Содержание
- Понятие и виды аудиторских стандартов
- Внутрифирменные аудиторские стандарты
- ОБЩИЕ СТАНДАРТЫгосударственного аудита и финансового контроля1. Общие положения
- 2. Стандарт «Независимость»
- 3. Стандарт «Этичность»
- 4. Стандарт «Объективность»
- 5. Стандарт «Профессиональная компетентность»
- 6. Стандарт «Профессиональное суждение»
- 7. Стандарт «Подотчетность»
- 8. Стандарт «Достоверность»
- 9. Стандарт «Прозрачность»
- 10. Стандарт «Гласность»
- 11. Стандарт «Конфиденциальность»
- 12. Стандарт «Взаимное признание результатовгосударственного аудита»
- 13. Стандарт «Управление»
- 14. Стандарт «Контроль качества»
Понятие и виды аудиторских стандартов
Аудиторские стандарты — это единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности и содержат основные принципы и приемы, которым должен следовать аудитор в своей профессиональной деятельности.
Аудиторские правила (стандарты) являются одним из инструментов регулирования предпринимательской деятельности. Стандарты аудита — это общие нормы для помощи аудиторам в выполнении их обязанностей по проведению проверок.
Применение стандартов аудита позволяет аудиторским организациям:
- полнее соблюдать требования стандартов аудиторской деятельности;
- сделать технологию и организацию проведения аудита более рациональной, уменьшить трудоемкость аудиторских работ по проверкам отдельных участков, обеспечить дополнительный контроль за работой аудиторов, других специалистов.
- содействовать внедрению в аудиторскую практику научных достижений и новых технологий, укрепить общественный престиж профессии;
- обеспечить высокое качество аудиторской работы и способствовать снижению аудиторского риска;
- детализировать профессиональное поведение аудитора в соответствии с этическими нормами аудита.
По уровню организации общественных отношений аудиторские стандарты подразделяют на международные и национальные, а по содержанию и назначению на общие, рабочие, аудиторские стандарты отчетности и специфические.
Международные стандарты аудита подготовлены в целях унификации подходов к аудиту в международном масштабе и повышения уровня профессионализма в тех странах, где уровень аудита ниже общемирового. Разработкой международных стандартов аудита занимается Комитет по международной аудиторской практике, который действует на правах постоянного автономного комитета при Международной федерации бухгалтеров (МФБ).
Национальным стандартом Российской Федерации являются правила (стандарты) аудиторской деятельности — нормативные документы, регламентирующие единые требования к осуществлению и оформлению аудита и сопутствующих ему услуг, а также к оценке качества аудита, порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации. Они становятся основанием в суде для доказательства качества проведения аудита и определения степени ответственности аудитора.
Правила (стандарты) аудиторской деятельности подразделяются:
- на федеральные правила (стандарты);
- внутренние правила (стандарты), действующие в профессиональных аудиторских объединениях, а также в аудиторских организациях и у индивидуального аудитора, т.е. внутрифирменные правила (стандарты).
Федеральные правила (стандарты) утверждаются Правительством РФ. Эти правила (стандарты) являются обязательными для аудиторов и аудиторских организаций.
Согласно п. 5 ст. 9 Федерального закона от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» профессиональные аудиторские объединения в соответствии с их уставами вправе устанавливать для своих членов правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности и содержать требования ниже тех, которые установлены в федеральных правилах (стандартах).
Общие стандарты раскрывают цели и принципы аудита отчетности, содержат требования к степени квалификации аудитора, чтобы эффективно и профессионально выполнять аудиторские процедуры. Аудитор должен иметь соответствующую подготовку и знания, быть независимым, действовать с надлежащим вниманием.
Рабочие стандарты являются основными правилами проведения аудиторских мероприятий и представляют собой структуру или общую схему целенаправленных систематических действий, которым должен следовать аудитор в своей работе (включая планирование и надзор за аудитором, рассмотрение структуры внутреннего контроля, получение компетентных доказательств).
Стандарты отчетности предъявляют основные требования к составу, содержанию отчета аудитора, аудиторского заключения, порядку их предоставления.
Специфические стандарты предназначены для проведения аудита отдельных отраслей, оказания иных услуг.
Внутрифирменные аудиторские стандарты
В соответствии с законодательством Российской Федерации внутрифирменные правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в аудиторской организации и у индивидуального аудитора, относятся к внутренним стандартам.
Внутрифирменные аудиторские стандарты — документы, детализирующие и регламентирующие единые требования к осуществлению и оформлению аудита, принятые и утвержденные аудиторской организацией с целью обеспечения эффективности практической работы и ее соответствия требованиям правил (стандартов) аудиторской деятельности.
Аудиторская организация должна сформировать пакет внутрифирменных стандартов, отражающий ее собственный подход к проводимым проверкам и составляемым заключениям, исходя из общеустановленных принципов организации и проведения аудита. Внутрифирменные стандарты регламентируют деятельность аудиторов в рамках данной аудиторской фирмы и обеспечивают дополнительные основы для урегулирования всевозможных реальных и потенциальных конфликтов.
К внутрифирменным стандартам аудиторской организации могут относиться принятые и утвержденные в установленном порядке стандарты, инструкции, методические разработки, пособия и другие документы, обязательные к применению в аудиторской организации, раскрывающие внутренние подходы к осуществлению аудиторской деятельности. В совокупности они представляют собой описание комплексного подхода к организации и технологии проведения аудита.
Внутрифирменные стандарты утверждает руководитель аудиторской организации, если учредительными документами не предусмотрено иное. Эти стандарты пересматриваются при изменениях законодательства Российской Федерации, специализации, смене собственника.
Требования внутрифирменных стандартов аудиторской организации должны регулировать выполнение аудиторских процедур в соответствии с основными принципами аудита и общепринятыми этическими нормами.
См.также: Профессиональная этика аудитора
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(ФСАД 9/2011)
ОСОБЕННОСТИ АУДИТА ОТДЕЛЬНОЙ ЧАСТИ ОТЧЕТНОСТИ
1. Настоящий федеральный стандарт аудиторской деятельности определяет требования к порядку проведения аудиторской организацией, индивидуальным аудитором (далее — аудитор) аудита отдельной части (отдельных частей) бухгалтерской (финансовой) отчетности или отчетности, составленной по специальным правилам (далее — отдельная часть отчетности).
2. Настоящий стандарт применяется при проведении аудита следующих отдельных частей отчетности, включая соответствующие пояснения и раскрытие наиболее важных способов составления ее:
а) отдельного отчета, входящего в состав отчетности;
б) отдельной статьи отчета, входящей в состав отчетности;
в) отдельного счета или его элемента, отраженного в отчете, входящем в состав отчетности. Например, дебиторская задолженность, резерв сомнительных долгов, запасы, стоимость нематериальных активов, перечень активов, находящихся во внешнем управлении, и получаемый в связи с этим доход, перечень арендных платежей, выплаты дивидендов или премий.
3. Настоящий стандарт не применяется при проведении аудита отчетности аудируемого лица, входящего в состав группы организаций, финансовое положение, финансовые результаты деятельности и изменения финансового положения которой отражаются в консолидированной финансовой отчетности.
4. При проведении аудита отдельной части отчетности аудитор должен следовать этическим требованиям, обязательным для выполнения заданий по аудиту бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе независимости, а также всем федеральным стандартам аудиторской деятельности, применимым при проведении аудита, вне зависимости от того, проводит ли он одновременно аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности в целом. В случае, когда аудитор не проводит аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности в целом, он должен установить, возможно ли провести аудит отдельной части отчетности в соответствии с федеральными стандартами аудиторской деятельности.
5. В случае, когда аудитор не проводит аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности в целом и, соответственно, не владеет теми знаниями о деятельности аудируемого лица и среде, в которой она осуществляется, включая систему внутреннего контроля, которые получает аудитор, проводящий аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности в целом, а также не получает аудиторских доказательств в отношении общего качества учетных записей или иной бухгалтерской информации, которые могли бы быть получены в ходе аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности в целом, первому аудитору могут потребоваться дальнейшие аудиторские доказательства для подтверждения аудиторских доказательств, полученных из учетных записей.
6. В случае, когда аудитор приходит к выводу, что проведение аудита отдельной части отчетности может оказаться практически неосуществимым (объем аудита несоизмерим с аудируемой частью отчетности), он может обсудить с руководством аудируемого лица возможность изменения вида аудиторского задания.
Пример. При аудите информации о дебиторской задолженности аудируемого лица уместно допущение о непрерывности деятельности аудируемого лица. Однако выполнение всех требований соответствующего федерального стандарта аудиторской деятельности в отношении применимости допущения непрерывности деятельности в рамках данного аудиторского задания может оказаться практически неосуществимым.
7. При проведении аудита отдельной части отчетности аудитор должен определить:
а) приводит ли применение правил составления этой части отчетности к адекватному представлению и раскрытию информации, дающим возможность предполагаемым пользователям отдельной части отчетности понять как саму информацию, содержащуюся в этой части отчетности, так и влияние на эту информацию существенных фактов хозяйственной жизни аудируемого лица;
б) будет ли уместной в условиях данного аудиторского задания предполагаемая форма выражения мнения аудитора.
8. При планировании и выполнении задания аудитор должен установить, возникают ли какие-либо особенности применения требований конкретного стандарта. Например, вместо письменных заявлений и разъяснений руководства аудируемого лица в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности при проведении аудита отдельной части отчетности аудитором должны быть получены заявления и разъяснения руководства аудируемого лица в отношении отдельной части отчетности.
9. Уровень существенности, устанавливаемый для аудита отдельной части отчетности, может быть ниже уровня существенности, устанавливаемого для аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности в целом.
10. При формировании мнения о достоверности отдельной части отчетности аудитор должен определить, дает ли отдельная часть отчетности (включая соответствующее раскрытие информации) достоверное представление об имевших место фактах хозяйственной жизни и позволяет ли отдельная часть отчетности предполагаемым пользователям судить о влиянии существенных операций и событий на информацию, включенную в отдельную часть отчетности. Примеры аудиторских заключений об отдельных частях отчетности приведены в приложении к настоящему стандарту (для аудиторской организации).
11. В случае, когда аудитор проводит аудит отдельной части отчетности одновременно с проведением аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности в целом, он:
а) может использовать аудиторские доказательства, полученные в ходе аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности в целом, для целей аудита отдельной части отчетности;
б) должен выражать мнение по результатам выполнения каждого аудита отдельно.
12. В случае, если проаудированная отдельная часть отчетности публикуется вместе с бухгалтерской (финансовой) отчетностью аудируемого лица, аудитор должен убедиться, что указанные документы представлены раздельно. В случае, если аудитор считает, что отдельная часть отчетности не отделена от бухгалтерской (финансовой) отчетности в целом, то он должен сообщить руководству аудируемого лица о необходимости изменения представления указанных документов при публикации. При этом в публикации мнение о достоверности отдельной части отчетности должно быть отделено от мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности в целом.
13. В случае, когда аудитором в аудиторском заключении выражено модифицированное мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности в целом или в аудиторское заключение включена часть, привлекающая внимание или содержащая прочие факты, аудитор должен установить, какое влияние данные обстоятельства могут оказать на аудиторское мнение об отдельной части отчетности. В случае наличия такого влияния аудитор должен модифицировать мнение о достоверности отдельной части отчетности либо включить в аудиторское заключение часть, привлекающую внимание или содержащую прочие факты.
В случае, когда модифицированное мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности в целом либо информация в части, привлекающей внимание или содержащей прочие факты, не имеют отношения к проаудированной отдельной части отчетности, аудитор, тем не менее, может включить в аудиторское заключение о достоверности отдельной части отчетности содержащую прочие факты часть, указав в ней, что в отношении достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности в целом было выражено модифицированное мнение.
14. В случае, когда аудитор пришел к выводу о необходимости выражения отрицательного мнения или отказа от выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности в целом, в это же аудиторское заключение одновременно аудитор не может включить немодифицированное мнение о достоверности отдельной части отчетности, являющейся частью этой бухгалтерской (финансовой) отчетности. Однако аудиторское заключение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности в целом может содержать одновременно отказ от выражения мнения в отношении финансовых результатов деятельности и движения денежных средств аудируемого лица и немодифицированное мнение в отношении финансового положения аудируемого лица.
15. В случае, когда аудитор пришел к выводу о необходимости выражения отрицательного мнения или отказа от выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности в целом, но в рамках другого задания по аудиту отдельного счета или его элемента, отраженного в отчете, входящем в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности, аудитор намерен выразить немодифицированное мнение, он должен сделать это при единовременном выполнении следующих условий:
а) это не запрещено требованиями нормативных правовых актов;
б) такое мнение выражается в аудиторском заключении, которое не публикуется вместе с аудиторским заключением, содержащим отрицательное мнение или отказ от выражения мнения;
в) отдельный счет или его элемент, отраженный в отчете, входящем в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности, не является ее существенной частью.
16. Аудитор не должен выражать немодифицированное мнение о достоверности отдельного отчета, входящего в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой в целом он уже выразил отрицательное мнение или отказался от выражения мнения, даже в случае, когда аудиторское заключение о достоверности отдельного отчета не публикуется вместе с аудиторским заключением о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности в целом.
Приложение
к федеральному стандарту
аудиторской деятельности
(ФСАД 9/2011) «Особенности аудита
отдельной части отчетности»
ПРИМЕРЫ
АУДИТОРСКИХ ЗАКЛЮЧЕНИЙ ОБ ОТДЕЛЬНОЙ ЧАСТИ ОТЧЕТНОСТИ
Пример 1
Аудиторское заключение составлено аудиторской организацией при следующих обстоятельствах:
аудит проводился в отношении бухгалтерского баланса и пояснений, относящихся к бухгалтерскому балансу;
бухгалтерский баланс составлен руководством аудируемого лица в соответствии с установленными правилами составления бухгалтерской отчетности;
условия аудиторского задания в части ответственности руководства аудируемого лица за составление бухгалтерского баланса соответствуют требованиям правил отчетности.
АУДИТОРСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Указание адресата
Сведения об аудируемом лице (наименование, государственный регистрационный номер, место нахождения)
Сведения об аудиторе (наименование организации, государственный регистрационный номер, место нахождения, наименование саморегулируемой организации аудиторов, членом которой является указанная аудиторская организация, номер в реестре аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов)
Мы провели аудит прилагаемого бухгалтерского баланса по состоянию на 31 декабря 20XX года организации «YYY» и пояснений, относящихся к бухгалтерскому балансу.
Ответственность аудируемого лица за бухгалтерский баланс
Руководство аудируемого лица несет ответственность за составление и достоверность указанного бухгалтерского баланса в соответствии с установленными правилами составления бухгалтерской отчетности и за систему внутреннего контроля, необходимую для составления бухгалтерского баланса, не содержащего существенных искажений вследствие недобросовестных действий или ошибок.
Ответственность аудитора
Наша ответственность заключается в выражении мнения о достоверности бухгалтерского баланса на основе проведенного нами аудита. Мы проводили аудит в соответствии с федеральными стандартами аудиторской деятельности. Данные стандарты требуют соблюдения применимых этических норм, а также планирования и проведения аудита таким образом, чтобы получить достаточную уверенность в том, что бухгалтерский баланс не содержит существенных искажений.
Аудит включал проведение аудиторских процедур, направленных на получение аудиторских доказательств, подтверждающих числовые показатели в бухгалтерском балансе и относящуюся к бухгалтерскому балансу раскрытую в пояснениях информацию. Выбор аудиторских процедур является предметом нашего суждения, которое основывается на оценке риска существенных искажений, допущенных вследствие недобросовестных действий или ошибок. В процессе оценки данного риска нами рассмотрена система внутреннего контроля, обеспечивающая составление и достоверность бухгалтерского баланса, с целью выбора соответствующих аудиторских процедур, но не с целью выражения мнения об эффективности системы внутреннего контроля.
Аудит также включал оценку надлежащего характера применяемой учетной политики и обоснованности оценочных показателей, полученных руководством аудируемого лица, а также оценку представления бухгалтерского баланса в целом.
Мы полагаем, что полученные в ходе аудита доказательства представляют достаточные основания для выражения мнения о достоверности бухгалтерского баланса.
Мнение
По нашему мнению, бухгалтерский баланс отражает достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение организации «YYY» по состоянию на 31 декабря 20XX года в соответствии с установленными правилами составления бухгалтерской отчетности.
Руководитель аудиторской Фамилия,
организации инициалы
Дата аудиторского заключения
Пример 2
Аудиторское заключение составлено аудиторской организацией при следующих обстоятельствах:
аудит проводился в отношении отчета о поступлениях и платежах наличных денежных средств и пояснений, относящихся к отчету;
отчет о поступлениях и платежах наличных денежных средств составлен руководством аудируемого лица в соответствии с правилами бухгалтерского учета движения денежных средств в кассе с целью ответа на запрос кредитора;
распространение и использование аудиторского заключения ограничено.
АУДИТОРСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Указание адресата
Сведения об аудируемом лице (наименование, государственный регистрационный номер, место нахождения)
Сведения об аудиторе (наименование организации, государственный регистрационный номер, место нахождения, наименование саморегулируемой организации аудиторов, членом которой является указанная аудиторская организация, номер в реестре аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов)
Мы провели аудит прилагаемого отчета о поступлениях и платежах наличных денежных средств организации «YYY» за 20XX год и пояснений, относящихся к отчету. Отчет был составлен руководством организации «YYY» в соответствии с требованиями, содержащимися в разделе «R» пояснений.
Ответственность аудируемого лица за отчет о поступлениях
и платежах наличных денежных средств
Руководство аудируемого лица несет ответственность за составление и достоверность указанного отчета о поступлениях и платежах наличных денежных средств в соответствии с требованиями, содержащимися в разделе «R» пояснений, и за систему внутреннего контроля, необходимую для составления отчета о поступлениях и платежах наличных денежных средств, не содержащего существенных искажений вследствие недобросовестных действий или ошибок.
Ответственность аудитора
Наша ответственность заключается в выражении мнения о достоверности отчета о поступлениях и платежах наличных денежных средств на основе проведенного нами аудита. Мы проводили аудит в соответствии с федеральными стандартами аудиторской деятельности. Данные стандарты требуют соблюдения применимых этических норм, а также планирования и проведения аудита таким образом, чтобы получить достаточную уверенность в том, что отчет о поступлениях и платежах наличных денежных средств не содержит существенных искажений.
Аудит включал проведение аудиторских процедур, направленных на получение аудиторских доказательств, подтверждающих числовые показатели в отчете о поступлениях и платежах наличных денежных средств и относящуюся к отчету о поступлениях и платежах наличных денежных средств раскрытую в пояснительной записке информацию. Выбор аудиторских процедур является предметом нашего суждения, которое основывается на оценке риска существенных искажений, допущенных вследствие недобросовестных действий или ошибок. В процессе оценки данного риска нами рассмотрена система внутреннего контроля, обеспечивающая составление и достоверность отчета о поступлениях и платежах наличных денежных средств, с целью выбора соответствующих аудиторских процедур, но не с целью выражения мнения об эффективности системы внутреннего контроля.
Аудит также включал оценку надлежащего характера применяемой учетной политики, а также оценку представления отчета о поступлениях и платежах наличных денежных средств.
Мы полагаем, что полученные в ходе аудита доказательства представляют достаточные основания для выражения мнения о достоверности отчета о поступлениях и платежах наличных денежных средств.
Мнение
По нашему мнению, отчет о поступлениях и платежах наличных денежных средств отражает достоверно во всех существенных отношениях поступления и платежи наличных денежных средств организации «YYY» за 20XX год в соответствии с требованиями, содержащимися в разделе «R» пояснений.
Основа составления отчетности
Не изменяя мнения о достоверности отчета о поступлениях и платежах наличных денежных средств, мы обращаем внимание на требования к составлению отчета о поступлениях и платежах наличных денежных средств, содержащиеся в разделе «R» пояснений. Отчет о поступлениях и платежах наличных денежных средств составлен с целью ответа на запрос кредитора. Соответственно, отчет может быть неприменим для иных целей.
Н. Афанасьева
Разделы: Аудит
В соответствии с п. 1 статьи 1 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» от 7.08.2001 №119-ФЗ (Закон) аудиторская деятельность (аудит) представляет собой предпринимательскую деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.
Правила (стандарты) аудиторской деятельности установлены в статье 9 Закона и представляют собой единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации.
Правила аудита подразделяются на:
— федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности;
— внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в профессиональных аудиторских объединениях, а также правила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.
Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц и утверждаются Правительством РФ.
Действующие в настоящее время федеральные правила аудита утверждены Постановление Правительства от 23.09.2002 №696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности».
Рассмотрим первые 5 правил.
ПРАВИЛО (СТАНДАРТ) N 1. ЦЕЛЬ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ АУДИТА ФИНАНСОВОЙ (БУХГАЛТЕРСКОЙ) ОТЧЕТНОСТИ
Правило устанавливает единые цели и основные принципы проведения аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности, которые аудиторская организация и индивидуальный аудитор обязаны соблюдать.
Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.
При выполнении своих профессиональных обязанностей аудитор должен руководствоваться следующими этическими принципами:
— независимость;
— честность;
— объективность;
— профессиональная компетентность и добросовестность;
— конфиденциальность;
— профессиональное поведение.
Аудит призван обеспечить разумную уверенность в том, что рассматриваемая в целом финансовая (бухгалтерская) отчетность не содержит существенных искажений. Понятие разумной уверенности — это общий подход, относящийся к процессу накопления аудиторских доказательств, необходимых и достаточных для того, чтобы аудитор сделал вывод об отсутствии существенных искажений в финансовой (бухгалтерской) отчетности, рассматриваемой как единое целое. Понятие разумной уверенности применяется ко всему процессу аудита.
В то время как аудитор несет ответственность за формулирование и выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, ответственность за подготовку и представление отчетности несет руководство аудируемого лица.
ПРАВИЛО (СТАНДАРТ) N 2. ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ АУДИТА
Правило устанавливает единые требования к составлению документации в процессе аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности.
Под термином «документация» понимаются рабочие документы и материалы, подготавливаемые аудитором и для аудитора либо получаемые и хранимые аудитором в связи с проведением аудита. Рабочие документы могут быть представлены в виде данных, зафиксированных на бумаге, фотопленке, в электронном виде или в другой форме.
Аудитор должен отражать в рабочих документах информацию о планировании аудиторской работы, характере, временных рамках и объеме выполненных аудиторских процедур, их результатах, а также о выводах, сделанных на основе полученных аудиторских доказательств. В рабочих документах должно содержаться обоснование аудитором всех важных моментов, по которым необходимо выразить свое профессиональное суждение, вместе с выводами аудитора по ним.
Аудитору необходимо установить надлежащие процедуры для обеспечения конфиденциальности, сохранности рабочих документов, а также для их хранения в течение достаточного периода времени, исходя из особенностей деятельности аудитора, а также законодательных и профессиональных требований, но не менее 5 лет.
ПРАВИЛО (СТАНДАРТ) N 3. ПЛАНИРОВАНИЕ АУДИТА
Правило устанавливает единые требования по планированию аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности, применяется в первую очередь к проверкам, которые аудитор проводит не первый год в отношении данного аудируемого лица.
Для проведения аудиторской проверки в течение первого года аудитору требуется расширить процесс планирования, включив в него вопросы помимо тех, которые указаны в настоящем правиле.
Планирование аудита предполагает разработку общей стратегии и детального подхода к ожидаемому характеру, срокам проведения и объему аудиторских процедур. Планирование аудитором своей работы способствует тому, чтобы важным областям аудита было уделено необходимое внимание, чтобы были выявлены потенциальные проблемы и работа была выполнена с оптимальными затратами, качественно и своевременно. Планирование позволяет эффективно распределять работу между членами группы специалистов, участвующих в аудиторской проверке, а также координировать такую работу.
Аудитору необходимо составить и документально оформить общий план аудита, описав в нем предполагаемые объем и порядок проведения аудиторской проверки. Общий план аудита должен быть достаточно подробным для того, чтобы служить руководством при разработке программы аудита, которая в свою очередь определяет характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита. Программа аудита является набором инструкций для аудитора, выполняющего проверку, а также средством контроля и проверки надлежащего выполнения работы.
ПРАВИЛО (СТАНДАРТ) N 4. СУЩЕСТВЕННОСТЬ В АУДИТЕ
Правило устанавливает единые требования, касающиеся концепции существенности и ее взаимосвязи с аудиторским риском.
Информация об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях, а также составляющих капитала считается существенной, если ее пропуск или искажение может повлиять на экономические решения пользователей, принятые на основе финансовой (бухгалтерской) отчетности. Существенность зависит от величины показателя отчетности и/или ошибки, оцениваемых в случае их отсутствия или искажения.
Аудитор оценивает то, что является существенным, по своему профессиональному суждению.
Аудитор рассматривает существенность как на уровне финансовой (бухгалтерской) отчетности в целом, так и в отношении остатков по отдельным счетам бухгалтерского учета, групп однотипных операций и случаев раскрытия информации. На существенность могут оказывать влияние нормативные правовые акты РФ, а также факторы, имеющие отношение к отдельным счетам бухгалтерского учета финансовой (бухгалтерской) отчетности и взаимосвязям между ними.
Между существенностью и аудиторским риском существует обратная зависимость, то есть чем выше уровень существенности, тем ниже уровень аудиторского риска, и наоборот.
ПРАВИЛО (СТАНДАРТ) N 5. АУДИТОРСКИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА
Правило устанавливает единые требования к количеству и качеству доказательств, которые необходимо получить при аудите финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также к процедурам, выполняемым с целью получения доказательств.
Аудиторские доказательства — это информация, полученная аудитором при проведении проверки, и результат анализа указанной информации, на которых основывается мнение аудитора. К аудиторским доказательствам относятся, в частности, первичные документы и бухгалтерские записи, являющиеся основой финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также письменные разъяснения уполномоченных сотрудников аудируемого лица и информация, полученная из различных источников (от третьих лиц).
При получении аудиторских доказательств с использованием аудиторских процедур по существу аудитор должен рассмотреть достаточность и надлежащий характер этих доказательств наряду с доказательствами, полученными в результате тестов средств внутреннего контроля, с целью подтверждения предпосылок подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности. Достаточность представляет собой количественную меру аудиторских доказательств. Надлежащий характер является качественной стороной аудиторских доказательств, определяющей их совпадение с конкретной предпосылкой подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности и ее достоверность.
В соответствии с подпунктом 1) пункта 2 статьи 8 Закона Республики Казахстан от 12 ноября 2015 года «О государственном аудите и финансовом контроле» ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить прилагаемые Общие стандарты государственного аудита и финансового контроля.
2. Признать утратившим силу Указ Президента Республики Казахстан от 7 апреля 2009 года № 788 «Об утверждении Стандартов государственного финансового контроля» (САПП Республики Казахстан, 2009 г., № 19, ст. 165).
3. Настоящий Указ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Президент |
|
Республики Казахстан |
Н. НАЗАРБАЕВ |
УТВЕРЖДЕНЫ Указом Президента Республики Казахстан от 11 января 2016 года № 167 |
ОБЩИЕ СТАНДАРТЫгосударственного аудита и финансового контроля1. Общие положения
1. Настоящие Общие стандарты государственного аудита и финансового контроля (далее – Общие стандарты) разработаны в соответствии с подпунктом 1) пункта 2 статьи 8 Закона Республики Казахстан от 12 ноября 2015 года «О государственном аудите и финансовом контроле» (далее – Закон о государственном аудите) с учетом принципов международных стандартов государственного аудита и финансового контроля.
2. Общие стандарты содержат основополагающие требования к деятельности органов государственного аудита и финансового контроля в целях обеспечения эффективности, последовательности и объективности проведения государственного аудита и финансового контроля.
3. К Общим стандартам относятся следующие стандарты:
1) «Независимость»;
2) «Этичность»;
3) «Объективность»;
4) «Профессиональная компетентность»;
5) «Профессиональное суждение»;
6) «Подотчетность»;
7) «Достоверность»;
8) «Прозрачность»;
9) «Гласность»;
10) «Конфиденциальность»;
11) «Взаимное признание результатов государственного аудита»;
12) «Управление»;
13) «Контроль качества».
4. Общие стандарты обязательны к применению органами государственного аудита и финансового контроля, физическими и юридическими лицами, привлеченными к проведению государственного аудита и финансового контроля.
5. К объектам государственного аудита и финансового контроля относятся государственные органы, государственные учреждения, субъекты квазигосударственного сектора, а также получатели бюджетных средств (далее – объекты государственного аудита и финансового контроля).
2. Стандарт «Независимость»
6. Целью Стандарта «Независимость» являются обеспечение беспристрастности, объективности, достоверности оценок и рекомендаций органов государственного аудита и финансового контроля, государственных аудиторов, недопустимость любого вмешательства, посягающего на их независимость при осуществлении своей деятельности.
7. Органы государственного аудита и финансового контроля, государственные аудиторы во всех вопросах, связанных с осуществлением государственного аудита и финансового контроля, независимы от объектов государственного аудита и финансового контроля, защищены от внешних влияний, распоряжений и вмешательств.
8. Органы государственного аудита и финансового контроля, государственные аудиторы функционально, организационно и финансово независимы от объектов государственного аудита и финансового контроля.
9. Органы государственного аудита и финансового контроля, государственные аудиторы не допускают любые действия, ограничивающие их независимость и объективность.
10. Органы государственного аудита и финансового контроля осуществляют государственный аудит и финансовый контроль в соответствии с утвержденными ими перечнями объектов государственного аудита и финансового контроля на соответствующий год.
11. Не допускается вмешательство в деятельность органов государственного аудита и финансового контроля по выбору тематики, объекта государственного аудита и финансового контроля, применяемым процедурам, характеру и объему аудиторских доказательств, масштабу государственного аудита, методам формирования перечня объектов государственного аудита и финансового контроля, его проведения, составления и распространения документов, принимаемых по результатам государственного аудита (далее – документы), механизмов реализации итогов государственного аудита, а также любые действия, которые могут повлиять на независимость и объективность государственных аудиторов по политическим, идеологическим, религиозным и другим причинам.
12. Суждения, выявленные факты, выводы, заключения и рекомендации органов государственного аудита и финансового контроля, государственных аудиторов должны быть беспристрастными, объективными, достоверными, компетентными, надежными и являться таковыми для третьих лиц.
13. Государственные аудиторы при выполнении своих полномочий и должностных обязанностей сохраняют независимость от объектов государственного аудита и финансового контроля, любого внешнего влияния, подрывающего их независимость.
14. Органы государственного аудита и финансового контроля обеспечиваются необходимыми и достаточными трудовыми, финансовыми и материально-техническими ресурсами, управление которыми осуществляется ими самостоятельно в установленном законодательством порядке. Государственный контроль и надзор за финансовой деятельностью Счетного комитета осуществляется государственными органами с согласия или по поручению Президента Республики Казахстан.
15. Объекты государственного аудита и финансового контроля обеспечивают свободный, своевременный и необходимый для проведения государственного аудита и финансового контроля доступ органов государственного аудита и финансового контроля ко всем документам и информации, в том числе к государственным и иным информационным системам.
16. Допускается сотрудничество органов государственного аудита и финансового контроля с органами государственного управления, местными представительными и исполнительными органами, организациями и их объединениями, а также органами других государств и их международными объединениями.
3. Стандарт «Этичность»
17. Целью Стандарта «Этичность» является обеспечение соблюдения этических требований и принципов профессионального поведения государственными аудиторами.
18. Этические нормы включают в себя этические требования для государственных служащих, предусмотренные законодательством Республики Казахстан о государственной службе, а также особые требования, предусмотренные законодательством Республики Казахстан о государственном аудите и финансовом контроле.
19. В поведении государственных аудиторов и подходах при проведении государственного аудита и финансового контроля следует исключать любые действия, которые могут повлечь подозрения и обвинения в несоблюдении этических требований и принципов профессионального поведения.
20. Независимость органов государственного аудита и финансового контроля, государственных аудиторов не препятствует поддержанию доброжелательных отношений с объектом государственного аудита и финансового контроля.
21. Государственным аудиторам при возникновении конфликтных ситуаций необходимо действовать в соответствии с правилами профессиональной этики государственных аудиторов.
22. Государственным аудиторам во внеслужебное время следует придерживаться общепринятых морально-этических норм, не допускать случаев антиобщественного поведения.
23. Государственные аудиторы должны быть независимыми от мнения объекта государственного аудита и финансового контроля, влияния общественного мнения, своими действиями не давать повода для обоснованной критики со стороны общества, не допускать преследования за критику, использовать конструктивную критику для устранения недостатков и улучшения своей профессиональной деятельности.
4. Стандарт «Объективность»
24. Целью Стандарта «Объективность» являются обеспечение беспристрастного проведения государственными аудиторами государственного аудита и финансового контроля и недопущение компромиссов в отношении его качества.
25. При проведении государственного аудита и финансового контроля государственные аудиторы должны быть объективными. Аудиторские отчеты должны основываться исключительно на данных и документах (материалы и информация), собранных непосредственно на объекте государственного аудита и финансового контроля, а также полученных из других достоверных источников с соблюдением законодательства Республики Казахстан и в соответствии со стандартами государственного аудита и финансового контроля.
26. Запрещается проведение государственного аудита и финансового контроля при возникновении конфликта интересов.
27. Запрещается проведение государственного аудита и финансового контроля государственными аудиторами:
1) являющимися близкими родственниками, свойственниками или доверенными лицами руководителя, ответственного секретаря, главного бухгалтера или иного лица, осуществляющего их полномочия, учредителя, участника или акционера объекта государственного аудита и финансового контроля;
2) работавшими в объекте государственного аудита и финансового контроля либо являвшимися близкими родственниками, свойственниками или доверенными лицами руководителя, ответственного секретаря, главного бухгалтера или иного лица, осуществлявшими их полномочия, учредителя, участника или акционера объекта государственного аудита и финансового контроля в проверяемый период;
3) из числа учредителей, участников или акционеров, должностных лиц объекта государственного аудита и финансового контроля, имеющих в нем личные имущественные интересы.
28. В целях сохранения независимости и объективности государственных аудиторов, осуществляющих государственный аудит и финансовый контроль, необходимо менять объекты государственного аудита и финансового контроля, по которым проводился государственный аудит этим государственным аудитором.
29. При наличии оснований, указанных в пункте 27 настоящих Общих стандартов, государственный аудитор подлежит переводу на другой объект государственного аудита и финансового контроля.
5. Стандарт «Профессиональная компетентность»
30. Целью Стандарта «Профессиональная компетентность» является поддержание должного профессионального уровня государственных аудиторов для эффективного осуществления государственного аудита и финансового контроля.
31. Государственные аудиторы должны обладать образованием, профессиональными навыками, знаниями и опытом для эффективного осуществления государственного аудита и финансового контроля.
32. В целях получения всесторонней и объективной характеристики профессиональных, деловых качеств и потенциальных возможностей государственных аудиторов проводится их сертификация в порядке, определяемом законодательством Республики Казахстан о государственном аудите и финансовом контроле.
33. Государственный аудит и финансовый контроль осуществляются государственными аудиторами, уровень профессиональных знаний, навыки и опыт которых в совокупности соответствуют характеру, масштабу и сложности государственного аудита и финансового контроля.
34. Государственные аудиторы проявляют должную квалификацию на протяжении всех этапов государственного аудита и финансового контроля от формирования перечня объектов государственного аудита и финансового контроля, предварительного изучения объекта государственного аудита и финансового контроля до мониторинга рекомендаций, данных в аудиторском заключении и направленных для обязательного исполнения предписаний.
35. Профессиональные знания и навыки государственных аудиторов совершенствуются путем проведения непрерывного профессионального обучения и самообразования, а также периодической организации обучения, переподготовки и повышения квалификации государственных аудиторов. Органы государственного аудита и финансового контроля создают необходимые условия для обучения, повышения квалификации и переподготовки кадров.
6. Стандарт «Профессиональное суждение»
36. Целью Стандарта «Профессиональное суждение» является обеспечение качества на всех этапах государственного аудита и финансового контроля.
37. Профессиональное суждение применяется при осуществлении государственного аудита и финансового контроля и иной деятельности органов государственного аудита и финансового контроля.
38. Государственные аудиторы должны выносить профессиональное суждение по вопросам, которые могут быть существенными по их характеру.
39. Государственные аудиторы должны принимать во внимание главные аспекты значимости предстоящей работы, включая такие количественные и качественные факторы, как цель, масштаб, предмет и критерии государственного аудита и финансового контроля.
40. На основе профессионального суждения государственные аудиторы должны провести государственный аудит и финансовый контроль способом, позволяющим сократить риск до приемлемого уровня, обеспечивая разумную уверенность в достаточности, приемлемости и надежности аудиторских доказательств.
41. Государственные аудиторы применяют профессиональное суждение при определении наличия рисков мошенничества, в том числе при определении того, было ли выявленное искажение информации и несоответствие требованиям нормативных правовых и правовых актов обусловлено фактами мошенничества или ошибки.
42. Профессиональное суждение взаимосвязано с компетентностью, которая позволяет выносить должное суждение. Профессиональное суждение и компетентность в совокупности предполагают использование набора знаний, навыков и опыта всех лиц, вовлеченных в проведение государственного аудита и финансового контроля.
43. Профессиональное суждение используется при определении характера, вида, способа сбора и обеспечения качества собираемых аудиторских доказательств, служащих основой для выводов, заключений и рекомендаций органов государственного аудита и финансового контроля.
7. Стандарт «Подотчетность»
44. Целью Стандарта «Подотчетность» является обеспечение представления информации, документации и отчетов о деятельности органов государственного аудита и финансового контроля пользователям (далее – информация), в том числе общественности.
45. Органы государственного аудита и финансового контроля проводят государственный аудит и финансовый контроль, осуществляют иную деятельность в соответствии с возложенными функциями и задачами, включая требования стандартов государственного аудита и финансового контроля, соблюдая принцип подотчетности через предоставление информации.
46. Органы государственного аудита и финансового контроля представляют исчерпывающую, достоверную информацию Президенту Республики Казахстан, Парламенту Республики Казахстан, Правительству Республики Казахстан, руководителям государственных органов, маслихатам и акимам областей, городов республиканского значения, столицы, районов (городов областного значения) о реализации своих полномочий и достижении ожидаемых результатов в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственном аудите и финансовом контроле.
47. Органы государственного аудита и финансового контроля, государственные аудиторы инициируют и проводят востребованный государственный аудит и финансовый контроль, концентрируя свои усилия на зонах риска, и обеспечивают своевременность и качество документов.
48. Органы государственного аудита и финансового контроля представляют пользователям и общественности информацию, соблюдая конфиденциальность аудиторских доказательств и другой информации в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан о государственных секретах, включая требования стандартов государственного аудита и финансового контроля.
49. Органы государственного аудита и финансового контроля при привлечении организаций и лиц к осуществлению государственного аудита и финансового контроля обеспечивают соблюдение принципа подотчетности.
50. Органы государственного аудита и финансового контроля используют эффективные методы управления подотчетностью, включая формирование отчетности об использовании бюджетных средств, активов государства и субъектов квазигосударственного сектора, связанных грантов, государственных и гарантированных государством займов, а также займов, привлекаемых под поручительство государства, проведение взаимных проверок равными по положению высшими органами финансового контроля, других видов независимой оценки их деятельности, а также поддержку обратной связи с пользователями информации.
8. Стандарт «Достоверность»
51. Целью Стандарта «Достоверность» является обеспечение всех пользователей документов органов государственного аудита и финансового контроля достоверной информацией, содержащейся в них.
52. Государственные аудиторы должны использовать достоверную информацию, которая основана на аудиторских доказательствах.
53. При этом государственным аудиторам необходимо определить достоверность представляемой информации объектами государственного аудита и финансового контроля.
54. Органы государственного аудита и финансового контроля обеспечивают достоверность информации, включаемой в документы, принимаемые ими по результатам государственного аудита.
9. Стандарт «Прозрачность»
55. Целью Стандарта «Прозрачность» является обеспечение осуществления государственного аудита и финансового контроля открыто, обеспечивая прозрачность и доверие к своей деятельности со стороны пользователей документов, в том числе общественности, путем представления достоверной, четкой и релевантной информации о статусе, полномочиях, стратегии, деятельности и ее эффективности, а также финансовом управлении.
56. Перечень и содержание раскрываемой информации и документов, в том числе представление документации по внешним запросам, определяются в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан о государственных секретах, включая требования стандартов государственного аудита и финансового контроля.
57. Органы государственного аудита и финансового контроля при обеспечении прозрачности своей деятельности должны соблюдать требования по конфиденциальности, четко определяя дальнейшие процедуры по предоставлению доступа к информации и сведениям, составляющим государственные секреты, служебную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну.
58. Органы государственного аудита и финансового контроля, государственные аудиторы обеспечивают открытость и понятность аудиторских процедур, выполняемых на всех этапах государственного аудита и финансового контроля и используемой методологии.
59. Информация о привлечении к проведению государственного аудита и финансового контроля организаций и физических лиц (специалистов и экспертов) должна быть включена в аудиторскую документацию и соответствующие документы органов государственного аудита и финансового контроля.
60. Органы государственного аудита и финансового контроля в обязательном порядке информируют общественность о доступе к информации и результатах государственного аудита и финансового контроля.
61. Органы государственного аудита и финансового контроля используют эффективные способы предоставления доступа пользователям к документам.
62. Органы государственного аудита и финансового контроля, государственные аудиторы обеспечивают достоверность раскрываемой информации.
10. Стандарт «Гласность»
63. Целью Стандарта «Гласность» являются обеспечение реализации демократических основ управления экономикой, повышение эффективности государственного аудита и финансового контроля и защита общества от коррупции и иных правонарушений.
64. Органы государственного аудита и финансового контроля осуществляют свою деятельность открыто путем обязательной публикации результатов государственного аудита с соблюдением требований законодательства Республики Казахстан о государственных секретах.
65. Для общественности Стандарт «Гласность» реализуется путем размещения документов и иных сведений о деятельности органов государственного аудита и финансового контроля в средствах массовой информации, на интернет-ресурсах органов государственного аудита и финансового контроля, проведения пресс-конференций, брифингов и других публичных мероприятий.
66. Стандарт «Гласность» осуществляется с учетом обеспечения соблюдения требований, указанных в разделе 9 настоящих Общих стандартов.
11. Стандарт «Конфиденциальность»
67. Целью Стандарта «Конфиденциальность» является обеспечение сохранности и неразглашения сведений, относящихся к государственным секретам, служебной, коммерческой или иной охраняемой законом тайне, полученных при осуществлении государственного аудита и финансового контроля.
68. Органы государственного аудита и финансового контроля, государственные аудиторы в установленных законодательством случаях обеспечивают сохранность информации, полученной при осуществлении государственного аудита и финансового контроля, и ограниченность доступа к ней.
69. Запрашиваемая органами государственного аудита и финансового контроля, государственными аудиторами информация используется только для целей государственного аудита и финансового контроля.
70. Государственные аудиторы не вправе получать прямую или косвенную личную выгоду от информации, полученной при осуществлении государственного аудита и финансового контроля.
71. Государственные аудиторы не вправе разглашать информацию относительно каких-либо аспектов государственного аудита и финансового контроля.
72. После принятия документов руководители органов государственного аудита и финансового контроля и (или) уполномоченные ими должностные лица могут предоставлять информацию, касающуюся итогов проведенного государственного аудита.
12. Стандарт «Взаимное признание результатовгосударственного аудита»
73. Целью Стандарта «Взаимное признание результатов государственного аудита» является признание органами государственного аудита и финансового контроля результатов государственного аудита, проведенного другими органами государственного аудита и финансового контроля, при условии соблюдения стандартов государственного аудита и финансового контроля.
74. Взаимное признание результатов государственного аудита осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственном аудите и финансовом контроле.
13. Стандарт «Управление»
75. Целью стандарта «Управление» являются формирование работоспособной группы государственного аудита и финансового контроля, обеспечение организации и наблюдения за ее работой для достижения целей государственного аудита и финансового контроля, в том числе контроля вышестоящими должностными лицами органов государственного аудита и финансового контроля за проведением государственного аудита и финансового контроля государственными аудиторами объективно и в полном объеме.
76. Государственные аудиторы осуществляют надлежащее управление своей деятельностью для обеспечения качества, экономичности, результативности и эффективности государственного аудита и финансового контроля.
77. Обязанности между должностными лицами, ответственными за государственный аудит и его проведение, должны быть четко распределены.
78. Государственным аудиторам следует обеспечивать свое постоянное профессиональное развитие в целях поддержания своих знаний и навыков на уровне, необходимом для управления группой государственного аудита и финансового контроля.
79. Управлению подлежат все этапы проведения государственного аудита и финансового контроля, а также контроль качества.
80. Деятельность аудиторской группы или отдельных государственных аудиторов на каждом этапе государственного аудита и финансового контроля осуществляется под систематическим контролем и наблюдением вышестоящих должностных лиц.
81. Наблюдение осуществляется на всех этапах государственного аудита и финансового контроля, подготовки аудиторских отчетов по его результатам, а также в процессе реализации результатов государственного аудита.
82. Степень наблюдения определяется в зависимости от сложности государственного аудита и финансового контроля, уровня квалификации и профессионализма группы государственного аудита и финансового контроля или отдельных государственных аудиторов органа государственного аудита и финансового контроля.
83. Руководители органов государственного аудита и финансового контроля самостоятельно определяют формы и методы наблюдения.
84. В обязательном порядке наблюдению подлежат содержание, методы осуществления государственного аудита и финансового контроля, полнота охвата программных вопросов, а также действия государственных аудиторов по выполнению программы государственного аудита.
85. Наблюдение включает инструктирование, информирование о наиболее часто возникающих проблемах, контроль за проделанной работой, разрешение споров в случаях расхождения мнений в группе государственного аудита и финансового контроля, а также внесение изменений в план и программу государственного аудита.
14. Стандарт «Контроль качества»
86. Целью Стандарта «Контроль качества» является обеспечение соответствия деятельности органов государственного аудита и финансового контроля, действий государственных аудиторов стандартам государственного аудита и финансового контроля.
87. Руководители органов государственного аудита и финансового контроля обеспечивают организацию контроля качества путем постоянного проведения проверок документов на предмет соответствия стандартам государственного аудита и финансового контроля.
88. Необходимость перепроверки результатов государственного аудита при несоответствии требованиям стандартов государственного аудита и финансового контроля с выездом на объект государственного аудита и финансового контроля определяется руководителем органа государственного аудита и финансового контроля.
89. Сроки и продолжительность проведения контроля качества определяются с учетом обеспечения его оперативности и результативности.
90. Контролю качества подлежат все этапы аудиторской, экспертно-аналитической деятельности органов государственного аудита и финансового контроля, вся деятельность государственных аудиторов, в том числе материалы (заключения), выданные по результатам государственного аудита, проведенного государственными аудиторами органов внутреннего государственного аудита и финансового контроля, привлеченными в качестве специалистов правоохранительными органами и судом.
91. Контроль качества осуществляется государственными аудиторами, которые не принимали участие в данном государственном аудите и финансовом контроле.
92. Осуществление контроля качества и процесса мониторинга возлагается на лиц, обладающих соответствующей квалификацией, профессиональными навыками, имеющих достаточный и надлежащий опыт и полномочия в органе государственного аудита и финансового контроля.
Внутрифирменные стандарты аудита и оценка
учетной политики организации
Ежегодный отчет аудиторских организаций, предусмотренный приказом Минфина России от 27.10.99 г. N 69н, предполагает представление информации о разработанных и используемых в отчетном периоде внутренних стандартах аудиторской организации. Право разрабатывать внутрифирменные стандарты для проведения обязательного аудита определено и в ст. 9 Федерального закона от 7.08.01 г. N 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности».
Внутрифирменные стандарты позволяют повысить качество проводимого аудита, поскольку создают систему последовательного выполнения отдельных приемов, включают процедуры, необходимые для проверки отдельных объектов учета, обеспечивают рациональное использование времени работы аудитора и оптимизируют технологию проверки.
Правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций», одобренным Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 20 октября 1999 г., протокол N 6, установлено, что наличие системы внутренних стандартов и ее методологического сопровождения является необходимым показателем профессионализма деятельности аудиторской организации. Внутренние стандарты аудиторских организаций должны содержать конкретные рекомендации, позволяющие аудиторам на практике определить четкий порядок действий по выполнению требований правил (стандартов) и по повышению качества аудиторских проверок.
Применение внутренних стандартов позволяет аудиторским организациям:
полнее соблюдать требования правил (стандартов) аудиторской деятельности;
сделать технологию и организацию проведения аудита более рациональной, уменьшить трудоемкость аудиторских работ по проверкам отдельных участков (с помощью рабочих таблиц и вопросников, других документов технического характера), обеспечить дополнительный контроль за работой ассистентов (помощников) аудитора;
содействовать внедрению в аудиторскую практику научных достижений и новых технологий, укрепить общественный престиж профессии;
обеспечить высокое качество аудиторской работы и способствовать снижению аудиторского риска;
детализировать профессиональное поведение аудитора в соответствии с этическими нормами аудита.
Форма и порядок подготовки внутрифирменных стандартов разрабатываются аудиторской организацией самостоятельно и являются ее интеллектуальной собственностью. Наличие внутрифирменных стандартов позволяет использовать на отдельных участках работы ассистентов аудиторов, поскольку стандарт может предусмотреть необходимое и достаточное количество приемов при проверке объектов учета. Риск необнаружения при этом будет достаточно низким, несмотря на выполнение работы ассистентом аудитора.
Несмотря на имеющиеся различия деятельности экономических субъектов, все они работают в рамках применения российского законодательства. Единым, на наш взгляд, может быть подход к оценке аудитором системы организации бухгалтерского учета на основе изучения разработанной учетной политики организации. В соответствии с федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности N 6 «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.02 г. N 696, аудитор обязан высказать в заключении суждение об оценке системы бухгалтерского учета проверяемого субъекта и степени ее соответствия действующему законодательству.
Известно, что порядок организации бухгалтерского учета регламентирован положениями по бухгалтерскому учету, в которых предлагаются выбор способов учета, оценки объектов учета их списания с баланса и раскрытие информации в бухгалтерской отчетности. Именно эти элементы и необходимо проверить при оценке учетной политики организации. Проверка предполагает два этапа, закрепляемых в стандарте. Первый этап — проверка учетной политики как основного организационного документа проверяемого экономического субъекта. Второй этап — проверка применения утвержденной учетной политики.
Для выполнения первого этапа предлагается оценить учетную политику по критериям, которые являются едиными независимо от отрасли и масштабов деятельности организации. В этой связи представляется целесообразным утвердить эти критерии в качестве единых подходов в составе внутрифирменных стандартов аудита, для этого определить цель, задачи, основные вопросы и источники информации.
Целью аудита учетной политики является проверка соответствия учетной политики для целей бухгалтерского учета требованиям действующего законодательства и специфике деятельности экономического субъекта.
Задачами аудита учетной политики для целей бухгалтерского учета является проверка:
наличия учетной политики;
соответствия требованиям законодательства порядка утверждения учетной политики;
полноты и соответствия требованиям законодательства положений учетной политики;
полноты и соответствия положений учетной политики специфике деятельности субъекта.
Основные вопросы, подлежащие выяснению в ходе аудита учетной политики:
наличие учетной политики для целей бухгалтерского учета у экономического субъекта;
своевременность утверждения учетной политики для целей бухгалтерского учета;
фактическое утверждение учетной политики распорядительным документом по аудируемой организации;
обоснованность внесения изменений в учетную политику для целей бухгалтерского учета;
адаптивность учетной политики при изменении законодательства.
В качестве источников информации при проведении аудита учетной политики организации используют:
учредительные документы аудируемой организации, содержащие сведения об аудируемой организации (осуществляемые виды деятельности, руководитель организации и т.д.);
приказ об утверждении положения об учетной политике организации;
приложения к приказу об утверждении положения об учетной политике организации (если есть) — график документооборота, рабочий план счетов, образцы форм первичных документов, самостоятельно разработанных организацией, список (перечень) должностей лиц, имеющих право подписи первичных документов, список (перечень) должностей лиц, имеющих право получать денежные средства в подотчет, другие приложения к приказу об утверждении положения об учетной политике организации;
информацию о применяемых аудируемой организацией способах ведения бухгалтерского учета, подготовленную участниками аудиторской группы (проводящей аудит данного предприятия);
другие источники в зависимости от специфики аудируемой организации.
Для аудиторских организаций, участвующих в конкурсах на проведение ежегодного обязательного аудита предприятий, имеющих долю государственной собственности, важной задачей является необходимость подготовки аудиторских рекомендаций по итогам аудита таких предприятий. Об этом говорится в п. 10 Правил проведения конкурса по отбору аудиторских организаций для осуществления обязательного ежегодного аудита организаций, в уставном(складочном) капитале которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.02 г. N 409).
Цель аудиторских рекомендаций по результатам аудита системы бухгалтерского учета — приведение в соответствие в будущем и (или) в процессе проведения аудиторской проверки системы организации бухгалтерского учета проверяемого субъекта требованиям законодательства. Порядок подготовки аудиторских рекомендаций целесообразно включить в положения внутрифирменного стандарта. Аудиторские рекомендации должны прежде всего отвечать условиям «конкретности, адресности», т.е. быть адресованы непосредственно проверяемому субъекту.
Особенностью внутрифирменного стандарта для оценки системы организации бухгалтерского учета является отсутствие необходимости построения аудиторской выборки, поскольку учетная политика как документ рассматривается только сплошным методом и в полном объеме.
На втором этапе проверки предлагается закрепить в стандарте обязанность аудитора проверить применение декларированных способов. Данный этап выполняется на протяжении всего процесса аудита по всем проверяемым объектам учета. В результате осуществления второго этапа следует подготовить суждение аудитора по вопросам:
правильности применения декларированных способов ведения бухгалтерского учета;
достаточности элементов учетной политики и их соответствие масштабам деятельности экономического субъекта;
целесообразности применения указанных способов.
Предлагается балльная система оценки учетной политики как организационного документа проверяемого экономического субъекта (см. таблицу). Сумма всех баллов по всем ответам берется за 100%. На наш взгляд, чем подробнее сформирован тест оценки учетной политики, тем объективнее аудиторская оценка. В результате могут быть подготовлены детальные рекомендации по улучшению организации бухгалтерского учета. В последней колонке использованы обозначения: оценка ответа в 5 баллов означает закрепление элемента (способа, приема) в составе учетной политики. Оценка 0 баллов указывается, если способ (или прием) не имеет места в учетной политике. Возможна оценка между 0 и 5 баллами, если положения учетной политики содержат неточность формулировок или (и) являются недостаточными. Шкала позволяет применить профессиональное суждение в оценке качества формулировок и ясности декларированных способов ведения и организации учета.
Ниже приведен пример применения оценки учетной политики.
ООО «Аудиторская фирма «Аудит»
Рабочий документ аудитора сформирован на основе внутрифирменного стандарта
Наименование проверяемой организации: ОАО «Темп» Аудируемый период: 1.01.2003-31.12.2003 Период проведения аудита: 9.03.2004-19.03.2004 Исполнитель Петрова Н.В.
Аудит соответствия положений учетной политики аудируемого
субъекта нормативным актам
N п/п |
Объект учет- ной политики |
Способы организации и ведения бухгалтер- ского учета |
Обоснование | Закрепление в учетной по- литике ауди- руемого субъ- екта |
Оцен- ка |
1 | Организация бухгалтерс- кого учета |
Учреждение бухгалтер- ской службы, возглав- ляемой главным бух- галтером Введение в штат дол- жности бухгалтера Передача на договор- ных началах ведения бухгалтерского учета централизованной бух- галтерии, специализи- рованной организации или бухгалтеру-спе- циалисту Ведение бухгалтерско- го учета руководите- лем организации |
п. 2 ст. 6 Федерального закона от 21.11.96 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерс- ком учете» |
Учреждение бухгалтерской службы, воз- главляемой главным бух- бухгалтером |
5 |
2 | Рабочий план счетов бух- галтерского учета |
Разрабатывается на основании типового Плана счетов |
п. 2 ст. 6 Закона N 129-ФЗ |
Разработан на основании ти- пового Плана счетов с уче- том видов деятельности |
5 |
3 | Перечень ви- дов деятель- ности, под- лежащих от- дельному учету |
Производство молочной про- дукции Оказание услуг по пе- реработке да- вальческого сырья Торговля |
5 | ||
4 | Форма бух- галтерского учета |
Журнально-ордерная форма Упрощенная форма Другие формы |
ст. 10 Зако- на N 129-ФЗ |
Компьютерная технология обработки учетной ин- формации |
5 |
5 | Формы пер- вичных доку- ментов |
Документы, по которым не предусмотрены ти- повые формы, разраба- тываются организацией самостоятельно |
ст. 9 Закона N 129-ФЗ |
Не представ- лены |
0 |
6 | Организация документо- оборота |
В соответствии с ут- вержденным графиком |
Не представ- лен |
0 | |
7 | Перечень должностей лиц, имеющих право под- писи первич- ных докумен- тов |
В соответствии с рас- порядительным доку- ментом |
п. 3 ст. 9 Закона N 129-ФЗ |
Бухгалтер ма- териальной группы Бухгалтеро производстве- нной группы Бухгалтер расчетной группы Бухгалтер реализации Инженер ком- мерческого отдела Главный инже- нер Механик Другие |
5 |
8 | Перечень должностей лиц, имеющих право полу- чать денеж- ные средства в подотчет |
п. 11 По- рядка веде- ния кассовых операций в Российской Федерации (утвержден решением со- вета дирек- торов Банка России 22.09.93 г. N 40) |
Не представ- лен |
0 | |
9 | Порядок, размер и сроки выдачи денежных средств в подотчет |
Там же | На хозяйст- венные нужды на две недели |
5 | |
10 | Нормы коман- дировочных расходов |
Размер суточных Размер возмещения расходов на прожива- ние без подтверждаю- щих документов |
ст. 168 Тру- дового ко- декса Рос- сийской Фе- дерации |
В соответст- вии с законо- дательством |
5 |
11 | Проведение инвентариза- ции имущест- ва и обяза- тельств |
Порядок и сроки опре- деляются руководите- лем организации, за исключением случаев, когда проведение ин- вентаризации обяза- тельно |
ст. 12 Зако- на N 129-ФЗ |
Один раз в год все иму- щество в срок с 1 октября по 31 декаб- ря, при смене материально ответственных лиц |
5 |
12 | Оценка иму- щества, обя- зательств и хозяйствен- ных операций |
В рублях и копейках В рублях с отнесением возникающих разниц на финансовые результаты |
п. 25 Поло- жения по ве- дению бух- галтерского учета и бух- галтерской отчетности в Российской Федерации (приказ Мин- фина России от 29.07.98 г. N 34н) |
Не закреплено | 0 |
13 | Организация системы внутрипроиз- водственного учета, конт- роля и от- четности |
Организация самостоя- тельно разрабатывает систему внутрипроиз- водственного учета, отчетности и контроля исходя из особеннос- тей функционирования и требований управле- ния производством и продажей товаров (ра- бот, услуг) |
Приказ Мин- фина России от 22.07.03 г. N 67н «О формах бух- галтерской отчетности организаций» |
Не закреплено | 0 |
14 | Формы бух- галтерской отчетности |
Разрабатываются орга- низацией на основе типовых форм |
ПБУ 4/99 | Не закреплено | 0 |
15 | Критерий су- щественности информации в бухгалтерс- кой отчет- ности |
ПБУ 4/99 | Не закреплено | 0 | |
16 | Способ пред- ставления бухгалтерс- кой отчет- ности поль- зователям |
На бумажных носителях В электронном виде |
п. 6 ст. 13 Закона N 129-ФЗ |
Не закреплено | 0 |
17 | Переоценка объектов ос- новных средств |
Проводится по состоя- нию на первое число отчетного года Не проводится |
п. 15 ПБУ 6/01 |
Не проводится | 5 |
18 | Списание стоимости основных средств, не более 10 тыс. руб. за единицу |
Путем начисления амортизации Путем единовременного списания на затраты по мере отпуска в производство или эк- сплуатацию |
п. 18 ПБУ 6/01 |
Путем едино- временного списания на затраты на производство (расходы на продажу) по мере отпуска в производст- во или в экс- плуатацию объектов, стоимость ко- торых не пре- вышает 2 тыс. руб. |
5 |
19 | Организация учета и кон- троля за сохранностью списанных основных средств |
Там же | Ответствен- ность возло- жена на мате- риально от- ветственных лиц |
5 | |
20 | Признание приобретен- ных книг, брошюр и других изда- ний |
В качестве основных средств Единовременное списа- ние на затраты по ме- ре отпуска в произ- водство или эксплу- атацию |
п. 18 ПБУ 6/01 |
Не закреплено | 0 |
21 | Начисление амортизации основных средств |
Линейный способ Способ уменьшаемого остатка Способ списания стои- мости по сумме чисел лет срока полезного использования Способ списания стои- мости пропорционально объему продукции (ра- бот) |
Там же | Линейным спо- собом |
5 |
22 | Порядок бух- галтерского учета специ- ального обо- рудования |
В составе основных средств В составе материаль- но-производственных запасов |
п. 9 Методи- ческих ука- заний по бухгалтерс- кому учету специального инструмента, специальных приспособле- ний, специ- ального обо- рудования и специальной одежды (при- каз Минфина России от 26.12.02 г. N 135н) |
Не закреплено | 0 |
23 | Порядок бух- галтерского учета спе- циальной одежды |
В составе основных средств В составе материаль- но-производственных запасов |
Там же | Не закреплено | 0 |
24 | Порядок бух- галтерского учета спе- циальных ин- струментов и приспособ- лений |
В составе основных средств В составе материаль- но-производственных запасов |
Там же | Не закреплено | 0 |
25 | Начисление амортизации нематериаль- ных активов |
Линейный способ Способ уменьшаемого остатка Способ списания сто- мости пропорционально объему продукции (ра- бот) |
п. 15 ПБУ 14/2000 |
Линейным спо- собом |
5 |
26 | Погашение стоимости нематериаль- ных активов |
Накопление сумм на- численной амортизации на отдельном счете Уменьшение первона- чальной стоимости не- материального актива |
п. 21 ПБУ 14/2000 |
Не закреплено | 0 |
27 | Списание расходов по каждой вы- полненной научно-ис- следователь- ской, опыт- но-конструк- торской, технологи- ческой рабо- те |
Только линейным спо- собом Только способом спи- сания расходов про- порционально объему продукции (работ, ус- луг) Либо линейным спосо- бом, либо способом списания расходов пропорционально объ- ему продукции (работ, услуг) по каждой кон- кретной работе сог- ласно отдельному рас- поряжению (приказу) |
п. 11 ПБУ 17/02 |
Не закреплено | 0 |
28 | Оценка при- обретаемых материалов |
По фактической себес- тоимости приобретения По учетным ценам |
п. 39 Ме- тодических указаний по бухгалтер- скому учету материально- производст- венных запа- сов (приказ Минфина Рос- сии от 28.12.01 г. N 119н) |
По фактичес- кой себестои- мости приоб- ретения |
5 |
29 | Учет приоб- ретаемых ма- териалов |
С использованием сче- ов 15 и 16 Без использования счетов 15 и 16 |
План счетов бухгалтер- ского учета и Инструкция по его при- менению (приказ Минфина Рос- сии от 31.10.2000 г. N 94н) |
Используется счет 16 |
5 |
30 | Признание транспортно- заготови- тельных рас- ходов (ТЗР) |
Отнесение ТЗР на счет 15 Отнесение ТЗР на от- дельный субсчет счета 10 Прямое включение ТЗР в фактическую себес- тоимость приобретае- мых материалов |
п. 83 Мето- дических указаний по бухгалтер- скому учету материально- производст- венных запа- сов |
Не закреплено | 0 |
31 | Списание ТЗР и отклонений в стоимости материалов |
Метод среднего про- цента Упрощенные методы |
Там же, пп. 86-88 |
Не закреплено | 0 |
32 | Оценка спи- сываемых МПЗ |
Способы оценки: по себестоимости каждой единицы по средней себестоимости по се- бестоимости первых по времени приобрете- ния материалов (спо- соб ФИФО) по себесто- имости последних по времени приобретения материалов (способ ЛИФО) по фактической себестоимости мате- риала в момент отпус- ка (скользящая оцен- ка) |
Там же, пп. 73-78 |
Способ оценки по себесто- имости первых по времени приобретения (способ ФИФО) |
5 |
33 | Оценка не- завершенного производства в массовом и серийном производстве |
По фактической произ- водственной себестои- мости По нормативной произ- водственной себестои- мости По прямым статьям затрат По стоимости сырья, материалов и полуфаб- рикатов |
п. 64 Поло- жения по ве- дению бух- галтерского учета и бух- галтерской отчетности в Россий- ской Федера- ции |
По фактичес- ческой произ- водственной себестоимости |
5 |
34 | Оценка выпу- щенной гото- вой продук- ции |
По фактической произ- водственной себестои- мости По нормативной произ- водственной себестои- мости |
Там же, п. 59 |
По фактичес- кой производ- ственной се- бестоимости |
5 |
35 | Учет выпуска готовой про- дукции (ра- бот, услуг) |
С использованием сче- та 40 «Выпуск продук- ции (работ, услуг)» Без использования счета 40 «Выпуск про- дукции (работ, ус- луг)» |
План счетов и Инструкция по его при- менению |
Не закреплено | 0 |
36 | Оценка от- груженной продукции (сданных ра- бот, оказан- ных услуг) |
По фактической полной себестоимости По нормативной полной себестоимости |
п. 61 Поло- жения по ве- дению бух- галтерского учета и бух- галтерской отчетности в Российской Федерации |
По фактичес- кой производ- ственной се- бестоимости |
5 |
37 | Учет расхо- дов на про- дажу |
Полностью списываются в качестве расходов на продажу текущего периода Распределяются на ос- татки нереализованной готовой продукции |
Расходы на упаковку и транспортиров ку распреде- ляются на ос- остатки не- реализованной готовой про- дукции |
5 | |
38 | Оценка при- обретаемых товаров |
По покупным ценам По фактической себес- тоимости По продажным ценам (для организаций роз- ничной торговли) |
пп. 6, 13 ПБУ 5/01 |
По покупным ценам |
5 |
39 | Оценка при- обретаемой тары |
По покупным ценам По фактической себес- тоимости По учетным ценам |
пп. 166, 182 Методических указаний по бухгалтер- скому учету материально- производст- венных запа- сов |
Не закреплено | 0 |
40 | Порядок пе- ресчета стоимости денежных знаков в кассе и средств на счетах в кредитных организациях в иностран- ной валюте |
На отчетную дату сос- тавления бухгалтер- ской отчетности и да- ту совершения опера- ции На отчетную дату, да- ту совершения опера- ции и по мере измене- ния курсов валюты по отношению к рублю |
п. 7 ПБУ 3/2000 |
На отчетную дату и дату совершения операции |
5 |
41 | Оценка фи- нансовых вложений |
В общей сумме факти- ческих затрат на при- обретение С отнесением расходов на приобретение в состав прочих опера- ционных расходов |
пп. 8-11 ПБУ 19/02 |
Не закреплено | 0 |
42 | Переоценка финансовых вложений, по которым мож- но опреде- лить текущую рыночную стоимость |
Ежемесячно Ежеквартально |
п. 20 ПБУ 19/02 |
Не закреплено | 0 |
43 | Оценка фи- нансовых вложений, по которым ры- ночная сто- имость не определяет- ся, при их выбытии |
По первоначальной стоимости каждой еди- иницы бухгалтерского учета финансовых вло- жений По средней первона- чальной стоимости По первоначальной стоимости первых по времени приобретения финансовых вложений (способ ФИФО) |
Там же, п. 26 |
Не закреплено | 0 |
44 | Формирование информации о расходах по обычным ви- дам деятель- ности |
На счетах 20-29 На счетах 20-39 |
План счетов бухгалтер- ского учета и Инструкция по его при- менению |
Не закреплено | 0 |
45 | Отражение в учете расхо- дов на ре- монт основ- ных средств |
Путем создания резер- ва на ремонт основных средств Путем включения всей суммы фактических затрат на ремонт в состав расходов теку- щего периода Путем отнесения суммы затрат на расходы бу- дущих периодов |
пп. 26-28 ПБУ 6/01 |
Не закреплено | 0 |
46 | Распределе- ние косвен- ных расходов по видам деятельности и/или видам продукции (работ, ус- луг) |
Пропорционально вы- ручке от продажи про- дукции (работ, услуг) Пропорционально сумме прямых затрат Другим способом |
План счетов бухгалтер- ского учета и Инструкция по его при- менению |
Пропорциона- льно стоимос- ти сырья, ма- териалов, по- луфабрикатов |
5 |
47 | Списание уп- равленческих расходов |
Прямое списание на себестоимость продан- ной продукции (това- ров, работ, услуг) Отнесение на счета реализации Распределение между себестоимостью про- данной продукции (то- варов, работ, услуг) |
п. 9 ПБУ 10/99, План счетов бух- галтерского учета и Ин- струкция по его примене- нию, п. 20 Указания по заполнению форм квар- тальной бух- галтерской отчетности в 1996 г.(при- ложение 2 к приказу Минфина Рос- сии от 27.03.96 г. N 31 (с изм. от 23.01.01 г.). |
Распределение между себес- тоимостью проданной продукции (товаров, ра- бот, услуг) |
5 |
48 | Списание расходов бу- дущих перио- дов |
Метод равномерного списания Списание пропорци- онально объему про- дукции Другим способом |
п. 65 Поло- жения по ве- дению бух- галтерского учета и бух- галтерской отчетности в Российской Федерации |
Не закреплено | 0 |
49 | Выявление финансового результата по работам долгосрочно- го характера |
По завершении всех этапов работ Поэтапное выявление финансового результа- та |
п. 16 ПБУ 2/94 |
Не закреплено | 0 |
50 | Создание ре- зерва под снижение стоимости материальных ценностей |
Не создается Создается по каждой единице материально- -производственных за- пасов Создается по отдель- ным видам (группам) аналогичных или свя- занных материально- производственных за- пасов |
п. 20 Мето- дических указаний по бухгалтер- скому учету материально- производст- венных запа- сов, п. 25 ПБУ 5/01 |
Не создается | 5 |
51 | Создание ре- зервов по сомнительным долгам |
Создаются Не создаются |
п. 70 Поло- жения по ве- дению бух- галтерского учета и бух- галтерской отчетности в Российской Федерации |
Не закреплено | 0 |
52 | Создание ре- зервов пред- стоящих рас- ходов |
Создаются (по видам) Не создаются |
Там же, п. 72 |
Не закреплено | 0 |
53 | Перевод дол- госрочной задолженнос- ти по полу- ченным зай- мам и креди- там в крат- косрочную |
Переводится Не переводится |
п. 6 ПБУ 15/01 |
Не закреплено | 0 |
Итого оценка | 125 |
В результате аудита выявлено, что учетная политика экономического субъекта только на 47% соответствует действующим требованиям законодательства. Для устранения выявленных недостатков необходимо:
дополнить приказ об утверждении учетной политики отдельными положениями, касающимися способов организации бухгалтерского учета отдельных объектов;
привести в соответствие положения учетной политики применяемым субъектом способам организации бухгалтерского учета отдельных объектов.
По результатам аудита могут быть предложены рекомендации руководству экономического субъекта, подлежащие включению в письменный отчет по результатам проведения аудита, например:
в п. 6 аудируемой учетной политики перечислить наименования первичных учетных документов, по которым утверждены самостоятельно разработанные формы;
п. 9 учетной политики изложить в редакции: «переоценка однородных объектов основных средств не производится, за исключением случаев, установленных законом».
При использовании такого документа в процессе проведения аудита каждого экономического субъекта реализуется требование единства подходов к оценке системы бухгалтерского учета. Кроме того, появляется возможность оценить полноту исследуемой учетной политики и ее соответствие применяемым экономическим субъектом способов ведения бухгалтерского учета.
Е.М. Дарбека,
директор, кандидат экономических наук,
Н.В. Артемова,
ООО «Аудиторская фирма «Сибирский аудит» (г. Абакан)
«Аудиторские ведомости», N 8, август 2004 г.