Ставка 1 разряда

Базовая тарифная сетка состоит:

из 15 ступеней оплаты труда;

двух групп тарифных ставок, должностных окладов (минимальных и максимальных), учитывающих профессиональное мастерство рабочих или квалификацию руководителей, специалистов и служащих.

Должностные оклады руководителям, специалистам и служащим устанавливаются в пределах вилки между минимальными и максимальными размерами с учетом коэффициента профессионально-квалификационного уровня (Кп) и коэффициента деловых качеств (Кд).

Должностные оклады руководителей устанавливаются в зависимости от отнесения руководимого ими подразделения по объёмам работ к определённому уровню сложности управления.

Руководителям филиалов, в которых отсутствует производственная деятельность в результате реорганизации, должностные оклады устанавливаются на уровне пятнадцатой ступени оплаты труда.

Размер должностных окладов специалиста определяется по формуле:

Д специалиста = Д min + х Kсп., где:

Дспециалиста — должностной оклад специалиста;

Дmin — минимальный должностной оклад специалиста по занимаемой должности, установленный по соответствующей ступени оплаты труда, на основании Классификатора;

Дmax — максимальный должностной оклад специалиста по занимаемой должности, установленный по соответствующей ступени оплаты труда, на основании Классификатора;

— максимально достижимый уровень индивидуального коэффициента;

Кспециалиста — индивидуальный коэффициент специалиста, определенный в соответствии с оценочными критериями.

Индивидуальный коэффициент специалиста определяется:

Индивидуальный коэффициент специалиста (Ксп.) определяется как сумма двух коэффициентов, учитывающих уровень профессионально — квалификационной подготовки (Кп.) и уровень проявления компетенций (Кком.):

Ксп. = Кп. + Кком.

Кп. — коэффициент, учитывающий наличие у специалиста высшего или среднего (профессионального) специального образования. Значение коэффициента Кп. устанавливается с учётом уровня образования специалиста.

Высшее по специальности или иное высшее при стаже работы более 5 лет по занимаемой должности — 4 балла. Высшее по профилю организации или среднее профессиональное по занимаемой должности, а также высшее не по специальности и не по профилю организации при наличии профессиональной переподготовки по занимаемой должности — 3 балла. Среднее профессиональное по профилю организации или высшее не по специальности и не по профилю организации — 2 балла. Специалистам, имеющим диплом кандидата наук или доктора наук по занимаемой должности, — соответственно 6 или 7 баллов.

Коэффициент компетенций (Кком.) определяется в соответствии с Порядком определения уровня проявления компетенций специалистам, состоящим в списочном составе структурных подразделений на дату утверждения штатных расписаний, вводимых в действие с первого января следующего календарного года.

Значение коэффициента компетенций (Кком.) на календарный год устанавливается на его начало и утрачивает силу по истечении срока (календарного года).

Ступень оплаты труда рабочих по Тарифной сетке соответствует их квалификационным разрядам, установленным в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником. Ступени оплаты труда высококвалифицированных рабочих 5 и 6 разрядов отдельных видов деятельности устанавливаются на одну или две ступени оплаты труда выше определенных для этих квалификационных разрядов.

Размер тарифной ставки рабочего определяется по формуле:

Таким образом, размер тарифной ставки рабочего определяется:

Трабочего = Тmin + (Тmax — Тmin) / 16 * Крабочего, где:

Трабочего — тарифная ставка рабочего;

Тmin — минимальная тарифная ставка рабочего, соответствующая разряду рабочего по группе минимальных тарифных ставок по БЕТС;

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Часовая тарифная ставка — это размер оплаты одного часа проделанной работы. Она используется, когда продолжительность рабочего времени неодинакова в пределах дня.

Само понятие тарифной ставки зафиксировано в статье 129 Трудового кодекса, поэтому часовая тарифная ставка в 2020 году так же законна, как и дневная или месячная.

Функции

В отличие от месячной или дневной ТС, она достаточно строго увязывает размер доходов трудящегося с фактически отработанным временем. На практике это требуется в следующих ситуациях:

  • сверхурочная работа;
  • выход в выходной или праздничный день;
  • труд в ночное время;
  • посменный график;
  • суммированный учет рабочего времени.

Иногда часы приходится считать, если люди трудятся в опасных или вредных условиях. Это необходимо не только для справедливой оплаты риска, но и для сохранения здоровья сотрудников.

Расчетное время тарифной ставки

Расчетным здесь является 1 ч. Для прочих видов ТС это день и месяц.

Чтобы узнать доход работника в час, его ежемесячный оклад делят на количество рабочих часов в месяц. Последнее определяют по-разному. По производственному календарю, утвержденному правительством РФ на 2020 год, оно составляет:

  • при 40-часовой рабочей неделе — 1979 ч;
  • при 36-часовой — 1780,6;
  • при 24-часовой — 1185,4.

И если каждую из этих цифр разделить на 12 (число месяцев в году), мы получим среднее количество рабочих часов в месяц. Но результат получится не вполне объективным, поскольку в месяцах разное количество трудовых дней.

Для удобства расчета мы будем применять показатель по каждому месяцу, который дан в производственном календаре.

Как рассчитать зарплату

Чтобы безошибочно сделать расчет часовой тарифной ставки в 2020 году, необходимо учесть:

  • месячный оклад работника;
  • тип недели (5-дневная или 6-дневная, 40-, 36- или 24-часовая);
  • количество часов работы в 2020 г.

Выясним, как рассчитать часовую тарифную ставку от оклада по часам, на примерах.

Служащему Иванову установлен месячный оклад в размере 50 000 рублей. По трудовому договору его рабочее время — с 8:00 до 17:00 5 дней в неделю. 24 июля он работал допоздна и покинул офис в полночь. Нам необходимо определить, сколько ему доплатят за переработку. ВАЖНО! По статье 152 ТК РФ, за первые 2 ч переработки полагается полуторная ЧТС, за последующие — двойная. А статья 96 рекомендует за работу в ночное время (с 22:00 до 06:00) добавлять не менее 20% от ЧТС.

Здесь важно учесть такие моменты:

  • в целом переработка за 24 июля составляет 7 ч;
  • первые 2 ч оплачиваются в полуторном размере;
  • последующие 5 ч — в двойном;
  • последние 2 ч относятся к ночному времени и оплачиваются с добавкой еще 20% от ЧТС.

Итак, в июле 184 ч. ЧТС Иванова составляет 50 000 / 184 = 271,7 руб.

Сделаем расчасовку по времени, отработанному сверхурочно и в ночное время.

Итого надбавка за 24 июля составит (407,55 × 2) + (543,4 × 5) + (54,34 × 2) = 815,1 + 2717 + 108,68 = 3640,78 рубля.

Примеры расчетов

Рассмотрим пример, как рассчитать часовую тарифную ставку на 2020 год, формула содержит два варианта расчета: при 40 и 24 ч работы в неделю (см. письмо Минздрава от 02.07.2014 № 16-4/2059436).

Пример 1.

40 ч в неделю.

Допустим, работник работает 5 дней в неделю по 8 ч в день. Рассчитаем, какова средняя часовая тарифная ставка рабочего при окладе в 20 000 рублей. Используем в расчете данные о том, что количество рабочих часов в 2020 г. при 40 раб. ч в неделю — 1979.

Формула часовой тарифной ставки: 20 000 × 12 / 1979 = 121,27 рубля.

Пример 2.

24 ч в неделю.

Подросток 15 лет работает курьером. Оклад — 15 000 рублей в месяц. Количество рабочих часов в 2019 г. при 24-часовой неделе — 1185,4.

Формула: 15 000 × 12 / 1185,4 = 151,85 рубля.

В Беларуси с 1 сентября вырастет размер тарифной ставки первого разряда для расчета зарплаты работников бюджетных организаций. Ее повысят с 36,4 до 41 рубля. Об этом сегодня сообщил первый вице-премьер Александр Турчин, сообщает пресс-служба Совмина.

Снимок носит иллюстративный характер. Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

«Уровень средней заработной платы по стране за январь-июль составил Br1055. Это те параметры, на которые мы планировали выйти по итогам года. Если средняя зарплата по стране будет продолжать расти, возможно, нам придется принимать еще какие-то решения по повышению заработной платы бюджетников до конца текущего года», — сказал Александр Турчин

По расчетам правительства, повышение тарифной ставки первого разряда на 12,6% и сохранение при этом средней заработной платы по стране на уровне 1055 рублей позволит выполнить поручение президента о том, чтобы зарплата бюджетников сохранялась на уровне 80% к средней зарплате.

В целом на повышение оплаты труда бюджетников будет направлено дополнительно 300 миллионов рублей до конца текущего года, сообщают в пресс-службе Совмина. Первый вице-премьер обратил внимание, что часть необходимой суммы будет покрыта за счет бюджетных средств, сэкономленных во время подготовки и проведения II Европейских игр. Всего, по его словам, в бюджете остались неиспользованными 94 миллиона рублей. По поручению президента, 80 миллионов рублей из этой суммы будут потрачены на повышение заработной платы в бюджетной сфере, а оставшаяся часть пойдет на ремонт общежитий высших учебных заведений к началу учебного года.

Тарифная ставка первого разряда — это норматив, от которого зависит оплата труда бюджетников. Тарифную ставку умножают на специальный коэффициент (он свой у каждого работника) и получают итоговый оклад. От него, в свою очередь, зависят премии и прочие выплаты.

В последний раз размер тарифной ставки первого разряда для расчета зарплаты работников бюджетных организаций повышали с 1 мая — с 35,5 до 36,4 рубля, ранее — с 1 октября прошлого года — с 34 до 35,5 рубля.

Напомним, с 2020 года изменится схема оплаты труда бюджетников. С 1 января следующего года тарифную ставку первого разряда заменят на базовую ставку, которая составит 180 рублей, а вместо 27-размерной единой тарифной сетки введут 18-разрядную.

Средняя зарплата бюджетников в Беларуси по итогам 2018 года должна была вырасти, по прогнозам властей, до 760 рублей. По факту выйти на прогнозный показатель, как и в 2017 году, не получилось, хотя власти и повышали заработки работников бюджетных организаций. Планировался выход на среднюю зарплату в бюджетных организациях на уровне 80% от средней по стране, но по итогам 2018 года этот показатель составил 77%.

ТАРИФНАЯ СИСТЕМА И ЕЕ ЭЛЕМЕНТЫ

Каждый работник получает за свой труд заработную плату. На основании ст. 135 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ) заработная плата устанавливается работнику трудовым договором в соответствии с действующими в организации системами оплаты труда. Дифференцировать заработную плату можно с помощью тарифной системы оплаты труда, когда вознаграждение за труд зависит от квалификации работника, сложности, количества и качества выполняемой им работы.

Согласно ст. 143 ТК РФ тарифная система оплаты труда включает в себя:

  • тарифные ставки;
  • оклады (должностные оклады);
  • тарифную сетку;
  • тарифные коэффициенты.

Основным элементом тарифной системы оплаты труда являются тарифные ставки.

Тарифная ставка — фиксированны размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени (час, день, месяц) без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Тарифная ставка первого разряда определяет минимальную оплату неквалифицированного труда в единицу времени.

Тарифная сетка — совокупность тарифных разрядов работ (профессий, должностей), определенных в зависимости от сложности работ и требований к квалификации работников с помощью тарифных коэффициентов. Тарифная сетка представляет собой шкалу соотношений в оплате труда работников различной квалификации.

Тарифный разряд отражает сложность труда и уровень квалификации работника, а квалификационный разряд характеризует уровень его профессиональной подготовки. Обычно первый разряд присваивается наименее квалифицированным должностям, а с повышением уровня сложности работы повышается и разряд.

Тарифный коэффициент устанавливает отношение тарифной ставки данного разряда к тарифной ставке первого разряда. Тарифный коэффициент показывает, во сколько раз ставка любого из разрядов сетки выше ставки первого разряда, коэффициент которого всегда равен единице. Соотношение тарифных коэффициентов крайних разрядов является диапазоном тарифной сетки. Сегодня чаще всего встречаются шести- и восьмиразрядные тарифные сетки с диапазоном, равным двум.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Систему оплаты труда, размеры тарифных ставок, окладов, премий, иных поощрительных выплат организации определяют самостоятельно в коллективных договорах и внутренних локальных актах (положениях о премировании, положениях об оплате труда и т. д.). В различных организациях могут устанавливаться различные тарифные сетки, отличающиеся, например, количеством разрядов.

В коммерческих организациях нет обязательных тарифных сеток, введенных на законодательном уровне. Они могут разработать собственную тарифную сетку. Работодатель-частник вправе самостоятельно установить количество разрядов в тарифной сетке компании, размер тарифов и коэффициентов.

При разработке тарифных сеток нужно учитывать следующее: никто не должен получать зарплату ниже действующего минимального размера оплаты труда (МРОТ), а максимальный размер оплаты не ограничивается.

К СВЕДЕНИЮ

С 01.07.2016 минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации установлен на уровне 7500 руб. (ст. 1 Федерального закона от 02.06.2016 № 164-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда”»).

РАЗРАБОТКА ТАРИФНОЙ СЕТКИ КОММЕРЧЕСКИМИ СТРУКТУРАМИ

При разработке тарифной сетки используется вариант увеличения (от разряда к разряду) межразрядных коэффициентов. Существуют следующие варианты построения шкалы тарифной сетки:

  • прогрессивный абсолютный и прогрессивный относительный (в процентах) рост тарифных коэффициентов (табл. 1). В данном случае с ростом разряда увеличиваются показатели абсолютных и относительных величин коэффициентов;
  • прогрессивный абсолютный и постоянный относительный (в процентах) рост тарифных коэффициентов (табл. 2), где величина относительного роста тарифных коэффициентов постоянная;
  • постоянный абсолютный и регрессивный относительный (в процентах) рост тарифных коэффициентов (табл. 3), при котором величина роста абсолютного коэффициента постоянная;
  • регрессивный абсолютный и регрессивный относительный рост тарифных коэффициентов (табл. 4). Здесь величина коэффициента и относительное значение тарифных коэффициентов с ростом разряда снижаются.

Наиболее экономичным и широко используемым является прогрессивный абсолютный и относительный рост тарифных коэффициентов.

Таблица 1. Пример шкалы прогрессивного абсолютного и относительного роста тарифных коэффициентов

Параметры тарифной сетки

Тарифные разряды

1

2

3

4

5

6

Тарифные коэффициенты

1

1,08

1,20

1,38

1,65

2

Абсолютное возрастание тарифных коэффициентов

0,08

0,12

0,18

0,27

0,35

Относительное возрастание тарифных коэффициентов, %

8

11

15

20

21

Тарифные коэффициенты определяются исходя из специфики производственного процесса.

Абсолютное возрастание тарифных коэффициентов для каждого разряда можно найти по формуле:

Абсолютное возрастание тарифных коэффициентов = Тарифный коэффициент следующего по порядку разряда – Тарифный коэффициент предыдущего разряда. (1)

В нашем примере (см. табл. 1) абсолютное возрастание тарифных коэффициентов равно:

  • для 2-го разряда — 0,08 (1,08 – 1);
  • для 3-го разряда — 0,12 (1,20 – 1,08).

Аналогично производят расчет для 4–6 разрядов.

Относительное возрастание тарифных коэффициентов определяется в процентном соотношении по формуле:

Относительное возрастание тарифных коэффициентов = Тарифный коэффициент следующего по порядку разряда / Тарифный коэффициент предыдущего разряда × 100 – 100. (2)

Тогда относительное возрастание тарифных коэффициентов будет равно:

  • для 2-го разряда — 8 % (1,08 / 1 × 100 – 100);
  • для 3-го разряда — 11 % (1,20 / 1,08 × 100 – 100).

Аналогично производится расчет для разрядов 4, 5 и 6.

Таблица 2. Пример шкалы прогрессивного абсолютного и постоянного относительного роста тарифных коэффициентов

Параметры тарифной сетки

Тарифные разряды

1

2

3

4

5

6

Тарифные коэффициенты

1

1,12

1,25

1,40

1,57

1,76

Абсолютное возрастание тарифных коэффициентов

0,12

0,13

0,15

0,17

0,17

Относительное возрастание тарифных коэффициентов, %

12

12

12

12

12

Пусть относительное возрастание тарифных коэффициентов равно постоянному значению — 12 %.

Находим тарифные коэффициенты и их абсолютное возрастание.

Тарифные коэффициенты для каждого разряда рассчитываются следующим образом.

Значение тарифного коэффициента определенного разряда принимаем за Х. Тогда первоначальная формула для 2-го разряда будет иметь вид:

Х / 1 × 100 – 100 = 12

Х / 1 × 100 = 12 + 100 = 112

Х / 1 = 112 / 100 = 1,12

Х = 1,12 × 1 = 1,12 — тарифный коэффициент для 2-го разряда.

Находим тарифный коэффициент для 3-го разряда таким же образом, применив формулу:

Х / 1,12 × 100 – 100 = 12

Х / 1,12 × 100 = 112

Х / 1,12 = 1,12

Х = 1,12 × 1,12 = 1,25.

Аналогично определяем тарифные коэффициенты для разрядов 4–6.

Абсолютное возрастание тарифных коэффициентов для каждого разряда находим по формуле (1):

  • для 2-го разряда — 0,12 (1,12 – 1);
  • для 3-го разряда — 0,13 (1,25 – 1,12).

Таким же способом рассчитываем абсолютное возрастание тарифных коэффициентов для остальных разрядов (4–6).

Таблица 3. Пример шкалы постоянного абсолютного и регрессивного относительного изменения тарифных коэффициентов

Параметры тарифной сетки

Тарифные разряды

1

2

3

4

5

6

Тарифные коэффициенты

1

1,08

1,16

1,24

1,32

1,4

Абсолютное возрастание тарифных коэффициентов

0,08

0,08

0,08

0,08

0,08

Относительное регрессивное изменение тарифных коэффициентов, %

8

7

7

6

6

Предположим, абсолютное возрастание тарифных коэффициентов равно постоянному значению — 0,08.

Находим тарифные коэффициенты и их относительное изменение значений.

Тарифные коэффициенты для каждого разряда рассчитываем следующим образом:

  • для 2-го разряда: 1 + 0,08 = 1,08;
  • для 3-го разряда: 1,08 + 0,08 = 1,16.

Аналогично определяем тарифные коэффициенты для 4, 5 и 6 разрядов.

Квалификационные требования к работникам и сложность определенных видов работ устанавливаются на основе Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, тарифно-квалификационных характеристик профессий рабочих, Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, а также типовых квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и других служащих организаций.

Системы оплаты труда

Труд работников оплачивается повременно, сдельно или по иным системам оплаты труда.

Оплата может производиться за индивидуальные и (или) коллективные результаты труда.

Система оплаты труда может формироваться на основе тарифной, бестарифной или смешанной системы.

Тарифная система оплаты труда включает в себя:

  • тарифную ставку (оклады)

  • тарифную сетку

  • тарифные коэффициенты

Бестарифная система оплаты трудa основывается на долевом распределении средств, предназначенных на оплату труда, в зависимости от критериев и на принципах оценки профессиональных качеств работников и их вклада в конечный результат.

Смешанная система оплаты труда может содержать элементы как тарифной, так и бестарифной систем оплаты труда.

Для усиления заинтересованности работников в повышении эффективности производства и качества выполняемых работ работодателем могут вводиться системы премирования и другие формы стимулирования труда.

Система оплаты и стимулирования труда работников определяется условиями коллективного договора, трудового договора и (или) актами работодателя.

Система оплаты труда должна обеспечить долю основной заработной платы (относительно постоянной части заработной платы) не менее 75 процентов в среднемесячной заработной плате работников без учета единовременных стимулирующих выплат.

Система оплаты труда работников организаций, содержащихся за счет государственного бюджета и сметы (бюджета) Национального банка Республики Казахстан, устанавливается нормативными правовыми актами Республики Казахстан.

Условия оплаты труда и премирования руководящих работников национальных компаний и акционерных обществ, контрольные пакеты акций которых принадлежат государству, определяются на основе Типового положения, утвержденного Правительством Республики Казахстан.

Порядок рассмотрения и согласования параметров системы оплаты труда работников организаций, на услуги (товары, работы) которых вводится государственное регулирование тарифов (цен, ставок сборов), устанавливается уполномоченным государственным органом по труду.

Условия оплаты труда, определенные трудовым, коллективным договорами, соглашениями, актами работодателя, не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными Трудовым кодексом и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *