Трансфертное ценообразование

Методы расчета трансфертных цен

ФНС при проведении налогового контроля за трансфертными ценами обязана применять следующие методы:

  1. метод сопоставимых рыночных цен (является приоритетным при реализации товаров, работ, услуг);
  2. метод цены последующей реализации (является приоритетным, если товар передается без переработки другому лицу);
  3. затратный метод (сравнивается с рыночной валовая рентабельность затрат продавца, применяется при невозможности использования первых двух методов);
  4. метод сопоставимой рентабельности (сравнивается операционная рентабельность стороны сделки с рыночным уровнем операционной рентабельности в сопоставимых сделках, применяется при невозможности использования предыдущих методов);
  5. метод распределения прибыли (перераспределяется прибыль, полученная участниками сделки так, как она распределяется между независимыми сторонами, применяется преимущественно в случаях, когда сторона сделки владеет НМА, влияющим на рентабельность и при невозможности применения иных методов).

НК РФ допускает использование комбинации двух и более методов расчета трансфертных цен.

Если перечисленные методы, не позволяют определить, соответствует ли цена товара (работы, услуги), примененная в разовой сделке, рыночной цене, соответствие цены, примененной в такой сделке может быть определено исходя из рыночной стоимости предмета сделки, установленной независимой оценкой в соответствии с законодательством РФ или иностранных государств об оценочной деятельности.

Под разовой сделкой НК РФ понимает сделку, экономическая суть которой отличается от основной деятельности организации и которая осуществляется на разовой основе. ТРАНСФЕРТНОЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ — РАБОТА С КОНТРОЛИРУЕМЫМИ СДЕЛКАМИ Уведомления и документация по контролируемым сделкам позволяет оценить налоговые риски. Подготовка и представление в налоговый орган документации освобождает от штрафов при оспаривании позиции компании налоговыми органами. Рассчитать стоимость

Ключевыми понятиями российских правил ТЦО являются контролируемые сделки и взаимозависимые лица.

Взаимозависимые лица

Для целей налогообложения взаимозависимыми признаются лица, если особенности отношений между этими лицами могут оказывать влияние на результаты сделок между ними и соответственно влияют на экономические результаты их деятельности, в том числе и на размер налоговых обязательств.

В статье 105.1 НК РФ перечислены случаи взаимозависимости лиц (как юридических, так и физических лиц). Формальных признаков взаимозависимости 11. Они основаны на степени прямого или косвенного участия в капитале, полномочий по назначению управляющих органов (директоров, правления и т.п.), служебной подчиненности (руководитель — работник), родственных отношений. Полный перечень признаков взаимозависимости лиц с примерами приведен в таблице «Критерии взаимозависимости для целей ТЦО»:

Критерии взаимозависимости для целей ТЦО (ст. 105.1 НК РФ)

Взаимозависимость между Критерий взаимозависимости Пример
Организациями Прямое или косвенное участие с долей более 25% (пп.1 п. 2 ст. 105.1 НК РФ) Доля участия ООО ВЕСНА в ООО ЛЕТО — 30%. ООО ВЕСНА и ООО ЛЕТО взаимозависимые лица.
Прямое или косвенное участие одного и того же лица в каждой из организаций с долей более 25 (пп.3 п. 2 ст. 105.1 НК РФ) Доля участия Петрова в ООО ФЛАГ 30%, в ООО ВЫМПЕЛ 28%. ООО ФЛАГ и ООО ВЫМПЕЛ — взаимозависимые лица.
Директор или не менее 50% Правления (Совета директоров и т.п.) назначены по решению одного и того же лица (пп.5 п.2 ст. 105.1 НК РФ) Учредитель ООО ФАКЕЛ и ООО ПЛАМЯ Сидоров назначил директором ФАКЕЛА Пронина А.А., директором ПЛАМЯ Дробышева И.Н. ООО ФАКЕЛ и ООО ПЛАМЯ — взаимозависимые лица.
Более 50% Правления (Совета директоров и т.п.) составляют одни и те же физические лица совместно со своими родственниками (пп.6 п. 2 ст. 105.1 НК РФ) Более 50% Правления (Совета директоров и т.п.) составляют одни и те же физические лица совместно со своими родственниками (пп.6 п. 2 ст. 105.1 НК РФ)Братья: Иванов П.П. Иванов В.П и Иванов А.П одновременно входят в Правление ООО АСТРА и ООО ВЕРБА. Всего в Правлении 5 человек. ООО АСТРА и ООО ВЕРБА — взаимозависимые лица.
Полномочия исполнительного органа (Директора и т.п.) осуществляет одно и то же лицо (пп.8 п. 2 ст. 105.1 НК РФ) Петров П.П. является одновременно директором ООО АСТРА и ООО ВЕРБА. ООО АСТРА и ООО ВЕРБА взаимозависимые лица.
Организацией и физическим лицом Физическое лицо прямо или косвенно участвует в организации долей более 25% (пп. 2 п. 2 ст. 105.1 НК РФ) Доля участия Петрова в ООО ФЛАГ 30%. Петров и ООО ФЛАГ взаимозависимые лица
Организацией и лицом (в т. ч. физическим) Организация и лицо (в том числе физическое) имеет полномочия по назначению (избранию) директора (не менее 50% Правления, Совета директоров и т.п.) этой организации (пп. 4 п. 2 ст. 105.1 НК РФ). ООО САЛЮТ имеет полномочия по назначению директора в ООО ФЕЙВЕРК. ООО САЛЮТ и ООО ФЕЙВЕРК взаимозависимые лица.
Лицо (физическое и юридическое) осуществляет полномочия единоличного исполнительного органа в организации (пп. 7 п. 2 ст. 105.1 НК РФ) Рыбалко Ф.В. назначен директором ООО НЕВОД. Рыбалко и НЕВОД взаимозависимые лица.
Организациями и (или) физическими лицами Доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации составляет более 50% ( пп.9 п. 2 ст. 105.1 НК РФ) ООО А владеет 80% долей ООО Б, ООО Б владеет 70% ООО В. Организации А, Б, В взаимозависимые.
Физическими лицами Одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению (пп. 10 п. 2 ст. 105.1 НК РФ) Директор и главный бухгалтер
Физическое лицо, его супруг (супруга), родители, дети, братья и сестры, опекун, попечитель, подопечный (пп. 1 п. 2 ст. 105.1 НК РФ) Отец и сын, муж и жена и т.п.

Закон не исчерпывает возможность признания сторон сделки взаимозависимыми лицами исключительно приведенным в НК РФ перечнем. При наличии признаков влияния на экономическую деятельность друг друга суд может признать лица взаимозависимыми и без формальных признаков участия (контроля) (п. 7 ст. 105.1 НК РФ). Кроме того, на основании п. 6 ст. 105.1 НК РФ участники сделки могут самостоятельно признать себя взаимозависимыми.

Что такое контролируемые сделки?

Контролируемые сделки – это сделки между взаимозависимыми лицами с учетом параметров этих сделок (в том числе суммовых лимитов), прописанных в ст. 105.14 НК РФ, а также сделки между лицами, не являющимися взаимозависимыми, но приравненные к контролируемым сделкам (п. 1 ст. 105.14 НК РФ). Кроме того, контролируемой сделка может быть признана в судебном порядке (п. 10 ст. 105.14 НК РФ).

Сделки, приравненные к контролируемым сделкам:

  • Сделки с участием посредников
    (третьих лиц, не признаваемых взаимозависимыми), которые не выполняют в сделках никаких дополнительных функций в цепочке сделок, кроме организации перепродажи товаров (работ, услуг) между двумя взаимозависимыми лицами. При этом в цепочке сделок посредники не принимают на себя никаких рисков и не используют никаких активов, т.е. служат для организации формального документооборота. Лимиты по величине доходов за календарный год для признания таких сделок контролируемыми в НК РФ не установлены, т.е. контролируемой является любая сделка такого типа, независимо от суммы.
  • Внешнеторговые сделки товарами мировой биржевой торговли.
    К этой группе отнесены товары с кодами ТНВЭД, перечень кодов утвержден Приказом Минпромторга России от 30.10.2012 N 1598 «Об утверждении Перечня кодов товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, сделки в отношении которых признаются контролируемыми в соответствии со статьей 105.14 НК РФ». Лимит по величине доходов за календарный год с одним лицом для признания таких сделок контролируемыми – 60 млн. руб.
  • Сделки с лицами, зарегистрированными в офшорной зоне.
    Список государств и территорий, являющихся офшорными зонами, утвержден приказом Минфина России от 13.11.2007 N 108н. Для таких сделок лимит доходов с одним лицом также составляет 60 млн. руб. за календарный год. С 1 января 2018 года действует новая редакция приказа N 108н — из списка офшоров исключена одна из территорий КНР — «Специальный административный район Гонконг (Сянган)».

ТРАНСФЕРТНОЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ — РАБОТА С КОНТРОЛИРУЕМЫМИ СДЕЛКАМИ Уведомления и документация по контролируемым сделкам позволяет оценить налоговые риски. Подготовка и представление в налоговый орган документации освобождает от штрафов при оспаривании позиции компании налоговыми органами. Рассчитать стоимость

Случаи контролируемых сделок между российскими взаимозависимыми лицами:

  • сумма доходов по сделкам между взаимозависимыми лицами за календарный год превышает 1 миллиард рублей.
  • одна из сторон сделки является налогоплательщиком НДПИ, предмет сделки — добытое полезное ископаемое, являющееся объектом налогообложения НДПИ у этой стороны сделки, сумма доходов по сделкам между указанными лицами за календарный год превышает 60 млн. руб.
  • одна из сторон сделки является налогоплательщиком, применяющим один из следующих специальных налоговых режимов: ЕСХН или ЕНВД, суммовой лимит доходов за календарный год 100 млн. руб.
  • одна из сторон сделки: или освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций (например, организация на УСН), или применяет к налоговой базе по налогу на прибыль ставку 0% как участник проекта «Сколково», или является резидентом особой экономической зоны (ОЭЗ), или участником свободной экономической зоны (СЭЗ), или участником регионального инвестиционного проекта (РИП), или налогоплательщиком, занимающийся деятельностью, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, или является исследовательским корпоративным центром по проекту «Сколково», применяющий освобождение по НДС. Такие сделки признаются контролируемыми, если сумма доходов по сделкам между этими лицами за календарный год превысит 60 млн. руб. С 1 января 2018 года для признания сделки контролируемой появилось еще одно основание применение в течение налогового периода хотя бы одной из сторон сделки инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций, предусмотренный статье 286.1 НК РФ, суммовой лимит по этому основанию также 60 млн. рублей.

Сделки между взаимозависимыми лицами, одна из сторон которой не является налоговым резидентом РФ, признаются контролируемыми вне зависимости от размера суммы доходов, полученных по этим сделкам. Например, сделка дочерней российской организации с иностранной материнской компанией подлежит налоговому контролю независимо от суммы этой сделки, в том числе безвозмездной.

Исключения из правил о контролируемых сделках

Даже если сделки, отвечают перечисленным выше критериям, согласно пп. 1-3 ст. 105.14 НК РФ, они не признаются контролируемым в следующих случаях:

  1. Стороны сделки являются участниками одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков (КНГ), за исключением сделок, предметом которых является полезное добытое ископаемое, объект обложения НДПИ по ставке, установленной в процентах.
  2. Сделки, при которых одновременно выполняются следующие условия — участники сделки зарегистрированы в одном субъекте РФ, при этом они не имеют обособленных подразделений в других субъектах РФ или за пределами РФ, не уплачивают налог на прибыль в бюджеты других субъектов РФ, не имеют убытков (включая убытки прошлых периодов, переносимые на будущие налоговые периоды), принимаемых при исчислении налога на прибыль организаций, при отсутствии иных обстоятельства для признания этих сделок контролируемыми (см.пп.2-7 п. 2 ст. 105.14 НК РФ).
  3. Сделки между налогоплательщиками совершаемые при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, в отношении одного и того же месторождения.
  4. Межбанковские кредиты (депозиты) со сроком до семи календарных дней (включительно).
  5. Сделки в области военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами, осуществляемого в соответствии с Законом от 19.07.1998 года N 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве РФ с иностранными государствами».
  6. Сделки по предоставлению поручительств (гарантий) в случае, если все стороны такой сделки являются российскими организациями, не являющимися банками.
  7. Сделки по предоставлению беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами, местом регистрации либо местом жительства всех сторон и выгодоприобретателей по которым является РФ.

Источник: https://pravovest-audit.ru/nashi-statii-nalogi-i-buhuchet/transfertnoe-cenoobrazovanie-tco-2018/

Вновь обращаемся к теме ТЦО в контролируемых сделках – новое дело не просто продолжает наметившиеся ранее тенденции, но и впервые так подробно показывает целую россыпь из методов ценообразования, их комбинаций, а также всевозможных корректировок, которые можно и нужно широко использовать налогоплательщикам.

О том, как именно ФНС России подошла к применению этого богатого арсенала – читайте далее!

СУТЬ СОБЫТИЯ

Арбитражный суд города Москвы вынес решение по налоговому спору № А40-241026/2018 ООО «Торговый Дом «РИФ», посвященному очередной проверке правильности применения цен в контролируемой экспортной сделке с взаимозависимым иностранным трейдером. На этот раз предметом сделки выступили различные виды зерна (пшеница 3-5 категорий, ячмень и кукуруза), а взаимозависимый трейдер имел регистрацию в ОАЭ. Однако решение суда вновь состоялось в пользу налогового органа.

Это дело является первым из данной категории судебных споров, где налоговым органом были применены иные методы, кроме метода сопоставимых рыночных цен (СРЦ), а также использованы значительные корректировки в пользу налогоплательщика, включая даже комбинацию первого и четвертого методов ценообразования. Среди примечательных обстоятельств, аргументов и выводов суда следует отметить следующие.

Налоговый орган и суд установили по совокупности доказательств взаимозависимость ООО «Торговый Дом «РИФ» и GTCS Trading JLT (ОАЭ). Среди таковых следует выделить международные базы данных, банковские «досье» о бенефициарах клиента, открывшего расчетный счет, а также публикации в СМИ, включая интервью бенефициара группы компаний. В результате налогоплательщик в судебном заседании не оспаривал факт взаимозависимости сторон экспортной сделки, который не признавался им в изначально поданном уведомлении о такой сделке.

В решении суда много внимания уделено анализу функций и рисков сторон сделок. Так, налогоплательщик выполнял следующие функции: сборка товаров, приобретение и оптовая торговля товарами, хранение, транспортировка (FOB российские порты в Азовском море), контроль качества реализуемых товаров. Общество несло риски изменения рыночных цен, потери качества товаров, утраты товаров в пределах норм естественной убыли, валютные риски, риск невостребованности товаров.

В то же время и трейдер тоже выполнял функции по приобретению и перепродаже товаров, их страхованию, транспортировке и перевалке на морские суда в порту Кавказ. Он также принимал на себя валютные риски, риски утраты качества товара. При этом риск невостребованности товара у него отсутствовал, поскольку объемы закупок и поставок согласовывались сторонами в зависимости от уже заключенных контрактов по дальнейшей продаже зерна.

Налогоплательщиком не была предоставлена документация по ТЦО, поэтому налоговый орган был свободен в выборе методов из раздела V.I НК РФ. В порядке приоритетности основным был выбран метод сопоставимых рыночных цен. ФНС России было установлено наличие сопоставимых сделок общества с независимым турецким покупателем в некоторых периодах 2014 года в отношении пшеницы 4 категории, условия которых были сопоставимы с контролируемыми. К отгрузкам по последним в этих же периодах была применена цена сопоставимых сделок с корректировкой на срок оплаты. Причем налоговый орган занял либеральную позицию, применив эти же цены к более дорогой пшенице 3 категории.

В остальных периодах, где не было сопоставимых сделок у самого налогоплательщика, налоговый орган использовал котировки агентств «Platts» и «ИКАР», при этом отказавшись от применения ряда котировок в том числе иных агентств, которые не предоставляли открытых сведений о порядке формирования котировок, либо определяли котировки по товару, отличающемуся по качеству от продаваемого налогоплательщиком.

Любопытны корректировки, которые применил налоговый орган к котировкам агентств (в пользу налогоплательщика):

  • превышение процента поврежденных зерен над аналогичным показателем в котировках Platts было исключено из расчета недоимки;
  • также из расчета были исключены партии, в отношении которых отсутствовали карточки анализа содержания протеина в пшенице, либо содержание было ниже 12,5%, а также там, где содержание клейковины было ниже 19%;
  • корректировка на курс валют там, где расчеты осуществлялись в евро;
  • корректировка на срок оплаты – отсрочка признана коммерческим кредитом, рассчитана его стоимость исходя из общепринятых межбанковских ставок с отсылкой к положениям пунктов 1.2. и 1.3. статьи 269 НК РФ.

Наличие самостоятельных функций у трейдера, а также признание того факта, что информационно-ценовые агентства публикуют усредненные значения рыночных цен (среди которых нет минимальных значений интервалов цен), позволило налоговому органу применить по сути комбинацию метода СРЦ и четвертого метода сопоставимой рентабельности (СР). ФНС России был рассчитан максимальный показатель рентабельности трейдера на основании выборки сопоставимых компаний, затем на полученный результат были скорректированы котировки агентств «Platts» и «ИКАР».

Применение четвертого метода СР, а равно метода цены последующей реализации было признано невозможным ввиду отсутствия достаточной информации о сделках GTCS Trading JLT и о его финансовых показателях с учетом наличия в том числе закупок товара у независимых лиц. При этом в решении суда содержится отсылка к ответу от компетентных органов ОАЭ, которые предоставили некоторые сведения о трейдере, однако недостаточные для целей налогового контроля.

По части сделок (в некоторых периодах 2014 года) налоговым органом не установлены применимые котировки ценовых агентств, поэтому ввиду невозможности применения иных методов был использован затратный. По результатам исследования сопоставимых компаний был составлен интервал по показателю валовой рентабельности затрат.

В решении суда достаточно подробно описан алгоритм формирования выборки сопоставимых компаний для определения как валовой рентабельности затрат (затратный метод), так и рентабельности продаж для метода СР. Судя по решению суда, налогоплательщиком приводились возражения в этой части, однако они были отклонены судом (при этом отмечается, что в досудебной процедуре часть возражений налогоплательщика была учтена, произведены дополнительные корректировки). Также налогоплательщик спорил с использованием определенных котировальных периодов (30-42 дня до совершения сделки) с целью определения минимальных и максимальных значений котировок ценовых агентств, источниками информации об экспортной деятельности сопоставимых компаний и т.п., по всей видимости, не предоставив альтернативные выборки и расчеты (в решении суда такая информация отсутствует).

Любопытно, что ФНС России применила в том числе «проверочный метод» — скорректировав цену закупки зерна GTCS Trading JLT на величину вмененного ООО «Торговый Дом «РИФ» дохода и рассчитав условный показатель рентабельности продаж трейдера при таких условиях. Полученное значение было все равно выше определенной до этого верхней границы рыночного интервала рентабельности продаж трейдера, что, по мнению суда, показывает отсутствие излишнего доначисления налогов в деле.

Не обошлось и без указания со стороны суда на полученную налогоплательщиком необоснованную налоговую выгоду: как следует из решения, бенефициарный владелец налогоплательщика в качестве управляющего работника в России получал доход в размере 10 000 руб. в месяц, однако в качестве директора GTCS Trading JLT его вознаграждение за 2015 год превысило 3 млн. долларов США, в 2014 году составило 1,4 млн. долларов (сопоставимые суммы дохода были у его супруги, также трудоустроенной в этих компаниях, но не задекларировавшей полученный доход несмотря на российское резидентство). За 2014-2016 годы бенефициару было в качестве дивидендов выплачено свыше 25 млн. долларов в результате использования «указанной модели вывода налогооблагаемой прибыли в низконалоговую юрисдикцию путем применения трансфертных цен».

ОЦЕНКА TAXOLOGY

Каждое из дел по ТЦО в отсутствие широкой правоприменительной практики на сегодняшний день приковывает внимание налоговых специалистов. Дело ООО «Торговый Дом «РИФ» здесь не будет исключением. Будучи уже четвертым публичным спором налогоплательщиков с ФНС России о правильности применения цен в контролируемых сделках (предыдущие дела № А40-123426/2016 с участием ЗАО «Нефтяная компания «Дулисьма» (см. TaxAlert № 65) и № А55-1621/2018, ряд аналогичных с участием ПАО «Тольяттиазот» (см. TaxAlert № 95) и наиболее известное дело ПАО «Уралкалий» (см. TaxAlert № 101), это дело обращает на себя внимание сразу несколькими аспектами.

ФНС России применила сразу несколько методов определения рыночных цен, включая комбинацию 1 и 4 методов, – ранее подобные подходы не становились достоянием общественности, теперь, пожалуй, можно считать их «официально одобренными».

При этом данный спор подтверждает, что для определения цены товаров, в отношении которых существуют котировки информационно-ценовых агентств (подробные комментарии к их применимости и специфике составления изложены в предыдущих TaxAlerts), приоритетным будет именно метод СРЦ. Правда, в данном случае еще больший приоритет был отдан СРЦ по данным «внутренних сопоставимых сделок», что следует признать правильным.

Из решения суда можно увидеть, что методологически ФНС России довольно лояльно, но внимательно подошла к проверке показателей рентабельности (составлению выборки сопоставимых компаний), анализу функций и рисков сторон. Последний был осуществлен ФНС России самостоятельно на основании доступных данных, поскольку документацию по ТЦО налогоплательщик не представил. Значительное число котировок ценовых агентств в итоге было отвергнуто по мотиву непрозрачности методики составления или несопоставимости товаров.

Но прежде всего следует отметить крайне либеральный подход налогового органа к применению корректировок и даже исключению из доначисления ряда позиций – в противовес предыдущим аналогичным спорам, где, например, котировки ценовых агентств вовсе не корректировались ФНС на рентабельность продаж иностранного трейдера, а учитывались в лучшем случае его логистические затраты.

В ряде случаев небольшие отклонения при кажущейся несопоставимости котировок агентств были устранены с помощью корректировок, порой довольно произвольных, как, например, применение минимальной цены более дешевого товара к более дорогому (правда, эта корректировка тоже по сути «в пользу» налогоплательщика).

Вызывает интерес, например, корректировка в связи с часто встречающейся на практике отсрочкой платежа, которая в итоге была квалифицирована в качестве коммерческого кредита, стоимость которого определена в соответствии с принятыми в международной практике межбанковскими ставками (LIBOR, EURIBOR и др.), после чего условие об отсрочке перестало быть непреодолимым препятствием на пути к установлению сопоставимости котировок с контролируемыми сделками.

В целом комментируемое дело иллюстрирует, что при оценке сопоставимости сделок, компаний и ценовых котировок допустимо использовать весьма широкий арсенал корректировок, поэтому без анализа возможности их применения не следует сразу отказываться от того или иного метода ценообразования и переходить к следующему по приоритетности, как это нередко происходит на практике.

Применение затратного метода

Впервые в такого рода спорах (о которых широко известно) был использован затратный метод в отношении тех поставок, по которым невозможно было применить иные: метод цены последующей реализации и сопоставимой рентабельности использовать было затруднительно по тем же причинам, что и во всех предыдущих аналогичных спорах: из-за отсутствия достоверной информации о финансовых показателях иностранного трейдера (даже полученный ФНС России ответ от компетентных органов ОАЭ не дал достаточных сведений).

Затратный метод на практике применяется крайне редко из-за отсутствия внутренних сопоставимых данных ввиду различий учетных политик организаций, потенциально влияющих на показатели валовой рентабельности. В своем решении ФНС России проанализировала учетную политику налогоплательщика, установив, что общество учитывает в составе себестоимости продаж исключительно стоимость приобретенных товаров. Таким образом, данные рентабельности сопоставимых компаний в любом случае будут соответствовать или будут ниже финансовых результатов налогоплательщика. Для устранения данного различия и достижения большей степени сопоставимости налоговым органом не был применен метод сопоставимой рентабельности (к слову, налогоплательщик и сам являлся по сути трейдером). В данном случае выбранная ФНС России методология была лояльна к налогоплательщику, но даже она не помогла избежать доначислений.

Несколько неожиданным видится сужение выборки потенциально сопоставимых компаний путем установления строгого географического критерия – в качестве потенциально сопоставимых ФНС России рассматривала только компании, зарегистрированные в Ростовской области. Тем не менее, с учетом анализа не только официальных сайтов компаний, но и прочих источников информации налоговому органу удалось выявить достаточное количество сопоставимых организаций, осуществляющих экспортные поставки зерновых культур. Использование разных интернет-сайтов с целью подтвердить наличие экспортной торговли у сопоставляемых компаний вызвало возражения со стороны налогоплательщика, однако суд верно указал, что законодательных ограничений на этот счет нет, а в отсутствие иных опровергающих доказательств, очевидно, доводы налогоплательщика о недостоверности информации на профильных интернет-ресурсах не могли быть приняты судом.

В целом данное дело ориентирует налогоплательщиков на использование максимально широкого спектра открытых данных, в частности, при составлении выборок в рамках BMS.

Критерии выборки сопоставимых компаний

Проведенное ФНС России исследование рыночного уровня рентабельности сопоставимых компаний выглядит довольно непривычно: по всей видимости, методологические разработки в ФНС России не стоят на месте, а развитие подходов приводит в большей гибкости в методах ценообразования. С учетом того, что методология «Platts» и «ИКАР» предполагает усреднение цен, минимальная граница интервала была установлена комбинацией 1-го и 4-го методов: усредненные цены были снижены на максимальный процент рентабельности, установленный по результатам исследования. Любопытно, что в данном деле ФНС России пошла навстречу налогоплательщику и даже исключила из финальной выборки две компании, сопоставимость которых оспаривалась.

Одним из неожиданных критериев, редко видимых в российской практике, но примененных ФНС России в своем исследовании, является дата создания потенциально сопоставимых компаний – экономически обоснованный критерий, исключающий организации, коммерческие стратегии которых могут отличаться от налогоплательщика.

ФНС России применила и более жесткий критерий обязательного наличия отчетности во всех налоговых периодах при том, что общепринятой практикой является исключение компаний, отчетность которых отсутствует в двух и более отчетных периодах. К сожалению, в решении не приведена методология дополнительной проверки независимости компаний, проведенной ФНС России.

Несмотря на спорность некоторых из приведенных критериев, можно отметить, что исследование представляет собой комплексный анализ финансовых показателей, увы, редко проводимый налогоплательщиками при подготовке документации, — налоговым органом был учтен даже фактор резкого снижения выручки одной из компаний в выборке.

Судебное решение не содержит детального описания компаний, выбранных в качестве сопоставимых, однако и без него данное исследование является показательным в сравнении с ранее рассмотренными судами в аналогичных спорах исследованиями, проводившимися самими налогоплательщиками.

Оценка качества товара

Из анализируемого решения видно, что ФНС России проявила достаточно скрупулезный подход к вопросу определения качества товара для корректного применения ценовых котировок. Выводы здесь тоже оказались достаточно лояльными для налогоплательщика: например, разница в проценте поврежденного зерна была просто вычтена из суммы доначислений, ряд отгрузок товара слишком низкого качества также был исключен из расчета доначислений. Помимо этого, было точно установлено соотношение стандартов ГОСТ и ISO, которые были приведены в соответствие для оценки качественных показателей клейковины пшеницы.

Примечательно, что по сути котировки ценовых агентств никак не корректировались на показатели качества товара (при несовпадении котировки просто не применялись), за исключением той ситуации, когда использовалась минимальная котировка заведомо более дешевого, но аналогичного товара (по сути, тоже в пользу налогоплательщика, уменьшая возможную разницу котировки с фактической ценой в сделке). Котировки информационно-ценового агентства «ИКАР» и ряда других при этом были признаны несопоставимыми как недостаточно раскрывающие качественные характеристики товаров.

Детализированный подход позволил ФНС России довольно точно установить все существенные характеристики предметов контролируемых сделок, что на данный момент многими налогоплательщиками не практикуется.

Сроки и валюта оплаты

В отличие от предыдущих аналогичных споров, в анализируемом деле ФНС России более строго оценила сопоставимость сделок и котировок по срокам вплоть до дней, установила соответствие сроков формирования цен, сроков поставки и оплаты в контролируемых сделках налогоплательщика.

В результате во внимание принимались минимальные (максимальные) значения котировок ценовых агентств из довольно широкого котировального периода от даты сделки. Период по сути включал в себя котировки на момент и согласования цен в сделках, и непосредственной поставки товаров, тем самым во многом была нивелирована несопоставимость сделок по срокам поставки. Если соглашаться с принципиальной возможностью учета такого параметра при условии корректировок, выбранный ФНС России подход можно признать разумным, поскольку, с экономической точки зрения, чем бы ни руководствовался налогоплательщик при установлении цен в сделках – ожидаемыми изменениями цен либо текущими ценами – результат определения цены должен находиться в пределах значений довольно широкого котировального периода.

Налоговым органом была произведена валютная корректировка внутренних сопоставимых данных в случае, когда валютами сделки были доллары США и евро. Эта корректировка иллюстрирует небольшую, но в ряде случаев существенную проблему, не решенную ранее в практике, – поскольку обменные курсы евро и доллара по курсам Европейского центрального банка и Федеральной Резервной Системы США отличаются, было неочевидно, какой из них является применимым при осуществлении валютной корректировки. В данном деле применен курс евро к доллару США, установленный Европейским центральным банком.

Отсрочка оплаты была также учтена и классифицирована налоговым органом как коммерческий кредит, и в соответствии со ст. 269 НК РФ была рассчитана соответствующая ставка для проведения корректировки. Применение подобных корректировок показывает, что в дальнейшем при анализе сопоставимости налогоплательщик не может формально отказаться от использования метода СРЦ, а должен произвести аналогичную корректировку.

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

Очередной спор о ТЦО в контролируемых сделках подтвердил необходимость максимально детально анализировать котировки информационно-ценовых агентств и их потенциальную применимость к сделкам налогоплательщиков.

Комментируемое решение иллюстрирует наличие принципиально широкого набора способов путем разумных корректировок свести на нет различия контролируемых и сопоставимых сделок (данных ценовых агентств). Причем нельзя не признать, что многие из таких корректировок были применены ФНС России и судом в настоящем деле довольно лояльно. Возможно, именно с этим связана относительно невысокая сумма доначислений в деле: около 84 млн. руб. налога и пени при том, что общая сумма доходов налогоплательщика по контролируемым сделкам составила почти 16 млрд руб. – к слову, это одновременно показывает, что проверки по ТЦО не обязательно проводятся исключительно по крупнейшим сделкам с перспективой значимых доначислений. Любопытно, что ФНС России сама применила в этом деле и комбинацию 1 и 4 методов ТЦО, что нечасто (и совершенно напрасно!) используется налогоплательщиками.

Тем не менее, выводы из этого дела могут служить основой для пересмотра действующей политики ценообразования в случае, если ранее котировки информационно-ценовых агентств были оценены как несопоставимые, а потому не принимались во внимание.

Помимо этого, судебное решение подтверждает, что нельзя признать неприменимым затратный метод только по причине общей и «теоретической» возможности расхождения учетных политик – в аналогичных случаях, когда в себестоимости продаж отражается только себестоимость товаров, можно рекомендовать в качестве приоритетного метода использовать затратный метод, и в качестве дополнительного – метод сопоставимой рентабельности.

Дополнительно стоит обратить внимание, что наличие иных факторов получения налогоплательщиком или его бенефициарами налоговой выгоды может тоже косвенно свидетельствовать о нерыночности ценообразования. В этом деле таким фактором послужили значительные выплаты дохода в адрес бенефициара: хоть такие выплаты не влияют прямо на размер доначислений, однако они служат важным индикатором вменяемой со стороны налогового органа «недобросовестности» компании. Это означает, что при совершении контролируемых сделок следует уделять внимание не только собственно методам ценообразования, но и прочим факторам, относящимся к обоснованности налоговой выгоды: реальность контролируемых сделок, разумная деловая экономическая цель в их совершении, отсутствие искусственности операций и размытия налоговой базы, несоразмерного уменьшения налоговой нагрузки в результате совершения сделки и т.п.

Специалисты Taxology готовы оказать юридическую поддержку при оценке рисков и при ведении налоговых споров, связанных со структурированием сделок, осуществлением заемных и иных финансовых операций, корпоративных изменений, внутрихолдинговых сделок.

Надеемся, что наш алерт будет полезен в Вашей работе!

Источник: https://www.klerk.ru/blogs/taxology/482760/

Налоговый контроль

Центральный аппарат ФНС России, а именно Управление трансфертного ценообразования, осуществляет налоговый контроль следующих трех групп сделок:

1) сделок между взаимозависимыми лицами, сумма по которым превышает установленный размер:

а) любых сделок в совокупности, превышающих 1 млрд руб. в год;

б) одна из сторон сделки является налогоплательщиком НДПИ и предметом сделки является добытое полезное ископаемое, если сумма сделок превышает 60 млн руб.;

в) одна сторона сделки является налогоплательщиком ЕСХН или ЕНВД (если соответствующая сделка заключена в рамках такой деятельности), другая сторона — лицо, не применяющее указанные специальные налоговые режимы, если сумма сделок превышает 100 млн руб.;

г) одна из сторон сделки либо освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль, либо является участником проекта «Сколково» и применяет налоговую ставку 0%, другая сторона не освобождена от этих обязанностей и не применяет налоговую ставку 0%, если сумма сделок превышает 60 млн руб.;

д) одна сторона сделки является резидентом (участником) особой (свободной) экономической зоны, налоговый режим в которых предусматривает специальные льготы по налогу на прибыль организаций (по сравнению с общим налоговым режимом в соответствующем субъекте РФ), другая сторона не является резидентом таких зон, если сумма сделок превышает 60 млн руб.;

е) одна сторона сделки осуществляет деятельность, связанную с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, и исчисляет налог на прибыль согласно ст. 275.2 НК РФ, другая сторона не применяет положения ст. 275.2 НК РФ, если сумма сделок превышает 60 млн руб.;

ж) одна из сторон сделки является участником регионального инвестиционного проекта, применяющим ставку по налогу на прибыль в федеральный бюджет 0% и (или) пониженную ставку в бюджет субъекта РФ, если сумма сделок превышает 60 млн руб.

2) сделок, приравненных к сделкам между взаимозависимыми лицами:

а) сделок между взаимозависимыми лицами, проводимых с участием независимых лиц в качестве промежуточного звена;

б) сделок в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли (нефтью, черными и цветными металлами, минеральными удобрениями, драгоценными металлами и камнями), если сумма сделок с одним лицом превышает 60 млн руб.;

в) офшорных сделок.

3) сделок, признанных судом контролируемыми.

2. Признание сделок контролируемыми (помимо формального попадания сделки в вышеназванный перечень) осуществляется при выполнении положения п. 11 ст. 105.14 НК РФ, согласно которому «признание сделок контролируемыми производится с учетом положений пункта 13 статьи 105.3 настоящего Кодекса».

В соответствии с п. 13 ст. 105.3 НК РФ правила, предусмотренные настоящим разделом, распространяются на сделки, осуществление которых влечет необходимость учета хотя бы одной стороной таких сделок доходов, расходов и (или) стоимости добытых полезных ископаемых, что приводит к увеличению и (или) уменьшению налоговой базы по следующим налогам:

1) по налогу на прибыль организаций;

2) по НДФЛ, уплачиваемому предпринимателями, нотариусами, занимающимися частной практикой, адвокатами, учредившими адвокатские кабинеты, и другими лицами, занимающимися частной практикой, — по суммам доходов, полученных от такой деятельности;

3) по НДПИ (в случае, если одна из сторон сделки является налогоплательщиком указанного налога и предметом сделки является добытое полезное ископаемое, признаваемое для налогоплательщика объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, при добыче которых налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах);

4) по НДС (в случае, если одной из сторон сделки является организация (индивидуальный предприниматель), не являющаяся (не являющийся) налогоплательщиком налога на добавленную стоимость или освобожденная (освобожденный) от исполнения обязанностей налогоплательщика по НДС).

Если в результате трансфертного ценообразования окажутся заниженными НДС, налогна прибыль, НДПИ или НДФЛ, то налоговый орган доначислит налоги с пенями и штрафами.

Методы, регулирующие процесс трансфертного ценообразования

В гл. 14.3 НК РФ рассмотрены общие положения, касающиеся методов определения рыночных цен, порядок расчета интервала рентабельности, описаны способы и условия применения всех методов.

В частности, НК РФ установлены методы ТЦО в целях налогообложения, которые должны быть использованы ФНС России и ее территориальными органами при налоговом контроле в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами:

1) метод сопоставимых рыночных цен;

2) метод цены последующей реализации;

3) затратный метод;

4) метод сопоставимой рентабельности;

5) метод распределения прибыли;

6) метода цены независимой оценки.

Данный перечень является исчерпывающим, однако приоритет отдан методу сопоставимых рыночных цен.

Применение данного метода обязательно: для определения соответствия цены, примененной в контролируемой сделке, если на соответствующем рынке существует хотя бы одна сопоставимая сделка, предметом которой являются идентичные либо однородные товары (работы, услуги); при наличии достаточной информации о контролируемой сделке.

Однако допускается, что, если применение метода сопоставимых рыночных цен невозможно либо оно не позволяет обоснованно сделать вывод о соответствии или несоответствии цен, примененных в сделках, рыночным ценам, для целей налогообложения применяются другие методы, например те, которые с учетом фактических обстоятельств и условий контролируемой сделки дают возможность наиболее обоснованно судить о соответствии или несоответствии цены, примененной в сделке, рыночной цене.

Причем допустимо использование комбинации двух и более методов.

При этом в отношении остальных методов будет действовать принцип выбора «лучшего метода», т.е. такого, который с учетом фактических обстоятельств и условий сделки позволит сделать наиболее обоснованный вывод о соответствии примененной цены рыночной цене.

При выборе метода должны учитываться полнота и достоверность исходных данных, а также обоснованность корректировок, осуществляемых в целях обеспечения сопоставимости сделок с анализируемой сделкой.

Очередность применения методов определения цен

1) Приоритетные методы применяются в первую очередь вне зависимости от желания налогоплательщика или налогового органа:

— метод сопоставимых рыночных цен является приоритетным во всех случаях, за исключением сделок по покупке товаров для целей их перепродажи без переработки в адрес невзаимозависимых лиц;

— метод цены последующей реализации является приоритетным по сделкам покупки товаров для целей их перепродажи без переработки в адрес невзаимозависимых лиц;

2) Если нельзя применить приоритетный метод, то применяется метод цены последующей продажи или затратный метод в зависимости от того, какой из этих методов с учетом фактических обстоятельств и условий контролируемой сделки позволяет наиболее обоснованно сделать вывод о соответствии или несоответствии цены, примененной в сделке, рыночным ценам;

3) Если нельзя применить метод цены последующей продажи или затратный метод, то используется метод сопоставимой рентабельности;

4) Если нельзя применить метод цены последующей продажи, затратный метод или метод сопоставимой рентабельности, то используется метод распределения прибыли;

5) Если по разовой сделке нельзя применить вышеназванные методы, то используется метод цены независимой оценки.

Источник: https://www.audit-it.ru/terms/taxation/transfertnoe_tsenoobrazovanie.html

Как продавать по нерыночным ценам и избежать проверок – что изменилось в трансфертном ценообразовании в 2016

С 2016 года ужесточился контроль за трансфертным ценообразованием – сделками, по которым цены устанавливаются ниже или выше рыночных. Что нужно знать бизнесу о работе в новых условиях, рассказывает директор и учредитель компании «БелАудитАльянс» Елена Жугер.

Фото: TACC

– В Беларуси есть разные схемы построения бизнеса. Стандартным стало построение сети дочерних компаний с тем же видом деятельности, но с льготными условиями – например, с применением УСН в малых городах, созданием компаний-резидентов СЭЗ и ПВТ, использованием такой формы как ИП.

Учредителями и руководителями таких бизнесов становятся жены, дети, братья и сестры, другие родственники и иные подконтрольные лица. В таких случаях компании продают друг другу товар или услугу по более выгодной цене либо другой цене, отличной от рыночной. Это позволяет перераспределять общую прибыль и платить по ней налоги по более низким ставкам или совсем не платить.

Вновь введенные нормы Налогового кодекса в области трансфертного ценообразования при здоровом желании платить меньше налогов обязывают налогоплательщиков действовать в рамках установленных правил. Желание «пойти в обход» или не соблюдать нормы (авось не найдут) могут быть чреваты серьезными финансовыми потерями для бизнеса.

Приведу примеры.

Пример 1. Есть 2 компании

  • Компания А применяет общую систему налогообложения
  • Компания В применяет упрощенную систему налогообложения

Учредители компании А – двое мужчин. Учредители компании В – их жены. Компания А импортирует товар и продает его с минимальной наценкой ниже рыночной цены (отклонение от рыночной более 20%) – компании В. За это компания А получает минимальную выручку. По итогам отчетного периода у нее могут быть убытки. В этом случае налог на прибыль платиться не будет.

Компания В продает товар по рыночным ценам и платит 5% с оборота.

Таким образом, компания А платит минимально налоги на добавленную стоимость и на прибыль (иногда не платит вообще). Компания В, используя упрощенную систему налогообложения, минимально платит налог с выручки. В свете нового подхода к трансфертному ценообразованию, во время расчетов налогов, прибыль компании А должна быть увеличена на сумму выручки, как если бы этот товар был реализован по рыночным ценам. Соответственно, будет увеличена и налог на прибыль.

Скриншот видеоролика с YouTube

Пример 2. Гражданин А является учредителем ЗАО «Т» с долей 45% и членом наблюдательного совета этой компании.

Одновременно, он является учредителем и директором ООО «П». ЗАО «Т» закупает у ООО «П» материалы для изготовления продукции по ценам, отличным от рыночной стоимости +20%, то есть дороже. У ОАО «Т» происходит минимизация налога на прибыль за счет завышенных расходов на материалы.

В 2016 такие расходы, в случае налоговой проверки, могут быть исключены из состава расходов, и будет доначислен налог на прибыль.

Элементарная попытка сэкономить ведет к значительным потерям и проблемам. Как вы понимаете, таких ситуаций может быть множество. Все они – примеры трансфертного ценообразования (общая часть Налогового кодекса ст. 20).

Простыми словами – что такое трансфертное ценообразование

Трансфертное ценообразование – это реализация взаимозависимыми лицами различных услуг или товаров, которая осуществляется по ценам, отличным от рыночных цен.

Используя трансфертное ценообразование, организации минимизируют налоги. Делать это надо так, чтобы не нарушать требования законодательства и не повлечь дополнительные финансовые потери и штрафные санкции от налоговой инспекции.Трансфертное ценообразование пришло к нам в 2012.

В период с 2012 по 2014 год под контролем находились лишь сделки по реализации недвижимого имущества и по реализации товаров иностранным компаниями/физлицам в рамках внешнеторговой деятельности. С 2015 года перечень контролируемых сделок был расширен – добавился контроль за выполненные работы и оказанные услуги в рамках внешнеэкономической деятельности.

С 2016 года трансфертное ценообразование охватывает практически все сферы деятельности – как внешнеэкономические, так и на внутреннем рынке. Налоговые органы будут обращать внимание не только на реализацию товаров, работ, услуг, но и – на сделки, связанные с продажей имущества и имущественных прав.

Под контроль попадают и сделки с взаимозависимыми лицами.

Взаимозависимые лица – кто это такие

Это понятие – новация для Налогового кодекса в 2016. Взаимосвязанные лица – это компании или физлица, отношения между которыми оказывает непосредственное влияние на условия или экономические результаты их работы/деятельности представляемых ими лиц.

Если говорить проще, то это отношения:

1. Между лицами, являющимися учредителями (участниками) одной организации.

2. Когда одно лицо выступает учредителем (участником) другой организации, если доля его прямого/косвенного участия – не менее 20%.

3. Когда одно лицо подчиняется другому по должности либо одно лицо находится (непосредственно или косвенно) под контролем другого лица.

4. Между организациями, если одно лицо прямо и (или) косвенно участвует в этих организациях, и доля такого участия в каждой из этих организаций составляет не менее 20 процентов.

5. Когда физические лица состоят в браке, близком родстве, являются усыновителями и усыновленными и др. подобные случаи.

6. Между вверителем, доверительным управляющим и выгодоприобретателем. Также – между доверительным управляющим и организациями, которыми он управляет.

7. Между организациями, в составе совета директоров (наблюдательного совета и пр.) которых более 50% процентов – одних и тех же физических лиц. При этом доля их участия в организациях не менее 20%.

Понятие «взаимозависимые лица» присутствует только в налоговом законодательстве и только для налоговых правоотношений.

Типичные ситуации, при которых возникает трансфертное ценообразование:

Если вы не являетесь учредителем компании, но даете указания директору о совершении сделок.

Если вы продаете свое имущество лизинговой компании, а потом берете его в аренду по цене, отличной от рыночной +/- 20%.

Если вы импортер, а ваш поставщик поставляет вам товар по ценам, отличным от цен на рынке.

Если одна компания холдинга поставляет другой компании холдинга сырье по ценам, ниже рыночных.

3 типа сделок, которые подлежат контролю

Сделки с недвижимостью (продажа или покупка), в том числе через жилищные облигации, долевое строительство.

Внешнеторговые сделки – если сумма цен покупки или продажи продукции (услуг) за один налоговый период с одним с одним лицом превысит 1 млрд белорусских рублей. Косвенные налоги не учитываются.

С учетом этого условий, под контроль попадают:

1. Сделки с взаимозависимыми лицами

2. Сделки с лицом, которое находится в оффшорной зоне

3. Сделки со взаимозависимым лицом или резидентом оффшорной зоны, которая совершается через совокупность других сделок с участием посредника. При этом такой посредник (третье лицо) не является взаимозависимым, не выполняет в сделке никаких дополнительных функций, и не участвует в ней активами.

4. Сделки, сумма цен которых за один налоговый период превышает 10 млрд белорусских рублей, и они касаются:

  • Покупки/продажи продукции из перечня стратегических товаров, определяемых правительством (этот перечень сейчас не разработан).
  • Покупки/продажи товаров (работ, услуг) организациями, включенными в перечень крупных плательщиков.

3. Сделки, совершенные в нашей стране, если их сумма за один налоговый период с одним лицом превышает 1 млрд. При этом лицо:

  • Взаимозависимое, является налоговым резидентом Беларуси и использует особые режимы налогообложения
  • Либо зарегистрировано в ПВТ или СЭЗ

Либо не исчисляет и не уплачивает налог (освобождено от налога) на прибыль в периоде, когда была совершена сделка

На ком лежит ответственность за трансфертное ценообразование?

Есть стереотип, что в организации за все, что связано с ценообразованием и с расчетом налогов отвечает главный бухгалтер. На самом деле, ответственность за организацию работы по трансфертному ценообразованию несет директор.

Исполнителями являются специалисты, которые непосредственно осуществляют покупку и продажу товаров, работ, услуг. Главный бухгалтер лишь собирает информацию, подает отчетность по ней, учитывает ее при расчете налога на прибыль. Информация по трансфертному ценообразованию будет предоставляться в налоговые органы через отметки в электронных счет-фактурах, которые вводятся в действие с 01 июля 2016.

Если налоговым органам «понравится» ваша сделка, они имеют право затребовать всю документацию, подтверждающую экономическую обоснованность примененной плательщиком цены.

Порядок контроля трансфертного ценообразования налоговыми органами пока не понятен, практика будет нарабатываться.

Чтобы не стать «объектами для тренировки», рекомендуем уже сейчас начать работу по организации документального обоснования совершаемых сделок. Первое, что надо сделать – составить список взаимозависимых лиц.

Источник: https://probusiness.io/finance/1749-kak-prodavat-po-nerynochnym-cenam-i-izbezhat-proverok-chto-izmenilos-v-transfertnom-cenoobrazovanii-v-2016.html

Трансфертное (трансферное) ценообразование — сбыт товаров или услуг взаимозависимыми лицами по внутрифирменным, отличным от рыночных, ценам. Они позволяют перераспределять общую прибыль группы лиц в пользу лиц, находящихся в государствах с более низкими налогами. Это наиболее простая и распространённая схема международного налогового планирования, имеющего целью минимизацию уплачиваемых налогов. Трансфертные цены являются объектом контроля фискальных органов государства.

Трансфертное ценообразование в России

В России с 2012 года действует новое законодательство по трансфертному ценообразованию. Оно регулируется Разделом V.1. Налогового кодекса РФ. Новым разделом законодательства вводятся нормы, схожие с руководством ОЭСР по трансфертному ценообразованию (OECD Transfer Pricing guidelines 2010). Следует отметить, что Россия не является членом ОЭСР, но при этом находится в наблюдательном совете, соответственно нормы ОЭСР не распространяются на российскую практику, а применяются исключительно в тех моментах, где нет российского регулирования. До 2012 года регулирование производилось статьёй 40 Налогового кодекса РФ («Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения») и статьей 20 Налогового кодекса РФ . Все сделки между взаимозависимыми лицами являются контролируемыми на предмет регулирования трансфертных цен. В этих случаях российские налоговые органы имеют право сравнивать применённые налогоплательщиками цены с рыночными и доначислять налоги, в случае выявления отклонений от рыночных цен.

Российские правила трансфертного ценообразования применяются к сделкам между взаимозависимыми лицами.

При этом контролируемыми признаются следующие сделки:

— любые внутрироссийские сделки с взаимозависимыми лицами с оборотом более 1 млрд рублей в год (3 и 2 млрд рублей — в отношении 2012 и 2013 года соответственно);

— любые сделки с иностранными взаимозависимыми лицами (вне зависимости от оборота по таким сделкам);

— сделки с оборотом более 60 млн рублей в год, одной из сторон в которых является плательщик НДПИ/резидент особой экономической зоны/ налогоплательщик, освобожденный от уплаты налога на прибыль;

— сделки с оборотом более 100 млн рублей в год, одной из сторон которых является налогоплательщик, применяющий специальный налоговый режим (УСН, ЕНВД и др.).

В отношении контролируемых сделок необходима подготовка отчётности по трансфертному ценообразованию, а также подача уведомлений в налоговые органы.

Законодательство предусматривает сложный механизм подтверждения налогоплательщиком рыночного характера ценообразования в контролируемых сделках. В частности, предлагается иерархия из 5 методов трансфертного ценообразования и

> Примечания

Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Трансфертное_ценообразование

Цели трансфертного ценообразования

Общая цель трансфертного ценообразования — влиять на показатели работы каждого подразделения, занятого изготовлением продукции, способствовать увеличению прибыли подразделений фирмы, что должно в целом вести к увеличению прибыли фирмы. Достижение этой общей цели должно обеспечиваться через целую систему частичных целей, достижение которых часто представляет большие трудности.

Назовем эти цели:

  • 1) Система трансфертного ценообразования должна представлять информацию для принятия менеджерами подразделений экономически обоснованных решений. Это произойдет тогда, когда управленческие решения на уровне подразделений, нацеленные на рост их прибыли, будут также увеличивать показатели прибыли компании в целом.
  • 2) Система трансфертного ценообразования должна представлять информацию для оценки работы менеджеров и экономических показателей деятельности подразделений. Необоснованная трансфертная цена, искажающая реальные расходы и доходы принимающего и поставляющего подразделений, приведет к неправильной оценке прибыли подразделений и работы менеджера. Это может привести к отрицательным последствиям в отношении мотивации их работы.
  • 3) Трансфертные цены должны способствовать целенаправленному перемещению части прибыли между подразделениями в интересах компании в целом.
  • 4) Система трансфертного ценообразования должна гарантировать, что автономность деятельности подразделений не нарушается, т.е. их издержки компенсируются. Недопустимо наделять менеджеров дополнительной ответственностью и в то же время централизованно назначать внутренние цены.

Трансфертные цены помогают решать следующие задачи на предприятии:

  • 1)регулирование спроса и предложения на услуги подразделений и, следовательно, регулирование количества ресурсов, необходимых для предоставления этих услуг;
  • 2)создание механизма для повышения эффективности работы подразделений и, как следствие, для роста прибыльности компании в целом;
  • 3)расчет эффективности работы подразделения или вида бизнеса для принятия решения о его дальнейшем развитии, реструктуризации или выделении;
  • 4)создание инструмента мотивации руководителей подразделений.

Трансфертное ценообразование предполагает четкое фиксирование факта приемки-передачи между центрами ответственности изделия (услуги), что невозможно без организованной системы сегментарного учета и отчетности. В его основе лежит принцип, согласно которому оптимальными являются те трансфертные цены, которые обеспечивают организации максимально возможный маржинальный доход. По трансфертным ценам составляется сегментарная отчетность организации. Поэтому установленная трансфертная цена будет справедлива в том случае, если обеспечит возможность объективной оценки функционирования каждого центра ответственности организации.

Эти задачи могут быть реализованы при соблюдении двух условий:

  • 1)совпадение целей менеджеров различных уровней управления и организации в целом;
  • 2) предоставление руководителям центров ответственности необходимой финансовой и хозяйственной самостоятельности.

Подводя итог вышесказанному можно сделать вывод, что трансфертная цена, по которой один центр ответственности передает свою продукцию или услугу другому центру, а трансфертное ценообразование — это процесс установления внутренних расчетных цен между сегментами одной организации. Оптимальный размер трансфертной цены будет тот, который обеспечит организации максимально возможный маржинальный доход.

Система трансфертных цен зависит от целого ряда факторов:

  • 1. Наличия конкурентного рынка для промежуточного продукта Основной принцип трансфертного ценообразования гласит, что трансфертная цена должна быть максимально приближена к цене, по которой продукт может быть продан внешним покупателям или приобретен у внешних поставщиков, т.е. к рыночной. В этом случае предприятия автономны в принятии решений и их деятельность может быть объективно оценена.
  • 2. Наличия свободных мощностей у подразделения-производителя Если у предприятия есть свободные производственные мощности, то для холдинга в целом более предпочтительной является покупка продукции внутри группы, в результате чего увеличится прибыль холдинга (дополнительное производство позволит покрыть часть постоянных расходов, которые связаны с простаиванием мощностей).
  • 3. Квалификации менеджеров Система трансфертного ценообразования требует высокой квалификации менеджеров корпоративного центра. Перед ними стоит задача сбалансировать различные противоречащие друг другу цели для достижения оптимального для холдинга результата. Менеджеры должны обязательно иметь хорошее финансовое образование, а также понимать особенности отраслей, в которых функционируют предприятия группы (ценообразование, конкуренты, потребители, производственные мощности и т. д.).
  • 4. Переговорной силы предприятий Трансфертные цены между двумя предприятиями провоцируют возникновение конфликта между ними. Предприятие-производитель заинтересовано в том, чтобы цены были как можно выше, предприятие-потребитель, наоборот, заинтересовано в максимально низких ценах. Переговорная сила предприятий может оказывать значительное влияние на уровень трансфертных цен.
  • 5. Важности для холдинга преимуществ вертикальной интеграции Вертикальная интеграция позволяет снизить экономические риски в холдинге, в частности риск зависимости от поставщиков и потребителей, поскольку компания может контролировать весь процесс создания стоимости — от добычи сырья до продажи конечному потребителю. Это становится особенно важным, если рынки характеризуются высокой волатильностью, т.е. подвержены сильным колебаниям (сезонным, конъюнктурным и т. д.).

Корпоративный центр часто директивно устанавливает трансфертные цены между предприятиями, обязывая их приобретать продукцию друг у друга, чтобы сохранить преимущества вертикальной интеграции.

Источник: https://vuzlit.ru/25197/tseli_transfertnogo_tsenoobrazovaniya

Понятие и цели трансфертного ценообразования

Центр ответственности

Понятие и цели трансфертного ценообразования

Под трансфертным ценообразованием понимают процесс установления трансфертной цены, которая всегда привязана к конкретному товару (услуге) и субъекту, который этот товар (услугу) продает/покупает. Практически в любой организации существует обмен полуфабрикатами (услугами) между отдельными подразделениями. Трансфертное ценообразование как система представляет собой совокупность элементов (центров ответственности) и связей между ними (трансфертная цена).

Цели трансфертного ценообразования:

1) Система трансфертного ценообразования должна мотивировать менеджеров подразделений к принятию эффективных решений и предоставлять информацию для их обоснованности. Это возможно тогда и только тогда, когда менеджеры, стремясь увеличить прибыль своего подразделения, также увеличивают и прибыль всей компании.

2) Решения о величине трансфертных цен должны отражаться на прибыльности подразделений и представлять собой обоснованный критерий измерения деятельности подразделения, ибо при передаче товаров или оказании услуг доходы одного подразделения превращаются в расходы другого.

3) Система трансфертного ценообразования не должна нарушать автономию подразделений. Недопустимо наделять менеджеров дополнительной ответственностью и в то же время централизованно назначать внутренние цены.

Управление фирмой эффективно только тогда, когда между центрами ответственности существуют контрактные отношения. Можно выделить контрактные отношения между руководителями и подразделениями, контрактные отношения между самими подразделениями (например, если они оказывают друг другу услуги или покупают друг у друга продукты), а также между подразделениями и общими службами. Общие службы могут также оказывать друг другу услуги, например, иметь общую платежную ведомость. Головной офис компании не может устанавливать контрактные отношения с другими отделами. Единственная его задача – давать рекомендации Совету директоров и осуществлять контроль от его имени.

Процесс определения трансфертной цены составляет основу внутрифирменных отношений так, как:

Во-первых, она показывает, состоится ли внутренняя торговля вообще. В противном случае, контрактные отношения будут расторгнуты, а фирма прекратит свою деятельность.

Во-вторых, трансфертная цена определяет объем и частоту поставок товаров (оказания услуг) между бизнес-единицами.

В-третьих, она влияет на доходы и расходы бизнес-единиц, поскольку представляет собой доход продающего подразделения и расход покупающего.

В-четвертых, она позволяет, при внедрении соответствующих моделей рассчитать доходы и расходы каждой бизнес-единицы.

В-пятых, при использовании определенных методов (как бухгалтерских, так и математических), трансфертная цена лежит в основе определения финансовых результатов деятельности бизнес-единиц.

В-шестых, служит базой для мотивации подразделений и эффективного управления экономикой всей организации.

Источник: https://studopedia.ru/1_130505_ponyatie-i-tseli-transfertnogo-tsenoobrazovaniya.html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *