Стадии муниципального правотворческого процесса

С. В. Деев

МЕХАНИЗМ ПРАВОТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА: ОСНОВНЫЕ СТАДИИ И ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ

Работа представлена лабораторией социально-правовых исследований Института образования взрослых Российской академии образования. Научный руководитель — доктор юридических наук, профессор В. И. Кайнов

Правотворчество есть форма государственной деятельности, направленной на создание правовых норм, а также на их дальнейшее совершенствование, изменение или отмену. Постоянное совершенствование законодательства — закономерность развития современного цивилизованного государства, важная предпосылка возрастания авторитета законодательства, укрепления законности.

Процесс создания нормативного акта складывается из отдельных стадий его подготовки, рассмотрения, утверждения и обнародования (оглашения). Характерными чертами такого процесса в Российской Федерации являются дальнейшее укрепление демократических основ создания правовых норм, гласности и профессионализма, учет общественного мнения, повышение внимания к качеству и теоретической обоснованности принимаемых законодательных решений, широкое привлечение научной общественности к их выработке и обсуждению.

Предварительное формирование государственной воли (подготовка проекта) — первый этап правотворческого процесса. Он начинается с принятия решения о подготовке проекта. Оно прежде всего находит воплощение в утвержденных планах правоподготовительных работ, принятие которых осуществляется в правотворческой практике Российской Федерации и ряда других государств. Кроме того, относительно законопроектов такое решение может исхо-

дить от высшего законодательного органа страны в форме поручения своим постоян-ным комитетам, правительству или какому-либо иному органу или их совокупности разработать проект конкретного акта. Законопроект может быть подготовлен и по инициативе президента, правительства Российской Федерации, постоянных комитетов Государственной думы, других органов и организаций, обладающих правом законодательной инициативы.

Наконец, инициативу в подготовке законопроекта могут проявить субъекты, входящие в Российскую Федерацию, через их высшие органы государственной власти.

Проекты указов президента, постановлений правительства обычно готовятся соответствующими министерствами и ведомствами либо на основании плана правотворческих работ, либо по разовому поручению президента, руководства правительства, либо по собственной инициативе. Такие проекты могут быть подготовлены также в аппарате соответственно президента и правительства.

При подготовке проектов обычно применяется ведомственный, отраслевой принцип, предусматривающий составление первоначальных проектов теми органами и организациями, профилю деятельности которых они соответствуют. Такой принцип обеспечивает квалифицированное составление проекта, участие специалистов. Во многих случаях дается поручение составить первоначальный текст проекта нескольким ведомствам, включая и юридический орган (Министерство юстиции, Верховный суд, Высший арбитражный суд, Прокуратура).

В правотворческой практике используется в зависимости от содержания проекта и другой принцип, когда законопроекты готовятся постоянными комитетами высшего представительного органа страны (законопроекты о выборах, о статусе народных депутатов и др.). Однако ведомственный принцип подготовки проектов все же преобладает в современной правотворческой практике.

Активная роль в подготовке проектов принадлежит общественным объединени -ям. В одних случаях они готовят проекты по собственной инициативе, в других — привлекаются к подготовке совместно с государственными органами. Большинство крупных законодательных актов, в первую очередь тех, которые касаются граждан и их организаций, готовятся с участием партий, профсоюзов и других общественных объединений.

Следующая стадия правотворческого процесса — предварительные работы, предшествующие составлению текста проекта. До начала подготовки проекта важно выявить общественную потребность в норма -тивном регулировании соответствующей сферы общественных отношений. Прежде всего определяется, каково фактическое состояние той области жизнедеятельности общества (экономики, политики, социальной сферы), к которой относится предлагаемый акт, существо вопроса, который

должен быть решен в проекте, а также общая цель предлагаемого правового регулирования. При этом следует помнить, что проекты нормативных актов готовятся как с целью решения новых вопросов, возникших на практике и требующих правового регулирования, так и для устранения имеющихся в законодательстве пробелов, устаревших предписаний и противоречий, множественности актов по одним и тем же вопросам.

На данном этапе весьма важно получить информацию о действующем законодательстве по затрагиваемому вопросу, проанализировать его состояние, практику применения. Желательно, чтобы разработчики проекта ответили на вопросы: принимались ли раньше акты по теме предлагаемого проекта; если принимались, то каковы их эффективность и недостатки, каким образом они будут связаны с разрабатываемым проектом; как предлагаемый акт впишется в действующее правовое регулирование, насколько хорошо он будет взаимодействовать с системой имеющихся или намеченных к разработке нормативных актов и т. п.

Разработка проектов без увязки с действующими актами усугубляет и без того уже довольно значительную разбалансиро-ванность и внутреннюю противоречивость законодательства. Вот почему по каждому проекту перед началом его разработки целесообразно подготовить справку о действующем нормативном регулировании по соответствующему вопросу. Уместно также составление справки о зарубежном законодательстве по теме проекта.

Анализ состояния законодательства по вопросам, относящимся к теме проекта, помогает ответить и на вопрос, можно ли ограничиться внесением изменений и дополнений в ранее принятые акты или действительно необходимо подготовить новый акт. Заранее должны быть определены возможные последствия действия акта: экономические, социальные, юридические,

экологические и другие, а также «просчитаны» возможные затраты материальных, финансовых и иных ресурсов, необходимых для решения вопроса, доходы, издержки и т. д.

На начальной стадии работы над проектом вырабатываются основные положения будущего акта, которые должны обеспечить решение поставленных задач, достижение требуемых результатов, а также устранение недостатков действующего по данному вопросу законодательства. Для законопроекта и проекта другого важного акта в ряде случаев необходима и разработка его научной концепции.

Следующая стадия — подготовка первоначального текста проекта. Для выработки важных и сложных проектов обычно образуются комиссии, включающие представителей основных заинтересованных органов, общественных организаций, ученых-юристов и других специалистов. В случае необходимости комиссии создают подкомиссии, рабочие и редакционные группы.

К работе подготовительных комиссий, разрабатывающих проект того или иного акта, привлекаются заинтересованные ведомства, научные и практические учреждения, отдельные ученые, представители делового мира, предприниматели, квалифицированные юристы. Целесообразно также привлекать к работе депутатов, не включенных в состав таких комиссий. Главное при этом — обеспечить работоспособный и компетентный состав комиссии. Она должна сочетать в своей работе демократизм, профессионализм и деловитость. Важно поэтому, чтобы в подготовительные комиссии включались именно специалисты — люди, имеющие большой опыт и знания.

В подготовке проектов обязательно участие юридических подразделений органов и организаций, разрабатывающих проект . Такое участие обеспечивает высокую юридическую культуру проекта, правильное его оформление и соблюдение правил

законодательной техники, стыковку с действующим регулированием по теме проекта.

Правотворческий орган может поручать подготовку альтернативных проектов нескольким органам, организациям, творческим коллективам или отдельным лицам либо заключать с ними договоры, а также объявлять конкурсы на лучший проект. Это дает возможность получить неординарные решения, отразить плюрализм мнений и позиций, выработать оптимальное решение того или иного вопроса.

После того как первоначальный проект разработан, переходят к предварительному обсуждению проекта. Оно обычно осуществляется с привлечением большого круга заинтересованных органов, организаций, общественности. Формы такого обсуждения разнообразны: это широкое обсуждение на местах (в республиках, областях и т. д.) с привлечением целого ряда учреждений, общественных организаций; парламентские чтения; обсуждение на совещаниях непосредственно при правотворческом органе с участием научной общественности и заинтересованных министерств, ведомств и иных организаций; расширенные заседания подготовительных комиссий; обсуждение в печати и на телевидении; рецензирование проекта научноисследовательскими учреждениями; отзывы и заключения на проект со стороны министерств, ведомств, иных учреждений и организаций, не участвующих в его разработке, и т. д. Разнообразные формы обсуж-дения позволяют лучше учесть общественное мнение, дают составителям проекта достаточно четкие ориентиры в работе.

Все законопроекты обычно предварительно рассматриваются на заседаниях комитетов законодательного органа, которые по профилю своей деятельности заинтересованы в его принятии. Такое рассмотрение — залог делового и организованного прохождения проекта, гарантия более углубленной проработки вопросов.

Важно создать условия, обеспечивающие конструктивное, творческое рассмотрение и обсуждение различных вариантов решений, а также имеющихся альтерна-тивных проектов. В этом одна из важных предпосылок подготовки обоснованного, качественного решения.

Подготовленные проекты должны быть подвергнуты всесторонней правовой, финансовой, экологической и иной специализированной экспертизе. Такая экспертиза, будучи постоянной и обязательной, призвана способствовать повышению качества подготавливаемых нормативных решений, эффективности правотворческой работы.

Важнейшие законопроекты могут быть вынесены на всенародное обсуждение. В процессе всенародного обсуждения законопроект публикуется в центральных и местных газетах и журналах, рассматривается на заседаниях представительных органов различных звеньев, в трудовых коллективах предприятий и учреждений, в воинских частях, общественных объединениях, на собраниях граждан по месту жительства.

Всенародные обсуждения в нашей стране пока еще не превратились в эффективный инструмент учета общественного мнения в законодательной работе, повышения качества законопроектов. Они проводятся при явно недостаточной активности граждан и их объединений. Повысить действенность всенародных обсуждений могла бы, в частности, публикация в печати не только самого проекта, но и комментариев к нему, интервью по наиболее актуальным и острым вопросам, затрагиваемым в проекте. Уместно расширить формы обсуждения: заполнение анкет, выборочные опросы населения, конференции, встречи и беседы депутатов с избирателями и др. Очень важно также обеспечить максимальный учет предложений, высказываемых в ходе обсуждения. Обобщенные сводки предложений следует публиковать, комментировать по радио и телевидению. Наряду с этим должен быть отлажен механизм изучения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и анализа этих предложений. В частности, уместно использовать современные научные методы обработки и обобщения предложений.

После учета замечаний и предложений проект окончательно отрабатывается и редактируется. Как правило, это делает та рабочая комиссия, которая составляла первоначальный текст проекта.

Затем наступает второй этап правотворческой процедуры, когда работа над проектом вступает в официальную фазу и осуществляется самим правотворческим органом.

Возведение государственной воли в закон (деятельность правотворческого органа по рассмотрению и принятию нормативного акта). Этот этап начинается с внесения проекта в официальном порядке в соответствующий правотворческий орган от имени органа или организации, готовивших его. Правом официального внесения законопроектов в высший представительный орган страны (право законодательной инициативы) пользуются определенные полномочные органы, организации и лица, обычно предусмотренные в Конституции.

Проект закона представляется вместе с объяснительной запиской, содержащей обоснование необходимости его принятия, развернутую характеристику целей, задач и основных положений будущего закона и его места в системе действующего законодательства, а также ожидаемых последствий его применения. При представлении проекта , реализация которого потребует дополнительных материальных и иных затрат, прилагается финансово-экономическое обоснование.

Все официально внесенные законопроекты рассматриваются и принимаются, как правило, после обсуждения соответствующи-ми комитетами палат законодательного органа по профилю проекта, а также коми -тетом по законодательству.

Следующая стадия правотворческого процесса, свойственная коллегиальному

правотворческому органу, — внесение рассмотрения проекта в повестку дня заседания. Затем идет обсуждение и официальное принятие проекта.

Эти стадии применительно к деятельности высшего представительного органа страны обычно детально регламентируются.

Рассмотрение законопроектов осуществляется в двух или трех чтениях, если законодательным органом применительно к конкретному проекту не будет принято иное решение. Практика проведения нескольких чтений законопроекта позволяет более детально, внимательно и всесторонне рассмотреть проект, внести в него необходимые поправки и обеспечить тем самым принятие более продуманного законодательного решения.

При первом чтении законопроекта заслушиваются доклад инициатора законопроекта и содоклад головного комитета. Затем депутаты обсуждают основные положения законопроекта и высказывают предложения и замечания в форме поправок, рассматривают предложения об опубликовании при необходимости законопроекта для обсуждения. По результатам обсуждения законодательный орган одобряет основные положения законопроекта или отклоняет его. В случае одобрения обычно устанавливается срок его представления для второго чтения.

Рассмотрение внесенных поправок к проекту и подготовка его ко второму чтению осуществляются головным комитетом или другим органом, которому поручена доработка проекта.

При втором чтении с докладом выступает председатель или его заместитель головного по данному законопроекту коми -тета либо руководитель органа, дорабатывающего проект. Обсуждение проводится постатейно, по разделам или в целом.

В результате второго чтения законода-тельный орган либо принимает закон, либо отклоняет его, либо возвращает на доработку.

На голосование ставятся отдельно каждая статья либо раздел или глава проекта. Статья (раздел или глава) принимается за основу, затем на голосование ставятся все поступившие в письменном виде поправки. Если предложено внести несколько поправок в одну и ту же статью проекта, то вначале обсуждаются и голосуются те из них, принятие или отклонение которых позволит решить вопрос о других поправках.

Когда обсуждены все поправки, статья (раздел или глава) утверждается в целом с принятыми поправками. Затем проект утверждается в целом. Порядок подсчета голосов обычно четко устанавливается регламентами законодательного органа.

В деятельности законодательных орга-нов ряда стран (в частности, в Российской Федерации) существует практика принятия законов в трех чтениях. Так, в соответствии с Регламентом Государственной думы принятый во втором чтении законопроект направляется в ответственный комитет Государственной думы для устранения возможных внутренних противоречий, установления правильных взаимоотношений статей и редакционной правки ввиду изменения текста законопроекта при втором чтении. При третьем чтении законопроекта не допускается внесение в него поправок и возвращение к его обсуждению в целом либо по отдельным статьям, главам, разделам.

В Регламенте Государственной думы установлен также порядок повторного рассмотрения федеральных законов, отклоненных Советом Федерации, а также повторного рассмотрения тех из них, которые отклонены Президентом Российской Федерации.

Коллегиальные правотворческие органы (правительство, государственные комитеты и др.) принимают нормативные акты простым большинством голосов. Президент государства, министры и другие органы единоличного руководства утверждают свои акты (указы, приказы, инструкции и т. д.) в персональном порядке.

Официальное оглашение принятого нормативного акта. Заключительной стадией правотворческого процесса является офици-альное опубликование принятого норма -тивного акта в особых, предусмотренных законом печатных органах (специальные издания, газеты), а также его официальное оглашение в иной форме (по радио, телевидению, телеграфу, путем рассылки официальных текстов в заинтересованные органы и организации).

Таким образом, обычно обнародуют-ся законодательные акты, нормативные решения президента и правительства. Во многих странах установлено правило, согласно которому не опубликованный в официальном издании акт (кроме актов, содержащих государственную или военную тайну) не влечет правовых последствий и лицо (орган) не несет юридической

ответственности за нарушение его предписаний.

Так, в соответствии сч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Ведомственные акты, издаваемые министерствами, государственными комитетами и иными учреждениями, публикуются в издаваемых этими органами бюллетенях (если таковые имеются), а также в официальном порядке рассылаются в подчиненные органы, учреждения, организации. Акты местных органов самоуправления публикуются в соответствующих бюллетенях, а также развешиваются на видных местах.

УДК 340.13:352

БОРИСОВ А.С., О месте и роли муниципального КАМИНСКАЯ Е.А. правотворческого процесса

в формировании правовой системы России

В статье рассматриваются основные аспекты правотворческой деятельности на муниципальном уровне. Уделено особое внимание рассмотрению вопросов, связанных с определением правотворческого процесса и его стадий.

Ключевые слова: муниципальная власть, муниципальное образование, муниципальное правотворчество, стадии.

Сегодня, когда экономические и политические реформы, проводимые в Российской Федерации, а также процессы интеграции России в мировое сообщество потребовали интенсификации правотворческой работы, становится очевидным, насколько важны теоретические, научные и прикладные исследования механизмов и процедур принятия нормативных правовых актов, учет при разработке правотворческих предложений интересов различных социальных групп, а также прогнозирование способности принимаемого нормативного правового акта органично вписаться в уже существующую правовую систему и систему социальных отношений, то есть все то, что представляет собой процедуры и элементы структуры правотворческого процесса.

Наряду с существованием в России правотворческой деятельности законодательных органов государственной власти РФ, субъектов РФ правотворческая деятельность представительных органов муниципального образования РФ обеспечивает совершенствование одного из элементов российской правовой системы -системы муниципальных правовых актов.

По сути, являясь основным, начальным звеном механизма правового регулирования, правотворческая деятельность начинается тогда, когда необходимость нововведений назрела и их направление

уже предопределено самим общественным развитием1.

Значимость муниципального элемента российской правовой системы заключается в его близости к нуждам населения муниципальных образований, что обеспечивается участием в муниципальном правотворчестве более широкого круга субъектов правотворческой инициативы, относительной простотой процедуры принятия муниципальных правовых актов по сравнению с «неповоротливым» законодательным процессом, широкими адаптивными возможностями системы муниципальных правовых актов конкретного муниципального образования к нуждам населения этого муниципального образования2.

В то же время необходимость муниципального правотворчества в формировании правовой системы России определяется и несколькими факторами: 1) наличием в России местного самоуправления как самостоятельной формы осуществления власти; 2) правотворчество органов местного самоуправления осуществляется в пределах установленных для муниципальной власти предметов ведения -вопросов местного значения3 .

При таком толковании следует подчеркнуть, что правотворческий процесс в муниципальных образованиях России является составной частью более широко-

го процесса правообразования и выступает его завершающим этапом.

Исходя из такого подхода, можно приступить и к рассмотрению одной из наиболее важных теоретических проблем, связанных с неоднозначностью формулировок в определении самого правотворческого процесса в муниципальных образованиях России.

Термин «правотворческий процесс» уже давно используется в отечественной правовой науке4. Однако нет единого мнения относительно содержания понятия и сущности такой правовой категории5. Очевидно, его и не должно быть, ибо, во-первых, как гласит пословица, «два юриста -три мнения», во-вторых, иначе не было бы нужды обращать внимание на рассматриваемое правовое явление6.

Уяснение почти любого понятия прежде всего связано с постижением этимологии термина7.

Так, термин «правотворческий процесс» является сложносоставным, включающим в себя три части: право, творчество и процесс. Первая определяет направленность этого вида деятельности — создание права, правовых норм, а также очерчивает конкретный круг субъектов — органов государственной власти, местного самоуправления или населения в целом. Вторая часть анализируемого термина — творчество, то есть деятельность, направленная на создание материальных и культурных ценностей, как правило, ассоциируется в сознании людей с некой свободной реализацией воли субъектов8. Третья часть данного термина — процесс — понимается как последовательная смена состояний, тесная связь закономерно следующих друг за другом стадий развития, представляющих непрерывное единое движение9.

Следующий шаг в уяснении понятия «правотворческий процесс» в муниципальных образованиях России направим на анализ теоретических положений.

По мнению Н.П. Алешковой, муниципальное правотворчество можно рассматривать как осуществляемый в установленном порядке процесс принятия решений по вопросам местного значения непосредственно населением, органами местного самоуправления соответствующего муни-

ципального образования или их должностными лицами путем издания (принятия) муниципальных правовых актов, а также по иным вопросам, реализуемым органами местного самоуправления в соответствии с законодательством, путем издания (принятия) муниципальных правовых актов или заключения договоров (соглашений), содержащих правовые предписания10.

Давая понятие муниципального правотворчества, В.А. Щепачев пишет, что оно представляет собой одновременно и способ выявления имеющихся интересов населения муниципального образования, связанных с решением вопросов местного значения, и реализацию этих интересов путем их закрепления в соответствующих нормах муниципальных правовых актов11.

Рассматривая правотворчество муниципальных органов, Н.А. Антонова указывает, что существование в Российской Федерации местного самоуправления как формы осуществления власти предполагает право органов местного самоуправления осуществлять самостоятельную правотворческую деятельность на своей территории в пределах, определенных законом. При этом правотворчество муниципальных органов можно рассматривать как правовую форму реализации функций местного самоуправления12.

Вместе с тем, исследуя проблематику понятийных характеристик муниципального правотворческого процесса, следует отметить и мнение С.В. Нарутто, который считает, что «муниципальное (местное) нормотворчество как вид правотворчества -это деятельность по созданию, изменению и дополнению общеобязательных правил поведения по предметам местного значения, осуществляемая в определенном, установленном уставом муниципального образования и иными нормативными актами органов и должностных лиц местного самоуправления процессуальном порядке»13.

Аналогичной позиции придерживался и Ю.Г. Арзамасов, определяя нормотворчество в муниципальных образованиях как самостоятельный вид нормотворческой деятельности, осуществляемый населением городских, сельских поселений и других территорий и их органами местного самоуправления14.

Немного иначе определяет муниципальное правотворчество В.В. Таболин, который указывает, что «местная власть «законодательствует», то есть осуществляет самостоятельное правовое регулирование, в тех случаях: 1) когда по каким-либо вопросам государственная правовая регламентация отсутствует полностью и нет никакой необходимости в ее осуществлении; 2) по вопросам, которые урегулированы государством в самом общем виде, и требуется их «местная юридическая конкретизация», 3) когда законодательство не в состоянии охватить многообразие местных особенностей»15.

По мнению И.С. Кич, «правотворческий процесс — деятельность, протекающая в особом порядке и представляющая собой систему последовательно совершаемых действий (процедур), посредством которых принимаются нормативные правовые акты»16.

Рассмотрев основные определения, представляется правильным принять совокупность всех точек зрения на муниципальный правотворческий процесс в России, поскольку в них в обязательном порядке упоминается о деятельности представительных органов, должностных лиц местного самоуправления и населения, указывается на предмет и сферу правового регулирования, а также на его результат, которым является создание муниципальных правовых актов.

Таким образом, правотворческий процесс в муниципальных образованиях России — это разновидность правотворческого процесса в Российской Федерации, представляющая собой особую творческую деятельность органов местного самоуправления, должностных лиц и населения соответствующего муниципального образования по вопросам местного значения, направленная на создание, изменение или отмену муниципальных правовых актов.

Ещё одна проблема муниципального правотворческого процесса связана с подразделением правотворческого процесса на два относительно самостоятельных этапа: предпроектный, который состоит из стадии выявления потребности в правовом регулировании, и этап правотворческого решения («проектный этап»). Причем «проектный» этап подразделяется на несколь-

ко стадий: первая — подготовка текста проекта нормативного правового акта; вторая — рассмотрение проекта; третья — обсуждение проекта правового акта; четвертая -принятие акта. Все четыре стадии включаются лишь в процесс создания законов17 .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При этом С.В. Поленина отмечает, что «если первый (предпроектный) этап характеризуется наличием множества предварительных вариантов «решений», которые принимаются с той или иной степенью научной обоснованности всеми участниками создания будущей нормы, хотя ни один из них не имеет окончательного, нормоуста-навливающего значения, то второй (проектный) этап, собственно говоря, и есть не что иное, как законодательный процесс»19.

Данная точка зрения, по нашему мнению, представляется весьма интересной и с ней следует согласиться.

Таким образом, считаем, что подразделение правотворческого процесса на два относительно самостоятельных этапа — предпроектный и проектный — характерно и для принятия нормативных правовых актов на уровне муниципальных образований России.

Предпроектный этап на муниципальном уровне, по нашему мнению, включает в себя следующие стадии: выявление потребности в правовом регулировании общественных отношений, прогнозирование и планирование правотворческих работ, подготовка текста проекта, оценка эффективности проекта муниципального правового акта и др.

В свою очередь проектный этап включает следующие стадии: правотворческую инициативу; обсуждение проекта муниципального правового акта в законодательном органе; принятие решений по проекту муниципального правового акта; доведение муниципального правового акта до адресата.

Деление правотворческого процесса в муниципальных образованиях России на предпроектный и проектный этапы пра-вообразования, по нашему мнению, представляется наиболее правильным, так как

позволяет в полной мере раскрыть их особенности на каждой стадии, а также выявить недостатки, которые в настоящее время требуют совершенствования.

Изложенное позволяет сделать вывод, что современную систему нормативно-правовых актов Российской Федерации невозможно представить без актов местного самоуправления. Эти акты имеют подзаконный характер. Местное сообщество осуществляет свое свободное управление, но не верховную власть в своих территориальных пределах. Действие актов местного самоуправления ограничено пределами территории муниципальных образований. Это означает, что местные сообщества и их органы местного самоуправления даже совокупно не обладают полномочием выражать волю всего российского народа, однако обеспечивают самостоятельное решение гражданами всех вопросов местного значения, то есть находятся в близости к нуждам населения конкретного муниципального образования России.

Кроме того, роль муниципального правотворческого процесса в России заключается в выявлении имеющихся интересов населения муниципального образования, исходя из исторических и местных традиций, связанных с решением вопросов местного значения, а также реализации этих интересов в соответствующих муниципальных правовых актах.

Муниципальный правотворческий процесс в России в условиях правового дефицита государственного регулирования также направлен на ликвидацию пробелов в праве, повышение эффективности правотворчества и качества муниципальных правовых актов.

1 Зайналов К.Ш. К вопросу о понятии федерального законодательного процесса в России // Гражданин и право. 2006. № 3 // СПС КонсультантПлюс.

2 Щепачев В.А. Особенности правотворческой деятельности органов местного самоуправления // Право и политика. 2010. № 8 // СПС КонсультантПлюс.

3 Правотворчество органов местного самоуправления: Монография / Под ред. Н.А. Антоновой. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2008. С. 68.

4 Антонова Л.И. О стадиях правотворческого процесса // Правоведение. 1966; Новосе-

5 Храмцов А.В. Понятие и конституционно-правовая сущность правотворчества // Государственная власть и местное самоуправление. 2007. № 6. С. 9.

6 Проблемы теории государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. М.: МГУ 2007. С. 231.

8 Храмцов А.В. Понятие и конституционно-правовая сущность правотворчества // Государственная власть и местное самоуправление. 2007. № 6. С. 9.

10 Алешкова Н.П. Современное понятие муниципального правотворчества // Административное и муниципальное право. 2009. № 5 // СПС КонсультантПлюс.

11 Щепачев В.А. Особенности правотворческой деятельности органов местного самоуправления // Право и политика. 2010. № 8 // СПС КонсультантПлюс.

12 Антонова Н.А. Правотворчество муниципальных органов и его значение в осуществлении функций местного самоуправления в России // Конституционное и муниципальное право. 2008. № 7. С. 36.

13 Нарутто С.В. Основные правила юридической техники разработки концепции муниципальных нормативных правовых актов по самоорганизации населения / С.В. Нарутто, А.С. Пиголкин, Л.А. Плотникова. Хабаровск, 2003. С. 12.

14 Нормография: теория и методология нормотворчества: Учебно-методическое пособие / Под ред. Ю.Г. Арзамасова. М., 2007. С. 457.

15 Таболин В.В. Право муниципального управления. М., 1997. С. 64.

18 Зайналов К.Ш. К вопросу о понятии федерального законодательного процесса в России // Гражданин и право. 2006. № 3 // СПС КонсультантПлюс.

19 Поленина С.В. Законотворчество в Российской Федерации. М., 1996. С. 5.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *