Содержание
- Субвенция и Бюджетный кодекс РФ
- Основания для предоставления субвенции
- Основные принципы предоставления субвенций
- Каким критериям должны удовлетворять выданные субвенции
- Субсидии и субвенции: сходство и отличие
- На что можно потратить субвенцию
- Цель предоставления дотаций
- Кому предоставляется дотация
- Дотация для населения
- Классификация дотаций в зависимости от категории получателей
- Основные особенности предоставления дотаций
- Финансовая поддержка субъектов РФ
- Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов
- Дотации на поддержку сбалансированности бюджетов субъектов РФ
- Дотации производителям
- Помощь гражданам
Субвенция – это вид денежного пособия местным органам власти со стороны государства, которое выдается на определённый срок на конкретные цели.
Субвенция подлежат возврату в случае выявления фактов нецелевого использования денежных средств или использования денежного пособия не в установленные ранее сроки.
Чаще субвенция предусматривается на капиталовложения в конкретные объекты по целевым государственным и региональным программам.
Получателями субвенций являются юридические лица или нижестоящие бюджеты субъектов РФ.
Субвенция и Бюджетный кодекс РФ
Бюджетным кодексом РФ предусмотрено предоставление субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета (в совокупности формирующих Федеральный фонд компенсаций), местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации (в совокупности формирующих региональный фонд компенсаций), а также федеральному бюджету из бюджетов субъектов Российской Федерации.
Основания для предоставления субвенции
Субвенции предоставляются при недостаточности источников доходов, регулируемых и закрепленных, с целью выравнивания минимального уровня финансового обеспечения муниципальных образований и субъектов РФ.
Основанием для выделения субвенции являются:
— соответствующие законы и подзаконные акты;
— решения органов местного самоуправления;
— целевые программы, в том числе федерального уровня. Целевая программа — это перечень мероприятий, направленных на достижение конкретной цели. Целевые программы по уровню реализации подразделяются на федеральные целевые программы, которые преследуют цели общефедерального уровня и на региональные целевые программы, которые направлены на достижение целей в пределах конкретных субъектов РФ. В зависимости от поставленной задачи, целевые программы могут быть:
-
научно-техническими;
-
экологическими;
-
социальными;
-
внешнеэкономическими;
-
производственно-техническими.
Бюджетные субвенции, предусмотренные законодательными актами, выделяются в том случае, когда у нижестоящей инстанции (бюджета) возникают дополнительные незапланированные расходы или повышенные затраты.
При выявлении таких затрат для хозяйственных субъектов (юридических лиц) решения о выделении денег принимаются органами местной власти.
Основные принципы предоставления субвенций
Предоставление субвенций на выполнение программ (проектов) основывается на следующих основных принципах:
-
принцип объективности и открытости — получатель субвенции определяется по прозрачным процедурам;
-
принцип единства — распределение средств должно обеспечить реализацию системы национальных ценностей и задач инновационного развития и способствовать уменьшению различий в уровне жизни населения разных регионов страны;
-
принцип устойчивого развития — предоставление государственной поддержки территориям с учетом их потенциала;
-
принцип целевого использования средств — субвенция используется исключительно на определенные цели с учетом прогнозных и программных документов экономического и социального развития страны и соответствующей территории, государственных целевых программ, прогноза бюджета на следующие за плановым два бюджетных периода.
Субвенции на выполнение программ (проектов) предоставляются из государственного бюджета местным бюджетам с учетом следующих основных принципов:
-
экономической эффективности достижения целей инвестиционной программы (проекта) с привлечением минимального объема бюджетных средств на выполнение инвестиционных программ (проектов);
-
направленности субвенции исключительно на создание, прирост или обновления основных фондов коммунальной формы собственности;
-
финансовой обеспеченности инвестиционных программ (проектов), срок внедрения которых длиннее, чем бюджетный период, необходимыми финансовыми ресурсами местных бюджетов, кредитам (займам), привлеченным под государственные и/или местные гарантии, и средствами субвенции на их выполнение в течение всего срока внедрения;
-
уровня обеспеченности заведениями (учреждениями) социально-культурной сферы;
-
уровня развития дорожного и коммунального хозяйства;
-
участия бюджета получателя субвенции;
-
обоснование возможности дальнейшего содержания за счет средств местных бюджетов объектов коммунальной собственности.
Распределение субвенции на выполнение программ (проектов) осуществляется на основании формализованных параметров, основанных на фактических и прогнозных показателях экономического и социального развития соответствующей территории (основными из которых являются показатели объема промышленного производства, объема валовой продукции сельского хозяйства, объема инвестиций в основной капитал, уровня плотности населения, уровня безработицы населения, доходов населения в расчете на одно лицо, среднемесячной заработной платы работников).
Каким критериям должны удовлетворять выданные субвенции
Выданные субвенции должны удовлетворять следующим критериям:
Критерии выдачи субвенции | Условия использования субвенции |
Возвратность средств | Подлежит возврату при неиспользовании по целевому назначению |
Форма выдачи | Субвенция выдается только денежными средствами |
Кому выдается | Субвенция выдается строго бюджету более низкого уровня, юридическим лицам |
Налогообложение | Субвенция налогами не облагается |
Целевое использование | Целевое использование субвенции обязательно |
Контроль за целевым использованием | Контроль за целевым использованием субвенции обязателен |
Объем инвестиций | Объем субвенции достаточен чтобы полностью покрыть необходимый объем денежных средств |
Субсидии и субвенции: сходство и отличие
Между субвенциями и субсидиями есть как сходство, так и отличие.
Сходство связано с целевым использованием выделенного финансирования. При этом если субвенции либо субсидии были использованы на иные цели, то они подлежат обязательному возврату в бюджет, из которого поступили.
Отличие между этими двумя понятиями заключается в долевом участии бюджета при предоставлении субсидии.
На что можно потратить субвенцию
Предоставление субвенций происходит при условии долевого участия правительства в финансировании.
При этом местные органы власти должны потратить помимо суммы предоставленной субвенции свои собственные средства, что мотивирует местные органы власти находить дополнительные источники дохода.
Если субвенция выделяется с указанием и дополнительными условиями, она называется «обусловленной субвенцией».
Субвенция – выделяемые из бюджета денежные средства, которые выдаются на выполнение определённой цели. Денежные средства не предназначаются для граждан.
Они передаются исключительно из бюджета в бюджет. Также денежные средства в виде субвенции могут быть выданы, например, для финансирования строительства и развития дочерних компаний, представительств.
В случае неизрасходования субвенции в установленный срок или расходования ее не по целевому назначению соответствующие средства подлежат возврату в бюджет, из которого субвенция была получена.
Наиболее популярными являются субвенции на социальные нужды, а именно:
-
предоставление временной или единоразовой выплаты малообеспеченным гражданам, детям–инвалидам;
-
выплата государственной помощи детям-сиротам и лишенным опеки родителей;
-
капитальный ремонт внутридворовых проездов;
-
обеспечение больниц и амбулаторий современным медицинским оборудованием и расходными материалами;
-
ремонт в учреждениях дошкольного образования, закупка спортивного инвентаря;
-
многие другие целевые программы.
Когда вы перекладываете деньги из кармана в карман в надежде извлечь из данного процесса пользу, то это – из области психиатрии. Когда этим же самым занимается государство – это уже из области бюджетной политики. Ибо то, что вынуто из кармана муниципалитета всегда может вернуться в виде дотаций, субсидий и субвенций. И поскольку большинство муниципалитетов живет по принципу: «Деньги – склока, но без них плохо», вышележащие бюджеты порой перечисляют больше чем вынимают. Используя названные финансовые механизмы. Так что, овладевайте экономическими познаниями и держите карман шире!
Для тех, кому не фиолетово, стоит всего лишь понять очень простую разницу.
Субвенция (от лат. subvenire — приходить на помощь) — вид денежного пособия местным органам власти со стороны государства, выделяемого на определенный срок на конкретные цели; в отличие от дотации подлежат возврату в случае нецелевого использования или использования не в установленные сроки.
Дотации – это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.
Субсидия (от лат. subsidium — помощь, поддержка) — пособие в денежной или натуральной форме, предоставляемое за счёт государственного или местного бюджета, а также специальных фондов юридическим и физическим лицам, местным органам власти, другим государствам.
Что это значит? Если вам Бог послал дотации – очень хорошо, по бедности нашей. Можно тратить и латать дыры. Если случилась субсидия – тоже неплохо, только могут потребовать софинасирования. А ежели субвенция – то есть шанс «залететь», поскольку выделяются эти средства строго на определенные цели и опять таки нуждаются в софинансировании, причем ваша доля должна быть выше.
Думается, не надо даже говорить о том, что федеральный и региональный бюджеты не состоят в родстве с сорокой-белобокой, и не выдают средства всем, кому ни попадя. А если и выдадут, то контроль серьезный. Поэтому, несмотря на красивые латинские слова, бюджетное выравнивание – еще та головная боль. Как известно, всякий доход не приходит без хлопот.
субсидия — (от лат. subsidium — помощь, поддержка) это пособие в денежной или натуральной форме, предоставляемое за счёт государственного или местного бюджета, а также специальных фондов юридическим и физическим лицам, местным органам власти, другим государствам. Прямые субсидии используются для финансирования фундаментальных научных исследований и опытно-конструкторских работ (гранты), внедрения в производство новой техники и переподготовки кадров. С одной стороны, субсидии могу поощрять развитие перспективных отраслей, с другой — поддерживать нерентабельные, но стратегически важные предприятия (со всеми последствиями вмешательства государства в рыночную экономику, подробнее описано в соответствующей немецкой статье). Кроме того, субсидии направляются на создание рабочих мест в наиболее отсталых районах. Сельскохозяйственное производство субсидируется через компенсационные выплаты. Косвенное субсидирование осуществляется средствами налоговой и денежно-кредитной политики. Государство применяет льготное налогообложение прибыли корпораций, практикует возврат прямых налогов и таможенных пошлин, государственное гарантирование и страхование депозитов, экспортных кредитов, предоставляет частным объединениям кредиты на льготных условиях.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ, субсидия — это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее — субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
ЖИЛИЩНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 29.12.2004 N 188-ФЗ
субсидия это безналичная форма расчета с гражданами по оплате жилья и коммунальных услуг, предоставляемая при превышении платежей граждан за жилье и коммунальные услуги, потребляемые по социальной норме площади жилья и по нормативам потребления коммунальных услуг сверх установленного субъектами Федерации уровня от совокупного дохода семьи
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госстроя РФ от 11.11.1998 N 12 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИКИ РАСЧЕТА ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОЙ ВОЗМОЖНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ НА ЖИЛИЩНО — КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ»
специфическая субсидия иностранного государства (союза иностранных государств) — субсидия, доступ к которой ограничен и которая предоставляется конкретному производителю и (или) экспортеру, или конкретному союзу (объединению) производителей и (или) союзу (объединению) экспортеров, или конкретной отрасли экономики либо направлена на стимулирование экспорта товара или на замещение импорта товара.
субсидия иностранного государства (союза иностранных государств) — финансовое содействие, осуществляемое непосредственно правительством или иным государственным органом иностранного государства (союза иностранных государств) либо через негосударственную организацию по поручению правительства иностранного государства (союза иностранных государств), дающее получателю субсидии дополнительные преимущества и оказываемое в пределах территории иностранного государства (союза иностранных государств) в форме прямого перевода денежных средств (в том числе в виде дотаций, займов, покупки акций) или обязательства по переводу таких средств (в том числе в виде гарантий по займам); отказа от взимания или невзимания платежей, которые должны были бы поступать в доход государства (в том числе путем предоставления налоговых кредитов), за исключением случаев освобождения экспортируемого товара от налогов или пошлин, взимаемых с аналогичного товара, предназначенного для внутреннего потребления, либо возврата таких налогов или пошлин в размерах, не превышающих фактически уплаченных сумм; льготного или безвозмездного предоставления товаров или услуг, за исключением товаров или услуг, предназначенных для поддержания и развития общей инфраструктуры, то есть инфраструктуры, не связанной с конкретным производителем и (или) экспортером; льготного приобретения товара; иной поддержки доходов или цен, если прямым или косвенным результатом такой поддержки является увеличение экспорта товара из иностранного государства (союза иностранных государств) или сокращение импорта товара в такое иностранное государство (союз иностранных государств).
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 08.12.2003 N 165-ФЗ «О СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗАЩИТНЫХ, АНТИДЕМПИНГОВЫХ И КОМПЕНСАЦИОННЫХ МЕРАХ ПРИ ИМПОРТЕ ТОВАРОВ»
(принят ГД ФС РФ 18.11.2003)
Под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Под субсидиями федеральному бюджету из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые федеральному бюджету из бюджета субъекта Российской Федерации в целях софинансирования исполнения расходных обязательств Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий, отнесенных к компетенции органов государственной власти Российской Федерации, в случаях, установленных федеральными законами.
БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 31.07.1998 N 145-ФЗ
«…субсидия — имеющая целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданам социальных услуг;…»
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ»
Дотация – это денежные средства, которые выделяются государственным или местным бюджетом с целью оказания финансовой поддержки убыточным предприятиям и организациям.
Цель предоставления дотаций
Так как за счет дотации часть стоимости продукции, товаров, работ, услуг оплачивается из бюджетных средств, то предоставление дотаций позволяет предотвратить банкротство и не допускать превышения цен на определенные потребительские услуги и товары.
Также за счет дотаций осуществляется поддержка местных бюджетов и малообеспеченных слоев населения.
Кому предоставляется дотация
Дотация выплачивается предприятия, у которых выручка от продажи продукции, товаров, работ, услуг меньше осуществленных издержек на производство и реализацию продукции, товаров, работ, услуг.
Таким образом, дотация компенсирует издержки и покрывает убытки.
Самым большим сегментом дотируемых организаций являются организации и предприятия научной сферы и сельскохозяйственной отрасли, поддержка которых является важным приоритетом для национальной экономики. Также дотация предоставляется нижестоящим бюджетам с целью покрытия разницы между их расходами и доходами и гражданам для покрытия их убытков.
Дотация для населения
Из-за того, что определенная часть населения по размеру своих доходов находятся ниже прожиточного, то таким гражданам также выплачивают субсидии, которое обеспечивают частичное покрытие затрат на коммунальные услуги, а также компенсируют расходы на приобретение социальных товаров и медикаментов.
Можно выделить следующие сферы, в которых государство предоставляет дотации для населения:
-
регулирование тарифов на предоставление коммунальных услуг;
-
жилищно-коммунальные субсидии;
-
финансирование ветеранских организаций и разнообразных обществ людей с ограниченными возможностями;
-
компенсации оплаты проезда определенным категориям граждан в определенных видах транспорта.
Классификация дотаций в зависимости от категории получателей
Таким образом, в зависимости от категории получателей можно выделить следующие виды дотаций:
-
межбюджетные трансферты – это трансферты, выделяемые из федерального бюджета с целью поддержки бюджетов другого уровня;
-
перечисление денежных средств организациям и предприятиям, в случае если доходы этих компаний существенно меньше расходов на производство и реализацию товаров, продукции, работ или услуг;
-
пособия, выплачиваемые малообеспеченным гражданам с целью покрытия понесенных убытков или доплата.
Основные особенности предоставления дотаций
Рассмотрим особенности предоставления дотаций в зависимости от категории получателей.
Финансовая поддержка субъектов РФ
Отметим, что дотации являются мерой государственной поддержки территорий РФ. Порядок предоставления дотаций закреплен в бюджетном Кодексе РФ. В этом законодательном документе четко определены условия, при соблюдении которых тот или иной регион сможет получить дотацию из федерального бюджета. На практике дотации распределяются между субъектами России, которые нуждаются в государственной поддержке, на основании специальной единой методики, разработанной Правительством РФ.
Дотация из федерального бюджета может быть предоставлена субъектам с целью последующего осуществления межбюджетных трансфертов в адрес бюджетов отдельных муниципальных образований.
Основные виды дотаций, предоставляемые регионам из федерального бюджета:
-
дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов;
-
дотации на поддержку сбалансированности бюджетов субъектов РФ.
Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов
Дотации этого вида предоставляются для выравнивания уровня социально-экономического развития отдельных регионов.
Отметим, что различия между регионами нашей стране весьма существенны по ряду причин. Таковыми являются:
-
размер территории;
-
географическое положение;
-
отраслевая направленность;
-
масштабы налоговых отчислений, производимых субъектом в федеральный, а не в свой собственный, бюджет.
За счет дотаций регионы-реципиенты (получатели бюджетных трансфертов) решают свои социально-экономические вопросы, обеспечивают малообеспеченным гражданам страны необходимый уровень жизни и предоставляют социальные гарантии.
Отметим, что законодательством РФ предусматриваются специальные меры воздействия на субъекты, которые в течение продолжительного времени находятся в числе дотационных субъектов. Так, если в течение трех последних отчетных периодов доля дотаций из государственного бюджета составляет более чем 40% от объема собственных доходов консолидированного бюджета РФ, то регион заставят принять особенные меры для повышения эффективности использования полученных бюджетных средств.
Несмотря на то, что средства дотации не имеют целевого характера и не предполагается возврат дотаций, порядок расходования этих средств контролируется со стороны Счетной Палаты РФ. Субъекты, которые нарушают установленный порядок и не исполняют свои обязательства должным образом, в будущем году уже не смогут рассчитывать на дотационную поддержку государства.
Дотации на поддержку сбалансированности бюджетов субъектов РФ
Дотации на поддержку сбалансированности предоставляются бюджетам субъектов России при изменении их расходных обязательств и доходной базы. В этом случае половина дотационных средств утверждается законом о бюджете, а другая половина распределяется комиссией из числа депутатов Государственной Думы, сенаторов Совета Федераций, членов Правительства РФ.
Отметим, что дотации могут быть направлены не только на поддержку региона в целом, но и на осуществление конкретных президентских программ и решение задач общегосударственного значения, которые выполняются в данном конкретном субъекте федерации.
Дотации производителям
Государственные дотации могут предоставляться отраслям хозяйства или отдельным производствам. За счет дотаций компенсируются понесенные издержки, покрываются производственные убытки.
Государственную поддержку получают предприятия, чья деятельность важна для региона или страны в целом, а так же те организации, продукция которых включается в необходимый потребительский минимум, и повышение цен на эту продукцию привело бы в дальнейшем к социальному взрыву. Как правило, к дотационным предприятиям относятся организации с низкой рентабельностью.
Таким образом, государство, предоставляя дотации, решает две задачи.
С одной стороны, дотации защищают предприятие от банкротства, а с другой осуществляется сдерживание роста потребительских цен на продукцию предприятия.
Например, традиционно дотационным является сельское хозяйство – известно, что сельхозпродукция всегда продается ниже себестоимости.
Также дотации получают жилищно-коммунальное хозяйство, социально-культурные учреждения и т. п. Как правило, государственные дотации распространяются только на крупные предприятия, для малого и среднего бизнеса такая мера государственной поддержки не предусмотрена.
Помощь гражданам
Рассчитывать на получение дотации могут и отдельные граждане. Но только в том случае, если граждане смогут подтвердить свою принадлежность к той или иной льготной категории.
Отметим, что для того чтобы получить дотационную поддержку, необходимо не только соблюсти ряд обязательных условий для получения дотации, но документально подтвердить факт выполнения этих условий. Например, получить дотацию на жилье могут те граждане, чья квартира не превышает нормы социального жилья, установленной в данном регионе.
В качестве мер поддержки дотации могут предоставляться и работодателем. Так, например, работодатель может предоставлять сотрудникам предприятия дотацию на проезд к месту работы, на питание, производить доплаты на содержание несовершеннолетних детей. Возможность получения таких дотаций, как правило, оговаривается в трудовом договоре, заключаемом с работниками предприятия.
На практике предоставляются дотации студентам ВУЗов, которые обучаются за счет бюджета. Как правило, ВУЗ устанавливает ограниченное количество получателей дотаций, к которым могут относиться, например, сироты, учащиеся из многодетных семей, или инвалиды. Причем при ежегодном предоставлении необходимых документов дотацию можно получать за весь период обучения.
Отметим, что дотации, которые были получены гражданами из бюджета, обратному возврату не подлежат.