Субъектам малого и среднего предпринимательства

Об определении субъектов малого предпринимательства для целей государственной поддержки и налогообложения

М.С. Есипова,
главный специалист Департамента стратегии
социально-экономических реформ
Минэкономразвития России

1. Общие положения

Критерии, позволяющие отнести хозяйствующие субъекты к субъектам малого предпринимательства, имеют большое значение, потому что малые предприятия могут осуществлять различные виды деятельности — от розничной торговли до научных разработок в сфере высоких технологий. В мировой практике на субъекты малого предпринимательства после присвоения им соответствующего статуса распространяются меры государственной поддержки в виде создания для них более выгодных по сравнению с другими организациями условий налогообложения. Аналогичные критерии используются для осуществления различных стимулирующих мероприятий: принятия на государственном уровне льготных программ кредитования, формирования специальных фондов поддержки и т.д.
Однако для российской правовой системы критерии, определяющие предприятие как малое, меняются в зависимости от того, в каком качестве выступает организация (индивидуальный предприниматель): как объект, на который распространяются меры государственной поддержки, или как субъект налоговых правоотношений. Выделяя лишь два правовых аспекта, касающихся деятельности малых предприятий, подчеркнем, что только налоговая сфера и осуществляемые государством меры по поддержке малых предприятий имеют особое значение для определения критериев, позволяющих предприятию считаться малым и воспользоваться предусмотренными российским законодательством преимуществами, присущими соответствующим отраслям законодательства.
В соответствии с Федеральным законом от 14.06.1995 N 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Закон N 88-ФЗ) определяющим критерием для целей государственного регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства признается прежде всего численность занятых на предприятии работников. Что же касается налогообложения, то к малым предприятиям применяется комплексный подход и используется сочетание нескольких количественных показателей (объем дохода, размер основных средств, определенная организационно-правовая форма и т.д.).
Определение «субъект малого предпринимательства» применяется и в иных отраслях законодательства. Этот термин закрепился в научной, юридической, экономической литературе, хотя, как это будет показано далее, он не имеет в настоящее время четких правовых границ, что становится причиной возникновения серьезных юридических коллизий.

2. Определение понятия «субъект малого предпринимательства»

Совокупность источников права, регулирующих деятельность малых предприятий в Российской Федерации, весьма несовершенна. Нормативные правовые акты различных уровней (горизонтальной или вертикальной иерархии) оперируют понятием «субъект малого предпринимательства»*1, хотя единственным легитимным источником этого определения должен признаваться только Закон N 88-ФЗ, сущность которого заключается в следующем.
_____
*1 См., например, Федеральные законы от 15.08.1996 N 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации», от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», постановление Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» и т.д.
В соответствии со ст. 3 Закона N 88-ФЗ под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 %, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 % и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:
— в промышленности, в строительстве, на транспорте — 100 человек;
— в сельском хозяйстве и научно-технической сфере — 60 человек;
— в оптовой торговле — 50 человек;
— в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30 человек;
— в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 человек.
Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Согласно п. 2 ст. 3 Закона N 88-ФЗ средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.
При этом в части шестой ст. 59 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) установлено, что срочный трудовой договор может быть заключен с лицами, поступающими на работу в организации — субъекты малого предпринимательства с численностью до 40 работников (в организациях розничной торговли и бытового обслуживания — до 25 работников), а также к работодателям — физическим лицам.
Заключение срочного трудового договора, конечно, является правом, а не обязанностью работодателя. Кроме того, возможность заключения срочного договора на основании части шестой ст. 59 ТК РФ не будет являться безусловным и будет считаться правомерным, если работник докажет, что в силу характера и условий работы весьма затруднительно установить трудовые отношения на неопределенный срок.
Однако исходя из буквального толкования рассматриваемой нормы ТК РФ организация, осуществляющая деятельность, например, в сфере строительства и признаваемая на основании Закона N 88-ФЗ субъектом малого предпринимательства (число занятых на производстве составляет не более 100 человек), в соответствии с положениями ст. 59 ТК РФ не сможет заключать срочные трудовые договоры, так как настоящим Кодексом установлен предельный размер численности работников организации — не более 40 человек.
Данный пример подтверждает, что неунифицированные подходы к определению субъектов малого предпринимательства могут на практике привести к затруднениям при ведении предпринимательской деятельности, осуществляемой строго в соответствии с законодательством.
Перечень критериев отнесения юридических лиц (индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица) к субъектам малого предпринимательства, содержащийся в ст. 3 Закона N 88-ФЗ, нельзя признать, во-первых, исчерпывающим , во-вторых, единственно возможным (что подтверждается вышерассмотренным примером, когда для реализации норм трудового законодательства для субъектов малого предпринимательства допустимой признана иная численность работников предприятия, чем установленная специальным нормативным актом — Законом N 88-ФЗ).
Несмотря на скептические отклики ряда специалистов о декларативности преимуществ, закрепленных в Законе N 88-ФЗ, получение статуса «субъект малого предпринимательства» для участника хозяйственных отношений нельзя считать бесполезным. В противном случае предприниматели лишаются права воспользоваться провозглашенными Законом N 88-ФЗ гарантиями и мерами государственной поддержки и защищать свои законные права и интересы.

3. Налогообложение субъектов малого предпринимательства

Наибольший интерес для субъектов малого предпринимательства представляет норма ст. 9 Закона N 88-ФЗ, согласно которой порядок налогообложения, освобождения субъектов малого предпринимательства от уплаты налогов, отсрочки и рассрочки их уплаты устанавливается в соответствии с налоговым законодательством. Но если изменения, вносимые в налоговое законодательство, создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности вышеуказанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.
Следует заметить, что законодателем предпринимались попытки исключить рассматриваемую норму из правового поля.
Так, в ст. 11 Федерального закона от 31.07.1998 N 148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» (далее Закон — N 148-ФЗ) была сделана оговорка о неприменении абзаца второго п. 1 ст. 9 Закона N 88-ФЗ в отношении налогоплательщиков со дня вступления в силу Закона N 148-ФЗ*1 и введения единого налога соответствующими нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
_____
*1 Днем вступления в силу Закона N 148-ФЗ является день его официального опубликования («Российская газета», N 148-149, 06.08.1998). Утратил силу с 1 января 2003 года.
Однако Конституционный Суд Российской Федерации исходя из принципов обеспечения стабильных правовых условий хозяйствования, в том числе в сфере налоговых отношений, соблюдения справедливости и разумной стабильности правового регулирования соответствующих отношений посчитал, что новая норма налогового законодательства (то есть положение ст. 11 Закона N 148-ФЗ) не может применяться к длящимся правоотношениям, возникшим до дня официального опубликования нового порядка регулирования единого налога на вмененный доход*1. Соответственно арбитражные суды, следуя такой трактовке законодательства, принимали решения в пользу субъектов малого предпринимательства, отказывавшихся переходить на новую систему налогообложения.
_____
*1 См. определения Конституционного Суда Российской Федерации от 01.07.1999 N 111-О, от 05.06.2003 N 277-О, от 04.12.2003 N 445-О, постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 19.06.2003 N 11-П.
Проблемы в применении нормы абзаца второго п. 1 ст. 9 Закона N 88-ФЗ, как подтверждают вышеприведенные выводы Конституционного Суда Российской Федерации (а также множество примеров из судебной арбитражной практики), были трудноразрешимыми.
Во-первых, характер этой нормы имел налоговую природу, однако источником являлся нормативный правовой акт, согласно ст. 1 НК РФ не относящийся к законодательству о налогах и сборах.
Во-вторых, несмотря на действие абзаца второго п. 1 ст. 9 Закона N 88-ФЗ с 1995 года по 2005 год, обзор судебной практики показывает, что основные сложности его применения сводились к следующему:
1) понятия «изменения налогового законодательства», «менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства» не могли однозначно интерпретироваться субъектами малого предпринимательства и налоговыми органами и рассматривались судом с учетом конкретных обстоятельств каждого дела;
2) особенностью рассмотрения вышеуказанных дел являлось еще и то, что Закон N 148-ФЗ обязывал индивидуальных предпринимателей, осуществляющих определенные виды деятельности, переходить на уплату единого налога при условии введения соответствующего закона субъектами Российской Федерации.
С учетом условия обложения субъектов малого предпринимательства единым налогом на вмененный доход возникали многочисленные иски о возврате налогоплательщиков к упрощенной системе налогообложения, но нередко суды выносили решения в пользу налоговых органов, так как, подавая расчет налога, индивидуальный предприниматель своими действиями подтверждал согласие на применение специального налогового режима, предусматривающего уплату единого налога на вмененный доход.
Следует отметить, что большая часть дел инициировалась индивидуальными предпринимателями, ссылавшимися на ухудшение условий деятельности, вызванное изменениями налогового законодательства. Вместе с тем количество решений данной категории дел об оспаривании ст. 9 Закона N 88-ФЗ, вынесенных в пользу налогоплательщиков, практически соответствовало количеству решений, принятых в поддержку налоговых органов.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»” и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”» (далее — Закон N 122-ФЗ) ст. 8-10 Закона N 88-ФЗ прекратили свое действие с 1 января 2005 года.
С принятием Федерального закона 29.07.2004 N 95-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах» (далее — Закон N 95-ФЗ) понятие «субъект малого предпринимательства» выведено из терминологии, которой оперирует законодательство о налогах и сборах. До вступления в силу Закона N 95-ФЗ глава 26.2 НК РФ именовалась «Упрощенная система налогообложения для субъектов малого предпринимательства».
В результате, говоря о налогообложении субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации, мы с определенной долей условности имеем в виду порядок выполнения налоговых обязательств лицами, применяющими специальные налоговые режимы в соответствии с главами 26.2, 26.3 НК РФ.
Это объясняется тем, что исходя из содержания соответствующих норм вышеуказанных глав НК РФ воспользоваться специальными налоговыми режимами могут сравнительно небольшие предприятия (по численности, по объему годового оборота и т.д.). Кроме того, сохранение названия особых систем налогообложения («Упрощенная система налогообложения», «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности») невольно позволяет считать их по-прежнему налоговыми режимами, предусмотренными специально для малых форм предпринимательской деятельности, хотя в настоящее время это прямо не указано в налоговом законодательстве, а скорее, следует из концепций специальных налоговых режимов.
Таким образом, с принятием Законов N 95-ФЗ и N 122-ФЗ возникает ситуация, при которой субъект малого предпринимательства продолжает существовать в российской правовой системе как категория организаций (индивидуальных предпринимателей) с небольшим количеством занятых на предприятии работников и соответствие данному количественному ограничению позволяет им воспользоваться мерами государственной поддержки, регламентированными Законом N 88-ФЗ. Для налогового же законодательства это понятие в настоящий момент нелегитимно.
Но специалисты в области налогового законодательства нередко отождествляют в своих работах налогоплательщиков, применяющих системы налогообложения, предусмотренные главами 26.2, 26.3 НК РФ, с субъектами малого предпринимательства.
В условиях несовпадения критериев для целей получения государственной поддержки и права на использование преимуществ глав 26.2, 26.3 НК РФ необходимо учитывать, что речь идет о налогообложении небольших предпринимательских образований, для которых ввиду их экономической слабости действуют специальные налоговые режимы, способствующие их развитию и направленные на их поддержку. Поэтому использование термина «субъект малого предпринимательства» в целях налогообложения допустимо только для обозначения экономических субъектов, но не для обозначения категории налогоплательщиков.

4. Установление критериев отнесения предприятий к малым

Нельзя говорить об эффективном развитии субъектов малого предпринимательства, если их регулирование будет осуществляться путем издания законов и иных нормативных правовых актов, которые не совпадают по времени и содержанию, не позволяя тем самым воспользоваться совокупностью всех провозглашенных государством мер поддержки, имеющих налоговую и неналоговую направленность. Заметим, что выход из сложившейся ситуации не состоит, по нашему мнению, в тотальной кодификации нормативных правовых актов, регулирующих правовое положение субъектов малого предпринимательства; напротив, используемый во многих правовых системах количественный подход при отнесении предприятий к числу малых удобен в рамках процедуры предоставления помощи, однако бесполезен в достижении определенных социальных и экономических результатов, так как количество занятых не дает полной картины о конкурентоспособности и финансовом потенциале предприятий.
Главное достоинство количественного определения — это доступность информации, удобство использования, оперирования и анализа. Недостаток же этого подхода заключается в абсолютности его применения и в отсутствии теоретической базы, что не позволяет делать на их основе какие-либо прогнозы о развитии предпринимательства и тем более о способах усовершенствования предпринимательского климата.
Формально-юридическое познание субъектов малого предпринимательства, выделение его родовых признаков, его идентификация не могут быть продуктивны, если они не дополняются другими сторонами процесса познания, в частности социально-юридическими, экономико-юридическими и другими аспектами. Нормативные правовые акты, регулирующие правовой статус субъектов малого предпринимательства в различных сферах правоотношений, должны строиться путем создания взаимосвязанных и взаимодополняющих, согласующихся между собой законов.
Если Закон N 88-ФЗ затрагивает интересы общества, необходимо точно знать, каково его фактическое, функциональное, а не прокламирующее назначение. Его содержание должно быть опосредовано с помощью норм, содержащихся в иных нормативно-правовых актах. От того, насколько четко и профессионально реализуются поставленные цели, зависят качество и авторитет всей правовой системы.

5. Соотношение нормативных актов, касающихся субъектов малого предпринимательства

Невнимание законодателя к вопросам соотношения Закона N 88-ФЗ и иных нормативно-правовых актов (НК РФ, ТК РФ) отрицательно влияет на систему нормативного регулирования малых форм предпринимательской деятельности и приводит не к взаимодействию, а к соперничеству уполномоченных государством органов и носителей деловой активности.
При этом Закон N 88-ФЗ — специальный закон. Это означает, что содержащиеся в том или ином нормативно-правовом акте положения о субъектах малого предпринимательства должны строго соответствовать букве и духу закона, смысловому содержанию этого «базового» нормативного источника, его основным целям, задачам, принципам, предмету.
При этом необходимо разрешить коллизию базового закона (в нашем случае — Закона N 88-ФЗ) и кодифицированного акта (НК РФ), определить, является ли Закон N 88-ФЗ одноотраслевым (вместе с НК РФ), принимая во внимание принятые позднее законы.
В случае расхождения норм, содержащихся в законах или иных нормативно-правовых актах одинаковой юридической силы, приоритет имеет тот закон, который принят позднее изданного акта. Однако, кроме этого, действуют и другие принципы, которые нередко сталкиваются или пересекаются с ним.
В части спорных вопросов соответствия НК РФ и положений Закона N 88-ФЗ, регулирующего налоговые правоотношения субъектов малого предпринимательства, следует руководствоваться п. 1 ст. 1 НК РФ, согласно которому законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Следовательно, Закон N 88-ФЗ не относится к законодательству о налогах и сборах и не может регулировать налоговые правоотношения.
Рассматриваемая проблема конкуренции нормативных правовых актов, регулирующих правовое положение субъектов малого предпринимательства, не преувеличена, так как ситуация осложняется возникающими коллизиями регионального и федерального законодательства, регулирующего единый налог на вмененный доход, что может повлечь весьма неблагоприятные последствия для налогоплательщиков.
Как отмечалось, ст. 9 Закона N 88-ФЗ утратила силу с 1 января 2005 года. Однако это не стало препятствием для повторения ее содержания органами представительной власти г. Санкт-Петербурга. Так, согласно п. 5 ст. 1 Закона г. Санкт-Петербурга от 28.05.2004 N 273-41 «О внесении изменений и дополнений в Закон Санкт-Петербурга «О введении на территории Санкт-Петербурга системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности”» (далее — Закон г. Санкт-Петербурга) его действие не распространялось до 1 июля 2005 года на плательщиков единого налога, являвшихся субъектами малого предпринимательства в соответствии с Законом N 88-ФЗ, которые осуществляли хозяйственную деятельность в качестве субъектов малого предпринимательства не более четырех лет на момент вступления в силу настоящего Закона, если введение его в действие создавало менее благоприятные условия для этих налогоплательщиков по сравнению с условиями, действовавшими на момент их государственной регистрации.
Напомним, что для признания лица субъектом малого предпринимательства оно должно удовлетворять критериям, установленным в ст. 3 Закона N 88-ФЗ. Кроме того, ст. 4 Закона N 88-ФЗ предусматривает государственную регистрацию субъектов малого предпринимательства.
Однако до настоящего времени Правительством РФ так и не были разработаны порядок и форма заявления о регистрации в качестве субъекта малого предпринимательства. Судебная практика, однако, складывается в пользу предпринимателей, так как неполучение соответствующего статуса в органах исполнительной власти не свидетельствует о том, что предприниматели не являются такими субъектами малого предпринимательства (см. постановление ФАС Дальневосточного округа от 13.03.2003 по делу N Ф03-А51/03-2/354).
Таким образом, отсутствие официального акта о присвоении статуса субъекта малого предпринимателя не лишало индивидуальных предпринимателей возможности до 1 июля 2005 года воспользоваться преимуществами, введенными п. 5 ст. 1 Закона г. Санкт-Петербурга.
В соответствии со ст. 18 НК РФ специальные налоговые режимы, к которым, в частности, относится система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, устанавливаются Кодексом и применяются в случаях и порядке, которые предусмотрены НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах.
В свою очередь, согласно п. 1 ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности устанавливается НК РФ, вводится в действие законами субъектов Российской Федерации (а с 1 января 2006 года — нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в соответствии с Законом N 95-ФЗ) и применяется наряду с общим режимом налогообложения.
При этом исходя из содержания п. 3 ст. 346.26 НК РФ законами субъектов Российской Федерации определяются:
1) порядок введения единого налога на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
2) виды предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится единый налог, в пределах перечня, установленного п. 2 ст. 346.26 Кодекса;
3) значения коэффициента К2, указанного в ст. 346.27 НК РФ.
С 1 января 2006 года вступают в силу изменения, согласно которым законами субъектов Российской Федерации будут определяться только:
1) виды предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится единый налог, в пределах перечня, установленного п. 2 ст. 346.26 НК РФ. Следует отметить, что Федеральным законом от 18.06.2005 N 63-ФЗ «О внесении изменений в статью 346.26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», вступающим в силу с 1 января 2006 года, подпункт 2 п. 3 ст. 346.26 НК РФ дополняется абзацем, согласно которому при введении единого налога в отношении предпринимательской деятельности по оказанию бытовых услуг может быть определен перечень их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, подлежащих переводу на уплату единого налога;
2) согласно Федеральному закону от 21.07.2005 N 101-ФЗ «О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» подпункт 3 п. 3 ст. 246.26 НК РФ, несмотря на изменившуюся нумерацию в связи с исключением подпункта 1, изложен в следующей редакции: «3) значения коэффициента К2, указанного в статье 346.27 настоящего Кодекса, или значения данного коэффициента, учитывающие особенности ведения предпринимательской деятельности.».
Список вышеуказанных полномочий представительных органов власти субъекта Российской Федерации является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.
В связи с этим норма п. 1 ст. 5 Закона г. Санкт-Петербурга о преимуществах по уплате налогов для субъектов малого предпринимательства, которые они имели до 1 июля 2005 года, заслуживает более детального рассмотрения.
С одной стороны установленное Законом г. Санкт-Петербурга преимущество по всем критериям соответствовало определению налоговых льгот, данному в ст. 56 НК РФ: льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
В соответствии с п. 3 ст. 56 НК РФ льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом, льготы же по региональным налогам — НК РФ и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах.
Отметим, что действовавший до 1 января 2005 года п. 2 ст. 9 Закона N 88-ФЗ также учреждал право устанавливать льготы по налогообложению субъектов малого предпринимательства законами Российской Федерации и законами субъектов Федерации.
Но, с другой стороны, как следует из содержания ст. 13-15 НК РФ, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход не причислена ни к федеральным, ни к региональным, ни к местным налогам.
При этом согласно п. 3 ст. 12 НК РФ налоговые льготы, основания и порядок их применения могут устанавливаться законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ. В соответствии с п. 7 ст. 12 НК РФ специальные налоговые режимы, а также порядок введения их в действие и применения устанавливаются настоящим Кодексом.
Кроме того, в НК РФ, в частности в главе 26.3, нет упоминания о возможности получения льгот плательщиками единого налога на вмененный доход.
При условии, что посылки верны, и с учетом положений ст. 6 НК РФ можно утверждать: п. 5 ст. 1 Закона г. Санкт-Петербурга нельзя было признать соответствовавшим Кодексу.
В то же время нельзя не отметить, что содержание п. 5 ст. 1 Закона г. Санкт-Петербурга заслуживало положительной оценки. Это была единственная в Российской Федерации попытка оказать поддержку малому предпринимательству посредством мер налогового стимулирования в области обложения единым налогом на вмененный доход*1.
_____
*1 По состоянию на 1 июля 2005 года из всех принятых в регионах законов о едином налоге на вмененный доход только Закон г. Санкт-Петербурга от 17.06.2003 N 2999-35 (с последующими изменениями) предусматривал особый порядок обложения единым налогом на вмененный доход для субъектов малого предпринимательства.
Во избежание возможных коллизий для представительных органов г. Санкт-Петербурга существовала лишь одна законная возможность для поддержки субъектов малого предпринимательства в рамках рассматриваемого налогового режима — через корректирующий коэффициент К2. В силу абзаца шестого ст. 346.27 НК РФ коэффициент базовой доходности учитывает совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности, в том числе ассортимент товаров (работ, услуг), сезонность, время работы, величину доходов, особенности места ведения предпринимательской деятель-ности, площадь информационного поля световых и электронных табло, площадь информационного поля печатной и (или) полиграфической наружной рекламы и иные особенности. Таким образом, в отношении субъектов малого предпринимательства могут быть предусмотрены новые (но не ранее 1 января 2006 года), меньшие по сравнению с общеустановленными, значения коэффициента К2 для всех видов деятельности, подлежащих обложению единым налогом и осуществляемых организациями или индивидуальными предпринимателями, которые «подпадают» под критерии Закона N 88-ФЗ.
Норма, стимулирующая деятельность налогоплательщиков на федеральном уровне, была исключена (ст. 9 Закона N 88-ФЗ), но законодатель не предусмотрел возможность ее беспрепятственного применения на региональном уровне.
Из-за несогласованности актов законодательства такая попытка совершенствования налоговой политики в области поддержки экономически более слабых субъектов хозяйствования могла привести к плачевным результатам — к судебным разбирательствам для налогоплательщиков и к потере авторитета для региональных властей.
В настоящее время коллизия п. 5 ст. 1 Закона г. Санкт-Петербурга разрешена: Законом г. Санкт-Петербурга от 30.05.2005 N 247-25 эта норма с 1 июля 2005 года признана утратившей силу.
И все же, учитывая вышеприведенное, видится бесспорной возникшая в настоящее время необходимость пересмотра законодательства, регулирующего деятельность малых предприятий. Несовершенство нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность малых предприятий, приводит к столкновению разноотраслевых и даже одноотраслевых (федерального и регионального) актов законодательства о налогах и сборах, где участником отношений выступает специфическая и, безусловно, нуждающаяся в такого рода поддержке категория лиц, именуемых субъектами малого предпринимательства.

Какова процедура получения предприятием статуса малого или среднего предпринимательства?

16 августа 2017

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Подтверждением статуса субъекта малого предпринимательства является поименование организации в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, размещенном на официальном сайте ФНС России (https://ofd.nalog.ru/). Данный реестр формируется автоматически на основании налоговой отчетности, данных из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП), других сведений, предоставляемых в адрес ФНС России.

Обоснование вывода:

Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Закон N 209-ФЗ) к субъектам малого и среднего предпринимательства (далее — СМП) относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ, хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели (ИП).

В соответствии с нормами части 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ для признания хозяйственного общества СМП необходимо, чтобы оно отвечало одновременно трем критериям:

1) должно быть выполнено хотя бы одно из следующих требований, указанных в п. 1 части 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ.

Так, для обществ с ограниченной ответственностью суммарная доля участия в уставном капитале следующих лиц не должна превышать (пп. «а» п. 1 ст. 1.1 Закона N 209-ФЗ):

25%:

— Российской Федерации,

— субъектов Российской Федерации,

— муниципальных образований,

— общественных и религиозных организаций (объединений),

— благотворительных и иных фондов (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов инвестиционных фондов),

49%:

— иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся СМП.

Причем ограничение в отношении суммарной доли участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся СМП, не распространяется на общества с ограниченной ответственностью, соответствующие требованиям, указанным в пп.пп. «в»-«д» п. 1 части 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ;

2) среднесписочная численность работников хозяйственного общества за предшествующий календарный год не должна превышать пределов, установленных пп.пп. «а»-«б» п. 2 части 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ;

3) доход хозяйственного общества за предшествующий календарный год не должен превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории СМП (п. 3 части 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ).

С 1 июля 2016 года сведения о юридических лицах и ИП, отвечающих условиям отнесения к малым и средним, вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — Единый реестр), за ведение которого отвечает ФНС России (часть 2 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ, п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506).

Единый реестр формируется автоматически, путем присвоения статуса СМП хозяйствующим субъектам, сведения о которых уже содержатся в информационных системах, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, без введения административных процедур, связанных с предоставлением такими хозяйствующими субъектами дополнительных документов.

Как определено частью 6 ст. 10 Федерального закона от 29.12.2015 N 408-ФЗ, первое размещение сведений, содержащихся в Едином реестре, в сети Интернет на официальном сайте ФНС России осуществлено 01.08.2016. Дальнейшее размещение сведений, содержащихся в Едином реестре, в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа осуществляется ежемесячно начиная с 10.09.2016.

В соответствии с частью 4 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ внесение сведений о юридических лицах и ИП в Единый реестр и исключение таких сведений из Единого реестра осуществляются на основании:

— сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, ЕГРИП;

— представленных в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год;

— сведений о доходе, полученном от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год;

— сведений, содержащихся в документах, связанных с применением специальных налоговых режимов в предшествующем календарном году;

— сведений, представленных в уполномоченный орган в соответствии с частями 5 и 6 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ.

Одновременно отметим, что согласно абзацу шестому п. 3 ст. 80 НК РФ сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год представляются организацией (ИП, привлекавшим в указанный период наемных работников) в налоговый орган не позднее 20 января текущего года, а в случае создания (реорганизации) организации — не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором организация была создана (реорганизована). Указанные сведения представляются по форме, утвержденной приказом ФНС России от 29.03.2007 N ММ-3-25/174 (код формы по КНД 1180011), в налоговый орган по месту нахождения организации (по месту жительства ИП).

А сведения о доходе, полученном от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, организации указывают в налоговых декларациях (расчетах) за налоговый период (ст. 19, пп. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ).

Таким образом, внесение сведений о юридических лицах и ИП в Единый реестр и исключение таких сведений из Единого реестра осуществляется ФНС России.

Дополнительно с помощью специального электронного сервиса субъектов малого и среднего предпринимательства в добровольном порядке могут быть сообщены сведения о видах производимой продукции, имеющемся опыте, а также об участии в программах партнёрства. При этом необходимость подачи специальных заявлений для присвоения статуса СМП в настоящий момент действующим законодательством не предусмотрена.

Соответственно, поименование ООО в Едином реестре является подтверждением его статуса СМП.

Проверить, включено ли ООО в Единый реестр в текущем периоде, можно благодаря тому, что сведения из реестра являются общедоступными, поскольку размещаются в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (https://ofd.nalog.ru/). Сведения обновляются 10-го числа каждого месяца и сохраняются в течение пяти лет с момента каждого обновления.

Сроки внесения в Единый реестр (исключения из Единого реестра) сведений зависят от вида сведений (п. 5 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ):

— общие сведения, имеющиеся у налогового органа, вносятся ежегодно 10 августа текущего календарного года по состоянию на 1 июля текущего календарного года;

— сведения о вновь созданных юридических лицах и вновь зарегистрированных ИП отвечающих условиям отнесения к СМП, а также о прекращении ими деятельности вносятся 10-го числа месяца, следующего за месяцем внесения сведений в ЕГРЮЛ и ЕГРИП;

— изменения содержащихся сведений — 10-го числа месяца, следующего за месяцем внесения соответствующих сведений в ЕГРЮЛ или ЕГРИП;

— исключение сведений в случае, если такие юридические лица, ИП не представили сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и (или) налоговую отчетность, позволяющую определить величину дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, либо такие юридические лица, ИП перестали отвечать установленным критериям, производится 10 августа текущего календарного года.

Рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:

— Энциклопедия решений. «Субъекты малого и среднего предпринимательства».

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Графкин Олег

Критерии отнесения организаций и ИП к субъектам малого и среднего предпринимательства связан с предельными величинами суммы выручки и средней численности работников предприятия, которые не должны превышать установленные законодательством (Законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ) предельные значения. В таблице ниже представлены все условия признания компании субъектом малого предпринимательства.

Виды хозяйствующих субъектов Условия признания субъектом малого предпринимательства1 Основание
Коммерческие организации2 и потребительские кооперативы Суммарная доля участия государства, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных организаций и граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) не превышает 25 процентов (за исключением активов акционерных и закрытых паевых инвестиционных фондов)Доля, принадлежащая одной или нескольким организациям, которые не являются субъектами малого и среднего предпринимательства, не превышает 25 процентов3 п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ
Коммерческие организации2, потребительские кооперативы и индивидуальные предприниматели Средняя численность работников 4 за предыдущий календарный год не превышает:

  • 15 человек – для микропредприятий;
  • 16–100 человек – для малых предприятий;
  • 101–250 человек – для средних предприятий
п. 2 ч. 1 ст. 4 Закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ
Коммерческие организации2, потребительские кооперативы и индивидуальные предприниматели Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без НДС5 или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов)6 за предыдущий календарный год не превышает предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства4На 2013−2017 годы установлены следующие предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) без НДС:

  • 60 млн руб. – для микропредприятий;
  • 400 млн руб. – для малых предприятий;
  • 1000 млн руб. – для средних предприятий.

п. 3 ч. 1 ст. 4 Закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ

постановление Правительства РФ от 9 февраля 2013 г. № 101

1 Субъект малого бизнеса утрачивает свой статус только в том случае, если в течение двух календарных лет подряд сумма выручки от реализации и (или) средняя численность работников превышают установленные предельные значения (п. 4 ст. 4 Закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ).

2 За исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий (ч. 1 ст. 4 Закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ).

3 Данное ограничение не распространяется на организации, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для ЭВМ, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат следующим учредителям (участникам) таких организаций:

  • бюджетным научным учреждениям;
  • научным учреждениям, созданным государственными академиями наук;
  • бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования;
  • образовательным учреждениям высшего профессионального образования, созданным государственными академиями наук.

Это следует из пункта 1 части 1 статьи 4 Закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ.

4 В течение года, в котором вновь созданные организации и предприниматели были зарегистрированы, они определяют показатели средней численности сотрудников, выручку или балансовую стоимость активов (остаточную стоимость основных средств и нематериальных активов) за период с момента их госрегистрации до конца года (ч. 5 ст. 4 Закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ).

5 Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год определяется в порядке, установленном статьей 249 Налогового кодекса РФ (ч. 7 ст. 4 Закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ).

6 В расчет принимается остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, оцениваемая по правилам бухучета (ч. 8 ст. 4 Закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ).

