Ставка НДС 2019

Содержание

С 1 января повышается ставка НДС

Последняя новость об НДС с 2019 года — подписанный Президентом РФ Владимиром Путиным закон о повышении ставки НДС до 20 процентов. Федеральный закон от 03.08.18 № 303-ФЗ с соответствующими поправками в Налоговый кодекс 3 августа официально опубликован. Документ начинает действовать с 1 января будущего года. Теперь подробно о повышении ставок.

Повышение общей ставки. Согласно закону № 303-ФЗ, с 2019 года произойдет повышение общей ставки НДС на два пункта — с 18 до 20 процентов.

Применять новую ставку надо будет к товарам, отгруженным после 1 января 2019 года. Именно с этого числа будет действовать новая ставка 20 процентов.

Повышение расчетной ставки. Расчетная ставка налога вырастет с 15,25 до 16,67 процента. «Расчетным методом» значит: 16,67 = 20/120.

Ставки налога 0% и 10% будут сохранены. А повышение НДС частично компенсировано отменой налога на движимое имущество организаций.

УЗНАТЬ ОТВЕТЫ Минфин отметил, что при реализации в 2019 году товаров надо применять ставку 20%, даже если ранее налог с аванса считали по ставке 18/118 (письмо от 06.08.2018 № 03-07-05/55290). К вычету получится принять только фактически исчисленный налог. Это означает, что компаниям придется исходить из прежней ставки.

Второй момент, о котором рассказали в Минфине – время приобретения товаров не повлияет на порядок расчета и размер НДС в 2018 году. Ставку по НДС 20 процентов с 2019 года применяют в тех случаях, когда по приобретенным товарам входящий налог считали по 18%. Из этого чиновники делают вывод – при реализации таких товаров начиная с 1 января 2019 года нужно применять ставку с учетом изменений – по 20% (письмо Минфина от 10.09.2018 № 03-07-11/64577).

Какие последствия повышения НДС

Как стало известно, в России будет повышаться налоговая ставка. Население, узнав о данной новости начало выступать против проведения подобных мероприятий.

Увеличение НДС до 20% с 1 января 2019 года отразится прежде всего на обычных гражданах, так как их доходы пока не увеличиваются. Первые разговоры о предстоящем увеличении НДС появились еще в мае 2018, а уже 16 июня Дмитрий Медведев вынес предложение на рассмотрение. Окончательное решение по этому вопросу Госдума вынесет 3.07.2018.

— один из косвенных налогов, зачисляемый в федеральный бюджет. Налог на добавленную стоимость, как указано в ст. 163 НК РФ, имеет налоговый период в один квартал, пишет Рос-Регистр. В 2018 году базовая ставка по нему составляет 18%.

Некоторые товары и услуги, называемые социально значимыми, реализуются с пониженной ставкой в 10%. Преимущественно это основные продукты питания, медикаменты, товары для детей.

Некоторые услуги, товары, продукты полностью освобождены от уплаты этого налога, что регламентировано пунктами 1-3 ст. 164 НК РФ. Это, к примеру, медицинское обслуживание, транспортные услуги, плата за детские сады и т.д.

Ни перечень услуг по специальным ставкам, ни размер этих ставок (10% и 0%) законопроектом не затрагивается.

К чему приведет повышение НДС, и зачем это нужно? Все понимают, что в бюджете вечно не хватает денег. По подсчётам экономистов, повышение НДС на 2% будет приносить по 600 млрд. руб. ежегодно, а это те самые деньги, которые планируют пустить на повышение пенсий и других социальных выплат.

Майские указы президента требуют серьёзных вливаний в здравоохранение, образование и другие сферы, которые и формируют качество жизни россиян. Бесплатная диспансеризация, льготные ипотеки, материнский капитал и так далее, всё это требует денег, которых пока в бюджете не хватает. Для примера, нам приводят опыт ряда других европейских стран, где только поднятие ставки НДС смогло оздоровить экономику. Если сравнивать НДС в Европе, то в России сейчас самая низкая ставка.

Скорее всего, повышение НДС ударит по населению и затронет каждого. Производители никогда не будут работать в ущерб себе и не упустят случай урвать чуть больше. Ведь ставка НДС не менялась с 2004 года, а цены с тех пор выросли в несколько раз.

Это говорит о том, что налоги сами по себе мало влияют на цены, и больше на них влияет инфляция, курс валют, спекуляции и коррупция. По планам правительства, ощутят на себе повышение НДС лишь покупатели дорогих автомобилей, бригады строителей, и любители деликатесов.

Если НДС повысится до 20%, но при этом останется льготная ставка 10% для определённых групп товаров и услуг, эксперты прогнозируют незначительное повышение цен в рамках 1.5%-2%. Это очень оптимистичный прогноз, и очень хотелось бы в это верить.

Как заявляют в правительстве, повышение НДС не коснётся группы продовольственных товаров, и товаров первой необходимости. Для мясомолочной продукции, овощей, яиц, ряда детских товаров и медицинских препаратов НДС всё так же будет 10%. По прежнему не будет НДС при покупке жилья, и, по замыслу экономистов, население почти не ощутит повышения налога, если будет покупать только продукты из потребительской корзины.

Но вместе с тем бизнес никогда не упустит своего, и некоторые эксперты прогнозируют, что повышение НДС на 2 % в действительности увеличит цены на 11%-15%. Это как цепная реакция, коснётся всего. Да, ставка НДС на продукты останется прежней, но конечная цена вырастет за счёт других факторов, которые влияют на ценообразование.

Ведь НДС платят несколько раз, на всех этапах производства товара, и если этих этапов много, цена может вырасти не на один десяток процентов. Есть аренда, логистика, упаковка, в конце концов, и даже товары со льготной и нулевой ставками, на каком-то этапе могут пересекаться с теми товарами, которые не имеют льгот, и это поднимет их в цене.

Закон о повышении НДС 2018 года, считается «мягким» вариантом, так как были и другие идеи, которые вызвали бы слишком бурное возмущение в обществе. Обсуждался вопрос повышения НДС и снижения страховых взносов до 22%. В министерстве сошлись на мягком варианте, считая его оптимальным и для бизнеса, и для населения.

Министерство финансов планирует, что реальные зарплаты вырастут на 6,3% в 2019 году. Это больше, чем поднятие НДС на 2% и, по замыслу финансистов, покупательская способность населения сохраниться на том же уровне, а то и вырастет.

Эксперты, которые реально смотрят на вещи, предсказывают, что часть предприятий раздробится, и перейдёт на упрощённое налогообложение, платя единый налог. А может проведёт сокращения сотрудников, ради экономии. Также может увеличиться доля зарплат «в конвертах», а это никак не оздоровит экономику и лишь уменьшит отчисления в бюджет.

Конечно, можно увеличить штат контролирующих органов, но это ведь снова бюджетники, которым нужно платить зарплату. Если брать в пример всё тот же опыт европейских стран, то стоило бы задуматься, почему при одинаковых налогах и ценах уровень жизни у нас несопоставим?

Можно кивать на низкие рентабельность и производительность труда, но ведь это касается только производства товаров. Может ли педагог, врач или кассир в магазине увеличить свою производительность труда? Может, если только уволят несколько сотрудников, и придётся работать в две-три смены. Но ведь базовая ставка не увеличится, и «прожиточный минимум» так и останется минимумом, на который можно только выживать, а не жить достойно.

Источник: https://www.kramola.info/vesti/novosti/povyshenie-nds-s-1-yanvarya-2019-goda-chem-grozit-novosti

Договоры, заключенные до начала 2019 года

Годовой отчет — 2018. Вебинар Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения Зарегистрироваться

Закон № 303-ФЗ не предусматривает переходного периода. Но если договоры заключены в 2018 году и ранее, а срок их исполнения приходится на период после 1 января 2019 года, необходимо провести инвентаризацию и предусмотреть в них изменение ставки НДС. Это зависит от того, как указана в договорах стоимость товаров (работ, услуг): со ставкой и суммой НДС или нет.

Ситуация 1. Стоимость указана с НДС

В договоре может быть отражена общая стоимость товаров (работ, услуг) и указана ставка НДС 18% или выделена сумма НДС, рассчитанная по ставке 18%. В этом случае нужно согласовать с покупателем, как с 1 января 2019 года определять стоимость товаров (работ, услуг) для расчета НДС по ставке 20%. Есть два пути:

  • Увеличить итоговую стоимость товаров (работ, услуг), если покупатель с этим согласен. Цена товаров (работ, услуг) без НДС останется без изменения, а для покупателя их итоговая стоимость увеличится на 2% НДС.

Пример 1: в договоре указана стоимость товаров (работ, услуг) 118 000 ₽, в том числе НДС 18% — 18 000 ₽. При реализации товаров (работ, услуг) в 2019 году к цене без НДС прибавляется сумма НДС, рассчитанная исходя из ставки налога 20%. В итоге стоимость товаров (работ, услуг) составит 120 000 ₽.

Новая сумма НДС: 100 000 х 20% = 20 000 ₽.

Сумма без НДС: 100 000 ₽.

Итоговая сумма товаров (работ, услуг): 100 000 + 20 000 = 120 000 ₽.

  • Если покупатель не согласен с увеличением итоговой стоимости, то можно уменьшить стоимость товаров (работ, услуг) без НДС, оставив итоговую стоимость неизменной. В этом случае поставщику придется уплатить дополнительные 2% НДС за свой счет, и его выручка уменьшится.

Пример 2: в договоре указана стоимость товаров (работ, услуг) 118 000 ₽, в том числе НДС 18% — 18 000 ₽. При реализации товаров (работ, услуг) в 2019 году:

Новая сумма НДС: 118 000 х 20 ÷ 120 = 19 667 ₽.

Сумма без НДС: 118 000 ÷ 120 х 100% = 98 333 ₽.

Итоговая сумма товаров (работ, услуг): 98 333 + 19 667 = 118 000 ₽.

Выручка поставщика уменьшится на 1 667 ₽ (100 000 — 98 333 ₽).

Как сформулировать дополнительное соглашение к действующему договору

При заключении до конца 2018 года новых долгосрочных договоров, действующих в 2018 и 2019 годах, или при составлении дополнительных соглашений к уже действующим договорам не пишите конкретную ставку или сумму НДС. Лучше сделайте отсылку к п. 3 ст. 164 НК РФ и укажите следующее:

Стоимость товаров (работ, услуг) установлена без НДС, сумма налога предъявляется дополнительно к стоимости по ставке, установленной п. 3 ст. 164 НК РФ, на дату реализации.

При такой формулировке в соответствии с п. 3 ст. 164 НК РФ:

  • сумма НДС рассчитывается до 31.12.2018 по ставке 18%;
  • с 01.01.2019 — по ставке 20%, что исключает любые претензии со стороны налоговых органов и покупателей.

Вариант формулировки в новых договорах или дополнительных соглашениях к действующим договорам:

Стоимость, указанная в п.___ Договора, не включает НДС, который дополнительно предъявляется продавцом покупателю в соответствии с требованиями НК РФ. До 31 декабря 2018 года включительно сумма НДС исчисляется по ставке 18%, начиная с 1 января 2019 года сумма НДС исчисляется по ставке 20%.

Оптимально подписывать дополнительное соглашение к действующему договору до конца 2018 года. Если это сделать после 1 января 2019 года, то нужна отсылка к п. 2 ст. 425 ГК РФ. Эта норма распространяет условия дополнительного соглашения на правоотношения, возникшие более ранней датой, а именно с 1 января 2019 года.

Если дополнительное соглашение подписано и датировано 2019 годом, то п. 2 ст. 425 ГК РФ дает возможность эти положения распространять не с даты подписания указанного дополнительного соглашения, а с более ранней даты, то есть с 1 января 2019 года.

Ситуация 2. Стоимость без учета НДС

Если по договору стоимость установлена без НДС, то это означает, что налог начисляется сверх указанной стоимости исходя из действующей ставки. В этом случае договор изменять необязательно. Можно составить дополнительное соглашение к нему со ссылкой на п. 3 ст. 164 НК РФ, где указана действующая ставка НДС. Тогда начиная с 1 января 2019 года при реализации товаров (работ, услуг) поставщик предъявит покупателю 20% сверх установленной договором цены без НДС.

При таких условиях договора порядок определения стоимости не изменится. Итоговая стоимость товаров (работ, услуг) с учетом новой ставки НДС в 2019 году автоматически вырастет.

Если в договоре цена указана без НДС, то автоматически применяется действующая ставка НДС на дату реализации. То есть до 31 декабря 2018 года — 18%, с 1 января 2019 года — 20%.

Ситуация 3. Нет прямого указания о включении/невключении НДС в стоимость

Во избежание споров и разногласий с покупателями и налоговыми органами к договору необходимо составить дополнительное соглашение. В соглашении надо указать одно из положений:

  1. Цена товаров (работ, услуг) не включает в себя НДС, то есть НДС начисляется сверх установленной договором цены по ставке, установленной п. 3 ст. 164 НК РФ на дату реализации.
  2. Цена товаров (работ, услуг) включает в себя НДС, исчисленный по ставке, предусмотренной п. 3 ст. 164 НК РФ.

Поставщик должен предъявить НДС покупателю дополнительно к цене реализуемых товаров (работ, услуг) по прямой ставке, то есть по 18% или 20% (п. 1 ст. 168 НК РФ). Если в договоре нет прямого указания на то, что установленная цена не включает в себя сумму налога, то НДС выделяется из указанной в договоре цены расчетным методом с применением ставки 18/118 или 20/120 (п. 4 ст. 164 НК РФ, п.17 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33).

Расчетная ставка НДС:

  • до 01.01.2019 — 15,25% (18/118 х 100%);
  • после 01.01.2019 — 16,67% (20/120 х 100%).

Ситуация 4. Договоры с фиксированной ценой по государственным контрактам

Вебинары по 44-ФЗ, 223-ФЗ Актуальные темы с экспертами в Школе электронных торгов Расписание

Государственные или муниципальные контракты, заключенные в 2018 году или ранее, цены по которым установлены в фиксированном размере, не пересматривают. Исключений в части изменения ставки НДС в Законе № 303-ФЗ нет.

После 1 января 2019 года вместо ставки НДС 18% нужно применять ставку 20%.

Как указано в Письмах Минфина России от 20.08.2018 № 24-03-07/58933 и от 28.08.2018 № 24-03-07/61247, цена государственного контракта является твердой и определяется на весь срок его исполнения, что прямо предусмотрено п. 2 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Закон № 44-ФЗ).

Случаи возможного пересмотра цены контракта, в том числе в связи с изменением законодательства, установлены ст. 95 Закона № 44-ФЗ в отношении контрактов:

  • федеральных контрактов с ценой от 10 млрд руб., заключенных на срок от трех лет;
  • региональных контрактов с ценой от 1 млрд руб., заключенных на срок от трех лет;
  • муниципальных контрактов с ценой от 500 млн руб., заключенных на срок от одного года.

Во всех остальных случаях цену контрактов по государственным или муниципальным заказам не корректируют в связи с повышением ставки НДС.

Если в государственном контракте цена установлена в твердой сумме с учетом НДС, то при реализации товаров (работ, услуг) в 2019 году применяется установленная контрактом твердая стоимость, а НДС рассчитывается исходя из новой ставки 20% — как в примере № 2.

Поскольку в госконтрактах итоговая цена контракта остается неизменной, за исключением случаев, указанных выше, то исполнитель (поставщик) по госконтракту начиная с 1 января 2019 года должен уменьшить стоимость товаров (работ, услуг) без НДС и к ней уже прибавить НДС 20%.

Действия поставщиков и покупателей в различных ситуациях переходного периода

Ситуация 1. Реализация в 2018 году — оплата в 2019 году

Поставщик: если товары (работы, услуги) реализованы в 2018 году, а оплата получена в 2019 году, то НДС нужно начислить в 2018 году по ставке 18%. При получении оплаты в 2019 году корректировать ранее предъявленную покупателю сумму НДС не надо. Начиная с 1 января 2019 года реализация осуществляется по ставке 20%.

Покупатель: если товары (работы, услуги) получены от поставщика в 2018 году, а оплачены в 2019 году, то входной НДС принимается к вычету по ставке 18%. Все последующие платежи за полученные товары (работы, услуги) — исходя из ставки НДС, действующей на момент отгрузки и отраженной поставщиком в счете-фактуре.

При дальнейшей реализации в 2019 году и позже указанных товаров, приобретенных в 2018 году, входной НДС принимается к вычету, как сказано выше, по ставке 18%. Начиная с 1 января 2019 года НДС при реализации начисляется по ставке 20%.

Ситуация 2. Предоплата, в том числе частичная, в 2018 году, реализация — в 2019 году

Поставщик: если в 2018 году получена 100%-ная предоплата под реализацию товаров (работ, услуг), которая состоится в 2019 году, то НДС с полученного аванса в 2018 году начисляется к уплате по расчетной ставке 18/118. Эта же сумма НДС в 2019 году принимается к вычету при реализации товаров (работ, услуг), которая происходит уже с применением ставки НДС 20%.

Если в 2018 году получена частичная предоплата под реализацию, которая состоится в 2019 году, то НДС с полученного аванса в 2018 году начисляется к уплате по расчетной ставке 18/118. При реализации товаров (работ, услуг) в 2019 году по ставке 20% к вычету принимается НДС с частичного аванса в сумме, рассчитанной по ставке 18/118. Если договором предусмотрена оплата авансом в несколько этапов, то при получении в 2019 году следующей суммы предоплаты НДС с нее начисляется уже по ставке 20/120.

Покупатель: если товары (работы, услуги) полностью оплачены в 2018 году, а получены в 2019 году, то НДС с выданного аванса в 2018 году принимается к вычету по расчетной ставке 18/118. В 2019 году после принятия к учету товаров (работ, услуг) НДС с ранее выплаченного аванса восстанавливается по расчетной ставке 18/118 на основании авансового счета-фактуры поставщика, к вычету принимается НДС по ставке 20% на основании счета-фактуры, оформленного поставщиком при реализации.

Если товары (работы, услуги) частично оплачены в 2018 году, а получены в 2019 году, то НДС с суммы частично выплаченного аванса в 2018 году принимается к вычету по расчетной ставке 18/118. В 2019 году после принятия к учету товаров (работ, услуг) НДС с частично выплаченного аванса восстанавливается в той сумме, в которой ранее был принят к вычету и на основании счета-фактуры поставщика на реализацию, к вычету принимается НДС по ставке 20%.

Письмо ФНС России от 23.10.2018 № СД-4-3/20667@ «О порядке применения налоговой ставки по НДС в переходный период».

Пример: в договоре, заключенном в 2018 году, предусмотрено, что покупатель в 2018 году выплачивает аванс в размере 50% от суммы договора. Стоимость товаров (работ, услуг) в соответствии с договором составляет 118 000 ₽, в том числе НДС 18%. Стороны подписали дополнительное соглашение к договору, предусматривающее сохранение стоимости товаров (работ, услуг) без НДС и увеличение суммы НДС за счет изменения ставки. В результате итоговая сумма договора изменилась до 120 000 ₽, в том числе НДС.

В 2018 году поставщик при получении частичной предоплаты в размере 59 000 ₽ начисляет НДС к уплате по ставке 18/118 и выставляет покупателю авансовый счет-фактуру:

59 000 х 18/118 = 9 000 ₽.

Покупатель принимает к вычету НДС в сумме 9 000 ₽ на основании авансового счета-фактуры поставщика.

В 2019 году при реализации товаров (работ, услуг) с применением ставки НДС 20% общая сумма реализации составляет 120 000 ₽, в том числе НДС 20 000 ₽.

Поставщик начисляет с реализации к уплате НДС в сумме 20 000 ₽ и одновременно принимает к вычету НДС с ранее полученного аванса в сумме 9 000 ₽.

Покупатель принимает к вычету НДС в сумме 20 000 ₽ на основании счета-фактуры поставщика на реализацию и одновременно восстанавливает к уплате НДС с ранее выданного аванса в сумме 9 000 ₽.

В результате покупатель должен доплатить поставщику в 2019 году 61 000 ₽ (120 000 – 59 000 ₽).

Ситуация 3. Корректировочные счета-фактуры составлены в 2019 году по реализации 2018 года

Если в 2018 году поставщик реализовал товары (работы, услуги), облагаемые НДС по ставке 18%, и выставил покупателю счет-фактуру, а в 2019 году стороны договорились об изменении их цены или количества, то в корректировочном счете-фактуре указывается ставка НДС, действующая на дату реализации, то есть 18%.

Письмо ФНС России от 23.10.2018 № СД-4-3/20667@ «О порядке применения налоговой ставки по НДС в переходный период».

Ситуация 4. Исправленные счета-фактуры составлены в 2019 году по реализации 2018 года

Если в 2018 году поставщик реализовал товары (работы, услуги), облагаемые НДС по ставке 18% и выставил покупателю счет-фактуру, а в 2019 году в этом счете-фактуре обнаружена техническая ошибка, то поставщик оформляет исправленный счет-фактуру со ставкой НДС, указанной в первоначально выставленном счете-фактуре, то есть 18%.

Ситуация 5. Налоговые агенты покупают работы (услуги) у иностранных поставщиков на территории РФ

Обратите внимание: в ситуации 5 речь идет только об услугах, оказанных иностранными исполнителями в электронной форме, а не о всех услугах.

К услугам, оказываемым в электронной форме, например, относятся рекламные услуги в интернете и предоставление рекламной площади в интернете (перечень услуг см. ст. 174.2 НК РФ).

К услугам, оказываемым в электронной форме, не относятся:

  • реализация товаров (работ, услуг), если их заказывают через интернет, но доставляют (выполняют) без использования интернета (например, почтой, курьером);
  • реализация (передача прав на использование) программ для ЭВМ, баз данных на материальных носителях (дисках, флешках);
  • консультационные услуги, оказанные по электронной почте (переписка);
  • доступ к интернет.

При выплате аванса иностранному поставщику в 2018 году налоговый агент исчисляет НДС по ставке 18/118. После принятия к учету работ (услуг) на основании документов, полученных от иностранного поставщика, налоговый агент имеет право на вычет НДС.

Если окончательный расчет с иностранным поставщиком осуществляется после получения результатов выполненных работ (оказанных услуг) в 2019 году, то налоговый агент исчисляет и уплачивает НДС по ставке 20/120, принимая к вычету ранее исчисленный с аванса НДС по ставке 18/118.

При этом если контракт не предусматривает изменения стоимости работ (услуг) либо иностранный поставщик не согласен с увеличением стоимости контракта, то разницу в сумме НДС уплачивает налоговый агент (Постановление Президиума ВАС РФ от 03.04.2012 № 15483/11).

Обратите внимание, что с 1 января 2019 года обязанность по исчислению НДС возложена на иностранную организацию, оказывающую услуги в электронной форме, независимо от того, кто является покупателем: физическое лицо, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо (ст. 174.2 НК РФ, Федеральный закон от 27.11.2017 № 335-Ф).

С 1 января 2019 года российские организации и индивидуальные предприниматели не признаются налоговыми агентами по НДС, если приобретают у иностранных организаций услуги в электронной форме, местом реализации которых является территория РФ.

Следовательно, по услугам, оказанным иностранной организацией в электронной форме в 2018 году, оплата которых производится в 2019 году, НДС рассчитывает и уплачивает по ставке 18/118 иностранная организация.

Если услуги в электронной форме оказала иностранная организация в 2019 году, а российский покупатель оплатил их в 2018 году, перечислить НДС должен последний. При этом в 2019 году принять к вычету НДС с оплаты, произведенной в 2018 году, российские покупатели уже не могут, так как уже не являются налоговыми агентами.

При наличии договоров с иностранными организациями на предоставление ими услуг в электронной форме нужно обращать внимание на порядок расчетов, чтобы не потерять на вычете НДС (Информация ФНС РФ от 05.12.2017).

Ситуация 6. Налоговые агенты арендуют государственное и муниципальное имущество

При аренде государственного (муниципального) имущества у органов власти и управления НДС удерживает и уплачивает в бюджет налоговый агент-арендатор этого имущества. Если он перечислил предоплату в 2018 году, то должен перечислить НДС в бюджет по ставке 18/118.

Если налоговый агент-арендатор перечисляет оплату в 2019 году за услуги аренды, оказанные в 2018 году, то налоговый агент должен перечислить НДС в бюджет также по ставке 18/118, так как ставка НДС 20% применяется к реализации товаров (работ, услуг), которые совершены после 1 января 2019 года.

Ситуация 7. Возврат в 2019 году качественного товара, приобретенного в 2018 году

Представители контролирующих инстанций считают, что возврат покупателем качественного товара, который осуществляется по договоренности с поставщиком, является обратной реализацией. Если в 2018 году поставщик реализовал товары, облагаемые НДС по ставке 18%, а в 2019 году покупатель возвращает эти товары на основании заключенного с поставщиком соглашения о возврате, то указанный возврат оформляется как обычная реализация. Тогда бывший продавец становится покупателем, а бывший покупатель — продавцом, с применением ставки НДС 20%.

Ситуация 8. Возврат в 2019 году бракованного товара, приобретенного в 2018 году

В общем случае возврат бракованного товара от покупателя поставщику, с точки зрения ст. 518 ГК РФ, не является отдельной сделкой, так как производится в рамках первоначального договора купли-продажи. Поэтому покупатель вправе предъявить поставщику претензию, связанную с недостатками товаров (с выявленным браком после принятия покупателем товаров к учету), при условии что недостатки (брак) обнаружены в сроки, установленные ст. 477 ГК РФ и не превышающие двух лет со дня передачи товаров покупателю.

В этом случае поставщик товаров всегда оформляет корректировочный счет-фактуру, при этом не имеет значения:

  • приняты ли товары к учету покупателем или нет;
  • когда была отгрузка — до 2019 года или после;
  • возвращается вся партия товара или ее часть.

В корректировочном счете-фактуре указывается та же ставка НДС, которая была в первоначально выставленном счете-фактуре (Письмо ФНС России от 23.10.2018 № СД-4-3/20667@).

Ситуация 9. Услуги аренды

По вопросам применения ставки НДС в отношении услуг предоставления в аренду имущества выпущено Письмо Минфина РФ от 10.09.2018 № 03‑07‑11/64576. В нем сказано, что ставка 20% применяется в отношении услуг по предоставлению в аренду имущества, оказываемых после 1 января 2019 года, в том числе на основании договоров, заключенных до указанной даты. Поэтому выставленные в 2019 году счета-фактуры должны содержать ставку НДС 20%.

Ситуация 10. Лизинг

Разъяснения в Письме Минфина РФ от 10.09.2018 № 03‑07‑11/64576 в отношении услуг аренды в полной мере касаются и договоров лизинга, которые являются финансовой услугой, разновидностью аренды.

После 1 января 2019 года лизингодатель при выставлении счета-фактуры по лизинговым платежам указывает ставку НДС 20%, в том числе по договорам, заключенным до 1 января 2019 года.

Если по окончании договора лизинга предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю, то кроме лизинговых платежей договором могут быть предусмотрены и выкупные платежи. По своей сути они являются авансовыми платежами. То есть авансы, полученные или выплаченные в 2018 году, облагаются НДС исходя из расчетной ставки 18/118. Авансы, полученные или выплаченные в 2019 году, облагаются НДС исходя из расчетной ставки 20/120. Передача предмета лизинга в собственность лизингополучателю в 2019 году происходит по ставке 20%.

Повышение квалификации в Контур.Школе Подготовка на соответствие профстандарту «Бухгалтер». Код А, В Программа

8 (8442)
29-70-72

|

8 (8442)
26-64-41

С 1 января 2019 года основная ставка НДС повышена с 18% до 20%. В связи с этим налогоплательщики начали задаваться вопросом о том, как перейти на новую ставку, не нарушая ни условий договоров, ни налоговое законодательство. Особенно сложно поставщикам, работающим по госконтрактам или регулируемым тарифам (государственным регулируемым ценам), поскольку они не могут произвольно менять условия договоров.

Однако в предлагаемых Минфином разъяснениях пока высказывается одна мысль: никаких исключений и переходных положений ни для кого из налогоплательщиков не предусмотрено. С 1 января 2019 года НДС исчисляется по ставке 20% (по авансам — 20/120) во всех случаях, когда предусмотрена основная ставка НДС.

При этом в письме, посвященном госконтрактам, отмечается, что риски, связанные с исполнением контрактов, в том числе инфляционные, относятся к коммерческим рискам поставщика (подрядчика, исполнителя), которые предусматриваются в цене заявки на участие в закупке.

На этом основании полагаем, что во всех ситуациях, когда цена договора не может быть изменена сторонами, следует применять схему пересчета НДС по новой ставке из «старой» цены. Например, в договоре цена установлена в твердой сумме с учетом НДС, например, 118 руб. (пусть даже указано «в том числе НДС 18 руб.»). При отгрузке в 2019 году стоимость товара в счете-фактуре должна быть также 118 руб., но НДС уже следует рассчитать и указать исходя из ставки 20%:

Источник: http://www.garantkey.ru/index.php/analitika/new-s/539-tri-raz-yasneniya-minfina-o-povyshenii-nds-s-2019-goda

>Ндс в розничной торговле осно 2019

Общая система налогообложения для ИП

  • иностранные организации;
  • организации, уставный капитал которых более чем на 25% состоит из вкладов других организаций;
  • организации (ИП), доходы которых по итогам отчетного или налогового периода составили в 2018 году более 150 млн. рублей;
  • организации, остаточная стоимость основных средств (нематериальных активов) которых составила в 2018 году более 150 млн. рублей;
  • организации (ИП), в которых средняя численность штата сотрудников более 100 человек;
  • компании и организации, которые занимаются производством подакцизных товаров;
  • ломбарды;
  • нотариусы;
  • банки;
  • страховые компании;
  • адвокаты.
  • налог на доходы физических лиц (НДФЛ) — производится со всех выплат работникам (физлицам) и составляет 13%;
  • налог на доходы физических лиц для ИП — 13%;
  • налог на добавленную стоимость (НДС) — с 1 января 2019 года 20% (в общем случае) и 10% (при реализации определенной категории товаров). Напомним, до 1 января 2019 года ставка НДС в общем случае составляла 18%;
  • взносы в пенсионный фонд (22%);
  • взносы в фонд социального страхования на случай временной нетрудоспособности (2,9%);
  • взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (от 0,2% до 8,5%);
  • взносы в фонд обязательного медицинского страхования (5,1%);
  • транспортный налог — зависит от мощности двигателя автомобиля;
  • земельный налог — (от 0,3 до 1,5%);
  • налог на имущество организаций — среднегодовая стоимость имущества (2,2%).

НДС в розничной торговле

Можно предложить еще один способ ведения раздельного учета: при реализации через ККМ товаров, облагаемых по разным ставкам НДС, пробиваются кассовые чеки на разные секции (отделы) в зависимости от ставок налога. В этом случае данные о сумме выручки от реализации товаров по тем или иным ставкам будут известны ежедневно.

Поскольку довольно большой перечень товаров облагается НДС по ставке 10% и в то же время основной ставкой НДС является ставка 20%, предприятия розничной торговли зачастую осуществляют реализацию товаров с разными ставками налога. Согласно п. 1 ст. 166 НК РФ сумма НДС при раздельном учете определяется как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно по разным ставкам НДС. При реализации товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам налога, налогоплательщик обязан организовать раздельный учет. В противном случае налог должен исчисляться по максимальной ставке.

  • в графе 1 – ежедневная торговая выручка (на основании данных ККМ);
  • в графе 2 – перечень товаров в соответствии с товарным отчетом;
  • в графе 3 – ставка налога с продаж;
  • в графе 4 – сумма налога с продаж;
  • в графе 5 – примечание.

При оплате товаров с использованием расчетных или кредитных банковских карт в графе «Выручка, полученная через ККМ» следует отметить данный способ оплаты. Если часть товара оплачена за наличный расчет, а часть — по безналичному расчету, то в графе «Примечание» это также необходимо пояснить.

Сегодня порядок заполнения книги покупок и книги продаж регулирует Постановление Правительства РФ от 2 декабря 2000 года №914 «Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость» (далее — Правила).

Учетная политика по НДС на 2019 год

Согласно действующему законодательству изменения в учетную политику компании вносятся при изменении нормативных актов, регламентирующих исчисление и уплату налога. Поскольку с января 2019 года на территории РФ повышается ставка НДС до 20%, налогоплательщику в приказе на изменение учетной политики следует прописать порядок исчисления налога, а также алгоритм учета переходных авансов. Т.к. получив аванс в 2018 году и рассчитав с него налог по ставке 18/118, налогоплательщик при отгрузке в 2019 году должен предъявить покупателю налог, исчисленный по ставке 20%.

  • отдельной учетной политикой — такой вариант может применяться налогоплательщиками НДС при наличии многочисленных нюансов исчисления этого налога (сложной структуре филиалов, работе с иностранными контрагентами, совмещении режимов налогообложения и др.);
  • приложением к учетной политике — обычно в таком виде оформляется методика раздельного учета НДС, без которой затруднительно подтвердить правомерность налоговых вычетов при осуществлении облагаемой и необлагаемой НДС деятельности и в иных случаях;

Розничная торговля: выбор оптимальной системы налогообложения ИП

  • Полный документооборот доходов и расходов. Необходимо вести налоговые регистры по всем расходным операциям и всю первичную документацию по бухгалтерскому учету. Для ведения учета привлекаются дополнительные штатные единицы.
  • Необходимость уплачивать НДС. Налог выделяется в чеке из суммы цены товара расчетным способом.
  • Обязанность по уплате налога на имущество при условии, что собственность участвует в получении дохода от ведения предпринимательской деятельности. Если ИП имеет в собственности коммерческую недвижимость, применяемую для ведения торговли, налог на имущество подлежит уплате.
  • Необходимость применения ККМ (контрольно-кассовой машины) при расчетах. ИП должен приобрести технику согласно реестру разрешенных к применению ККТ, заключить договор обслуживания и зарегистрировать ЭКЛЗ (электронная контрольная лента защищённая).

Налогоплательщик имеет право выбрать форму учета самостоятельно при условии соблюдения ограничительных норм. При выборе наиболее выгодной системы необходимо определить, какие условия налогообложения и дополнительных расходов присутствуют в каждом из режимов.

Оптовая фирма продает товар в розницу: документы, НДС

Таким образом, осуществляя реализацию товаров физическим лицам в рамках розничной торговли, выделять отдельной строкой сумму НДС в кассовом чеке, выдаваемом покупателю, не требуется. Не требуется в рассматриваемой ситуации выставлять покупателю — физическому лицу и соответствующий счет-фактуру. Счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг) сумм налога к вычету (п. 1 ст. 169 НК РФ), а физические лица плательщиками НДС не являются и не предъявляют этот налог к вычету (письмо Минфина России от 19.03.2004 N 04-03-11/42).

Организация осуществляет оптовую торговлю непродовольственными товарами (упаковочными материалами) в рамках общей системы налогообложения. Организация планирует продавать продукцию в розницу физическим лицам. Должен ли пробиваться кассовый чек с выделенной строкой НДС при розничной продаже? Какие документы нужно выдавать розничному покупателю?

Источник: https://sibyurist.ru/bez-rubriki/nds-v-roznichnoj-torgovle-osno-2019

Документ

Письмо ФНС России от 23.10.2018 № СД-4-3/20667@

Согласно Федеральному закону от 03.08.2018 № 303-ФЗ с 1 января 2019 года производится изменение налоговой ставки НДС с 18% на 20% (с 18/118 на 20/120 и с 15,25% на 16,67%).

ФНС России в письме от 23.10.2018 № СД-4-3/20667@, согласованном с Минфином России (далее – Письмо), разъяснила порядок применения НДС в «переходном» периоде.

В пункте 1 Письма налоговая служба напомнила, что новая ставка 20% применяется в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных (выполненных, оказанных), переданных с 1 января 2019 года, независимо от даты и условий заключения договоров. Причем, по мнению ФНС России, изменение ставки НДС не требует внесения изменений в договоры, заключенные до 01.01.2019. В то же время стороны вправе уточнить порядок расчетов и стоимость реализуемых товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Несмотря на утверждение ФНС России, если цена договора определена, например, в размере 118 000,00 руб. (в том числе НДС 18%), то все-таки целесообразно уточнить:

  • сохранится ли цена договора в размере 118 000,00 руб. (в том числе НДС 20%) за счет уменьшения стоимости реализуемых товаров (работ, услуг), имущественных прав, которая в этом случае будет составлять уже не 100 000,00 руб., а 98 333,33 руб. (118 000,00 руб. х 100/120);
  • сохранится ли стоимость реализуемых товаров (работ, услуг), имущественных прав в размере 100 000,00 руб. при увеличении цены договора до 120 000,00 руб. (в том числе НДС 20%).

Следует обратить внимание, что в этом Письме налоговый орган ничего не говорит о возможности доплаты суммы НДС в размере 2% (20% – 18%) за счет «собственных средств» продавца. По всей видимости, это связано с тем, что НДС – косвенный налог, обязывающий продавца предъявлять начисленную сумму НДС к уплате покупателю (п. 1 ст. 168 НК РФ).

Пункт 1.1 Письма содержит методические рекомендации по применению НДС для случаев, когда с 01.01.2019 отгружаются товары (работы, услуги), имущественные права в счет предварительной оплаты, полученной до 01.01.2019.

Так, если предоплата получена до 01.01.2019, то продавец с полученной суммы предоплаты исчисляет НДС по ставке 18/118. После отгрузки соответствующих товаров с 01.01.2019 продавец начисляет НДС по ставке 20% и заявляет налоговый вычет суммы НДС, ранее исчисленной с суммы предоплаты по налоговой ставке 18/118.

Зеркальные действия производит и покупатель. С перечисленной до 01.01.2019 суммы предоплаты он может предъявить к вычету сумму НДС, исчисленную продавцом по ставке 18/118. После приобретения товаров покупатель вправе заявить к вычету предъявленную продавцом сумму НДС, начисленную по ставке 20%, с одновременным восстановлением ранее заявленной к вычету с предоплаты суммы НДС, исчисленной по ставке 18/118.

Пример 1.

В декабре 2018 г. продавец получил сумму предоплаты в размере 118 000,00 руб. и исчислил с нее НДС по ставке 18/118 в размере 18 000,00 руб. (118 000,00 руб. х 18/118).

В январе 2019 г. продавец отгрузил товары на сумму 100 000,00 руб., начислил НДС по ставке 20% в размере 20 000,00 руб. (100 000,00 руб. х 20%) и произвел налоговый вычет суммы НДС, исчисленной с предоплаты, в размере 18 000,00 руб.

Покупатель, перечисливший в декабре 2018 года сумму предоплаты, заявил налоговый вычет на сумму 18 000,00 руб. После приобретения товаров в январе 2019 года предъявил к вычету 20 000,00 руб. с одновременным восстановлением 18 000,00 руб. по предоплате.

Очевидно, что произведенная после отгрузки товаров доплата в размере 2% на применение НДС никак не повлияет.

Сложнее ситуация, когда такая доплата в размере 2% производится покупателем до момента отгрузки товаров.

Если покупатель производит доплату в 2019 году, но до отгрузки товаров, то ФНС России предлагает рассматривать эту сумму не как дополнительную оплату стоимости с исчислением НДС по расчетной ставке 20/120, а как доплату именно суммы НДС в размере 2% (20% – 18%). Из этого следует, что всю полученную доплату налога продавец должен перечислить в бюджет.

Для отражения в налоговых отчетах поступившей суммы доплаты налога в размере 2% налоговый орган рекомендует использовать специальный счет-фактуру – корректировочный счет-фактуру на сумму доплаты НДС, который составляется к счету-фактуре, выставленному на сумму предварительной оплаты, полученную в 2018 году.

Однако напомним, что согласно п. 3 ст. 168 НК РФ корректировочный счет-фактура (форма и порядок заполнения которого приведены в приложении № 2 к постановлению Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137, далее – Постановление № 1137) выставляется при изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав в случае изменения их цены (тарифа) или уточнения количества (объема). Теперь этот вид счета-фактуры приобретает новые функции, не установленные законодательством. Именно в отсутствии нормативного регулирования ФНС России в приложении к Письму (пример 1) привела вариант заполнения такого корректировочного счета-фактуры на сумму доплаты НДС.

Таким образом, для отражения доплаты НДС в размере 2% продавец будет регистрировать корректировочный счет-фактуру на доплату в книге продаж. Разница между суммами налога, указанная в таком корректировочном счете-фактуре, будет отражена по строке 070 в графе 5 налоговой декларации по НДС и учтена при расчете общей суммы налога за налоговый период. При этом по строке 070 в графе 3 налоговой декларации по НДС будет указываться цифра «0» (ноль).

После отгрузки соответствующих товаров с применением ставки 20% для заявления налогового вычета продавец будет регистрировать в книге покупок и авансовый счет-фактуру, выставленный на сумму предоплаты, полученную в 2018 году, с которой исчисление НДС производилось по ставке 18/118, и корректировочный счет-фактуру на доплату налога, выставленный в 2019 году.

Если такую доплату производят лица, которым в соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ счета-фактуры не выставлялись (неплательщики НДС и (или) налогоплательщики, освобожденные от исполнения обязанностей, связанных с исчислением и уплатой НДС), то отражение суммы доплаты налога в книге продаж осуществляется на основании отдельного корректировочного документа. Этот документ содержит суммарные (сводные) данные обо всех случаях доплат налога, полученных продавцом в течение календарного месяца (квартала), вне зависимости от показаний контрольно-кассовой техники.

Наверное, такой порядок понятен и применим, если в платежном поручении при перечислении доплаты налога покупатель в назначении платежа сделает соответствующую отметку о том, что он перечисляет именно «доплату НДС в размере 2%».

Однако крайне сложно представить порядок действий продавца, если он получит в 2019 году некий платеж от покупателя, включающий (возможно) как сумму доплаты НДС, так и сумму предоплаты по договору.

Пример 2.

В 2018 году продавец и покупатель заключили договор поставки товаров в 2019 году на сумму 472 000,00 руб. (в том числе НДС 18%) на условиях 100% предоплаты.

В декабре 2018 г. продавец получил сумму частичной предоплаты в размере 118 000,00 руб. и исчислил с этой суммы НДС по ставке 18/118 в размере 18 000,00 руб. (118 000,00 руб. х 18/118).

По взаимному согласию сторон сделки в связи с увеличением в 2019 году ставки НДС цена договора была увеличена до 480 000,00 руб. (в том числе НДС 20%).

В январе 2019 г. продавец получил еще одну часть предварительной оплаты по договору в размере 240 000,00 руб.

Как, руководствуясь разъяснениями ФНС России, следует рассматривать полученную сумму:

А) как предварительную оплату с исчислением НДС по ставке 20/120 в размере 40 000,00 руб. (240 000,00 руб. х 20/120);

Б) как сумму, включающую и доплату НДС к предварительной оплате 2018 года, и следующую часть предварительной оплаты. При таком подходе продавцу необходимо:

  • перечислить в бюджет НДС в размере 2 000,00 руб., составив корректировочный счет-фактуру на доплату НДС;
  • исчислить с оставшейся суммы в размере 238 000,00 руб. (240 000,00 руб. – 2 000,00 руб.) НДС по ставке 20/120 в размере 39 666,67 руб. (238 000,00 руб. х 20/120).

Согласитесь, вариант «Б» порождает множество проблем – арифметических и нормативных.

Поэтому, на наш взгляд, использование корректировочного счета-фактуры на сумму доплаты может быть оправданно, если производится очевидная доплата 2% суммы НДС на основании отдельного платежного поручения, содержащего соответствующую отметку в назначении платежа.

Далее ФНС России рассматривает ситуацию, когда покупатель доплачивает продавцу 2% НДС в счет отгрузок 2019 года, но еще до 01.01.2019.

Совершенно справедливо в этом случае ФНС России называет эту сумму именно суммой дополнительной оплаты стоимости и предлагает исчислять с нее налог с применением ставки 18/118.

Пример 3.

В 2018 году продавец и покупатель заключили договор поставки товаров в 2019 году на сумму 118 000,00 руб. (в том числе НДС 18%).

В ноябре 2018 г. продавец получил сумму предоплаты в размере 118 000,00 руб. и исчислил НДС по ставке 18/118 в размере 18 000,00 руб. (118 000,00 х 18/118).

В декабре 2018 г. по взаимному согласию сторон сделки в связи с увеличением ставки НДС цена договора была увеличена до 120 000,00 руб. (в том числе НДС 20%).

В декабре 2018 г. продавец получил доплату по договору в размере 2 000,00 руб. (120 000,00 руб. – 118 000,00 руб.) и исчислил с полученной суммы НДС в размере 305,09 руб. с применением расчетной ставки 18/118 (2 000,00 руб. х 18/118).

В январе продавец отгрузил товары на 100 000,00 руб., начислил НДС в размере 20 000,00 руб. (100 000,00 руб. х 20%) и произвел вычет НДС, исчисленного с полученных сумм предоплаты, в размере 18 305,09 руб. (18 000,00 руб. + 305,09 руб.).

Такой подход полностью соответствует налоговому законодательству, но предлагаемый ФНС России способ отражения начисления НДС в налоговых отчетах кажется несколько странным. Вместо стандартного механизма выставления «авансового» счета-фактуры на полученную сумму доплаты по договору и в этой ситуации налоговый орган предлагает использовать также корректировочный счет-фактуру, который составляется к счету-фактуре, ранее выставленному на сумму предоплаты. Порядок заполнения такого неординарного корректировочного счета-фактуры приведен в приложении к Письму (пример 2).

Применение корректировочного счета-фактуры кажется еще менее логичным на фоне дальнейших разъяснений ФНС России. Так, если покупатель в 2018 году под отгрузку 2019 года сразу перечисляет предоплату с учетом повышенной ставки НДС, то в отношении такой предоплаты налоговый орган рекомендует общий порядок исчисления НДС с применением ставки в размере 18/118 на основании обычного «авансового» счета-фактуры (т.е. без применения корректировочного счета-фактуры).

Пример 4.

В 2018 году продавец и покупатель заключили договор поставки товаров в 2019 году на сумму 120 000,00 руб. (в том числе НДС 20%) на условиях 100% предоплаты.

В декабре 2018 г. продавец получил сумму предоплаты в размере 120 000,00 руб. и исчислил с этой суммы НДС по ставке 18/118 в размере 18 305,08 руб. (120 000,00 руб. х 18/118).

В январе 2019 г. продавец отгрузил товары на сумму 100 000,00 руб., начислил НДС по ставке 20% в размере 20 000,00 руб. (100 000,00 руб. х 20%) и произвел налоговый вычет суммы НДС, исчисленной с предоплаты, в размере 18 305,08 руб.

Пункты 1.2 и 1.3 Письма содержат разъяснения по применению ставки НДС при выставлении в 2019 году корректировочных и исправленных счетов-фактур к счетам-фактурам, выставленным при отгрузке товаров (работ, услуг), имущественных прав в 2018 году.

Как совершенно справедливо указано в этих пунктах Письма, в корректировочных и исправленных счетах-фактурах должна указываться та ставка НДС, которая применялась в счетах-фактурах, выставленных при отгрузке этих товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Значит, если при отгрузке товаров до 01.01.2019 указывалась ставка НДС в размере 18% (18/118), то исправленный или корректировочный СФ, составленный после 01.01.2019, также будет содержать ставку НДС в размере 18% (18/118).

К сожалению, это утверждение не стыкуется с порядком заполнения корректировочного счета-фактуры на сумму доплаты налога по п. 1.1 Письма, поскольку в приложении № 1 к Письму предлагается указывать в графе 7 «Ставка налога» в строке «А (до изменения)» ставку 18/118, а в строке «Б (после изменения)» – ставку 20/120.

Пункт 1.4 Письма меняет порядок применения НДС при возврате товаров.

Сейчас порядок применения НДС зависит от нескольких факторов: является или нет покупатель плательщиком НДС; были ли возвращаемые товары приняты к учету; возвращается часть товаров или вся партия.

Согласно рекомендациям ФНС России, с 01.01.2019 во всех случаях возврата товара будет применяться единый механизм, при котором продавец, выставивший покупателю счет-фактуру при отгрузке, всегда будет выставлять корректировочный счет-фактуру. Этот корректировочный счет-фактура будет служить основанием для заявления налогового вычета продавцом (п. 13 ст. 171, п. 10 ст. 172 НК РФ) и восстановления НДС покупателем, если покупатель принял к вычету НДС по товарам, принятым на учет (пп. 4 п. 3 ст. 170 НК РФ).

Причем предлагаемый порядок будет применяться вне зависимости от того, когда были отгружены возвращаемые товары – до 01.01.2019 или после.

Напомним, сейчас аналогичный порядок применяется только в случаях, когда:

  • плательщик НДС возвращает часть товара, не принятого к учету;
  • неплательщик НДС возвращает часть товаров, как принятых, так не принятых к учету.

Если же покупатель является плательщиком НДС и возвращает товар, принятый к учету (часть или всю партию), то сам покупатель оформляет счет-фактуру на возвращаемые товары, как при их реализации.

А если возвращается вся партия товара неплательщиком НДС либо плательщиком НДС, но до принятия к учету, то продавец заявляет вычет на основании собственного счета-фактуры, выставленного при отгрузке.

Единообразие в применении НДС при возврате товара – безусловно, прогрессивный шаг, только пока такой шаг не согласуется с действующими положениями Постановления № 1137.

Кроме того, придется привыкнуть к корректировочным счетам-фактурам, в которых в строке «Б (после изменения)» будет проставляться цифра «0» (ноль).

Следует также учесть, что с 01.01.2019 при возврате товаров лицами, которым согласно пп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ счета-фактуры не выставлялись (неплательщики НДС и (или) налогоплательщики, освобожденные от исполнения обязанностей, связанных с исчислением и уплатой НДС), в книге покупок продавец будет регистрировать корректировочный документ, содержащий суммарные (сводные) данные по операциям возврата, совершенным в течение календарного месяца (квартала), независимо от показаний контрольно-кассовой техники.

В пункте 2 Письма ФНС России разъяснила порядок применения НДС отдельными категориями налогоплательщиков.

Так, пункт 2.1 Письма посвящен налоговым агентам, поименованным в ст. 161 НК РФ.

Если обязанность налогового агента возникает у покупателя в связи с приобретением товаров (работ, услуг), местом реализации которых признается территория РФ, у иностранного лица, не состоящего на учете в налоговых органах РФ (п. 1, п. 2 ст. 161 НК РФ), или в связи с арендой федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества (п. 3 ст. 161 НК РФ), то в «переходный период» (согласно рекомендациям ФНС России) порядок действий налогового агента должен быть следующим:

  • если до 01.01.2019 перечисляется предварительная оплата за товары (работы, услуги), которые будут отгружены с 01.01.2019 по ставке 20%, то исчисление НДС производится на дату предоплаты с применением ставки 18/118;
  • если после 01.01.2019 перечисляется оплата за товары (работы, услуги), отгруженные до 01.01.2019, то исчисление НДС производится налоговым агентом на дату оплаты также с применением ставки 18/118.

При этом налоговые агенты, указанные в пунктах 4, 5, 5.1 и 8 ст. 161 НК РФ, исчисление НДС производят в порядке, предусмотренном в пунктах 1, 1.1 — 1.4 Письма.

Пункт 2.2 Письма посвящен изменениям налогового законодательства в части оказания иностранными организациями услуг в электронной форме.

До 01.01.2019 в случае оказания иностранными организациями российским организациям или ИП услуг в электронной форме, указанных в п. 1 ст. 174.2 НК РФ, такие организации (ИП) признаются налоговыми агентами.

С 01.01.2019 обязанность по исчислению и уплате НДС в бюджет возлагается на иностранную организацию, причем независимо от того, кто является покупателем этих услуг – физическое или юридическое лицо.

Кроме того, с 01.01.2019 в п. 5 ст. 174.2 НК РФ расчетная ставка 15.25% меняется на 16.67%.

Учитывая изменение норм законодательства, ФНС России рекомендует следующий порядок применения НДС.

Если при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме оплата (частичная оплата) за эти услуги поступила после 01.01.2019, то налогообложение таких услуг иностранная организация производит с учетом следующих особенностей:

  • если услуги в электронной форме оказаны до 01.01.2019, то исчисление НДС производится по расчетной налоговой ставке в размере 15,25%;
  • если услуги в электронной форме оказаны после 01.01.2019, то исчисление НДС производится по расчетной налоговой ставке в размере 16,67%.

Если оплата (частичная оплата) получена иностранной организацией до 01.01.2019 в счет оказания услуг в электронной форме после 01.01.2019, исчисление НДС иностранные организации не производят. В этом случае обязанности по исчислению и уплате в бюджет НДС возлагаются на покупателя – организацию (ИП), являющуюся налоговым агентом (п. 9 ст. 174.2 НК РФ).

Источник: https://its.1c.ru/db/content/newsclar/src/460197.htm

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *