СПК 009 6 2017

13 декабря 2019 16:11

Изменения пенсионного законодательства в 2019 году коснулись не только страховой пенсии по старости, но и социальной. Возраст выхода на социальную пенсию по старости также постепенно повышается на 5 лет. Эти изменения не затронули социальную пенсию по инвалидности и по потере кормильца.

На социальную пенсию по старости могут рассчитывать граждане, которые постоянно проживают на территории России и не приобрели права на установление страховой пенсии по старости. Это может быть связано с отсутствием необходимого страхового стажа и (или) суммы пенсионных коэффициентов. Возраст, по достижении которого возникает право на социальную пенсию по старости, повышается на 5 лет в соответствии с поэтапным переходным периодом. К 2028 году мужчинам социальная пенсия по старости будет назначаться по достижении 70 лет, женщинам – по достижении 65 лет.

При этом люди, потерявшие трудоспособность из-за инвалидности, могут обратиться за назначением социальной пенсии по инвалидности независимо от возраста.

В соответствии с федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении право на социальную пенсию имеют постоянно проживающие в России:
— инвалиды, дети-инвалиды и инвалиды с детства — получают социальную пенсию по инвалидности;
— потерявшие одного или обоих родителей дети до 18 лет или дети от 18 лет, обучающиеся очно, а также дети умершей одинокой матери — получают социальную пенсию по случаю потери кормильца;
— дети, оба родителя которых неизвестны, — получают социальную пенсию;
— представители малочисленных народов Севера, достигшие 55 или 50 лет (мужчины и женщины соответственно), — получают социальную пенсию по старости:
— мужчины 70 лет и женщины 65 лет, не заработавшие права на страховую пенсию по старости – получают социальную пенсию по старости. Граждане, которым в текущем году исполнится 65 лет (мужчинам) и 60 лет (женщинам), социальная пенсия назначается с увеличением пенсионного возраста, т.е. мужчинам в 65 лет 6 месяцев, женщинам — 60 лет 6 месяцев.

Для оформления социальной пенсии граждане могут обратиться как в территориальные органы Пенсионного фонда или МФЦ, так и через «Личный кабинет гражданина» на официальном сайте ПФР.

ЭСПК создан 22.10.2014 г. решением Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям в целях организации и координации деятельности по развитию профессиональных квалификаций в электроэнергетике, в т.ч. мониторингу рынка труда, разработки и организации применения профессиональных стандартов, обновления ФГОС, аккредитации профессиональных образовательных программ, создания единой системы сертификации профессиональных квалификаций в электроэнергетике. Базовая организация ЭСПК – Ассоциация «ЭРА России» (Объединение работодателей электроэнергетики).

Председатель ЭСПК, Президент Ассоциации «ЭРА России» – Замосковный Аркадий Викторович.

В состав ЭСПК (25 человека) вошли представители работодателей и ассоциаций всех видов деятельности в электроэнергетике, в т.ч. в сферах:

  • производство электрической и тепловой энергии;

  • производство электрической энергии гидроэлектростанциями;

  • передача и распределение электрической энергии, сбытовая деятельность;

  • оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике;

  • научно-исследовательская, проектная и экспертная деятельность (АО «Техническая инспекция ЕЭС»);

  • профессиональное образование, обучение и повышение квалификации (НИУ «Московский энергетический институт», ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный энергетический университет», ФГБОУ ВПО «Казанский государственный энергетический университет», НП «КОНЦ ЕЭС», ФГАОУ ДПО «ИПК ТЭК», Международная ассоциация корпоративного образования);

  • органы государственной власти, профессиональные союзы, профильные ассоциации и представители смежных отраслей (Минэнерго России, Минтруд России, Ростехнадзор, Сибирская Энергетическая Ассоциация, Общественная организация «Всероссийский Электропрофсоюз»).

    Заседание Совета по профессиональным квалификациям в электроэнергетике, 2019 г.

Персональный Состав ЭСПК

Полномочия ЭСПК

ЭСПК действует на основании Федерального закона от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» и Примерного положения о совете по профессиональным квалификациям, утвержденного Приказом Минтруда России от 19.12.2016 № 758н.

Конкретный перечень полномочий Совета определен решением Национального совета при Президенте Российской Федерации от 22 октября 2014 года:

  • Проведение мониторинга рынка труда в электроэнергетике, потребности в квалификациях, появлении новых профессий, изменений в наименованиях и перечнях профессий;

  • Разработка, актуализация и организация применения профессиональных стандартов;

  • Разработка, актуализация и организация применения отраслевой рамки квалификаций и квалификационных требований;

  • Участие в определении потребностей в образовании и обучении, в разработке образовательных стандартов профессионального образования, в обновлении и профессионально – общественной аккредитации программам профессионального образования и обучения;

  • Организация и координация деятельности по оценке профессиональных квалификаций в электроэнергетике, установление требований для подтверждения профессиональной квалификации.

Решение Национального совета о создании ЭСПК от 22 октября 2014 года.

Положение о Совете по профессиональным квалификациям в электроэнергетике Российской Федерации (одобрено решением ЭСПК от 27.02.2017 г., с учетом изменений от 05.12.2019).

QR визитка

Контакты

+ 7 (495) 234-76-16 | espk@era-rossii.ru

Ответственный секретарь – Павлов Александр Валентинович
+7 (495) 234-76-15 | espk@era-rossii.ru

Данные в Реестре сведений о проведении независимой оценки квалификации

Примерный план заседаний ЭСПК в 2020 году

март | июнь | сентябрь – октябрь | декабрь

Основные направления работы ЭСПК на 2020 год.

План работы Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям на 2019 год.

Основные решения ЭСПК

Отчеты ЭСПК

Отчет о работе ЭСПК за 2015 г. Отчет о работе ЭСПК за 2016 г. Отчет о работе ЭСПК за 2017 г.
Отчет о работе ЭСПК за 2018 г. Отчет о работе ЭСПК за 2019 г.

Акт проверки № 9 Минтрудом России Совета по профессиональным квалификациям в электроэнергетике (по результатам проверки не выявлены нарушения требований, установленных нормативными правовыми актами).

  • Календарь событий
  • Архив новостей в сфере развития системы профессиональных квалификаций

2 019′ 0 2

ВЛАСТЬ

РАЗОВ Павел Викторович — доктор социологических наук, доцент; профессор департамента социологии, истории и философии Финансового университета при Правительстве РФ (125993, Россия, г. Москва, Ленинградский пр-кт, 49;pvrazov@fa.ru)

ЮШКОВА Светлана Александровна — кандидат экономических наук, Dr. Habilitatus, доцент; доцент департамента социологии, истории и философии Финансового университета при Правительстве РФ (125993, Россия, г. Москва, Ленинградский пр-кт, 49; ysa67@mail.ru) ДОРОШЕНКО Марина Витальевна — специалист по маркетинговым коммуникациям брендинго-вого агентства «Style You» (121170, Россия, г. Москва, Кутузовский пр-кт, 36, стр. 23, офис 112; mar.dorosh95@gmail.com)

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЕНСИОННЫЙ КАПИТАЛ: СТРАТЕГИИ ДЕЙСТВИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются аспекты введения индивидуального пенсионного капитала (ИПК) взамен существующей накопительной пенсионной системы РФ. Авторы соотносят позитивные и негативные стороны этого этапа пенсионной реформы, делают прогнозы и формулируют рекомендации, а также делают предположения о специфике реакций на систему ИПК гражданами с различными пенсионными стратегиями.

Ключевые слова: индивидуальный пенсионный капитал, пенсионная реформа, пенсионная система, пенсионные стратегии

Реформирование системы пенсионного обеспечения в России продолжается.

Первый этап, который заключался в т.ч. в повышении пенсионного возраста, введен в силу. Второй этап реформы предусматривает внедрение системы индивидуального пенсионного капитала (ИПК), которая предлагает гражданам самостоятельно формировать накопительную часть своей пенсии. По замыслу авторов реформы, предполагается, что внедрение системы ИПК сможет решить как минимум две проблемы в России: во-первых, повысит благосостояние будущих пенсионеров, во-вторых, окажет положительное влияние на экономику страны. Граждане получают инструмент для формирования образа жизни после выхода на заслуженный отдых. Экономика страны получает пенсионные накопления как источник долгосрочных инвестиций.

Следует отметить, что внедрение ИПК не является чем-то новым для пенсионной системы России, ведь элементы накопительной системы были внедрены в результате пенсионной реформы 2002 г. и практически перестали действовать в 2014 г. Отметим, что до 2014 г. за тех граждан, чей тариф — это страховая плюс накопительная пенсии, работодатель отчислял 6% на формирование накопительной пенсии (в ПФР или НПФ) и оставшиеся 16% — на страховую пенсию.

Накопительная пенсия являлась более индивидуализированной частью пенсии; в отличие от страховой пенсии, она не имела солидарный характер. Накопленные средства (6%, которые работодатель с каждой зарплаты работника отчислял в ПФР или НПФ) не индексировались, но инвестировались выбранным страховщиком, чем и обеспечивалась их сохранность. Это — длинные деньги, важные для развития экономики страны. К тому же накопительной частью можно распоряжаться в различных обозначенных законом обстоятельствах и даже унаследовать.

С 2014 г. отчисления на формирование накопительной части пенсии для россиян заморожены. Мораторий продлен до 2020 г. Заморозка накопительной части говорит о несостоятельности предложенной системы и используется как инструмент сокращения дефицита бюджета ПФР. При введении системы ИПК

предполагается 2-летний переходный период. В течение данного периода граждане, у которых сформирована накопительная часть пенсии, могут или перевести накопления в дополнительные баллы, или отправить как первый взнос в систему ИПК. Средства так называемых молчунов в течение этого срока будут автоматически переведены в дополнительные баллы, что является завершением их участия в накопительной системе.

На сегодняшний, 2019 г. отчисления в Пенсионный фонд России делает работодатель от фонда оплаты труда, не удерживая их из заработной платы, как при выплате НДФЛ. Работодатель отчисляет 30% от уровня зарплаты каждого сотрудника: 22% — в ПФР, 5,1% — в ФОМС (федеральный Фонд обязательного медицинского страхования) и 2,9% — в ФСС (Фонд социального страхования РФ). Это значит, что все 22% отчислений, которые делает работодатель, идут на формирование страховой пенсии. То есть, эти денежные средства используются для выплаты пенсии существующим пенсионерам и параллельно формируют право граждан на выплату им в будущем пенсии. Это право имеет численное выражение в виде индивидуального пенсионного коэффициента, который, в свою очередь, зависит от дохода гражданина. Его будущая пенсия будет формироваться из базовой государственной выплаты (фиксированная сумма) и выплаты по этому коэффициенту, стоимость которого дважды в год определяется Правительством РФ.

Отметим, что на величину индивидуального пенсионного коэффициента также влияют так называемые нетрудовые периоды: это уход за детьми, инвалидами; прохождение службы в армии; сопровождение супруга в дипломатических и военных поездках. Заметна позитивная тенденция изменения пенсионной системы в сторону дифференциации в соответствии с потребностями населения.

Экономическая обстановка последних лет привела к снижению темпов роста доходов населения, что напрямую отражается на сберегательном поведении населения. И хотя есть способы заниматься пенсионными накоплениями самостоятельно, в рамках ДПС (добровольное пенсионное страхование) или иными способами, низкие доходы граждан и, возможно, недоверие к финансовым институтам приводят к непопулярности таких услуг.

Измененную концепцию формирования накопительной части пенсии предложил Минфин России совместно с Центробанком в законопроекте об индивидуальном пенсионном капитале (далее — ИПК) еще в 2016 г.

В 2017 г. предполагалось, что годом начала введения системы ИПК станет 2019 г. Однако свод изменений1, начавший свое действие с января 2019 г., отсрочил реализацию проекта ИПК. Общественное обсуждение законопроекта предполагалось еще в августе 2018 г., однако до сих пор текст документа не опубликован2.

Сейчас планируемое время введения системы ИПК — 2020 г. Основной обсуждаемый вопрос заключается в выборе, как именно переводить граждан на систему ИПК — автоматически или в заявительном порядке.

При внедрении ИПК предполагается переход на полностью солидарный тариф, т.е. все 22% заработной платы, которые перечисляет работодатель из фонда заработной платы, будут идти на распределительную систему — на пен-

2 019′ 0 2

ВлАсть

сии тем, кто уже достиг пенсионного возраста. По сути, это возврат к распределительной системе, и многие эксперты оценивают этот шаг как возврат к финансовой системе пенсионного обеспечения, существовавшей 15 лет назад.

Накопительный элемент ИПК позволяет гражданам взять на себя ответственность и самостоятельно предпринять усилия по формированию дополнительных доходов, которые они смогут получить по окончании трудовой деятельности. Однако предполагается подключение всех работников трудоспособного возраста автоматически или в заявительном порядке к программе ИПК и осуществление платежей в форме добровольных отчислений именно от заработной платы работника со ставкой от 0% в первый год, 1% — во второй и так через ежегодное повышение — до 6%. Отметим, что для граждан возможна заморозка % ставки сроком на 5 лет.

Подключение граждан изначально предполагалось осуществлять автоматически, основываясь на ст. 158 Гражданского кодекса РФ «Форма сделок», п. 3 которой гласит, что «молчание признается выражением воли совершить сделку в случаях, предусмотренных законом или соглашением сторон».

Предлагается автоматическое подключение граждан, имеющих высокий уровень заработной платы, предположительно от 85 тыс. руб. в месяц. Однако данная категория граждан может подать заявление и выйти из системы. Сроки выхода обсуждаются. Граждане с уровнем заработной платы менее указанной суммы подключаются к системе ИПК после подачи заявления.

Схема с автоматическим подключением классифицируется как квазиобязательная частная система негосударственного пенсионного обеспечения. В таком случае категория граждан, проявляющих пенсионную инертность, например такая категория, как «молчуны» (граждане, средства пенсионных накоплений которых не переведены в НПФ, а так и остались в ПФР), будет задействована в пенсионной активности, и им придется хотя бы поверхностно разобраться в том, что они пишут в заявлении. Одной из проблем, существенно мешающих развитию НПО, является низкая финансовая грамотность населения в вопросах пенсионного обеспечения. Например, по результатам авторского исследования можно сделать вывод, что такое понятие, как «заморозка пенсий», многие соотносят исключительно с заморозкой пенсионных выплат существующим пенсионерам и не понимают механизма накопительной пенсии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сам проект ИПК направлен на стимулирование негосударственного пенсионного обеспечения (НПО) и на достижение социально приемлемого уровня пенсионного обеспечения. Предполагается, что добровольные взносы с зарплаты смогут и захотят осуществлять представители среднего класса — именно они смогут обеспечить себе достойную пенсию.

От ИПК можно будет отказаться в форме «каникул», которые фиксируют процентную ставку отчислений и которые можно продлевать каждые 5 лет на протяжении всей жизни. За свои отчисления граждане получают налоговую льготу — вычет по НДФЛ до 6% заработка. В спорности проекта ИПК сомнений нет. Россияне действительно не расположены к длительным сберегательным стратегиям, тогда как пенсионные накопления являются самыми долгосрочными сбережениями; к тому же, будучи наученными горьким опытом заморозки накопительных частей пенсии, продленных до 2019 г., не многие будут готовы охотно отчислять процент от зарплаты в пользу ИПК. Этот вопрос решен в проекте таким образом, что ИПК становится частной собственностью граждан. Предполагается, что уже накопленные обязательства в виде объема накопительных пенсий в рамках ОПС станут частью ИПК. Однако точно об этом узнать можно, лишь увидев сам документ.

При внедрении концепции ИПК в действие перед гражданами встанет ряд вопросов: например, какому НПФ они доверяют настолько, что готовы хранить в нем свои личные пенсионные накопления в течение долгих лет до выхода на пенсию. Важно понимать, что при реализации проекта ИПК граждане столкнутся с необходимостью выбора НПФ или УК, в который они будут отчислять уже собственные средства, а не средства работодателя. То есть, доверие к таким НПФ и лояльность клиентов должны оправдаться в долгосрочной перспективе ожидания.

По данным Аналитического центра НАФИ1, доверие россиян к банкам растет и сейчас находится на отметке в 65% (16% полностью доверяют и 49% скорее доверяют). Согласно тому же исследованию, доверие к НПФ находится на уровне 15%2.

Привлекая клиентов, НПФ сообщают о более высокой доходности своих инвестиций, однако из данных ежегодного обзора АНПФ за 2017 г. и начало 2018 г. следует, что только один из всех существующих НПФ по доходности средств накопительной пенсии смог обогнать ВЭБ. К тому же до сих пор не введена фидуциарная ответственность (материальная ответственность руководства фонда перед клиентами) НПФ. Далеко не все фонды раскрывают детали отчетности, связанные с тем, в какие бумаги они инвестируют имеющиеся средства.

Государство стало ужесточать требования к НПФ. Так, в 2015 г. для НПФ стали обязательными прохождение процедур акционирования и вступление в систему гарантирования пенсионных накоплений (АСВ). Второй сложностью в существовании НПФ стал мораторий 2014 г. — запрет на перевод средств пенсионных накоплений. Таким образом, число НПФ снизилось со 120 в 2014 г. до 92 в 2018 г.

Субъективные показатели пенсионных стратегий — это данные опросов, проведенных исследовательскими социологическими центрами. Пенсионные стратегии могут определяться ответами респондентов на вопросы анкет: это мотивационные, определяющие причины того или иного действия или мнения; ситуационные, показывающие возможное поведение или реакцию человека на ситуативное событие.

В 2018 г. авторы провели социологическое исследование, целью которого являлись изучение и систематизация существующих пенсионных стратегий населения. Исследование проводилось методом глубинного интервью, объект исследования — граждане РФ, жители мегаполиса предпенсионного возраста, вошедшие в систему формирования пенсионных накоплений в 2002 г. (старше 40 и моложе 50 лет).

Под пенсионной стратегией в исследовании понималась совокупность силы двух факторов: самостоятельности действий в рамках пенсионной системы и уровня доверия государству как гаранту пенсий.

Исследование показало, что доверие пенсионной системе и государству как страхователю (в роли ПФР), а также НПФ у людей низкое. Помимо этого, важной проблемой оказалась невысокая пенсионная грамотность и низкий уровень информированности о пенсионных нововведениях. В результате исследования были выявлены 4 вида пенсионных стратегий: пенсионный нигилизм, пенсионный патернализм, пенсионное партнерство и самостоятельная пенсионная активность.

1 Репрезентативный всероссийский опрос НАФИ проведен в ноябре 2018 г. Опрошены 1 600 чел. в 140 населенных пунктах 42 регионов России. Возраст: 18 лет и старше. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.

2 019′ 0 2

ВЛАСТЬ

Анализ особенностей выделенных пенсионных стратегий позволяет сделать следующие выводы.

Во-первых, приверженцы стратегии пенсионного партнерства положительно оценят введение ИПК и в меру материальных возможностей попробуют принять в нем участие.

Во-вторых, приверженцы стратегии пенсионного патернализма в силу высокого доверия государству как гаранту пенсии, с одной стороны, и низкого уровня собственной активности — с другой, также положительно оценят введение ИПК. Однако если им придется самостоятельно подключаться к данной системе и выбирать из негосударственных пенсионных фондов подходящий, то они могут и не принять участие в системе ИПК, просто не написав заявление или из-за недоверия НПФ.

Группа граждан, близких к стратегии самостоятельной пенсионной активности, могут не поддержать внедрение системы ИПК, с одной стороны, из-за недоверия государству как гаранту достойной пенсии, а с другой — в силу собственной активности. Отметим, что это часто группа с высокими доходами, которая либо уже принимает участие в НПО, либо имеет иной надежный планируемый источник доходов на пенсии: инвестиции, недвижимость, вклады и др.

Что касается стратегии пенсионных нигилистов, которая предполагает как недоверие государству, так и низкий уровень социальной активности, то тех из них, кто не является протестно настроенным, проект ИПК сможет заставить задуматься о будущей пенсии. На наш взгляд, самое важное, что несет в себе проект ИПК, — это необходимость взять на себя ответственность и задуматься об источнике формирования доходов на пенсии.

Таким образом, при внедрении концепции ИПК необходимо провести массовую рекламную кампанию, включающую в себя инструктаж (в виде лекций) на местах работы с выдачей информационных брошюр с описанием возможностей квазиобязательной программы. Здесь же уместным будет объяснение принципов работы НПФ и составление списков рекомендуемых и не рекомендуемых НПФ для определения накопительной части в рамках ИПК. И главное, необходимо формировать доверие населения государству и его реформам.

INDIVIDUAL PENSION CAPITAL: ACTION STRATEGIES

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *