Низкий уровень ставок на ипотечном рынке вынудил Тинькофф-банк объявить о закрытии сервиса «Тинькофф Ипотека», в котором он выступал в качестве брокера. Самостоятельная выдача ипотеки для него недоступна из-за отсутствия необходимой инфраструктуры, а платить комиссию посреднику на фоне снижающихся доходов банки не готовы. Впрочем, совсем уходить с жилищного рынка банк не планирует, он продолжит работу в сегменте кредитования под залог недвижимости, где сделки можно заключать дистанционно.
Тинькофф-банк 24 мая сообщил о прекращении работы сервиса «Тинькофф Ипотека». Последний день приема новых заявок на ипотечные кредиты — 31 мая. Обслуживание текущих клиентов продлится до 31 августа. Банк с 2015 года работал на ипотечном рынке в качестве брокера, то есть, по сути, привлекал клиентов для других кредитных организаций. «Сегодня мы видим, что такая модель развития, к сожалению, не может быть прибыльной на российском ипотечном рынке, который отличается высокой степенью концентрации среди ограниченного количества игроков»,— поясняется в сообщении банка.
За время существования проекта число пользователей «Тинькофф Ипотеки» превысило 1 млн человек, а количество партнеров сервиса — риэлторов и агентов недвижимости — 28 тыс. Ежемесячно сервис привлекал до 60 тыс. новых клиентов. Сумма выдач ипотечных кредитов через онлайн-платформу «Тинькофф» составляла более 25 млрд руб. в год.
Для участников рынка закрытие «Тинькофф Ипотеки» не стало неожиданностью. Сомнения в успехе проекта высказывались сразу после запуска платформы. Так, в 2016 году «Русипотека» в исследовании указывала, что один из вызовов для подобных проектов — снижение маржинальности ипотеки. «В 2015 году мы подключились к проекту «Тинькофф Ипотека» одними из первых и успешно работали,— рассказывает глава Абсолют-банка Татьяна Ушкова.— Но примерно с конца 2017 года, когда ставки пошли вниз, и маржа стала снижаться, этот проект стал менее интересен и банкам, и «Тинькофф-банку»».
Еще один игрок на ипотечном рынке сообщил «Ъ”, что последнее время в «Тинькофф Ипотеке» в стремлении заработать комиссию предлагали одного заемщика нескольким банкам.
«В итоге заемщик воспринимал звонки от кредитных организаций как навязывание услуг, формировалось негативное восприятие ипотечных банков, в связи с чем многие отказывались от партнерства»,— отметил он.
Все опрошенные эксперты сошлись во мнении, что возможностей для собственных выдач у кредитной организации просто нет. «Ипотека — это не потребительский кредит, тут нужны ипотечный менеджер, переговорные, депозитарий,— рассуждает собеседник «Ъ” в одном из крупнейших игроков на рынке ипотеки.— Банк без офисов физически не может это обеспечить».
25 миллиардов рублей
составлял объем выдачи ипотечных кредитов через платформу «Тинькофф Ипотека» в год
Впрочем, совсем отказываться от жилищных кредитов в Тинькофф-банке не намерены. «Мы решили сосредоточиться на кредитовании под залог недвижимости, портфель которого уже сейчас более 12 млрд руб.»,— сообщили в банке. Там пояснили, что намерены развивать собственный монопродукт — кредит под залог уже имеющегося жилья. В этом случае, отмечают в банке, не нужны офисы и депозитарии, общение с клиентом происходит в стандартном режиме, деньги поступают на дебетовую карту, регистрация происходит в безбумажном виде с помощью сервисов Росреестра.
«С учетом накопленного банком опыта оценки залогов и тренда на переход банковских продуктов в цифровую среду данное направление может быть востребовано клиентами,— считает младший директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» Екатерина Щурихина.— Однако темпы роста залогового потребительского кредитования с высокой вероятностью будут проигрывать темпам развития ипотечного рынка, что может несколько ограничить скорость формирования клиентской базы». По словам управляющего директора по методологии агентства НКР Станислава Волкова, конкуренция в сегменте кредитования под залог недвижимости высока. «Потому проект вряд ли будет маржинальным по сравнению с необеспеченными кредитами,— отмечает эксперт.— Зато он позволит Тинькофф-банку диверсифицировать портфель, что часто позитивно воспринимается инвесторами».
Вероника Горячева
Группа Тинькофф на своем сайте сообщила о прекращении работы сервиса «Тинькофф Ипотека», который выступал в качестве брокера. Последний день приема новых заявок на ипотечные кредиты — 31 мая 2019. Обслуживание текущих клиентов продлится до 31 августа 2019.
Сервис работал 4 года и стал драйвером на российском финансовом рынке в области удаленного ипотечного кредитования. Клиентам предоставлялся полный комплекс услуг, в том числе по страхованию, оценке и даже подбору подходящих квартир в рамках витрины новостроек.
«Сегодня мы видим, что такая модель развития продукта, отмеченного престижными международными наградами, к сожалению, не может быть прибыльной на российском ипотечном рынке, который отличается высокой степенью концентрации среди ограниченного количества игроков», — отметил Председатель Правления Тинькофф Банка Оливер Хьюз.
За время существования проекта число пользователей ипотечной платформы достигло более 1 миллиона человек, а количество партнеров сервиса — риелторов и агентов недвижимости — выросло до 28 тысяч. Ежемесячно сервис Тинькофф Ипотека привлекал до 60 тысяч новых клиентов. Сумма выдач ипотечных кредитов через онлайн-платформу Тинькофф составляла более 25 млрд в год.
📌 Реклама