Срок амортизации автомобиля

Содержание

Вся стоимость транспортного средства, приобретенного предприятием, сразу никогда не списывается. Она вычитается постепенно в течение всего срока полезного использования. Считать амортизацию автомобиля необходимо в рамках бухгалтерского и налогового учета.

Амортизация автомобиля – это списание стоимости транспортного средства по частям в соответствии с физическим износом. Иными словами, если машина была приобретена предприятием, то ее стоимость списывается бухгалтерией не сразу, а постепенно в течение нескольких лет.

Амортизационные отчисления относятся к издержкам деятельности предприятия. Они вычитаются из основных средств (ПБУ 6/01 от 30.03.2001). Это денежный эквивалент износа.

Считать амортизацию нужно, если:

  • предприятие покупает автомобиль;
  • компания нанимает сотрудника с машиной.

Аренда автомобиля может быть учтена на счете 01, на котором отражается информация об основных средствах, находящихся в эксплуатации. Но только в том случае, если этот актив приносит доход более 12 месяцев подряд.

Амортизация используется в бухгалтерском и налоговом учете.Она нужна для постепенного списания сумм крупных расходов, чтобы не создавать в коротком периоде отрицательные показатели.

Расчет в бухгалтерском учете

Алгоритм расчета следующий:

  1. определите срок полезного использования;
  2. выберите метод исчисления (чаще используются прямой способ и по сумме чисел срока полезного использования, можно также считать с уменьшением остатка или на основе машино-часов);
  3. отразите в учетной политике выбранный способ;
  4. произведите расчеты, применяйте выбранный метод в течение всего срока полезного использования.

Менять метод расчета не допускается для объекта.

Когда стоит начинать списывать отчисления, зависит от срока ввода транспортного средства в эксплуатацию, а не факт его покупки. Также неважно, когда автомобиль был зарегистрирован в ГИБДД.

Изобр. 1. Постановка автомобиля в ГИБДД

Существует несколько способов расчета амортизации автомобиля. В основу ложится стоимость машины без НДС, отраженная по дебету сч. №1 «Основные средства». Списанные деньги указываются по кредиту счета 02 «Амортизация основных средств».

Срок полезного использования можно подсмотреть в Постановлении Правительства РФ от 1.01 2002 г. № 1. Авто попадают в 3-ю группу (3-5 лет), 4-ю (5-7 лет), 5-ю (7-10 лет).

Для расчетов можно использовать справочник, в котором приведена балансовая стоимость модели транспортного средства. Полученное значение делится на срок использования и получается сумма амортизации. Нет единого справочника, по которому бы выстраивались все расчеты. За основу допускается брать номенклатурные каталоги, издаваемые специализированными организациями.

В бухгалтерии чаще остальных используются два метода – линейный и способ по сумме чисел срока полезного использования. Какой из них применить, выбирает само предприятие. Однако остановиться на определенном варианте можно до ввода в эксплуатацию объекта учета. И менять его позже уже нельзя.

Нужно ли устанавливать СПИ для расчета амортизации транспортных средств?

Если автомобиль принят на учет как основное средство, то организация обязана установить для него амортизационную группу в налоговом учете, в соответствии с которой будет определен срок полезного использования в целях налогообложения.

Также СПИ нужно установить и для отнесения стоимости авто в расходы в бухгалтерском учете.

Весь срок службы организация начисляет по автомобилю амортизацию до достижения полного физического износа или до момента выбытия, списания объекта.

Как определить в бухгалтерском учете?

Бухгалтерское законодательство не содержит четких ограничений по длительности срока полезного использования.

П.20 ПБУ 6/01 поясняет, на какие факторы следует обращать внимание при определении периода службы.

При этом не содержится запрета руководствоваться в данном вопросе Классификатором, установленным в налоговым целях.

В то же время можно установить и иной срок, целесообразный для конкретного транспортного средства, при этом следует учесть:

  • сферу применения автомобиля;
  • планируемое время эксплуатации;
  • влияющие факторы – климатические условия, где будет использован автомобиль, территориальные особенности, характеристики места эксплуатации — городская черта или сельская местность, частота использования, порядок проведения техобслуживания и ремонта, а также ряд других влияющих обстоятельств;
  • существующие ограничения – например, срок лизинга или аренды.

Как узнать в налоговом учете по Классификатору?

Срок полезного использования в целях налогообложения определяется по Классификации утвержденной Постановлением Правительства РФ №1 от 01.01.2002 в ред. от 07.07.2016.

Данная Классификация предусматривает 10 амортизационных групп с различными сроками службы.

Транспортное средство в зависимости от его типа, области применения, размера, мощности можно отнести к группе со второй по пятую.

При этом срок службы в зависимости от амортизационной группы может варьироваться от 2 до 9 лет.

Данные о сроках полезного использования для различных видов движимого имущества представлены в таблице.

  • Грузопассажирские подъемники, имеющие платформы
  • Легковые автомобили.
  • Автобусы малого типа длиной в пределах 7.5 м.
  • Грузовые автомобили грузоподъемностью до 3.5 т.
  • Специальные машины, не вошедшие в прочие группы
  • Легковые машины, предназначенные для людей с инвалидностью
  • Средние, большие и особо большие городские автобусы до 24 м
  • Междугородние автобусы
  • Троллейбусы
  • Самосвалы, бортовые грузовики, фургоны, тягачи независимо от массы
  • Специальные машины – катафалки, бензовозы, лесовозы, транспорт, обслуживающий коммунальное хозяйство
  • Спецмашины различных служб (полиция, спасательная, аварийная)
  • Машины, транспортирующие газ и нефтепродукты
  • Легковые автомобили от 3.5 л
  • Прочие автобусы, кроме перечисленных выше, от 16.5 до 24 м
  • Грузовой транспорт от 3.5 до 12 т
  • Специальные машины — тягачи седельные, гидроподъемники, мусоровозы
  • Прицепы, а также полуприцепы

Легковой авто

Для автомобилей легкового класса срок полезного использования отличается в зависимости от размера машины:

  • от 7 до 9 лет (85 — 108 месяцев включительно) – большого и высшего класса с объемом двигателя от 3.5 литра;
  • от 5 до 7 лет (61 – 86) – автомобили малого класса, предназначенные для инвалидов;
  • от 3 до 5 лет (37 – 62) – прочие легковые машины.

Чтобы определить правильный срок полезного использования, нужно узнать объем двигателя у легкового автомобиля, далее выяснить амортизационную группу (3 или 5, для инвалидов – 4), после этого выбрать из предложенного диапазона подходящий СПИ.

Пример

Автомобиль Мерседес Бенц 350 R350 CDI 4Matic с мощностью двигателя 224 л.с. можно отнести к 3 амортизационной группе в качестве легковой машины среднего класса с объемом двигателя до 3.5 л (ОКОФ 310.29.10.2).

Для него можно выбрать в качестве срока службы любое количество месяцев из диапазона от 85 до 108.

Автобус

Для автобусов срок использования отличается в зависимости от длины, области применения (городской, междугородний):

  • от 7 до 9 лет (85 — 108 месяцев включительно) – прочие автобусные поезда длиной от 16.5 до 24 м ;
  • от 5 до 7 лет (61 – 86) – городские автобусные поезда от 16.5 до 24 м прочие средние и большие автобусы (до 12 м), а также дальнего следования;
  • от 3 до 5 лет (37 – 62) – городские и прочие автобусы малого типа до 7.5 м.

Пример

Такой автобус можно отнести к 3 амортизационной группы как городской малого типа длиной до 7.5 м (ОКОФ 310.29.10.30.111).

Срок полезного использования можно выбрать из промежутка от 37 до 62 месяцев включительно.

Грузовая машина

Для правильного определения периода службы грузовиков нужно смотреть на максимальную допустимую массу по техническому паспорту, область эксплуатации:

  • от 7 до 9 лет (85 — 108 месяцев включительно) – грузовики с дизельным и и бензиновым двигателем с массой от 3.5 до 12 т и свыше 12 т;
  • от 5 до 7 лет (61 – 86) – грузовые авто общего назначения (сюда входят бортовые грузовики, тягачи, самосвалы, фургоны);
  • от 3 до 5 лет (37 – 62) – небольшие грузовики с максимально возможной массой до 3.5 т.

Примеры

  • КамАЗ 6520 – это большегруз самосвал, который можно отнести к 4 амортизационной группе (ОКОФ 310.29.10.4). СПИ может быть от 61 до 86 месяцев включительно.
  • Грузовая газель ГАЗ-33023, работающая на бензине, предназначенная для перевозки грузов, грузоподъемностью 1 т – включается в 3 группу амортизацию как грузовой автомобиль с бензиновым двигателем до 3.5 т (ОКОФ 310.29.10.42.111), СПИ от 37 до 62 месяцев включительно.
  • Прицеп – как грузовой, так и легковой можно включить в 5 группу (ОКОФ 310.29.20.23).

Спецтехника

Соответственно, для них может быть установлен срок использования:

  • от 7 до 9 лет (85 — 108 месяцев включительно) – тягачи седельные; автогидроподъемники, мусоровозы;
  • от 5 до 7 лет (61 – 86) – автокатафалки, бензовозы, лесовозы, ТС для коммунального и дорожного хозяйства, ТС аварийно-спасательных службы и полиции, ТС для перевозки газа до 1.8Мпа, нефтепродуктов;
  • от 3 до 5 лет (37 – 62) – прочие спецмашины.

31 Октября 2016 Приобретение б/у автомобиля: как определить срок его полезного использования?

Казенное учреждение приобрело объект основных средств (легковой автомобиль), ранее бывший в эксплуатации. Как определить срок его полезного использования в целях принятия его к бюджетному учету и начисления амортизации?

В соответствии с п. 44 Инструкции № 157н сроком полезного использования основного средства является период, в течение которого предусматривается его применение в процессе деятельности учреждения в запланированных целях.

По общему правилу определение срока полезного использования объектов основных средств (включая объекты, ранее бывшие в эксплуатации) в целях принятия их к учету и начисления амортизации производится исходя из:

– информации, содержащейся в законодательстве РФ, устанавливающем сроки полезного использования имущества в целях начисления амортизации;

– рекомендаций, содержащихся в документах производителя, входящих в комплектацию объекта имущества (при отсутствии в законодательстве РФ норм, предусматривающих сроки полезного использования имущества в целях начисления амортизации);

– принятого решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов (в случаях отсутствия информации в законодательстве РФ и документах производителя).

Следует знать, что по объектам основных средств, ранее бывших в эксплуатации, дата окончания срока их полезного использования определяется с учетом срока их фактической эксплуатации (абз. 12 п. 44 Инструкции № 157н). То есть учреждения в целях начисления амортизации по этим объектам вправе предусмотреть норму амортизации с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками.

Если срок фактического использования объекта у предыдущих собственников окажется равным сроку его полезного использования, определяемому Классификацией ОС, или превысит данный срок, учреждение вправе самостоятельно установить срок полезного использования автомобиля с учетом требований техники безопасности и других факторов. Такой вывод основан на положениях налогового законодательства (абз. 2 п. 7 ст. 258 НК РФ). Считаем, что аналогичным образом следует определять срок полезного использования объектов основных средств, ранее бывших в эксплуатации, в целях принятия их к бюджетному учету.

Срок фактической эксплуатации б/у объекта основных средств должен быть подтвержден документально. Если документы отсутствуют, то срок полезного использования устанавливается в соответствии с Классификацией ОС, как для нового объекта основных средств (письма Минфина РФ от 16.06.2010 № 03‑03‑06/1/414, от 23.09.2009 № 03‑03‑06/1/608).

Отметим, что амортизация по объектам основных средств, ранее бывших в эксплуатации, начисляется в общеустановленном порядке, предусмотренном п. 85, 86 Инструкции № 157н (линейным способом начиная с 1‑го числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к учету), и производится до полного погашения стоимости этого объекта или списания его с учета. Расчет годовой суммы амортизации осуществляется исходя из балансовой стоимости имущества и нормы амортизации, исчисленной с учетом срока его полезного использования. В течение финансового года амортизация начисляется ежемесячно в размере 1/12 годовой суммы.

Для наглядности приведем пример.

Согласно Классификации ОС общий срок полезного использования легкового автомобиля равен пяти годам (60 мес.).

На момент принятия автомобиля к учету он уже эксплуатировался 2 г. 8 мес. (32 мес.), поэтому оставшийся срок его полезного использования составит 2 г. 4 мес. (28 месяцев) (5 л. (60 мес.) — 2 г. 8 мес. (32 мес.)).

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного само­управления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Как определить срок полезного использования автомобиля

Определение срока полезного использования автомобиля любого типа будь то легковой, грузовой или автобус зависит от его технических характеристик. Большую часть их можно получить, анализируя паспорт транспортного средства, либо опираясь на описание модели, указанное в приложение к договору на приобретение или в руководстве по эксплуатации. В данной статье рассматривается, как определить амортизационную группу и срок полезного использования легкового автомобиля.

«Двигатель на сцену!»

В большинстве случаев амортизационная группа легкового автомобиля зависит от его класса. У легковых моделей всего 5 классов, причем первые четыре зависят от объема двигателя. Рабочий объем двигателя, приведен в 11 графе паспорта транспортного средства, и ориентируясь на него можно определить, относится ли автомобиль к особо малому, малому, среднему или большому классу.

Легковой автомобиль относится к:

1-му — особо малому классу, если рабочий объем его двигателя не превышает 1,2 л,

ко 2-му — малому классу — если объем двигателя находится в пределах свыше 1.2 до 1,8 л

к 3-му среднему классу — если объем двигателя превышает 1,8 л, но не более 3,5 л.

4-му — большому классу — если объем двигателя свыше 3,5 л.

Срок полезного использования легкового автомобиля 1-3 класса составляет от 3 до 5 лет (3 амортизационная группа).

Но если легковой автомобиль малого класса предназначен для инвалида, то место ему уже 4 амортизационной группе и срок его полезного использования будет уже в диапазоне свыше 5 и до 7 лет.

Легковые автомобили большого и высшего классов амортизируются еще дольше от 7 до 10 лет . Они включаются в 5-ю амортизационную группу.

Что такое высший класс легкового автомобиля?

Для легковых автомобилей высшего — пятого класса объем двигателя не имеет значения, и легковушка даже с небольшим объемом двигателя может относиться к высшему классу. Нужно отметить, что критерии для отнесения автомобилей к высшему классу в нормативных документах отсутствуют. Московские налоговики предлагают относить к высшему классу представительские автомобили . Правда понятие представительского автомобиля также является субъективным, ведь предлагается опираться на такие расплывчатые критерии как репутация марки, цена, габариты, мощность двигателя, изготовление по специальному заказу, наличие бронированного кузова, быстроходность, форму кузова (седан, лимузин), комфортабельность, наличие дополнительного оборудования.

Единственным ориентиром для определения класса легкового отечественного автомобиля может являться первая цифра в буквенно — цифровом обозначении модели транспортного средства (графа 2 «Модель, марка ТС» в ПТС) .

В автомобилях отечественного производства высший класс будет обозначаться первой цифрой 5 в номере его модели.

Поскольку иномарки не имеют аналогичного обозначения типа, класса в наименовании марки, то предотвращения спора о правильности определения срока полезного использования автомобилей иностранного производства, объем двигателя, которых меньше 3,5 л, целесообразно получить письменное заключение от завода — производителя (его представительства в России) о его принадлежности к представительскому (высшему) или иному классу.

Письмо УФНС России по г. Москве от 21.12.2011 № 16-15/12396@

Классификация в бухгалтерском учете

С 2017 года чиновники отменили норму о том, что налоговую классификацию основных средств можно использовать для бухучета (постановление Правительства РФ от 7 июля 2016 г. № 640). В бухучете компания самостоятельно определяет, сколько она планирует использовать объект (п. 20 ПБУ 6/01). На налоговую классификацию можно ориентироваться. Но если по прогнозу период использования будет существенно меньше, чем в классификации, нужно установить ожидаемый период. Иначе компания начислит амортизацию в меньшей сумме, чем нужно, и завысит стоимость основного средства в бухгалтерской отчетности.

Возможно, что для компании главное упростить учет. Тогда можно всегда устанавливать одинаковый СПИ в обоих учетах.

Если же вы решили действовать по правилам ПБУ и установили срок в бухучете меньше, чем по классификации, не запутайтесь в налоге на имущество. С объектов первой и второй амортизационных групп налог платить не нужно. Их стоимость бухгалтер не отражает в строках 020—110 раздела 2 расчета. Но речь идет о группах по налоговой классификации (подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ). Если вы в бухучете решили установить срок от года до трех лет, но по классификации объект относится к третьей—десятой группе, учитывайте его стоимость по строкам 020—110.

Для нового движимого имущества третьей—десятой группы по налоговой классификации компания имеет право на льготу (п. 25 ст. 381 НК РФ).

Пример
В компании действует план обновления оборудования каждые два года. Компания приобрела оборудование у независимого поставщика. По классификации оборудование относится к четвертой группе (от 5 до 7 лет включительно). В налоговом учете бухгалтер установил 61 месяц, а в бухучете — два года, так как такой период установлен в плане обновления оборудования. Налог на имущество со стоимости объекта платить не нужно, так как компания вправе применить льготу.

Если же компания получила объект от зависимого лица, при реорганизации или ликвидации льгота не действует. Тогда у налоговиков при проверке наверняка будут вопросы, почему срок отличается от классификации. Обосновать расчет поможет учетная политика.

Источник: https://ekimenko-lawyer.ru/drugoe/kak-opredelit-srok-poleznogo-ispolzovanija-avtomobilja-tablica-spi-v-buhgalterskom-i-nalogovom-uchete-po-vidam-transporta.html

Амортизация автомобильных транспортных средств используется в бухгалтерском учете, в налогообложении, а также для определения максимально возможного срока эксплуатации автомобиля и расчета стоимости технического обслуживания и ремонта транспортных средств.

С 1 января 2017 года вступили изменения в классификацию этих технически сложных товаров, принятые постановлением правительства РФ от 07.07.2016 года. О том, как определить срок полезного использования легкового или грузового автомобиля, поговорим далее.

Сколько времени действительна медицинская справка на водительские права для водителей? Ответ узнайте прямо сейчас.

Срок полезного использования по классам

По установленному классификатору основных средств, подавляющее число автомобилей в зависимости от их класса относятся к двум амортизационным группам, которыми устанавливается срок их полезного использования.

  1. В третью амортизационную группу отнесены автомобили особо малого, малого и среднего класса (1-й, 2-й, 3-й класс). Период полезного использования данных автомашин составляет 3-5 лет.
  2. В пятую амортизационную группу входят легковые автотранспортные средства большого и высшего класса. Период полезного использования — 7-10 лет.

Автомобили малого класса, используемые в качестве транспортных средств для передвижения инвалидов, являются исключением из выше приведенной классификации.

Такие машины относятся к 4-му амортизационному классу, срок их полезного использования составляет 5-7 лет.

Высший класс

К автомобилям высшего класса относятся транспортные средства представительского класса (класса люкс).

Для этого класса автомобилей не устанавливаются четкие критерии объема двигателя, большее значение имеют размеры машины (длина от 5 и ширина от 1,7 метров) и марка авто (премиальные автомобили марок BMW, Mercedes, Lexus и т.п.). Другими важными показателями являются:

  • цена автомашины;
  • форма кузова;
  • быстроходность, наличие бронирования и комфортабельность.

Некоторые автомобили, подходящие по физическим показателям к категории высшего класса автомобилей, но не относящиеся к премиальным маркам, относятся к третьему или четвертому классу легковых транспортных средств.

Для отнесения их к категории высшего класса требуется специальное заключение эксперта.

Ориентир для отечественного авто

В отличие от европейской классификации, где для определения класса большую роль имеет размер автомобиля, в отечественной классификации главное значение имеет объем двигателя автомобиля и его сухая масса.

В соответствии с этой классификацией, в полном названии автомобиля указывается номер, в котором отображен класс модели.

Например, в названии автомобиля ВАЗ 2114 цифра 2 отображает класс этой модели (малый или второй класс), так как этот автомобиль имеет объем двигателя в пределах 1,2-1,8 и вес от 900 до 1000 килограммов.

О том, как определить срок годности автомобильного огнетушителя, читайте .

Пример определения

В качестве примера определения периода полезного использования автотранспортного средства можно взять любой б/у автомобиль и рассчитать срок полезного использования.

При приобретении подержанного автомобиля Ford Mondeo, объем двигателя которого составляет 2 литра, важное значение имеет возраст автомобиля и срок его ввода в эксплуатацию.

Предположим, что автомашина находилась в эксплуатации 2 года.

Так как эта модель автомобиля входит в третью группу амортизации, то для нового автомобиля срок полезного использования определен в промежутке 3-5 лет.

Вычтя возраст автомашины из установленных сроков амортизации для автомобиля такого класса, получим период оставшегося полезного использования данного транспортного средства — от 1 года до 3 лет.

Амортизационные группы грузовиков

Грузовые автомобили, так же как и легковые, в зависимости от их технических характеристик и типа назначения относятся к различным амортизационным группам, согласно которым определяется время их полезного использования.

Список технически сложных товаров, в том числе бытового назначения, вы найдете на нашем сайте.

Как зависит от технических характеристик?

В зависимости от типа грузового автомобиля и грузоподъемности, грузовые транспортные средства подразделяются на следующие амортизационные группы:

  • грузовые автомобили, оснащенные бензиновыми и дизельными двигателями, грузоподъемностью до 3,5 тонн входят в третью амортизационную группу;
  • в четвертую амортизационную группу входят грузовые автомобили общего назначения (самосвалы, тягачи, автомобили-фургоны, бортовые автомобили);
  • в пятую амортизационную группу входят автомобили с дизельными и бензиновыми двигателями грузоподъемностью от 3,5 до 12 тонн, автомобили грузоподъемностью свыше 12 тонн, а также седельные тягачи и специализированные автомобили (автогидроподъемники, мусоровозы).

Состав амортизационных групп также был несколько изменен новым постановлением правительства.

Сроки по классификации

По принятой Классификации основных средств, период полезного использования грузовых автомобилей определяется их принадлежностью к определенной амортизационной группе.

  1. Для третьей амортизационной группы период полезного использования ограничен сроком в 3-5 лет.
  2. Для четвертой амортизационной группы размер периода полезного использования ограничен сроком в 5-7 лет с момента ввода автомобиля в эксплуатацию.
  3. У грузовых автомобилей, относящихся к пятой группе, период полезного использования ограничен сроком в 7-10 лет.

Знание классов легковых и грузовых автомобилей, а также новых правил учета сроков полезного использования транспортных средств, пригодятся не только в бухгалтерском деле, но и частным автовладельцам.

Например, при определении размера налогообложения, страховых выплат и определения амортизации частного автомобиля, используемого в работе организаций.

Источник: http://PravaPot.ru/obschee/ekspertiza/srok-poleznogo-ispolzovaniya-avtomobilya-legkovogo.html

Большое количество компаний приобретают автомобили, которые используются для совершенно разных целей. Одним машины нужны для начальства, другие используются при доставке грузов и товаров, а третьи могут пригодиться в качестве транспорта при перевозке собственных сотрудников.

При этом автотранспорт полностью ложится на плечи бухгалтера, поскольку он также требует соответствующей отчётности.

Стоимость любой машины, которая стоит на балансе у компании или предприятия, постепенно списывается. Делается это за счёт амортизации. При этом крайне важно уметь правильно рассчитывать амортизацию и понимать суть этого процесса.

Что это

Амортизацией автотранспортных средств называют учёт их общего физического износа, а также износ отдельных компонентов.

Важно понимать, что у каждого авто есть ограниченный эксплуатационный ресурс, который постепенно, за счёт использования машины по её прямому назначению, будет уменьшаться.

Когда увеличивается износ, возрастают и расходы на обслуживание автотранспорта. Параллельно снижается доход, который может приносить машина при условии её использования в коммерческих целях.

У каждого автомобиля существует так называемый срок или период полезного использования. Он напрямую зависит от группы амортизации. В общей сложности выделяют 10 групп, но именно ТС могут относиться к 3 из них.

В группу No3 входят следующие транспортные средства:

  • легковые авто;
  • малогабаритные автобусы;
  • малые автобусы длиной не более 7,5 м.;
  • машины с показателем грузоподъёмности до 0,5 т.

Также ТС могут относиться к группе амортизации No4, куда входят:

  • автобусы с длиной не более 12 м.;
  • фургоны;
  • грузовики;
  • тягачи для прицепов;
  • инвалидные авто.

Ещё применяется группа No5. В ней учитываются:

  • легковые авто с двигателем объёмом более 3,5 л.;
  • грузовики, включая грузовые машины с грузоподъёмностью свыше 5 т.;
  • тягачи;
  • автопоезда;
  • спецавтомобили (пожарные, скорая и пр.).

То есть амортизацией можно назвать списание начальной стоимости транспортного средства, которая происходит в зависимости от степени износа. Это позволяет постепенно и по частям списать в течение всего эксплуатационного срока.

Существует специальный коэффициент для правильной амортизации автомобиля, а также разные методы расчёта. Среди них существует и ускоренная амортизация. Именно она значительно увеличила спрос на легковые автомобили, оформленные через лизинговые договоры. То есть при лизинге, учитывая срок амортизации легкового автомобиля, предпочитают использовать ускоренный метод. Но об этом немного позже.

Амортизация требуется всем, кто ведёт предпринимательскую деятельность. Причём расчёт делается не только применительно к купленным компанией машинам. Также это обязательно при принятии на работу сотрудника со своим автомобилем, который планируется использовать в служебных целях.

Амортизационные затраты фиксируют в бухгалтерских и налоговых учётах. Причём компания обязана регулярно отражать расходы. Подобные расчёты позволяют:

  • отчитаться перед налоговой о тратах фирмы;
  • оценить реальную стоимость автотранспортного средства для страховой компании;
  • эксплуатировать собственные ТС для нужд компании;
  • передавать автомобили в лизинг.

Для сотрудников, ведущих бухгалтерский и налоговый учёт, крайне важно знать, когда начинается амортизация, как определяется срок полезного использования и какой метод использовать при расчётах.

Определение сроков полезного использования

Существует такое понятие как срок полезного использования (СПИ). Это период, в течение которого принятое на баланс предприятия автотранспортное средство будет приносить доход.

При определении сроков амортизации автомобиля следует понимать, что ресурс у маленьких авто меньше, в сравнении с крупной техникой. Это объясняет, почему разделяют группу легкового и тяжеловесного авто при расчёте амортизации. Чтобы амортизация автомобиля была рассчитана верно, и срок соответствовал всем правилам, требуется учитывать некоторые факторы. А именно:

  1. Длительность эксплуатационного периода или срок службы легкового либо иного автомобиля, в течение которого будет использоваться ТС согласно его заводским техническим характеристикам.
  2. Степень износа автотранспорта, которая прогнозируется на основании предполагаемого режима эксплуатации (автобусы, грузовые машины и пр.).

Делая расчёт амортизации для автомобиля, следует принимать во внимание следующие факторы:

  • ТС из третьей группы имеют СПИ в диапазоне от 3 до 5 лет;
  • для четвёртой группы актуальными являются значения от 5 до 7 лет;
  • в случае с пятой группой СПИ не может составлять меньше 7 и больше 10 лет с дня постановки на баланс.

Не стоит забывать о понятии нормы амортизации. Она является противоположной относительно СПИ значением. Как вам уже известно, у каждого автотранспортного средства, принимаемого на баланс предприятия, имеется определённый лимит или ресурс, который постепенно исчерпывается.

В зависимости от того, к какой группе амортизации относится ТС, у каждого авто есть своя норма амортизации.

Термин выражается в виде числа, для определения которого учитывают готовую амортизационную сумму и изначальную стоимость транспортного средства. Проще всего это разобрать на примере.

Компания приобрела автомобиль стоимостью 1 миллион рублей для служебных нужд. Согласно нормам, размер годовой амортизации составит 200 тысяч. Если разделить эти 200 тысяч рублей на 1 миллион, получится 0,2, то есть 20%.

В зависимости от автотранспортных средств, норма амортизации не может превышать значение 50%. А минимальный показатель нормы амортизации составляет 3%.

Вопрос теперь только в том, как правильно сделать расчёты, используя исходные данные.

Методы для расчёта

Теперь непосредственно о том, как правильно рассчитать амортизацию для автомобиля. Всего существует несколько методов, каждый из которых теоретически можно использовать.

Но амортизационные значения считаются для каждой ситуации отдельно. Ответственные за бухгалтерию сотрудники выбирают, как и каким методом будет рассчитываться амортизация для принятого на баланс автомобиля.

Если говорить применительно к частному лицу, то для него не составит большого труда разобраться в том, как грамотно рассчитать амортизацию своего автомобиля на 1 км. Первые шаги к этому начинаются с определения расходов на запчасти, замену масла, ремонт и прочие траты в течение года. Затем эту сумму нужно просто поделить на пройденное за год количество километров. Это позволит понять, сколько денег вы тратите на 1 километр пробега. Топливо в расчёт не берётся.

Но на крупных предприятиях и в компаниях, где на балансе стоит большое количество различных транспортных средств, рассчитывать амортизацию намного сложнее. К каждому отдельному ТС применяется индивидуальный подход, поскольку они отличаются по норме амортизации, срокам полезного использования и прочим характеристикам.

У каждого метода есть свои особенности, как рассчитывается правильная амортизация для находящегося на балансе автомобиля. Её можно рассчитывать по пробегу, или использовать более простые методы.

Ведь на износ ТС, который определяется в процентах, влияет:

  • пробег;
  • износ из-за возраста авто;
  • показатель износа;
  • эксплуатационный фактический период;
  • регион;
  • корректирующий коэффициент и пр.

Чтобы не искать и не вычислять эти значения самостоятельно, используется соответствующая бухгалтерская литература, нормативные акты и прочие официальные документы.

При расчётах принято использовать следующие методы.

  1. Линейная методика. Суть заключается в том, что все отчисления равномерно распределяются на весь эксплуатационный период. То есть суммы списываются равными частями. У этого метода есть ряд преимуществ в виде простоты, удобства расчётов и одинакового распределения всей амортизации. Но методика не подойдёт организациям, которые заинтересованы в оплате большего процента в начальный эксплуатационный период после принятия транспортного средства на баланс. Также этот способ не даёт возможности вести учёт моментального ремонта автомобиля, подвергнувшегося моральному износу.
  2. Уменьшаемый остаток. Особенностью метода является выполнение наибольших отчислений именно в начальный период эксплуатации автотранспортного средства. Это обусловлено тем, что в этот период автомобиль обладает более высокой производительностью. Но постепенно она будет падать. Потому для многих компаний целесообразно провести амортизацию в первые несколько лет. При расчётах требуется знать начальную и остаточную стоимость ТС, а также длительность полезного использования.
  3. Отчисления по СПИ. Метод несколько похож на предыдущий способ расчёта. Считается ускоренным, поскольку максимальные отчисления осуществляются в начальный эксплуатационный период. Для вычислений в качестве основы используют начальную стоимость, при которой автомобиль брали на баланс.
  4. Ускоренный метод. Актуален для тех транспортных средств, которые находятся в аренде или лизинге. Для расчётов требуется умножить норму на специальный коэффициент. Он может составлять от 1 до 3. При этом применяются целые и дробные числа. Такая методика позволяет снизить доходный налог в период аренды, уменьшить имущественные налоги на ТС и выкупить арендованное транспортное средство по стоимости, которая будет в несколько раз ниже начальной.

Если отчёты требуется сдавать для бухгалтерского и налогового учёта, оптимальным выбором станет линейный метод. Он подходит для обеих ситуаций.

Отчисления следует прекратить с первого числа того месяца, когда автотранспортное средство списали, либо же его уже амортизировали полностью.

Когда автомобили амортизированы, их остаточная стоимость приравнивается к нулю. Потому отображать машины на балансе не нужно.

На самом деле процесс расчётов амортизации достаточно сложный. Потому такую процедуру следует доверять исключительно квалифицированным специалистам. Процедура отчислений подразумевает использование целого ряда исходных данных. Многие из них усреднённые и могут браться из специализированной литературы, нормативно-правовых актов и пр.

Следует добавить, что при ремонте и модификации транспортных средств начисления допускается прекратить сроком до 1 года. При передаче ТС по условиям договора, предусматривающим безвозмездное использование, начисления по амортизации также прекращаются. Ещё одним исключением, когда амортизация не начисляется, является временная консервация. Это чаще всего встречается в работе сельскохозяйственных предприятий.

Лучшие цены и условия на покупку новых авто

Кредит 6,5% / Рассрочка / Trade-in / 98% одобрений / Подарки в салоне Мас Моторс

Источник: https://drivertip.ru/zhizn/kak-pravilno-rasschitat-amortizatsiyu-avtomobilya.html

Как рассчитать амортизацию авто

Чтобы провести расчет амортизации автомобиля, совсем не обязательно обладать специфическими бухгалтерскими знаниями. Если следовать инструкции, это не так и сложно.
Один из простых вариантов, как можно рассчитать приблизительную амортизацию, выглядит следующим образом. Для этого возьмите справочник с указанием всех моделей автомобилей и их балансовой стоимостью (такие есть у бухгалтеров предприятий, на которых эксплуатируются автомобили). Она зависит от года выпуска авто. Цифру, которую вы там найдете, разделите на количество месяцев, в течение которых вы использовали автомобиль. Таким образом вы сможете рассчитать месячную амортизацию машины.
Стоит учитывать, что данный расчет не будет истиной в последней инстанции, т.к. выполнен он довольно грубо. Ведь при его составлении не учитывается ряд параметров, которые являются довольно важными.
Как вариант, можно рассчитать амортизацию автомобиля онлайн на сайте http://www.ocenchik.ru/iznos/. Введите в указанные поля данные своего авто, и система автоматически рассчитает вам необходимую цифру.
Для того чтобы провести более детальный расчет амортизации автомобиля, вам понадобится вести специальные записи. В них обязательно учитывайте все финансовые затраты, связанные с автомобилем: замену расходников, затраты на бензин, прохождение ТО и траты на ремонт, также стоит учитывать и сезонные замены шин. Единственное, что стоит помнить, — это то, что все данные необходимо подкреплять чеками. Все эти данные складываются, делятся на количество времени, в течение которого эксплуатировался автомобиль – в результате, получаются данные, по которым можно сделать более точный вывод об амортизации автомобиля.

Какие автомобили проходят амортизационный расчет

Естественно, что рассчитать амортизационные расходы можно для любого автомобиля. Однако, если речь идет об организации, здесь действует ряд исключений. Так, например, машины делятся на группы, которые зависят от года выпуска транспортного средства. В основном, выделяют три группы:
— авто в возрасте от 0 до 5 лет;
— авто от 5 до 7 лет;
— авто от 7 до 10 лет.
Обычно организации стараются проводить расчет по авто старше 5 лет. Для тех, что не дотягивают, попросту применяют 10-20% амортизационные расходы от общей стоимости автомобиля. Учитывается и дополнительное оборудование, установленное в машине. А порой на расчет амортизации влияет даже скорость, с которой может передвигаться транспортное средство.
Это деление необходимо еще и для налоговых расчетов. Ведь амортизационные расходы, как и любые другие, необходимо очень четко отражать в декларации.

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-811976-chto-takoe-amortizaciya-avtomobilya-i-kak-ee-rasschitat

19 апреля 2018 Амортизация

Если транспорт компания признает основным средством, то автоматически появляется обязанность по ежемесячному начислению амортизацию.

Для правильного расчета амортизационных отчислений автомобилей необходимо знать срок полезного использования.

Порядок определения СПИ в бухгалтерском и налоговом учете отличается.

Не нашли в статье ответ на Ваш вопрос?

Получите инструкции, как решить именно Вашу проблему. Позвоните по телефону прямо сейчас:

+7 (499) 490-27-62 — Москва — ПОЗВОНИТЬ

+7 (812) 603-45-17 — Санкт-Петербург — ПОЗВОНИТЬ

+8 (800) 500-27-29 доб.849 — Другие регионы — ПОЗВОНИТЬ

Это быстро и бесплатно!

>Полезное видео

Как определяется срок полезного использования для нового автомобиля и средства бывшего в эксплуатации (подержанного), подробно рассказано в данном видео:

Бухгалтерский учет автомобиля

Если автомобиль предполагается использовать для служебных нужд на протяжении длительного времени – 12 месяцев и более, – то машина принимается к учету в качестве объекта ОС (п. 4 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утв. приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н; п. 2 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утв. приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н). Объекты ОС принимаются к учету по первоначальной стоимости, которая складывается из фактических затрат на их приобретение, за исключением НДС и других возмещаемых налогов.

При покупке автомобиля его стоимость равна сумме, уплачиваемой продавцу в соответствии с договором (п. п. 7, 8 ПБУ 6/01, п. п. 23, 24 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств). Моментом принятия объекта к учету в составе ОС является дата фактической готовности машины к использованию. Факт готовности и принятия объекта к учету в составе ОС оформляется составлением соответствующего первичного учетного документа (ч. 1, 3 ст. 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», п. 7 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств). В случае с машиной такой бумагой будет акт (накладная) приемки-передачи ОС, составляемый на каждый отдельный инвентарный объект (п. 38 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств).

Затраты на приобретение ОС отражаются по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 08-4 «Приобретение объектов основных средств», в корреспонденции с кредитом счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Читайте также «Расчет транспортного налога»

Сформированная первоначальная стоимость объекта списывается со счета 08, субсчет 08-4, в дебет счета 01 «Основные средства» (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утв. приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н).

Начисление амортизации

Стоимость объектов ОС погашается посредством начисления амортизации (п. 17 ПБУ 6/01, п. 49 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств). При применении в бухгалтерском учете линейного способа начисления амортизации годовая сумма отчислений рассчитывается исходя из его первоначальной стоимости и нормы амортизации, исчисленной с учетом срока полезного использования объекта ОС, установленного компанией при принятии объекта ОС к бухгалтерскому учету (п. 18, абз. 2 п. 19 ПБУ 6/01, пп. «а» п. 54 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств).

Начисление амортизации начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к бухгалтерскому учету, и прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости объекта, либо его списания с бухгалтерского учета (п. 21 ПБУ 6/01, п. 61 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств).

Амортизационные отчисления признаются в бухгалтерском учете расходами по обычным видам деятельности в месяце их начисления (п. п. 5, 8, 16, 18 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утв. приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н, п. 64 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств).

Обратите внимание

Затраты компании, связанные с арендой транспортного средства, которое используется для управленческих нужд, относятся к расходам по обычным видам деятельности и признаются в учете ежемесячно в суммах, установленных договором.

Амортизация по автомобилю, используемому для управленческих нужд, отражается по дебету счета 26 «Общехозяйственные расходы» (44 «Расходы на продажу» – для торговых организаций) и кредиту счета 02 «Амортизация основных средств» (п. 25 ПБУ 6/01, п. 65 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, Инструкция по применению Плана счетов).

Читайте также «Амортизация легкового автомобиля»

Срок использования машины

Для налогового учета приобретенный автомобиль признается амортизируемым имуществом и учитывается в составе ОС (п. 1 ст. 256, п. 1 ст. 257 НК РФ). Первоначальная стоимость объекта ОС равна цене его приобретения (абз. 2 п. 1 ст. 257 НК РФ). При применении линейного метода сумма начисленной за один месяц амортизации в отношении объекта амортизируемого имущества определяется как произведение его первоначальной стоимости и нормы амортизации, определенной для данного объекта. Норма амортизации определяется исходя из срока полезного использования (пп. 1 п. 1 ст. 259, п. 2 ст. 259.1 НК РФ).

Читайте также «Особенности начисления амортизации в налоговом учете»

Срок использования машины определяется фирмой самостоятельно на дату ее ввода в эксплуатацию с учетом Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1 (п. 1 ст. 258 НК РФ). В соответствии с Классификацией легковые автомобили (за исключением машин, отнесенных к иным группам) принадлежат к третьей амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно) (п. 1, абз. 4 п. 3 ст. 258 НК РФ)).

Начисление амортизации начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором объект был введен в эксплуатацию. Сумма начисленной амортизации ежемесячно признается в составе расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 3 п. 2 ст. 253, п. 2 ст. 259, п. 3 ст. 272 НК РФ).

Налоговый вычет

После принятия к учету автомобиля, который будет использоваться в деятельности, облагаемой НДС, организация может произвести налоговый вычет, предъявленного ей продавцом, на основании полученного счета-фактуры, соответствующего требованиям, установленным статьей 169 НК РФ (пп. 1 п. 2 ст. 171, абз. 1, 2 п. 1 ст. 172 НК РФ).

Счет-фактура регистрируется в части два журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур и в книге покупок. Сумма НДС, предъявленная организации при приобретении объекта ОС, отражается в бухгалтерском учете по дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», субсчет 19-1 «Налог на добавленную стоимость при приобретении основных средств». При принятии НДС к вычету производится запись по дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» и кредиту счета 19 (Инструкция по применению Плана счетов).

ПРИМЕР. УЧЕТ ОПЕРАЦИИ ПО ПРИОБРЕТЕНИЮ АВТОМОБИЛЯ

Организация по договору купли-продажи приобрела для управленческих нужд легковой автомобиль. Его стоимость составила 236 000 руб., в т. ч. НДС – 36 000 руб.). Оплата продавцу была произведена в безналичной форме в июле. Срок использования автомобиля составляет 50 месяцев. В соответствии с учетной политикой компании начисление амортизации для целей как бухгалтерского, так и налогового учета производится линейным способом.

Для целей налогообложения учет ведется методом начисления. В этом случае бухгалтерская и налоговая амортизация составит 4000 руб. (200 000 руб. / 60 мес.). Операции, связанные с приобретением автомобиля, следует отражать следующими проводками:

В месяце приобретения автомобиля

Дебет 08   Кредит 60
— 200 000 рублей – отражены вложения организации в приобретение объекта ОС;

Дебет 19-1   Кредит 60
— 36 000 рублей – выделен НДС;

Дебет 01   Кредит 08
— 200 000 рублей – легковой автомобиль принят к учету в составе ОС;

Дебет 68/НДС   Кредит 19
— 36 000 рублей – НДС предъявлен к вычету из бюджета;

Дебет 60   Кредит 51
— 236 000 рублей – перечислены продавцу денежные средства за легковой автомобиль.

Ежемесячно в течение установленного срока полезного использования

Дебет 26(44)   Кредит 02
— 4000 рублей – отражена сумма начисленной амортизации.

Налог на прибыль

Арендная плата за временное владение и пользование машиной, используемой для управленческих нужд, учитывается в целях налогообложения прибыли в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании подпункта 10 пункта 1 статьи 264 НК РФ.

Обратите внимание

Стоимость объектов ОС погашается посредством начисления амортизации. При применении в бухгалтерском учете линейного способа начисления амортизации годовая сумма отчислений рассчитывается исходя из его первоначальной стоимости и нормы амортизации.

По общему правилу расходы признаются при условии соответствия их требованиям, установленным пунктом 1 статьи 252 НК РФ, т. е. расходы должны быть документально подтверждены и обоснованны. Документальным подтверждением трат на аренду для целей налогообложения являются заключенный договор, содержащий порядок выплаты арендных платежей, документы, подтверждающие уплату платежей, а также акт приемки-передачи имущества. При этом ежемесячного составления актов оказанных услуг по договору аренды для указанных целей не требуется (если это не предусмотрено договором аренды) (см., например, письма Минфина России от 24 марта 2014 г. № 03-03-06/1/12764, УФНС России по г. Москве от 17 октября 2011 г. № 16-15/100085@).

НДС

Суммы НДС, предъявленные арендодателем по услугам за предоставление транспортного средства, используемого для управленческих нужд, организация вправе принять к вычету при условии принятия к учету указанных услуг и при наличии счетов-фактур, оформленных в соответствии с требованиями законодательства (пп. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172, п. 2 ст. 169 НК РФ).

ПРИМЕР. УЧЕТ ОПЕРАЦИЙ ПО АРЕНДЕ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Согласно заключенному договору ежемесячная арендная плата составляет 11 800 руб. (в том числе НДС 1800 руб.) и перечисляется арендодателю не позднее 10-го числа месяца, следующего за месяцем аренды. Стоимость ТС, указанная в договоре аренды – 400 000 руб. Автомобиль используется для управленческих нужд организации. Для налогообложения учет ведется методом начисления. В учете компании затраты на аренду легкового автомобиля по договору следует отражать следующим образом:

Дебет 001
— 400 000 рублей – стоимость арендованного автомобиля отражена на забалансовом счете.

Ежемесячно в течение срока действия договора аренды

Дебет 26(44)   Кредит 76
— 10 000 рублей – арендная плата за текущий месяц отражена в составе расходов по обычным видам деятельности;

Дебет 19   Кредит 76
— 1800 рублей – отражен НДС, предъявленный арендодателем;

Дебет 68-НДС   Кредит 19
— 1800 рублей – принят к вычету предъявленный НДС.

При перечислении арендной платы арендодателю

Дебет 76   Кредит 51
— 11 800 рублей – произведены расчеты с арендодателем за текущий месяц.

При возврате арендованного автомобиля

Кредит 001
— 400 000 рублей – cписана с забалансового счета стоимость возвращаемого арендодателю автомобиля.

Журнал «Расчет»

Правдивый журнал о работе бухгалтера сегодня. В издании не публикуются теории или нормы законов, все тексты – реальный опыт бухгалтеров, директоров, юристов и кадровых работников. Интересную статью «для себя» в каждом номере найдет любой сотрудник компании.

Заказать журнал

Источник: http://www.buhgalteria.ru/article/n154817

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *