Таможенная граница

1. К международно-правовым договорам и соглашениям по таможенным вопросам с участием России относятся:
• Конвенция о временном вывозе (Стамбул, 1990г.)
• Конвенция о номенклатуре для классификации товаров в таможенных тарифах и протокол о правах к ней (вступила в силу 11 сентября 1959г.)
• Конвенция о таможенных льготах для туристов (1954г.)
• Таможенная Конвенция о международной перевозке грузов с использованием корнета TIR (книжек МДП) (1975г.)

2. Российские товары и транспортные средства считаются находящимися под таможенным контролем при их вывозе с таможенной территории Российской Федерации до момента:
• пересечения таможенной границы Российской Федерации

3. Основные положения, которыми обязаны руководствоваться все участники отношений ввоза в РФ и вывоза из нее товаров и транспортных средств (в том числе и при осуществлении ВЭД), — это:
• принципы перемещения через таможенную границу

4. В зависимости от видов транспорта, перемещающего товары, различают схемы осуществления таможенного контроля:
• таможенный контроль на водном транспорте
• таможенный контроль над автомобильными перевозками
• таможенный контроль над железнодорожными перевозками
• таможенный контроль над международными авиаперевозками
• таможенный контроль товаров, перемещаемых стационарными транспортными средствами

5. Перемещение российских товаров между таможенными органами через территорию иностранного государства, — это:
• специальный таможенный режим

6. Организационная структура ГТК России состоит из следующих элементов:
• Главные управления
• Управления
• Центральный аппарат
• заграничный аппарат ГТК России
• таможня прямого управления

7. Таможенный досмотр может быть:
• в ходе проведения специальной таможенной ревизии
• идентификационным
• направленным
• основным

8. Отношения, складывающиеся в системе внешнеэкономических связей и являющиеся одним из важнейших элементов в международных отношениях на мировом и национальном уровне, — это:
• таможенное дело

9. Временный вывоз — это:
• специальный таможенный режим

10. За административные правонарушения в сфере таможенного дела, в соответствии с КоАП, применяются следующие административные наказания:
• административный штраф
• конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения
• предупреждение

11. Установленные законом запреты на осуществление несовместимых со статусом сотрудника таможенных органов действий или состояний — это:
• правоограничения сотрудников таможенных органов

12. Получение должностным лицом таможенного органа сведений об обстоятельствах, имеющих значение для проведения таможенного контроля, от лиц, имеющих отношение к перемещению товаров и транспортных средств через таможенную границу и располагающих такими сведениями, — это:
• получение пояснений

13. Всего специальных таможенных процедур в настоящее время существует:
• 5

14. Совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно — тарифного регулирования, запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, — это:
• таможенное дело

15. Ставки, применяемые в отношении товаров, происходящих из стран, которым в торгово-политических отношениях РФ не предоставляет режим наиболее благоприятствуемой нации, — это:
• двойные ставки ввозных таможенных пошлин

16. В зависимости от метода исчисления различаются следующие виды ставок таможенных пошлин:
• адвалорные
• комбинированные
• специфические

17. Выпуск товаров при таможенном оформлении осуществляется не позднее:
• 3 рабочих дней

18. Таможенная процедура, определяющая совокупность требований и условий, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также статус товаров и транспортных средств для таможенных целей, в зависимости от цели их перемещения через таможенную границу и использования на таможенной территории РФ или за ее пределами, — это:
• таможенный режим

19. Уголовный кодекс РФ устанавливает следующие виды таможенных преступлений:
• контрабанда (ст. 188)
• невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193)
• невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран (ст. 190)
• незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189)
• уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. 194)

20. Общественные отношения, носящие комплексный характер и возникающие в связи с осуществлением таможенной деятельности, образуют:
• предмет таможенного права

21. Уголовный кодекс РФ устанавливает количество видов таможенных преступлений, равное:
• пяти

22. Денежные средства, взимаемые таможенными органами с лиц, участвующих в процессе перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, — это:
• таможенные платежи

23. Государственное регулирование внешнеторговой деятельностью осуществляется посредством:
• запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью
• мер экономического характера
• нетарифного регулирования
• таможенно-тарифного регулирования

24. Предусмотренное уголовным законом, запрещенное под угрозой применения уголовного наказания общественно — опасное, противоправное, виновное деяние (действие или бездействие), совершенное в сфере таможенного дела, производство дознания по которому отнесено к компетенции таможенных органов РФ, называется:
• таможенным преступлением

25. Переработка на таможенной территории — это:
• экономический таможенный режим

26. Различают таможенный контроль транспортных средств:
• таможенный контроль автотранспортных средств
• таможенный контроль железнодорожного транспорта
• таможенный контроль речных судов

27. В качестве основного и дополнительного административного наказания за административные правонарушения в сфере таможенного дела могут применятся:
• конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения

28. В высший начальствующий состав сотрудников таможенных органов входят:
• генерал-лейтенант таможенной службы
• генерал-майор таможенной службы
• генерал-полковник таможенной службы
• действительный государственный советник таможенной службы

29. Страна, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке, — это страна:
• происхождения товара

30. Вдоль таможенной границы зоны таможенного контроля создаются в порядке, определяемом:
• Правительством Российской Федерации

31. Таможенным кодексом РФ выделяются следующие виды таможенных отношений:
• общественные отношения в области таможенно — тарифного регулирования
• общественные отношения и принципы, связанные с перемещением через таможенную границу России товаров и транспортных средств
• общественные отношения, связанные с регулированием таможенных режимов
• отношения в сфере таможенного регулирования

32. К методам определения таможенной стоимости относятся:
• вычитания стоимости
• по цене сделки с ввозимыми товарами
• резервный

33. К формам таможенного контроля относятся следующие:
• личный досмотр
• таможенная ревизия

34. Таможенные органы осуществляют таможенный контроль судов загранплавания и перевозимых на них товаров путем:
• досмотра жилых и нежилых помещений судна, товаров (грузов, багажа и ручной клади пассажиров)
• досмотра личных вещей, принадлежащих членам экипажей судна
• досмотра судового имущества и припасов
• проверки документов, относящихся к перевозимым на судне товарам
• проверки судовых документов

35. Перемещение товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи — это:
• специальная таможенная процедура

36. В состав Особенной части входят таможенно-правовые институты:
• регулирующие таможенный контроль

37. Документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товаров и выданный компетентными органами или организациями данной страны вывоза, если в стране сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товаров, — это:
• сертификат о происхождении товара

38. К видам административных актов, регулирующих таможенные отношения, относятся:
• Постановления Правительства РФ
• Указы Президента РФ
• приказы ГТК России

39. Выпуск для внутреннего потребления — это:
• основной таможенный режим

40. Срок действия свидетельства о включении в реестр таможенных перевозчиков составляет:
• 5 лет

41. Пошлина, применяемая при введении компенсационной меры и выполняемая таможенными органами РФ независимо от взимания ввозной таможенной пошлины, называется:
• компенсационной

42. Период времени, необходимый для проведения специальной таможенной ревизии:
• не может продолжаться более 2 месяцев со дня принятия решения с проведении специальной таможенной ревизии

43. К формам таможенного контроля относятся следующие:
• личный досмотр
• таможенный досмотр товаров и транспортных средств
• таможенный осмотр товаров и транспортных средств

44. Экспертно-криминалистическое управление (главная таможенная лаборатория) ГТК России оказывает экспертно-исследовательские услуги в таможенных целях:
• другим органам государственной власти и управления
• организациям
• предпринимателям
• предприятиям
• таможенным органам ГТК России

45. Таможенное оформление воздушных судов как транспортных средств, согласно Чикагской конвенции (1944 г.), производится на основе единообразного международного документа — генеральной декларации воздушного судна в случаях, если:
• в таможенный орган представлены гарантийные обязательства перевозчика о неиспользовании воздушного судна для целей, не предусмотренных полетным заданием на оформляемый международный авиарейс
• отсутствуют указания на таможенные правонарушения
• полет является международным на всем протяжении маршрута

46. Источниками таможенного права являются:
• Конституция РФ
• международно-правовые договоры и соглашения по таможенным вопросам с участием России
• подзаконные акты
• федеральные законы РФ

47. Внутренний таможенный транзит, — это:
• таможенная процедура

48. Ставки, применяемые в отношении товаров, происходящих из стран, которым в торгово-политических отношениях РФ предоставляет режим наиболее благоприятствуемой нации, а также в отношении товаров российского происхождения, называются:
• базовыми ставками ввозных таможенных пошлин

49. Принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей, назначаемое судьей, — это:
• конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения

50. Мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица, выносимая в письменной форме, — это:
• предупреждение

51. К основополагающим соглашениям стран СНГ в области таможенного права относятся:
• Правила определения страны происхождения товаров (24.09.94 г.)
• Протоколы о внесении изменений в единую товарную номенклатуру ВЭД СНГ (от 04.06.99 г., 08.10.99 г.)
• Соглашение о единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ВЭД) СНГ (03.11.95 г.)
• Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров (работ, услуг) между государствами-участниками СНГ (25.11.98 г.)

52. Любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, а также перемещаемые через таможенную границу отнесенные к недвижимым вещам транспортные средства, — это:
• товары

53. Случаи, когда переработка на таможенной территории не допускается в отношении определенных видов ввезенных товаров, если идентичные по описанию, качеству и техническим характеристикам товары производятся в РФ, определяет:
• Правительство РФ

54. Правоохранительные цели таможенной деятельности заключаются в:
• защите государственной безопасности страны, общественного порядка, жизни и здоровья людей, нравственности, моральных устоев и культурных ценностей общества
• обеспечении интересов российских потребителей к ввозимым товарам
• применении мер пресечения незаконного оборота наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния

55. Исключительной формой таможенного контроля является:
• личный досмотр

56. Методом государственного регулирования является:
• защита национальной промышленности
• охрана жизни и здоровья населения
• охрана национальной безопасности
• охрана окружающей среды, морали и религии
• усиление конкурентных позиций импортирующей страны

57. В группу младшего состава должностей сотрудников таможенных органов входят:
• прапорщик таможенной службы
• старший прапорщик таможенной службы

58. Принцип, предполагающий полноту и масштабность охвата правовым регулированием общественных отношений в сфере таможенного дела, — это принцип:
• полномасштабного и четкого таможенного регулирования

59. Реимпорт — это:
• завершающий таможенный режим

60. Все виды платежей, взимаемые таможенными органами при перемещении через таможенную границу товаров, транспортных средств и иных предметов, а также в других случаях, установленных законодательством страны, — это:
• таможенные платежи

61. К таможенным платежам относятся:
• НДС
• акциз
• ввозная таможенная пошлина
• вывозная таможенная пошлина
• таможенные сборы

62. Иностранная валюта, выраженные в иностранной валюте платежные документы, фондовые ценности, драгоценные металлы в любом виде и состоянии (за исключением ювелирных и др. бытовых изделий), природные драгоценные камни в сыром и обрабатываемом виде, а также жемчуг (за исключением ювелирных изделий из этих камней), — это:
• валютные ценности

63. Вид таможенных платежей, взимаемых таможенным органом за таможенное оформление товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ, носит название:
• таможенные сборы за таможенное оформление

64. Таможенные органы выполняют следующие основные функции:
• обеспечивают в пределах своей компетенции защиту прав интеллектуальной собственности
• осуществляют в пределах своей компетенции грамотный контроль операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу
• осуществляют информирование
• осуществляют консультирование
• проводят научно-исследовательские работы в области таможенного дела

65. Перемещение товаров физическими лицами — это:
• специальная таможенная процедура

66. В структуру таможенного дела входят:
• деятельность в области таможенного дела
• основные принципы перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств
• таможенное регулирование
• таможенные процедуры
• таможенные режимы

67. Таможенная ревизия проводится в следующих формах:
• общей
• специальной

68. Уничтожение — это:
• завершающий таможенный режим

69. Основными отраслевыми принципами таможенного права являются следующие принципы:
• единства таможенной территории
• защиты прав интеллектуальной собственности
• защиты экономических и политических интересов РФ
• обеспечения благоприятных условий для внешнеторговой деятельности
• охраны национальной и общественной безопасности

70. Специальные преимущества, предоставляемые при обложении таможенными пошлинами для всех или нескольких товаров отдельных стран и не распространяющиеся на товары других стран, — это:
• тарифные преференции

71. В структуру таможенного дела входят:
• борьба с контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела, дознание и оперативно-розыскная деятельность таможенных органов
• информационные системы и информационные технологии в таможенном деле
• информирование и консультирование
• регулирование прохождения службы в таможенных органах
• таможенные органы

72. Зонами таможенного контроля за международными авиаперевозками являются:
• вся территория аэродрома
• территория международного аэровокзального комплекса
• территория, отведенная для площадок технической подготовки
• территория, отведенная для проведения регламентных работ
• территория, отведенная под места стоянки воздушных судов

73. Основными видами административных актов, регулирующих таможенные отношения, являются:
• Постановления Правительства РФ
• Указы Президента РФ
• нормативные акты ГТК России
• распоряжения Правительства РФ
• утверждаемые Указами Президента РФ Положения

74. Граница, разделяющая таможенные территории смежных государств, — это:
• внешняя таможенная граница

75. К основным принципам таможенной службы относятся:
• верховенство Конституции РФ и федеральных законов над всеми иными нормативными правовыми актами
• единство государственной власти
• профессионализм и компетентность сотрудников

76. К основополагающим соглашениям стран СНГ в области таможенного права относятся:
• Протокол к Соглашению о единой товарной номенклатуре ВЭД СНГ (20.06.2000 г.)
• Протокол о правилах процедуры проведения консультаций о поэтапной отмене изъятий из режима свободной торговли государств-участников Соглашения о создании зоны свободной торговли (24.12.99 г.)
• Соглашение о мерах по предупреждению и пресечению использования ложных товарных знаков и географических указаний (04.06.99 г.)
• Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров (работ, услуг) между государствами-участниками СНГ (25.11.98 г.)

77. По объекту взимания таможенные пошлины классифицируются на:
• ввозные
• вывозные
• транзитные

78. Таможенная декларация должна быть подана в течение:
• 15 дней

79. Порядок привлечения к административной ответственности за административные правонарушения в сфере таможенного дела регламентируется:
• Кодексом РФ об административных правонарушениях

80. Денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монет, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в соответствующем государстве или группе государств, а также изъятые или изымаемые из обращения, не подлежащие обмену денежные знаки, — это:
• валюта

81. К областям применения Гармонизированной системы наименования и кодирования товаров относятся:
• грузовые тарифы
• статистика внешней торговли
• таможенное дело

82. Сотрудники таможенных органов имеют следующие права:
• на ознакомление со всеми материалами своего личного дела, с отзывами о своей деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, приобщение к личному делу своих объяснений
• на пенсионное обеспечение с учетом выслуги лет
• на применение специальных средств, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия в порядке и случаях, предусмотренных главой 61 ТК РФ
• на проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство

83. Перемещение товаров отдельными категориями иностранных лиц — это:
• специальная таможенная процедура

84. Срок принятия решения об отзыве предварительного решения составляет:
• 3 дня

85. За административное правонарушение в сфере таможенного дела не применяется административное наказание, предусмотренное КоАП РФ, а именно:
• лишение специального права, представленного физическому лицу

86. Личный досмотр проводится в:
• три этапа

87. Гласное, целенаправленное, систематическое или разовое, непосредственное или опосредованное визуальное наблюдение уполномоченными должностными лицами таможенных органов за перевозкой товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, — это:
• таможенное наблюдение

88. Срок переработки товаров на таможенной территории определяется заявителем по согласованию с таможенным органом и не может превышать:
• 24 месяца

89. К основным принципам таможенной службы относятся:
• ответственность сотрудников за принимаемые решения, неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей
• приоритет прав и свобод человека и гражданина
• равный доступ граждан к службе в таможенных органах

90. Экономические цели таможенной деятельности достигаются посредством взимания следующих таможенных платежей при перемещении товаров через таможенную границу:
• акцизов
• налога на добавленную стоимость
• сборов за таможенное оформление
• таможенных пошлин

91. Метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем применения ввозных или вывозных таможенных пошлин, — это:
• таможенно-тарифное регулирование

92. Переработка вне таможенной территории — это:
• экономический таможенный режим

93. Действия, направленные на уклонение от уплаты таможенных платежей в крупном размере, — это:
• объективная сторона преступления

94. Сотрудникам таможенных органов разрешено заниматься следующими видами оплачиваемой деятельности:
• научной
• педагогической
• творческой

95. Реэкспорт — это:
• завершающий таможенный режим

96. Средний начальствующий состав сотрудников таможенных органов составляют:
• капитан таможенной службы
• лейтенант таможенной службы
• младший лейтенант таможенной службы
• старший лейтенант таможенной службы

97. Правовая основа таможенного дела включает:
• «Унифицированные обычаи и практика для документарных аккредитивов»
• документы Европейской экономической комиссии ООН
• конституционные нормы, регулирующие таможенное дело
• нормативно-правовые акты Президента России, Правительства России, ГТК России и иных государственных органов по вопросам таможенного дела
• правила толкования международных торговых терминов — «ИНКОТЕРМС — 2000»

98. В зависимости от предмета, различают таможенный контроль:
• товаров
• транспортных средств
• услуг

99. Наделен правами и обязанностями в таможенной сфере:
• субъект таможенного права

100. Товарами, полностью произведенными в данной стране, считаются:
• животные, родившиеся и выращенные в данной стране
• полезные ископаемые, добытые из недр данной страны, в ее территориальном море или его морском дне:
• продукция растительного происхождения, выращенная или собранная в данной стране

101. Таможенные органы выполняют следующие основные функции:
• ведут борьбу с контрабандой
• ведут таможенную статистику внешней торговли
• взимают таможенные платежи
• обеспечивают соблюдение порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу
• осуществляют таможенное оформление и таможенный контроль

102. Совершение действий по ввозу на таможенную территорию РФ или вывозу с этой территории товаров с нарушением порядка, установленного ТК РФ, — это:
• незаконное перемещение товаров через таможенную границу

103. К формам таможенного контроля относятся следующие:
• получение пояснений
• таможенная ревизия
• устный опрос

104. К подакцизным товарам относятся:
• автомобильный бензин
• водка
• земельное топливо
• коньяк

105. К формам таможенного контроля относятся следующие:
• осмотр помещений и территорий для целей таможенного контроля
• проверка маркировки товаров специальными марками, наличие на них идентификационных знаков
• таможенная ревизия

ТАМОЖЕННАЯ ГРАНИЦА — граница территории, на которой действует единое таможенное законодательство и ведется единый статистический учет внешней торговли; граница территории, провоз товаров через которую требует заполнения таможенной декларации и уплаты таможенных пошлин. Обычно совпадает с государственной границей. Т. г. Российской Федерации устанавливает пределы таможенной территории РФ, а тж. периметры свободных таможенных зон и свободных складов. Т. г. РФ очерчивает пространственные пределы действия таможенного законодательства Российского государства и разделяет таможенные территории сопредельных стран, т.е. устанавливает область действия таможенного суверенитета России. Теория таможенного права различает понятия внешней и внутренней Т.г. Это различие обозначено в п. 4 ст. 3 ТК РФ 1993 г., в соответствии с которым пределы таможенной территории РФ, а тж. периметры свободных таможенных зон и свободных складов являются Т.г. РФ. Таким образом, внешней Т.г. являются «пределы таможенной территории».

Внешняя Т.г. разделяет таможенные территории смежных государств. Она, как правило, совпадает с государственной границей (за исключением таможенных анклавов, эксклавов и др.). На внешней Т.г. действует административно-правовой режим, устанавливаемый законодательством о государственной границе. Охрана внешней Т.г. осуществляется таможенниками совместно с пограничными войсками. По правовому статусу внутренняя граница приравнена к внешней: территория свободной зоны рассматривается как пограничная, въезд туда осуществляется строго по пропускам через специальные контрольно-пропускные пункты. Через внутреннюю Т.г багаж и предметы ручной клади пропускаются по таможенным правилам, применяемым на государственной границе. При вывозе товаров сверх установленных норм взимается таможенная пошлина. Если иностранный товар поступает на свободную таможенную территорию (если только эта территория не находится в районе государственной границы), он пересекает как внешнюю, так и внутреннюю Т.г. В этом случае на внешней границе досмотр проводится, как правило, без таможенной очистки и сводится прежде всего к выявлению товаров, запрещенных к ввозу на таможенную территорию России и вывозу за ее пределы. Таможенная очистка происходит при пересечении внутренней границы. Охрана внутренней Т.г. обеспечивается таможенниками совместно с администрацией свободной таможенной территории.

Экономика и право: словарь-справочник. — М.: Вуз и школа. Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков. 2004.

Таможенная территория Евразийского экономического союза (ЕАЭС) — это территории государств-членов ЕАЭС, а также находящиеся за пределами территорий государств-членов искусственные острова, сооружения, установки и иные объекты, в отношении которых государства-члены обладают исключительной юрисдикцией.

В свою очередь, в Таможенном кодексе ЕАЭС также закреплено, что таможенной границей ЕАЭС являются пределы таможенной территории ЕАЭС, а также в соответствии с международными договорами в рамках ЕАЭС — пределы отдельных территорий, находящихся на территориях государств-членов.

В состав таможенной территории ЕАЭС в настоящий момент входят территории ее государств-членов: Республики Армении, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Киргизской Республики, Российской Федерации (общая площадь более 20 млн. км2).

Договором о ЕАЭС установлено, что в пределах таможенной территории при взаимной торговле между странами-участницами ЕАЭС не применяются таможенные пошлины (иные пошлины, налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие), меры нетарифного регулирования, специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры, действуют Единый таможенный тариф ЕАЭС и единые меры регулирования внешней торговли товарами с третьей стороной.

Особенности

С ввозом товаров на таможенную территорию ЕАЭС либо вывозом товаров с таможенной территории ЕАЭС неразрывно связано применение той или иной таможенной процедуры и, как следствие, наступают обязанности по уплате таможенных платежей, соблюдении запретов и ограничений и так далее. То есть именно факт ввоза товаров на таможенную территорию ЕАЭС либо вывоз товаров с таможенной территории ЕАЭС является определяющим для возникновения обязанностей по совершению тех или иных действий у декларанта, таможенных органов.

Под ввозом товаров на таможенную территорию ЕАЭС понимается совершение действий, в результате которых товары прибыли на таможенную территорию ЕАЭС любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до выпуска таких товаров таможенными органами.

Под вывозом товаров с таможенной территории ЕАЭС понимается совершение действий, направленных на вывоз товаров с таможенной территории ЕАЭС так же любым способом.

Примечания

  • Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014)
  • Таможенный кодекс Евразийского экономического союза

В результате изучения главы 6 студент должен:

знать понятие государственной территории и таможенной территории; виды таможенных территорий, понятие таможенных границ и их виды;

уметь определять статус таможенной территории; определять таможенные границы и выделять их виды;

владеть навыками определения таможенных границ различных видов таможенных территорий; определения состава таможенных территорий.

Понятие таможенной территории в международном таможенном праве

Понятие «таможенная территория» является одним из основных в таможенном законодательстве.

Определение понятия «таможенная территория» имеет большое значение, поскольку позволяет определить пространственные пределы действия таможенного законодательства.

Территория – пространственный предел действия государственного суверенитета (действия государственной власти, распространения общеобязательных велений этой власти, выраженных в источниках права, предел действия правовых норм). Территория наряду с населением – есть важнейший материальный признак государства, т.е. территория является материальной основой существования любого государства .

Таможенная территория – это пространство, на котором в полном объеме действует таможенное законодательство данной страны. Именно эта формулировка содержится в глоссарии таможенных терминов ВТАО. Таким образом, установление пределов действия таможенного законодательства в пространстве имеет важное юридическое и практическое значение и предполагает определение территории, где действует таможенное законодательство, т.е. определение таможенной территории.

Посредством установления таможенной территории определяется объект таможенно-правового регулирования – таможенные отношения, под которыми понимаются отношения, возникающие в связи с перемещением лицами товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Поэтому вопросы таможенной территории находят свое закрепление не только в национальных таможенных законодательствах, но и в международном таможенном праве.

Киотская конвенция как основной международно-правовой договор в международном таможенном праве дает определение понятия «таможенная территория».

В соответствии с гл. 2 Генерального приложения конвенции под таможенной территорией понимается территория, на которой применяется таможенное законодательство договаривающейся стороны.

Согласно ст. XXIV ГАТТ под таможенной территорией понимается территория, в отношении которой действуют отдельные тарифы или другие меры регулирования торговли такой территории с другими территориями.

Таможенная территория не совпадает с государственной территорией. Хотя фактически, как правило, территориально они совпадают.

Государственная территория – неотъемлемый признак государственности. Таможенная территория может выходить за пределы государственной территории. В этом случае вмешивается уже международное право и международная организация, в рамках которой, как правило, и устанавливаются международные нормы, являющиеся основанием для государств объединять свои таможенные территории. По сути таможенная территория – это не только пространственный предел действия таможенного законодательства, это пространственный предел действия правовых норм, касающихся установления и применения таможенного тарифа и иных мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Таким образом, можно дать следующее определение понятия таможенная территория.

Таможенная территория – это пространство, пересечение границ которого является основанием для осуществления таможенных формальностей. В его пределах осуществляется свободное движение лиц, товаров и транспортных средств.

Именно таможенные формальности (таможенное оформление и таможенный контроль являются составляющими таможенного дела как совокупности методов и средств обеспечения соблюдения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности).

Понятие таможенной территории привязывается к государственной территории.

Таможенная территория – это пространство свободного движения лиц, товаров и транспортных средств без осуществления таможенных формальностей, в рамках которых обеспечивается соблюдение участниками внешнеторговой деятельности мер ее государственного регулирования.

Как правило, таможенную территорию составляют:

  • 1) сухопутная территория,
  • 2) территориальные и внутренние воды,
  • 3) воздушное пространство над сухопутной территорией и внутренними водами,
  • 4) находящиеся в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе искусственные острова, установки и сооружения, расположенные за пределами территории соответствующего государства, но над которыми последнее осуществляет свою юрисдикцию.

Дадим определения некоторых понятий.

Территориальное море – примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам конкретного государства морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий, которыми являются либо линия наибольшего отлива либо прямые исходящие линии, соединяющие наиболее удаленные точки островов, рифов и скал.

Внутренние воды – это морские пространства, входящие в состав территории прибрежного государства и расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.

Внешняя граница территориального моря – это граница государства на море. Внутренней границей территориального моря считаются исходные линии, от которых отмеряется ширина территориального моря.

На территориальное море, воздушное пространство над ним, а также на дно территориального моря и его недра распространяется суверенитет соответствующего прибрежного государства с признанием права мирного прохода иностранных судов через территориальное море. Для мирного прохода нет необходимости совершать различного рода таможенные формальности. Таким образом, иностранные государства обладают в территориальном море правом мирного прохода. Однако такой проход должен быть непрерывным и быстрым.

Континентальный шельф включает морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря прибрежного государства на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка.

Под исключительной экономической зоной соответствующего государства понимается морской район, находящийся за пределами территориального моря государства и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным международными договорами и нормами международного права.

Для таможенных целей важное значение имеет также понятие прилежащей зоны. Прилежащая зона – это пояс морского пространства за внешней границей территориального моря, шириной до 24 миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.

Статус прилежащей зоны установлен в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. (Россия ратифицировала эту Конвенцию в 1997 г.).

Прибрежное государство в прилежащей зоне осуществляет контроль, необходимый для: предотвращения нарушений таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных законов и правил в пределах его территории или территориального моря (ст. 33 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.).

Согласно ст. 33 Конвенции в зоне, прилежащей к территориальному морю и называемой прилежащей зоной, прибрежное государство может осуществлять контроль, необходимый:

  • а) для предотвращения нарушений таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных законов и правил в пределах его территории или территориального моря;
  • б) для наказания за нарушение вышеуказанных законов и правил, совершенное в пределах его территории или территориального моря.
  • См.: Сандровский К. К. Указ. соч.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *