Спецоценка условий труда

Содержание

Сроки проведения специальной оценки условий труда СОУТ

В статье описаны аспекты вопроса, в том числе сроки проведения специальной оценки условий труда (СОУТ), которые регламентируются Трудовым Кодексом РФ (статья 212) и Федеральным законом №426, принятым в 2013 году.

Процедура СОУТ заменила аккредитацию, все сроки проведения СОУТ изложены в федеральном законе. На основании сведений заполняется декларация для государственной трудовой инспекции.

Зачем нужна специальная оценка?

Кроме формального повода, есть и моральный: комиссия определяет класс вредности, в котором приходится работать конкретному человеку. Выводы комиссии помогают создать конкретные рекомендации по охране труда. Если выполняются требования законодателя, то уменьшается вероятность несчастных случаев и профессиональных заболеваний. После выяснения класса вредности оптимизируется оплата труда и пенсионные отчисления, материальные компенсации.

Своевременная процедура специальной оценки защищает работодателя от штрафов и гражданской ответственности, а сотруднику позволяет сохранить здоровье или получить адекватную материальную компенсацию, создать должные условия труда.

В какие сроки проводится процедура

Законодательство предусматривает такую периодичность проведения СОУТ:

  • для рабочего места, созданного впервые, — до 12 месяцев;
  • если рабочее место было модернизировано (применено другое оборудование, изменена технология) — в течение года;
  • после того, как срок действия предыдущей специальной оценки закончился, в среднем это 5 лет.

Особенности проведения СОУТ в новых организациях

СОУТ, сроки проведения по закону которой определены в 1 год, обязательны для всех предприятий. В одинаковых условиях находятся юридические лица и индивидуальные предприниматели. Процедуру не требуется проводить в таких случаях:

  • сотрудник работает дома или удаленно;
  • есть офис или цех, но в нем нет людей.

Если помещение сдается в аренду, то специальную оценку проводит тот, кто в этом помещении работает.

К новым относятся рабочие места, существовавшие ранее, но на которых изменились условия труда — появилась другая технология или новое оборудование. Такая оценка проводится вне плана, и она обязательна до истечения первого года. Не нужна процедура в тех случаях, когда изменения не коснулись технологического процесса, а поменялись формальные признаки: ФИО, должность или название предприятия после реорганизации. Если работодатель решил, что новое место не требует специальной оценки, то об этом составляется локальный протокол, который письменно согласовывается с профсоюзом.

Как проводится СОУТ при наличии и отсутствии вредности

Периодичность проведения специальной оценки условий труда зависит от того, какие есть вредные факторы и к какому классу они отнесены.

Производство без вредных условий

Это 1 (оптимальный) или 2 (допустимый) класс вредности, когда здоровью работника ничего не угрожает. Декларация действительна 5 лет.

Если в течение этого времени никаких несчастных случаев или профзаболеваний не случилось, декларация продлевается автоматически на последующие 5 лет. В случае профессиональной болезни или несчастного случая проводится расследование. Если нет вины третьего лица, декларация прекращает действие, назначается внеочередная специальная оценка.

Производство с наличием вредных факторов

Таковыми признаются условия, когда превышены гигиенические нормы: 3 класс включает 4 подкласса (увеличение вредности от 1-го к 4-му), 4 — труд в конкретных условиях создает угрозу жизни или приводит к формированию профессиональных болезней.

Какова периодичность проведения специальной оценки условий труда в этих случаях? Закон предусматривает порядок проведения 1 раз в 5 лет, если не было изменений в характере труда. Однако новая декларация готовится и сдается к истечению 5-летнего срока, перерывы недопустимы.

Взаимосвязь аттестации рабочего места и СОУТ

То, что до 1 января 2014 года называлось аттестацией, сейчас именуется специальной оценкой. Если предприятие располагает документами о том, что АРМ проведена до указанного срока, то СОУТ проводить не нужно до тех пор, пока аттестация действительна. Это не касается ситуаций, когда были несчастные случаи или профзаболевания по вине работодателя.

Сроки, предусмотренные для внеплановых СОУТ

Какие установлены сроки проведения специальной оценки условий труда вне плана? Законодательством предусмотрено всего два срока: 6 и 12 месяцев.

Ситуации, при которых на проведение СОУТ есть 6 месяцев

Уложиться в 6 месяцев необходимо, если:

  • есть предписание о СОУТ;
  • началось использование новых компонентов производства, потенциально угрожающих здоровью людей;
  • использованы новые защитные средства, личные или коллективные — реконструкция, фильтры, безопасные станки, спецодежда;
  • зафиксирован несчастный случай, причиной которого стали условия труда;
  • сотрудник получил профзаболевание, что документально подтверждено медиками;
  • есть просьба или требование профсоюза.

Процедура оценки условий труда проводится для достижения результата, исключения вредностей, ухудшающих здоровье людей.

Ситуации, при которых на спецоценку отводится 1 год

В течение года нужно провести процедуру в таких случаях:

  • на действующем предприятии увеличилось количество рабочих мест;
  • изменилась технологическая цепочка, добавилось оборудование.

Условия проведения те же, что и при СОУТ для вновь созданных организаций.

Мероприятия и сроки после завершения оценки

После утверждения отчета о специальной оценке у работодателя возникают обязательства по отношению к собственным сотрудникам и сторонним организациям. Организация, проводившая СОУТ, извещается об утверждении отчета в течение 3 дней.

Сотрудники должны быть ознакомлены с итогами спецоценки в течение 30 календарных дней, обязательна подпись каждого. В этот же срок — 30 календарных дней — итог СОУТ должен появиться на сайте в открытом доступе. Здесь указываются мероприятия, снижающие или устраняющие производственные вредности.

Как долго нужно хранить материалы по спецоценке

Для составления отчета, хранения и действия установлены разные сроки.

Срок составления отчета

Одновременно с формированием комиссии издается приказ работодателя, в котором оговариваются сроки составления отчета.

Срок хранения отчета

Для производств, на которых не были выявлены вредности (классы 1 и 2) срок хранения составляет 45 лет. Для предприятий с классом вредности 3 и 4 срок увеличивается до 75 лет. Если предприятие изменило вредность производства с оптимального и допустимого (1 и 2 классы) на вредное и опасное (3 и 4 классы), то срок хранения отсчитывается с момента последней СОУТ.

Срок действия материалов СОУТ

Срок действия СОУТ в организации такой же, как и срок действия декларации, поданной в трудовую инспекцию. Оба этих срока соответствуют времени действия класса опасности, который был установлен при последней специальной проверке.

Пример отчета по специальной оценке

Отчет состоит из экспертной оценки и табличных данных. Обязательные пункты:

  • исчерпывающие сведения о предприятии, в том числе копия аккредитации;
  • описание и перечень рабочих мест с указанием вредности для каждого;
  • протоколы выполненных измерений с указанием измерительного оборудования;
  • оценочные карты;
  • ведомость, в которой сведены все данные с указанием классов вредности;
  • при необходимости — описание мероприятий по снижению вредности;
  • экспертное заключение.

Под отчетом каждый член комиссии ставит личную подпись. Последовательность проведения и ответственность в видео:

Аттестация рабочего места бухгалтера

Аттестация рабочих мест является обязательной и должна проводиться через пять лет. Такая процедура должна проводиться во всех без исключения организациях, учреждения и предприятиях, любых форм собственности на территории всей страны. Процедура аттестации проводится в полном соответствии со статьёй 212 главы 34 ТК РФ. По результатам аттестации выдаётся сертификат о том, то рабочее место данного специалиста соответствует заданным нормативам. Аттестация должна проводиться организацией, имеющей лицензию на данный вид деятельности и аккредитованной Минздравом России. Аттестующая организация не должна иметь никакой заинтересованности в деятельности аттестуемой кампании, то есть, аттестации должна быть независимой.

Аттестоваться в обязательном порядке должны все рабочие места, том числе и рабочие места офисных сотрудников. Рабочее место бухгалтера так же подлежит обязательной аттестации по истечении каждых пяти лет. Аттестация рабочего места бухгалтера предполагает целый ряд исследований и замеров. На рабочем месте бухгалтера в первую очередь проводятся замеры температуры помещения и его влажности и освещённости. Ведь в этом помещении человек должен не только проводить целый рабочий день, но и продуктивно работать. Работа бухгалтера напрямую связана с компьютером, а это говорит о том, что рабочие приборы человека этой профессии так же могут оказывать негативное влияние на его здоровье. К негативным факторам работы на компьютере относятся уровень электромагнитного излучения и шумовые эффекты. Эти параметры тоже подвергаются замерам в ходе аттестации означенного рабочего места. Казалось бы, что современная оргтехника не должна приносить никакого вреда здоровью человека, но тем не менее, всё ещё остаются руководители, которые экономя на современных технических средствах, подергают опасности самое главное — здоровье людей.

Аттестация рабочего места бухгалтера, так же как и любого другого сотрудника, предполагает ознакомление с результатами исследований. Это говорит о том, что сотрудник должен не только знать условия своего труда, но и вправе требовать их улучшения.

Спецоценка: просто о сложном

Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 6 июня 2014 г.

Содержание журнала № 12 за 2014 г.Е.А. Шаповал, юрист, к. ю. н.

Разбираемся с нюансами проведения спецоценки, предоставления гарантий работникам и уплаты взносов по ее результатам

С этого года все организации обязаны проводить спецоценкуч. 1 ст. 28 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ (далее — Закон № 426-ФЗ). А ее непроведение со следующего года чревато штрафами. Мы расскажем о некоторых нюансах.

Кого касается спецоценка

Малые предприятия тоже должны проводить спецоценку

Даже если у вас работает всего 2 человека — директор и бухгалтер, — вам надо проводить спецоценку. Никаких исключений для малых предприятий нет, и неважно, какая у вас численность работниковч. 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ. Причем ваш директор должен лично участвовать в комиссии по спецоценкеч. 3 ст. 9 Закона № 426-ФЗ.

Отсутствие деятельности не освобождает от спецоценки

Если в компании оформлен только один директор и компания деятельности не ведет, спецоценку надо проводить, если у директора есть рабочее место вне дома. Если же он выполняет обязанности директора на дому, то проводить спецоценку не надоч. 1, 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ.

Для дистанционных рабочих мест и надомников не нужна спецоценка

Если все сотрудники фирмы — дистанционные и надомные работники, что указано в их трудовых договорах, то спецоценку проводить не надоч. 1, 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ.

Безопасные условия труда не освобождают от спецоценки

Если по результатам аттестации условия труда в организации были признаны безопасными, то не надо было проводить повторную аттестацию. Однако на этом основании сейчас нельзя просто подать декларацию о соответствии условий труда нормативным требованиям без проведения их спецоценкич. 1, 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ. Если проведенная спецоценка подтвердит безопасность условий труда на рабочих местах и в течение 5 лет после этого у вас не будет несчастных случаев (профзаболеваний), то повторную спецоценку вы можете не проводить. Достаточно будет подать декларацию о соответствии условий труда нормативным требованиям. Эта декларация будет действовать в течение еще 5 летч. 5, 7 ст. 11 Закона № 426-ФЗ.

В офисах надо проводить спецоценку

Если в компании только офисные рабочие места, спецоценку надо будет провести обязательноч. 1, 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ. Но, скорее всего, она завершится для вас на этапе идентификации: если эксперт оценивающей организации не идентифицирует вредные и (или) опасные факторы на рабочих местах в вашем офисе, то условия труда на рабочих местах признаются комиссией допустимыми. Тогда второй этап спецоценки — исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов — не проводитсяч. 2, ч. 4 ст. 10 Закона № 426-ФЗ.

Идентификация потенциально вредных и опасных производственных факторов — это первый этап специальной оценки условий труда на рабочих местах, она не проводится в отношении «вредных» рабочих местч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ, а именно:

  • рабочих мест сотрудников, профессии, должности, специальности которых включены в Спискиподп. 1—18 п. 1 ст. 27 Закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ; Списки № 1 и № 2, утв. Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.91 № 10 для досрочного назначения трудовой пенсии по старости;
  • рабочих мест, в связи с занятостью на которых предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда (повышение оплаты труда не менее чем на 4% от тарифной ставки (оклада), установленной для таких же работ с нормальными условиями труда, сокращенное рабочее время — не более 36 часов в неделю, дополнительный отпуск продолжительностью не менее 7 календарных дней)статьи 92, 117, 147, 219 ТК РФ;
  • рабочих мест, на которых по результатам ранее проведенной аттестации или спецоценки были установлены вредные и (или) опасные условия труда.

И если спецоценка закончится для вас на этапе идентификации, то достаточно будет оформить по утвержденной формеприложение № 1 к Приказу Минтруда от 07.02.2014 № 80н декларацию соответствия рабочих мест установленным нормативамч. 1 ст. 11 Закона № 426-ФЗ. Не позднее 30 рабочих дней со дня утверждения отчета о спецоценке надо подать эту декларацию в трудинспекцию региона по месту нахождения компаниипп. 3—5 приложения № 2 к Приказу Минтруда от 07.02.2014 № 80н:

  • <или>почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении;
  • <или>в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью работодателя;
  • <или>посредством заполнения формы декларации на официальном сайте Роструда (сейчас сервис проходит финальную стадию тестирования).

Оценивают не штатные единицы, а рабочие места

Спецоценке подлежат все оборудованные рабочие места, имеющиеся в наличии, а не по штатному расписанию. Ведь в штатном расписании указаны должности, а не рабочие места. К тому же при многосменном режиме на одном рабочем месте может, сменяясь, работать несколько человек, должности которых указаны в штатном расписании. Или же на имеющемся оборудованном рабочем месте может никто не работать, так как эта должность в штатном расписании в момент проведения спецоценки вакантна.

Если нет «вредников», со спецоценкой можно не торопиться

Если у организации, которая раньше никогда не проводила аттестацию рабочих мест, нет «вредных» рабочих мест, то с проведением спецоценки можно не спешить. Вам надо завершить спецоценку до конца 2018 г.ч. 6 ст. 27 Закона № 426-ФЗ

Сроки проведения спецоценки

Для новых фирм сроки те же, что и для действующих

Спецоценку рабочих мест вновь созданных организаций надо провести в течение полугодап. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 17 Закона № 426-ФЗ.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

ШКЛОВЕЦ Иван Иванович Заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости

“Вновь созданные организации обязаны проводить внеплановую оценку рабочих мест, так как все рабочие места у них вновь организованныеп. 1 ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ. Работодатель обязан отразить все вновь организованные рабочие места в структуре организации, в частности в технической документации, либо в локальных нормативных актах. Если рабочее место вводится в эксплуатацию путем составления акта приемки — то со дня подписания акта. В других случаях днем введения рабочего места в эксплуатацию следует считать включение должности, по которой работник трудится на вновь созданном рабочем месте, в штатное расписание организации”.

Вместе с тем если вы планируете открыть фирму в ближайшее время и там не будет «вредных» рабочих мест, то спецоценку вы можете проводить поэтапно в течение 5 лет, то есть до конца 2018 г.ч. 6 ст. 27 Закона № 426-ФЗ

Когда проводить спецоценку, если срок действия аттестации истекает в 2014 г.

Если срок действия аттестации, по результатам которой условия труда были признаны допустимыми, истекает в 2014 г. и в организации нет «вредников» по Спискам, проводить спецоценку можно поэтапно до конца 2018 г.ч. 6 ст. 27 Закона № 426-ФЗ Ведь у вас нет «вредных» рабочих мест.

Спецоценку можно проводить до истечения срока аттестации

Если по результатам аттестации были установлены вредные (класс 3, степени вредности 3.1—3.4) и (или) опасные (класс 4) условия труда, а организация провела мероприятия по улучшению условий труда, то дожидаться окончания срока действия аттестации не обязательно. Можно провести спецоценку и раньше. Ведь если по результатам спецоценки условия труда будут признаны допустимыми (2 класс), то с даты утверждения отчета о спецоценке вы больше не обязаны будете предоставлять работникам гарантии и компенсации за работу во вредных и опасных условиях труда, а также уплачивать взносы в ПФР по доптарифуч. 3, 4 ст. 15 Закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ (далее — Закон № 421-ФЗ); ч. 2 ст. 58.3 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ.

Как проводить спецоценку

Аттестующие организации пока могут проводить спецоценку

За проведением спецоценки можно обратиться в ту же организацию, которая проводила у вас аттестацию рабочих мест.

Эта фирма вправе проводить спецоценку до истечения срока действия аттестата ее испытательных лабораторий. Если срок действия аттестата истекает в этом году, то она может проводить спецоценку до его окончанияч. 1, 2 ст. 27 Закона № 426-ФЗ.

Рабочие места «разъездников» оценивают в общем порядке

Как провести спецоценку рабочих мест сотрудников с разъездным характером работы, выполняющих ремонтные и монтажные работы по месту нахождения организаций-заказчиков, нам рассказали в Роструде.

“Спецоценка условий труда работников с разъездным характером работы (это должно быть отражено в трудовом договоре) проводится в общем порядке в соответствии с Методикой, утвержденной Приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н. Спецоценке может подлежать часть таких рабочих мест с отнесением других рабочих мест к аналогичным.

При заключении трудовых договоров, в соответствии с которыми работник будет выполнять работу не по месту нахождения работодателя, можно в них предусмотреть дополнительные условия, в частности о рабочем месте. Тогда спецоценка условий труда будет проводиться как раз на тех рабочих местах, которые указываются в трудовом договоре”.

ШКЛОВЕЦ Иван Иванович
Роструд

На спецоценке аналогичных рабочих мест можно сэкономить

Если комиссия по проведению спецоценки, определяя перечень рабочих мест, выявит аналогичные, то проводить спецоценку каждого такого места не нужно — хватит проверки 20% от их общего количества (но не меньше двух таких рабочих мест)ч. 5 ст. 9, ч. 1 ст. 16 Закона № 426-ФЗ. Однако если в процессе спецоценки выяснится, что хотя бы одно из таких рабочих мест не отвечает признакам аналогичности, спецоценку придется провести на всех рабочих местахч. 5 ст. 16 Закона № 426-ФЗ.

Аналогичные рабочие места — это рабочие местач. 6 ст. 9 Закона № 426-ФЗ:

  • расположенные в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах);
  • оборудованные одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
  • на которых трудятся работники:

— одной и той же профессии (должности, специальности), выполняющие одинаковые трудовые функции;

— в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса;

— с использованием одинакового производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья;

— обеспеченные одинаковыми средствами индивидуальной защиты.

Итоги спецоценки

Куда надо направлять результаты спецоценки

По результатам спецоценки проводившая ее специализированная организация оформляет отчетч. 1—3 ст. 15 Закона № 426-ФЗ по утвержденной формеприложение № 3 к Приказу Минтруда от 24.01.2014 № 33н. Он должен быть подписан всеми членами комиссии по спецоценке, включающей представителей работодателя и работниковч. 2 ст. 9 Закона № 426-ФЗ. Вы можете, но не обязаны направить результаты спецоценки в трудинспекцию по месту нахождения. Это имеет смысл делать, чтобы подстраховаться на случай, если оценивающая организация не введет данные в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения спецоценки. Она обязана будет это делать с 2016 г. Тогда данные введет трудинспекция.

Если у вашей компании есть сайт, то вы обязаны разместить сводные данные о результатах спецоценки на нем в течение 30 календарных дней со дня утверждения отчетач. 6 ст. 15 Закона № 426-ФЗ.

Кроме того, вы должны в письменной форме ознакомить работников с результатами спецоценки также в течение 30 календарных дней, исключая периоды болезни, командировки, отпуска, междувахтового отпускап. 4 ч. 2 ст. 4, ч. 5 ст. 15 Закона № 426-ФЗ.

Указываем условия труда на рабочем месте в трудовом договоре

В трудовом договоре обязательно должны быть указаны условия труда на рабочем местест. 57 ТК РФ. Речь идет о классе (подклассе) условий труда на рабочем месте по результатам спецоценки. Это условие может выглядеть так.

3.5. Условия труда на рабочем месте по степени вредности и (или) опасности являются допустимыми условиями труда (2 класс), что подтверждается отчетом о проведении специально оценки условий труда, утвержденным 01.07.2014.

После проведения спецоценки и утверждения отчета о спецоценке такое условие надо включать в трудовой договор сразу при его заключении с новыми работниками. Если трудовой договор был заключен до проведения спецоценки, то это условие включается в трудовой договор после ее проведения дополнительным соглашениемст. 57 ТК РФ; Письмо Минтруда от 21.03.2014 № 15-1/В-298. Если сотрудник принят на работу на вновь созданное рабочее место, в отношении которого проводится внеплановая спецоценка в течение 6 месяцев с момента его созданияп. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 17 Закона № 426-ФЗ, такое условие также включается в трудовой договор путем заключения дополнительного соглашения после утверждения отчета о спецоценке.

Какие компенсации «за вредность» положены работникам в этом году

До проведения спецоценки вы должны предоставлять работникам те же гарантии и компенсации, что и в прошлом году, если по результатам аттестации были установлены вредные (класс 3, степени вредности 3.1—3.4) и (или) опасные (класс 4) условия трудап. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ.

Это как минимумстатьи 92, 117, 147 ТК РФ (ред., действ. до 01.01.2014); п. 1 Постановления Правительства от 20.11.2008 № 870:

  • увеличение оплаты труда не менее чем на 4% от тарифной ставки (оклада), установленной для таких же работ с нормальными условиями труда;
  • дополнительный отпуск не менее 7 календарных дней;
  • сокращенная рабочая неделя не более 36 часов.

Если впоследствии спецоценка подтвердит прежние условия труда, то гарантии и компенсации надо будет предоставлять в тех же размерах, что и до проведения спецоценкич. 3 ст. 15 Закона № 421-ФЗ. И только если спецоценка признает условия труда допустимыми, работникам не надо будет предоставлять гарантии и компенсации «за вредность»Письмо Минтруда от 21.03.2014 № 15-1/В-298.

Если по результатам спецоценки объем предоставляемых работнику гарантий и компенсаций (надбавка к зарплате, сокращенный рабочий день, дополнительный отпуск) изменился, надо заключить дополнительное соглашение к трудовому договору, изменяющее его положения об условиях труда и предоставляемых гарантиях и компенсацияхст. 57 ТК РФ.

Взносы в ПФР по доптарифу не зависят от результатов аттестации

Если по результатам аттестации установлен оптимальные (класс 1) или допустимые (класс 2) условия труда, но у вас есть рабочие места, приведенные в подп. 1—18 п. 1 ст. 27 Закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ и в Списке № 2утв. Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.91 № 10, вы должны платить взносы в ПФР по доптарифу в размере 4%ч. 4 ст. 15 Закона № 421-ФЗ; ч. 2 ст. 58.3 Закона 24.07.2009 № 212-ФЗ; Письмо Минтруда от 21.03.2014 № 15-1/В-298. Прекратить уплату взносов в ПФР по доптарифу вы сможете, только если те же условия труда установит спецоценка.

Когда за «вредников» не надо платить взносы в ПФР по доптарифу

Если по результатам аттестации по всем рабочим местам установлены вредные (класс 3, степени вредности 3.1—3.4) условия труда, но ни одна из должностей не указана в подп. 1—18 п. 1 ст. 27 Закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ и в Списках № 1 и № 2утв. Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.91 № 10, то платить взносы в ПФР по доптарифу не надоПисьмо Минтруда от 13.03.2014 № 17-3/В-113 (п. 1). Ведь ваши сотрудники не заняты на работах, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

***

Если у вас есть «вредные» рабочие места, то вам, возможно, имеет смысл поторопиться со спецоценкой, не дожидаясь истечения срока действия результатов аттестации. Ведь только это позволит вам сэкономить на взносах в ПФР по доптарифу, если условия на рабочем месте, включенном в «пенсионные» Списки, будут признаны допустимыми.

Другие статьи журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» на тему «Охрана труда / компенсации»:

Специальная оценка условий труда (СОУТ) в 13 шагов: к проведению готовы!

Екатерина Добрикова, Валерия Зеновина

racorn / .com

С 1 января 2014 года работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»; далее – Закон № 426-ФЗ). Эта процедура введена вместо аттестации рабочих мест и во многом ее повторяет.

31 декабря 2018 года завершился период, когда работодатели могли поэтапно провести спецоценку условий труда в отношении рабочих мест, на которых проводится идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов. Речь идет о так называемых безопасных, «несписочных» рабочих местах, то есть не указанных в ч. 6 статьи 10 Закона № 426-ФЗ. По сути к этой категории относится большинство рабочих мест. Кроме того, лишь до этой даты могли действовать результаты ранее проведенной аттестации рабочих мест (письмо Минтруда России от 1 июня 2018 г. № 15-4/10/В-4010 «О специальной оценке условий труда»).

Таким образом, срок, в течение которого нужно было сделать СОУТ, уже истек для работодателей. С 1 января не выполнившие эту обязанность могут быть привлечены к ответственности по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП. Отметим при этом, что ответственность по указанной части не находится в зависимости от количества работников, чьи трудовые права были нарушены (письмо Роструда от 28 ноября 2016 г. № ПГ/31983-03-3).

Может ли быть проведена специальная оценка условий труда на вакантном рабочем месте? Узнайте ответ в «Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Получить доступ

Тем не менее, во-первых, спецоценку должны как можно скорее осуществить те, кто опоздал – в частности, Минтруд России пообещал реализовать в отношении малого бизнеса и ИП механизм предупреждения нарушений, в рамках которого работодателю сначала направят предостережение о недопустимости нарушения требований охраны труда, и лишь в случае его неисполнения – оштрафуют.

Кроме того, спецоценку могут впервые проводить те, кто только создал новые рабочие места. На это отводится год с момента их образования. То есть, например, если рабочее место создано в декабре 2018 года, то срок завершения СОУТ – декабрь 2019 года.

И тем, и другим категориям работодателей очень пригодится наша инструкция. В ходе проведения спецоценки им необходимо учесть ряд особенностей, чтобы избежать административной ответственности за нарушение установленного порядка проведения спецоценки по той же ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Рассмотрим порядок проведения этой процедуры подробнее.

Шаг 1. Издать приказ об образовании комиссии по проведению специальной оценки условий труда

Приняв решение о проведении специальной оценки условий труда, руководитель организации должен издать соответствующий приказ, определив в нем состав комиссии по проведению такой спецоценки, включая руководителя, а также порядок ее деятельности. При этом число членов комиссии должно быть нечетным, а в ее состав обязательно следует включить специалиста по охране труда (ч. 1-2 ст. 9 Закона № 426-ФЗ). Главой комиссии, как правило, назначается генеральный директор (ч. 4 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).

Шаг 2. Утвердить перечень рабочих мест для проведения специальной оценки

Перечень рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена спецоценка, в том числе и аналогичных, определяется созданной работодателем комиссией (ч. 5 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).

Специальная оценка при наличии аналогичных рабочих мест проводится только в отношении 20% от их общего числа, но в любом случае их должно быть больше двух (ч. 1 ст. 16 Закона № 426-ФЗ). Результаты спецоценки при этом применяются ко всем аналогичным рабочим местам.

НАША СПРАВКА

Аналогичные рабочие места – рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях, оборудованных одинаковыми или однотипными системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты (ч. 6 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).

Шаг 3. Издать приказ об утверждении графика проведения специальной оценки условий труда

Одновременно с определением перечня рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена специальная оценка условий труда, комиссия составляет график проведения спецоценки. Он должен быть утвержден соответствующим приказом руководителя организации.

БЛАНКИ

  • Приказ о проведении специальной оценки условий труда и образовании комиссии по ее проведению
  • Перечень рабочих мест для проведения специальной оценки условий труда
  • Приказ об утверждении графика проведения специальной оценки условий труда
  • Договор на проведение специальной оценки условий труда
  • Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда
  • Дополнительное соглашение к трудовому договору об условиях труда на рабочем месте

Другие бланки

При составлении данного графика следует учесть следующее.

По общему правилу, спецоценка проводится в отношении каждого рабочего места, включая офисные помещения, не реже чем один раз в пять лет (ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ).

Если ранее специальная оценка условий труда работодателем не проводилась, ее необходимо было провести не позднее 31 декабря 2018 года (ч. 6 ст. 27 Закона 426-ФЗ). При этом закон позволял сделать это поэтапно.

Исключение составляют рабочие места:

  • тех сотрудников, чья профессия, должность или специальность дает им право на досрочное назначение страховой пенсии по старости;
  • работа на которых дает право на гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и/или опасные условия труда (ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ).

Специальную оценку этих рабочих мест нужно было провести первоочередно, без разделения на этапы (письмо Минтруда России от 8 декабря 2014 г. № 15-1/В-1829). За неисполнение этой обязанности работодателю грозит административная ответственность, в том числе штраф в размере до 10 тыс. руб – для должностных лиц и ИП, до 80 тыс. руб. – для юридических лиц (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ).

Если же до 31 декабря 2013 года работодателем была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальную оценку в отношении этих рабочих мест можно не проводить в течение пяти лет со дня завершения аттестации (ч. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ).

Кроме того, помимо плановой спецоценки рабочих мест работодатель обязан проводить и внеплановую – например, при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест, изменении технологического процесса, получении соответствующего предписания от ГИТ и др. (ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ). Срок, в течение которого должна быть проведена внеплановая спецоценка условий труда, составляет от 6 до 12 месяцев в зависимости от основания для ее проведения (ч. 2 ст. 17 Закона № 426-ФЗ).

Шаг 4. Заключить со специализированной организацией договор на проведение специальной оценки условий труда

Чтобы провести специальную оценку условий труда, работодатель должен заключить с выбранной специализированной организацией соответствующий договор (ч. 2 ст. 8, ст. 19-21 Закона № 426-ФЗ). С реестром аккредитованных организаций можно ознакомиться на сайте Минтруда России (http://akot.rosmintrud.ru/).

Шаг 5. Передать организации, проводящей специальную оценку условий труда, необходимые сведения, документы и информацию

Как только договор со специализированной организацией будет заключен, работодатель обязан предоставить ей сведения, документы и информацию, характеризующие условия труда на рабочих местах (например, технологическую документацию, проекты строительства зданий и др.).

Шаг 6. Утвердить результаты идентификации потенциально вредных и/или опасных производственных факторов

При проведении специальной оценки условий труда специализированная организация первым делом осуществляет идентификацию потенциально вредных и/или опасных производственных факторов. Результаты этой идентификации, по ее завершении, утверждаются созданной работодателем комиссией (ч. 2 ст. 10 Закона № 426-ФЗ).

Затем организация приступает к измерению фактических значений вредных и/или опасных факторов, если таковые были выявлены (ч. 5 ст. 10 Закона № 426-ФЗ). По итогам исследования эксперт специализированной организации классифицирует условия труда на рабочих местах по степени вредности и/или опасности на оптимальные, допустимые, вредные и опасные (ч. 8 ст. 12, ст. 14 Закона № 426-ФЗ).

Шаг 7. Утвердить отчет о проведении специальной оценки условий труда

По итогам проведения спецоценки организация составляет отчет, который должен быть подписан всеми членами созданной работодателем комиссии и утвержден ее председателем (ч. 2 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). Член комиссии, не согласный с результатами специальной оценки условий труда, может изложить свое мотивированное мнение в письменной форме и приложить его к отчету.

Форма отчета и инструкция по ее заполнению утверждены приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н.

Шаг 8. Уведомить специализированную организацию об утверждении отчета о проведении специальной оценки условий труда

В течение трех рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда работодатель обязан уведомить об этом специализированную организацию, а также направить в ее адрес копию утвержденного отчета (ч. 5.1 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). Сделать это можно любым доступным способом, обеспечивающим возможность подтвердить факт такого уведомления.

Шаг 9. Подать декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда

Если наличие вредных и/или опасных производственных факторов по результатам идентификации выявлены не были либо если по результатам измерений условия труда на рабочих местах признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен уведомить об этом трудовую инспекцию по месту нахождения организации (ч. 1 ст. 11 Закона № 426-ФЗ). Для этого нужно заполнить декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (утв. приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н). Подать эту декларацию работодатель должен в течение 30 рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении спецоценки (п. 5 Порядка подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, утв. Приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н).

Следует отметить, что до 1 мая 2016 года работодатель указывал в декларации только сведения об отсутствии вредных и/или опасных производственных факторов. В связи с этим, если по результатам измерений, проведенных до 1 мая 2016 года условия труда в отношении других рабочих мест были признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен подать в трудовую инспекцию уточненную декларацию с включением в нее этих рабочих мест (ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 1 мая 2016 г. № 136-ФЗ).

Шаг 10. Ознакомить работников с отчетом о проведении специальной оценки условий труда

В срок не позднее чем 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки работодатель должен под роспись ознакомить работников с результатами спецоценки (ч. 5 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.

Шаг 11. Разместить результаты спецоценки на сайте организации

В течение 30 календарных дней после утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда работодателю следует разместить сводные данные о результатах спецоценки на своем официальном сайте – при его наличии (ч. 6 ст. 15 Закона № 426-ФЗ).

Размещаемая на сайте информация должна содержать сведения:

  • об установлении классов (подклассов) условий труда на рабочих местах;
  • о перечне мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда.

Это, в частности, разделы V и VI отчета о специальной оценке условий труда.

Шаг 12. Уведомить о результатах спецоценки ФСС России

При подаче отчетности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний работодатель также должен сообщить ФСС результаты специальной оценки условий труда (подп. 18 п. 2 ст. 17 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»).

Для этого нужно отразить соответствующие данные в форме 4-ФСС (утв. приказом ФСС России от от 26 сентября 2016 г. № 381).

Шаг 13. Применить результаты специальной оценки условий труда

Результаты проведенной спецоценки влияют на установление гарантий и компенсаций работникам. Так, сотрудники, условия труда на рабочих местах которых признаны вредными, в зависимости от степени вредности имеют право на сокращенную рабочую неделю не более 36 часов, дополнительный отпуск не менее семи календарных дней и/или компенсацию в размере 4% от оклада (абз. 5 ч. 1 ст. 92, ч. 2 ст. 117, ч. 2 ст. 147 Трудового кодекса).

Кроме того, пункт об условиях труда на соответствующем рабочем месте должен быть включен в трудовой договор с новыми работниками (абз. 9 ч. 2 ст. 57 ТК РФ). А в договоры с уже работающими сотрудниками следует внести изменения, заключив с ними соответствующее дополнительное соглашение (ст. 72 ТК РФ).

Последняя актуализация: 19 февраля 2019 г.

Документы по теме:

  • Трудовой кодекс Российской Федерации
  • Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»
  • Федеральный закон от 1 мая 2016 г. № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и Федеральный закон «О специальной оценке условий труда»
  • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
  • Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»
  • Приказ Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению»
  • Приказ Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н «О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда»
  • Приказ ФСС России от 26 сентября 2016 г. № 381 «Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения и Порядка ее заполнения»
  • Информация Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 октября 2014 г. «Типовые вопросы и ответы по специальной оценке условий труда»

Как Правильно Провести СОУТ? Инструкция По Применению!

Приветствую, уважаемые друзья! Основополагающим моментом для правильного проведения специальной оценки условий труда является выбор специализированной организации, которая будет являться непосредственным исполнителем данной услуги. В связи с тем, что к нам стали приходить многочисленные вопросы касающиеся проверки организаций, которые оказывают услугу по проведению специальной оценки условий труда, она же СОУТ, мы решили изложить своего рода алгоритм такой проверки в этой небольшой заметке.

Ищем исполнителя и проводим СОУТ…

1. Сначала надо посмотреть потенциальных исполнителей СОУТ в официальном Реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда. При этом не обязательно заполнять все поля поиска, достаточно указать ИНН организации, которую вы хотите проверить.

Проверили? Идём дальше…

Внимание! Мы запустили бесплатный онлайн-сервис по выбору аккредитованных организаций для проведения СОУТ. Запросите стоимость услуг СОУТ у всех исполнителей в 3 шага и выберите лучшего. Перейти к подробностям СОУТ ПРО (откроется в новой вкладке)

2. Как известно, в штате организации, которая занимается проведением специальной оценки условий труда, должно быть не менее 5-ти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по СОУТ. Кроме того, организация проводящая СОУТ, должна иметь в штате не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей — врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям.

Батюшка Минтруд также ведёт Реестр экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда, но загвоздка в том, что в нём нет привязки эксперта к организации проводящую СОУТ. Поэтому что бы не попасть впросак при выборе организации, помимо копий сертификатов экспертов следует запрашивать гарантийное письмо, в котором потенциальный исполнитель гарантирует, что такие-то специалисты с такими-то сертификатами находятся у него в штате. При этом также не обязательно заполнять все поля поиска, достаточно указать, например, номер сертификата эксперта.

3. Дополнительно можно проверить сведения об организации проводящей СОУТ и её надёжности через запрос выписки ЕГРЮЛ на сайте Федеральной налоговой службы.

С помощью выписки ЕГРЮЛ можно узнать текущую информацию об организации (информацию о местонахождении, генеральном директоре и т.д.).

4. Чтобы на свою голову не заключить договор об оказании услуг на проведение специальной оценки условий труда с организацией, которая участвует в судебных разбирательствах в качестве ответчика по роду своей деятельности, можно обратиться к картотеке арбитражных дел. Ищем организацию по ИНН.

5. Ещё один риск, заключить договор об оказании услуг на проведение специальной оценки условий труда с организацией, которая находится на стадии банкротства. В помощь нам Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности. В правом верхнем углу поиск по ИНН.

6. Так как многие организации, проводящие СОУТ, являются участниками системы закупок для государственных и муниципальных нужд, их также можно проверить на добросовестность. Для этого обращаемся к Реестру недобросовестных поставщиков.

Вот пожалуй и весь алгоритм проверки организаций, которые оказывают услуги по проведению специальной оценки условий труда.

Есть конечно и другие критерии выбора организаций по СОУТ, но об этом как-нибудь в другой раз.

На этом всё. Если алгоритм пригодился, чуть ниже ставим рейтинговые звёздочки 😉 Спасибо за поддержку!

Продолжение следует …

Ты хочешь получать информацию,
но ты делаешь это без уважения

Будь моим подписчиком!

Спецоценка рабочих мест в 2020 году: последние изменения, правила

Спецоценка рабочих мест — это обязательное мероприятие для работодателей в 2020 году. Отсутствие спецоценки грозит большими штрафами. Мы подготовили инструкцию для проведения спецоценки, включили в нее все неходимые образцы документов и рассказали, кто освобожден от спецоценки в 2020 году.

Изменения в правилах проведения спецоценки в 2020 году

Согласно информации от Минтруда с 2020 года специализированная организация, проводящая оценку рабочих мест, должна вносить в информационную систему данные о работодателе на этапе заключения договора на спецоценку (до проведения самой оценки). Без этого действия невозможно будет использовать результаты спецоценки.

Как провести спецоценку: инструкция по шагамСкачать бесплатно

Журналу «Упрощенка» дал комментарий замглавы Роструда Иван Шкловец. Он рассказал, как малым предприятиям проводить спецоценку.

«Если по результатам оценки эксперт не выявил вредных и опасных факторов, компания вправе подать на эти рабочие места декларацию соответствия. Тогда в дальнейшем спецоценку можно не проводить», — отметил Иван Шкловец.

Как отметил чиновник, все компании обязаны провести специальную оценку условий труда не реже одного раза в пять лет (п. 4 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ). Если в организации нет рабочих мест с вредными или опасными условиями труда, спецоценку необходимо провести до 31 декабря 2018 года (п. 1 ст. 27 Закона № 426-ФЗ). Однако Роструд назвал случаи, когда компании даже при наличии работников вправе не проводить спеоценку. Такие случаи мы привели в статье журнала «Упрощенка».

Случаи, когда можно не проводить спецоценку

У кого заказать спецоценку

Минтруд ведет специальный реестр организаций, которые проводят спецоценку, на сайте akot.rosmintrud.ru в разделе «Реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда». Прежде чем заключать договор на оказание услуг по спецоценке, проверьте, есть ли компания в реестре и соответствует ли она требованиям закона. Например, у организации должна быть испытательная лаборатория, не менее пяти экспертов с сертификатом на проведение спецоценки. Также оценка условий труда (код ОКВЭД 71.20.7) должна быть основным или дополнительным видом деятельности в ЕГРЮЛ (ст. 19 Закона № 426-ФЗ). Если компания не соответствует требованиям, спецоценку признают недействительной.

Заказать спецоценку можно в аккредитующей организации своего региона или в соседней области. Закон не запрещает обращаться за спецоценкой в другой регион. Например, если работодатель из Москвы, он может заказать оценку в компаниях Московской области, Твери или Туле. Если оценщик приезжает из другого региона, он включает в стоимость услуг расходы на командировку. Но даже с учетом таких затрат заказать оценку в другом регионе обычно дешевле, чем в столице.

Какими нормативными актами регулируется процесс спецоценки рабочих мест в 2020 году

Для подробного изучения данной темы следует ознакомиться с:

  • законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»;
  • приказом Министерства труда социальной защиты РФ от 24.01.2014 № 33н;
  • ст. 92, 117, 209 ТК РФ;
  • письмом Минтруда от 14.03.2016 № 15-1/ООГ-1041;
  • письмом Минтрудаот 26.03.2014 № 17-3/10/В-1579;
  • и другими документами.

Кто и как должен проводить спецоценку

Компании обязаны проводить специальную оценку условий труда независимо от режима налогообложения и условий труда работников (ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Если в организации нет рабочих мест с вредными или опасными условиями труда, то спецоценку на таких местах надо провести до 31.12.2018 (п. 1 ст. 27 Закона № 426-ФЗ). Причем к 31 декабря 2018 года спецоценку надо завершить. То есть у компании на руках должен быть подписанный отчет о спецоценке (утв. приказом Минтруда от 24.01.2014 № 33н).

Если в компании есть рабочие места с вредными условиями труда, то ранее на этих местах нужно было провести аттестацию. Результаты аттестации можно использовать до окончания срока их действия, но максимум по 31.12.2018 (письмо Минтруда от 01.06.2018 № 15-4/10/В-4010). Следовательно, если компания ранее аттестовала рабочие места, то провести спецоценку необходимо до конца текущего года. Если места не были аттестованы до вступления в силу закона № 426-ФЗ, то организации обязаны были завершить оценку еще в 2014 году. Если они раньше это сделали, то заново оценить рабочие места надо в течение пяти лет с даты предыдущей оценки (п. 4 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Если вводите в эксплуатацию новые рабочие места, нужно провести внеплановую спецоценку в течение 12 месяцев со дня ввода их в эксплуатацию (п. 2 ст. 17 Закона № 426-ФЗ). В частности, внеплановую оценку проводит компания, которые ранее уже оценивала рабочие места, но потом переехала в другой офис. После переезда все рабочие места новые. Значит, нужно провести внеплановую спецоценку (письмо Минтруда от 23.01.2017 № 15–1/ООГ-169).

Плановая спецоценка должна проводится один раз в пять лет. По итогам проведенной проверки в течение 30 рабочих дней организация подает декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда в ГИТ (Государственную инспекцию труда). При заполнении декларации следует ознакомиться с письмом Минтруда РФ от 23.06.2014 № 15-1/В-724. За нарушение сроков и непредоставление декларации предусмотрены штрафы.

В случае, если за пять лет на предприятии не было несчастных случаев и иных угроз жизни и здоровью людей, срок действия декларации продлевается на следующие пять лет.

Внеплановая спецоценка проводится в случае возникновения новых рабочих мест, замены производственного оборудования, произошедшего несчастного случая на производстве, получения организацией предписания о внеплановой проверке и др.

В соответствии с законом № 426 организации обязаны:

  • обеспечить проведение спецоценки условий труда;
  • предоставить организации, проводящей спецоценку, все необходимые документы;
  • провести мероприятия, направленные на улучшение условий труда;
  • ознакомить сотрудника с результатами проведенной оценки.

Кто освобожден от спецоценки в 2020 году

Закон не требует оценивать рабочие места дистанционных работников и надомников (ст. 3 Закона № 426-ФЗ). Поэтому если в трудовом договоре есть такие условия, то можно не проводить оценку.

Если в организации числится только один директор-учредитель, который не заключал трудовой договор, то спецоценку также можно не проводить. С этим согласны в Роструде. Ведь спецоценку должны проводить только компании и предприниматели, у которых есть наемные сотрудники.

Не надо оценивать рабочие места подрядчиков, так как они не работают по трудовому договору. Вакантные места также не надо оценивать. Пока на рабочем месте никто не трудится, определить воздействие негативных факторов невозможно. Спецоценку необходимо провести, как только компания примет сотрудника на место (письмо Минтруда от 14.03.2016 № 15–1/ООГ-1041).

Если на предприятии есть аналогичные рабочие места, можно провести спецоценку на 20 процентах от их общего числа, но не менее двух рабочих мест. По всем аналогичным местам заполняют одну карту спецоценки и разрабатывают единый перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда сотрудников. Чтобы места признали аналогичными, должны выполняться все признаки одновременно.

Цели проведения специальной оценки рабочих мест сотрудников

Спецоценка рабочих мест сотрудников в организации проводится с целью:

  • выявления вредных и опасных факторов, оказывающих неблагоприятное воздействие на работника;
  • определения соответствия показателей условий труда установленным нормативам;
  • оценки эффективности индивидуальной и коллективной защиты сотрудников.

По итогам проведенной проверки рабочие места подразделяются на классы:

  • оптимальные;
  • допустимые;
  • вредные;
  • опасные.

От установленных спецоценкой классов рабочих мест зависит, будут ли у работодателя дополнительные затраты по страховым взносам и компенсациям сотруднику.

Спецоценка бывает плановая и внеплановая.

Проведение спецоценки поэтапно (по шагам)

Рассмотрим детально каждый этап проведения спецоценки:

  1. Необходимо убедится в необходимости проведения плановой или внеплановой спецоценки в точки зрения сроков, образования новых рабочих мест, изменениях в производственных процессах и т. д.
  2. После положительного решения в организации формируется комиссия по проведению специальной оценки условий труда с нечетным количеством человек. Глава комиссии должен быть Руководитель или его представитель. Образование комиссии оформляется приказом.
  3. Руководителем организации утверждается график проведения специальной оценки рабочих мест, о чем оформляется приказ (скачать приказ). Все члены комиссии должны ознакомиться с приказом.
  4. Комиссия утверждает перечень рабочих мест в произвольной форме. Исключаются из перечня свободные рабочие места. При составлении перечня нужно руководствоваться ст. 18 закона № 426-ФЗ.
  5. Организация-работодатель заключает договор на выполнение специальной оценки условий труда со специализированной организацией. В договоре обязательно должны быть определены виды, сроки выполняемых работ, стоимость их выполнения, права и обязанности работодателя и специализированной организации и т. д.
  6. Эксперты специализированной организации приезжают непосредственно на территорию работодателя и производят все необходимые замеры с целью идентификации потенциально вредных и опасных производственных факторов, о чем составляется протокол. Работодатель обязан предоставить доступ ко всем рабочим местам, указанным в утвержденном перечне, а также при необходимости дать пояснения. Протокол утверждается комиссией. Если вредные и опасные производственные факторы не обнаружены, то условия труда признаются комиссией допустимыми. Если есть риск угрозы жизни и здоровья человека, то условия труда признаются опасными. По итогам оценки эксперт специализированной организации присваивает каждому рабочему месту класс. Подробнее о классах условий труда можно ознакомиться в ч.8 ст. 12 закона № 426-ФЗ.
  7. Комиссия формирует конкретный перечень вредных и/или опасных производственных факторов с учетом нормативов и требований охраны труда и результаты исследований и измерений, а также присвоенные классы по каждому рабочему месту.
  8. Специализированная организация составляет отчет о проведенной оценке. Отчет подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии.

Таблица. Алгоритм действий при спецоценке

До и во время спецоценки

После спецоценки

Шаг 1. Утвердите состав комиссии и график проведения мероприятия.

Шаг 1. Разместите результаты спецоценки и перечень мероприятий по улучшению условий труда на своем сайте (если он есть). Если сайта нет, зазывать его разработку не нужно.

Шаг 2. Составьте список рабочих мест, которые нужно оценить.

Шаг 2. Сообщите в ФСС сведения о результатах спецоценки в таблице 5 расчета 4-ФСС. Если провели спецоценку до 1 января, заполните данные в 4-ФСС за I квартал. Если не успели закончить оценку, то данные об оценке включите начиная с отчета за I квартал.

Шаг 3. Выберите аккредитованную организацию, которая проведет спецоценку, и заключает с ней договор.

Шаг 3. Ознакомьте работников с результатами спецоценки под роспись в карте. Срок — 30 календарных дней со дня утверждения отчета (письмо Минтруда от 14.07.2016 № 15-1/ООГ-2516).

Шаг 4. Подпишите отчет по результатам спецоценки. Копию отчета в течение 3-х рабочих дней после подписания вышлите организации, которая проводила спецоценку.

Шаг 4. Запишите в трудовой договор пункт о присвоенном классе условий труда, данные возьмите из карты спецоценки. Образец формулировки в трудовом договоре. Подайте в трудинспекцию декларацию соответствия, если на рабочих местах не выявлено вредных или опасных производственных факторов.

Обязательное информирование о результатах спецоценки

  1. Организация-работодатель формирует декларацию в ГИТ по рабочим местам, условия труда которых признаны допустимыми или оптимальными. При заполнении декларации следует руководствоваться письмом Минтруда от 23.06.2014 № 15-1/В-724. Декларация направляется по почте с уведомлением или вручается лично в ГИТ. Декларация подается не позднее 30 рабочих дней со дня формирования отчета.
  2. Организация-работодатель информирует сотрудников в письменной форме о результатах проведенной оценки рабочих мест.
  3. Организация-работодатель должен разместить информацию о результатах оценки, установленные классы, перечень мероприятий по улучшению условий труда на своем интернет-сайте (при наличии).
  4. Организация-работодатель уведомляет Фонд социального страхования РФ о результатах проверки вместе с очередной отправкой отчетности.

Примерная стоимость спецоценки по регионам

Стоимость СОУТ зависит от общего количества рабочих мест, подлежащих оценке. Как правило, цена СОУТ зависит от категории рабочего места:

  • офисное рабочее место (менеджер, секретарь, бухгалтер, юрист, программист и др.)
  • рабочее место 1 категории (монтажник, грузчик, медсестра, официант, врач и др.)
  • рабочее место 2 категории (водитель, сварщик, лаборант, литейщик, металлург, рентгенолог и др.)

В Москве, Санкт-Петербурге стандартная цена начинается от 600 руб. за 1 рабочее место, но многие эксперты утверждают, что СОУТ 1 рабочего места не может стоить 600 руб., так как себестоимость таких работ гораздо больше.

В стоимость СОУТ включаются затраты на:

  • оплату труда высококвалифицированных работников
  • накладные расходы (аренда помещения, обслуживание офисной техники, программное обеспечение, электроэнергия и др.)
  • амортизация дорогого оборудования и приборов, расходные материалы

Чтобы снизить себестоимость компании:

  • проверяющие компании проводят работы дистанционно
  • привлекаются сторонние специалисты без необходимой квалификации
  • применяются неповеренные приборы
  • результаты копируются (на основании исследований в компаниях со схожей деятельностью)

Средняя экономическая обоснованная стоимость СОУТ 1 рабочего места составляет от 2 500 до 4 000 руб. Такая цена указана в письме Минтруда России № 15-4/10/П-3758 от 08.07.2014г. С учетом категории сложности рабочего места (например, сложное нестационарное рабочее место, при оценке которого необходимо измерение максимальной разовой или среднесменной концентрации нескольких химических веществ) цена может увеличиваться до 3-ех раз.

Если цена спецоценки рабочего места ниже экономически обоснованной цены более чем на 30% от среднерыночной, то это повышает риск фиктивного проведения СОУТ или проведения оценки по «простому варианту», которые не соответствует установленным требованиям, что приводит в дальнейшем к штрафам.

Штрафы за отсутствие спецоценки

За нарушение порядка проведения спецоценки или ее непроведение организация, а также должностные лица, могут быть привлечены к административной ответственности. Руководитель организации относится к должностным лицам, а, к примеру, специалист по охране труда, нет.

Размер штрафов между организацией и должностными лицами различается.

Статьей 5.27.1 КОАП РФ предусмотрены следующие санкции:

  • предупреждение (если нарушение зафиксировано впервые, а также вред и риск здоровью сотрудников отсутствует);
  • штраф первичный (60 — 80 тыс. руб. для организации, 5 — 10 тыс. руб. для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей);
  • штраф повторный (100 — 200 тыс. руб. для организации, 30 — 40 тыс. руб. для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей);
  • при третьем нарушении, а также при условии угрозы жизни и здоровью людей, применяется принудительное приостановление деятельности до 90 суток или дисквалификация должностных лиц от 1 до 3 лет.

Все изменения в налоговом законодательстве в 2020 году Удобно применять в работеОпасные изменения в ТК РФ в 2020 году Узнайте про всё самое важноеГлобальные изменения по УСН с 1 января 2020 годаВсе изменения за пять минут

Подпишитесь на «Упрощенку» на полгода, а читайте 12 месяцев!

До 16 декабря действует самая выгодная акция при подписке на журнал «Упрощенка» — годовая подписка по цене полугодия. Торопитесь оплатить счет. Подарок за подписку — книга «Упрощенка. Годовой отчет 2019».

16 декабря — последний день акции

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *