Срок давности по налогам

Содержание

Как определяется срок давности по налогам в 2018-2019 годах?

Налоговая служба в последнее время применяет все возможные инструменты для обеспечения уплаты налогов в срок. Один из таких инструментов – взыскание недоимки и штрафов по налогам. Однако привлечь к ответственности должника можно только в ограниченный период времени. Какие бывают сроки давности по налогам и как они рассчитываются – мы разобрались и делимся с вами.

Виды сроков давности по уплате налогов

Уплата начисленных налогов и сборов – это прямая обязанность налогоплательщика. Налоговый кодекс РФ четко регламентирует порядок определения суммы налога и сроков его уплаты.

Пропуская эти сроки, не уплачивая налог или уплачивая его в полном объеме, налогоплательщик совершает налоговое правонарушение. Соответственно, налоговые органы имеют полное право взыскивать эту сумму в рамках действующего законодательства. Однако существуют определенные ограничения по срокам.

В гражданско-правовом законодательстве установлен срок исковой давности – это период (максимум в 3 года), в течение которого можно оспорить нарушение права по иску. Однако гражданское законодательство в части исковой давности не распространяется на налоговые отношения – тут важнее Налоговый кодекс.

Налоговым кодексом РФ устанавливается 2 вида сроков давности для налогоплательщиков:

  • срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения – означает, что если правонарушение произошло более 3 лет назад, то за него привлечь к ответственности уже нельзя;
  • срок исковой давности – означает, что налоговая может подать в суд для взыскания долга в течение 6 месяцев или 2 лет (при соблюдении некоторых условиях, о которых речь пойдет дальше) после оповещения должника.

Таким образом, важно понимать разницу между сроком исковой давности и сроком давности привлечения к ответственности.

Эти 2 срока отсчитываются независимо друг от друга. Например, если суд будет длиться больше 3 лет, то дело будет закрыто – суд просто не сможет принять решение о взыскании. При этом обязанность заплатить налог не исчезает даже по истечении 3 лет – долг продолжает числиться за налогоплательщиком, только его не получится взыскать.

Полностью списан долг может быть, например, в случае принятия судом решения о невозможности его взыскать. Тогда задолженность признается безнадежной к взысканию, после чего в соответствии с Налоговым кодексом ее списывают.

Стоит отметить, что срок в 3 года применяется не только к задолженности по уплате налогов, штрафов и пеней. Этот срок применим к ответственности за разные налоговые правонарушения, в том числе:

  • нарушения правил регистрации;
  • непредставление отчетности;
  • подача декларации несоответствующим законодательству способом;
  • нарушения правил ведения налогового учета, и т.д.

Срок исковой давности в 6 месяцев или 2 года касается непосредственно взыскания недоимки по налогам.

Как рассчитывается срок давности привлечения к налоговой ответственности

Как уже было сказано выше, статья 113 Налогового кодекса РФ устанавливает, что по истечении 3 лет после совершения налогового правонарушения плательщика больше нельзя привлечь к ответственности за это.

Однако определить момент, с которого отсчитываются эти 3 года, не так просто. НК РФ требует отсчитывать 3 года с такого момента:

  • в случае нарушения правил учета доходов и расходов (то есть, при занижении объекта налогообложения) или неуплате (неполной уплате) налога – с первого дня, наступившего после окончания налогового периода, в котором произошло правонарушение;
  • во всех остальных случаях – с дня нарушения закона.

Говоря простым языком, при неуплате налога 3 года отсчитываются, начиная со следующего налогового периода.

Рассмотрим это на примере конкретных налогов. Для налогов, которые платят физические лица (не ИП) – земельного, транспортного, на имущество и налога на доходы, который человек платит самостоятельно – периодом является год.

Согласно требованиям законодательства уплатить эти налоги нужно до 1 декабря следующего года. Соответственно, сроки будут рассчитываться так:

  • 2018 год – налоговый период;
  • до 1 декабря 2019 года нужно заплатить налог за 2018 год;
  • при отсутствии оплаты на 1 декабря 2019 года (точнее, 2 декабря, т.к. на 1 число попадает выходной) – возникает налоговое правонарушение. Начинают отсчитываться 3 года;
  • 2020 год – первый год;
  • 2021 год – второй год;
  • 2022 год – третий год;
  • с 1 января 2023 года – должника уже нельзя привлечь к ответственности за неуплату налога за 2018 год.

Как видно, за неуплату налога за 2018 год плательщика не смогут наказать только начиная с 1 января 2023 года. Но это касается только суммы за 2018 год, если же и за 2019 год налог не будет уплачен – по нему рассчитывается отдельный срок.

Однако, как указано выше, обязанность заплатить не снимается с должника. Долг будет числиться за ним вплоть до таких моментов, как:

  • уплата суммы задолженности;
  • ликвидация юридического лица или банкротство физического лица;
  • смерть физического лица;
  • принятие судом решения, по которому налоговый орган теряет возможность взыскивать долг (то есть, признание задолженности безнадежной).

Тем не менее, взыскать долг налоговая может только 3 года, что в некоторых случаях серьезно снижает сумму требований налоговой службы (например, когда насчитывают налог за квартиру за 5-10 лет, то требовать к уплате могут только налог за 3 года).

Важно, что если налоговой службой или судом было принято решение о привлечении должника к ответственности, и на момент принятия этого решения 3 года не прошли, то исполнить решение придется. Считается, что сам факт принятия решения о привлечении к ответственности прерывает 3-летний срок.

Как рассчитывается срок исковой давности по налогам

Срок исковой давности по налогам нужен для того, чтобы сотрудники налоговой службы могли оповестить плательщика о наличии долга, а в случае, если он не отреагирует – подать иск в суд.

Прежде всего стоит учесть, что с организаций или ИП налоговая может взыскать долг, даже не обращаясь в суд – в бесспорном порядке. Считается, что если в ИФНС начислили долг, то предприниматель должен его оплатить без всяких вопросов.

В этом случае после отказа заплатить налоги по требованию, налоговая издает решение о взыскании долга, затем направляет платежное требование в банк, где открыты счета должника. Если на счетах должника есть достаточная сумма, то ее банк обязан ее перечислить на указанный счет бюджетной системы.

С обычных граждан (которые не являются ИП) взыскать долг можно только в судебном порядке. Для этого в ИНФС должны прежде всего выставить требование об уплате налога должнику.

Однако общий процесс сложный и включает в себя несколько этапов:

  • сначала налоговая «обнаруживает» недоимку. Происходит это автоматически на следующий день после окончания срока для оплаты (разумеется, если налог не был уплачен);
  • затем ИФНС выставляет требование об уплате налога. Выставляют его в течение 3 месяцев после того, как долг обнаружен (для долгов меньше 500 рублей этот срок составляет 1 год). Есть несколько особенностей, связанных с доначислением налогов по итогам проверки, но это относится скорее к организациям.

    В требовании об уплате указывается сумма долга, пояснение о его происхождения, реквизиты для уплаты и предельный срок для оплаты (если срок не указан, он равен 8 рабочим дням).

  • если в течение 2 месяцев после того, требование было направлено должнику, он не оплатил долг, то принимается решение о взыскании. Подать в суд ИФНС может в течение 6 месяцев после даты, указанной в требовании. С учетом 2 месяцев ожидания остается 4 месяца.

Срок в 6 месяцев касается случаев, когда ИФНС взыскивает денежные средства в сумме более 3 000 рублей. Если объектом взыскания будет другое имущество, срок составит до 2 лет.

А при сумме долга меньше 3 000 рублей налоговая будет «ждать», пока сумма превысит это значение, но не больше 3 лет. Если и через 3 года долг будет меньше 3 тысяч, в суд подадут для взыскания накопленной суммы. Но с учетом срока давности привлечения к ответственности (3 года), взыскать долг будет фактически невозможно.

Срок давности по налогам

Обязанность каждого гражданина — своевременная уплата налогов.

Неисполнение этого обязательства влечет наступление ответственности. Немаловажно знать, что предусмотрен срок давности по неуплаченному сбору, в течение которого ИФНС может назначить штраф неплательщику.

Какой срок давности по налогам в 2018 году?

Правильно вести речь о сроке давности взыскания налога. Поскольку важно то, на протяжении какого периода с налогоплательщика имеют право потребовать неуплаченную сумму сбора.

В России имеются следующие категории налогоплательщиков, на которых законодателем возложена обязанность вовремя вносить деньги в казну:

  • физлица;
  • организации (юрлица) и ИП.

Определен срок уплаты задолженности — три года

Для физических (частных) лиц

Срок исковой давности по налогам для физических лиц предусмотрен ст. 48 НК РФ. Изучив действующие нормы российского законодательства, можно сделать вывод, что задолженность в области налогообложения бессрочна. При этом этот отрезок времени по отчислениям в бюджет имеет определенные пределы. Но это относится не ко всем взимаемым платежам, а только к следующим сборам:

  • на имущество физлиц;
  • на транспорт.

НК РФ определяет возможность списания долга по транспортному сбору в ситуации, если инспекция за 3 года не получила с налогоплательщика необходимый размер суммы.

Срок давности, который равен 3 годам, определен и при взыскании суммы долга при оплате НДФЛ. Фискальные органы зачастую требуют от частного лица заплатить недоимку за указанный период. Если имеется задолженность по неуплате НДФЛ за пять лет, то с физлица могут взыскать неуплаченную сумму только за последние три года.

Налоговая служба имеет право подать иск в суд на неплательщика, потребовав уплатить не только задолженность, но штрафы и пени

Нетрудно понять, что сумма долга, требующая погашения, значительно вырастет.

Для юридических лиц и ИП

Процесс взимания недоимки с юрлиц и ИП регламентируется ст. 46, 47 НК РФ. Если инспекция взыскала с предприятия (предпринимателя) лишнюю сумму сбора, штрафа, пени, налогоплательщик может подать заявку о возврате переплаты. Это можно сделать в течение 30 дней с момента, когда:

  • его уведомили об излишней уплате налога;
  • решение суда о том, что инспекция взыскала большую сумму, чем нужно, вступило в силу.

Если же указанный период уже истек, можно обратиться в судебный орган. В этом случае отрезок времени по налогам юрлиц и предпринимателей составит 3 года с момента, когда их известили о переплате суммы налога, либо когда должник узнал об этом. Налогоплательщик при переплаченном налоге может пропустить стадию обращения в инспекцию и сразу писать заявление в судебную инстанцию.

Во время взыскания налоговой задолженности с ИП и предприятий через суд срок давности составляет:

  • при оплате долга за счет средств на расчетных счетах — 6 мес.;
  • при обращении взыскания на прочее имущество налогоплательщика — два года.

Применение такого понятия, как срок исковой давности по налогам для юридических лиц, является аналогичным, как и по отношению к частным лицам.

Обратите внимание!

Стоит отметить, что во время ревизии предприятия рассматривают документы только за последние 3 года. Исключение составляет ситуация, если ранее были препятствия для осуществления контролирующих действий инспекции.

В случае, если доходы физлица получены в ходе предпринимательской деятельности, действуют те же положения, которые регулируют и деятельность юрлица. С другой стороны, они попадают под те же правила, которые относятся и к физическим лицам. Особых норм, которые подходят только для ИП, не установлено.

Долг ИП списывается лишь в следующих ситуациях:

  • смерть;
  • признание финансово несостоятельным.

Истекший срок давности по налогам в 2018 году

Налогоплательщика не могут привлечь к ответственности, если со дня совершения налогового нарушения прошло более 3-х лет. К исключению относят ситуации, когда лицо активно препятствовало проведению проверки со стороны налоговиков.

Обратите внимание!

ИФНС может обратиться в суд при сумме долга частного лица по налогам (пени, сборам, штрафам), который превышает 3 тыс. руб., в течение полугода с момента, когда истек период исполнения соответствующего требования НК РФ.

Если долг не превышает 3 тыс. руб., контролирующий орган может обратиться в судебный орган на протяжении шести месяцев после истечения 3-летнего периода. При этом судья вправе возобновить пропущенные сроки давности.

Резюме

Таким образом, налогоплательщик, который заплатил в бюджет больше положенного, имеет право на письменное обращение к налоговикам о возврате переплаченных средств на протяжении 3-х лет. Срок исковой давности, в том числе и по налогам, заканчивается совершением налогоплательщиком действий, которые свидетельствуют о признании задолженности.

Сроки обращения в суд сокращаются для налоговиков до полугода в ситуациях, если должник-физлицо не является ИП.

Как видим, в области налогообложения временные отрезки имеют большое значение. Но здесь также имеется много особенностей, которые могут затянуть разбирательство на долгое время. Конечно, лучше не допускать никаких просрочек и недоимок по платежам в налоговую, добросовестно исполнять все имеющиеся обязательства.

Можно сделать вывод, что вопрос определения сроков давности, действующих при неуплате налогов, характеризуется как запутанный и довольно сложный. В той ситуации, если выставленные налоговой службой требования о выплатах кажутся некорректными, рекомендуем обратиться за помощью к профессиональным юристам портала Правовед.ru.

Срок исковой давности по налоговым платежам для физических лиц

Уплата налогов – одно из основных обязательств, которое установлено Конституцией РФ для всех лиц. Это означает, что разные виды налогов уплачивают как граждане и юридические лица, созданные на территории страны, так и иностранные резиденты, получающие доход в России. Уплату налога определяет 2 показателя – размер и своевременность. Данная статья расскажет о последствиях нарушения сроков уплаты и действующей в 2018 году нормативной базе.

Что такое срок давности

Не зря появилась и до сих пор живёт пословица «Казна миром живет, а мир – казною». Налоги составляют одну из существенных статей дохода в бюджет страны. Бюджетный фонд страны, в свою очередь, расходуется на социально значимые вопросы:

  • закупку бесплатных лекарств;
  • помощь социально незащищенным группам населения;
  • оплату труда работников бюджетной сферы и т. д.

Многие расходы из бюджета носят плановый характер, например, выплата зарплат. Нет в казне денег – нет и платежей. Поэтому контроль за своевременным пополнением бюджета является одной из ключевых функций ФНС России.

Раз в месяц надо заходить в личный кабинет

Требование уплаты налога выдаётся гражданину без предварительного уточнения информации. Это образует сразу две базы для возникновения конфликта между плательщиком и госорганом:

  • претензия к начислению налога (например, на уже отсутствующее имущество: проданную квартиру или комнату);
  • когда плательщик уклоняется от уплаты. Если вовремя не оплатить предъявленные квитанции, то образуется долг перед государством. Такая неуплата – нарушение порядка налогообложения, установленного законами Российской Федерации.

Привлечь провинившуюся сторону правоотношений к ответственности и взыскать сумму долга можно только в установленный срок. Это и есть срок давности по налогам физических лиц.

Привлечение к ответственности

Неуплата налога не освобождает от обязательства его платить. Однако законом определены ситуации, когда взыскание невозможно по прошествии определённого времени.

Платить налоги – обязанность всех плательщиков

Периоды, предусмотренные Налоговым органом Российской Федерации:

  • срок давности транспортного налога, взимаемого с собственников автомобилей и иного транспорта;
  • срок давности имущественного налога.

Налоговый кодекс РФ, часть 3 статьи 363

Данное положение законодательства предусматривает срок давности уплаты налогов с физ. лиц – 3 года. Это означает, что если у плательщика обнаружится непогашенная задолженность по выплате транспортного налога по истечении трёх лет с момента её образования, то при обращении в суд истцу будет отказано.

О налогах на имущество физических лиц № 2003-1

Налог на недвижимость обладает тем же сроком исковой давности по налогам для физических лиц, что и транспортный. В течение трёх лет с момента образования долга госорган может обратиться в суд для обращения в счёт задолженности средств со счетов должника либо его имущества.

Транспорт и недвижимость – два объекта налогообложения

Важно! При задолженности за период, превышающий установленный срок давности, контрольные органы могут удержать сумму отчисления только за последние три года.

По остальным случаям и видам налогов следует обращаться к разъяснениям уполномоченного органа по толкованию норм налогового законодательства – министерства финансов РФ. Например, в определении периода привлечения по некорректно поданным данным НДФЛ будет иметь значение, кем декларировались данные – физическим или юридическим лицом.

Исковая давность в отношении пени

Понятие исковой давности к пеням в принципе неприменимо, так как исковая давность – понятие из налогового законодательства, а пени – из гражданского. Такое разделение предусмотрено статьёй 2 Гражданского кодекса.

Исковая давность в отношении пеней – спорный вопрос

Пеня – это вид санкций за невыполненное отчисление платежей. Это денежная сумма, которую плательщик выплачивает сверх суммы налога в случае просрочки платежей. Рассчитывается сумма за каждый день нарушения даты уплаты налога. Пени представляют собой процент от суммы долга и начисляются с первого дня, следующего за последним днём, установленным для уплаты налога.

Налоговый кодекс не содержит норм, прямо регулирующих вопрос взимания пеней во времени. Но на практике суды по аналогии применяют нормы Гражданского кодекса, а также придерживаются пояснений, данных Высшим арбитражным судом РФ.

Важно! Суд может отказать налоговой в удовлетворении требования взыскания пеней. Это возможно только в случае направления плательщиком ходатайства с указанием на истечение сроков давности. При отсутствии заявления второй стороны суд вправе рассмотреть и удовлетворить требования ФНС. Обжалование такого решения будет проводиться уже по положениям Гражданско-процессуального кодекса РФ.

Пресекательные периоды в налоговом праве

Налоговый кодекс содержит много пробелов, восполнение которых на практике осуществляется за счет общих принципов регулирования правоотношений. Все частные случаи решаются судьёй в ходе конкретного разбирательства на основе положений законодательства и понятий временных ограничений.



Разберём на примере взыскания земельного налога. Налоговое обременение на землю, находящуюся в собственности, не предусматривает периодов давности.

Исчисление сроков зависит от их вида

Чем пресекательный срок отличается от срока давности:

  • нарушение ведет к утрате материально-правового основания для обращения в суд;
  • невозможно восстановление пропущенного периода;
  • начало течения периода с даты направления требования об уплате суммы задолженности.

На практике такой срок для организаций составляет 2 года, для физических лиц – полгода.

Дополнительные нормативные документы по регулированию исчисления сроков

В споре с уполномоченным органом можно опираться и на другие документы

Пробелы законодательства, о которых говорилось выше, частично закрыты разъяснениями уполномоченных государственных органов. К наиболее крупным источникам толкования налогового права, часто применяемым на практике, относятся:

  • постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 февраля 2002 года № 3803/01;
  • информационные письма Президиума ВАС РФ, содержащие обзоры практики рассмотрения споров по вопросам налогообложения.

Постановление № 3803/01 подтвердило право ФНС России на взыскание долга по подоходному налогу за период, превышающий установленный статьёй 113 НК РФ трёхлетний период. При этом давность распространяется только на сумму штрафа. Сейчас срок давности по недоимке составляет 9 месяцев.

Информационные письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ разъясняют большое количество спорных моментов правоприменения, включая вопросы исчисления сроков.

Всегда стоит проверять информационные базы на предмет наличия решений по сходным ситуациям. Несмотря на то, что судебный прецедент не заявлен, как источник права в России, фактически никто не станет оспаривать правомерность решения или разъяснения высшего судебного органа.

Процедура принудительного взыскания налоговой задолженности

Моментом начала процесса взыскания является дата направления налогоплательщику требования об уплате налогов – документа, содержащего информацию о:

  • сумме задолженности по налогу;
  • размере пеней, начисленных на момент направления требования;
  • сроке уплаты налога;
  • периоде исполнения требования;
  • мерах, которые будут применены в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

Задолженность может быть взыскана и за счёт имущества

Важно! Дата уплаты налога определяет срок принятия налоговым органом решения взыскать недоимку, а также период подачи налоговым органом заявления в суд о взыскании недоимки.

Требование направляется адресату в течение 10 дней со дня вступления в силу решения.

Взыскание может быть проведено:

  • во внесудебном порядке за счёт денежных средств налогоплательщика или за счёт иного имущества организации;
  • в судебном порядке.

Важно! Составленное заявление в шестимесячный срок направляется в суд.

Государство в лице уполномоченных органов следит за исполнением налоговых обязанностей гражданами и юридическими лицами. Однако в случае конфликтных ситуаций не стоит игнорировать возможность отстаивать свои права и финансовые интересы.

С чего начинается взыскание налоговых платежей с физических лиц

Если гражданин не имеет статуса ИП, то взыскание с него налоговой задолженности происходит в судебном порядке. Начальный этап процедуры взыскания – направление в адрес физлица требования об уплате налога.

Срок выставления требования исчисляется со дня обнаружения задолженности (ст. 70 НК РФ). Он равен:

  • 3 месяцам по задолженности свыше 500 руб.;
  • 1 году по задолженности 500 руб. и меньше.

Моментом обнаружения долга является следующий день после наступления срока внесения налогового платежа (п. 50 постановления пленума ВАС РФ № 57 от 30.07.2013). Если же декларация с исчисленной суммой налога подана в ИФНС позже установленного срока, то считается, что задолженность обнаружена на следующий день после подачи декларации.

Важно: если налоговые платежи начислены по итогам налоговой проверки, то требование об их уплате ИФНС направляет должнику в пределах 20 рабочих дней после вступления в силу решения ИФНС по итогам ВНП или КНП.

Как правило, в требовании указывается временной промежуток, предоставляемый должнику для погашения задолженности. Если такой период не отражен, то в силу п. 4 ст. 69 НК РФ долг следует уплатить в пределах 8 рабочих дней с даты получения требования.

>Срок исковой давности по налогам физических лиц

Право на взыскание налоговой задолженности с физического лица в судебном порядке у налогового органа появляется:

В каком порядке взыскиваются налоги с юридических лиц

Взыскание налоговой задолженности с юрлиц начинается так же и в те же сроки, что и с физлиц, – с выставления требования на уплату налога.

При неисполнении требования в большинстве случаев ИФНС взыскивает долг с организации, а также с ИП без обращения в судебный орган. Случаи, когда взыскание возможно только в судебном порядке, перечислены в п. 2 ст. 45 НК РФ и являются исключениями из правила о бесспорном взыскании. К примеру, через суд взыскивается налоговый платеж, начисленный в связи с переквалификацией налоговым органом сделки налогоплательщика-организации.

Срок исковой давности по налогам юридических лиц

Процедура взимания недоимки с юридических лиц и ИП регламентирована статьями 46, 47 НК РФ. В первую очередь ИФНС направляет в банк инкассовые поручения о списании средств со счетов должника. Это возможно в течение 2 месяцев с момента истечения срока, предоставленного для исполнения предварительно направленного требования. Пропуск этого срока влечет последствия:

  • инспекция лишается возможности бесспорно взыскать деньги со счетов;
  • ИФНС может в течение полугода обратиться за взысканием в суд.

Если средств на счетах будет недостаточно для полного погашения задолженности, ИФНС в течение 1 года после истечения срока требования выносит постановление о взыскании долга за счет имущества и направляет его в подразделение судебных приставов. При пропуске этого срока инспекция имеет возможность в течение 2 лет взыскать налоговую задолженность через суд.

Важно: в случае обращения ФНС с иском к должнику по причине пропуска срока бесспорного взыскания суд рассматривает дело по существу, оценивая правомерность начисления и правильность расчета налога (пп. 58, 59 указанного постановления пленума).

Сколько по налоговым правонарушениям составляет срок давности

Срок исковой давности по налоговым правонарушениям такой же, как и при взыскании долга по налогам и пеням. Рассмотренные выше правила и сроки в равной мере относятся и к процедуре взыскания штрафов, начисленных налоговой службой за нарушения в сфере налогов и сборов.

От исковой давности следует отличать давность привлечения к налоговой ответственности – период времени на вынесение налоговой инспекцией решения о начислении штрафных санкций. Этот срок, в силу ст. 113 НК РФ, составляет 3 года с момента совершения нарушения. А при назначении санкций за нарушения, предусмотренные ст. 120 или 122 НК РФ, давностный срок отсчитывается после окончания того налогового периода, в пределах которого они были совершены.

Подводя итог, можно сделать следующие выводы.

Срок на взыскание налогов с гражданина зависит от суммы задолженности:

  • если долг не превышает эту сумму, то давностный срок определяется по особым правилам, закрепленным в п. 2 ст. 48 НК РФ.

При судебном взыскании налоговой задолженности с ИП и организаций срок давности равен:

  • 6 месяцам – при взыскании долга за счет средств на расчетных счетах;
  • 2 годам – при обращении взыскания на другое имущество должника.

О сроке давности взыскания недоимки

В прошлом номере журнала мы рассмотрели вопрос, как избавиться от старой недоимки, отраженной на лицевом счете налогоплательщика, право на взыскание которой налоговые инспекторы утратили . Такая недоимка зачастую указывается в справке о состоянии расчетов с бюджетом (подтверждающей налоговую добросовестность налогоплательщика) , которая теперь стала официальным документом и должна в соответствии с налоговым законодательством выдаваться налоговыми органами. Но не менее интересен и другой вопрос: когда контролеры утрачивают право на взыскание недоимки? Он и станет предметом рассмотрения в статье.

По общему правилу налоговый орган вправе исключить задолженность из лицевой карточки расчетов с бюджетом (РСБ), только если признает задолженность безнадежной к взысканию в порядке ст. 59 НК РФ. Большая часть оснований для списания налоговой недоимки, перечисленных в названной статье, связана с прекращением налогоплательщиком хозяйственной деятельности или с недостаточностью его имущества для погашения задолженности перед бюджетом.

К сведению

По инициативе самого налогоплательщика признание недоимки безнадежной и последующее ее списание возможно только на основании судебного акта, из которого следует (из резолютивной или мотивировочной части – значения не имеет ), что налоговый орган из-за истечения предельных сроков не вправе взыскать недоимку. Вопрос: как определить эти сроки (пропуск которых делает невозможным взыскание недоимки налоговым органом), ведь Налоговым кодексом срок давности на взыскание недоимки, а также задолженности по соответствующим пеням и штрафам не установлен? Прежде необходимо выяснить, с какого момента нужно вести отсчет этого срока.

Недоимка образована или выявлена?

Исходя из п. 1 ст. 70 НК РФ (определяет сроки для направления требования об уплате налога и сбора), который корреспондирует с п. 3 ст. 46 НК РФ (в нем прописан порядок принятия решения о принудительном взыскании недоимки), этой датой является дата выявления недоимки.

Справедливость сказанного подтверждает приложение 1 к Приказу ФНС России от 03.10.2012 № ММВ-7-8/662@, утвердившему формы документов, используемые при принятии обеспечительных мер и мер принудительного взыскания задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему, в котором регламентирована форма специального документа, оформляемого налоговой инспекцией при выявлении недоимки. Он так и называется – «О выявлении недоимки у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента)».

Выявить недоимку инспекторы могут в рамках контрольных мероприятий – по результатам камеральной проверки (ст. 88 НК РФ) или выездной проверки (ст. 89 НК РФ). Она отражается в соответствующих решениях, принимаемых по результатам проверок (абз. 4 п. 8 ст. 101 НК РФ) . Дата таких решений это и есть дата выявления недоимки.

Иные правила установлены для недоимки в виде излишне возмещенной ранее суммы налога, признаваемой таковой в порядке, установленном п. 8 ст. 101 НК РФ. Датой возникновения указанной недоимки является:

– день фактического получения налогоплательщиком денежных средств – в случае возврата налога;

– день принятия решения о зачете суммы налога, заявленной к возмещению, – в случае зачета налога.

Кроме того, инспекторы могут выявить недоимку и вне рамок контрольных мероприятий, например, сравнив суммы налога, указанные в декларациях (расчетах авансовых платежей). При этом под днем выявления такой недоимки нужно понимать следующий день после наступления срока уплаты налога (авансового платежа), а в случае представления налоговой декларации (расчета авансового платежа) с нарушением установленных сроков – следующий день после ее представления. К такому выводу пришел Пленум ВАС в п. 50 Постановления от 30.07.2013 № 57. Ранее аналогичную позицию высказал Президиум ВАС в Постановлении от 20.09.2011 № 3147/11.

Если в первом случае (при выявлении недоимки в рамках контрольных мероприятий) о недоимке налогоплательщик может узнать из решения, принимаемого по результатам проверок и направляемого ему в порядке, установленном ст. 100 НК РФ, то во втором случае (вне рамок контрольных мероприятий) – лишь из полученного требования об уплате налога, которое по общему правилу налоговый орган должен направить ему не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки (п. 1 ст. 70 НК РФ).

И последнее: для установления даты возникновения недоимки налогоплательщик также может руководствоваться сведениями, отраженными на его лицевом счете, который ведет налоговый орган, поскольку они в любом случае отражаются на нем.

Считаем процессуальные сроки

– для принятия решения о взыскании недоимки, в том числе для направления требования об уплате налога (ст. 70);

– для исполнения такого требования (ст. 69);

– для принятия решения о бесспорном взыскании налога (ст. 46, 47).

При выявлении недоимки в ходе налоговой проверки требование об уплате направляется в течение 20 рабочих дней с даты вступления в силу решения по проведенной проверке (п. 6 ст. 6.1, п. 2 ст. 70 НК РФ).

Напомним, с 24 августа 2013 года срок выставления требования увеличен с 10 до 20 дней. Соответствующие поправки в п. 2 ст. 70 НК РФ были внесены Федеральным законом № 248-ФЗ. Названным законом измен и срок для направления требования, установленный п. 1 ст. 70 НК РФ, для случаев, когда недоимка выявляется вне рамок контрольных мероприятий. Теперь он зависит от общей суммы задолженности (включая задолженность по пеням и штрафам):

– 500 руб. и более – требование направляется в течение 3 месяцев со дня выявления недоимки;

– менее указанной суммы – в течение года со дня выявления недоимки.

Минимальный срок на добровольное погашение задолженности, указанной в требовании, – 8 рабочих дней начиная с даты получения требования (абз. 4 п. 4 ст. 69 НК РФ). Однако этот срок по усмо­трению налогового органа может быть увеличен. (Заметим, максимальный предел данным пунктом не установлен.)

По окончании указанного срока (или срока, указанного в самом требования) определяются сроки на бесспорное, а затем и на судебное взыскание недоимки, установленные ст. 46 НК РФ.

Срок для бесспорного взыскания задолженности ограничен 2 месяцами, по окончании которых налоговый орган в течение 6 месяцев вправе обратиться в суд с заявлением о ее взыскании в судебном порядке (п. 3 ст. 46 НК РФ).

Существенный момент. В двухмесячном сроке на взыскание недоимки и пеней во внесудебном порядке, установленном п. 3 ст. 46 НК РФ, не учитывается период, в течение которого принимались обеспечительные меры в виде приостановления действия решения о принудительном взыскании.

К такому выводу пришел Пленум ВАС в Постановлении № 57, указав в п. 76 следующее: принятые судом обеспечительные меры приостанавливают течение установленного ст. 46 НК РФ срока принудительного взыскания недоимки, пеней, штрафа. В этот период существуют юридические препятствия для осуществления инспекцией действий, необходимых для принудительного взыскания.

Следовательно, принимая во внимание изложенное, максимальный срок, отведенный налоговым законодательством на взыскание выявленной недоимки, исчисляется так: начало отсчета –

дата выявления недоимки + время до выставления требования об уплате (3 месяца или 20 рабочих дней) + срок на добровольную уплату (8 рабочих дней или более) + время на бесспорное взыскание (2 месяца) + время для обращения в суд (до 6 месяцев после окончания срока исполнения требования).

Но это еще не все. Пропущенный по уважительной причине срок для обращения в суд может быть восстановлен (п. 3 ст. 46 НК РФ).

Обратите внимание

В настоящее время ни НК РФ, ни АПК РФ (регламентирующий деятельность арбитражных судов) не содержат указаний, какие причины могут быть признаны уважительными. Например, внутренние организационные причины, по которым налоговые органы пропустили срок на взыскание недоимки в судебном порядке, не могут рассматриваться в качестве уважительных для его восстановления (п. 60 Постановления Пленума ВАС РФ № 57). Не будет считаться таковой и сверка расчетов с налогоплательщиком (Постановление ФАС ДВО от 12.03.2009 № Ф03-717/2009).

Кроме того, согласно п. 7 ст. 46 НК РФ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или при отсутствии информации о его счетах налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, установленном ст. 47 НК РФ.

Принять такое решение налоговый орган вправе в течение года после окончания срока исполнения требования. По истечении года, но не позднее 2 лет после окончания срока исполнения требования налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика суммы налога, причитающейся к уплате. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления и в этом случае может быть восстановлен судом (п. 1 ст. 47 НК РФ).

Как отмечено в п. 55 Постановления Пленума ВАС РФ № 57, налоговый орган вправе перейти к принудительному взысканию налога за счет иного имущества налогоплательщика только после принятия надлежащих мер по взысканию налога за счет денежных средств налогоплательщика. Иными словами, взыскать недоимку за счет имущества налогоплательщику, минуя стадию ее взыскания за счет денежных средств должника в банке, налоговый орган не вправе. Но из этого правила, по мнению Пленума ВАС, есть два исключения, когда налоговый орган вправе сразу принять решение о взыскании недоимки за счет иного имущества налогоплательщика:

– если в отношении этого налогоплательщика ведется исполнительное производство, которое на момент принятия решения о взыскании не окончено (не прекращено);

– в случае отсутствия у налогового органа информации о счетах налогоплательщика.

Итак, подсчитав срок, состоящий из совокупности приведенных выше сроков, приходим к выводу: в целом период, отведенный Налоговым кодексом для принудительного взыскания контролерами недоимки (задолженности по пеням, штрафам) с налогоплательщика, составляет в общей сложности около 3 лет. При этом определить конкретную дату, после наступления которой контролеры не вправе взыскивать спорную задолженность с налогоплательщика, не представляется возможным, так как по замыслу законодателей она не является фиксированной.

Что в итоге? Гражданским законодательством, в частности ст. 196 ГК РФ, установлен общий срок исковой давности, составляющий 3 года. Однако к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством (п. 3 ст. 2 ГК РФ).

  • См. статью О. П. Гришиной «Как избавиться от старой недоимки?», № 1, 2014.
  • Федеральный закон от 23.07.2013 № 248-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».
  • Согласно п. 2 ст. 6 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» для организаций размер указанных требований составляет
  • 100 тыс. руб., а для предпринимателей – 10 тыс. руб.
  • Это следует из п. 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57, а также приложения 2 к Приказу ФНС России от 19.08.2010 № ЯК-7-8/393@, определяющего перечень документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам.
  • Изменения в данный пункт внесены Федеральным законом № 248-ФЗ и действуют с 24.08.2013.
  • Выявить недоимку может и сам налогоплательщик, например, если обнаружит неверное указание в платежном поручении номера счета казначейства и наименования банка получателя, в результате чего налог не поступил в бюджет (пп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ); ошибки в исчислении облагаемой базы и суммы налога (п. 1 ст. 54 НК РФ).

В прошлом номере журнала мы рассмотрели вопрос, как избавиться от старой недоимки, отраженной на лицевом счете налогоплательщика, право на взыскание которой налоговые инспекторы утратили. Такая недоимка зачастую указывается в справке о состоянии расчетов с бюджетом (подтверждающей налоговую добросовестность налогоплательщика), которая теперь стала официальным документом и должна в соответствии с налоговым законодательством выдаваться налоговыми органами. Но не менее интересен и другой вопрос: когда контролеры утрачивают право на взыскание недоимки? Он и станет предметом рассмотрения в статье.

По общему правилу налоговый орган вправе исключить задолженность из лицевой карточки расчетов с бюджетом (РСБ), только если признает задолженность безнадежной к взысканию в порядке ст. 59 НК РФ. Большая часть оснований для списания налоговой недоимки, перечисленных в названной статье, связана с прекращением налогоплательщиком хозяйственной деятельности или с недостаточностью его имущества для погашения задолженности перед бюджетом.

Платформа ОФД 📌 РекламаОФД со скидкой 30%. Новогодняя акция на подключение касс ОФД поможет бухгалтеру сдать отчеты + аналитика продаж + работа с Честным ЗНАКом Узнать больше

К сведению

Федеральным законом № 248-ФЗ установленный п. 1 ст. 59 НК РФ перечень случаев, когда недоимка по налогам и задолженность по пеням и штрафам признаются безнадежными, дополнен новым пп. 4.1 (применяется с 24.08.2013). Согласно этому подпункту недоимка признается безнадежной, если судебный пристав-исполнитель вынесет постановление о прекращении исполнительного производства в связи с невозможностью ее взыскания (см. также Письмо Минфина России от 08.07.2013 № 03-02-07/2/26263). Но для этого необходимо выполнение двух дополнительных условий: с момента образования недоимки должно пройти пять лет и ее сумма вместе с задолженностью по пеням и штрафам не может превышать установленный законодательством РФ о несостоятельности (банкротстве) размер требований к должнику для возбуждения дела о банкротстве.

ООО «Консалтинговое бюро «Эврика!» 📌 РекламаВсе оттенки белого или как выжить бизнесу после черного Приглашаем Вас на семинар от практикующего адвоката Натальи Скобкиной Узнать больше

По инициативе самого налогоплательщика признание недоимки безнадежной и последующее ее списание возможно только на основании судебного акта, из которого следует (из резолютивной или мотивировочной части – значения не имеет), что налоговый орган из-за истечения предельных сроков не вправе взыскать недоимку. Вопрос: как определить эти сроки (пропуск которых делает невозможным взыскание недоимки налоговым органом), ведь Налоговым кодексом срок давности на взыскание недоимки, а также задолженности по соответствующим пеням и штрафам не установлен? Прежде необходимо выяснить, с какого момента нужно вести отсчет этого срока.

Считаем процессуальные сроки

Определение даты начала периода жизни недоимки – это лишь первый шаг на пути исчисления срока давности для ее взыскания. Этот срок действительно нужно исчислять, поскольку в Налоговом кодексе он прямо не установлен, там прописаны только конкретные процессуальные сроки для отдельных процедур, например:

– для принятия решения о взыскании недоимки, в том числе для направления требования об уплате налога (ст. 70);

– для исполнения такого требования (ст. 69);

– для принятия решения о бесспорном взыскании налога (ст. 46, 47).

При выявлении недоимки в ходе налоговой проверки требование об уплате направляется в течение 20 рабочих дней с даты вступления в силу решения по проведенной проверке (п. 6 ст. 6.1, п. 2 ст. 70 НК РФ).

Напомним, с 24 августа 2013 года срок выставления требования увеличен с 10 до 20 дней. Соответствующие поправки в п. 2 ст. 70 НК РФ были внесены Федеральным законом № 248-ФЗ. Названным законом измен и срок для направления требования, установленный п. 1 ст. 70 НК РФ, для случаев, когда недоимка выявляется вне рамок контрольных мероприятий. Теперь он зависит от общей суммы задолженности (включая задолженность по пеням и штрафам):

– 500 руб. и более – требование направляется в течение 3 месяцев со дня выявления недоимки;

– менее указанной суммы – в течение года со дня выявления недоимки.

Минимальный срок на добровольное погашение задолженности, указанной в требовании, – 8 рабочих дней начиная с даты получения требования (абз. 4 п. 4 ст. 69 НК РФ). Однако этот срок по усмо­трению налогового органа может быть увеличен. (Заметим, максимальный предел данным пунктом не установлен.)

По окончании указанного срока (или срока, указанного в самом требования) определяются сроки на бесспорное, а затем и на судебное взыскание недоимки, установленные ст. 46 НК РФ.

Срок для бесспорного взыскания задолженности ограничен 2 месяцами, по окончании которых налоговый орган в течение 6 месяцев вправе обратиться в суд с заявлением о ее взыскании в судебном порядке (п. 3 ст. 46 НК РФ).

Существенный момент. В двухмесячном сроке на взыскание недоимки и пеней во внесудебном порядке, установленном п. 3 ст. 46 НК РФ, не учитывается период, в течение которого принимались обеспечительные меры в виде приостановления действия решения о принудительном взыскании.

К такому выводу пришел Пленум ВАС в Постановлении № 57, указав в п. 76 следующее: принятые судом обеспечительные меры приостанавливают течение установленного ст. 46 НК РФ срока принудительного взыскания недоимки, пеней, штрафа. В этот период существуют юридические препятствия для осуществления инспекцией действий, необходимых для принудительного взыскания.

Следовательно, принимая во внимание изложенное, максимальный срок, отведенный налоговым законодательством на взыскание выявленной недоимки, исчисляется так: начало отсчета –

дата выявления недоимки + время до выставления требования об уплате (3 месяца или 20 рабочих дней) + срок на добровольную уплату (8 рабочих дней или более) + время на бесспорное взыскание (2 месяца) + время для обращения в суд (до 6 месяцев после окончания срока исполнения требования).

Но это еще не все. Пропущенный по уважительной причине срок для обращения в суд может быть восстановлен (п. 3 ст. 46 НК РФ).

Обратите внимание

В настоящее время ни НК РФ, ни АПК РФ (регламентирующий деятельность арбитражных судов) не содержат указаний, какие причины могут быть признаны уважительными. Например, внутренние организационные причины, по которым налоговые органы пропустили срок на взыскание недоимки в судебном порядке, не могут рассматриваться в качестве уважительных для его восстановления (п. 60 Постановления Пленума ВАС РФ № 57). Не будет считаться таковой и сверка расчетов с налогоплательщиком (Постановление ФАС ДВО от 12.03.2009 № Ф03-717/2009).

Вместе с тем срок на взыскание недоимки может быть восстановлен, если между налогоплательщиком и инспекцией был судебный спор о законности решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности (см. Постановление ФАС УОот 15.05.2013 № Ф09-3617/13).

Кроме того, согласно п. 7 ст. 46 НК РФ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или при отсутствии информации о его счетах налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, установленном ст. 47 НК РФ.

Принять такое решение налоговый орган вправе в течение года после окончания срока исполнения требования. По истечении года, но не позднее 2 лет после окончания срока исполнения требования налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика суммы налога, причитающейся к уплате. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления и в этом случае может быть восстановлен судом (п. 1 ст. 47 НК РФ).

Как отмечено в п. 55 Постановления Пленума ВАС РФ № 57, налоговый орган вправе перейти к принудительному взысканию налога за счет иного имущества налогоплательщика только после принятия надлежащих мер по взысканию налога за счет денежных средств налогоплательщика. Иными словами, взыскать недоимку за счет имущества налогоплательщику, минуя стадию ее взыскания за счет денежных средств должника в банке, налоговый орган не вправе. Но из этого правила, по мнению Пленума ВАС, есть два исключения, когда налоговый орган вправе сразу принять решение о взыскании недоимки за счет иного имущества налогоплательщика:

– если в отношении этого налогоплательщика ведется исполнительное производство, которое на момент принятия решения о взыскании не окончено (не прекращено);

– в случае отсутствия у налогового органа информации о счетах налогоплательщика.

Итак, подсчитав срок, состоящий из совокупности приведенных выше сроков, приходим к выводу: в целом период, отведенный Налоговым кодексом для принудительного взыскания контролерами недоимки (задолженности по пеням, штрафам) с налогоплательщика, составляет в общей сложности около 3 лет. При этом определить конкретную дату, после наступления которой контролеры не вправе взыскивать спорную задолженность с налогоплательщика, не представляется возможным, так как по замыслу законодателей она не является фиксированной.

Вместе с тем совокупность сроков, установленных ст. 45, п. 3 ст. 46, ст. 69, 70 НК РФ на принудительное взыскание с налогоплательщика недоимки по налогам и пеням, является пресекательной. К такому выводу в свое время пришел Президиум ВАС в Постановлении от 06.11.2007 № 8241/07, указав, что по истечении пресекательного срока взыскания недоимки начисление пени на сумму недоимки неправомерно (см. также Постановление ФАС МО от 10.11.2011 № А40-145221/10-13-878).

Аналогичной позиции на этот счет придерживается и Минфин (см. Письмо от 29.10.2008 № 03-02-07/2-192).

* * *

Что в итоге? Гражданским законодательством, в частности ст. 196 ГК РФ, установлен общий срок исковой давности, составляющий 3 года. Однако к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством (п. 3 ст. 2 ГК РФ).

Иными словами, законодательством о налогах и сборах не предусмотрено распространение установленного ст. 196 ГК РФ общего срока исковой давности в 3 года в отношении выявления налоговым органом недоимки (Письмо Минфина России от 11.02.2010 № 03-02-07/1-57). Поскольку в Налоговом кодексе прописаны самостоятельные сроки для взыскания недоимки, исходя из них и следует определять период жизни недоимки.

  • См. статью О. П. Гришиной «Как избавиться от старой недоимки?», № 1, 2014.
  • В справке отражается информация о суммах налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, которые возникают только из правоотношений, регулируемых налоговым законодательством. Административный штраф не приравнивается к обязательным платежам, уплачиваемым в порядке исполнения обязанностей налогоплательщика, поэтому задолженность по уплате административных штрафов в справку о состоянии расчетов с бюджетом не включается (Постановление ФАС ВСО от 22.01.2014 № А33-8422/2013).
  • Федеральный закон от 23.07.2013 № 248-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».
  • Согласно п. 2 ст. 6 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» для организаций размер указанных требований составляет
  • 100 тыс. руб., а для предпринимателей – 10 тыс. руб.
  • Это следует из п. 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57, а также приложения 2 к Приказу ФНС России от 19.08.2010 № ЯК-7-8/393@, определяющего перечень документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам.
  • Изменения в данный пункт внесены Федеральным законом № 248-ФЗ и действуют с 24.08.2013.
  • Выявить недоимку может и сам налогоплательщик, например, если обнаружит неверное указание в платежном поручении номера счета казначейства и наименования банка получателя, в результате чего налог не поступил в бюджет (пп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ); ошибки в исчислении облагаемой базы и суммы налога (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • По мнению ФАС ЦО, зачет является формой взыскания налога в принудительном порядке. Следовательно, если на момент проведения налоговым органом зачета совокупные пресекательные сроки на бесспорное взыскание недоимки истекли, то произведенный им зачет не может быть признан законным (Постановление от 01.03.2010 № А64-6478/08-27).

Начнем с того, что с точки зрения Налогового законодательства РФ является недоимкой. Итак, недоимка – это сумма налога (сбора), не уплаченная налогоплательщиком в установленный срок (см. абз. 2 п. 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ). Помимо указанного недоимкой может признаваться и излишне возмещенная ранее по решению инспекции сумма налога, которую налоговые инспекторы выявили в ходе проведения выездной или камеральной налоговой проверки. Недоимка формируются со следующего дня после просрочки. В отдельных случаях, прямо указанных в Налоговом кодексе РФ на сумму недоимки подлежит начислению пеня за каждый день просрочки до дня оплаты суммы недоимки (основной задолженности по налогам) и пени. Если налогоплательщик должник не погасит задолженность в полном объеме, пеня будет взыскиваться в судебном порядке. Если с момента выявления недоимки прошло слишком много времени, при этом никакие меры принудительного взыскания к должнику не применялись, такая задолженность признается безнадежной и подлежит списанию. Недоимку взыскивают как с физических, так и с юридических лиц. В данной статье речь пойдет о сроках давности для выявления и взыскания налоговой недоимки с юридических лиц.

В результате чего выявляется налоговая недоимка?

Налоговая недоимка может быть выявлена налоговыми инспекторами в рамках контрольных мероприятий налогового контроля – камеральной или выездной налоговой проверки. Факт выявленной налоговой недоимки отражается в решениях, принятых налоговым органом по результатам налоговых проверок. Соответственно датой выявления недоимки является дата решения, принятого по результатам той или иной проверки. Налоговые инспекторы могут выявить налоговую недоимку у налогоплательщика и вне рамок мероприятий налогового контроля. Например, инспекторы могут сравнить суммы налога, указанные налогоплательщиком в декларации. В таких случаях днем выявления налоговой недоимки будет являться день, следующий за днем наступления срока уплаты налога (своего рода авансового платежа), а если налогоплательщик представляет декларацию (то есть расчет авансового платежа) с нарушением установленных сроков – днем выявления недоимки будет являться день, следующий за днем представления такой декларации. Также налоговая недоимка может быть выявлена и самим налогоплательщиком, если он обнаружит, что неверно указал в платежном поручении номер счета казначейства и наименование банка получателя, ведь при допущении такой ошибки, уплаченный налогоплательщиком налог в бюджет не поступит, а зависнет как невыясненный платеж. Также недоимка образуется, если налогоплательщик допустит ошибку в исчислении налогооблагаемой базы и суммы налога, подлежащей уплате в бюджет. Установить дату возникновения недоимки налогоплательщик может исходя из сведений, отраженных на его лицевом счете, который ведет налоговый орган, так как они отражаются на нем. Как мы уже отмечали выше, налоговая недоимка может быть образована и вследствие излишне возмещенной ранее суммы налога, в таком случае датой выявления недоимки будет являться дата фактического получения налогоплательщиком денежных средств при возврате налога, или дата принятия решения о зачете суммы, заявленной налогоплательщиком к возмещению при зачете налога (см. абз. 4 п. 8 ст. 101 Налогового кодекса РФ).

Общий срок взыскания налоговой недоимки с юридических лиц

Если налоговый орган выявил недоимку по налогам, он должен уведомить об этом налогоплательщика должника не позднее, чем за три месяца с момента выявления недоимки. В случае если недоимка была выявлена по результатам проведенной налоговой проверки, требование об уплате налоговой недоимки должно быть отправлено налогоплательщику должнику не позднее чем через десять дней с момента выявления недоимки. Налоговым кодексом РФ предусмотрен минимальный срок для взыскания задолженностей по налогам, сборам, пеням, штрафным санкциям после фактического получения налогоплательщиком требования от налогового органа. Равен он восьми рабочим дням, но может составлять и больше. При этом максимальный срок законом вообще на сегодня не установлен. Налогоплательщик обязан в установленный в требовании срок исполнить обязанность по уплате недоимки (п. 6 ст. 6.1, абз. 4 п. 4 ст. 69 Налогового кодекса РФ).

Помимо указанного, требование об уплате недоимки по налогам и начисленным штрафным санкциям должно содержать следующие обязательные требования:

  • размер недоимки;
  • сроки погашения недоимки;
  • сумму пеней, начисленных на сумму недоимки;
  • меры по взысканию недоимки.

В ходе налоговой проверки при выявлении недоимки по налогам, налогоплательщику должно быть направлено требование об уплате выявленной недоимки в течение двадцати рабочих дней с даты вступления в силу решения налогового органа по результатам проведенной налоговой проверки. Если же недоимка была выявлена вне рамок мероприятий налогового контроля, срок для направления требования зависит от общей суммы задолженности (в том числе задолженность по пеням и штрафам):

  • при задолженности в 500 рублей и более – требование направляется в течение трех месяцев со дня выявления недоимки;
  • менее указанной суммы – в течение одного года со дня выявления недоимки.

Принудительное взыскание недоимки налоговики начинают только в случаях, когда налогоплательщик отказывается добровольно ее оплатить. Принудительное взыскание налоговой недоимки происходит путем взыскания недостающих сумм по налогам с расчетных счетов налогоплательщиков юридических лиц, в том числе принудительно взыскиваются и электронные деньги. Причем процесс принудительного взыскания (списания) задолженности по налогам происходит без обращения налоговиков в судебные инстанции.

Также принудительное взыскание задолженности по налогам осуществляется за счет реализации имущества юридического лица. Следует обратить внимание на то, что общий срок исковой давности, установленный законодательством РФ для гражданских правоотношений, к налоговым правоотношениям никакого отношения не имеет (см. п.3 ст.2 Гражданского кодекса РФ). Самостоятельной нормы, аналогичной нормы об общих сроках исковой давности предусмотренных Гражданским кодексом РФ, в Налоговом кодексе нет. Однако при этом общий срок исковой давности для взыскания налоговой недоимки составляет три года. Как уже было отмечено выше, налоговые обязательства в нашей стране действительно бессрочны. Налоговым кодексом РФ предусмотрены сроки, пропустив которые задолженность может быть признана безнадежной. Имущественные налоги, такие как, налог на транспорт, недвижимость и т.п., могут быть начислены налоговым органом только за последние три года, по общим правилам исковой давности.

Сроки взыскания налоговой недоимки налоговыми органами

В случае выявления налоговой недоимки, налоговым органом выставляется требование должнику об уплате налога, пеней, штрафов, процентов в следующие сроки:

  • не позднее двадцати рабочих дней со дня вступления в законную силу решения, вынесенного налоговым органом по итогам проверки (в рамках проверки – см. п. 6 ст. 6.1, пп. 2, 3 ст. 70, п. 1 ст. 87, пп. 7, 9 ст. 101 Налогового кодекса РФ);
  • срок направления требования зависит от суммы задолженности (вне рамок проверки – см. пп. 1, 3 ст. 70, п. 10 ст. 101.4 Налогового кодекса РФ).

Требование об уплате налога согласно пункта 6 статьи 69 Налогового кодекса РФ может быть вручено тремя способами:

  • путем вручения руководителю юридического лица, законному представителю лично под расписку;
  • путем направления по почте заказным письмом с уведомлением о вручении;
  • по телекоммуникационным каналам связи в электронном виде.

Требование об уплате налоговой недоимки всегда направляется по адресу местонахождения юридического лица, указанному в ЕГРЮЛ (см. п. 5 ст. 31 Налогового кодекса РФ). По общему правилу требование налогового органа, направленное по почте считается полученным налогоплательщиком на шестой рабочий день с момента отправки (см. п. 6 ст. 69 и п. 6 ст. 6.1 Налогового кодекса РФ). Порядок направления требования в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержден Приказом ФНС России от 9 декабря 2010 года № ММВ-7-8/700. В случае направления электронного требования по телекоммуникационным каналам связи, оно считается полученным налогоплательщиком с момента отправления им в налоговую инспекцию электронной квитанции о приеме документа. При наличии такой квитанции, налоговый орган требование в бумажном виде уже не дублирует по почте заказным письмом. Поэтому если налоговая инспекция при электронной отправке требования не получит назад квитанцию от налогоплательщика о приеме, то требование на бумажном носителе будет отправлено по почте в общем порядке (см. пп. 5, 12 и 19 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 9 декабря 2010 года № ММВ-7-8/700).

Если налогоплательщик должник не исполняет требование налогового органа об уплате налоговой недоимки, пеней, штрафов, налоговый орган не позднее двух месяцев со дня окончания срока оплаты указанного в требовании, выносит решение о взыскании задолженности по налогам с имеющегося у налогоплательщика должника банковского счета (п.3 ст. 46 Налогового кодекса РФ). Не позднее шести месяцев после окончания срока исполнения требования об уплате недоимки, пеней, штрафов, налоговый орган вправе подать заявление в арбитражный суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика задолженности по налогам, но только в случаях, прямо упомянутых в подп. 1-4 п. 2 ст. 45 Налогового кодекса РФ. Согласно подп. 2 п. 2 ст. 45 Налогового кодекса РФ в указанном случае налоговые органы вправе обращаться в арбитражный суд, только если недоимка выявлена в рамках налоговой проверки и числится за юридическим лицом более трех месяцев. Бесспорное взыскание недоимки в подобных ситуациях невозможно. В части взыскания задолженности по налогам с участников консолидированной группы налогоплательщиков, срок подачи искового заявления, как правило, продлевается до шести месяцев после истечения шестимесячного срока бесспорного взыскания задолженности с банковских счетов данной категории лиц (см. подп. 5 п. 11 ст. 46 Налогового кодекса РФ). На практике и налоговая инспекция пропускает срок подачи искового заявления в суд, при наличии доказательств уважительности причины пропуска срока, суд восстановит его (см. абз. 1 п. 3, подп. 5 п. 11 ст. 46 Налогового кодекса РФ, ст. 117 Арбитражного процессуального кодекса РФ).

При невозможности взыскания задолженности по налогам с юридического лица, налоговый орган:

  • выносит решение о взыскании налоговой недоимки за счет имущества налогоплательщика не позднее одного года после окончания срока исполнения требования об уплате задолженности (п. 7 ст. 46, п. 1 ст. 47 Налогового кодекса РФ);
  • обращается в арбитражный суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика налоговой недоимки в период от года до двух лет после истечения срока исполнения требования.

Срок для взыскания недоимки в судебном порядке

Взыскание задолженности в принудительном судебном порядке происходит, как правило, если налогоплательщик должник отказывается добровольно ее погашать. Но по общим правилам судопроизводства кредитор не вправе принимать самостоятельных мер по принудительному взысканию задолженности со своего дебитора. Так и в случаях взыскания налоговым органом недоимки по налогам с налогоплательщика должника, ведь в данных отношениях налоговый орган является кредитором, а налогоплательщик – дебитором. Именно поэтому кредиторы вправе взыскать задолженность только через суд, но и пойти в суд кредитор сразу не вправе. Прежде чем отправиться в судебную инстанцию, кредитору необходимо попробовать урегулировать сложившейся спор в досудебном порядке. Тоже самое происходит при взыскании недоимки с налогоплательщика. В первую очередь, налоговый орган должен направить налогоплательщику требование об уплате недоимки и пени. О правилах составления, порядке направления и вручения налоговым органом требования об уплате налоговой недоимки мы указывали выше.

Единственное что еще раз следует отметить в части судебного порядка взыскания налоговой недоимки, сумму налоговой недоимки, указанной в таком требовании налогоплательщик должен погасить в течение десяти дней с момента его получения. Если налогоплательщик задолженность по налогам не погашает, тогда уже налоговый орган обращается в арбитражный суд за принудительным взысканием. Как после рассмотрения любого имущественного требования, после рассмотрения иска налогового органа о взыскании налоговой недоимки суд выдает исполнительный лист. Далее процесс его исполнения выглядит стандартно: происходит списание денежных средств с банковских счетов налогоплательщика в размере суммы задолженности по налогам, накладывается арест на имущество налогоплательщика должника, выносится запрет на выезд за границу должностного лица.

Если налогоплательщик длительное время не выплачивает недоимку, она может быть признана безнадежной, а затем просто аннулирована как и любая безнадежная дебиторка. Даже если общий срок исковой давности по налоговой недоимке к налогоплательщику не истек, налоговый орган не вправе обязывать налогоплательщика погасить недоимку, несмотря на то что она продолжает за ним числиться.

Согласно подп. 1-4.1 п. 1 ст. 59 Налогового кодекса РФ налоговая недоимка (задолженность по налогам) может быть признана безнадежной в случаях:

  • ликвидации юридического лица;
  • признания юридического лица банкротом;
  • наличия судебного решения, в соответствии с которым налоговые органы не имеют права требовать уплаты недоимки по налогам, пеней с должника;
  • вынесения судебным приставом-исполнителем постановления о завершении производства по исполнительному документу с возвратом взыскателю такого документа (пп. 3, 4 ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»), при условии что возникла данная задолженность более 5 лет назад, в приведенных ниже случаях:
  • если размер задолженности равен или ниже размера требований к должнику, установленного законодательством РФ о несостоятельности (банкротстве) для возбуждения производства по делу о банкротстве;
  • суд возвращает заявление о признании должника банкротом или прекращает производство по делу о банкротстве ввиду отсутствия средств, необходимых для компенсации судебных издержек на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве.

Срок давности Налоговым кодексом РФ не установлен, в то время как сроки, предусмотренные Гражданским кодексом РФ к налоговым недоимкам не применимы. Отсюда у многих возникает вполне резонный вопрос, на каком основании определяется срок взыскания налоговой недоимки? В свою очередь, срок взыскания недоимки в судебном порядке налоговым законодательством установлены и составляет три года. Это то, что касается срока исковой давности взыскания налоговой недоимки в принципе, а вот само взыскание происходит в течение девяти месяцев в среднем, с момента обращения организации в суд и два года, в случае взыскания налоговой недоимки за счет изъятия имущества. Стоит отметить, что взыскание недоимки по налогам через суд довольно длительный процесс. Однако если у налогоплательщика образовалась задолженность перед бюджетом (налоговые органы, пенсионный фонд, страховые компании), то судебный процесс, как правило, происходит намного быстрее.

В судебном порядке взыскиваются недоимки с компаний, у которых:

  • размер задолженности по налогам свыше 5 000 000 рублей (см. подп. 1 п. 2 ст. 45 Налогового кодекса РФ);
  • произошла переквалификация сделки, статуса или характера деятельности компании (см. подп. 3 п. 2 ст. 45 Налогового кодекса РФ);
  • проведена проверка правильности применения цен в сделках между взаимозависимыми лицами (см. подп. 4 п. 2 ст. 45 Налогового кодекса РФ).

Также через суд может быть взыскана недоимка с тех компаний, которые являются взаимозависимыми по отношению к компаниям, у которых эти налоговые недоимки возникли изначально, причем только возникших по итогам проведенных налоговых проверок и неоплаты компанией таких налоговых недоимок в течение трех месяцев. Основания для взыскания недоимки с взаимозависимых организаций определены в подпункте 2 пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса РФ и возможны в следующих случаях:

  • если на банковские счета взаимозависимых компаний поступает выручка за товары, работы или услуги, реализованные компаниями налогоплательщиками, имеющими недоимку на момент совершения той или иной сделки, или у которых она изначально возникла;
  • если компания, у которой изначально возникла налоговая недоимка, узнав о назначении выездной налоговой проверки или проведении камеральной налоговой проверки, передала взаимозависимой компании денежные средства или другое имущество, с целью затруднить взыскание налоговой недоимки или сделать то невозможным.

В завершение рассматриваемой темы можно резюмировать, что налоговая недоимка является задолженностью, суммой не внесенных компанией налогоплательщиком взносов, отчислений и т.п. Установление факта недоимки в рамках налоговых проверок происходит вследствие выявления ошибок в платежных документах и самим налогоплательщиком – руководителем юридического лица. Налоговая недоимка, как любая задолженность, подлежит взысканию через суд. Фактическое взыскание денежных средств происходит путем списания денежных средств с банковских счетов юридического лица должника.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *