Статья 225 ГК

Новая редакция Ст. 225 ГК РФ

1. Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

2. Если это не исключается правилами настоящего Кодекса о приобретении права собственности на вещи, от которых собственник отказался (статья 226), о находке (статьи 227 и 228), о безнадзорных животных (статьи 230 и 231) и кладе (статья 233), право собственности на бесхозяйные движимые вещи может быть приобретено в силу приобретательной давности.

3. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

4. В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе бесхозяйные недвижимые вещи, находящиеся на территориях этих городов, принимаются на учет органами, осуществляющими государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлениям уполномоченных государственных органов этих городов.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет уполномоченный государственный орган города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя может обратиться в суд с требованием о признании права собственности города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя на данную вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в собственность города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, может быть вновь принята во владение, в пользование и в распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

Комментарий к Ст. 225 ГК РФ

1. Понятие бесхозяйных вещей является собирательным: оно охватывает движимые вещи, приобретение права собственности на которые подробно изложено в следующих статьях ГК:

а) движимые вещи, от которых собственник отказался, — ст. 226 ГК;

б) находка, в том числе особенности находки безнадзорных животных, — ст. ст. 227 — 232 ГК;

в) клад — ст. 233 ГК.

2. При приобретении права собственности способами, указанными в ст. ст. 226 — 233 ГК, законодательством предоставляется весьма привлекательный льготный срок по сравнению со сроком приобретательной давности. При этом если нарушены условия приобретения права собственности на бесхозяйные вещи, это право не может быть приобретено вообще даже по приобретательной давности (ст. 234 ГК РФ).

3. Порядок приобретения права собственности на бесхозяйную недвижимость непосредственно описан в п. 3 комментируемой статьи.

Другой комментарий к Ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Норма п. 1 комментируемой статьи носит общий характер по отношению к специальным правилам, регулирующим различные первоначальные способы приобретения права собственности (ст. ст. 226 — 233 ГК РФ). Ее значение состоит в отказе от ранее действовавшей презумпции государственной собственности на бесхозяйное имущество.

Действующий ГК сохраняет лишь презумпцию права государственной собственности на землю и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований (п. 2 ст. 214). Следовательно, земля и природные ресурсы не могут стать бесхозяйными.

2. Правила настоящей статьи не могут также применяться к объектам, изъятым из оборота (ст. 129 ГК РФ).

Не может считаться бесхозяйным наследственное имущество до вступления наследников в права на наследство, имущество, находящееся на хранении в порядке секвестра (ст. 926 ГК РФ), равно как и иное имущество, по поводу которого ведется гражданский спор в установленных процессуальных формах.

3. Не считается бесхозяйным также имущество, находящееся в незаконном владении лица, которое не имеет права собственности на имущество, которым владеет. Из п. 3 ст. 225 следует, что на учет берется наличное имущество, не находящееся во владении собственника или третьих лиц. Поэтому, если имуществом владеет какое-либо лицо, получившее его не иначе, как в качестве бесхозяйного, и владеет им для себя (как своим) или в интересах иного определенного лица, применение к этому имуществу норм ст. 225 невозможно.

Однако после того, как имущество взято на учет и принято во владение уполномоченным органом, он имеет право истребовать его от лиц, незаконно завладевших им после принятия на учет.

Не может считаться бесхозяйным имущество, которого не имеется в наличии либо предположительно существующее имущество.

4. Процедура обращения в муниципальную собственность бесхозяйного недвижимого имущества установлена в п. 3 ст. 225.

5. Необходимо отметить, что в случаях, указанных в ст. ст. 225 — 228, 231, 233 ГК, нормы о приобретательной давности применяются лишь субсидиарно. Того юридического состава, который предусмотрен ст. 234 ГК, ни в одном из указанных случаев быть не может. Во всех случаях, когда происходит завладение имуществом, не имеющим известного собственника, и описанных в ст. ст. 225 — 228, 231, 233 ГК, владелец не может не знать, что он не является собственником имущества. Следовательно, здесь невозможно добросовестное приобретение имущества, так как добросовестность предполагает прежде всего извинительное заблуждение, в силу которого владелец ошибочно считает себя собственником. Таким образом, когда владелец завладевает имуществом, собственник которого неизвестен, он никак не может считать этим собственником себя.

Значит, во всех указанных случаях, кроме собственно приобретения по давности в силу ст. 234 ГК, добрая совесть не только не требуется для приобретения права собственности, но, напротив, исключает применение норм ст. ст. 225 — 228, 231, 233.

6. В то же время закон не указывает на последствия недобросовестности, если понимать под нею осведомленность владельца (приобретателя по ст. ст. 225 — 228, 231, 233) о действительном собственнике вещи. По-видимому, в силу допущенного владельцем злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ) здесь возможен отказ в защите его права на приобретение вещи. Очевидно, что заявление о злоупотреблении правом вправе сделать либо собственник, либо компетентный орган, принимающий участие в процедурах, описанных в ст. ст. 225 — 228, 231, 233.

7. Другое условие приобретения по давности — владение имуществом как своим собственным — также выполняется с известными особенностями. Обычно владение осуществляется все же как владение чужим имуществом — осознание того, что у вещи нет собственника, исключает другое отношение. Однако в том случае, когда владение осуществляется в интересах иного определенного лица, приобретение в собственность исключается. Например, если бесхозяйная вещь передана на хранение профессиональному или иному хранителю, хранение ведется для того, кто передал вещь. В этом случае, хотя хранитель и осуществляет владение, он не может присвоить себе вещь по нормам ст. ст. 225 — 228, 231, 233.

Например, хозяин стоянки автомашин заявил иск к органам внутренних дел, поместившим на стоянку машину, собственник которой не был установлен, о возмещении затрат на хранение автомашины. После того как в этом требовании было отказано, хозяин автостоянки заявил требование об обращении автомашины в его собственность по ст. 228 ГК. В этом требовании также было отказано на основании того, что он не может считаться лицом, нашедшим потерянную вещь.

Стало быть, условием приобретения вещи в собственность по правилам ст. ст. 225 — 228, 231, 233 является владение для неизвестного собственника либо владение вещью, не имеющей собственника, но никак не владение вещью как собственной или владение вещью для известного лица.

8. В то же время владение осуществляется открыто. Однако и здесь есть особенности, отличающие от той открытости, о которой говорится в ст. 234 ГК: владелец вещи по ст. ст. 225 — 228, 231, 233 обязан, кроме того, в той или иной форме сделать официальные заявления о вещи.

Наконец, нормами ст. ст. 225 — 228, 231, 233 предусмотрены иные более короткие сроки приобретения вещи в собственность, чем те, которые предусмотрены ст. 234 ГК.

9. Содержащееся в п. 3 ст. 225 указание на то, что бесхозяйное имущество, не признанное по решению суда поступившим в муниципальную собственность, может быть вновь принято собственником или приобретено в собственность в силу приобретательной давности, следует понимать в том смысле, что здесь действует общий срок приобретательной давности, указанный в ст. 234. В то же время, как уже отмечалось, владелец не будет считаться имеющим добрую совесть в смысле ст. 234. Собственник вправе истребовать имущество от такого владельца в порядке ст. 301 ГК, при этом ответчик вправе сослаться на истечение срока исковой давности.

10. Во всех случаях, предусмотренных ст. ст. 225 — 228, 231, 233, необходимо и соблюдение специального механизма, включающего вынесение в той или иной форме решения органа, обладающего административной или судебной компетенцией, тогда как приобретение по давности в силу ст. 234 ГК наступает по мере истечения срока и не нуждается в судебном решении, а может быть только подтверждено судом в порядке особого производства.

Стало быть, остается лишь общий результат: приобретение в силу ст. ст. 225 — 228, 231, 233, как и по ст. 234 ГК, происходит без участия собственника и помимо его воли. Смысл этого правила состоит в том, чтобы вещь не находилась длительное время без собственника. Само по себе это правило, влекущее утрату собственником права помимо его воли, не может быть оправдано соображениями справедливости, а диктуется исключительно нуждами гражданского оборота, требующими упорядоченности имущественных прав.

Однако собственник вправе истребовать вещь, пока у приобретателя не возникло права собственности на нее. Для истребования вещи по ст. ст. 225 — 228, 231, 233 собственнику достаточно доказать свое право на вещь, поскольку владелец не может считаться добросовестным и не является приобретателем (лицом, получившим имущество по сделке об отчуждении вещи) и, следовательно, не вправе воспользоваться защитой, предусмотренной ст. 302 ГК.

В то же время в течение всего периода, пока осуществляется владение, но еще не приобретено право собственности, владелец вещи имеет защиту против любых третьих лиц, кроме собственника и законного владельца.

11. После приобретения права собственности по ст. ст. 225 — 228, 231, 233 собственник утрачивает свое право и лишен возможности требовать доходы от вещи, истребовать саму вещь и осуществлять иные права, которые может иметь только собственник.

Например, в практике возник вопрос: должен ли суд удовлетворить виндикационный иск собственника, у которого вещь была похищена, истребующего ее от лица, которое получило право собственности в порядке ст. 228 ГК (приобретение права собственности на находку). Дело в том, что виндикационный иск был заявлен в течение срока исковой давности (три года), но к тому моменту ответчик уже имел право собственности, полученное в порядке ст. 228 ГК. В данном случае в иске должно быть отказано, так как приобретение права собственности на вещь, которая могла бы быть виндицирована от любого приобретателя, исключается после того, как прежний собственник утратил свое право собственности в силу ст. 228.

Аналогичные правила применяются и для всех других случаев приобретения собственности по ст. ст. 225 — 228, 231, 233.

12. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет и затем обращаются в муниципальную собственность либо в собственность владельца по правилам, изложенным в п. 3 ст. 225.

Недвижимой вещью может быть признан лишь такой объект, который является недвижимостью, т.е. был выстроен и сдан в эксплуатацию с соблюдением правил ст. 219 ГК, либо был ранее зарегистрирован в установленном порядке в качестве объекта недвижимости, но собственник которого отсутствует либо неизвестен. Например, бесхозяйной недвижимой вещью может быть признано строение, последним собственником которого значится ликвидированное юридическое лицо.

В то же время не может быть признано бесхозяйным самовольно возведенное строение. К такому строению применяются правила ст. 222 ГК, а не ст. 225. Не может быть признан бесхозяйным и незавершенный строительством объект, на который сохраняются права застройщика.

1. Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

2. Если это не исключается правилами настоящего Кодекса о приобретении права собственности на вещи, от которых собственник отказался (статья 226), о находке (статьи 227 и 228), о безнадзорных животных (статьи 230 и 231) и кладе (статья 233), право собственности на бесхозяйные движимые вещи может быть приобретено в силу приобретательной давности.

3. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.собственности на эту вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

4. В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе бесхозяйные недвижимые вещи, находящиеся на территориях этих городов, принимаются на учет органами, осуществляющими государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлениям уполномоченных государственных органов этих городов.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет уполномоченный государственный орган города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя может обратиться в суд с требованием о признании права собственности города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя на данную вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в собственность города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, может быть вновь принята во владение, в пользование и в распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

Комментарий к статье 225 Гражданского Кодекса РФ

1. В п. 1 дано определение бесхозяйной вещи, которое включает такие их разновидности, как брошенные собственником вещи, находку, безнадзорных животных, клад. Во всех указанных ситуациях речь идет о возможности приобретения права собственности на вещи, собственник которых либо неизвестен, либо отказался от них, либо утратил на них право (см. подробнее: Сергеев А.П. Правовой режим бесхозяйного и бесхозяйственно содержимого имущества: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Л., 1982; Масевич М.Г. Основания приобретения права собственности на бесхозяйные вещи // Проблемы современного гражданского права: Сб. статей. М., 2000. С. 173 — 191).

Вопрос о возникновении права собственности на бесхозяйное имущество в советский период решался на основании презумпции государственной собственности: пока иная принадлежность имущества не доказана, предполагалось, что собственником имущества является государство. Теперь эта презумпция потеряла свое значение и заменена предположением права собственности фактического владельца, согласно которой владелец имущества предполагается его собственником, пока не доказано иное (эта презумпция прямо законом не установлена, но вытекает из смысла п. 3 ст. 10 ГК). Это традиционное правило, известное еще римскому праву: «Ничья вещь переходит к первому, кто захватил ее». В порядке исключения сегодня продолжает сохраняться презумпция права государственной собственности на землю и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований (см. коммент. к п. 2 ст. 214 ГК).

2. Пункт 2 имеет важное интерпретационное значение, поскольку позволяет установить очередность применения к бесхозяйным движимым вещам различных норм ГК. Подчеркивается, что комментируемая статья подлежит субсидиарному применению, т.е. не подлежат применению в вопросе о принадлежности бесхозяйных движимых вещей ст. ст. 226, 227, 228, 230, 231, 233 ГК.

3. Пункт 3 посвящен порядку приобретения права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь на территории всех субъектов РФ, кроме городов федерального значения. Порядок принятия бесхозяйных недвижимых вещей на учет установлен в Положении о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утв. Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2003 г. N 580 (СЗ РФ. 2003. N 38. Ст. 3668).

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности (см. коммент. к ст. 234 ГК).

4. В п. 4 комментируемой статьи, являющемся новеллой 2009 г., содержится описание процедуры приобретения права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге. Необходимость появления данной нормы была вызвана следующим. В соответствии со ст. 79 Закона об организации местного самоуправления перечень вопросов местного значения, источники доходов местных бюджетов внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга определяются законами указанных городов исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства.

В городах федерального значения выявляемые объекты бесхозяйного имущества зачастую не могли находиться в муниципальной собственности в силу того, что они не могли использоваться для осуществления полномочий по вопросам местного значения внутригородских муниципальных образований. Таким образом, до внесения дополнения в виде п. 4 в комментируемую статью объекты, которые выявлялись как бесхозяйные, в соответствии с п. 3 комментируемой статьи должны были быть приняты органами местного самоуправления, а затем переданы в собственность городов федерального значения. Такая процедура была признана не только весьма продолжительной по времени, но и влекущей дополнительные расходы публичных финансовых средств, которые нельзя признать эффективными.

1. Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

2. Если это не исключается правилами настоящего Кодекса о приобретении права собственности на вещи, от которых собственник отказался (статья 226), о находке (статьи 227 и 228), о безнадзорных животных (статьи 230 и 231) и кладе (статья 233), право собственности на бесхозяйные движимые вещи может быть приобретено в силу приобретательной давности.

3. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

4. В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе бесхозяйные недвижимые вещи, находящиеся на территориях этих городов, принимаются на учет органами, осуществляющими государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлениям уполномоченных государственных органов этих городов.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет уполномоченный государственный орган города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя может обратиться в суд с требованием о признании права собственности города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя на данную вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в собственность города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, может быть вновь принята во владение, в пользование и в распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

1. Комментируемая статья содержит чрезвычайно важные для гражданского оборота положения о правовом режиме бесхозяйных вещей. Эти положения позволяют установить основания правомерного завладения такими вещами и возникновения права собственности на них. Возможность присвоения бесхозяйных вещей позволяет, во-первых, вновь вовлечь их в оборот, а во-вторых, возложить бремя содержания вещи на нового собственника и обеспечить привлечение его к ответственности за вред, причиненный такой вещью третьим лицам.

2. Предусматриваются три случая, в которых вещь является бесхозяйной:

1) вещь не имеет собственника;

2) собственник вещи неизвестен;

3) собственник вещи отказался от нее.

В соответствии со ст. 236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.

Принципы ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имуществ и сделок с ним практически исключают существование недвижимости, собственник которой неизвестен, или недвижимости, не имеющей собственника. К такой недвижимости могут относиться объекты, права на которые возникли до введения в действие Закона о регистрации и не зарегистрированы в соответствии с этим Законом.

Объекты, собственники-граждане которых скончались, не могут считаться бесхозяйными даже в тех случаях, когда никто из наследников по закону или по завещанию не принял наследства, поскольку в соответствии со ст. ст. 1151 и 1152 ГК РФ в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, имущество умершего считается выморочным. Для приобретения выморочного имущества принятие наследства не требуется, что означает возникновение права собственности у публичного субъекта в силу закона.

3. Комментируемая статья устанавливает различные правила присвоения бесхозяйных движимых и недвижимых вещей.

По общему правилу право собственности на бесхозяйные движимые вещи может быть приобретено по давности владения (ст. 234 ГК), за исключением случаев, когда оно может возникнуть ранее по иным основаниям — в силу правил о возникновении права собственности на вещи, от которых собственник отказался (ст. 226 ГК), о находке (ст. ст. 227 и 228 ГК), о безнадзорных животных (ст. ст. 230 и 231 ГК) и кладе (ст. 233 ГК). Перечисленные случаи дают возможность стать собственником движимой бесхозяйной вещи значительно быстрее, чем через пять лет (см. комментарий к ст. 234 ГК), например немедленно по поступлении вещи во владение в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 226 ГК РФ.

Бесхозяйные недвижимые вещи также могут поступить в собственность на основании приобретательной давности, однако для публичных субъектов (муниципальных образований, а также городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) комментируемая статья делает исключение. В ней закрепляется правило об «оккупации» — переходе права собственности на бесхозяйную недвижимость к публичному собственнику, на территории которого находится эта вещь. Это основание возникновения права собственности является первоначальным. В отличие от правил о переходе права собственности на выморочное имущество (ст. 1151 ГК) комментируемые положения не предусматривают переход к публичному собственнику обязанностей прежнего собственника.

В порядке «оккупации» движимые вещи могут перейти в муниципальную собственность также и в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 228 и п. 1 ст. 231 ГК РФ (см. комментарий к указанным статьям).

4. Правила о переходе бесхозяйной недвижимой вещи к публичному собственнику, содержащиеся в п. п. 3 и 4 комментируемой статьи, одинаковы. Различаются лишь субъекты, в пользу которых установлено положение о переходе права собственности. Пункт 4 ст. 225 ГК РФ является специальным правилом, в соответствии с которым бесхозяйная недвижимость, находящаяся на территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, переходит не в собственность муниципального образования, а в собственность названных субъектов Российской Федерации.

Для возникновения права собственности муниципальных образований и городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга необходимо последовательное совершение следующих действий:

1) постановка бесхозяйной недвижимости на учет органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлениям уполномоченных государственных (муниципальных) органов.

Принятие на учет и снятие с учета объектов недвижимого имущества осуществляют: Федеральная регистрационная служба — в отношении объектов недвижимого имущества, расположенных на территории более одного регистрационного округа; территориальные органы Федеральной регистрационной службы — в отношении иных объектов недвижимого имущества, расположенных на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества. Порядок принятия на учет бесхозяйной недвижимости и снятия ее с такого учета определяется Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2003 г. N 580;

2) обращение уполномоченного органа в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет;

3) судебное решение о признании права муниципальной или государственной собственности;

4) государственная регистрация возникновения права муниципальной или государственной собственности.

1. Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался .

2. Если это не исключается правилами настоящего Кодекса о приобретении права собственности на вещи, от которых собственник отказался (статья 226), о находке (статьи 227 и 228), о безнадзорных животных (статьи 230 и 231) и кладе (статья 233), право собственности на бесхозяйные движимые вещи может быть приобретено в силу приобретательной давности.

3. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

4. В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге бесхозяйные недвижимые вещи, находящиеся на территориях этих городов, принимаются на учет органами, осуществляющими государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлениям уполномоченных государственных органов этих городов.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет уполномоченный государственный орган города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга может обратиться в суд с требованием о признании права собственности города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга на данную вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в собственность города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга, может быть вновь принята во владение, в пользование и в распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

Комментарий к статье 225 ГК РФ

1. Комментируемая статья посвящена двум проблемам, которые связаны друг с другом лишь поверхностно. Первой из них является введение в гражданское право понятия бесхозяйной вещи. «Бесхозяйная вещь» — это понятие, которое охватывает четыре других понятия, а именно понятие движимых вещей, от которых собственник отказался (ст. 226 ГК), понятие находки (ст. 227 ГК), понятие безнадзорных животных (ст. 230 ГК) и понятие клада (ст. 233 ГК). Таким образом, понятие бесхозяйной вещи является родовым понятием по отношению к четырем названным понятиям. Ими исчерпывается его содержание.

Одновременно п. 1 комментируемой статьи дает легальное определение бесхозяйной вещи. Определение дается посредством перечня, куда включены три вида вещей, признаваемых бесхозяйными: вещь, которая не имеет собственника; вещь, собственник которой неизвестен; вещь, от права собственности на которую собственник отказался.

Этот перечень шире того содержания, которое комментируемая статья вкладывает в понятие бесхозяйной вещи. В соответствии с ним, в частности, является бесхозяйным наследственное имущество на протяжении срока, проходящего между открытием наследства (ст. 1113 ГК) и моментом его принятия наследниками (ст. 1152 ГК). Кроме того, поскольку право собственности на здания, сооружения и другое вновь созданное недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации (ст. 219 ГК), вновь созданные здания, сооружения не имеют собственника. Поскольку право собственности на них не возникло, не существует и лица, являющегося субъектом этого права. Признание такой недвижимости и наследственного имущества бесхозяйным вносит нестабильность в гражданско-правовое регулирование обширного круга важнейших имущественных отношений.

2. Пункт 2 комментируемой статьи предусматривает, что применение правил о приобретательной давности, установленных ст. 234 ГК, является субсидиарным по отношению к нормам, устанавливаемым ст. 226 «Движимые вещи, от которых собственник отказался», ст. 227 «Находка», ст. 228 «Приобретение права собственности на находку», ст. 229 «Возмещение расходов, связанных с находкой, и вознаграждение нашедшему вещь», ст. 230 «Безнадзорные животные», ст. 231 «Приобретение права собственности на безнадзорных животных», ст. 232 «Возмещение расходов на содержание безнадзорных животных и вознаграждение за них» и, наконец, ст. 233 «Клад».

3. Вторая проблема, которой занимается комментируемая статья, имеет в первую очередь гражданско-процессуальный характер.

Абзац 2 п. 3 комментируемой статьи наделяет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, правом на обращение в суд с заявлением о возбуждении дела особого производства, а именно дела о признании бесхозяйной недвижимой вещи объектом муниципальной собственности.

Такое право дано ему при соблюдении ряда условий. Во-первых, соответствующая недвижимость должна находиться на территории данного органа местного самоуправления. Во-вторых, она должна стоять на учете того органа, который осуществляет государственную регистрацию недвижимости, причем на учете именно в качестве бесхозяйной вещи. В-третьих, со времени постановки недвижимости на учет в качестве бесхозяйной должен истечь 1 год.

Закон о регистрации прав на недвижимость предусмотрел принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей в порядке, установленном Правительством РФ (п. 3 ст. 9). В свою очередь Правительство РФ Постановлением от 17.09.2003 N 580 утвердило Положение о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей учреждениями юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в ред. от 12.11.2004) <1>. Со своей стороны, ГПК предусматривает, что в порядке особого производства рассматриваются дела о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь (п. 1 ст. 262).

———————————
<1> СЗ РФ. 2003. N 38. Ст. 3668; 2004. N 47. Ст. 4652.

4. Абзац 3 п. 3 комментируемой статьи принадлежит к тем нормам, которые регулируют не положение бесхозяйной недвижимости, а последствия отказа от прав собственности. Она — конкретизация правила о том, что отказ от права собственности «не влечет прекращения прав. собственника в отношении соответствующего имущества» (ч. 2 ст. 236 ГК).

5. Комментируемая статья является единственной статьей ГК, использующей понятие бесхозяйной вещи. Однако она дала толчок другим законам, которые применяют термин «бесхозяйная вещь», вкладывая в него свой собственный смысл.

В частности, в КВВТ имеются нормы, регулирующие правоотношения, связанные с судами, которые он именует «бесхозяйными» (а в одном случае — «безнадзорными»). КВВТ возлагает на соответствующие органы управления обязанность выявлять бесхозяйные суда (п. 16 ст. 19). Он предусматривает, что бесхозяйное судно «подлежит специальному учету» (п. 15 ст. 19). Для постановки на этот учет орган управления на водном транспорте направляет представление в орган местного управления, на территории которого находится бесхозяйное судно. Последний делает заявление опять в орган управления на водном транспорте. После постановки на учет судоходная инспекция принимает меры к установлению владельца этого судна. В положительном случае инспекция направляет ему требование переместить судно в установленный пункт отстоя. После получения ею подтверждения о выполнении этого требования бесхозяйное судно снимается с учета (п. 17 ст. 19).

1. Ранее действовавший закон не определял правового положения бесхозяйных вещей. Существовавшая презумпция государственной собственности состояла в том, что вещь предполагалась государственной собственностью, если ее иная принадлежность не доказана. Эта презумпция закреплялась Постановлением Пленума ВС РСФСР от 29.06.25 «О презумпции (предположении) права собственности государства на спорное имущество», в котором было установлено, что «всякое бесхозяйное и спорное имущество является государственным, поскольку у нас отсутствует институт приобретательной давности» (Сборник циркуляров и важнейших разъяснений Пленума ВС РСФСР. Январь 1925 — май 1926 гг. М., 1927. С. 114). Данная презумпция имела практическое и хозяйственное значение в первые годы после Октябрьской революции 1917 г. и после Великой Отечественной войны в отношении брошенного, трофейного и другого имущества, выбывшего из владения собственников и находившегося в незаконном владении не управомоченных на то лиц. Позднее она потеряла свое значение, на практике не применялась и была заменена презумпцией права собственности фактического владельца. Сейчас с введением в гражданское законодательство приобретательной давности положения о презумпции государственной собственности полностью утрачивают силу. Они противоречат Конституции, которая установила равенство всех форм собственности.

2. Пункт 1 комментируемой статьи определяет понятие бесхозяйной вещи, которое требует уточнения. Данное понятие имеет значение для случаев, когда по закону такие вещи могут быть обращены в собственность любых лиц. Тогда к бесхозяйным можно отнести такие вещи, которые имели собственника и от которых собственник добровольно отказался — брошенные вещи (см. коммент. к ст. 226, 236). В других случаях вещь тоже может не иметь собственника, как, например, имущество умершего до принятия наследства, но оно не считается бесхозяйным. Нельзя считать бесхозяйными вещи, которые не могут быть объектом частной собственности, — вещи, изъятые из оборота, имущество публичного права, предназначенное для общественного пользования.

Вещь, собственник которой неизвестен, также, как правило, подчиняется другим правилам, меняя на основании закона прежнего собственника на нового, что предусмотрено в п. 2 и в указанных в нем статьях ГК.

3. В п. 3 комментируемой статьи определены особые правила для учета и приобретения в собственность бесхозяйных недвижимых вещей. Они сначала должны быть взяты на государственный учет по заявлению муниципального органа, на территории которого они находятся. Значение этого акта заключается в том, чтобы по прошествии года с момента взятия на учет данное недвижимое имущество могло по решению суда перейти в муниципальную собственность. До решения суда право собственности сохраняется за оставившим его лицом, и оно может взять его во владение. Такое имущество может найти в этот период нового собственника на основании приобретательной давности. Следовательно, в законе установлен определенный период времени, в течение которого бесхозяйная недвижимая вещь может вернуться к собственнику или перейти к другим лицам по приобретательной давности. Только по истечении этого времени суд по иску органа, управомоченного управлять муниципальным имуществом, признает бесхозяйное недвижимое имущество муниципальной собственностью.

Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 N 580 утверждено Положение о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей учреждениями юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в котором подробно регулируются вопросы принятия на учет и снятия с учета объектов недвижимого имущества. Если в результате принятых дополнительных мер очевидно, что недвижимое имущество является бесхозяйным, оно на основании решения суда регистрируется в праве муниципальной собственности и снимается с учета (СЗ РФ, 2003, N 38, ст. 3668).

Другой комментарий к статье 225 ГК РФ

1. Комментируемая статья посвящена двум проблемам, которые связаны друг с другом лишь поверхностно. Первой из них является введение в гражданское право понятия бесхозяйной вещи. «Бесхозяйная вещь» — это понятие, которое охватывает четыре других понятия, а именно понятие движимых вещей, от которых собственник отказался (ст. 226 ГК), понятие находки (ст. 227 ГК), понятие безнадзорных животных (ст. 230 ГК) и понятие клада (ст. 233 ГК). Таким образом, понятие бесхозяйной вещи является родовым понятием по отношению к четырем названным понятиям. Ими исчерпывается его содержание.

Одновременно п. 1 комментируемой статьи дает легальное определение бесхозяйной вещи. Определение дается посредством перечня, куда включены три вида вещей, признаваемых бесхозяйными: вещь, которая не имеет собственника; вещь, собственник которой неизвестен; вещь, от права собственности на которую собственник отказался.

Этот перечень шире того содержания, которое комментируемая статья вкладывает в понятие бесхозяйной вещи. В соответствии с ним, в частности, является бесхозяйным наследственное имущество на протяжении срока, проходящего между открытием наследства (ст. 1113 ГК) и моментом его принятия наследниками (ст. 1152 ГК). Кроме того, поскольку право собственности на здания, сооружения и другое вновь созданное недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации (ст. 219 ГК), вновь созданные здания, сооружения не имеют собственника. Поскольку право собственности на них не возникло, не существует и лица, являющегося субъектом этого права. Признание такой недвижимости и наследственного имущества бесхозяйным вносит нестабильность в гражданско-правовое регулирование обширного круга важнейших имущественных отношений.

2. Пункт 2 комментируемой статьи предусматривает, что применение правил о приобретательной давности, установленных ст. 234 ГК, является субсидиарным по отношению к нормам, устанавливаемым ст. 226 «Движимые вещи, от которых собственник отказался», ст. 227 «Находка», ст. 228 «Приобретение права собственности на находку», ст. 229 «Возмещение расходов, связанных с находкой, и вознаграждение нашедшему вещь», ст. 230 «Безнадзорные животные», ст. 231 «Приобретение права собственности на безнадзорных животных», ст. 232 «Возмещение расходов на содержание безнадзорных животных и вознаграждение за них» и, наконец, ст. 233 «Клад».

3. Вторая проблема, которой занимается комментируемая статья, имеет в первую очередь гражданско-процессуальный характер.

Абзац 2 п. 3 комментируемой статьи наделяет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, правом на обращение в суд с заявлением о возбуждении дела особого производства, а именно дела о признании бесхозяйной недвижимой вещи объектом муниципальной собственности.

Такое право дано ему при соблюдении ряда условий. Во-первых, соответствующая недвижимость должна находиться на территории данного органа местного самоуправления. Во-вторых, она должна стоять на учете того органа, который осуществляет государственную регистрацию недвижимости, причем на учете именно в качестве бесхозяйной вещи. В-третьих, со времени постановки недвижимости на учет в качестве бесхозяйной должен истечь 1 год.

Закон о регистрации прав на недвижимость предусмотрел принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей в порядке, установленном Правительством РФ (п. 3 ст. 9). В свою очередь Правительство РФ Постановлением от 17.09.2003 N 580 утвердило Положение о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей учреждениями юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в ред. от 12.11.2004) <1>. Со своей стороны, ГПК предусматривает, что в порядке особого производства рассматриваются дела о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь (п. 1 ст. 262).

———————————
<1> СЗ РФ. 2003. N 38. Ст. 3668; 2004. N 47. Ст. 4652.

4. Абзац 3 п. 3 комментируемой статьи принадлежит к тем нормам, которые регулируют не положение бесхозяйной недвижимости, а последствия отказа от прав собственности. Она — конкретизация правила о том, что отказ от права собственности «не влечет прекращения прав. собственника в отношении соответствующего имущества» (ч. 2 ст. 236 ГК).

5. Комментируемая статья является единственной статьей ГК, использующей понятие бесхозяйной вещи. Однако она дала толчок другим законам, которые применяют термин «бесхозяйная вещь», вкладывая в него свой собственный смысл.

В частности, в КВВТ имеются нормы, регулирующие правоотношения, связанные с судами, которые он именует «бесхозяйными» (а в одном случае — «безнадзорными»). КВВТ возлагает на соответствующие органы управления обязанность выявлять бесхозяйные суда (п. 16 ст. 19). Он предусматривает, что бесхозяйное судно «подлежит специальному учету» (п. 15 ст. 19). Для постановки на этот учет орган управления на водном транспорте направляет представление в орган местного управления, на территории которого находится бесхозяйное судно. Последний делает заявление опять в орган управления на водном транспорте. После постановки на учет судоходная инспекция принимает меры к установлению владельца этого судна. В положительном случае инспекция направляет ему требование переместить судно в установленный пункт отстоя. После получения ею подтверждения о выполнении этого требования бесхозяйное судно снимается с учета (п. 17 ст. 19).

Что происходит с имуществом организации после её исключения из единого государственного реестра юридических лиц?

Организация исключается из Единого госреестра при ликвидации. Это происходит в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 08.08.2001 №129-ФЗ. Согласно ему, после обнародования решения о предстоящем исключении компании из реестра, у заинтересованных лиц есть три месяца для того, чтобы успеть заявить о своих правах на имущество организации. Если никто не проявит интереса к собственности организации, то по прошествии трехмесячного срока организация будет ликвидирована. По закону это происходит в течение месяца. Невостребованное имущество организации подлежит постановке на учет как бесхозяйное. Бесхозяйным оно становится со дня ликвидации юрлица. После постановки недвижимости на учет как бесхозяйной, должен пройти год, прежде чем, согласно п 3 ст 225 ГК РФ, уполномоченный на это орган может подать заявление в суд для признания такого имущества муниципальной собственностью. Если суд это право не признает, то это имущество имеет право получить в собственность другое лицо в силу приобретательной давности. Ст 225 ГК РФ допускает принятие бесхозяйного имущества назад оставившим его собственником. Однако в рассматриваемой ситуации это невозможно, так как собственника более не существует — юрлицо ликвидировано. Поэтому получается, что после исключения из ЕГРЮЛ, имущество организации может стать собственностью иного лица (физического или юридического) тремя способами:

  • на него в трехмесячный срок заявляет права заинтересованное лицо, которое впоследствии становится его собственником;
  • оно признается бесхозяйным и тогда, через год может стать муниципальной собственностью (или собственностью города федерального значения) по решению суда;
  • суд не удовлетворяет требования органа муниципального образования или города, и имущество становится собственностью другого лица по праву приобретательной давности. Недвижимость в таком случае может перейти к новому собственнику только через 15 лет, любое другое имущество — через 5 лет.

Можно ли приобрести право собственности на самовольную постройку в силу приобретательной давности?

Мнения судей по этому вопросу разделились. Некоторые юристы считают это невозможным. Так, по смыслу ст 225 ГК РФ и ст 234 ГК РФ, в силу приобретательной давности право собственности переходит лишь на чье-либо или на бесхозяйное имущество. Если в качестве объекта владения рассматривается самовольное строение, то, соответственно, земельный участок, на котором оно возведено, захвачен неправомерно, либо строительство происходило без необходимого разрешения. Таким образом, нарушено условие о добросовестности и открытости владения имуществом, предусмотренное как основание перехода собственности по праву приобретательной давности. Однако Высший арбитражный суд озвучил иное мнение: самовольную постройку можно оформить в собственность, в случае добросовестного, открытого и непрерывного владения ею в течение 15 лет, если сохранение этого сооружения не угрожает жизни и здоровью людей. После этих разъяснений ВАС, был разработан следующий подход к решению спорных ситуаций: судьи считают оформление такой постройки в собственность возможным, если у заявителя имеются вещные права на соответствующий участок. Право собственности является абсолютным вещным правом. Помимо него существуют и ограниченные вещные права. Например, право постоянного бессрочного пользования земельным участком, безвозмездного срочного пользования участком, право социального найма, хозяйственного ведения, залога и т.д. Таким образом, обладая хотя бы ограниченным вещным правом на участок, граждане и юридические лица, могут получить в собственность находящиеся на нем постройки. На практике возникают сложности с определением того, насколько добросовестным является владение самовольной постройкой. Ведь оно может считаться таковым, только если владелец не знал об отсутствии оснований для возникновении права собственности на это сооружение. То есть гражданин, использующий постройку, должен быть уверен, что имеет на это право. Если же сооружение возведено незаконно, то как может быть возможна добросовестность владения. Получается, чтобы признать право собственности на имущество на основании приобретательной давности, нужно доказать, что гражданин использующий самовольное строение, не знал и не должен был знать о незаконности его возведения. Это возможно, например, если земельный участок был самовольно захвачен не владельцем, а другим лицом без его ведома.

Имеет ли право юридическое лицо оформить в свою собственность земельный участок на основании признания его бесхозяйным, если о месте нахождения владельца ничего не известно уже много лет?

На основании ст 225 ГК РФ, бесхозяйной признается лишь вещь, которая не имеет собственника. Допускается также признание вещи бесхозяйной, если собственник отказался от прав на нее либо он попросту неизвестен. Если личность владельца земельного участка известна, а не установлено только место его нахождения, то признать участок бесхозяйным на этом основании не представляется возможным. Ведь собственник не отказывался от своих имущественных прав. Для юридических (физических) лиц существует еще одна возможность признать свое право собственности на имущество — в силу приобретательной давности. Для этого важно владеть этим участком непрерывно, добросовестно и открыто в течение 15 лет, и доказать это в суде. Тогда право собственности может перейти к новому владельцу даже при условии, что до этого оно принадлежало другому лицу. Таким образом юридическое лицо может стать собственником участка, о местоположении хозяина которого давно ничего неизвестно. Только не на основании признания его бесхозяйным, а на в силу приобретательной давности. При условии, что докажет, что владело им открыто, непрерывно и добросовестно пятнадцать и более лет подряд. Необходима совокупность всех трех перечисленных признаков владения, иначе в удовлетворении требования суд может отказать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *