Содержание
- Для чего же нужны упрощенные процедуры именно для отдельных лиц? В чем состоит их содержание?
- Кроме этого, как дополнительное упрощение Конвенция содержит рекомендации таможенным администрациям разрешать:
- Для каких лиц устанавливаются упрощенные процедуры?
- Выпуск товаров до подачи таможенной декларации
- В заключение хотелось поделиться предположениями о том, почему же российские правила столь далеки от упрощений?
14.05.2009
11 мая 2009 года вступили в силу Приказы ФТС России от 23 декабря 2008 года № 1656 «Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции установления специальных упрощенных процедур таможенного оформления для отдельных лиц» и от 23 декабря 2008 года № 1657 «Об утверждении Порядка применения специальных упрощенных процедур таможенного оформления».
Применение специальных упрощенных процедур является общепринятой практикой в сфере таможенного дела во многих странах. Базовые правовые основы применения упрощенных процедур заложены Международной конвенцией об упрощении и гармонизации таможенных процедур в редакции Брюссельского Протокола 1999 года. Для любого государства, являющегося членом Конвенции, внедрение в национальное законодательство положений, предусматривающих упрощение таможенных формальностей для уполномоченных лиц, является обязательным условием членства. Присоединение к Конвенции Российской Федерацией по официальным заявлениям руководства ФТС России может состояться уже к концу текущего года. На основе положений Конвенции формируется проект Таможенного кодекса таможенного союза Российской Федерации, Республики Белоруссия и Республики Казахстан.
Для чего же нужны упрощенные процедуры именно для отдельных лиц? В чем состоит их содержание?
Постоянно растущий международный товарооборот заставляет таможенные администрации внедрять все более совершенные технологии таможенного оформления, чтобы не остановить товаропотоки. Сразу оговоримся, что избежать вовсе прохождения таможенных формальностей в условиях наличия ограничений на ввоз и вывоз товаров (применение таможенных пошлин, налогов, нетарифных мер регулирования) невозможно. При ввозе товаров на таможенную территорию должны быть выполнены определенные формальности. Эти операции должны осуществляться как лицами, ввозящими товары, так и должностными лицами таможенных органов. К обязанностям лиц относятся предъявление товаров и документов на них таможенным органам, составление таможенной декларации, исчисление и уплата таможенных платежей, подтверждение соблюдение нетарифных ограничений (предъявление лицензий, сертификатов и т.д.). В обязанности таможенных органов входит проверка товаров и документов, правильности исчисления и уплаты таможенных платежей и только после того, как таможенный орган убедится в отсутствии нарушений, — выпуск товаров, т.е. разрешение лицу пользоваться товарами на территории России в соответствии с условиями заявленного таможенного режима. Обычно проведение подобных формальностей занимает определенное время, в течение которого товары находятся на специально созданных для этих целей складах временного хранения либо терминалах морского порта, аэропорта. Соответственно, на собственника товара ложатся дополнительные расходы, связанные как с выполнением формальностей, так и с оплатой расходов по хранению товаров.
Специальные упрощенные процедуры призваны ускорить движение товаров через границу, вызвать заинтересованность лиц в соблюдении таможенных правил, существенно сократить издержки как для государственных органов, так и для экономических операторов, связанные с проведением операций по таможенному оформлению.
В Международной конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур предусматривается в качестве обязательных стандартов наличие в национальном законодательстве положений, которые предусматривали бы для уполномоченных лиц возможность применения таких формальностей, при которых:
· выпуск товаров производится при представлении минимальных сведений о товаре;
· проведение таможенного оформления осуществляется на объектах декларанта внутри страны.
Кроме этого, как дополнительное упрощение Конвенция содержит рекомендации таможенным администрациям разрешать:
- подачу таможенной декларации на товары, охватывающей множество операции за определенный период времени;
- самостоятельное начисление и учет таможенных пошлин и налогов;
- подачу таможенной декларации на товары путем внесения сведений о товарах в коммерческую документацию.
Тем самым достигается основная выгода экономического оператора – как можно скорее получить в свое распоряжение товары и ввести их в хозяйственный оборот, избегая лишних расходов, связанных с хранением товаров на таможенных и транспортных терминалах, простоем транспортных средств. Для предприятий, использующих в своем производстве иностранные материалы, сырье, комплектующие, запасные части упрощения таможенных формальностей могут иметь дополнительное преимущество в возможности сокращения материально-производственных запасов.
Для таможенной службы полезность состоит в том, что ее ограниченные ресурсы могут быть перераспределены для их сосредоточения на проверках поставок с более высокими рисками нарушений.
Для каких лиц устанавливаются упрощенные процедуры?
В соответствии с положениями Конвенции, на которую мы ссылаемся как на правовой эталон, критерии для выбора уполномоченных лиц устанавливаются таможенной службой и учитывают, как минимум два обстоятельства: соблюдение таможенных правил и ведение коммерческой документации способом, удовлетворительным для таможенной службы.
Конечно, предоставляя лицам возможность распоряжаться ввозимыми товарами на таможенной территории практически без проверки, таможня должна быть уверена в том, что риски нарушений при таком доверии минимальны. Поэтому лицо, претендующее на применение упрощенных процедур, должно, по крайней мере, уже зарекомендовать себя быть способным выполнять таможенные формальности без существенных нарушений. Требование о ведении коммерческой документации основано на том, что таможенные органы могут проверить в любое время достоверность сведений, представленных им, после выпуска товаров.
Всемирная таможенная организация, под эгидой которой разрабатывалась и принималась Конвенция, в Рекомендациях к Генеральному приложению к Конвенции, в отношении уполномоченных лиц предлагает таможенным администрациям разрабатывать критерии и условия предоставления полномочий на использование упрощенных процедур в процессе консультаций с бизнесом. Сами специальные процедуры Всемирная таможенная организация характеризует как инструмент внедрения современной концепции партнерства между таможенными службами, участниками внешней торговли и третьими лицами.
Насколько новые российские таможенные правила приблизились к международным стандартам, в чем будут выражены упрощения российских участников внешнеэкономической деятельности в связи с вступлением в силу приказов ФТС России от 23 декабря 2008 года № 1656 и № 1657, регламентирующих порядок применения специальных упрощенных процедур?
Новые правила при ближайшем рассмотрении оказываются не такими уж и новыми, поскольку содержат не так уж много отличий от положений ранее действовавшего приказа Минэкономразвития России от 27.01.05 № 9 «Об утверждении Порядка установления специальных упрощенных процедур таможенного оформления для отдельных лиц».
Набор упрощенных процедур остался практически тот же. Приказом № 1657 предусмотрено, что ФТС России может устанавливать следующие специальные упрощенные процедуры:
а) временное хранение товаров, находящихся под таможенным контролем, на складе (складах) Заявителя;
б) предварительное декларирование товаров с подачей неполной периодической таможенной декларации;
в) декларирование товаров, находящихся под таможенным контролем на складе (складах) Заявителя, с подачей периодической таможенной декларации;
г) выпуск товаров до подачи таможенной декларации.
Нельзя не отметить, что Таможенный кодекс Российской Федерации предусматривает больше возможностей для упрощения таможенных формальностей. Например, прямо установлена возможность проведения таможенного оформления на объектах заинтересованных лиц (п.3 статьи 68), для применения отдельных специальных упрощенных процедур предусмотрено больше свободы действий для заинтересованных лиц, о чем мы расскажем ниже.
Временное хранение товаров, находящихся под таможенным контролем, на складе (складах) заявителя.
В чем суть упрощения. Как уже было сказано выше, во время проведения таможенных формальностей товары находятся в специально созданных для этих целей местах временного хранения. В случае перевозки товаров авиационным или морским (речным) транспортом, как правило, временное хранение осуществляется в морском порту, аэропорту, железнодорожным – в местах общего пользования железнодорожных станций, автомобильным — специально созданных складах временного хранения. Приемка и обработка грузов в портах (аэропортах) и на железнодорожных станциях является неизбежной стадией перевозки грузов, а в случае перевозки товаров автомобильным транспортом требование представить товары и транспортные средства для проверки таможенным органам на складах временного хранения является дополнительным обременением. Перед «доставкой до двери» перевозчик вынужден прибыть на таможенный терминал, где груз и транспортное средство могут находиться некоторое время для проведения таможенных формальностей (в соответствии с Таможенным кодексом – до трех дней со дня подачи таможенной декларации либо со дня окончания проверки товаров). Товары могут быть выгружены для проверки. Во всех случаях на грузополучателя ложатся издержки, связанные с хранением и обработкой товаров в местах их таможенного оформления.
Временное хранение товаров, находящихся под таможенным контролем, на складе (складах) заявителя, предполагает, что грузополучатель может сократить свои издержки, связанные с получением товаров. Несмотря на некоторую схожесть этой процедуры с процедурой проведения таможенного оформления на объектах декларанта внутри страны, о которой мы упоминали в связи с изложением положений Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, приходится констатировать, что до воплощения международных стандартов упрощения российским таможенным правилам еще далеко.
Что вкладывают, например, европейские страны в содержание «проведение таможенного оформления на объектах декларанта». Первое – это возможность завершения внутреннего транзита (так называется процедура перевозки иностранных грузов по таможенной территории от места их ввоза до места таможенного оформления) непосредственно на территории декларанта. Что предусматривают российские правила. Доставка товаров при внутреннем таможенном транзите завершается в месте нахождения таможенного органа, т.е. транспортное средство должно заехать на территорию склада временного хранения (не безвозмездно), чтобы «закрыть доставку». Далее заявитель должен получить разрешение на продолжение внутреннего таможенного транзита, т.е. завершить перевозку того же груза «до двери», но уже под свою ответственность. для того, чтобы заявителю выдали разрешение на транзит (т.е. перевозку груза от склада временного хранения до собственных помещений), нужно представить определенное количество документов и предоставить обеспечение уплаты таможенных платежей, которые могут быть начислены при выпуске товаров для свободного обращения.
Второе – в европейских странах это возможность распоряжаться товарами по истечении очень короткого (до двух часов) периода времени с момента уведомления таможенных органов о прибытии груза. Если в течение этого периода таможенный орган не выразит желания проверки груза, декларант вправе снять таможенные пломбы и печати, выгрузить товары и начинать пользоваться ими и распоряжаться. В соответствии с российскими правилами таможенные пломбы и печати заявитель самостоятельно снимать не вправе. В течение суток заявитель должен представить в таможенный орган документы, подтверждающие принятие товаров на хранение. А таможенный орган после этого должен прибыть в место хранения товаров для завершения процедуры транзита в течение трех суток. Как видите, это тот же срок, в течение которого таможенный орган обязан выпустить товары. Причем три дня на выпуск товаров — это срок предельный, как правило, товары выпускаются день в день либо на следующий день после прибытия на склад временного хранения.
Наконец, таможенная декларация в европейских странах может быть подана после, в течение срока, согласованного с таможенным органом, а то и вовсе путем внесения сведений о товарах в коммерческую документацию. Т.е. европейский импортер может получить товары в свое распоряжение, практически не затрачивая излишние время и деньги на совершение таможенных формальностей, а уже потом подает таможенную декларацию и совершает иные необходимые операции. В соответствии с российскими правилами при данной упрощенной (так и хочется взять в кавычки это слово) процедуре выпуск товаров до подачи декларации не допускается. Таможенные пломбы и печати сняты, товары разгружены, но еще какое-то время они должны оставаться без движения, пока не будут выпущены в соответствии с заявленным таможенным режимом. При этом храниться они должны обособленно от других товаров, т.е. грузополучатель должен иметь дополнительные площади для использования процедуры, а таможенная декларация подается в таможенный орган, в регионе деятельности которого находятся товары. Документальное совершение таможенных формальностей осуществляется не на объекте декларанта, а в помещении таможенного органа.
Несмотря на ряд дополнительных ограничений, процедура может быть востребована и экономически оправдана в случаях необходимости осуществления хранения товаров, требующих особых условий хранения (например, картины, другие предметы, представляющие особую ценность). Однако в соответствии с Таможенным кодексом в этих случаях товары могут храниться на складе получателя даже если он не является бенефициаром упрощенных процедур (п.1 статьи 117). Использование упрощенных процедур имеет дополнительный эффект в виде неприменения к лицам ограничений по местам таможенного оформления, периодически устанавливаемые ФТС России по отдельным товарам для того, чтобы избежать необходимости хранить товары в неудобных и излишне затратных с точки зрения логистики местах. Тем не менее, проводить таможенные формальности (подавать таможенную декларацию, представлять документы на товары) все равно необходимо будет в том месте, где находится таможенный орган. Приказ № 1657 допускает подачу одной таможенной декларации на товары, которые одновременно хранятся на разных складах лица, даже если такие склады находятся в регионе деятельности разных таможенных постов одной таможни. Такое упрощение в определенных случаях могло бы привести к экономии на таможенных платежах, если при консолидации товаров они могут классифицироваться в другой тарифной позиции, нежели при отдельном декларировании всех составляющих. Однако в отсутствии четких разъяснений ФТС России, подобным тем, которые установлены Приказом ГТК России от 23.04.2001 № 388 в отношении машин, поставляемых отдельными компонентами, таможенный орган может и не разрешить применить такую классификацию товаров.
По нашему мнению, для широкого распространения этой процедуры среди экономических операторов в производстве или торговле надлежащих предпосылок не создано.
Предварительное декларирование товаров с подачей неполной периодической таможенной декларации
Возможность предварительного декларирования, а также подача неполной и/или периодической таможенной декларации установлена соответственно статьями 130, 135 и 136 Таможенного кодекса Российской Федерации.
Подобного рода упрощения призваны избавить импортеров от необходимости нести дополнительные затраты, связанные с проведением таможенных формальностей на составление документов, хранение грузов и простой транспортных средств. При предварительном декларировании документальное оформление ввозимых грузов совершается до их фактического прибытия в место их таможенного оформления. В этом случае таможенный орган осуществляет проверку сведений, указанных в декларации и сопровождающих документах, когда товары еще находятся в пути. При прибытии товаров должностным лицам остается лишь убедиться в том, что оформленные таможенные документы действительно относятся к прибывшим грузам. Недостаток применения данной процедуры в том, что таможенные платежи должны быть уплачены до выпуска товаров.
Неполная декларация подается, если на момент ее подачи не располагает всей необходимой для заполнения таможенной декларации информацией по причинам, не зависящим от него. Поскольку для того, чтобы неполная таможенная декларация могла бы быть принята, декларанту необходимо указать «сведения, необходимые для выпуска товаров, исчисления и уплаты таможенных платежей, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также позволяющие идентифицировать товары по совокупности их количественных и качественных характеристик», даже сложно предположить, какой еще информацией декларант не обладает.
Применение периодической таможенной декларации призвано сократить документооборот, как для импортера, так и для таможенного органа. В самом деле, когда вместо подачи декларации на каждую партию товара подается одна таможенная декларация на все грузы, прибывшие (прибывающие) в адрес импортера за определенный период времени (в рамках данной процедуры – 15 дней), можно говорить, что такое регулирование упрощает таможенные формальности. К тому же в этом случае могут сократиться размеры таможенных сборов за таможенное оформление, которые должны быть уплачены при подаче каждой декларации.
Приказ № 1657 компилирует все эти возможные упрощения в одну процедуру – предварительное декларирование с подачей неполной периодической декларации, предусматривая какие именно сведения могут не указываться. Это перевозочные или транспортные документы на вторую и последующие партии товаров, если копии этих документов отсутствуют у декларанта, а также номера и даты выдачи документов, подтверждающих соблюдение нетарифных ограничений, если такие документы будут представлены после выпуска товаров.
В отличие от уже упоминавшегося ранее приказа Минэкономразвития России № 9 в комментируемом приказе в качестве упрощенной процедуры отсутствует возможность подачи просто неполной декларации (т.е. на одну партию товара). Соответственно, если в течение 15 дней в адрес импортера следует только одна партия товара, воспользоваться этой упрощенной процедурой в рамках данного приказа нельзя. Надеемся, таможенные органы допускают предварительное декларирование с подачей неполной декларации при таможенном оформлении любых других импортеров по их запросам. Тогда такое регулирование следует рассматривать как предоставление больших возможностей для упрощения, поскольку претендовать на применение процедур в рамках данного приказа могут только отдельные лица и на определенных условиях.
Декларирование товаров, находящихся под таможенным контролем на складе (складах) Заявителя, с подачей периодической таможенной декларации
О пользе периодического декларирования мы уже упоминали, в том числе в связи с описанием процедуры временного хранения на складе (складах) бенефициара специальных упрощенных процедур.
Выпуск товаров до подачи таможенной декларации
Как уже неоднократно отмечалось, упрощенные процедуры таможенного оформления призваны сократить издержки декларанта, связанные с простоем транспортных средств и временным хранением товаров во время проведения таможенных формальностей. В соответствии с базовыми принципами таможенного законодательства никто не вправе пользоваться и распоряжаться товарам до их выпуска в установленном порядке. Временная неопределенность в том, когда импортер сможет получить в свое распоряжение товары с тем, чтобы их продать, запустить в производство, начинать монтаж или приступить к эксплуатации, нивелируется, если импортер может «забрать» свои товары сразу же при их прибытии, отложив совершение таможенных формальностей на период после выпуска товаров.
Статья 150 Таможенного кодекса предусматривает возможность выпуска товаров до их декларирования на определенных условиях, ключевое из которых – декларантом представлены документы, позволяющие идентифицировать товары. К таким документам могут относиться коммерческие и транспортные документы, обычно сопровождающие перевозку товаров (товарно-транспортные накладные или CMR, инвойсы, упаковочные листы).
Однако комментируемый приказ содержит требование предоставить еще сведения, которые позволяют произвести контроль правильности исчисления сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате при выпуске товаров, либо определения размера обеспечения уплаты таможенных платежей. А это означает, что таможенный орган может потребовать составления, например, декларации таможенной стоимости, проведения расчета сумм таможенных платежей и т.д. Вряд ли такое требование можно отнести к упрощениям. По крайней мере, такой порядок мало чем отличается от обычной процедуры, поскольку обычно расчеты таможенных платежей проводятся непосредственно в таможенной декларации.
Еще один существенный момент в применении данной процедуры. Если строго следовать положениям Таможенного кодекса при выпуске товаров до подачи таможенной декларации ставки таможенных пошлин и налогов определяются на день выпуска товаров, срок уплаты таможенных платежей –в течение 15 дней после прибытия товаров, а подача таможенной декларации допускается в течение 45 дней после выпуска товаров. Иными словами, лицо, которое пользуется упрощенными процедурами, в соответствии с законом может иметь 15-ти дней беспроцентную отсрочку уплаты таможенных платежей, рассчитав и уплатив их на собственный риск уже после получение товаров в свое распоряжение. Контроль таможенными органами в соответствии с Кодексом правильности расчета таможенных платежей осуществляется при принятии таможенной декларации, т.е. после выпуска товаров.
ФТС России не только не предложила механизмов реализации указанных положений Кодекса, но и, по сути, выхолостила предусмотренные законом упрощения, заложив в качестве условий выпуска товаров необходимость представления сведений, позволяющих таможенным органам «произвести контроль правильности исчисления сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате при выпуске товаров, либо определения размера обеспечения уплаты таможенных платежей».
Единственное преимущество в данной процедуре, которое нам удалось выявить – это возможность подачи периодической таможенной декларации на товары, которые прибывают в место их временного хранения в течение более длительного периода, чем это предусмотрено в предыдущей процедуре. В одной таможенной декларации с определенными ограничениями могут быть указаны все товары, которые выпущены в сроки, установленные таможенным органом для подачи таможенной декларации на первую партию товаров. Указанный срок в соответствии с Таможенным кодексом не может превышать 45 дней.
Но если мы внимательно посмотрим условия для применения упрощенных процедур, то увидим, что даже те минимальные преимущества, которые могут получить бенефициары, могут обернуться в дополнительные издержки, связанные с выполнением требований по ведению системы учета коммерческой документации.
В соответствии с приказом № 1657 в систему учета коммерческой практически все графы грузовой таможенной декларации, а при документации заносятся сведения обо всех поставках в рамках осуществления внешнеэкономической деятельности бенефициара независимо от того, осуществляется ввоз или вывоз товаров, связаны ли поставки лица с применением специальных упрощенных процедур.
Сама система учета предполагает внесение в нее сведений, которые повторяют сведения, содержащиеся в более, чем половине граф грузовых таможенных деклараций, деклараций таможенной стоимости, паспортах сделки, а при последующей продаже товаров на территории России – также счетах-фактурах.
Предусмотрено требование вести бухгалтерский учет по каждому товару, причем раздельно должны содержаться сведения о товарах, которые декларируются:
а) в разных таможенных декларациях;
б) в одной таможенной декларации, но под разными номерами товара.
Бессмысленно перечислять все сведения, которые должно заносить лицо в систему учета. Обратим внимание на то, что для того, чтобы таможенный орган убедился в достоверности сведений, представленных при таможенном оформлении, лицу необходимо переписать уже представленные таможенному органу сведения, но по другой форме и дополнить их ссылками на документы бухгалтерского учета.
С иронией отметим, что если лицо задалось целью обмануть, вряд ли переписывая сведения из таможенной декларации, это лицо укажет что-либо другое по сравнению с тем, что было уже представлено таможенному органу. Поэтому рассматриваем как излишне затратное для бизнеса требование вести дополнительную бухгалтерию.
Возвращаясь к уже упомянутым нами международным стандартам, укажем на то, что наличие в качестве условия допуска лиц к применению специальных упрощенных процедур удовлетворительной для таможенного органа системы учета коммерческой документации вытекает из разумного предположения, что если лицо учитывает свои хозяйственные операции добросовестно и достаточно подробно, нет необходимости для таможни всякий раз проверять и перепроверять товары и сведения о них при таможенном оформлении. Достаточно периодически сверять сведения, представленные таможенным органам со сведениями, содержащимися в бухгалтерском и налоговом учете. Специальные требования по ведению учета, наверное, имеет смысл устанавливать для предпринимателей без образования юридического лица, предприятий малого бизнеса, использующих упрощенные режимы налогообложения. Если только эти лица действительно осуществляют внешнеэкономическую деятельность, а не создаются специально для прикрытия сделок других компаний.
В заключение хотелось поделиться предположениями о том, почему же российские правила столь далеки от упрощений?
Ключевой причиной видится недоверие власти не только к бизнесу, но и к собственным государственным служащим. Закрытая политика не всегда и во всем компетентных чиновников приводит к тому, что упрощенные процедуры на самом деле и не содержат никаких упрощений, а меры безопасности, напротив, содержат риски нарушений, как это мы показали в примере с системой коммерческого учета.
А нужны ли упрощенные процедуры российскому бизнесу? Можно поставить вопрос в другой плоскости. Чего лишены российские импортеры по сравнению со своими европейскими конкурентами в отсутствии схожих технологий таможенного оформления. Возьмем для наглядности пример промышленного производства, где уже почти трудно представить себе полное отсутствие импорта. Если предприятие работает с использованием иностранных комплектующих, сырья, материалов на территории европейских стран, упрощенная процедура таможенного оформления означает возможность использования доставки «до двери» и в ожидаемые сроки. А это означает экономию на издержках не только связанную с обработкой и хранением грузов на «чужих» складах, т.е. складах временного хранения, но также возможность более эффективно планировать производство, сокращать издержки, связанные с необходимостью иметь резерв в материальных запасах – дополнительные складские помещения, расходы на обеспечение сохранности, налог на имущество, замедление оборота капитала и т.д.
Специальные упрощенные процедуры могли бы быть актуальными и востребованными в связи с реализацией новой Концепции ФТС России о переносе мест таможенного оформления в места, приближенные к Государственной границе.
Преимущества для добросовестных лиц должны кратно превышать или, по крайней мере, быть соразмерными затратам на выполнение дополнительных условий, связанных с получением этих преимуществ. В противном случае упрощения остаются продекларированными, но не создающими экономически привлекательную модель законопослушания.
Наконец, нельзя создать упрощений для бизнеса без участия самого бизнеса. Не случайно в тех же европейских странах с крупными компаниями принято заключать соглашения (меморандумы, другие двусторонние документы), где таможня и бенефициар упрощенных процедур подробно расписывают права и обязанности, гарантии соблюдения, со стороны бизнеса это могут быть финансовые гарантии (обеспечение уплаты таможенных платежей и возможных штрафов за нарушения). Такие системные акты, подобно комментируемому приказу № 1657, принимаются после широких консультаций с бизнесом. Если, конечно, таможенная служба действительно ставит своей целью упростить таможенные формальности.
Упрощение процедур таможенного оформления и таможенного контроля не является индивидуальной таможенной льготой для отдельного хозяйствующего субъекта, а представляет собой особый институт правоотношений, возникающих при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации, если участником внешнеэкономической деятельности соблюден значительный объем требований и условий, предусмотренных законом.
Упрощение таможенных процедур в настоящее время предусмотрено Таможенным кодексом Российской Федерации (далее — Кодекс). На основании ст. 68 Кодекса специальные упрощенные процедуры устанавливает ФТС России в соответствии с Порядком установления специальных упрощенных процедур таможенного оформления для отдельных лиц (далее — Порядок), утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 27.01.2005 N 9 (зарегистрирован Минюстом России 03.03.2005 N 6377).
Специальные упрощенные процедуры таможенного оформления могут устанавливаться для лиц, которые осуществляют ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации, на которых в соответствии со ст. 16 Кодекса возложена обязанность по совершению таможенных операций для выпуска товаров и которые удовлетворяют требованиям, определенным п. 1 ст. 68 Кодекса:
а) лица на день обращения в таможенный орган о применении в отношении них специальных упрощенных процедур не должны иметь вступивших в силу и неисполненных постановлений по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела и считаться подвергнутыми административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст. ст. 16.2, 16.7, ч. 1 ст. 16.9, ч. 3 ст. 16.12, ст. 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
б) лица обязаны вести систему учета своей коммерческой документации в соответствии с Порядком, позволяющим таможенным органам сопоставлять сведения, содержащиеся в ней, со сведениями, представленными таможенным органам при производстве таможенного оформления товаров;
в) лица осуществляют внешнеэкономическую деятельность не менее трех лет.
В соответствии с Порядком при таможенном оформлении могут устанавливаться следующие специальные упрощенные процедуры:
а) временное хранение товаров, находящихся под таможенным контролем, на складе (складах) заявителя;
б) предварительное декларирование товаров с подачей неполной или неполной периодической таможенной декларации;
в) декларирование товаров, находящихся под таможенным контролем на складе (складах) заявителя, с подачей периодической таможенной декларации;
г) выпуск товаров до подачи таможенной декларации.
Для установления специальных упрощенных процедур таможенного оформления лицо, претендующее на применение специальных упрощенных процедур, в соответствии с п. п. 5, 8 Порядка обращается в ФТС России или в региональное таможенное управление с письменным заявлением и дает обязательство о ведении системы учета своей коммерческой документации в соответствии с требованиями, приведенными в указанном Приказе, и о согласии обеспечивать доступ должностных лиц таможенных органов к указанной системе учета. В п. п. 7, 8 Порядка установлен исчерпывающий перечень сведений, которые должны быть указаны в заявлении, а также перечень документов, которые должны быть к этому заявлению приложены. Отсутствие каких-либо сведений и документов является основанием для отказа в установлении специальных упрощенных процедур.
Таким образом, можно заключить, что специальные упрощенные процедуры — это не льгота, устанавливаемая таможней отдельным лицам, а право, предоставленное законом участникам внешнеэкономической деятельности, отвечающим определенным требованиям, использовать более простые таможенные процедуры, чем те, которые применяются при производстве таможенного оформления в общеустановленном порядке (свои склады вместо складов временного хранения, периодические таможенные декларации, выпуск товаров под обязательство о представлении таможенной декларации после выпуска). При этом участник внешнеэкономической деятельности принимает на себя обязательство вести свою систему учета коммерческой документации так, чтобы таможенные органы могли проследить судьбу каждой партии ввезенных им товаров вплоть до сведений о лице, которому товары были реализованы на внутреннем рынке, а также обеспечить доступ сотрудников таможенных органов к этой системе учета.
В целом упрощение процедур таможенного оформления и таможенного контроля призвано содействовать международному товарообмену, расширению приемлемой для международного сообщества практики таможенного оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, а также повышению прозрачности и предсказуемости действий таможенных органов в отношении участников внешнеэкономической деятельности, постоянно соблюдающих требования таможенного законодательства Российской Федерации.
Между тем упрощение процедур действительно дает преимущества для субъекта внешнеэкономической деятельности: применение ускоренных процедур таможенного оформления значительно сокращает сроки выпуска товаров и сроки высвобождения транспортных средств.