Срок отправки постановления об административном правонарушении

В отношении должностного и юридического лиц прокурором возбуждены дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 9.23 КоАП РФ. Каков порядок обжалования указанных постановлений?

12 января 2018

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает порядок обжалования постановлений прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении и допускает обжалование только постановлений по делу об административном правонарушении и определений об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

Обоснование вывода:
В соответствии с п. 2 ст. 22 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» (далее — Закон N 2202-I), ст. 25.11 КоАП РФ прокурор или его заместитель наделен полномочиями по основаниям, установленным законом, возбуждать производство об административном правонарушении. Для этого, исходя из характера нарушения закона, прокурор выносит мотивированное постановление, которое подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом (о сроках рассмотрения см. ст. 29.6 КоАП РФ) (ст. 25 Закон N 2202-I).
Согласно ч. 2 ст. 28.4 КоАП РФ постановление о возбуждении дела об административном правонарушении должно содержать сведения, предусмотренные ст. 28.2 КоАП РФ. Указанное постановление выносится в сроки, установленные ст. 28.5 КоАП РФ.
Постановление прокурора об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента его вынесения (ч. 1 ст. 28.8 КоАП РФ).
Отметим, что в соответствии со ст. 23.55 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 9.23 КоАП РФ, рассматривают главные государственные жилищные инспектора субъектов РФ и их заместители, а также главные государственные жилищные инспектора субъектов РФ по городам, районам, и их заместители (смотрите, например, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14 сентября 2017 г. N 17АП-11493/17).
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносятся постановления и определения (ст. 29.9 КоАП РФ), которые могут быть обжалованы и пересмотрены в порядке, установленном главой 30 КоАП РФ. При этом КоАП РФ не предусматривает порядок обжалования постановлений прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении (смотрите, например, постановление Арбитражного суда Московского округа от 5 апреля 2016 г. N Ф05-4657/16 по делу N А40-169739/2015, а также определение Верховного Суда РФ от 7 июля 2016 г. N 305-АД16-8481 по указанному делу).
Таким образом, возможность обжалования постановления прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении, в том числе предусмотренном ч. 2 ст. 9.23 КоАП РФ, Кодексом РФ об административных правонарушениях не предусмотрена.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Глебов Валерий

Ответ прошел контроль качества

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Сроки давности привлечения лица
к административной ответственности

Н.И.Мамонтов

Судья Верховного Суда Казахстана

в почетной отставке, член Высшего

Судебного Совета Казахстана

В.Н. Мамонтов

секретарь судебного заседания

Алматинского районного суда

города Астаны

Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях (далее — Кодекс) устанавливает не только виды и размеры административных наказаний для лиц, совершивших административные правонарушения, но и сроки, по истечении которых физическое или юридическое лицо не могут быть привлечены к административной ответственности.

Под административной ответственностью понимаются предусмотренные Кодексом виды административного наказания, назначаемые юридическому лицу или вменяемому физическому лицу, достигшему возраста шестнадцати лет, в отношении которого ведется производство о конкретном административном правонарушении, если это правонарушение по своему характеру не влечет наступление уголовной ответственности.

Под сроком давности привлечения лица к административной ответственности понимается период времени, исчисляемый со дня совершения или дня выявления административного правонарушения, и до дня вступления постановления о привлечении лица к административной ответственности в законную силу. С истечением срока давности привлечения лица к административной ответственности исключается общественная опасность административного правонарушения, а назначение лицу административного наказания становится просто нецелесообразно.

Началом течения срока давности привлечения лица к административной ответственности считается, по общему правилу, день совершения административного правонарушения.

Днем совершения административного правонарушения признается день выполнения физическим или юридическим лицом объективной стороны предусмотренного Кодексом противоправного, виновного (умышленного или неосторожного) действия или бездействия, влекущего административную ответственность, независимо от времени наступления последствий.

Помимо общего двухмесячного срока давности привлечения лица к административной ответственности законодатель предусмотрел более длительные сроки:

— один год со дня совершения физическим лицом деяния, квалифицируемого как 1) административное коррупционное правонарушение; 2) правонарушение о области налогообложения; 3) правонарушение в области защиты конкуренции; 4) правонарушение в сфере таможенного законодательства; 5) правонарушение в области законодательства о пенсионном обеспечении; 6) правонарушение в области законодательства об обязательном социальном страховании; 7) правонарушение в области законодательства об энергосбережении и повышении энергоэффективности; 8) правонарушение в области законодательства о государственных секретах; 9) правонарушение в области законодательства о естественных монополиях;

— три года со дня совершения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем деяния, квалифицируемого 1) как административное коррупционное правонарушение, 2) правонарушение в области законодательства об энергосбережении и повышении энергоэффективности;

— пять лет со дня совершения деяния, квалифицируемого 1) в области налогообложения; 2) правонарушение в области защиты конкуренции; 3) правонарушение в сфере таможенного дела; 4) правонарушение в области законодательства о пенсионном обеспечении; 5) правонарушение в области законодательства об обязательном социальном страховании; 6) правонарушение в области законодательства о естественных монополиях;

— один год на все административные правонарушения, которые способствовали совершению уголовного правонарушения, о чем стало известно в хода расследования уголовного дела.

Законодатель указал, что в случае прекращения уголовного дела, если в действиях правонарушителя усматриваются признаки административного правонарушения, это лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее трех месяцев со дня поступления постановления о прекращении производства по уголовному делу. Постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении выносит прокурор.

Законодатель также предусматривает и административные правонарушения, за совершение которых срок давности привлечения к административной ответственности исчисляется не со дня совершения, а со дня обнаружения.

К таким правонарушениям отнесены длящиеся административные правонарушения, а также административного правонарушения в области бюджетных отношений либо посягающие на охраняемые законом интересы общества и государства.

К длящимся административным правонарушениям относятся такие, в которых состав правонарушения характеризуется непрерывным осуществлением единого деяния, предусмотренного Особенной частью Кодекса, не завершившегося к моменту обнаружения деяния.

Примером длящегося административного правонарушения может являться незаконное хранение холодного оружия или огнестрельного оружия либо боеприпасов; допуск к работе лица без заключения трудового договора; невыполнение родителями или другими законными представителями обязанностей по воспитанию детей; непринятие мер к уничтожению дикорастущей конопли и т.д.

Указанные выше сроки давности привлечения лица к административной ответственности, подлежащие исчислению со дня совершения административного правонарушения или со дня обнаружения административного правонарушения, имеют важное правовое значение — их истечение влечет безусловное прекращение производства по делу. Вступившее в законную силу постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении по мотивам истечения срока давности привлечения лица к административной ответственности исключает повторное привлечение лица к административной ответственности, если только постановление не будет отменено специализированной судебной коллегией Верховного Суда Казахстана по основаниям, предусмотренным Кодексом.

Срок давности привлечения лица к административной ответственности не следует отождествлять со сроком производства по делу об административном правонарушении, но срок производства по делу об административном правонарушении включается в срок давности привлечения лица к административной ответственности.

Срок производства по делу об административном правонарушении исчисляется со дня составления уполномоченным должным лицом протокола об административном правонарушении, со дня вынесения прокурором постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, объявления судьей (председательствующим коллегиального состава суда) об установлении факта проявления неуважения к суду со стороны присутствующего в зале судебного заседания лица, с момента доставления уведомления о фиксации административного правонарушения в сфере дорожного движения сертифицированным специальным контрольно-измерительным техническим средством и прибором, работающим в автоматическом режиме, а также уведомления об административных правонарушениях, дела по которым рассматриваются должностными лицами органов государственных доходов.

Протокол об административном правонарушении должен составляться в день совершения административного правонарушения (незамедлительно), а при выявлении административного правонарушения, требующего расследования (проверки), протокол составляется незамедлительно после принятия соответствующего решения по результатам расследования.

Если по делу требуется проведение экспертизы, то протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток со дня получения заключения, а если требуется установление размера суммы ущерба, нанесенного окружающей среде, то протокол об административном правонарушении составляется в течение одних суток со дня установления такого ущерба.

В предусмотренных Кодексом случаях протокол об административном правонарушении не составляется, а производство по делу об административном правонарушении считается законченным путем вынесения постановления об объявлении предупреждения, вручения уведомления об уплате штрафа по признанному правонарушению, рассмотрением заявления или постановления прокурора.

Протокол об административном правонарушении или постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении в течение трех суток со дня составления подлежит направлению для рассмотрения дела об административном правонарушении соответствующему должностному лицу уполномоченного государственного органа по подведомственности или в суд по подсудности. Если санкция статьи, по которой квалифицировано административное правонарушение, предусматривает административное наказание в виде административного ареста, то материалы дела об административном правонарушении направляются в соответствующий суд (специализированный административный суд, специализированный ювенальный суд или в районный (городской) суд в тот же день, в котором был составлен протокол или прокурором вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении.

Дело об административном правонарушении, поступившее должностному лицу уполномоченного государственного органа в соответствии с подведомственностью и судье суда первой инстанции в соответствии с подведомственностью и подсудностью должно быть рассмотрено по существу в течение пятнадцати суток со дня его получения. В этот срок включается и срок подготовки дела к рассмотрению.

Если в суд поступило дело об административном правонарушении, за совершение которого санкция предусматривает административное наказание в виде административного ареста или административного выдворения иностранца за пределы Казахстана, то оно должно быть рассмотрено судьей в день поступления в суд. При этом законодатель ничего не говорит о том, применено ли к физическому лицу административное задержание.

Если же по делу об административном правонарушении в отношении физического лица в качестве меры обеспечения производства по делу применено административное задержание, то дело должно быть рассмотрено судьей не позднее сорока восьми часов с момента задержания.

Однако такая мера обеспечения производства по делу как административное задержание может применяться на срок не более трех часов. Продление срока административного задержания Кодексом не предусмотрено, задержание является временным лишением свободы физического лица, но неясно, на каком законном основании физическое лицо может быть лишено свободы на срок более трех часов, но до рассмотрения дела не позднее сорока восьми часов с момента поступления его в суд.

Если для рассмотрения дела об административном правонарушении требуется выяснение дополнительных обстоятельств по ходатайству участников производства или по инициативе судьи или должностного лица уполномоченного государственного органа, то названные лица выносят мотивированное определение о продлении срока рассмотрения дела, но не более чем на один месяц. При этом срок производства по делу об административном правонарушении не приостанавливается.

Вынесенное должностным лицом уполномоченного государственного органа или судьей суда первой инстанции постановление по делу об административном правонарушении объявляется присутствовавшим при его рассмотрении участникам производства или судопроизводства, а копия постановления вручается в сроки, установленные законом.

На постановление по делу об административном правонарушении участниками производства может быть подана жалоба, а прокурором — протест в течение десяти суток со дня получения (вручения) копии постановления.

На постановление по делу об административном правонарушении, предусматривающим административную ответственность за неисполнение или ненадлежащим образом исполнения налогового обязательства или обязательства, предусмотренного законодательством о пенсионном обеспечении, об обязательном социальном страховании

На постановление по делу об административном правонарушении, вынесенного должностным лицом уполномоченного государственного органа, апелляционное ходатайство или протест прокурора могут быть поданы вышестоящему должностному лицу в порядке непосредственной подчиненности либо в специализированный административный суд, специализированный ювенальный суд, а при отсутствии в административно-территориальной единице указанных видов судов — в районный (городской суд).

Вынесенное вышестоящим должностным лицом уполномоченного государственного органа постановление по результатам рассмотрения апелляционной ходатайства или апелляционного протеста прокурора на постановление должностного лица уполномоченного государственного органа может быть обжаловано (опротестовано) в течение десяти дней со дня вручения копии постановления в суд первой инстанции.

Если постановление должностного лица уполномоченного государственного органа не было обжаловано (опротестовано) вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу уполномоченного государственного органа или в суд, оно вступает в законную силу.

Если постановление вышестоящего должностного лица уполномоченного государственного органа, вынесенное по результатам рассмотрения апелляционного ходатайства (протеста) не было обжаловано (опротестовано) в суд первой инстанции, оно вступает в законную силу.

Если постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное судом первой инстанции не было обжаловано (опротестовано) в суд апелляционной инстанции, то оно вступает в законную силу со дня вынесения постановления судом апелляционной инстанции.

Постановление должностного лица уполномоченного государственного органа, постановление вышестоящего должностного лица уполномоченного государственного органа, постановление судьи суда первой инстанции со дня вступления в законную силу означает, что физическое или юридическое лицо привлечено к административной ответственности и срок давности привлечения этого лица к административной ответственности истек.

Срок давности привлечения физического или юридического лица к административной ответственности исчисляется со дня совершения административного правонарушения или со дня выявления такого правонарушения и завершается днем вступления постановления по делу об административном правонарушении в законную силу. В этот срок включается и период рассмотрения дела об административном правонарушении должностным лицом или вышестоящим должностным лицом уполномоченного государственного органа либо судьей суда первой или апелляционной инстанций.

Если принять во внимание все предусмотренные Кодексом сроки составления протокола об административном правонарушении, сроки рассмотрения дела должностным лицом уполномоченного государственного органа, сроки вручения (направления) копии постановления, сроки подачи апелляционного ходатайства (протеста прокурором), сроки их рассмотрения вышестоящим должностным лицом уполномоченного государственного органа, сроки вручения (направления) копии постановления вышестоящего должностного лица уполномоченного государственного органа, сроки обжалования (опротестования) этого постановления, сроки рассмотрения ходатайства (протеста) судьей суда первой инстанции, то возникает реальная опасность при несоблюдении этих сроков того, что к моменту рассмотрения дела судьей суда первой инстанции двухмесячный срок давности привлечения лица к административной ответственности истечет. А это может повлечь за собой вынесение постановления об отмене постановлений должностного лица и вышестоящего должностного лица уполномоченного государственного органа и прекращения производства по делу за истечением срока давности привлечения лица к административной ответственности.

Чтобы исключить возможность принятия такого процессуального решения, было бы целесообразно при соблюдении сроков движения (рассмотрения) дел об административных правонарушениях увеличить общий срок давности привлечения лица к административной ответственности с двух до четырех месяцев.

Кодексом предусмотрены производства по пересмотру вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях по основаниям допущенных нарушений закона при рассмотрении таких дел и по пересмотру вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях по вновь открывшимся обстоятельствам. Однако эти производства находятся за пределами сроков давности привлечения лица к административной ответственности, поскольку со дня вступления постановления в законную силу действие института сроков давности привлечения лица к административной ответственности прекращено.

ч. 2 ст. 4 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях от 5 июля 2014 года, в редакции от 11 июля 2017 года

ч. 6 ст. 62, ст.805 Кодекса

ч. 3 ст. 62 Кодекса

Примечание к ст. 62 Кодекса

п\п. 5) ч. 1 ст. 741 Кодекса

ч. 5 ст. 851 Кодекса

ч. 4 ст. 802 Кодекса

ч. ч. 7 и 8 ст. 806 Кодекса

ст. 807, 811 Кодекса

ст. 808 Кодекса

ст. 813, ч. 1 ст. 817 Кодекса

ч. 3 ст. 817 Кодекса

ч. 3 ст. 817 Кодекса

ст. ст. 787 — 789 Кодекса

ч. 2 ст. 817 Кодекса

ст. 823 Кодекса

ч. 1 ст. 832 Кодекса

ч. ч. 2 и 3 ст. 832 Кодекса

ст. 883 Кодекса

гл. гл. 46 и 48 Кодекса

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *