Социальная сфера жизни общества.
Вариант 1.
1.Человек как существо социальное:
1) формируется в обществе и зависит от общества;
2) развивается как живой организм;
3) имеет наследственные признаки;
2. Индивидуализированное состояние человека позволяет:
1) совершать действия, которые он выбирает свободно;
2) за свои действия нести личную ответственность;
3) совершать действия, определяемые обстоятельствами;
3.Человека как личность характеризует:
1) социальное состояние.
2) биологическое состояние;
3) неиндивидуализированное состояние;
4. Социальные отношения – это:
1) совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих общностей и отношение между ними;
2) отношения между устойчивыми общностями людей;
3) реально существующие совокупности людей, связанные едиными признаками;
5. К социальным общностям относятся:
1) страты, классы;
2) пенсионеры, молодежь;
3) женщины, мужчины.
6. Структура П.Сорокина предлагает биосоциальные группы, к ним относятся:
1) расовые;
2) профессиональные;
3) возрастные;
7. Крупнейшие социологи 19 и 20 вв., предпринявшие попытки определить структуру общества:
1) Д. Локк; 3) Т. Гобс;
2) П.Сорокин;
8. Центром исследования социальной структуры в марксизме является:
1) классовый анализ;
2) идеологический поход;
3) большие социальные объединения;
9. Социальный слой, элемент социальной структуры – это:
1) номенклатура; 3) прослойка;
2) страта;
10. Стабильность обществу придает:
1) средний класс;
2) низший класс;
3) высший средний класс;
11. Определите понятие:
1) большие группы людей;
2) положение людей в обществе характеризуется их отношением к средствам производства;
3) соответствуют той или иной формации;
12. Определите понятие:
1) правящий класс;
2) коллективный собственник на средства производства;
3) устанавливает свою власть в обществе;
1-1; 2-2; 3-1; 4-2; 5-1; 6-1; 7-2; 8-1; 9-2; 10-1; 11-класс; 12-номенклатура.
Социальная сфера жизни общества.
Вариант 2.
1.Социальная структура – это:
1) отношения между устойчивыми общностями людей;
2) реально существующие совокупности людей, связанные едиными признаками;
3) совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих общностей и отношения между ними;
2. Наиболее известными структурами общества являются:
1) классовая структура;
2) социальная структура.;
3) эволюционная теория;
3. К объективным показателям страты относится:
1) доход;
2) авторитет;
3) престиж.
4. К понятию «средний класс» западные политики относят:
1) крупных архитекторов
2) высокооплачиваемых специалистов;
3) совладельцев престижных фирм;
5. Категория «маргинальная личность» была введена в научный оборот:
1) Р.Ростоу; 3) Р. Парком;
2) Г.Успнеским;
6. Социологи относят к люмпенству:
1) деклассированную и деморализованную часть общества;
2) основную часть населения, обеспечивающую стабильность общества;
3) часть населения, не имеющую собственности на средства производства;
7. Бюрократия – это:
1) особая форма организации;
2) особая социальная группа;
3) властная структура;
8. Конфликт – это:
1) своеобразный процесс развития общества;
2) социальная болезнь;
3) всегда ситуация выбора.
9. Источник конфликта:
1) нехватка каких-либо ресурсов или препятствия на пути их достижения;
2) наличие двух противоположных тенденций;
3) нехватка материальных благ;
10. Эмансипация ведет к:
1) эгоизму; 3) независимости;
2) свободе;
11. Определите термин:
1) социологи считают это чисто русским явлением;
2) имеет отличительные черты;
3) обязательно наличие образования и обеспечение существования через умственный труд;
12. Определите понятие:
1) впервые появилось во Франции в 1972 г.;
2) обозначает социальное положение;
3) так называют тех, кто отвергает общество;
Ответы: 1-2; 2-1 ;3-1, ;4-2 ;5-3; 6-1; 7-2; 8-3; 9-1; 10-1 ;11-интеллигенция;12-маргинал.
Декан факультета социологии Олеся Юрьевна Кольцова оценивает перспективы профессии социолога и подсказывает самое перспективное направление исследований для тех, кто хочет преуспеть в ней
— Олеся Юрьевна, а Вы сами как пришли в социологию?
— Я с 12 лет мечтала стать журналисткой, потому что мне всегда было интересно изучать самых разных людей. И стала. Но потом поняла, что изучать хочется поглубже, заниматься научной деятельностью. Я окончила Европейский университет в Петербурге, защитилась, стажировалась в Америке, в Финляндии… Убедилась, что это мой путь. А потом нам всем повезло: появился филиал ВШЭ в Петербурге. А Вышка – это очень динамично развивающаяся организация, стремительно движущаяся к международной интеграции, к современным международным стандартам образования и науки, один из немногих ВУЗов, который поставил перед собой задачу попасть в международные рейтинги… Когда в петербургской Вышке решили открыть факультет социологии, его укомплектовали преподавателями и выпускниками Европейского университета.
— Удачно получилось?
— Знаете, в России мало мест, где идет бурная научная жизнь для молодых ученых. И Вышка – одно из таких. Мы по всей стране собираем талантливых людей, и у нас совершенно особая атмосфера на факультете – в ней комфортно работается амбициозным, энергичным трудоголикам от науки.
— А России вообще нужно столько социологов, сколько сейчас выпускается?
— Никто этого не знает. Впрочем, хорошие специалисты всегда в дефиците, сколько бы их ни выпускали. А еще не стоит делать неверных выводов, открыв Job.ru и не увидев там вакансий «социолог». Как, впрочем, и «политолог», и «историк», и «физик»… Просто вакансии для наших выпускников называются иначе.
Большинство людей мало знают о том, чем социологи занимаются. А социолог — это человек, который понимает, как устроено общество, и может использовать это понимание в различных практических областях. Например, я в свое время была ошарашена, когда узнала, что на специальности «государственное и муниципальное управление» вообще не учат тому, как устроено общество, не учат анализировать законы на предмет их социальных последствий! На самом деле, в системе власти и управления социологи очень нужны. И в отделах, связанных с маркетингом, с изучением потребителей, с какими-то социально чувствительными вопросами… например, с медицинскими. А еще из социологов могут выходить прекрасные журналисты, если их научить практическим навыкам… Или возьмем общественные организации, например, правозащитные: там работают очень увлеченные люди, но часто совсем не понимающие, как им достигать своих целей.
— А лично ваши научные интересы каковы?
— Я довольно долго занималась классическими исследованиями масс-медиа. Можно сказать, что методологически я делала журналистскую работу, только поглубже и пошире: интервьюирование, наблюдение за бывшими своими коллегами-журналистами, за тем, как устроены медиа. Я с большим увлечением занималась этим лет десять. У меня вышла книга «Новостные медиа и власть в России», которую издало известное международное издательство «…». Писалась она в 90-е годы и начале 2000-х, одновременно с происходящими тогда переменами, но издательская система довольно инерционна, поэтому книга вышла только в 2006-м. А у меня тогда уже появилось новое увлечение, связанное с Интернетом и с анализом данных, которые он содержит.
С столкнулось наше социологическое сообщество чем в последние несколько лет? Появился массовый Интернет – динамично развивающееся пространство с огромным массивом данных об обществе. Люди общаются в социальных сетях, вывешивают свои мнения – причем, не в том виде, в каком привыкли видеть социологи; они вывешивают какие-то данные о себе – опять же не в том виде, в котором их привыкли видеть демографы; они устанавливают связи между собой, общаются посредством комментариев и ссылок… Всех этих данных чрезвычайно много. И ученые не знают, что с ними делать, как их обрабатывать. Никакие привычные социологам методы для этого не подходят. Нам нужно овладеть какими-то способами автоматического сбора и собственно технической обработки этого массива… Нужно придумать концепцию того, как его анализировать. В эту область деятельности уже пришли физики, которые умеют моделировать процессы, программировать и использовать математический аппарат для того, чтобы анализировать огромный массив информации. Я уверена: если социологи сейчас не успеют вскочить на подножку этого поезда и не начнут осваивать это все, то скоро физики с компьютерными технологами их съедят. И не останется социологов. Впрочем, вскоре все равно родятся новые команды специалистов – это будет именно командная работа – из людей, умеющих работать с компьютерами, с математическими моделями, и тех социальных ученых, которые умеют ставить исследовательские задачи и разговаривать со своими партнерами примерно на одном языке. Направление, которое сейчас бурно развивается в разных странах, так и называется – «computational sociology», в приблизительном русском переводе — «компьютационная», вычислительная социология. Она движется в направлении моделирования процессов, обработки больших массивов знаний, новых по своей структуре. Это прорывное направление, в котором, я думаю, в ближайшее время будут важные открытия.
— Видя, как и о чем разговаривают нынешние участники Интернет-форумов, я бы сказал, что это сборище надо вообще отсекать от исследований. Как они друг с другом общаются – каким тоном, каким языком!? Лично у меня такое чувство, что компьютерная грамотность автоматически связана с полной личностной деградацией!
— А вы думаете, что социологи всегда работают только с умными и приятными людьми? Нет, они опрашивают всех!
— Это понятно! Но перед этим социологи как-то отобрали участников, продумали список вопросов. А когда некто активный и энергичный сам посылает на форум вопрос… ну, например, такой: что надо сделать с каким-то нехорошим человеком – расстрелять, кастрировать или выдвинуть в президенты – а потом такие же ребята с «необыкновенной легкостью в мыслях» начинают это обсуждать, то это, на мой взгляд, точно не предмет для социологии.
— То есть, грубые мнения, по-вашему, нельзя изучать?
— Можно. В том случае, если социолог смог направить эту беседу в определенное русло…
— Здесь другая проблема, которую социологи, кстати, и видят, и обсуждают: если вы сами выбрали , кого опрашивать, и сами направили беседу, то вы получили искусственно сконструированные ответы и мнения, которых у респондентов изначально, может быть, и не было. Такая проблема тоже существует в социологии. В Интернете мы, естественно, имеем не полную картину, а, во-первых, срез людей, которые более активны, и, во-вторых, то дискуссионное поле, тот набор суждений, которые доступны для публики. Да, они не репрезентативны. Но тогда, кстати, анализ медиа и газетных текстов тоже нельзя применять! Но, тем не менее, это стандартный и очень распространенный метод социологии, используемый с начала 20 века, потому что он показывает, как в публичном пространстве, в публично доступных текстах освещается и анализируется какая-то проблема. И анализ данных, доступных через Интернет, имеет такой же статус. Только они гораздо масштабнее, и поэтому их не получится проанализировать вручную, как анализировались газеты.
Или анализ отношений в социальных сетях. Можно анализировать, кто с кем дружит – люди примерно одних взглядов или, наоборот, разные? Люди из одного региона или нет? Каковы кросс-пространственные связи и отношения? Вообще, по какому принципу люди объединяются в сети, как эти сети эволюционируют, переходят ли эти отношения в оффлайн? Говорить о том, что эти данные не подходят для науки, так как они не структурированы в привычных нам формах, — это значит отказываться от очень большого массива информации.
— Вы, как я понял, от этого массива отказываться не хотите? И что станете делать?
— Мы сейчас запустили со студентами большой коллективный проект на тему исследования больших массивов информации, текстовых и ссылочных сетевых данных, а еще готовим 2 учебных курса. Дело в том, что у нас в ВШЭ есть такая инновация – научно-исследовательский семинар. Он идет весь год и объединяет студентов, которые пишут дипломы, курсовые работы или участвуют в проектах у одного преподавателя или небольшой группы преподавателей, двух-трех. Получается такое коллективное обучение: студенты со старших и младших курсов помогают друг другу, вместе собирают данные – в общем, учатся коллективной исследовательской работе. Могут проходить на таких семинарах и мастер-классы каких-то приглашенных звезд. И каждый студент, обучающийся в магистратуре, а со следующего года и на бакалавриате, начиная со 2 курса, должен будет записаться на такой семинар.
У нас для бакалавриата готовится семинар по Интернет-исследованиям. Постараемся помочь им проанализировать свой повседневный опыт и сделать социально значимые выводы. Материалом послужат и онлайн-опросы, и анализ сетей. Будет интересная коллективная работа… Например, там будут студенты, которые недавно объединились с нескольких курсов и сделали исследование мигрантских интернет-сообществ: какие они есть, в каких связях находятся, в каких городах локализованы. Теперь наши студенты хотят уйти в оффлайн и начать в живую общаться с представителями диаспор. Это личная инициатива студентов, а она в ВШЭ всегда поощряется. Студенты на базе этого сделают свои курсовые, но в большей степени это их увлечение…
А еще в этом году у первокурсников прошла практика: они провели исследование Интернет-клубов. Теперь его материалы тоже можно вынести на бакалаврский семинар.
А на магистратуре идет более серьезный семинар — методологический … поскольку магистратура у нас во многом ориентирована на изучение именно методов социологии.
— Какие ближайшие цели Вы ставите перед собой на посту декана?
— Задача №1 здесь – определиться со специализацией магистратуры так, чтобы вывести ее на международный уровень. Чтобы у нас на регулярной основе были международные связи, обмен студентами и преподавателями. Пока в российских магистратурах такого практически нигде нет.
А вторая цель — открытие на факультете социологии аспирантуры. Самое главное, что нам для этого нужно – свои доктора наук. В социологии же их очень мало – в силу молодости самой нашей науки.