1Чистая монополия возникает тогда, когда:
а) на рынке действует большая по размеру фирма;
б) продукт фирмы не имеет заменителей;
в) продукт фирмы пользуется большим спросом;
г) фирма способна производить с издержками ниже равновесной цены;
д) конкуренты признают безоговорочное лидерство фирмы.
2. Что из перечисленного отражает сущностную характеристику абсолютной монополии?
а) концентрация рыночного предложения у одного продавца;
б) применение более эффективной технологии;
в) получение максимальной прибыли;
г) абсолютно неэластичное предложение;
д) назначение предельно высоких цен.
3. Что из перечисленного может выступать в качестве источника монопольной власти?
а) исключительные права;
б) контроль над производственными ресурсами;
в) размер рынка;
г) эффект масштаба;
д) все перечисленное.
4. Закрытый тип монополии имеет место в том случае, когда:
а) имеется значительный положительный эффект масштаба;
б) фирма производит с наиболее низкими издержками;
в) фирма продает по минимальным ценам;
г) фирма обладает исключительными правами на производство продукта;
д) верно а) и в).
5. Естественная монополия — это тип рыночной структуры, который характеризуется:
а) наличием исключительных прав на производство продукта у одной фирмы;
б) собственностью одной фирмы на важнейший производственный ресурс;
в) устойчиво положительным эффектом масштаба;
г) собственностью фирмы на природные ископаемые;
д) собственностью фирмы на технологию производства.
6. К какому типу относится монополия, монопольная власть которой базируется на владении технологией безотходного использования алмазов?
а) открытой монополии;
б) закрытой монополии;
в) естественной монополии;
г) ресурсной монополии;
д) верно б) и г).
7. Что из приведенного ниже следует отнести к естественной монополии?
а) электростанция;
б) аэропорт;
в) месторождение алмазов;
г) проводная телефонная сеть;
д) верно б) и г).
8. Монопольная власть — это:
а) возможность установить любую цену на свой продукт;
б) возможность установить любую цену на участке неэластичного спроса;
в) возможность получения гарантированной прибыли;
г) возможность регулировать цену с целью максимизации прибыли;
д) возможность игнорировать предпочтения потребителей.
9. Степень рыночной власти фирмы, действующей в условиях абсолютной монополии, зависит от:
а) эластичности спроса на ее продукт;
б) уровня ее средних долгосрочных издержек;
в) высоты отраслевых барьеров;
г) степени стандартизации продукции;
д) информированности покупателей.
10. Какой из нижеприведенных показателей является индексом рыночной власти монополиста?
а) (Р-МС)/Р;
б) 1/ ED;
в) (P-MQ/ED;
г) верно а) и б);
д) верно б) и в).
11. Если коэффициент Лернера равен 0,92, то это означает, что находящаяся в равновесном положении фирма:
а) использует свои производственные мощности на 92%;
б) несет убытки из-за более низкого в сравнении с оптимальным объема выпуска;
в) продает продукт по цене выше предельных издержек его производства;
г) получает чистый доход с каждой единицы в размере 8% от цены продукта;
д) продает всего на 8% дороже по сравнению с совершенно конкурентной ценой.
12. Кривая предложения в условиях абсолютной монополии представлена:
а) частью кривой предельных издержек, лежащей выше средних издержек;
б) восходящей частью кривой средних переменных издержек;
в) восходящей частью кривой предельных издержек;
г) не имеет кривой предложения;
д) нет верного ответа.
13. Если монополист увеличивает объем предложения, то с уверенностью можно сказать, что:
а) он снизит цену на свой продукт;
б) его общая выручка возрастет;
в) его прибыль увеличится;
г) верно а) и б);
д) верно б) и в).
14. Монополист назначает цену, которая:
а) обеспечивает получение максимальной прибыли с единицы продукции;
б) превышает предельные издержки на величину, обрат-нопропорциональную эластичности спроса на его продукт;
в) обеспечивает монополисту получение максимальной выручки;
г) превышает предельную выручку на величину, равную степени его рыночной власти;
д) устраивает большинство покупателей.
15. На монопольных рынках, как правило:
а) рост цен сдерживается затратами и рыночным спросом;
б) чем выше цена, тем больше прибыль;
в) величина равновесного предложения меньше спроса;
г) предельная выручка растет с расширением предложения;
д) наличествует дефицит продукта.
16. Действующая на монополизированном рынке фирма обеспечивает себе получение максимальной прибыли при осуществлении предложения, для которого:
а) возможно назначение максимальной цены;
б) средние долгосрочные издержки являются минимальными;
в) предельные издержки равны предельной выручке;
г) рыночная цена равна предельным издержкам;
д) средняя прибыль является максимальной.
17. Решение монополиста о расширении масштабов производства зависит от:
а) соотношения цены и средних издержек производства;
б) соотношения средних долгосрочных издержек и рыночного спроса;
в) степени неудовлетворения рыночного спроса;
г) степени эластичности рыночного спроса;
д) все перечисленное верно.
18. Если фирма-монополист осуществляет производство на нескольких заводах, то, определяя объем выпуска для каждого отдельного завода, она должна руководствоваться принципом:
а) равенства рыночной предельной выручки предельным издержкам производства каждого отдельного завода;
б) равенства рыночной цены предельным издержкам производства каждого отдельного завода;
в) равномерного распределения выпуска по заводам;
г) равенства средних долгосрочных издержек производства для всех заводов;
д) невмешательства в рыночный механизм.
19. Социальные издержки монополизации, проявляющиеся в виде суммарных потерь излишка потребителя и производителя, будут тем выше, чем:
а) ниже предельные издержки производства;
б) менее эластичным является спрос;
в) большую прибыль получает монополист;
г) выше средние издержки производства;
д) выше рыночная цена.
По разным оценкам, стоимость госпакетов акций более 400 предприятий переданных «Ростехнологии» составляют 18—20 млрд. долл. (540—600 млрд. руб.)