Судебная практика по налоговым правонарушениям

Производство по делу о налоговом правонарушении — это отдельный процессуальный режим по обнаружению, расследованию, пресечению и предупреждению налоговыми органами нарушений законодательства в сфере налогообложения, а также привлечению виновных к ответственности за эти нарушения и возмещению ущерба государству от них. Статья поможет разобраться в тонкостях рассмотрения соответствующих дел. Из нее вы узнаете, что такое налоговое правонарушение, какие порядки рассмотрения дел о налоговых нарушениях существуют, как обжаловать решение о привлечении к ответственности за такое нарушение и какова судебная практика по налоговым правонарушениям.

Правовое регулирование

Порядок рассмотрения дел о налоговых правонарушениях регулирует НК РФ, а именно ст. 100.1, 101 и 101.4. Первая носит отсылочный характер, поскольку указывает на две вариации регулирования в зависимости от того, как соответствующие деяния были выявлены.

  1. При их обнаружении благодаря проверкам (камеральной или выездной) указанный порядок будет регулировать ст. 101, она же используется, когда речь идет о нарушениях ст. 120, 122 и 123 НК.
  2. Обнаружение соответствующих деяний иными мерами фискального контроля (вызовом налогоплательщика письменным уведомлением для дачи пояснений, по уплате обязательных платежей, осмотром, инвентаризацией его имущества, вне проверок) означает, что порядок производства по делу о налоговом правонарушении регулирует ст. 101.4.

Поясним, что налоговое правонарушение — это совершенное умышленно либо по неосторожности действие или бездействие налогоплательщика, плательщика страховых взносов, налогового агента и иных лиц, нарушающее законодательство о налогах и сборах, которое порождает ответственность по НК. Камеральная и выездная проверки предоставленных налогоплательщиком материалов отличаются местом, где они осуществляются. Первая проходит в служебных кабинетах сотрудников ИФНС, а вторая — в месте нахождения налогоплательщика.

Рассмотрение дел по ст. 101 НК

Дела о нарушениях налогового законодательства, которые выявлены актом проверки (форма утверждена Приложением № 23 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@) и иными ее материалами, рассматривает руководитель проверявшего органа или его заместитель. Он же анализирует и письменные возражения проверяемого лица на итоги проверки, которые подают в течение месяца после получения акта ревизии.

Результат их разбора в виде определенного решения появляется через 10 дней (здесь и далее, если не указано иное, речь о рабочих днях) после окончания месяца. Этим решением может быть:

  • привлечение к ответственности за нарушение;
  • отказ в этом;
  • проведение дополнительных контрольных мероприятий, будь то истребование документов (ст. 93, 93.1 НК), допрос свидетеля (ст. 90 НК), экспертиза (ст. 95 НК). На это у налоговиков есть месяц или два, когда проверяют группу налогоплательщиков (гл. 3.1 НК) или зарубежную организацию.

У лица, в отношении которого проводились такие мероприятия, есть 10 дней (с даты их завершения) на письменные возражения по их итогам. С 03.09.2018 указанный срок будет уже 15 дней при условии, что соответствующая процедура закончилась после указанной даты. В этом случае решение о привлечении к ответственности или отказ в этом выносятся уже через 10 дней после истечения обозначенного времени. Рассматривать материалы проверки и выносить соответствующее решение могут и дольше: максимум — месяц.

Налогоплательщик извещается о времени и месте разбора всех материалов и может участвовать в нем лично или через представителя. Его отсутствие не помешает процедуре. Она ведется под протокол, форма которого установлена Приложением № 28 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@.

О содержании соответствующих решений говорит п. 8 ст. 101 НК, о вступлении их в силу — п. 9 этой статьи. Вступившие в силу решения могут сопровождаться обеспечительными мерами. К ним относятся запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия фискальщиков и приостановление операций по банковским счетам (в режиме ст. 76 НК). Решение о таком сопровождении принимает руководитель (его заместитель). Он же по просьбе налогоплательщика, находящегося под названными мерами, может их поменять на:

  • банковскую гарантию;
  • залог ценных бумаг, вращающихся на рынке, или залог другого имущества, совершенный по ст. 73 НК;
  • поручительство третьего лица, оформленное по ст. 74 НК.

Помимо налогоплательщиков, ст. 101 НК действует и в отношении налоговых агентов, а также плательщиков сборов, страховых взносов.

Рассмотрение дел по статье 101.4 НК

Для рассмотрения дел о налоговых нарушениях в режиме указанной статьи не важно, является ли нарушитель плательщиком тех или иных обязательных платежей, а также нет необходимости в проведении проверки.

Порядок во многом схож с предыдущим, но есть и отличия.

Акт по итогам выездных проверок готовится в течение двух месяцев (после составлении справки о такой проверке). Три месяца от указанного момента он будет готовиться при выездном контроле. Итоговый акт камеральной ревизии готовится на протяжении 10 дней после ее завершения. А вот акт по ст. 101.4 составляется в 10-дневный период после обнаружения нарушения. Кроме того, разница между так называемыми проверочными и обнаруживающими нарушение актами присутствует как в их формах, так и в требованиях к их составлению. Форма первых установлена Приложением № 23 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@, а вторых — Приложением 38 к этому Приказу. Проверочные акты составляют согласно Приложению 24, а обнаруживающие — Приложению 39 к Приказу.

В случае со ст. 101.4 отсутствуют обеспечительные меры, дополнительные контрольные мероприятия и апелляционное обжалование.

Как обжаловать решение о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение

Обжаловать решение можно в вышестоящем налоговом органе. Вся необходимая для этого информация отражена в спорном документе.

Опротестовать соответствующее решение можно и через административное или арбитражное судопроизводство (последнее — для предпринимательской или иной экономической деятельности).

Судебная практика по таким правонарушениям разнится. Суды могут как отменить соответствующее решение налоговиков о привлечении к ответственности (Постановление от 01.03.2018 по делу № А50-30795/2017), так и отказать в этом (Решение от 02.03.2018 по делу № А75-20952/2017). В первом варианте руководствуются гл. 22 КАС с учетом того, что подходящий для административного иска суд определяют по гл. 2 этого кодекса. Во втором варианте применяют раздел II АПК с учетом специфики гл. 24 АПК.

Дьяконов Василий Васильевич

заместитель начальника курса Краснодарского университета МВД России тел. (960) 489-84-44

Общая характеристика преступлений в налоговой сфере

В данной статье дается характеристика преступлений, связанных с уклонением от уплаты налогов; приводятся статистические сведения о них, выявленные в федеральных округах. Рассматриваются виды латентные преступления в сфере налогообложения, способы уклонения от уплаты налогов, особенности уклонения от уплаты налогов в различных сферах экономики.

Ключевые слова: налог; налоговая декларация; латентные

Ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает, что под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Уклонение от налогов заключается в непредставлении налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо включении в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений (ст. 198, 199 УК РФ).

В 2005 г. подразделениями по налоговым преступлениям органов внутренних дел было выявлено 4085 фактов уклонения от уплаты налогов и (или) сборов с физических лиц (что на 46,8% больше по сравнению с 2004 г.), 4806 -уклонения от уплаты налогов и (или) сборов с организаций (+ 36,7 %) . Из них в федеральных округах выявлено: в Центральном федеральном округе

— уклонения от уплаты налогов и (или) сборов с организаций (+99,5 %) .

В 2005 г. установленная сумма материального ущерба от всех преступных посягательств (по оконченным производством уголовным делам и материалам) составила 691,5 млрд. рублей. Из них на уклонение от уплаты налогов приходится 47,5 млрд. рублей .

Следует отметить, что преступления в сфере налогообложения, как и другие преступления в сфере экономической деятельности, обладают высокой степенью латентности. Поэтому статистические сведения о них являются неполными. В научной литературе высказывается мнение о том, что выявленное количество преступлений в сфере налогообложения составляет не более 5% от реально совершаемых уголовно наказуемых фактов нарушений налогового законодательства .

В научной литературе латентные преступления в сфере налогообложения подразделяются на три вида.

Первый вид латентных преступлений составляют невыявленные преступления: фактически совершенные, но по каким-либо причинам не выявленные правоохранительными органами (неучтенные операции, сокрытие части оборота, псевдооперации, деятельность без регистрации, неотражение операций в бухгалтерском учете). Данный вид преступлений составляет около 9093% от всех латентных преступлений.

Второй вид составляют преступления, о которых правоохранительные органы были осведомлены, но которые не были зарегистрированы в установленном порядке и по которым не были приняты процессуальные решения. Они составляют 1-3% от всех латентных преступлений.

Третий вид образуют общественно опасные деяния с признаками состава преступления, которые попали в сферу государственного реагирования, но которым в силу ряда фактов (неустановление местонахождения лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, когда обвиняемый скрылся от следствия или суда; неправильная квалификация содеянного) не была дана соответствующая уголовно-правовая оценка. Их доля в общем массиве латентных преступлений в сфере налогообложения составляет 1-2% .

Об истинном состоянии преступности в налоговой сфере можно судить, как отмечает И.И. Кучеров, при помощи методов экономико-правового анализа, основывающихся на использовании различной экономической информации . По его мнению, для определения масштабов преступной деятельности в налоговой сфере необходимо использовать также данные о налоговых

проступках. Это объясняется тем, что административные правонарушения обычно предшествуют переходу на преступный путь и вызываются теми же причинами, что и преступления, поэтому их изучение позволяет прогнозировать тенденции преступности и планировать меры предупреждения. Налоговые правонарушения являются своеобразным предкриминальным «фоном» налоговых преступлений, в ряде случаев они отличаются друг от друга только по количественному показателю, отражающему размер сокрытых объектов налогообложения .

Устойчивыми тенденциями преступлений в сфере налогообложения на протяжении ряда лет являются:

— сохраняющаяся высокая доля рассматриваемых преступлений, совершаемых в особо крупных размерах (около 30%);

— около половины зарегистрированных преступлений в сфере налогообложения приходится на уклонение от уплаты налогов с организаций, которые несут основную налоговую нагрузку;

— подавляющее число уклонений от уплаты налогов с организаций приходится на организации негосударственной формы собственности .

В диспозиции ст. 198 УК РФ предусматриваются две формы уклонения от уплаты налогов физическими лицами:

а) непредставление к указанному сроку декларации о доходах в случае, когда подача декларации является обязательной;

б) включение в декларацию заведомо ложных искаженных сведений о доходах и расходах в крупных и особо крупных раз мерах.

Декларация является основанием для начисления и уплаты подоходного налога. Она подается в налоговый орган по месту жительства физическим лицом, имеющим основное место работы к отчетному периоду и получившим доход. Декларация сдается в налоговый орган на 1 апреля года, следующего за отчетным периодом, но не позднее 30 апреля. Сроки предоставления декларации указаны в ч. 2 ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации.

В состав совокупного дохода, облагаемого налогом, включается стоимость материальных благ, предоставленных предприятиями, доходы от выполненных работ, по гражданско-правовым сделкам (договорам), от сдачи в аренду жилья, автотранспорта, гаражей, а также от индивидуальной предпринимательской деятельности (без образования юридического лица).

Преступление считается оконченным с момента истечения срока, установленного для подачи декларации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Включение в декларацию заведомо ложных сведений можно определить как сознательное занижение сведений о фактически полученных доходах или завышения расходов, что позволяет уменьшить налогооблагаемую базу.

Если физическим лицом использованы указанные способы уклонения от уплаты налога, то преступление считается оконченным по истечении месячного срока с момента подачи декларации. Это объясняется тем, что физическим лицам предоставляется право в течение месяца после подачи декларации вносить в нее исправления и дополнения.

Сокрытием являются такие действия, которые направлены на формирование у налоговых органов ложного представления об объектах налогообложения с целью уклониться от обязательств по уплате налогов .

В.И. Гладких дал более удачное определение способа совершения налоговых преступлений: «Определенная последовательность действий нало-

гоплательщиков и лиц, им содействующих, направленную на уменьшение налогового оклада и избежание наказания за противоправные деяния в сфере налогообложения» .

Действиями (способами) при сокрытии прибыли от налогообложения юридическими лицами являются:

а) завышение в первичных документах данных о материальных затратах, в том числе:

— включение в затраты материала заказчика,

— составление подложных документов на списание материалов,

— завышение в накладных цен на приобретенные товары,

— включение в ведомости на получение зарплаты подставных лиц;

б) завышение в документах учета данных о материальных затратах, в том числе:

— включение в затраты отчетного периода предполагаемых затрат,

— включение стоимости основных средств в стоимость малоценных и быстроизнашивающихся предметов с упрощенным порядком списания;

в) завышение в отчетных финансовых документах данных о материальных затратах.

Наряду со способами указанных завышений существуют и способы занижения данных:

а) занижение в первичных документах данных о выручке путем:

— занижения количества приобретенных товаров,

— занижения цены реализованных товаров,

— оплаты непосредственно товаром («черный бартер»);

б) занижение в учетных документах сведений о выручке:

— путем содержания нелегальных торговых точек,

— уменьшением величины дохода, полученного за сдачу в аренду основных средств производства,

— за счет покупки и реализации товарно-материальных ценностей за наличный расчет («черный нал»);

в) занижение в отчетных документах сведений о выручке, в том числе:

— заниженное отражение о выручке в главной книге и балансе,

— занижение отражения выручки в отчете о финансовых результатах.

Помимо способов сокрытия прибыли существуют и способы ее занижения. Основными из них являются:

— создание незарегистрированного предприятия (иногда на базе ликвидированного);

— завышение расходов на оплату труда;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— завышение численности работающих;

— необоснованное (незаконное) получение налоговых льгот;

— сговор с руководителями предприятий, имеющих льготы по налогам на законных основаниях (фиктивная сдача им в аренду основных средств перечисление им прибыли или ее части).

Нелегальному уходу от налогов предшествуют определенные подготовительные действия (юридические и бухгалтерские методы подлога). К юридическим методам относятся мнимые сделки или фиктивные операции, оформленные в соответствии с законом специально для уклонения от уплаты налогов (мнимый трудовой договор, мнимый договор купли-продажи и т.п.) .

При искажении данных в бухгалтерских документах характерны сле-

дующие взаимосвязи:

а) в случаях фальсификации первичных документов подложными оказываются и созданные на их основе учетные и отчетные документы;

б) при фальсификации учетных документов фальсифицируются и отчетные, первичные очень — редко;

в) если фальсифицируются отчетные документы, то соответствующие изменения очень редко вносятся в учетные и еще реже — в первичные. При этом преступники рассчитывают на формальное отношение налоговых инспекций к своим функциям и на практически полное отсутствие ревизий.

Преимущественно сокрытие доходов, подлежащих обложению налогом, достигается путем внесения в декларацию ложных сведений. Конкретные способы проявляются в полном или частичном неотражении полученных доходов, необоснованном увеличении расходов, связанных с получением дохода и подлежащих исключению из налогооблагаемой базы. Уклонение от уплаты акцизов часто выражается в действиях, направленных на сокрытие акцизного характера деятельности предприятий. В этом случае в документах бухгалтерского учета занижается объем произведенной подакцизной продукции или вместо подакцизных указываются товары, не облагаемые акцизами.

В научной литературе обоснованно сделан вывод о том, что можно говорить о принципиальном единстве способов уклонения от уплаты налогов в любой сфере экономики, различия в схемах уклонения от отдельных видов налогов заключается, главным образом, в видах используемых документов и структуры сделок. При этом чтобы избежать ответственности за налоговые правонарушения и преступления, потенциальные правонарушители постоянно совершенствуют существующие и разрабатывают новые схемы и способы уклонения от уплаты налогов .

Преступные нарушения налогового законодательства преимущественно связаны с порядком исчисления и уплаты наиболее крупных налогов, таких как подоходный налог; акцизы; налоги, уплачиваемые в дорожные фонды (налог на реализацию горюче-смазочных материалов и налог на приобретение автотранспортных средств); налог на добавленную стоимость; налог на прибыль.

Рассмотрим особенности уклонения от уплаты налогов в различных сферах экономики.

Преступления, связанные с налогами, уплачиваемыми в дорожные фонды, выражаются в неотражении в документах бухгалтерского учета сделок по купле-продаже горюче-смазочных материалов (далее — ГСМ), занижении объемов реализации ГСМ, отражении в документах реализации иных товаров, не облагаемых налогом на реализацию ГСМ. Распространенным способом уклонения от уплаты налога на приобретение автотранспортных средств является занижение их истинной стоимости в документах купли-продажи (при этом реальная стоимость оплачивается наличными деньгами без документального оформления).

Сокрытие облагаемого налогом на добавленную стоимость оборота, как правило, достигается путем: полного или частичного неотражения финансовохозяйственных операций в документах бухгалтерского учета; несоблюдения порядка определения момента совершения налогооблагаемого оборота; занижения объема (стоимости) реализованной продукции; заключения фиктивных договоров о совместной деятельности. Широкое распространение получило осуществление фиктивных экспортных сделок для получения льгот по

налогу, предусмотренных для экспортеров.

Важнейшим источником бюджетных поступлений и самым «криминализированным» налогом является налог на прибыль с предприятий и организаций. В целях уклонения от уплаты налога широко используются положения, согласно которым из валовой прибыли исключаются различные производственные затраты. Затраты могут быть завышены путем отнесения на их счет расходов, не предусмотренных законодательством или сверх установленных размеров, а также путем необоснованного списания продукции или товаров в брак. Кроме того, применяются способы занижения цены реализованных товаров с получением оплаты наличными деньгами без документального оформления или завышения стоимости приобретенных товаров или сырья. Часто сокрытие налогооблагаемой прибыли достигается путем полного или частичного неотражения финансово-хозяйственной деятельности предприятия в документах бухгалтерского учета либо неоприходования денежной выручки в кассу.

Помимо перечисленных способов уклонения от уплаты того или иного вида налогов, преступниками применяются способы, связанные с нарушением порядка учета и корреспонденции счетов. Отражение результатов финансовохозяйственной деятельности в ненадлежащих счетах бухгалтерского учета нарушает порядок расчета цифровых показателей баланса, затрудняет контроль за правильностью исчисления и уплаты налогов. В результате подобных действий даже на основе истинных данных размер объекта налогообложения может быть занижен. Указанные преступные действия характеризуются повышенной латентностью. Отличительной особенностью налоговых преступлений является то, что они в той или иной степени находят свое отражение в бухгалтерских или иных документах, к которым относятся: договоры, заключенные на поставку продукции, осуществление работ, оказание услуг; гарантийные письма; плановые калькуляции; главная книга; журналы-ордера; первичные документы на отпуск готовой продукции со складов (расходные накладные склада готовой продукции, товарно-транспортные накладные на перевозку грузов); банковские выписки по движению денежных средств по расчетному счету; приходные кассовые ордера на приход денежной наличности в кассу предприятия в оплату счетов за отгруженную продукцию; платежные требования и платежные поручения на оплату отгруженной продукции; пропуска на вынос (вывоз) готовой продукции .

В.А. Козлов, также утверждая о том, что специфика налоговых преступлений заключается в наличии большого объема различного рода документов, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщика, в то же время отмечает, что в настоящее время налогоплательщики используют наряду с традиционными бумажными носителями информацию о подготовке, совершении и сокрытии налогового преступления, возможности по использованию высоких технологий. Электронные способы коммерции становятся одними из динамично развивающихся форм организации бизнеса, являющихся потенциально наиболее выгодными для вложения финансовых и материальных ресурсов. С их использованием осуществляются накопления и статистическая обработка информации, в том числе данных бухгалтерского учета, передача данных о хозяйственно-финансовой деятельности по техническим каналам связи (электронная почта, компьютерная факсимильная связь, банковские системы электронных платежей и пр.) .

Анализ практики и специальной литературы позволяет отметить, что,

начиная с 2000 г., преобладающими способами уклонения от уплаты налогов становятся: завышение себестоимости производимой продукции; сокрытие выручки от реализации; осуществление финансово-хозяйственной деятельности без лицензии; нарушение порядка расчетов и хранения наличных денежных средств.

Схемы уклонения от налогообложения в кредитно-финансовой сфере можно разделить на две группы: неуплата налогов кредитно-финансовыми учреждениями по своим обязательствам и использование учреждений данной сферы для осуществления схем ухода от налогов предприятиями реального сектора экономики.

Способами совершения нарушений налогового законодательства, характерными для кредитно-финансовых учреждений, являются: неправильное определение или занижение доходов, формирующих налогооблагаемую базу, несоблюдение действующего порядка отнесения затрат при исчислении налога на прибыль, неправильное применение льгот. Имеют место случаи сокрытия оборотов, облагаемых налогом на добавленную стоимость, при совершении операций купли-продажи иностранной валюты по поручениям клиентов; доходов, облагаемых налогом на прибыль, в результате необоснованного отнесения на убытки суммы штрафных санкций по межбанковскому кредиту, полученному от головной организации филиалом. По данным Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, в результате использования схем «увода» налогов через «проблемные» банки в 2000 г. бюджет не досчитался 31 млрд. рублей налоговых платежей, что на 8 млрд. больше, чем в 1999 г.

Ужесточение финансовой политики государства со второй половины 90-х гг. XX в. привело к ограничению указанных возможностей использования банков для уклонения от налогообложения. Появилась тенденция к исключению банков из схем по уклонению от налогообложения. Они были заменены «черным налом» преимущественно в иностранной валюте.

При использовании учреждений кредитно-финансовой сферы ухода от налогов предприятиями реального сектора экономики используются следующие схемы:

1) проведение фиктивных платежей в бюджет и внебюджетные фонды;

2) оборот наличных денежных средств;

3) незаконная деятельность в кредитно-финансовой сфере;

4) участие банковских учреждений в сокрытии фонда оплаты труда;

5) нарушения, совершаемые в сфере страхового бизнеса .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Лесной комплекс занимает особое место в экономике страны, на его

долю приходится около 5% общего объема промышленной продукции, в нем занято более 8% работающих в промышленности страны. Экспорт лесоматериалов занимает 4-5 место среди экспортируемых товаров. Ежегодно российская бюджетная система, по оценкам специалистов Департамента экономической безопасности МВД России, недополучает до 1 млрд. долларов США в результате совершаемых в лесопромышленном комплексе налоговых

преступлений .

В лесопромышленном комплексе способами сокрытия налогов являются:

1) занижение объемов реализации лесопродуктов;

2) неотражение в учете предприятия сделок по купле-продаже лесоматериалов с организациями других регионов;

3) использование реквизитов фиктивных фирм для легализации товара, приобретенного на черном рынке;

4) сокрытие в учете сделок и расчетов наличными;

5) невозвращение из-за границы экспортной выручки путем заключения двойных контрактов;

6) занижение при экспорте контрактной стоимости лесопродукции и ее объемов с использованием рекламации по недогрузу (особенно при отправке лесопродукции водным путем).

Для реализации древесины и пиломатериалов характерны следующие нарушения налогового законодательства:

1) ведение финансово-хозяйственной деятельности с использованием документов подставных фирм;

2) осуществление расчетов наличными денежными средствами без отражения в учетных документах;

3) незаконное возмещение НДС;

4) неотражение финансово-хозяйственных сделок в бухгалтерском учете посредством уничтожения бухгалтерском учете посредством уничтожения бухгалтерских документов после совершения сделки;

5) ведение финансово-хозяйственной деятельности через счета других организаций, структурных подразделений без проводки по своим бухгалтерским учетам или через незарегистрированные счета;

6) неоприходование товарно-материальных ценностей по бартерным операциям или взаимозачетам;

7) при экспорте леса занижаются его объемы и качество путем ссылок на иную систему обмера, принятую в той или иной стране, проведения

экспертизы качества древесины, в результате чего часть товара оформляется как не соответствующая мировым стандартам. Таким образом, валюта на счет российского предприятия поступает только за часть поставленной древесины, остальной товар списывается как некондиционный .

В последние годы значительно возросла роль транспорта. Предприятия транспортной сферы имеют большое значение для нормального функционирования экономики, оказывают значимое влияние на процесс налогообложения предприятий реального сектора экономики, пополнение государственного бюджета.

Способами уклонения от налогообложения в транспортной сфере являются:

1) проведение сложной системы многоступенчатых взаимозачетов с последующим их неотражением в бухгалтерском учете, когда очень сложно определить и подтвердить сам факт уклонения;

2) использование документов подложных фирм, фиктивных физических лиц, когда, имея на руках расходные документы, выписанные несуществующими фирмами, практически невозможно доказать факт того, что расходы произведены не были;

3) использование при расчетах наличных денег и последующее неот-

ражение их получения в бухгалтерском учете;

4) уменьшение объема грузоперевозок по договоренности с предпри-ятиями-заказчиками, где происходит расчет наличными деньгами .

Анализ статистики показывает, что основными способами совершения налоговых правонарушений являются: занижение объема реализованной продукции (41,3%), сокрытие выручки от реализации продукции (13,7%), завышение себестоимости (10,5%), на которые приходится почти 66% всех выявленных преступлений. К другим способам совершения налоговых правонарушений относятся: осуществление коммерческой деятельности без лицензии (4%), превышение предельно допустимой суммы при расчете наличными (3%), осуществление финансовых операций с использованием счетов других предприятий по взаимной договоренности (1,8%), ведение коммерческой деятельности без регистрации в налоговой инспекции (1,9%).

Наибольшее количество нарушений налогового законодательства в крупном и особо крупном размерах выявляется в следующих отраслях экономики: в промышленности (23,3%), торговле (17,4%), строительстве (17%), сельском хозяйстве (11,6%). Среди отраслей промышленности необходимо выделить пищевую (4,3%), машиностроение и металлообработку (3%), лесную, деревообрабатывающую и целлюлозно-бумажную (2,5%). Доля нарушений налогового законодательства на транспорте составляет 4,7%, в кредитнофинансовой сфере — 2% от всех выявленных нарушений . В торговом комплексе доля уклонений от налоговых выплат составила 51,2%. Удельный вес налоговых преступлений, совершенных на предприятиях торговли, в общем объеме экономических преступлений, составил 8% .

В настоящее время проблема заключается как в количестве совершенных налоговых преступлений, так и во все возрастающем проникновении в сферу налогообложения организованной преступности, увеличивающимся влиянием преступных группировок на деятельность коммерческих банков, внешнюю экономику, кредитно-финансовых учреждений и других структур, занимающих ключевые позиции в экономике страны .

Библиографический список:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Состояние преступности в России за 2005 год. М., 2006.

2. Состояние преступности в Центральном федеральном округе за январь-декабрь 2005 года. М., 2006.

3. Ларичев В.Д., Бембетов А.П. Налоговые преступления. М., 2001.

4. Глебов Д.А., Ролик А.И. Налоговые преступления и налоговая преступность. СПб., 2005.

5. Криминология. Учебник для вузов / Под ред. А.И. Долговой. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2005.

6. Кучеров И.И. Налоговая преступность: криминологические и уголовно-правовые проблемы: Дис. … докт. юрид. наук. М., 1999.

8. Коршунов А.В., Загорьян С.Г. Расследование налоговых преступлений. Иркутск, 2004.

9. Гладких В.И. Уклонение от уплаты налогов: оптимизация или правонарушение? //Налоговая политика и практика. 2004. № 11.

11. Козлов В.А. Борьба с преступностью в сфере экономики. М., 2005.

12. Крылосов А.Е., Бембетов А.П., Ефимов В.С. Организационноправовые аспекты создания государственного финансового контроля и механизма противодействия легализации доходов, полученных преступным путем //Вестник Академии налоговой полиции. М., 2001. Вып. 2.

13. Песчанских Г.В. Эффективность деятельности правоприменительных органов в сфере налогообложения. Информационноаналитические подходы обеспечения экономической безопасности. М., 2004.

15. Козлов А. В. К вопросу об особенностях криминологической характеристики преступлений в сфере налогообложения // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. М., 2005. Вып. 1 (4).

18. Караханов А.Н. Использование морально-правовых форм поощрения при предупреждении преступного уклонения от уплаты налогов и сборов // Преступность как она есть и направления антикриминальной политики. М., 2004.

Результатом проведения проверок налоговыми и правоохранительными органами может быть возбуждение уголовного дела по факту уклонения от уплаты налогов крупном или особо крупном размере.

Уголовное дело возбуждается, если выявленная сумма неуплаченных налогов за период трех лет подряд составляет более 5 млн рублей, при условии что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 25% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 15 млн рублей, а особо крупным размером – сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 15 млн рублей, при условии что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 50% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 45 млн рублей. В случае возбуждения уголовного дела осуществляется предварительное расследование в форме предварительного следствия. По его окончании уголовное дело направляется для разбирательства в суд, по завершении которого выносится оправдательный или обвинительный (95-97% случаев) приговор.

Понятно, что возбуждение уголовного дела вызывает у руководителя организации самые неприятные эмоции и переживания (страх потери личной свободы и своего бизнеса). Прежде всего необходимо успокоиться и здраво оценить ситуацию.

Необходимо знать, что если вы впервые совершили налоговое преступление, то вы можете уплатить суммы недоимки, штрафа и соответствующих пеней, в результате чего уголовное дело будет прекращено. Даже если вы не в состоянии уплатить вменяемые суммы сокрытых налогов, отчаиваться не стоит.

Во-первых, судебная практика показывает, что при вынесении судами приговоров по уголовным делам, связанным с уклонением от уплаты налогов, наказания в виде лишения свободы, как правило, не назначаются. Исключения составляют только громкие резонансные дела. В обычной ситуации реальное лишение свободы может быть назначено при наличии у виновного лица судимости за ранее совершенное преступление или при вынесении приговора при совокупности преступлений. Заключение под стражу на время предварительного следствия в качестве меры пресечения также может быть применено только в исключительных случаях, перечисленных в ст. 108 УПК РФ.

Во-вторых, согласно УПК РФ основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления, при этом юридически не закреплено, какие данные являются достаточными, а какие нет. Это позволяет правоохранительным органам возбуждать уголовные дела при наличии спорных и неоднозначных оснований предполагать, что генеральным директором организации совершено уклонение от уплаты налогов. Но вот направить в суд уголовное дело можно только после сбора совокупности доказательств, однозначно изобличающих руководителя организации в совершении налогового преступления. В результате далеко не во всех случаях по результатам расследования уголовное дело направляется в суд.

В-третьих, УПК РФ позволяет следователям для обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска и других имущественных взысканий возбуждать перед судом ходатайство о наложении ареста на имущество подозреваемого. Однако по уголовным делам налоговой направленности подобные меры практически не применяются, что позволяет руководителю организации до вынесения приговора и удовлетворения гражданского иска от потерпевшей стороны (государства) принять меры по минимизации имущественных потерь при дальнейшем осуществлении исполнительного производства судебными приставами.

Уголовное дело по факту уклонения от уплаты налогов, как правило, возбуждается в отношении генерального директора организации, который является подозреваемым в совершении данного преступления. В некоторых случаях уголовное дело может быть возбуждено в отношении генерального директора и главного бухгалтера организации.

В ходе расследования уголовного дела следователем или оперативными сотрудниками по поручению следователя проводятся следующие следственные действия.

Допрос

При расследовании уголовных дел следователь в обязательном порядке допрашивает генерального директора и главного бухгалтера организации в качестве подозреваемых или обвиняемых (после предъявления обвинения). Также в ходе расследования уголовного дела допрашиваются и иные лица, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для расследования и разрешения уголовного дела. Более подробно о проведении допроса читайте на этой странице.

Обыск

Как правило, обыски проводятся в офисных помещениях организации, а также по месту жительства генерального директора, главного бухгалтера и иных лиц, имеющих отношение к расследуемому уголовному делу.

Обыск в офисных помещениях производится на основании постановления следователя, обыск в жилище – на основании судебного решения.

Обыски проводятся в целях изъятия оригиналов документов, отражающих финансово-хозяйственную деятельность организации. Зачастую обыск в офисных помещениях с точки зрения сбора доказательств носит формальный характер, так как документы могут быть изъяты еще в ходе проведения доследственной проверки. Как показывает практика, достаточно часто доказательства обнаруживаются в ходе обысков по месту жительства генерального директора и главного бухгалтера организации. В настоящее время обнаружить в ходе обыска в офисе организации печати проблемных контрагентов или черновые записи сотрудникам правоохранительных органов удается крайне редко, что нельзя сказать о квартирах генерального директора и особенно главного бухгалтера.

В отдельных случаях в целях обнаружения и изъятия предметов и документов может быть производен личный обыск подозреваемого (обвиняемого). Более подробно о проведении обыска читайте на этой странице.

Выемка

В случае если необходимо осуществить изъятие определенных предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела (если следствию точно известно, где и у кого они находятся), следователь может принять решение о производстве выемки предметов и документов. Как правило, при расследовании уголовных дел налоговой направленности осуществляется выемка документов в организациях, налоговых инспекциях и банках.

Контроль и запись переговоров

На основании судебного решения может быть осуществлен контроль и запись телефонных и иных переговоров подозреваемого, обвиняемого и других лиц. Поэтому рекомендуем руководству организации избегать разговоров, содержание которых может быть использовано в качестве доказательства по уголовному делу.

Почерковедческая судебная экспертиза

По уголовным делам налоговой направленности следователи могут получить у подозреваемого (обвиняемого), а также иных лиц образцы почерка и подписи для проведения в дальнейшем экспертизы, направленной на установление лиц, которыми подписывались документы, отражающие финансово-хозяйственную деятельность организации, черновые записи и т. д. Также экспертиза проводится для подтверждения того, что лица, являющиеся согласно правоустанавливающим документам руководителями и учредителями организаций-контрагентов, налоговую отчетность и документы по финансово-хозяйственной деятельности данных организаций не подписывали, а подписи выполнены за них иными лицами.

Судебная налоговая экспертиза

Для окончательного определения суммы неуплаченных налогов и расчета процентного соотношения неуплаченных налогов к общей сумме налоговых платежей на основании постановления следователя назначается судебная налоговая экспертиза. Производство экспертизы поручается, как правило, экспертам экспертно-криминалистических подразделений МВД или сторонним экспертам, имеющим лицензию на осуществление аудиторской деятельности.

В результате расследования уголовного дела, возбужденного по факту уклонения от уплаты налогов, могут быть приняты следующие решения:

  • направление уголовного дела в суд с обвинительным заключением;
  • приостановление предварительного следствия;
  • прекращение уголовного дела и уголовного преследования.
  • Мы рекомендуем тщательно подходить к выбору адвоката, которому вы доверяете свою защиту при расследовании возбужденного в отношении вас уголовного дела налоговой направленности. Расследование уголовных дел данной категории имеет свою специфику, которая требует от адвоката серьезных знаний в области бухучета и налогообложения, без которых оказание эффективной помощи не представляется возможным.

    Вы можете позвонить нам или приехать в наш офис для первичной бесплатной встречи с адвокатом, чтобы получить более подробную информацию о способах защиты ваших прав и интересов.

    Первичные консультации по защите по уголовным делам по налоговым преступлениям – бесплатные.

    Мы будем рады ответить на ваши вопросы по телефону: +7 (495) 929-70-50

    ГРИШКО Л.Е., кандидат юридических наук, доцент,

    apu-fsin@mail.ru Кафедра уголовного процесса и криминалистики; Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации, 390036, г. Рязань, Сенная, 1

    GRISHKO L.E.,

    Candidate of Legal Sciences, associate professor, apu-fsin@mail.ru

    Sennaya St. 1, Ryazan, 390036,

    Russian Federation

    ВЫЯВЛЕНИЕ НАЛОГОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ:

    ЗАКОН И ПРАКТИКА В «КРИВОМ ЗЕРКАЛЕ» СТАТИСТИКИ

    Реферат. Критикуется практика реализации Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 407-ФЗ, порожденная стремлением снизить давление на бизнес и сократить возможности для рейдерских захватов с использованием правоохранительных органов. Наблюдаемое с 2010 г. резкое снижение количества налоговых преступлений и лиц, их совершивших, как результат проведенной либерализации законодательства, не отражает объективной ситуации из-за их сверхвысокой латентности и низкой выявляемости. Рассматриваются причины низкой выявляемости налоговых преступлений (слабое взаимодействие полиции и налоговых органов; проблемы правовой регламентации совместной деятельности; длительность рассмотрения налоговыми органами материалов оперативно-розыскной деятельности; отсутствие механизма представления налоговому органу материалов оперативно-розыскной деятельности; сложности при возбуждении уголовного дела о преступлениях в налоговой сфере, связанные с отсутствием вступившего в законную силу решения налогового органа о привлечении лица к ответственности). Действующий порядок передачи материалов налоговой проверки налоговым органом следственному органу ведет к затягиванию документирования следов преступления, утрате большей части доказательственной информации. Закон, переложив бремя выявления налоговых преступлений на налоговые органы, сделал их «квази-правоохранительными» органами, не имеющими полномочий проводить оперативно-розыскные мероприятия и следственные действия. Рассматриваются другие проблемы законодательной регламентации выявления налоговых преступлений (десятилетний срок давности нивелируется трехлетним сроком налоговых проверок; предоставление полиции права возбуждать уголовные дела по статьям 198 и 199 Уголовного кодекса РФ; участие Следственного комитета РФ в решении вопроса о возбуждении уголовного дела). Резюмируется, что передача расследования соответствующих уголовных дел правоохранительным органам увеличит налоговые поступления в бюджет.

    Ключевые слова: налоговая преступность, уголовное законодательство, правоохранительные органы, налоговые органы, латентность, уголовная ответственность, оперативно-розыскная деятельность.

    REVELATION OF TAX CRIMES: LAW AND PRACTICE IN THE «DISTORTING MIRROR» OF STATISTICS

    Принято считать, что российская законодательная система несовершенна. Это проявляется, в частности, в «сырых» законодательных актах, нормы которых или не реализуются, или реализуются некачественно, что негативно сказывается либо на государстве, либо на его гражданах, т.е., в нашем случае, на добросовестных налогоплательщиках. Так произошло и с Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 407-ФЗ «О внесении изменений в статьи 140 и 241 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»* (далее

    — Федеральный закон N 407-ФЗ). Принятие этого закона было нацелено на то, чтобы посредством введения нового порядка возбуждения уголовных дел за налоговые преступления, прежде всего, «снизить давление на бизнес и сократить возможности для рейдерского захвата бизнеса с использованием правоохранительных органов»; исключить «заказы в условиях конфликтов между партнерами, при сведении счетов между конкурентами или для оказания давления на генерального директора с целью добиться определенного решения»; «прекратить масштабное коррупционное давление на бизнес через возбуждение уголовных дел по ст.ст. 198199.2 УК РФ по обвинению в неуплате налогов без подтверждения соответствующих фактов со стороны ФНС» . Поводом для возбуждения уголовного дела о налоговых преступлениях (ст.ст. 198-199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации), согласно указанному закону, служили только те материалы, которые направлены налоговыми органами в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

    Казалось бы, так и происходило в последние два года. И количество налого-

    Таким образом, пик зарегистрированных налоговых преступлений в анализируемый период приходился на 2009 г., а начиная с 2010 г. наметилось резкое снижение их количества.

    Такая же тенденция характерна и относительно количества лиц, привлеченных к уголовной ответственности за деяния, предусмотренные ст.ст. 198-199.2 УК РФ. В 2008 г. оно составило 12 371 человек, в 2009 г. — 12 079, в 2010 г. — 6 031, в 2011 г.

    — 3 239, в 2012 г. — 2 966 человек .

    Безусловно, это один из результатов либерализации уголовного законодательства, происшедшего в 2009 году.

    Федеральным законом от 29 декабря 2009 г. N 383-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации»** почти в шесть раз были увеличены размеры сумм неуплаченных налогов и сборов, которые образуют преступность деяния. Кроме того, предусмотрена возможность освобождения лица, совершившего налоговое преступление, от уголовной ответственности, если оно полностью уплатило суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумму штрафа в размере, определяемом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (примечание к ст. 198 УК РФ).

    Однако приведенная положительная динамика состояния налоговой преступности в силу ряда обстоятельств не отражает объективной ситуации в этой сфере. И остро обсуждаемый сегодня Федеральный закон N 407-ФЗ не во

    * Собр. законодательства Рос. Федерации. ** Собр. законодательства Рос. Федерации.

    2011. N 50. Ст. 7349. 2010. N 1. Ст. 4.

    всех случаях (направлениях) приносил нужные результаты. Необходимо делать поправку на высокую степень латентности налоговых преступлений. Расчетный коэффициент латентности уклонения от уплаты налогов и (или) сборов с организации составляет 20,57 , что в несколько раз превышает коэффициент других преступлений в сфере экономической деятельности.

    Необходимо учитывать, что налоговые преступления относятся к категории выявляемых, то есть, в отличие от «традиционных» преступлений (убийство, кража, изнасилование и т.п.), которые являются регистрируемыми, как правило, по факту обращения граждан, факт налоговых преступлений предполагает инициативные действия сотрудников правоохранительных органов по их выявлению. А налоговые органы, как известно, такими функциями не обладают, поскольку их основная задача заключается в контроле за соблюдением налогового законодательства Российской Федерации, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а также правильностью их исчисления.

    До принятия Федерального закона N 407-ФЗ, когда полномочиями по возбуждению уголовных дел обладали правоохранительные органы, только по 10-15 % соответствующих уголовных дел выносились приговоры суда. Остальные 85-90 % представляли собой либо «холостой ход» ввиду некомпетентности сотрудников, исследующих финансово-налоговые связи между субъектами этой деятельности, либо давления на предпринимателей с целью получения неформальных доходов или иных частных выгод. Исходя из этого можно сделать вывод, что рост или снижение числа указанных преступлений зависит не столько от усиления работы правоохранительных органов в целом, сколько от активизации их отдельных звеньев, прежде всего оперативных и следственных подразделений.

    Федеральный закон N 407-ФЗ стал одним из факторов, объясняющих снижение количества совершенных налоговых преступлений.

    iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

    Данные статистики свидетельствуют о том, что не более 8 % уголовных дел

    возбуждаются по результатам проверок налоговых органов .

    Ранее подавляющее большинство таких преступлений (около 85 %) выявлялось органами внутренних дел. И эти статистические показатели оставались устойчивыми на протяжении многих лет .

    Невысокая выявляемость преступлений налоговыми органами объясняется тем, что функция противодействия налоговым преступлениям для них является второстепенной. Их основные задачи — контроль (проверка) правильности исчисления налогоплательщиками сумм налогов, исходя из представленных ими документов бухгалтерской и налоговой отчетности, в доначислении выявленных недоимок по ним и привлечении виновных к налоговой ответственности. Для реализации этих задач налоговый орган наделен полномочиями по проведению мероприятий налогового контроля, которые не являются оперативно-розыскными мероприятиями.

    С принятием Федерального закона N 407-ФЗ органы внутренних дел фактически отстранены от выявления налоговых преступлений. Конечно, за ними сохранена функция по раскрытию этих преступлений, однако результативность такой деятельности без функции по выявлению налоговых преступлений, которая и определяет в конечном счете статистические показатели деятельности ОВД, вызывает сомнение. Это негативно отражается и на эффективности оперативного сопровождения предварительного расследования по уголовным делам о налоговых преступлениях.

    Прежде всего, это способствует дальнейшему снижению раскрываемости преступлений в сфере налогообложения и приводит к безнаказанному уклонению от уплаты налогов. «Есть все основания утверждать, что подобная практика будет способствовать дальнейшему снижению раскрываемости преступлений в сфере налогообложения. Кроме того, это может привести к безнаказанному уклонению от уплаты налогов. Полагаем, что дальнейшее ослабление правоохранительной и в целом контрольной функции государства в области налогообложения в совокупности с повышением ставок налогов и деформированным правосознанием налогоплательщиков приведет к еще большему уво-

    ду налогооблагаемого капитала «в тень»» .

    Факторами, способствующими этому, являются:

    1. Низкая эффективность взаимодействия правоохранительных органов и ФНС России в сфере противодействия налоговым преступлениям. «Остро стоит проблема назначения выездных налоговых проверок на основании материалов, направляемых ОВД. В настоящее время предусмотрено лишь право полиции направлять в налоговый орган сведения о налогоплательщике, уклоняющемся от уплаты налогов. В свою очередь, руководителем налогового органа единолично принимается решение о включении его в план проверок. При этом в случае положительного решения сроки назначения проверки законодательно не определены».

    2. Недостаточная правовая регламентация взаимодействия ОВД с налоговыми органами приводит к использованию не всех возможностей этого механизма.

    3. Длительность рассмотрения налоговыми органами материалов оперативно-розыскной деятельности; отсутствие механизма представления налоговому органу материалов оперативно-розыскной деятельности; сложности при возбуждении уголовного дела о преступлениях в налоговой сфере, связанные с отсутствием вступившего в законную силу решения налогового органа о привлечении лица к ответственности .

    Согласно действующему налоговому законодательству налоговый орган, выявив факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, направляет недобросовестному налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) требование об уплате налога (п. 3 ст. 32 НК РФ). Только после неисполнения данного требования в течение двух месяцев налоговый орган направляет в срок не позднее 10 суток материалы налоговой проверки в следственный орган для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

    В случае уведомления подобным образом налогоплательщика о возможности уголовного преследования за совершение конкретного налогового преступления и, как следствие, длительного затягивания

    начала процесса документирования следов преступления посредством проведения следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий большая часть доказательственной информации утрачивается.

    Как показал анализ следственной практики, недобросовестные налогоплательщики за это время принимают активные меры, но не по погашению задолженности перед бюджетом, а по уничтожению или подлогу документов бухгалтерского и налогового учета, содержащих следы преступления, формированию согласованной позиции среди работников проверяемой организации, а также по уничтожению или фальсификации иных доказательств преступного деяния.

    При этом налоговые органы не обладают достаточными полномочиями для предупреждения и пресечения подобного рода действий. Ряд уголовных дел после принятия названных мер не имеет судебных перспектив ввиду невозможности доказывания причастности лица к преступлению.

    Такое положение не могло остаться без внимания первых лиц государства, и Президент Российской Федерации предложил вернуть правоохранительным органам право возбуждать дела на тех, кто не платит по налоговым задолженностям. По словам В.В. Путина, передача Федеральной налоговой службе России дел о налоговых преступлениях привела к тому, что статьи УК РФ, предусматривающие ответственность за уклонение от уплаты налогов, по сути, перестали работать, а взыскивать долги по налогам становится все труднее. В то же время во всем мире налоговые правонарушения считаются наиболее общественно опасными .

    В действующем законодательстве, по мнению специалистов, немало противоречий. Одно из таких противоречий связано со сроком давности по налоговым преступлениям в соответствии с УК РФ. Так, экономист М. Хазин отметил, что формально срок давности по налоговым преступлениям составляет 10 лет. Но налоговая служба может осуществлять проверки только в течение 3 лет. «Если в течение 3 лет не нашли, то дальше просто некому это обнаружить», — говорит он .

    «На сегодняшний день не предлагается вернуться к прежней практике и к прежнему правовому регулированию и вновь предоставить органам внутренних дел право возбуждать уголовные дела по ст.ст. 198 и 199 УК РФ, то есть за налоговые правонарушения, а предлагается дать возможность Следственному комитету принимать эти материалы от МВД и самому решать вопрос о том, нужно возбуждать дело или нет, — говорит Президент. — Есть тонкая вещь, которая заключается в том, что по действующему на данный момент времени правилу только на основе материалов, представленных налоговой службой, эти дела можно возбуждать. На самом деле получилось так, что де-факто мы перенесли на площадку налоговой службы само по себе решение о возбуждении уголовного дела. Налоговая служба дело не возбуждает, но решение, по сути, концентрируется там. Между тем налоговая служба правоохранительным органом не является… Нужна внешняя система контроля… в данном случае МВД и Следственный комитет являются контролерами деятельности налоговой службы. Это приведет как минимум к нескольким эффектам. Первое — увеличится сбор налогов. Второе

    — уменьшится коррупционная составляющая в деятельности налоговой службы. И, соответственно, третье — предприниматели начнут более аккуратно налоги

    платить… То есть речь сегодня идет вовсе не о степени либерализма этого закона, а о его качестве» .

    Безусловно, снижение налоговой преступности — это не решение проблемы, а самообман и «искусственное» корригирование статистики, учитывая высокую степень латентности данных преступлений и некомпетентность налоговых органов в плане подготовки материалов, необходимых для возбуждения уголовных дел.

    Существенным вопросом, отрицательно сказывающимся на эффективности действий налоговых органов по предупреждению преступлений в данной сфере, является то, что они не наделены правом осуществлять оперативно-розыскную деятельность. Последнее является основной составляющей в деле предупреждения данного вида преступлений, т.к. главным способом их выявления является инициативность соответствующих органов.

    В проявлении такой инициативности заинтересованы правоохранительные органы. Представляется, что передача полномочий по расследованию данной категории уголовных дел правоохранительным органам уменьшит уровень коррупциоген-ности налоговых органов и увеличит налоговые поступления в бюджет.

    Однако то, насколько качественными будут нововведения, покажет время.

    Список литературы

    1. URL: http://www.rg.ru/2013/11/12/fns.html (дата обращения: 30 апр. 2014 г.).

    3. Преступность, ее виды и проблемы борьбы / под общ. ред. А.И. Долговой. М., 2011. 371 с.

    iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

    7. Рос. газ. 2012. 17 янв.

    8. URL: http://www.sledcom.ru/blog/detail.php?ID=85628 (дата обращения: 30 апр. 2014 г.).

    10. URL: http://www.1tv.ru/news/economic/246347 (дата обращения: 30 апр. 2014 г.).

    1. Available at: http://www.rg.ru/2013/11/12/fns.html (Accessed 30 April 2014).

    3. Prestupnost, ee vidy iproblemy borby . Moscow, 2011. 371 p.

    7. Rossiyskaya Gazeta — The Russian newspaper, 2012, 17 January.

    8. Available at: http://www.sledcom.ru/blog/detail.php?ID=85628 (Accessed 30 April 2014).

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *