Ст 29 14 ФЗ

Виталий Семенихин,

руководитель Эксперт-бюро «Семенихин»

Распределение прибыли в обществе с ограниченной ответственностью может осуществляться несколько раз в течение года, и в уставе общества можно закрепить порядок и время распределения, наилучшим образом соответствующие интересам участников. В статье рассмотрим, как осуществляется распределение прибыли общества с ограниченной ответственностью между его участниками.

Участниками общества с ограниченной ответственностью могут быть граждане и юридические лица, федеральным законом может быть запрещено или ограничено участие отдельных категорий граждан в обществах, что следует из п. 1 ст. 7 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон № 14-ФЗ).

Участники общества с ограниченной ответственностью (далее — общество) наделены как правами, так и обязанностями, и они вправе принимать участие в распределении прибыли (ст. 8 Закона № 14-ФЗ).

В Определении Верховного Суда РФ от 07.06.2018 по делу № 305-ЭС16-20992(3) сказано, что по общему правилу деятельность любого коммерческого юридического лица (исходя из его уставных задач) имеет своей основной целью извлечение прибыли (ч. 1 ст. 50 ГК РФ). Инвестируя денежные средства в капитал общества, участник, с одной стороны, рискует своим имуществом в пределах стоимости вклада, а с другой, при успешном ведении бизнеса рассчитывает на получение прибыли от деятельности общества пропорционально размеру данного вклада.

Нормальным способом изъятия участниками денежных средств от успешной коммерческой деятельности принадлежащих им организаций является распределение прибыли (абз. 4 п. 1 ст. 8, ст. 28 Закона № 14-ФЗ).

Периодичность, с какой общество вправе распределять полученную прибыль между участниками, определена п. 1 ст. 28 Закона № 14-ФЗ, где указано, что общество вправе ежеквартально, раз в полгода или раз в год принимать решение о распределении своей чистой прибыли между участниками общества.

Напомним, что под чистой прибылью понимается прибыль общества, оставшаяся в его распоряжении после налогообложения. Решение об определении части прибыли общества, распределяемой между участниками общества, принимается общим собранием участников общества.

По общему правилу часть прибыли общества, предназначенная для распределения между его участниками, распределяется пропорционально их долям в уставном капитале общества (п. 2 ст. 28 Закона № 14-ФЗ).

Следовательно, право на часть полученной обществом прибыли непосредственно связано со статусом участника как вкладчика своего имущества в уставный капитал общества в целях получения дохода и предопределено его участием в деятельности общества, о чем сказано в Постановлении Президиума ВАС РФ от 11.10.2011 № 6568/11.

Уставом общества при его учреждении или путем внесения в устав изменений по решению общего собрания участников общества, принятому единогласно, может быть установлен иной порядок распределения прибыли между участниками общества.

Изменение и исключение положений устава общества, устанавливающих такой порядок, осуществляются по решению общего собрания участников общества, принятому всеми участниками общества единогласно.

Несмотря на то, что закон предусматривает право общества принимать решение о распределении прибыли ежеквартально, раз в полгода или раз в год, в некоторых случаях принимаются решения о ежемесячном распределении прибыли, о чем свидетельствует Постановление ФАС Московского округа от 20.07.2009 № КА-А41/6492-09 по делу № А41-12530/08.

Правомерно ли распределять прибыль общества ежемесячно? В Определении ВАС РФ от 18.12.2009 № ВАС-13819/09 «Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации» указано, что при рассмотрении дела судами всех инстанций установлено, что на основании решений внеочередных общих собраний участников общество ежемесячно выплачивало своим участникам дивиденды, порядок определения и распределения которых предусмотрен уставом общества.

Суд кассационной инстанции при принятии судебных актов исходил из положений ст. 43 НК РФ и сделал выводы о том, что размер дивидендов определялся пропорционально долям участников в уставном капитале общества, что фактические обстоятельства дела не свидетельствуют о том, что выплаченные дивиденды носили иной характер и были выплачены не в качестве дивидендов.

Срок и порядок выплаты части распределенной прибыли общества определяются уставом общества или решением общего собрания участников общества о распределении прибыли между ними. Срок выплаты части распределенной прибыли общества не должен превышать 60 дней со дня принятия решения о распределении прибыли между участниками общества. Если уставом или решением общего собрания участников срок выплаты не определен, то он равняется 60 дням со дня принятия решения о распределении прибыли между участниками общества (п. 3 ст. 28 Закона № 14-ФЗ).

Напомним, что согласно п. 1 ст. 314 ГК РФ, если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения либо период, в течение которого оно должно быть исполнено (в том числе в случае, если этот период исчисляется с момента исполнения обязанностей другой стороной или наступления иных обстоятельств, предусмотренных законом или договором), обязательство подлежит исполнению в этот день или соответственно в любой момент в пределах такого периода.

В случаях, когда обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условия, позволяющие определить этот срок, а равно и в случаях, когда срок исполнения обязательства определен моментом востребования, обязательство должно быть исполнено в течение семи дней со дня предъявления кредитором требования о его исполнении, если обязанность исполнения в другой срок не предусмотрена законом, иными правовыми актами, условиями обязательства или не вытекает из обычаев либо существа обязательства.

При непредъявлении кредитором в разумный срок требования об исполнении такого обязательства должник вправе потребовать от кредитора принять исполнение, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами, условиями обязательства или не явствует из обычаев либо существа обязательства (п. 2 ст. 314 ГК РФ).

Если в течение срока выплаты части распределенной прибыли общества она не выплачена участнику общества, он вправе обратиться в течение трех лет после истечения указанного срока к обществу с требованием о выплате соответствующей части прибыли. Уставом общества может быть предусмотрен более продолжительный срок для обращения с данным требованием, при этом указанный срок не может превышать пять лет со дня истечения срока выплаты части распределенной прибыли общества (п. 4 ст. 28 Закона № 14-ФЗ).

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ в Постановлении от 09.12.1999 № 90/14 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью», данным в пп. «а» п. 15, в случае, если судом будет установлено, что общим собранием участников общества принято решение о распределении части прибыли общества между его участниками в соответствии с п. 2 ст. 28 Закона № 14-ФЗ, однако общество не производит соответствующие выплаты либо произвело их в меньшем размере, чем предусмотрено решением, суд вправе взыскать причитающиеся суммы в пользу истца.

В п. 18 названного Постановления указано, что при рассмотрении споров между обществом и его участниками, связанных с несвоевременным выполнением денежных обязательств (по выплате части прибыли общества, распределенной между его участниками), суд вправе удовлетворить наряду с требованием о взыскании суммы долга и требование о взыскании процентов.

По общему правилу пропущенный срок не подлежит восстановлению, за исключением случая, если участник общества не подавал данное требование под влиянием насилия или угрозы (абз. 2 п. 4 ст. 28 Закона № 14-ФЗ). После истечения указанных сроков распределенная и невостребованная участником часть прибыли восстанавливается в составе нераспределенной прибыли общества.

Статьей 29 Закона № 14-ФЗ установлены ограничения распределения прибыли общества между его участниками, а также ограничения выплаты прибыли общества его участникам.

Названная статья устанавливает две группы правовых оснований, при наступлении которых распределение чистой прибыли между участниками общества невозможно:

  • во-первых, это правовые основания, при наличии которых общество не имеет права принимать решение о распределении чистой прибыли между участниками общества;
  • во-вторых, — основания, при наступлении которых уже принятое решение о распределении чистой прибыли между участниками общества запрещено исполнять и фактически выплачивать распределенную прибыль. Рассмотрим первую группу оснований, согласно которым общество не вправе принимать решение о распределении своей прибыли между участниками общества.

1. До полной оплаты всего уставного капитала общества.

Каждый учредитель общества должен оплатить полностью свою долю в уставном капитале общества в течение срока, который определен договором об учреждении общества или в случае учреждения общества одним лицом решением об учреждении общества.

Срок такой оплаты не может превышать 4 месяца с момента государственной регистрации общества. При этом доля каждого учредителя общества может быть оплачена по цене не ниже ее номинальной стоимости (п. 1 ст. 16 Закона № 14-ФЗ). Следовательно, общество должно сначала полностью оплатить свой уставный капитал, а затем приступать к распределению прибыли. В настоящее время минимальный размер уставного капитала составляет 10 000 руб. (ст. 14 Закона № 14-ФЗ).

2. До выплаты действительной стоимости доли или части доли участника общества в случаях, предусмотренных Законом № 14-ФЗ.

3. Если на момент принятия такого решения общество отвечает признакам несостоятельности (банкротства) в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон № 127-ФЗ) или если указанные признаки появятся у общества в результате принятия такого решения.

Денежные обязательства и обязательные платежи, учитываемые для определения наличия признаков банкротства, названы в п. 2 ст. 4 Закона № 127-ФЗ.

В Постановлении ФАС Дальневосточного округа от 15.06.2012 № Ф03-2398/2012 по делу № А73-10521/2011 указано, что из буквального толкования приведенной нормы права следует, что основанием для отказа в требовании о выплате прибыли является не признание общества с ограниченной ответственностью несостоятельным (банкротом), а наличие признаков несостоятельности (банкротства).

Такие признаки носят объективный характер, а их существование не зависит от признания судом.

В п. 15 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 09.12.1999 № 90/14 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» разъяснено, что при рассмотрении исков участников общества о выплате им (взыскании с общества) части прибыли, распределяемой между участниками, необходимо учитывать условия и порядок ее распределения и выплаты, а также ограничения на распределение и выплату прибыли, предусмотренные ст. ст. 28 и 29 Закона № 14-ФЗ и уставом общества.

При этом следует иметь в виду, что в случае, когда после принятия решения общего собрания о распределении прибыли возникли обстоятельства, исключающие возможность выплаты части прибыли (п. 2 ст. 29 Закона № 14-ФЗ), суд также не вправе удовлетворять требования истца.

4. Если на момент принятия такого решения стоимость чистых активов общества меньше его уставного капитала и резервного фонда или станет меньше их размера в результате принятия такого решения.

В этом случае согласно п. 4 ст. 30 Закона № 14-ФЗ общество не позднее чем через шесть месяцев после окончания финансового года должно принять одно из следующих решений:

  • об уменьшении уставного капитала общества до размера, не превышающего стоимости его чистых активов (Порядок определения стоимости чистых активов утвержден Приказом Минфина России от 28.08.2014 № 84н);
  • о ликвидации общества.

Общество обязано принять одно из этих решений, если стоимость чистых активов общества останется меньше его уставного капитала по окончании финансового года, следующего за вторым финансовым годом или каждым последующим финансовым годом, по окончании которых стоимость чистых активов общества оказалась меньше его уставного капитала.

В течение трех рабочих дней после принятия обществом решения об уменьшении его уставного капитала общество обязано сообщить о таком решении в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.

Помимо этого, общество обязано дважды с периодичностью один раз в месяц опубликовать в органе печати, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление об уменьшении его уставного капитала (п. 3 ст. 20 Закона № 14-ФЗ).

5. В иных случаях, предусмотренных федеральными законами.

Во вторую группу оснований, когда общество не вправе выплачивать участникам общества прибыль, решение о распределении которой между участниками общества принято, входят следующие основания:

  • если на момент выплаты общество отвечает признакам несостоятельности (банкротства) в соответствии с Законом № 127-ФЗ или если указанные признаки появятся у общества в результате выплаты;
  • если на момент выплаты стоимость чистых активов общества меньше его уставного капитала и резервного фонда или станет меньше их размера в результате выплаты;
  • в иных случаях, предусмотренных федеральными законами.

По прекращении вышеуказанных обстоятельств общество обязано выплатить участникам общества прибыль, решение о распределении которой между участниками общества принято (п. 2 ст. 29 Закона № 14-ФЗ).

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

ПРИКАЗ
от 14 июня 2019 г. N 440

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА
ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСНОВНЫМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ
ПРОГРАММАМ, РЕАЛИЗУЕМЫМ В ИНТЕРЕСАХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАКОННОСТИ
И ПРАВОПОРЯДКА В ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ, ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ
ФСИН РОССИИ

1. Утвердить Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным профессиональным образовательным программам, реализуемым в интересах обеспечения законности и правопорядка в федеральных государственных образовательных организациях, подведомственных ФСИН России, согласно приложению.

2. Контроль за исполнением приказа возложить на первого заместителя директора ФСИН России генерал-лейтенанта внутренней службы Рудого А.А.

Директор
Г.А.КОРНИЕНКО

Приложение

Утверждено
приказом ФСИН России
от 14 июня 2019 г. N 440

ПОРЯДОК
ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСНОВНЫМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ
ПРОГРАММАМ, РЕАЛИЗУЕМЫМ В ИНТЕРЕСАХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАКОННОСТИ
И ПРАВОПОРЯДКА В ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ, ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ
ФСИН РОССИИ

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок определяет организацию и осуществление образовательной деятельности по основным профессиональным образовательным программам, реализуемым в интересах обеспечения законности и правопорядка в федеральных государственных образовательных организациях, подведомственных ФСИН России (далее — образовательная организация).

2. Образовательная деятельность осуществляется по программам высшего образования — программам бакалавриата, программам магистратуры, программам специалитета, программам подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре.

II. Организация и осуществление образовательной
деятельности по программам высшего образования — программам
бакалавриата, программам магистратуры,
программам специалитета

3. Основная профессиональная образовательная программа высшего образования (далее — образовательная программа) — программа бакалавриата, программа магистратуры, программа специалитета (далее — программа бакалавриата, программа магистратуры, программа специалитета) разрабатывается образовательной организацией на основе федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (далее — ФГОС ВО) и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ (при наличии) , а также квалификационных требований к специальной профессиональной подготовке выпускников .

Часть 7 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Часть 2 статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

4. Образовательная программа представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ дисциплин (модулей), программ практик, иных компонентов, а также оценочных и методических материалов .

Пункт 9 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

5. Разработка и реализация образовательной программы в области информационной безопасности осуществляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.

6. Разработка и реализация образовательной программы, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, осуществляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о государственной тайне.

7. Образовательная организация обеспечивает осуществление образовательной деятельности в соответствии с установленными образовательной программой:

планируемыми результатами освоения основной профессиональной образовательной программы — компетенциями выпускников, установленными ФГОС ВО, и компетенциями выпускников, установленными образовательной организацией (в случае установления таких компетенций);

планируемыми результатами обучения по каждой дисциплине (модулю) и практике, обеспечивающими достижение планируемых результатов освоения основной профессиональной образовательной программы.

8. Образовательная программа обновляется с учетом изменения законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов Минюста России и ФСИН России, развития науки, техники, культуры, экономики, технологий, социальной сферы.

9. При реализации образовательной программы используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение .

Часть 2 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

10. Трудоемкость образовательной программы (ее части) в зачетных единицах характеризует объем образовательной программы (ее части). Объем части образовательной программы должен составлять целое число зачетных единиц. Объем образовательной программы, а также годовой объем образовательной программы устанавливается ФГОС ВО.

В объем (годовой объем) образовательной программы не включаются факультативные дисциплины (модули).

При обучении по индивидуальному учебному плану, в том числе при ускоренном обучении, годовой объем образовательной программы, без учета объема отдельных дисциплин (модулей) и (или) отдельных практик, по которым результаты обучения были зачтены, не может превышать объема, установленного ФГОС ВО.

11. Зачетная единица эквивалентна 36 академическим часам (при продолжительности академического часа 45 минут) или 27 астрономическим часам.

12. Формы обучения и сроки получения высшего образования по образовательной программе по различным формам обучения, при использовании сетевой формы реализации основной профессиональной образовательной программы, при ускоренном обучении устанавливаются ФГОС ВО.

Получение высшего образования по образовательной программе осуществляется в сроки, установленные ФГОС ВО, вне зависимости от используемых образовательной организацией образовательных технологий.

13. В срок получения высшего образования по образовательной программе не включается время нахождения обучающегося в отпуске по беременности и родам, а также нахождение в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в случае, если обучающийся не продолжает в этот период обучение.

14. Образовательный процесс по образовательной программе организуется по периодам обучения — учебным годам (курсам), а также по периодам обучения, выделяемым в рамках курсов (семестрам и (или) триместрам) (далее — периоды обучения в рамках курсов), и (или) периодам освоения модулей, выделяемым в рамках срока получения высшего образования по основной профессиональной образовательной программе (далее — периоды освоения модулей).

15. Образовательный процесс может осуществляться одновременно по периодам обучения в рамках курсов и периодам освоения модулей.

16. Учебный год по очной и очно-заочной формам обучения начинается 1 сентября.

У курсантов первого курса очной формы обучения учебный год начинается 1 августа. С 1 по 31 августа курсанты первого курса проходят профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки граждан, впервые принятых на службу в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации (далее — УИС).

Образовательная организация может перенести срок начала учебного года по очной и очно-заочной формам обучения не более чем на 2 месяца. По заочной форме обучения, а также при сочетании различных форм обучения начало учебного года устанавливается образовательной организацией.

17. Общая продолжительность каникул по очной форме обучения (каникулярный отпуск, отпуск по окончании образовательной организации высшего образования ФСИН России) устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 30, ст. 4532).

Общая продолжительность каникул по очно-заочной, заочной формам обучения в течение учебного года, если иное не установлено ФГОС ВО, составляет:

при продолжительности обучения в течение учебного года более 39 недель — не менее 7 недель и не более 10 недель;

при продолжительности обучения в течение учебного года не менее 12 недель и не более 39 недель — не менее 3 недель и не более 7 недель;

при продолжительности обучения в течение учебного года менее 12 недель — не более 2 недель.

18. При расчете продолжительности обучения и каникул в указанную продолжительность не входят нерабочие праздничные дни. Осуществление образовательной деятельности по образовательной программе в нерабочие праздничные дни не проводится.

19. При осуществлении образовательной деятельности по образовательной программе образовательная организация обеспечивает:

реализацию дисциплин (модулей) посредством проведения учебных занятий в различных формах (включая проведение текущего контроля успеваемости) и промежуточной аттестации обучающихся;

проведение практик (включая проведение текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся);

проведение итоговой (государственной итоговой) аттестации обучающихся.

20. При реализации образовательной программы образовательная организация обеспечивает обучающимся возможность освоения факультативных (необязательных для изучения при освоении образовательной программы) и элективных (избираемых в обязательном порядке) дисциплин (модулей) в порядке, установленном локальным нормативным актом организации . Избранные обучающимся элективные дисциплины (модули) являются обязательными для освоения.

Пункт 5 части 1 статьи 34 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

21. При освоении образовательной программы обучающемуся, который имеет среднее профессиональное, высшее или дополнительное образование и (или) обучается (обучался) по основной профессиональной образовательной программе среднего профессионального, высшего или дополнительного образования, и (или) имеет способности и (или) уровень развития, позволяющие освоить образовательную программу в более короткий срок по сравнению со сроком получения высшего образования по основной профессиональной образовательной программе, установленным образовательной организацией в соответствии с ФГОС ВО, по решению образовательной организации осуществляется ускоренное обучение такого обучающегося по индивидуальному учебному плану в порядке, установленном локальным нормативным актом образовательной организации.

22. При обучении по индивидуальному учебному плану по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, в том числе при ускоренном обучении, годовой объем основной профессиональной образовательной программы, без учета объема отдельных дисциплин (модулей) и (или) отдельных практик, по которым результаты обучения были зачтены, не может превышать объема, установленного ФГОС ВО.

23. Образовательная деятельность по образовательной программе проводится:

в форме контактной работы обучающихся с педагогическими работниками организации и (или) лицами, привлекаемыми организацией к реализации образовательных программ на иных условиях (далее — контактная работа);

в форме самостоятельной работы обучающихся;

в иных формах, определяемых образовательной организацией.

24. Контактная работа может быть аудиторной, внеаудиторной, а также проводиться в электронной информационно-образовательной среде.

25. Объем контактной работы определяется образовательной программой образовательной организации.

26. Контактная работа при проведении учебных занятий по дисциплинам (модулям) включает в себя:

занятия лекционного типа (лекции и иные учебные занятия, предусматривающие преимущественную передачу учебной информации педагогическими работниками образовательной организации и (или) лицами, привлекаемыми образовательной организацией к реализации образовательных программ на иных условиях, обучающимся) и (или) занятия семинарского типа (семинары, практические занятия, практикумы, лабораторные работы, коллоквиумы и иные аналогичные занятия), и (или) групповые консультации, и (или) индивидуальную работу обучающихся с педагогическими работниками образовательной организации и (или) лицами, привлекаемыми образовательной организацией к реализации основных профессиональных образовательных программ на иных условиях (в том числе индивидуальные консультации);

иную контактную работу, в том числе в форме учений, (при необходимости), предусматривающую групповую или индивидуальную работу обучающихся с педагогическими работниками образовательной организации и (или) лицами, привлекаемыми образовательной организацией к реализации основных профессиональных образовательных программ на иных условиях, определяемую образовательной организацией самостоятельно.

27. Для проведения учебных занятий по образовательной программе могут привлекаться ведущие ученые, а также работники из числа действующих руководителей и специалистов профильных организаций и учреждений, в том числе руководители и специалисты структурных подразделений ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, учреждений и органов УИС.

28. Общий объем учебной работы обучающихся, включая самостоятельную работу, планируется образовательными организациями из расчета не более 54 академических часа в неделю, из них объем контактной работы с педагогическим работником не должен превышать 36 академических часов в неделю.

29. Для проведения занятий лекционного типа учебные группы могут объединяться в учебные потоки. При необходимости возможно объединение в один учебный поток учебных групп по различным специальностям и (или) направлениям подготовки.

30. Для проведения занятий семинарского типа формируются учебные группы обучающихся численностью не более 30 человек из числа обучающихся по одной специальности или направлению подготовки. При необходимости возможно объединение в одну учебную группу обучающихся по различным специальностям и (или) направлениям подготовки.

31. При проведении практических занятий, лабораторных работ учебная группа может разделяться на подгруппы.

Для проведения практических занятий по физической культуре (физической подготовке) формируются учебные группы численностью до 15 человек.

32. Консультации проводятся регулярно и носят как индивидуальный, так и групповой характер.

Во время подготовки к промежуточной и итоговой (государственной итоговой) аттестации проводятся групповые консультации.

33. Самостоятельная работа осуществляется в рамках учебной работы обучающихся, выполняемой по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия, в специально отведенное время.

Порядок организации самостоятельной работы устанавливается соответствующим локальным нормативным актом образовательной организации.

34. Практика организуется в соответствии с ФГОС ВО, образовательной программой и осуществляется в учреждениях и органах УИС.

Организацию и проведение практики обеспечивают образовательные организации ФСИН России, территориальные органы ФСИН России и подведомственные им учреждения.

Образовательные организации на основании договоров о сотрудничестве с учреждениями и органами УИС организуют прохождение практики в соответствии с направленностью образовательной программы.

Учебная и производственная практики курсантов, как правило, проводятся в учреждениях и органах УИС, с которыми у образовательной организации заключены договоры.

Преддипломная практика курсантов, как правило, проводится в учреждениях и органах УИС, с которыми у обучающегося заключен контракт о службе в УИС.

Практика слушателей организуется по месту прохождения службы.

35. Для проведения государственной итоговой аттестации в образовательной организации создаются государственные экзаменационные комиссии.

Для рассмотрения апелляций по результатам государственной итоговой аттестации в образовательной организации создаются апелляционные комиссии.

Государственная экзаменационная и апелляционная комиссии (далее — комиссии) действуют в течение календарного года.

36. Комиссии создаются в образовательной организации по каждой специальности и направлению подготовки, или по каждой образовательной программе, или по ряду специальностей и направлений подготовки, или по ряду образовательных программ.

37. Председатели государственных экзаменационных комиссий утверждаются правовым актом ФСИН России не позднее 15 декабря года, предшествующего проведению государственной итоговой аттестации, из числа руководителей (начальников) учреждений и органов УИС (их структурных подразделений по профилю подготовки выпускников) по представлениям образовательных организаций, направляемым в управление кадров ФСИН России не позднее 25 ноября текущего года.

38. Образовательная организация утверждает распорядительным актом составы комиссий не позднее чем за 1 месяц до даты начала государственной итоговой аттестации.

III. Организация и осуществление образовательной
деятельности по программам высшего образования — программам
подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре

39. Основная профессиональная образовательная программа высшего образования — программа подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре разрабатывается образовательной организацией на основе ФГОС ВО и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ (при наличии) , а также квалификационных требований к специальной профессиональной подготовке выпускников .

Часть 7 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Часть 2 статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

40. Направленность программы адъюнктуры, конкретизирующую ориентацию указанной программы на области знания и (или) виды деятельности в рамках направления подготовки, а также выбор методов и средств обучения, образовательных технологий, форм и учебно-методического обеспечения реализации программы адъюнктуры, устанавливаются образовательной организацией самостоятельно.

41. Разработка и реализация образовательных программ в области информационной безопасности осуществляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.

42. Разработка и реализация образовательных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, осуществляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о государственной тайне.

43. К освоению программ адъюнктуры допускаются лица, имеющие образование не ниже высшего образования (специалитет или магистратура) .

Часть 4 статьи 69 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

44. Формы получения образования и формы обучения устанавливаются ФГОС ВО. Допускается сочетание различных форм обучения, установленных ФГОС ВО.

45. При осуществлении образовательной деятельности по программе адъюнктуры образовательная организация обеспечивает:

проведение учебных занятий по дисциплинам (модулям) в форме лекций, семинаров, консультаций, научно-практических занятий, лабораторных работ, коллоквиумов, в иных формах, устанавливаемых организацией (включая проведение текущего контроля успеваемости) и промежуточной аттестации обучающихся;

проведение практик (включая проведение текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся);

проведение научно-исследовательской работы, в рамках которой обучающиеся выполняют самостоятельные научные исследования в соответствии с направленностью программы адъюнктуры (включая проведение текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся);

проведение итоговой (государственной итоговой) аттестации обучающихся.

46. При реализации программы адъюнктуры образовательная организация обеспечивает обучающимся возможность освоения факультативных (необязательных для изучения при освоении программы адъюнктуры) и элективных (избираемых в обязательном порядке) дисциплин (модулей) в порядке, установленном локальным нормативным актом образовательной организации. Избранные обучающимся элективные дисциплины (модули) являются обязательными для освоения.

47. На основе учебного плана для каждого обучающегося составляется индивидуальный учебный план, который обеспечивает освоение программы адъюнктуры на основе индивидуализации ее содержания и (или) графика обучения с учетом уровня готовности и тематики научно-исследовательской работы обучающегося.

48. Не позднее 3 месяцев после зачисления на обучение по программе адъюнктуры обучающемуся назначается научный руководитель, а также утверждается тема научно-исследовательской работы.

Требования к уровню квалификации научных руководителей определяются ФГОС ВО.

Научный руководитель назначается ученым советом образовательной организации и утверждается актом образовательной организации.

Обучающемуся предоставляется возможность выбора темы научно-исследовательской работы в рамках направленности образовательной программы и основных направлений научно-исследовательской деятельности образовательной организации.

49. Контроль за выполнением обучающимся индивидуального учебного плана осуществляют научный руководитель и начальник кафедры, к которой прикреплен обучающийся на период подготовки диссертационного исследования.

Статьей 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Федеральный закон) установлены ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора.

Согласно части 1 указанной статьи гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов (далее – комиссия).

Круг лиц, на которых распространяется данное ограничение, установлен пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2010 г. № 925. К ним относятся граждане, которые ранее замещали должность федеральной государственной службы, включенную в раздел I или раздел II перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 557, или должность федеральной государственной службы, включенную в перечень должностей федеральной государственной службы в федеральном государственном органе, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный руководителем федерального государственного органа в соответствии с разделом III перечня, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 557.

Период, в течение которого действует указанное ограничение, начинается со дня увольнения с федеральной государственной службы и заканчивается через два года.

Гражданин обязан получать согласие комиссии на замещение на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнение в данной организации работы (оказание данной организации услуг) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) при наличии двух факторов:

  • включение должности государственной службы в соответствующий перечень должностей, предусмотренный пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2010 г. № 925;
  • осуществление отдельных функций государственного управления в отношении данной организации во время прохождения государственной службы.

В целях получения указанного согласия гражданин в порядке, установленном нормативным правовым актом соответствующего государственного органа, в письменной форме обращается в подразделение кадровой службы государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо к должностному лицу кадровой службы государственного органа, ответственному за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений.

Письменное обращение гражданина о даче согласия в соответствии с частью 1.1 статьи 12 Федерального закона комиссия обязана рассмотреть в течение семи дней со дня поступления указанного обращения в порядке, установленном Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2010 г. № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» (далее – Указ), и о принятом решении направить гражданину письменное уведомление в течение одного рабочего дня и уведомить его устно в течение трех рабочих дней.

Заседание комиссии по указанному вопросу проводится на основании абзаца второго подпункта б) пункта 16 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного Указом (далее – Положение), по итогам которого в соответствии с пунктом 24 Положения принимается одно из следующих решений:

а) дать гражданину согласие на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации либо на выполнение работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организации, если отдельные функции по государственному управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности;

б) отказать гражданину в замещении должности в коммерческой или некоммерческой организации либо в выполнении работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организации, если отдельные функции по государственному управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, и мотивировать свой отказ.

Необходимо учитывать, что в соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы возложена обязанность при заключении трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг), указанных в части 1 настоящей статьи, сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы. Обязанность информирования работодателя о замещении должности, включенной в указанный перечень, распространяется на все случаи замещения на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнения в данной организации работы (оказания данной организации услуг) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) вне зависимости от того, входили или нет отдельные функции государственного (административного) управления данной организацией в должностные (служебные) обязанности по замещаемой гражданином ранее должности государственной службы. При информировании работодателя гражданину рекомендуется одновременно сообщить об ограничениях, налагаемых на него статьей 12 Федерального закона, об обязанности работодателя во исполнение части 4 статьи 12 Федерального закона сообщить в десятидневный срок о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) по последнему месту его службы в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 г. № 700, а также о том, что неисполнение работодателем данной обязанности в соответствии с частью 5 статьи 12 Федерального закона является правонарушением и влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Вместе с тем, приятие решения о необходимости получения согласия комиссии является ответственностью гражданина (бывшего государственного служащего). При этом необходимо учитывать, что несоблюдение гражданином данного требования в соответствии с частью 3 статьи 12 Федерального закона влечет прекращение трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), заключенного с ним.

В этой связи гражданин при определении необходимости получения согласия комиссии должен оценить свои должностные (служебные) обязанности на предмет взаимодействия с организацией, ознакомиться с правоустанавливающими, отчетными и иными документами организации в части возможного наличия взаимосвязи сферы деятельности организации с полномочиями (функциями) государственного органа, в котором он ранее замещал должность, в целях принятия решения об осуществлении либо неосуществлении им в отношении данной организации отдельных функций государственного управления.

В пункте 4 статьи 1 Федерального закона определено, что к функциям государственного, муниципального (административного) управления организацией относятся полномочия государственного или муниципального служащего принимать обязательные для исполнения решения по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим или иным вопросам в отношении данной организации, в том числе решения, связанные с выдачей разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) отдельных действий данной организацией, либо готовить проекты таких решений.

Случаями, когда дача согласия комиссией не требуется, являются следующие ситуации:

  • гражданин переходит на работу по трудовому договору в другой государственный орган;
  • гражданин участвует в деятельности органа управления коммерческой организацией в случаях, установленных федеральным законом;
  • гражданин осуществлял отдельные функции государственного управления, направленные на неопределенный круг лиц в конкретной сфере, в которой функционирует организация (подготовка правовых актов и иных управленческих решений, связанных с регулированием данной сферы деятельности), и при этом не совершал действий, которые могли создать для данной организации наряду с другими организациями в данной сфере привилегии и приоритеты.

Частью 6 статьи 12 Федерального закона предусмотрено, что проверка соблюдения гражданином запрета на замещение на условиях трудового договора должности в организации и (или) на выполнение в данной организации работ (оказание данной организации услуг) на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гражданского или муниципального служащего, и соблюдения работодателем условий заключения трудового договора или соблюдения условий заключения гражданско-правового договора с таким гражданином осуществляется в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *