первоначальная функция профсоюзов в рамках трудовых отношений заключалась в повышении заработной платы и улучшении условий труда на основе согласованных действий трудящихся. Но постепенно отношения между работниками и работодателями были систематизированы в виде процедур, известных как коллективные переговоры.
В современных трудовых отношениях функции профсоюзов существенно расширились. Они превратились в важный социальный институт, взявший на себя ответственность за решение социально-экономических проблем общегосударственного характера, но в сущности остались добровольными объединениями, основанными на принципе свободы ассоциации.
Профсоюзы защищают интересы работников при принятии решений, представляют трудящихся на консультациях по выработке правительственной полити-
ки , принимают участие в реализации общенациональной и региональной политики через своих делегатов или путем поддержки политических партий. В большинстве индустриальных стран профсоюзы образуют подсистему рыночной экономики, хотя объем и содержание профсоюзных функций в странах различны. Например, в ряде европейских стран и в Австралии профсоюзы составляют существенный элемент централизованной рыночной системы. В США, где существует сильная традиция свободного рынка, функции профсоюзов как дополнения к экономической и социальной системе более фрагментарны.
Зачастую профсоюзам свойственны проявления корпоративного эгоизма, выражающиеся в противоречии отстаиваемых ими требований с общественными интересами, например во взаимоотношениях профсоюзов и экологических организаций. Профсоюзы чаще всего выступают за расширение производства, поскольку это основа сохранения и увеличения занятости и заработков наемных работников. Экологисты же, наоборот, выступают за «нулевой рост» или ограничение роста производства в интересах сохранения условий жизни.
В современной экономике специфика взаимодействия субъектов трудовых отношений изменилась, чему в немалой степени способствовал процесс глобализации, так как новые условия предполагают качественно иные отношения предпринимателя с наемными работниками, которые становятся все более активными и творческими участниками производственного процес-са. Все это означает, что успех современного общества в решающей степени зависит от характера трудовых отношений, дающих возможность в полной мере реализовать интеллектуальный и творческий потенциал работников, получив преимущества в жесткой конкурентной борьбе.
Как это ни парадоксально, но в существовании профсоюзов оказались заинтересованными совершенно разные силы. Во-первых, само государство, его различные структуры и органы — как в буфере и амортизаторе при социально-трудовых конфликтах, так и при организации и проведении выборов, референдумов и других подобных мероприятий. Во-вторых, директорат — при лоббировании корпоративных интересов. В-третьих, политические силы — как в канале организационно-мобилизационной связи с различными группами населения. Наконец, в профсоюзах заинтересованы сами трудящиеся или хотя бы их часть — как в представительном органе, пусть слабом и недостаточном, но способном хотя бы продекларировать и продемонстрировать их недовольство современным ходом событий , кризисным положением в тех или иных производствах или регионах.
2. Объединения работодателей. Они являются не менее важным субъектом трудовых отношений. Как показывает мировой опыт, ассоциации предпринимателей в большинстве стран сложились раньше, чем союзы наемных рабочих, поскольку в начале своего существования они выполняли в основном экономические функции и служили инструментом взаимодействия бизнеса с государственными структурами с целью принятия выгодных ему решений. Позднее, с развитием
рабочего движения, возникновением профсоюзов, появилась необходимость объединения работодателей для взаимодействия с объединениями работников при решении трудовых вопросов.
У работодателей имеются общие интересы, которые они хотят защитить, и общие цели, которых они намерены добиваться. Создавая свои организации, они преследуют разные цели, а последние определяют характер организаций. Там, где речь идет преимущественно о социальных проблемах и трудовых отношениях, включая коллективные переговоры, трудовое законодательство и заработную плату, стремление к координации действий привело к образованию организаций работодателей исключительно добровольного типа. Там, где трудовые отношения введены в той или иной степени в организационные рамки, работодатели считают необходимым упорядочить свои взаимоотношения с наемным трудом. Разумеется, различие между экономическими и социальными интересами не всегда достаточно четкое.
По своей природе организации работодателей -коммерческие структуры, принимающие решения. Этим в значительной мере объясняется весьма сложная структура организаций работодателей, функционирующих на местном, региональном, национальном и международном уровнях, которые могут относиться к одной отрасли или сектору
Несмотря на все многообразие и сложность целей организаций работодателей существует тенденция к выполнению трех главных функций, присущих всем организациям: защите предпринимательства, представительству предпринимателей в трудовых отношениях, предоставлению услуг членам организации. Как правило, функции представительства и услуг определяются уровнем, на котором происходят переговоры с профсоюзами.
3. Государство как субъект социально-трудовых отношений. Современный уровень развития социально-трудовых отношений заставляет обратить более пристальное внимание на проблему организационного оформления стороны работодателей, перспектив развития ответственных и представительных объединений, способных совместно с профсоюзами и государством реализовать концепцию социального государства, те. государства, в котором социально-трудовые отношения строятся на принципах социального партнерства. В этих условиях государство как крупный работодатель ответственно за все происходящее в сфере социально-трудовых отношений и должно сыграть определяющую роль.
В ряде развивающихся стран государство остается главным, доминирующим партнером, способным заставить как трудящихся, так и работодателей придерживаться линии правительства. Так, в странах Латинской Америки (за исключением Уругвая) наблюдается тенденция регулировать все и вся на основе трудового законодательства или правительственных декретов, вплоть до мельчайших деталей, которые обычно являются объектом коллективных переговоров. В ряде южно-азиатских стран (Бангладеш, Индия, Пакистан и Шри-Ланка), где правительства по-прежнему контролируют значительную долю экономики, в трудовые отно-
шения вовлечены правительство и профсоюзы. Там на политической арене действует множество политических партий, каждая из них стремится вмешиваться в трудовые отношения через своего союзника в профсоюзном движении.
Несколько иная ситуация складывается в развитых странах. Например, в Германии трудовые отношения во многом регулируются законодательством и судебной практикой. В США административный орган — Национальное управление по вопросам трудовых отношений — играет важную роль в регулировании процесса коллективных переговоров, удостоверяя полномочия договаривающихся сторон и рассматривая жалобы на нечестную практику в сфере труда. В Австрии, Бельгии, Ирландии, Италии и Нидерландах, наоборот, государство активно вмешивается в трудовые отношения путем формальных и неформальных трехсторонних обсуждений. Во Франции государство также играет ведущую роль в регулировании рамок трудовых отношений, но его роль в трехсторонних переговорах более ограничена. В Японии государство играет лишь незначительную роль на переговорах по заработной плате, но его административные органы активно формируют систему найма и адаптируют условия занятости с учетом экономической ситуации.
Несмотря на некоторую отстраненность государства в развитых странах от разрешения трудовых конфликтов оно тем не менее не может предоставить сферу трудовых отношений исключительно трудящимся и работодателям, поскольку обсуждаемые ими вопросы имеют социальные и экономические последствия для общества в целом.
Таким образом, государство должно выступать не как источник экономического роста, а как партнер, катализатор и помощник — таков главный смысл политики, проводимой государством большинства развитых стран.
На основании представленного выше материала можно сделать следующие выводы. Если производственные отношения не отвечают определенным требованиям, они рано или поздно отмирают. Появляются другие производственные отношения, которые соответствуют таким требованиям и способствуют эффективному использованию и развитию производительных сил, т. е. орудий труда, личных способностей работников и т. д. Это могут быть более совершенные отношения собственности, обмена деятельностью и распределения.
Таким образом, производственные отношения в своем содержании представляют собой процесс обмена продуктами деятельности. При этом неважно, происходит ли обмен между людьми, занятыми индивидуальной трудовой деятельностью, или вступают в обмен трудовые коллективы с численностью в несколько тысяч человек. В производственный обмен вступает и тем самым образует производственные отношения любая производительная единица общественного производства, которая осуществляет выпуск продукции — звено, бригада, цех, предприятие и т. д. Производственные отношения образуются не только при выпуске продукции вещественного или энергетического содержания, но и при выпуске продукции информационного содер-
жания научного и управленческого назначения. Производственные отношения образуются и при выпуске продукции социального назначения.
Вступая в трудовые отношения, люди не осознают, что на самом деле подчиняются объективным производственным отношениям. Поскольку мы имеем дело с материальным производством, то различия производственных отношений определяются содержанием продуктов деятельности, которые являются средствами обмена.
Производственные отношения общества и существующие в нем трудовые отношения диалектически взаимодействуют друг с другом. Производительные силы
объективно требуют вполне определенных производственных отношений, которые бы соответствовали их уровню и характеру и тем самым обеспечивали условия для их развития и эффективного использования, т. е. способствовали движению, развитию общества.
1. Карташова Л.В., Никонова Т.В., Соломанидина Т.О. Организационное поведение. М.: Инфра-М, 2001.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
2. Мамедов О.Ю. Современная экономика. Ростов н/Д: Феникс,1998.
3. Маркс К. Капитал: в 2 т. М.: Политиздат, 1983. Т. 1.
4. Одегов Ю.Г., Журавлев П.В. Управление персоналом. М., 1997.
Правила внутреннего трудового распорядка
ПРАВИЛА ВНУТРЕННЕГО ТРУДОВОГО РАСПОРЯДКА ДЛЯ РАБОТНИКОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №53
Настоящие правила внутреннего трудового распорядка — локальный нормативный акт, регламентирующий в соответствии с Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами порядка приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режима работы, времени отдыха, применяемые к работникам поощрения и взыскания, а так же иные вопросы регулирования трудовых отношений у работодателя.
Правила внутреннего трудового распорядка утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьями 189,190, 372 Трудового кодекса РФ.
Правила внутреннего трудового распорядка объявляются каждому работнику под расписку.
1. Общие положения:
1.1. Правила внутреннего трудового распорядка имеют целью способствовать укреплению трудовой дисциплины, рациональному использованию рабочего времени, повышению результативности труда, высокому качеству работы; обязательны для исполнения всеми работниками МБДОУ № 53
1.2. Каждый работник ДОУ несёт ответственность за качество образования детей, за соблюдение трудовой и производственной дисциплины.
1.3. Вопросы, связанные с применением Правил внутреннего трудового распорядка, решаются руководством ДОУ в пределах предоставленных ему прав, а в случаях, предусмотренных действующим законодательством совместно или по согласованию с профсоюзным комитетом.
2. Порядок приёма, перевода и увольнения работников.
2.1. Приём на работу и увольнение работников ДОУ осуществляет заведующим данного учреждения.
2.2. Педагогические работники принимаются на работу по трудовому договору. Решение о срочном трудовом договоре, его продлении, его расторжении принимаются заведующим ДОУ в соответствии с ТК РФ, и доводится до сведения работника в письменной форме не позднее 3-х дней до издания приказа по ДОУ
2.3. На педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтверждённой документами об образовании.
2.4. К педагогической деятельности в ДОУ не допускаются лица, которым она запрещена приговором суда или по медицинским показаниям, а также лица, имеющие судимость за определённые преступления.
2.5. При заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю:
— паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
— трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;
— страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;
— документы воинского учета — для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;
— документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний — при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки;
— справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданную в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, — при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с настоящим Кодексом, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию.
В отдельных случаях с учетом специфики работы настоящим Кодексом, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации может предусматриваться необходимость предъявления при заключении трудового договора дополнительных документов.
При заключении трудового договора впервые трудовая книжка и страховое свидетельство государственного пенсионного страхования оформляются работодателем.
В случае отсутствия у лица, поступающего на работу, трудовой книжки в связи с ее утратой, повреждением или по иной причине работодатель обязан по письменному заявлению этого лица (с указанием причины отсутствия трудовой книжки) оформить новую трудовую книжку.
- две фотографии 3*4
Приём на работу без перечисленных выше документов не допускается.
2.6. Запрещается требовать от лица, поступающего на работу, документы помимо предусмотренных настоящим Кодексом, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.
2.7. Перед допуском к работе вновь поступившего работника заведующий обязан:
- ознакомить работника с условиями труда, его должностной инструкцией, условиями оплаты труда, разъяснить его права и обязанности;
- ознакомить работника с настоящими Правилами, проинструктировать его по правилам техники безопасности, производственной санитарии, противопожарной безопасности, организации охраны жизни и здоровья детей с оформлением инструктажа в журнале установленного образца.
2.8. На всех работников, проработавших свыше 5 дней, работодатель обязан вести трудовые книжки, если работа в этом учреждении является для него основной.
2.9. На каждого работника ДОУ ведётся личное дело, которое состоит из личного листка по учету кадров, копии документа об образовании, материалов по результатам аттестации. После увольнения работника его личное дело хранится в ДОУ бессрочно.
2.10. Прекращение трудового договора может иметь место по основным, предусмотренным законодательством (ст. 73, 75, 78, 80, 81, 83,84, 336 ТК РФ). Работники имеют право расторгнуть договор, письменно предупредить руководство ДОУ за две недели. Прекращение трудового договора оформляется приказом по ДОУ.
2.11. В день увольнения руководитель ДОУ выдаёт ему трудовую книжку с внесённой в неё записью об увольнении. Запись о причине увольнения в трудовую книжку вносится в соответствии с формулировками законодательства и со ссылкой на статью и пункт закона. Днём увольнения считается последний день работы.
3. Основные обязанности работников.
3.1. Работники дошкольного образовательного учреждения обязаны:
- работать честно и добросовестно, строго выполнять учебный режим, распоряжения руководителя дошкольного образовательного учреждения, обязанности, возложенные на них Уставом ДОУ, Правилами внутреннего трудового распорядка, положениями и должностными инструкциями;
- соблюдать дисциплину труда – основу порядка в ДОУ, вовремя приходить на работу, соблюдать установленную продолжительность рабочего времени, максимально используя его для творческого и эффективного выполнения возложенных на них обязанностей, воздерживаться от действий, мешающих другим работникам выполнять свои трудовые обязанности, своевременно и точно исполнять распоряжения руководителя;
- всемерно стремиться к повышению качества выполняемой работы, не допускать упущений в ней, строго соблюдать исполнительскую дисциплину, постоянно проявлять творческую инициативу, направленную на достижение высоких результатов образовательной деятельности;
- соблюдать требования техники безопасности и охраны труда, противопожарной охраны, предусмотренные соответствующими правилами и инструкциями;
- быть всегда внимательными к детям, вежливыми с их родителями и членами коллектива;
- систематически повышать свой теоретический, методический и культурный уровень, деловую квалификацию;
- быть примером достойного поведения и высокого морального долга на работе, соблюдать правила общежития;
- содержать свое рабочее место в чистоте и порядке, соблюдать установленный порядок хранения материальных ценностей и документов;
- беречь и укреплять собственность дошкольного образовательного учреждения (оборудование, игрушки, инвентарь, учебные пособия и т.д.), экономно расходовать материалы, топливо, электроэнергию, воспитывать у детей бережное отношение к имуществу;
- проходить в установленные сроки периодические медицинские осмотры;
3.2. Требования к внешнему виду сотрудников детского сада:
— соблюдать требования производственной санитарии, гигиены (ногти на руках должны быть коротко острижены, волосы забраны или аккуратно причесаны, макияж не вызывающий и др.)
— внешний вид сотрудника должен соответствовать моральным и этическим нормам облика педагога (не допустимо откровенно оголенных участков тела в области груди, живота, талии; минимально допустимая длина юбки не должна превышать ширины одной ладони выше колена – «миди»; использование спортивной одежды допускается только на специально организованной деятельности по физическому развитию.)
3.3.
3.3.Педагогические работники дошкольного образовательного учреждения несут полную ответственность за жизнь и здоровье детей во время проведения учебных и игровых мероприятий в группе, прогулок, экскурсий.
Обо всех случаях травматизма детей работники дошкольного образовательного учреждения обязаны немедленно сообщить руководству, медицинскому работнику и родителям.
3.4. Приказом заведующего дошкольного образовательного учреждения в дополнении к основной деятельности на воспитателей может быть возложено заведование учебно-опытными участками на территории группы, а также выполнение других образовательных функций.
3.5. Перечень функциональных обязанностей, которые выполняет каждый работник по своей специальности, квалификации, должности, определяется трудовым договором и должностной инструкцией.
4. Основные обязанности руководителя.
4.1. Руководство дошкольного образовательного учреждения:
- обеспечивает соблюдение работниками дошкольного образовательного учреждения обязанностей, возложенных на них должностными инструкциями, Уставом ДОУ и Правилами внутреннего трудового распорядка;
- создаёт условия для улучшения качества работы, своевременно подводит итоги, поощряет лучших работников с учётом мнения трудового коллектива, совета ДОУ, повышает роль морального и материального стимулирования труда;
- способствует созданию в трудовом коллективе деловой творческой обстановки, поддерживает и развивает инициативу и активность работников;
- обеспечивает их участие в управлении дошкольным образовательным учреждением, в полной мере используя собрания трудового коллектива, производственные совещания и различные формы общественной самодеятельности; своевременно рассматривает замечания и предложения работников по совершенствованию образовательной деятельности;
- рационально организует труд работников дошкольного образовательного учреждения в соответствии с их специальностью и квалификацией, закрепляет за каждым из них определённое место для образовательной деятельности, обеспечивает исправное состояние учебного и игрового оборудования, охрану здоровья и безопасные условия труда;
- обеспечивает систематическое повышение профессиональной квалификации работников ДОУ, организует и проводит аттестацию педагогических работников, создаёт необходимые условия для совмещения работы с обучением в учебных заведениях;
- обеспечивает соблюдение трудовой и производственной дисциплины, своевременно применяет меры воздействия к нарушителям трудовой дисциплины, учитывая при этом мнение коллектива;
- не допускает к исполнению своих обязанностей в данный рабочий день работника, появившегося на работе в нетрезвом состоянии, принимает к нему соответствующие дисциплинированные меры в установленном порядке согласно действующему законодательству;
- создаёт оптимальные санитарно-гигиенические условия (освещённость рабочего места, температурный режим, электробезопасность и т.д.). Своевременно производит ремонт ДОУ, добивается эффективной работы технического персонала;
- обеспечивает сохранность имущества дошкольного образовательного учреждения, его сотрудников и детей;
- обеспечивает систематический контроль за соблюдением условий оплаты труда работников и расходованием фонда заработной платы;
- чутко относится к повседневным нуждам работников, обеспечивает предоставление им установленных льгот и преимуществ, при возможности содействует улучшению их жилищно-бытовых условий.
4.2. Руководство дошкольного образовательного учреждения несёт ответственность за жизнь и здоровье детей во время пребывания их в ДОУ. Обо всех случаях травматизма сообщает в соответствующие органы управления образованием в установленном порядке.
5. Права.
5.1. Педагогические работники имеют право работать по совместительству в других организациях, учреждениях в свободное от основной работы время, но не в ущерб основной работе.
5.2. Руководящие и педагогические работники добровольно проходят, раз в пять лет аттестацию согласно Положению о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений.
6. Рабочее время и его использование
6.1. Рабочее время педагогических работников определяется учебным расписанием и должностными обязанностями, возложенными на них Уставом ДОУ и Правилами внутреннего трудового распорядка.
6.2. Учебную нагрузку педагогических работников устанавливает заведующий ДОУ с учётом мнения трудового коллектива до ухода работников в отпуск.
При этом необходимо учитывать:
- объём учебной нагрузки устанавливается исходя из принципов преемственности с учётом квалификации педагогического работника и имеющегося в наличии объёма учебной нагрузки;
- объём учебной нагрузки больше или меньше нормы часов за ставку заработной платы устанавливается только с письменного согласия работника;
- объём учебной нагрузки должен быть стабильным на протяжении всего учебного года, уменьшение её возможно только при сокращении детей и количества групп.
6.3. Руководитель ДОУ обязан организовать учёт явки работников на работу и уход с работы.
6.4. В ДОУ установлена пятидневная рабочая неделя, с общей продолжительностью рабочего времени 40 часов.
Для воспитателей- 25 часов – интегрированные группы педагогов-психологов – 36 часов, музыкальных руководителей – 24 часа,
инструкторов по физкультуре – 30 часов, учителей-дефектологов – 20 часов, учителей-логопедов – 20 часов,
обслуживающему персоналу имеющему надбавки за вредность 36 часов
техническому персоналу 40 часов
6.5. Продолжительность рабочего дня обслуживающего и технического персонала определяется графиком сменности, который должен быть объявлен работникам под расписку и вывешен на видном месте не позднее, чем за один месяц до введения его в действие.
6.6. Время начала и окончания работы устанавливается следующее:
Начало работ- 7.30
Окончание работ – 19.30.
Работники ДОУ должны приходить на работу за 10 мнут до начала рабочей смены. Окончание рабочего дня в зависимости от смены. (Приложение №1 является неотъемлемой частью к правилам внутреннего трудового распорядка)
6.7. Работа в праздничные дни запрещена. Привлечение отдельных работников к дежурству в выходные и праздничные дни допускается в исключительных случаях, предусмотренных законодательством, по письменному приказу руководителя ДОУ.
6.8. Дни отдыха за дежурство или работу в выходные и праздничные дни предоставляется в порядке, предусмотренном действующим законодательством, в любое время, не совпадающее с очередным отпуском.
6.9. Очерёдность предоставления ежегодных отпусков устанавливается с учётом необходимости обеспечения нормальной работы ДОУ и благоприятных условий для отдыха работников.
6.10. Предоставление отпуска заведующему оформляется приказом по соответствующему органу управления образованием, другим работникам – приказом по ДОУ.
6.11. Педагогическим и другим работникам ДОУ запрещается:
- изменять по своему усмотрению расписание организованной образовательной деятельности, заменять друг друга без ведома руководства ДОУ и письменного заявления с указанием причины.
- отменять, удлинять или сокращать продолжительность организованной образовательной деятельности и прогулок;
- отвлекать педагогических работников от их непосредственной работы для проведения разного рода мероприятий, не связанных с производственной деятельностью.
- использовать сотовые телефоны во время проведения педагогического процесса.
- распитие спиртных напитков и нахождение на рабочем месте в нетрезвом виде, а так же курение и употребление семечек на рабочем месте.
6.12. Посторонние лица могут присутствовать в группе только с разрешения заведующего и его заместителей. Вход в группу после начала организованной образовательной деятельности разрешается только заведующему ДОУ.
6.13. Уход в рабочее время по служебным делам сотрудниками ДОУ допускается только с разрешения заведующего данного учреждения, по другим уважительным причинам по заявлению с указанием куда, по какому делу и на какой срок уходит.
6.14. Работнику ДОУ запрещается оставлять свою работу до прихода сменяющего.
6.15. В случае неявки сменяющего, работник должен заявить администрации, которая принимает меры по его замене.
6.16. В случае если работник не может явиться на работу по уважительной причине, он обязан известить об этом администрацию с последующим предоставлением оправдательных документов.
6.17. Изменение графика работы и временная замена одного сотрудника другим без разрешения заведующей ДОУ не допускается.
Запрещается в рабочее время:
- во время организованной образовательной деятельности воспитателя с детьми никто не имеет права делать ему замечания по поводу его работы;
- входить в группу во время организованной образовательной деятельности с детьми разрешается только заведующему, старшему воспитателю ДОУ или специалисту управления образованием, проверяющим работу воспитателя;
- удалять детей с организованной образовательной деятельности.
7. Поощрение за успехи в работе.
7.1. За образцовое выполнение трудовых обязанностей, успехи в обучении и воспитании детей, продолжительную и безупречную работу, инновационную деятельность применяются следующие поощрения:
- объявление благодарности с занесением в трудовую книжку;
- выдача премии;
- награждение ценными подарками;
- награждение почётной грамотой или благодарственным письмом.
В ДОУ могут применяться и другие ведомственные и государственные поощрения.
7.2. За особые заслуги работники ДОУ представляются для награждения правительственными наградами, установленными для работников образования и присвоения почётных званий.
7.3. При применении мер поощрения обеспечивается сочетание материального и морального стимулирования труда. Поощрение объявляются в приказе, доводятся до сведения всего коллектива и заносятся в трудовую книжку
7.4. При применении морального и материального поощрения, при предоставлении работников к государственным наградам и почётным званиям учитывается мнение трудового коллектива ДОУ
8. Ответственность за нарушение трудовой дисциплины.
8.1. Нарушение трудовой дисциплины, т.е. неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине работника обязанностей, возложенных на него трудовым договором (контрактом), Уставом ДОУ, Правилами внутреннего трудового распорядка, должностными инструкциями, влечёт за собой применение мер дисциплинарного и общественного воздействия, а также применение мер, предусмотренных действующим законодательством.
8.2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей руководство имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:
- замечание;
- выговор;
- увольнение по соответствующим основаниям.
8.3. Увольнение в качестве взыскания может быть применено за неоднократное неисполнение работником без уважительных причин обязанностей, возложенных на него трудовым договором, Уставом ДОУ и Правилами внутреннего трудового распорядка. За прогул (в том числе за отсутствие на рабочем месте более четырех часов в течение рабочего дня) без уважительной причины руководство ДОУ применяет дисциплинарное взыскание, предусмотренное в п. 8.2. В соответствии с действующим законодательством о труде педагогический работник может быть уволен за совершение аморального поступка, не совместимого с дальнейшим выполнением воспитательных функций.
8.4. Дисциплинарное взыскание применяется заведующим. Руководство имеет право вместо применения дисциплинарного взыскания передать вопрос о нарушении трудовой дисциплины на рассмотрение трудового коллектива.
8.5. Дисциплинарные взыскания на заведующего накладывается органом управления образованием, который имеет право назначать и увольнять руководителя ДОУ
8.6. До применения взыскания от нарушителей трудовой дисциплины должны быть потребованы объяснения в письменной форме. Отказ работника дать объяснение не может служить препятствием для применения дисциплинарного взыскания. Дисциплинарное взыскание применяется руководством непозднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая времени болезни или пребывания работника в отпуске.
8.7. За каждое нарушение трудовой дисциплины может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.
8.8. Приказ о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под расписку в течение трёх рабочих дней со дня его издания. В случае отказа работника подписать указанный приказ составляется соответствующий акт.
8.9. Если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания работник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не подвергшимся дисциплинарному взысканию. Руководитель ДОУ по своей инициативе, ходатайству трудового коллектива или личному заявлению работника может издать приказ о снятии взыскания, не ожидая истечения года, если работник не допустил нового нарушения трудовой дисциплины и при том проявил себя как хороший и добросовестный работник. В течение срока действия дисциплинарного взыскания меры поощрения, указанные в п.7, не применяются.
8.10. Правила внутреннего трудового распорядка объявляются каждому работнику под расписку.
График работы сотрудников МБДОУ №53
на 2015-2016 учебный год