По материалам БСС «Система Главбух»

Субъекты МСБ: как определить, кто к ним относится

Порядок отнесения организаций к субъектам малого и среднего предпринимательства установлен в статье 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Закон N 209-ФЗ). Напомним, что субъекты малого предпринимательства имеют право не представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности некоторые из форм. В частности, они могут ограничиться сдачей только бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках (формы N 1 и 2) и не составлять отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств, приложение к бухгалтерскому балансу (формы N 3, 4 и 5 соответственно) и пояснительную записку. Но воспользоваться указанной возможностью вправе лишь те субъекты малого предпринимательства, которые согласно законодательству не обязаны проводить аудиторскую проверку достоверности своей бухгалтерской отчетности*(1). Основание — пункт 3 Указаний об объеме форм бухгалтерской отчетности, утвержденных приказом Минфина России от 22.07.2003 N 67н.

Субъекты малого предпринимательства, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательному аудиту, также могут не представлять формы N 3, 4 и 5, но только в случае отсутствия соответствующих данных. Пояснительную записку и аудиторское заключение они обязаны включить в состав годовой бухгалтерской отчетности.

Итак, к субъектам малого и среднего предпринимательства могут быть отнесены потребительские кооперативы*(2) и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ), при условии, что они соответствуют определенным требованиям по средней численности работников, выручке от реализации и составу учредителей (участников, акционеров). Индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства, внесенные в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП), также признаются субъектами малого и среднего бизнеса. В отличие от юридических лиц к индивидуальным предпринимателям или крестьянским (фермерским) хозяйствам предъявляется лишь два требования — по средней численности работников и выручке от реализации.

Требования к составу учредителей (участников, акционеров) юридического лица и средней численности работников установлены непосредственно в статье 4 Закона N 209-ФЗ, а предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) по категориям субъектов малого и среднего бизнеса утверждены постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 N 556. Чтобы определить, является ли в текущем году организация или индивидуальный предприниматель субъектом малого и среднего бизнеса, следует использовать показатели средней численности работников и выручки от реализации за предшествующий календарный год. Вновь созданные организации (вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства) могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства уже в том году, в котором они зарегистрированы, если их показатели средней численности работников и выручки от реализации товаров (работ, услуг) за период, прошедший со дня государственной регистрации, не превышают установленных предельных значений (п. 5 ст. 4 Закона N 209-ФЗ).

Подробная информация обо всех требованиях приведена в таблице. Допустим, по средней численности работников организация относится к малым предприятиям, а по выручке — к средним или наоборот. Такая организация считается средним предприятием, так как категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием (п. 3 ст. 4 Закона N 209-ФЗ).

Отметим, что Законом N 209-ФЗ предусмотрено вместо критерия выручки от реализации использовать критерий балансовой стоимости активов (остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов по данным бухгалтерского учета). Однако в настоящее время предельные значения балансовой стоимости активов*(3) не утверждены.

Таблица.

Критерии для отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства

Категория субъекта малого и среднего бизнеса

Средняя численность работников за предшествующий календарный год

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС за предшествующий календарный год

Организационно-правовая форма

Суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) организации

Доля участия в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) организации, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства

Микропредприятие

Не более 15 человек

60 млн. руб.

Открытое акционерное общество (ОАО), закрытое акционерное общество (ЗАО), общество с ограниченной ответственностью (ООО), общество с дополнительной ответственностью, полное товарищество, товарищество на вере (коммандитное товарищество), производственный или потребительский кооператив

Не более 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов)

Не более 25%

Малое предприятие

Не более 100 человек

400 млн. руб.

Среднее предприятие

От 101 до 250 человек включительно

1 млрд. руб.

* Средняя численность работников микропредприятия, малого или среднего предприятия определяется с учетом всех его работников в порядке, изложенном в постановлении Росстата от 14.01.2008 N 3. В нее включаются средние численности (п. 6 ст. 4 Закона N 209-ФЗ):

— работников списочного состава;

— внешних совместителей (с учетом фактически отработанного времени);

— работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера;

— работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений данного микропредприятия, малого или среднего предприятия.

** Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год определяется в порядке, установленном НК РФ (п. 7 ст. 4 Закона N 209-ФЗ).

*** Указанные критерии распространяются только на юридических лиц.

**** С 15 августа 2009 года данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ — бюджетным научным учреждениям или научным учреждениям, созданным государственными академиями наук, либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или образовательным учреждениям высшего профессионального образования, созданным государственными академиями наук (новая редакция подп. 1 п. 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ). При этом под результатами интеллектуальной деятельности понимаются программы для электронных вычислительных машин, базы данных, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау).

«Российский налоговый курьер», N 1-2, январь 2010 г.

————————————————————————-

*(2) Потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов (п. 1 ст. 116 ГК РФ). Потребительские кооперативы являются некоммерческими организациями, то есть не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками. Однако они могут осуществлять предпринимательскую деятельность, но лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует данным целям (п. 1 и 3 ст. 50 ГК РФ).

*(3) С 2010 года предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов будут устанавливаться Правительством РФ один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства (п. 2 ст. 4 Закона N 209-ФЗ).

29 декабря 2015 года принят Федеральный закон № 408-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающий создание единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства к 1 августа 2016 года.

Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства МСП, ведется ФНС РФ с 1 августа 2016 года

Внесение сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, в единый реестр МСП и исключение таких сведений из указанного реестра осуществляются в силу ч. 2 ст. 4.1 Закона № 209‑ФЗ Федеральной налоговой службой на основании:

  • сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП:
  • сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год;
  • сведений о доходе, полученном от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год;
  • сведений, содержащихся в документах, связанных с применением специальных налоговых режимов в предшествующем календарном году;
  • сведений, представленных лицами, определенными пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2015 года № 408-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (поставщики);
  • сведений, представленных юр. лицами и ИП, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства:

Единый реестр субъектов малых и средних предприятий представляет собой размещенную в открытом доступе базу данных о субъектах МСП, при использовании которой можно подтвердить принадлежность того или иного хозяйствующего субъекта к категории МСП. Реестр предприятий малого бизнеса, как автоматизированный системный процесс позволяет оптимизировать процедуру подтверждения статуса малого и среднего предприятия для участников программ поддержки и упрощает поиск поставщиков.

Предоставление сведений субъектами малого и среднего предпринимательства в реестр субъектов МСП

В целях ведения единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства соответствующие сведения представляются в Федеральную налоговую службу юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, сведения о которых внесены в указанный реестр МСП.

Сведения представляются в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, с использованием официального сайта ФНС России в сети «Интернет».

Субъектами малого и среднего предпринимательства представляются следующие сведения:

  • о производимой юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем продукции (в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности) с указанием на соответствие такой продукции критериям отнесения к инновационной продукции, высокотехнологичной продукции;
  • о включении юридического лица, индивидуального предпринимателя в реестры (перечни) субъектов малого и среднего предпринимательства — участников программ партнерства между юридическими лицами, являющимися заказчиками товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», и субъектами малого и среднего предпринимательства;
  • о наличии у юридического лица, индивидуального предпринимателя в предшествующем календарном году контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», и (или) договоров, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Внесение в реестр МСП, условия отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства

К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие определенным условиям.

В целях отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства должны выполняться следующие условия:

Критерий

Предельный показатель

Микропредприятие Малое предприятие Среднее предприятие
Средняя численность работников 15 чел. 16-100 чел. 101-250 чел.
Доход за год 120 млн.р. 800 млн.р. 2 млрд.р.
Доля участия в уставном капитале
(ООО и хозяйственный товарищества)
Не более 25% участия:

государства, в том числе субъектов РФ и муниципальных образований; общественных организаций; религиозных объединений; фондов, в том числе благотворительных.

Не более 49% для иностранных фирм:

не относящихся к малыми или средними; относящихся к офшорным.

п.п. «в» — «д» пункта 1 части 1.1 статьи 4 Федерального закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ

Доля участия в уставном капитале
(акционерные общества)

Принципы формирования реестра малых и средних предприятий ФНС

База сведений реестра МСП включает данные из налоговой отчетности, ЕГРЮЛ и ЕГРИП и источников других ведомств, которые предоставили информацию в ФНС. Сведения поступают автоматически, без участия предпринимателей. Однако если организации не представляет сведения о среднесписочной численности работников и налоговую отчетность, то ФНС не внесет ее в реестр субъектов предпринимательства.
Сведения о принадлежности компании или ИП к категории субъектов малого и среднего предпринимательства согласно п. 1, 4 ч. 5 ст. 4.1 Закона № 209‑ФЗ обновляются ежегодно 10 августа соответствующего календарного года, при этом используются данные ФНС по состоянию на 1 июля.
Кроме того, непредставление отчетности — это причина, по которой сведения о таких компаниях и ИП и исключаются из реестра 10 августа текущего календарного года. Важно также соблюдать сроки по представлению сведений о среднесписочной численности работников за прошедший год.

Какие сведения содержатся в реестре поддержки субъектов МСП

  • наименование юр. лица или ФИО ИП;
  • категория субъекта (микро-, малое или среднее предприятие);
  • ИНН;
  • место нахождения юр. лица или место жительства ИП;
  • основной вид деятельности;
  • дата внесения сведений в реестр;
  • указание на то, что юридическое лицо или ИП является соответственно вновь созданным юридическим лицом, вновь зарегистрированным ИП;
  • наличие заключенных договоров, контрактов;
  • информация о производстве инновационной, высокотехнологичной продукции;
  • участие в программах партнерства;
  • сведения о полученных лицензиях.
  • категорию субъекта МСП (микропредприятие, малое или среднее предприятие);
  • иные сведения, включаемые в Единый реестр в соответствии с федеральными законами или нормативными правовыми актами Правительства РФ.

Какие сведения в реестре МСП обновляются?

  • о вновь созданных юридических лицах и ИП;
  • о юр. лицах и ИП, прекративших деятельность в установленном порядке (п. 5, п. 7 ч. 5 ст. 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ), – в этом случае предприниматели будут исключены из реестра;
  • общие сведения (наименование, место нахождения, лицензии и др.);
  • о производимой продукции, участии в закупках товаров, работ, услуг;

Кроме сведений, установленных ч. 3 ст. 4.1 Закона № 209‑ФЗ, субъекты МСП могут самостоятельно внести в Единый реестр дополнительную информацию о себе, например, контактные данные: адрес электронной почты, телефон, сайт.

Поиск в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства ФНС РФ

Подать заявку на внесение сведений в реестр малых предприятий

Узнать по ИНН какую помощь может получить ваш бизнес в связи с короновирусом


Реестр получателей поддержки за счет средств города Москвы

Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства — получателей поддержки — создан с целью обеспечения открытости господдержки. В реестре отражена базовая информация о субъектах МСП, получивших поддержку по программе господдержки за счет средств бюджета города Москвы. Держатель реестра – Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы.
Реестр ведется в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.07.2007 № 209 — ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»; Федерального закона от 27.07.2006 № 149 — ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Поиск в Реестре МСП — получателей поддержки Москвы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *