Статус обучающегося с ограниченными возможностями устанавливает

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденное психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

С целью определения образовательного маршрута ребенка, имеющего недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, родители или организация, в которой находится данный ребенок, должны обратиться в центральную или территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию по Липецкой области (далее — ЦПМПК, ТПМПК).

ЦПМПК, ТПМПК являются структурным подразделением государственного (областного) бюджетного учреждения Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, расположенного по адресу: 398059, Липецкая область, г. Липецк, ул. Неделина, дом 40, в здании Центра дистанционного образования детей-инвалидов Липецкой области, 3 этаж.

Свою деятельность ЦПМПК, ТПМПК осуществляют в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 20 сентября 2013 г. № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии».

Выбор маршрута образования для детей с ОВЗ

Обследование детей, в том числе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов до окончания ими образовательных организаций, осуществляется в ЦПМПК, ТПМПК:

— по письменному заявлению родителей (законных представителей);

— по направлению образовательных организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций с письменного согласия их родителей (законных представителей).

Медицинское обследование детей, достигших возраста 15 лет, проводится с их согласия.

Специалисты ЦПМПК, ТПМПК информируют родителей (законных представителей), о месте, времени и порядке обследования, а также документах необходимых для обследования детей.

Обследование детей проводится в помещениях, где размещается комиссия. При необходимости и наличии соответствующих условий обследование детей может быть проведено по месту их проживания и (или) обучения.

Обследование детей проводится каждым специалистом комиссии индивидуально или несколькими специалистами одновременно. Состав специалистов комиссии, участвующих в проведении обследования, процедура и продолжительность обследования определяются исходя из задач обследования, а также возрастных, психофизических и иных индивидуальных особенностей детей.

Информация о проведении обследования детей в комиссии, результаты обследования, а также иная информация, связанная с обследованием детей в комиссии, является конфиденциальной.

Обследование детей, консультирование детей и их родителей (законных представителей) специалистами комиссии осуществляются бесплатно.

На комиссии обязательно присутствие ребенка, родителей (законных представителей) ребенка.

Родители (законные представители) детей имеют право:

— присутствовать при обследовании детей в комиссии, обсуждении результатов обследования и вынесении комиссией заключения, высказывать свое мнение относительно рекомендаций по организации обучения и воспитания; детей;

— получать консультации специалистов комиссии по вопросам обследования детей в комиссии и оказания им психолого-медико-педагогической помощи, в том числе информацию о своих правах и правах детей.

По итогам обследования ЦПМПК, ТПМПК устанавливает наличие или отсутствие особенностей в развитии и отклонений в поведении ребенка. В рекомендациях указывается образовательная программа, по которой должен обучаться ребенок, форма и специальные условия получения образования.

Заключение комиссии носит для родителей (законных представителей) детей рекомендательный характер.

Родителям (законным представителям) выдается один документ: копия заключения ЦПМПК, ТПМПК с рекомендациями.

Заключение комиссии действительно для представления в указанные органы, организации в течение календарного года с даты его подписания.

Для образовательной организации заключение комиссии, предоставленное родителями, носит обязательный для исполнения характер, то есть образовательная организация должна будет создать все условия, прописанные в рекомендациях.

Кроме проведения комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей ЦПМПК, ТПМПК оказывает консультативную помощь родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных организаций, учреждений социального обслуживания, здравоохранения, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении.

Документы, предоставляемые в ЦПМПК, ТПМПК с целью обследования детей, в том числе дошкольников, школьников и учащихся выпускных классов для определения специальных условий при сдаче государственной итоговой аттестации.

Документы, необходимые для обследования на ЦПМПК, ТПМПК детей дошкольного возраста:

— направление образовательной или другой организации;

— паспорт родителя (законного представителя) — оригинал и копия;

— свидетельство о рождении ребенка — оригинал и копия;

— медицинская карта из поликлиники по месту жительства;

— копия первичного заключения ЦПМПК/ТПМПК (при вторичном обследовании);

— выписка из истории развития ребенка от педиатра с указанием заключений врачей-специалистов (невролог, ЛОР или сурдолог с указанием остроты слуха, окулист с указанием остроты зрения);

— для формирования ортопедических групп — справка от врача-ортопеда с предоставлением рентгенограммы и/или плантограммы;

— психолого-педагогическое представление, заверенное руководителем ДОУ;

— справка медико-социальной экспертизы (при наличии) — оригинал и копия;

— результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка (рисунки, аппликации и др.).

Для дошкольников, поступающих в 1 класс, дополнительно справка от врача-психиатра.

Документы, необходимые для обследования на ЦПМПК, ТПМПК детей школьного возраста:

— направление образовательной или другой организации;

— паспорт родителя (законного представителя) — оригинал и копия;

— свидетельство о рождении ребенка — оригинал и копия;

— медицинская карта из поликлиники по месту жительства;

— копия первичного заключения ЦПМПК/ТПМПК (при вторичном обследовании);

— выписка из истории развития ребенка от педиатра с указанием заключений врачей-специалистов (невролог, ЛОР или сурдолог с указанием остроты слуха, окулист с указанием остроты зрения);

— справка от врача-психиатра;

— для формирования ортопедических классов — справка от врача-ортопеда с предоставлением рентгенограммы и/или плантограммы;

— психолого-педагогическое представление, заверенное директором;

— копия личной карты обучающегося, заверенная директором;

— заключение (заключения) психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации или специалиста (специалистов), осуществляющего психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся в образовательной организации (для обучающихся образовательных организаций) (при наличии);

— справка медико-социальной экспертизы (при наличии) — оригинал и копия;

— выписка текущих и четвертных оценок, заверенная директором;

— тетради письменных работ по русскому (родному) языку, математике — оригинал и копия.

Документы, необходимые для обследования на ЦПМПК, ТПМПК обучающихся, для зачисления в Центр дистанционного образования детей-инвалидов:

— направление образовательной или другой организации;

— паспорт родителя (законного представителя) — оригинал и копия;

— свидетельство о рождении ребенка — оригинал и копия;

— медицинская карта из поликлиники по месту жительства;

— копия первичного заключения ЦПМПК/ТПМПК (при вторичном обследовании);

— выписка из истории развития ребенка от педиатра с указанием заключений врачей-специалистов (невролог, ЛОР или сурдолог с указанием остроты слуха, окулист с указанием остроты зрения);

— справка от врача-психиатра;

— справка от врача-ортопеда (при наличии нарушений);

— психолого-педагогическое представление, заверенное директором;

— копия личной карты обучающегося, заверенная директором;

— заключение (заключения) психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации или специалиста (специалистов), осуществляющего психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся в образовательной организации (для обучающихся образовательных организаций) (при наличии);

— справка медико-социальной экспертизы (при наличии) — оригинал и копия;

— выписка текущих и четвертных оценок, заверенная директором;

— тетради письменных работ по русскому (родному) языку, математике — оригинал и копия;

— справка о надомном обучении на текущий учебный год (ВКЭК);

— справка о работе на компьютере.

Документы, необходимые для обследования на ЦПМПК, ТПМПК несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей:

— направление или другой организации;

— заявление родителей (законных представителей);

— свидетельство о рождении или паспорт (на ребенка старше 14 лет) — оригинал и копия;

— медицинская карта из поликлиники по месту жительства;

— копия первичного заключения ЦПМПК/ТПМПК (при вторичном обследовании);

— выписка из истории развития ребенка от педиатра с указанием заключений врачей-специалистов (невролог, ЛОР или сурдолог с указанием остроты слуха, окулист с указанием остроты зрения);

— справка от врача-психиатра;

— решение суда о признании недееспособным (для детей старше 14 лет) – копия;

— решение органов опеки и попечительства о помещении в учреждение психоневрологического профиля;

— выписка из амбулаторной медицинской карты или из истории болезни (при наличии);

— справка медико-социальной экспертизы — оригинал и копия;

Для несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, дополнительно предоставляются следующие документы:

— решение органа опеки и попечительства об определении ребенка на полное государственное обеспечение, о назначении опекуна;

— документы, определяющие статус родителей (свидетельство о смерти, решение суда о лишении родительских прав и другие необходимые документы) — копии.

Для детей дошкольного возраста — рисунки, психолого-педагогическое представление.

Для детей школьного возраста — сведения об обучении в образовательном учреждении (копия личной карты обучающегося, ведомость или табель успеваемости, психолого-педагогическое представление, тетради по русскому языку и математике, заключение (заключения) психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации или специалиста (специалистов), осуществляющего психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся в образовательной организации (для обучающихся образовательных организаций) (при наличии)).

Документы, необходимые для обследования на ЦПМПК учащихся выпускных классов для определения специальных условий при сдаче государственной итоговой аттестации:

— направление образовательной или другой организации;

— паспорт родителя (законного представителя) несовершеннолетнего (оригинал и копия);

— паспорт ребенка (оригинал и копия);

— медицинская карта из поликлиники по месту жительства;

— копия первичного заключения ЦПМПК/ТПМПК (при вторичном обследовании);

— выписка из медицинской (санаторно-курортной) карты. Справка должна содержать:

— развернутый диагноз, код по МКБ -10, описанные клинические симптомы, жалобы, анамнез заболевания, статус пациента, разъяснения врача, в чем должен заключаться щадящий режим для данного ребенка в период сдачи экзамена;

— психолого-педагогическое представление, заверенное директором школы;

— копия справки о надомном обучении (КЭК);

— справка медико-социальной экспертизы — оригинал и копия (при наличии);

— копия личной карты обучающегося, заверенная директором.

Для детей, находящихся на длительном санаторно-курортном лечении дополнительно: копия санаторно-курортной карты и направление на санаторно-курортное лечение.

Дидактические игры на классификацию предметов являются очень важным инструментом для расширения и активизации словаря. По умению ребенка классифицировать предметы по группам, подбирать для группы предметов обобщающие слова можно судить об уровне его интеллектуального развития, о степени развития его речи, памяти, мышления.

На начальном этапе ребенку предлагается выбрать предметы по образцу. Задача малыша — выбрать из предложенной группы предметы, ориентируясь на их свойства: форму, цвет, размер.

В предметной классификации ребенок ориентируется уже не на внешний вид предмета, а на его назначение, например, предметы, предназначенные для приготовления и употребления пищи — посуда. Так, для классификации или обобщения предметов малыш включает мыслительные операции, благодаря которым находит основание для определения предметов или явлений в нужную группу.

Игры и упражнения на классификацию очень важны для развития ребенка. Благодаря им воспитывается речевая активность, гибкость мышления. Ребенок начинает понимать, что можно использовать различные виды классификации. По мере того какие у предмета связи и отношения с другими предметами, он может находиться совершенно в разных группах, в соответствии с тем, какой признак будет определяющим.

Задача взрослых показать малышам, что свойства предметов могут меняться, а в зависимости от этого изменится и положение предмета в группе. Предлагаем вам лишь некоторые дидактические игры по развитию речи, направленные на формирование умения классификации и обобщения предметов.

Помоги медведям

В эту игру можно поиграть с самыми маленькими детьми 2-3 лет. Классифицируя предметы по цвету, малыш легче усвоит название цветов.

Попросите малыша помочь разобрать вещи: в большую корзину надо сложить предметы красного цвета для папы Медведя, а в маленькую корзинку — предметы желтого цвета для Мишутки. Побуждайте ребенка называть какие предметы он положит в большую корзину и почему, а какие в маленькую и почему.

А теперь разбери вещи по размеру: Мишутке подбери вещи маленького размера, а для папы Медведя- большого размера.

Назови одним словом

Попросите малыша рассказать, что он видит на картинке, назвать предметы на картинке одним словом.

Онлайн-игра «Обобщающие слова»

Расставь вещи на полки

Дайте ребенку предметные картинки и предложите разложить вещи на полки, ориентируясь на их

принадлежность к той или иной группе

Что лишнее?

Попросите ребенка назвать, что или кого он видит на картинке, и что здесь лишнее и почему.

Четвертый лишний

Ребенку предлагаются карточки с геометрическими фигурами, ему необходимо определить какая фигура лишняя, ориентируясь на форму и на цвет фигур.

В конце каждой игры необходимо сделать вывод по какому признаку классифицировались предметы.

После того, как ребенок научится классифицировать предметы на картинках будет полезно усложнить задачу, а именно проводить дидактические игры без использования наглядного материала. Цель игры будет та же самая.

Кровать, стол, диван, шкаф;

Платье, кофта, юбка, брюки;

Яблоко, апельсин, киви, груша и т.д.

Кто больше

Игра-соревнование проводится между несколькими детьми или между ребенком и взрослым. Цель- назвать как можно больше предметов, относящихся к какой-либо группе, например, предметы посуды.

Какой предмет лишний?

Ель, дуб, береза, липа;

Чайник, сковорода, кастрюля, тарелка;

Пальто, куртка, шуба, платье.

Использование дидактических игр на классификацию и обобщение способствует расширению и активизации словаря, развитию речи, логического мышления, мыслительных операций.

Расшифровка расчетного листка по заработной плате — это самостоятельная проверка начисленных и удержанных сумм, которые указаны в выдаваемых работодателем в день зарплаты расчетках. Знание правил расчетов поможет любому работнику проверить цифры, указанные в нем. Разберемся, из чего складывается та сумма, которую работнику выдадут в кассе организации либо перечислят на банковскую зарплатную карту.

По Трудовому кодексу, работодатель обязан при выплате заработной платы информировать в письменной форме каждого своего сотрудника о составных частях начисленной ему оплаты труда и их размерах, о видах и суммах удержаний, о денежной сумме, подлежащей выплате.

Форма расчетного листа

Бланк листа по зарплате выдается каждому сотруднику индивидуально ответственным лицом: обычно бухгалтером. Не допускается передача листка через другого человека, поскольку уровень зарплаты является коммерческой тайной и не подлежит разглашению.

Рис. 1. Расшифровка расчетного листка по зарплате (образец).

Форма бланка может варьироваться, поскольку она никак не установлена законодательно, но в ней необходимо предусмотреть следующие разделы:

  • начислено;
  • удержано;
  • выплачено;
  • к выплате (либо задолженность работодателя или работника).

Некоторые компании (особенно это актуально для крупных компаний) в бланке указывают коды выплат и удержаний. Получив такой закодированный документ, работник не понимает, как расшифровать расчетный лист заработной платы. Важно знать, что использование таких кодов не установлено законодательно, и работодателю необходимо либо привести вместе с кодами в листке наименование начисления или удержания, либо ознакомить сотрудника с расшифровкой кодов, применяемых в организации.

Расшифровка квитка о зарплате

В разделе «Начислено» отражаются суммы начисленного заработка в соответствии с трудовым договором: оклад, надбавки, премии. Также в этом разделе отражаются оплата за отпуск, оплата больничного листа, материальная помощь и другие выплаты в соответствии с трудовым законодательством или приказами работодателя.

Рис. 2. Раздел «Начислено».

Как показывает практика, у работников часто возникают вопросы по поводу начисления отпускных и оплаты больничного листа. Довольно часто сумма начисления оказывается меньше, чем ожидал сотрудник. Сегодня отпускные начисляются исходя из доходов за 12 месяцев, предшествующих начислению отпуска. Оплата больничного листа — исходя из доходов за два предшествующих года. Следовательно, если доходы в предыдущие периоды работы были меньше тех, которые вы получаете в настоящее время, то и начисленные суммы оплаты отпуска и больничного листа будут меньше.

Рис. 3. Раздел «Удержано».

В разделе «Удержано» работодатель указывает суммы, подлежащие удержанию с доходов работника.

По закону

Например, в расчетном листке всегда присутствует информация об удержании налога на доходы физических лиц. Он составляет 13% от начисленной заработной платы и удерживается практически со всех доходов, выплачиваемых работодателем своим работникам. В нашем примере он рассчитывается так:

По исполнительным листам

Такие удержания производятся после удержания из зарплаты налога на доходы физических лиц. В нашем примере менеджер Васечкин Петр Иванович выплачивает алименты на одного ребенка в размере 25% от заработной платы:

К этой же категории относятся неоплаченные и взысканные через суд штрафы, налоги на имущество, кредиты и тому подобное.

На основании приказов работодателя или заявлений работника

Ущерб, нанесенный материально ответственным лицом работодателю, членские взносы в профсоюз.

Рис. 4. Раздел «Выплачено».

По трудовому законодательству, заработная плата работникам должна выплачиваться не менее двух раз в месяц. Таким образом, в разделе «Выплачено» должна быть как минимум одна строка о выплате аванса. Также в ней отражаются прочие выплаты, произведенные в течение месяца до срока выплаты заработной платы, например отпускные.

Основная сумма, отражающая величину заработной платы, которую работник получит на руки, за вычетом всех удержаний и ранее произведенных выплат отражается в строке «К выплате». В нашем примере она сложилась следующим образом:

ISSN 1998-4812

раздел ПРАВОВЕДЕНИЕ

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА НА ОБРАЗОВАНИЕ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В РОССИИ И АНГЛИИ

© Т. В. Ивлева

Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450076 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.

Тел.: +7 (961) 360 77 43. E-mail: tanya198106@mail.ru

Статья посвящена реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья в России и Англии. В связи с этим рассмотрена политика данных государств в отношении указанной категории детей в сфере образования, система национального законодательства, проблемы, тормозящие активное внедрение инклюзивного образования в России и положительный опыт англичан. В завершении приведены предложения по наилучшему обеспечению права на образование детей с ограниченными возможностями в РФ, в том числе по совершенствованию действующего законодательства.

Ключевые слова: ребенок, инвалид, инвалидность, конвенция, право на образование, инклюзивное образование.

Согласно статье 43 Конституции РФ, каждый имеет право на образование. Общедоступность и бесплатность образования гарантируются.

В 2008 году Россия присоединилась к международной Конвенции по правам инвалидов, которая предполагает создание безбарьерной среды, полноценное участие в общественной и политической жизни населения данной категории (ратифицирована в мае 2012 года) .

В целях реализации положений Конвенции по правам инвалидов в России разработаны Рекомендации по созданию условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в субъектах Российской Федерации, а также Федеральная целевая программа «Доступная среда» на 2011-2015 гг. В рамках последней создаются специальные проекты по устранению барьеров для комфортной жизни инвалидов. Здесь подразумевается также увеличение количества школ, в которых создана универсальная «безбарьерная» среда, позволяющая обучаться совместно инвалидам и детям, не имеющим нарушения развития.

Согласно Рекомендациям, обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации.

К сожалению, право на образование ребенка с ограниченными возможностями здоровья в нашей стране не всегда обеспечивается в полной мере.

В настоящей статье опишем причины нарушения рассматриваемого права в России, объясним то, почему оно в меньшей мере нарушается в Англии, и на основе сравнительного анализа предложим пути совершенствования механизма обеспечения рассматриваемого нами права.

Особенно рассматриваемая тема актуальна в связи с продолжающимся реформированием законодательства в сфере образования в России .

Действующее российское законодательство использует различные термины, обозначающие детей с ограниченными возможностями здоровья: «лица с ограниченными возможностями здоровья», «с отклонениями в развитии», «с недостатком здоровья», «дети-инвалиды», которые тождественны по своему содержанию.

Сейчас в России 13.3 миллиона инвалидов, это чуть больше 9% населения. Из них 545 тысяч — дети . В Республике Башкортостан насчитывается около 14 тысяч детей с ограниченными возможностями здоровья .

Система образования в нашей стране предусматривает две основные формы включения указанной категории детей в образовательный процесс: инклюзивное образование и обучение в специальных (коррекционных) учреждениях, специальное образование. При этом в Федеральном законе от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» раскрывается понятие «инклюзивное образование», но не раскрывается понятие «специальное образование».

Также в последние годы развивается дистанционная форма обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Инклюзивное образование (от фр. «inclusif’ включающий в себя) — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей . Таким образом, под ним подразумевается процесс обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего типа вместе со здоровыми детьми.

Именно эта форма образования в ближайшие годы признана заменить специальные (коррекци-онные) учреждения в России, хотя она требует большего финансирования и особой подготовки преподавателей.

Например, в Республике Башкортостан по инклюзивному образованию обучается 2/3 от всех детей с ограниченными возможностями здоровья (9.5 тысяч от 13.8 тысяч детей-инвалидов). Всего в республике насчитывается 42 учебных заведения, подключенных к федеральной программе «Доступная среда». Из них 12 школ сосредоточено в городе Уфе. В 2014-2015 учебном году планируется подключить к данной программе еще 15 школ региона .

Одновременно в Башкортостане функционируют 37 государственных бюджетных специальных (коррекционных) школ-интернатов и Республиканский центр дистанционного образования детей-инвалидов на дому с филиалами в районах и городах республики .

Говоря о дистанционном образовании, в Республике Башкортостан продлено действие городской целевой программы «Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья по программам общего образования с применением дистанционных образовательных технологий на 2009-2011 гг.» .

На настоящий момент Минобрнауки РФ разрабатывает образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья, которые должны быть внедрены в образовательный процесс к 2015 году.

Проблемы реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья:

1. Недостаточное финансирование образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Объем финансирования мероприятий в рамках Федеральной целевой программы «Доступная среда» на 2011-2015 гг. за счет средств федерального бюджета составляет 160 млрд. рублей.

За период с 2011 по 2013 год в Республике Башкортостан на реализацию программы «Доступная среда» на 2011-2015 годы выделено 99.5 млн. рублей из средств бюджета. При этом изначально планировалось выделить 1700 млн. рублей .

В подтверждение наличия настоящей проблемы приведем слова начальника Управления образования Администрации ГО г. Уфа Азамата Сайфул-лина: «Для усовершенствования одной школы требуется порядка 3-4 миллионов рублей. На приобретение медицинского оборудования школе №87 на данный момент выделено 125 тыс. рублей» .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Оставляет желать лучшего размер пособия по уходу за ребенком-инвалидом, которое составляет 5500 рублей в месяц.

2. Учет лиц, в том числе детей, с ограниченными возможностями здоровья.

Согласно статье 31 Конвенции по правам инвалидов, государства-участники обязуются производить сбор надлежащей информации, включая статистические и исследовательские данные, позволяющей им разрабатывать и осуществлять стратегии в целях выполнения настоящей Конвенции .

К сожалению, на настоящий момент в России не существует единой полноценной статистической базы, позволяющей учитывать и отражающей всю ситуацию по лицам, в том числе детям, с ограниченными возможностями здоровья.

Как показывает анализ статистических данных по инвалидам в России, собираемая информация скорее отражает структуру получателей пособий и пенсий по инвалидности и не отражает многие принципиально важные аспекты, включая такие, как точная численность инвалидов, уровень образования и занятости .

Создание указанной базы данных запланировано только в ближайшем году.

3. Распределение финансирования на сферу образования между федеральным, региональным и местным бюджетами.

Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» сфера образования отнесена к совместному ведению Российской Федерации, субъектов РФ и органам местного самоуправления. Соответственно, финансирование образования происходит из бюджетов разных уровней. Однако про финансирование специальных (коррекционных) школ в Федеральном законе ничего не сказано.

По факту специальные (коррекционные) учреждения находятся в ведении муниципалитетов. Ожидая передачи учреждений в ведение субъектов, муниципалитеты не вкладывают средства в их развитие.

За организацию инклюзивного образования для лиц с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях не отвечают ни субъекты РФ (это не их учреждения), ни муниципалитеты (это не их полномочия).

4. Инфраструктура образовательных учреждений и транспортных средств.

Несмотря на положительные тенденции, наблюдаемые в последнее время в РФ в сфере обеспечения детей с ограниченными возможностями здоровья правом на образование, к 2016 году запланировано адаптировать для обучения рассматриваемой категории лиц всего лишь 20 % школ и приспособить для их передвижения каждое четвертое транспортное средство (автобус, трамвай, поезд и др.) .

5. В школах с инклюзивным обучением отсутствует четкая система оценки результатов обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Здесь имеется в виду не только оценка знаний ребенка в целом, но и то, как дети с ограниченными возможностями вливаются в коллектив, общаются

ISSN 1998-4812

Вестник Башкирского университета. 2014. Т. 19. №1

со сверстниками и пр. Такого механизма контроля наша система образования не предусматривает.

6. Недостаточное количество специально обученных педагогов для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Теперь рассмотрим то, как происходит процесс обучения детей с ограниченными возможностями в Англии.

В Великобритании насчитывается 800 тыс. детей, которые имеют особые образовательные потребности, что составляет 6% от всех британских детей. При этом в Англии проживает 14 % детей-инвалидов .

Всех детей с ограниченными возможностями здоровья в Англии называют «disabled». Именно этот термин употребляется в английских законодательных актах: Закон о равенстве (Equality Act, 2010), Закон о дискриминации инвалидов (Disability Discrimination Act, 1995) , Закон о специальных образовательных и инвалидности (Special Educational Need and Disability Act, 2001), Законы об образовании (Education Acts, 1996, 2002, 2011) и другие.

Все дети с ограниченными возможностями здоровья зарегистрированы в «SEN Register».

Процесс инклюзивного образования в Англии начался с принятия Закона об образовании в 1976 году, который на настоящий момент претерпел значительные изменения. Однако именно этот нормативный акт закрепил возможность обучения детей с особыми образовательными потребностями в обычных школах с нормальными детьми своего возраста.

Таким образом, система инклюзивного образования в стране Туманного Альбиона насчитывает более 35 лет.

Несмотря на то что все школы Англии входят в систему инклюзивного образования, так же как и в России здесь имеются специальные школы, которых в стране не так уж и много. В последних обучаются дети с очень тяжелыми формами инвалидности.

Все английские школы делятся на две категории: начальная школа (primary school) и средняя школа (senior school).

В начальной школе обучаются дети в возрасте от 4-х до 12-ти лет, а в средней — от 13 до 18 лет. При этом учебные заведения, как правило, находятся отдельно друг от друга.

При школах очень часто можно встретить детские центры, в которых консультируют родителей по вопросам здоровья, семейным делам.

Такие центры создаются муниципалитетами. Например, это может звучать так: «Services for Children with Additional Support Needs» (Абердин-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

* Прим. Автора. В данном Законе в главе 1 статье 6 дано понятие инвалидности.

Прим. автора. Настоящий Закон отменен в Англии с момента принятия Закона о равенстве (Equality Act, 2010), но продолжает действовать в Северной Ирландии.

шир и г. Мурей в Шотландии), «the Inclusive Education Service» (г. Ноттингем, Англия)

Так же есть негосударственные центры, организуемые негосударственными организациями. Например, Advisory Centre for Education (ACE) (г. Лондон, Англия), Special Educational Needs Advice Centre (г. Белфаст, Северная Ирландия) и другие.

С 1 апреля 2013 года в Англии запущена новая система финансирования школ. Она подразумевает, что на каждого английского ребенка с особыми потребностями выделяется около 10 тыс. фунтов стерлингов в год (около 500 тыс. рублей). Эти деньги поступают на счет школы. Заявление на дополнительное финансирование можно подать при условии, что выделенная из бюджета сумма денег уже израсходована школой .

Также в английских школах работает система подготовки квалифицированного персонала. При необходимости ученику-инвалиду выделяется ассистент, разрабатывается индивидуальная программа обучения. В школах Англии создается атмосфера, не позволяющая делать различия между детьми ни по признаку здоровья, ни по признаку национальности или религиозной принадлежности. Школы обязаны предоставлять особым детям различные приспособления, защищать их от издевательств, запугиваний и преследований.

Все это автор статьи смог увидеть собственными глазами при посещении начальной школы города Haverstock School (район Камден, Лондон), а также обучаясь в Oxford Brookes University (г. Оксфорд, Англия).

Сами учебные заведения обеспечены различной реабилитационной техникой. В них есть подъемники, коридоры оснащены направляющими перилами для слепых и слабовидящих учеников, имеются доступные санитарные узлы и комнаты релаксации. Для детей, у которых имеются проблемы с речью, разработан упрощенный язык жестов, стенды с которым размещены на стенах школы.

Среди игрушек детей начальной школы можно увидеть кукольную инвалидную коляску и куклу с ходунками. Такие игрушки, безусловно, развивают в детях чувство помощи и понимания. К тому же сами куклы представляют разные расы для демонстрации разнообразия нашего мира.

В целом инвалид в Англии, в том числе и ребенок, получает от государства на свое содержание ежегодно около 66 тысяч фунтов стерлингов (около 300 тыс. в месяц), которые не облагаются налогами. Ему предоставляется социальное жилье, оборудованное для его потребностей. При необходимости государство оплачивает круглосуточную сиделку. Автомобильные парковки для инвалидов бесплатны .

Таким образом, в Англии созданы условия для каждого лица с ограниченными возможностями здоровья, и, прежде всего ребенка. Праву на обра-

зование ребенка-инвалида уделяется первостепенное значение.

Предложения автора:

1. Ввести в законодательство единый термин обозначающий категорию лиц с ограниченными возможностями, так как употребление разных терминов приводит к заблуждению относительно того, об одной категории лиц говорит законодатель или все же о разных категориях.

2. В ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в статье 2 «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе», предусмотреть и раскрыть понятие «специальное образование».

3. Законодательно определить и разграничить обязанности субъекта РФ и муниципального образования по обеспечению детей-инвалидов правом на образование в специальных и инклюзивных учреждениях, в том числе финансирование такого образования.

4. Ввести единую систему учета лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей, позволяющую видеть не только особенности здоровья ребенка, но и позволяющую отслеживать процесс обучения и социализации ребенка в школе.

5. В связи с реализацией в России Федеральной целевой программы «Доступная среда» на 2011-2015 гг., в рамках которой предусмотрено увеличение количества школ с универсальной «безбарьерной» средой, особое внимание уделить обучению преподавателей по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

ЛИТЕРАТУРА

1. Харламова М. Л. Защита жилищных прав детей-инвалидов средствами прокурорского надзора в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов // Социальное и пенсионное право. 2013. №2.

2. Белоусова О. В. Региональное законодательство об общем образовании: пути совершенствования // Журнал российского права. 2013. №2.

3. Грицюк М. Видеть и Слышать. // Российская газета. 2010. №5301 (222).

4. Выступление заместителя Премьер-министра Правительства РБ Гумеровой Л. С. на заседании Президиума Правительства РБ по вопросу «О социальной защите инвалидов в Республике Башкортостан» 17 декабря 2013 года. «О социальной защите инвалидов в Республике Башкортостан». // Официальный сайт Правительства РБ. URL: http://www.pravitelstvorb.ru/regulatory/new_section/LSGume rova_ 20131217.php?clear_cache=Y

10. Юнусов Ф. А., Лыхина Т. А. К вопросу совершенствования статистики инвалидности в контексте Конвенции о правах инвалидов и возможностях применения Международной классификации функционирования // Медицинское право. 2010. №4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Дмитриева О. Что могут себе позволить инвалиды в разных странах? // Российская газета. 2012. №5762 (89).

Поступила в редакцию 03.02.2014 г.

ISSN 1998-4812

Вестннк EamKHpcKoro yHHBepcHTeTa. 2014. T. 19. №1

REALIZATION OF THE RIGHT TO EDUCATION OF A CHILD WITH DISABILITIES IN RUSSIA AND ENGLAND

© T. V. Ivleva

Bashkir State University 32 Zaki Validi St., 450074 Ufa, Republic of Bashkortostan, Russia.

E-mail: tanya198106@mail.ru

Keywords: child, disabled, disablement, convention, the right to education, inclusive education.

1. Kharlamova M. L. Sotsial’noe i pensionnoe pravo. 2013. No. 2.

2. Belousova O. V. Zhurnal rossiiskogo prava. 2013. No. 2.

3. Gritsyuk M. Rossiiskaya gazeta. 2010. No. 5301 (222).

10. Yunusov F. A., Lykhina T. A. Meditsinskoe pravo. 2010. No. 4.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *