Содержание
Профессиональный стандарт массажиста используется не только для улучшения кадровой документации оздоровительного учреждения, но и как база для разработки различных показателей деятельности персонала. К примеру, его можно использовать при создании комплекса показателей эффективности (KPI) или требований для претендентов на позицию.
- Бланк и образец
- Бесплатная загрузка
- Онлайн просмотр
- Проверено экспертом
ФАЙЛЫ
Скачать образец профстандарта массажиста .doc
Развитие нормативной базы по профессиональным стандартам
Основные законодательно-нормативные акты по должностным стандартам были приняты в 2013-16 годах. В Постановлении Правительства №23, которое было принято в январе 2013 года, впервые официально устанавливался порядок составления профстандартов.
В 2015 был принят базовый закон по профстандартам — ФЗ-122. Этот Федеральный закон внёс соответствующие дополнения в трудовое и образовательное законодательство. К примеру, в Трудовом кодексе появились новые статьи 195.2 и 195.3, регулирующие ввод профстандартов в действие и их практическое применение.
А в 2016 году появилось Постановление Правительства №584, разъяснившее порядок использования должностных стандартов в бюджетных учреждениях и компаниях из частного сектора, контролируемых государством. В этом же году Минтруд разъяснил работодателям вопросы их использования в Письме №14-0/10/В-2253.
Специфика профстандарта массажиста
В 2018 году появился профстандарт 02.042, описывающий характеристики и функции специалиста по медицинскому массажу. Он включает четыре части.
В начале документа содержатся данные о цели деятельности массажиста и его отношении к видам и группам экономической деятельности.
Во второй части дана функциональная карта должности массажиста: описание его трудовых обязанностей и их составляющих. Основной функцией специалиста является проведение медицинского массажа. Она разделена на следующие части:
- Обследование пациента для определения нужной ему методики массажа.
- Выполнение массажа с учётом индивидуальных особенностей посетителя.
- Ведение профильной документации.
- Оказание необходимой медпомощи.
Более подробная характеристика обязанностей массажиста приведена в третьей части.
Для функции проведения медицинского массажа указаны:
- Специалисты, готовые к её выполнению – массажист или медсестра/медбрат по массажу.
- Требуемый от них уровень образования – среднее или высшее специализированное.
- Опыт профильной работы не нужен.
- Для допуска к работе от специалистов требуется наличие сертификата массажиста, прохождение медосмотров и соответствие требованиям допуска к медицинской деятельности.
Также отдельно указаны рекомендации для повышения квалификации: прохождение стажировок, участие в тренингах и т.д.
По каждой из четырёх составляющих функции дана следующая информация:
- выполняемые массажистом трудовые действия;
- нужные ему знания и умения;
- дополнительные характеристики.
Так, для деятельности по выполнению массажа с учётом индивидуальных особенностей посетителя указаны:
- 6 трудовых действий – подготовка к приёму посетителя, применение в случае необходимости медсредств и препаратов и пр.
- 10 умений – владение различными видами массажа, определение анатомических особенностей тела посетителя и т.д.
- 17 теоретических знаний – профильные санитарно-гигиенические требования, нормативы оценок качества массажа и пр.
Такое подробное описание функций необходимо для помощи работодателям в составлении должностных инструкций и прочей трудовой документации, где содержатся указания по обязанностям сотрудника и его квалификации.
Заканчивается документ перечислением организаций, участвовавших в его составлении.
Внимание! Взятые из профстандарта параметры могут использоваться не только при составлении должностных инструкций и иных документов, но и с целью отсева кандидатов на должность массажиста. Для этого можно ссылаться на отсутствие у кандидата нужных деловых качеств.
Вопросы использования профстандартов
Если профстандарт требует от массажиста повышения квалификации, то кто должен его оплачивать?
Актуальное трудовое законодательство не содержит ответа на этот вопрос. Предполагается, что нюансы оплаты дополнительного обучения в индивидуальном порядке должны оговаривать сам специалист и руководители учреждения. Отдельно необходимо подчеркнуть, что массажиста нельзя уволить за отказ оплачивать повышение своей квалификации.
Когда профстандарты необходимы?
Они носят обязательный характер в трёх ситуациях:
- Когда для профессии в нормативном порядке прописаны квалификационные параметры (ст. 195.3 ТК).
- Если представители определённой специальности владеют правами на льготы и компенсации или для них установлены ограничения (ст. 57 ТК).
- Если нанимателем является организация из бюджетного сектора или компания, которой владеет государство (Постановление Правительства №584).
В других случаях применение должностных стандартов носит добровольный характер.
Как лучше перевести организацию на систему профстандартов?
Обычно применяется следующий порядок операций:
- Издание руководителем организации распоряжения о переходе на профстандарты.
- Создание регламента, в котором закрепляются основные моменты перехода: сроки, ответственные руководители и пр.
- Проведение анализа деятельности сотрудников организации. Рассматривается величина трудовой нагрузки, её соответствие профилям должностей и иные подобные моменты.
- Исследуется качество применяемой в организации документации по персоналу.
- На основе проведённого анализа в документацию вносятся необходимые корректировки с использованием положений соответствующих профстандартов.
После введения в действие новой документации работодатель может уже на корректной нормативной основе осуществлять необходимые преобразования в кадровой области: менять характер обязанностей сотрудников, переименовывать их позиции и т.п.
Какие именно документы подвергаются корректировкам?
В первую очередь изменения касаются должностных инструкций: в них преобразовываются разделы с описанием функций сотрудников и их квалификационных характеристик. Если внедрение профстандартов приводит к серьёзным преобразованиям в деятельности сотрудников, то вносятся соответствующие изменения в трудовые договора. Также могут меняться правила внутреннего распорядка: в них указывается, что приём на работу происходит с использованием критериев, заимствованных из соответствующих профстандартов.
«Профессиональный стандарт главная медицинская сестра» — такой поисковый запрос с июля 2016 года, когда профстандарты становятся обязательными документами, все чаще вводится в строки поисковиков. Разберемся, что собой представляет этот документ.
Что такое профессиональный стандарт медицинской сестры?
С 2013 года в России началось внедрение профессиональных стандартов — документов, описывающих требуемый уровень квалификации и основные трудовые функции для разных должностей. Правда, с самого начала их внедрения упор делался лишь на сферы, где недостаточно квалифицированные работники просто опасны. В частности, был принят профстандарт для медсестер.
Этот документ является описанием:
- трудовых функций, которые должен исполнять младший медперсонал;
- уровня образования, который должны иметь санитары, а также младшие медсестры и медбратья;
- необходимого стажа работы для занятия должности.
Профстандарт главной медсестры
В отличие от стандарта для обычных и младших медсестер профессиональный стандарт для старших и главных медицинских сестер, которые руководят младшим медперсоналом, пока еще разрабатывается. Разница между этими должностями заключается в том, что старшая медсестра руководит медицинскими сестрами отделения, а главная медсестра относится к числу руководителей медицинского учреждения (т. е. ей подчиняется весь младший медперсонал клиники, больницы или другой организации).
Подпишитесь на рассылку
Приказа Минтруда, которым будет утвержден профессиональный стандарт для главных медсестер, следует ожидать не ранее 2017 года, однако уже сейчас можно сделать вывод о том, что этот документ потребует от главной медсестры:
- Наличия высшего или среднего специального образования в области сестринского дела.
- Определенного стажа работы по специальности:
- не менее 5 лет — при высшем образовании;
- не менее 10 лет — при среднем специальном.
Основной обязанностью главной медсестры является руководство младшим медперсоналом, организация его работы, повышение квалификации, контроль за использованием расходного материала (бинтов, ваты, медикаментов и т. д.) и ведение необходимой документации. Все эти требования указаны в ЕКС — и именно этого следует ожидать от содержания профстандарта для главной медсестры.
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.