Специальные налоговые режимы

22. Специальные налоговые режимы, их виды и общие характеристики.

Специальный налоговый режим — особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определённого периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных Налоговым кодексом и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами.

К специальным налоговым режимам относятся:

1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

2) упрощенная система налогообложения;

3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

  1. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог).

Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями вправе добровольно перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога.

Организации, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, освобождаются от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации).

Индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, освобождаются от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности), не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее переработку и реализующие эту продукцию, при условии, если в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, составляет не менее 70 процентов.

Не вправе переходить на уплату единого сельскохозяйственного налога:

1) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров;

2) организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса;

3) бюджетные учреждения.

Сельскохозяйственные товаропроизводители, изъявившие желание перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога, подают в период с 20 октября по 20 декабря года, предшествующего году, начиная с которого сельскохозяйственные товаропроизводители переходят на уплату единого сельскохозяйственного налога, в налоговый орган по своему местонахождению (месту жительства) заявление.

Объектом налогообложения признаются доходы, уменьшенные на величину расходов.

При определении объекта налогообложения учитываются следующие доходы:

— доходы от реализации;

— внереализационные доходы.

Налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.

Налоговым периодом признается календарный год. Отчетным периодом признается полугодие.

Налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов.

  1. Упрощенная система налогообложения.

Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке.

Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности), не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость.

Организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы не превысили 45 млн. рублей.

Не вправе применять упрощенную систему налогообложения:

— организации, имеющие филиалы и представительства

— банки

— страховые организации

— негосударственные пенсионные фонды

— инвестиционные фонды

— профучастники рынка ценных бумаг

— ломбарды

— адвокаты и нотариусы

— организации и ИП, если среднесписочная численность более 100 человек

— организации и ИП, если остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов более 100 млн.руб.

— бюджетные учреждения, иностранные организации и т.д.

Организации и ИП, применяющие УСН, теряют право применение данного срецрежима, если по итогам отчетного или налогового периода доходы превысили 60 млн. рублей.

Организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление.

Схемы уплаты налога:

а) на основе доходов – 6%

б) доходы-расходы. Максимальная ставка может быть 15%. С 1 января 2011 в УР существуют 2 ставки:

— 5% — для с/х, обрабатывающего производства, строительства, образования, здравоохранения, соц.услуг.

— 10% — все остальные виды деятельности

Ставка 15% в УР нет.

Минимальная сумма налога – 1% от доходов за год.

в) на основе патента – 6%. Выплачивается в зависимости от стоимости патента. Существуют 69 видов деятельности, которые могут быть переведены на патент. В УР все 69 видов деятельности могут быть переведены (например, ремонт обуви, ветеринарные услуги, услуги репетитора и пр.)

Патент – потенциально возможный к получению годовой доход.

Могут быть переведены на патент ИП, у которых среднесписочная численность работников составляет не более 5 человек.

При определении объекта налогообложения учитываются следующие доходы:

— доходы от реализации;

— внереализационные доходы.

При определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на следующие расходы:

1) расходы на приобретение, сооружение и изготовление основных средств

2) расходы на приобретение нематериальных активов

3) расходы на ремонт основных средств (в том числе арендованных);

4) арендные (в том числе лизинговые) платежи за арендуемое имущество;

и др.

Налоговым периодом признается календарный год.

Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

  1. СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ВИДЕ ЕДИНОГО НАЛОГА НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Применяется для следующих видов деятельности (14 шт):

1) оказания бытовых услуг;

2) оказания ветеринарных услуг;

3) оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств;

4) оказания услуг по предоставлению во временное владение (в пользование) мест для стоянки автотранспортных средств;

5) розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли.

6) розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов,;

7) оказания услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания.

8) распространения наружной рекламы с использованием рекламных конструкций;

9) размещения рекламы на транспортных средствах;

и др.

В Ижевске не переведены – ветеринарные услуги, реклама на транспорте, предоставление во временное пользование земельных участков для расположения объектов торговли и общественного питания.

На уплату единого налога не переводятся:

1) организации и индивидуальные предприниматели, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год, превышает 100 человек;

2) организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов.

3) индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения на основе патента по видам предпринимательской деятельности

4) учреждения образования, здравоохранения и социального обеспечения в части предпринимательской деятельности по оказанию услуг общественного питания;

5) организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности в части оказания услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование автозаправочных станций и автогазозаправочных станций.

Налогоплательщиками являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории муниципального района, в которых введен единый налог, предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом.

Объектом налогообложения для применения единого налога признается вмененный доход налогоплательщика.

Налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.

Для исчисления суммы единого налога в зависимости от вида предпринимательской деятельности используются следующие физические показатели, характеризующие определенный вид предпринимательской деятельности, и базовая доходность в месяц.

ВД = БД * (Физ.ед.1+Физ.ед.2+Физ.ед.3) * К1 * К2

Базовая доходность корректируется (умножается) на коэффициенты К1 и К2.

К1 – индекс-дефлятор, утверждается на каждый год (в 2010 К1=1,295, в 2011 К1=1,372)

К2 – учитывает местные факторы, влияющие на результат деятельности:

а1 – ассортимент продукции

а2 – место ведения деятельности

а3 – площадь торгового места (для услуг общественного питания и объектов торговли)

Налоговым периодом по единому налогу признается квартал.

Ставка единого налога устанавливается в размере 15 процентов величины вмененного дохода.

Уплата единого налога производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода.

  1. СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ СОГЛАШЕНИЙ О РАЗДЕЛЕ ПРОДУКЦИИ

Инвестор — юридическое лицо или создаваемое на основе договора о совместной деятельности и не имеющее статуса юридического лица объединение юридических лиц, осуществляющее вложение собственных заемных или привлеченных средств (имущества и (или) имущественных прав) в поиск, разведку и добычу минерального сырья и являющееся пользователем недр на условиях соглашения о разделе продукции (далее в настоящей главе — соглашение);

При выполнении соглашения, предусматривающего условия раздела произведенной продукции инвестор уплачивает следующие налоги и сборы:

— налог на добавленную стоимость;

— налог на прибыль организаций;

— налог на добычу полезных ископаемых;

— платежи за пользование природными ресурсами;

— плату за негативное воздействие на окружающую среду;

— водный налог;

-государственную пошлину;

— таможенные сборы;

— земельный налог;

— акциз, за исключением акциза на подакцизное минеральное сырье.

Инвестор освобождается от уплаты региональных и местных налогов и сборов по решению соответствующего законодательного (представительного) органа государственной власти или представительного органа местного самоуправления.

Налогоплательщиками и плательщиками сборов, уплачиваемых при применении специального налогового режима, признаются организации, являющиеся инвесторами соглашения в соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции».

Объектом налогообложения признается прибыль, полученная налогоплательщиком в связи с выполнением соглашения.

Прибылью налогоплательщика признается его доход от выполнения соглашения, уменьшенный на величину расходов, определяемых в соответствии с настоящей статьей.

Доходом налогоплательщика от выполнения соглашения признаются стоимость прибыльной продукции, принадлежащей инвестору в соответствии с условиями соглашения.

Расходами налогоплательщика признаются обоснованные и документально подтвержденные расходы, произведенные (понесенные) налогоплательщиком при выполнении соглашения.

В целях настоящей главы расходы налогоплательщика подразделяются на:

1) расходы, возмещаемые за счет компенсационной продукции (возмещаемые расходы);

2) расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу.

Специальные налоговые режимы: понятие, виды

  • •Финансы и финансовая деятельность государства – основополагающие категории финансового права
  • •Формы и методы финансовой деятельности
  • •Финансовая система: понятие и структура
  • •Финансовое право как самостоятельная отрасль права. Система и источники финансового права
  • •Конституционные основы (принципы) финансового права
  • •Финансово-правовые нормы: понятие, особенности и виды. Структура финансово-правовой нормы
  • •Санкции, применяемые за нарушение норм финансового права, их особенности и виды
  • •Финансовые правоотношения: понятие, особенности, классификация
  • •Основания возникновения, изменения и прекращения финансово-правовых отношений
  • •Роль представительных органов власти в финансовой системе
  • •Компетенция Правительства рф в сфере финансовой деятельности
  • •Система финансовых органов Российской Федерации
  • •Федеральная налоговая служба: задачи, структура, компетенция
  • •Министерство финансов рф: задачи, функции, полномочия
  • •Счётная палата рф: задачи, функции, полномочия
  • •Финансовый контроль: понятие, виды. Субъекты государственного и муниципального финансового контроля
  • •Методы государственного и муниципального финансового контроля
  • •Понятие и структура банковской системы
  • •Понятие и виды кредитных организаций. Правовое регулирование банковской деятельности
  • •Центрального Банка рф (Банк России): особенности правового положения, функции
  • •Полномочия Центрального банка рф в области банковского регулирования и надзора
  • •Органы Федерального казначейства рф: задачи, структура, компетенция
  • •Бюджетное право рф: понятие, предмет, источники
  • •Бюджетные правоотношения: понятие, особенности, виды
  • •Бюджетный кодекс рф. Общая характеристика и правовое значение
  • •Бюджет – центральный институт бюджетного права рф. Виды бюджетов
  • •Бюджетная система и бюджетное устройство в Российской Федерации
  • •Бюджетный процесс: понятие и участники. Стадии бюджетного процесса
  • •Стадия составления проекта федерального бюджета
  • •Стадия рассмотрения проекта федерального бюджета
  • •Стадия утверждения и принятия федерального бюджета
  • •Исполнение бюджета: принципы, этапы. Бюджетная роспись
  • •Государственные и муниципальные целевые фонды: понятие, классификация, основы правового регулирования
  • •Бюджетная классификация: понятие, структура и значение
  • •Доходы бюджетов и порядок их распределения в бюджетной системе
  • •Расходы бюджетов и порядок их распределения в бюджетной системе
  • •Формы финансовой помощи бюджетам субъектов рф и муниципальных образований
  • •Бюджетная компетенция Российской Федерации
  • •Бюджетная компетенция субъектов рф
  • •Бюджетная компетенция муниципальных образований
  • •Финансы государственных и муниципальных предприятий и их правовой режим как института финансового права
  • •Налоговое право Российской Федерации: понятие, предмет, принципы. Место налогового права в системе российского права
  • •Понятие и правовая природа налогов и сборов. Виды налогов
  • •Основные элементы закона о налоге
  • •Законодательство о налогах и сборах в Российской Федерации: общая характеристика
  • •Налоговый контроль: понятие, органы, порядок проведения
  • •Налоговая система Российской Федерации: понятие и структура
  • •Правовой статус налогоплательщиков и плательщиков сборов. Налоговые агенты
  • •Взаимозависимые лица. Представительство в налоговых правоотношениях
  • •Налоговая обязанность: юридическая природа, основания возникновения, приостановления и прекращения
  • •Специальные налоговые режимы: понятие, виды
  • •Ответственность за нарушения налогового законодательства. Налоговые санкции
  • •Виды налоговых правонарушений
  • •Обжалование актов налоговых органов, действий или бездействия должностных лиц налоговых органов
  • •Глава 20. Рассмотрение жалобы и принятие решения по ней
  • •Государственный кредит в рф
  • •Денежная система рф. Денежное обращение и его основные формы
  • •Правовое регулирование организации страхового дела
  • •Виды страхования. Обязательное страхование
  • •Понятие и содержание валютного регулирования. Валютный контроль

Специальные налоговые режимы — это режимы налогообложения, при которых субъекты бизнеса получают возможность сократить документооборот и отчетность, уплачивая фактически один налог. Ставки и порядок уплаты, условия применения определяются в НК РФ и других федеральных и местных законах. В статье представлена краткая характеристика режимов в сводной таблице.
Специальные налоговые режимы 2018 года объединяют 5 основных спецрежимов, их список пока не изменился, хотя в ближайшее время он может пополниться так называемым налогом для самозанятых. Что такое специальные режимы налогообложения, какими нормами регулируются правоотношения, возникающие по поводу их применения, разберемся далее в статье.
Понятие
Изначально при регистрации индивидуального предпринимателя или организации законодатель предусматривает применение общей системы налогообложения (ОСН или ОСНО). Для перехода на спецрежимы налогообложения потребуется решение субъекта бизнеса, оформленное в виде заявления в инспекцию ФНС по месту регистрации. О том, как написать такое заявление, мы рассказывали в статье «Уведомление о переходе на УСН». Подать заявление можно либо сразу же после регистрации, либо раз в год — до 31 декабря.
Специальный режим — это режим налогообложения, предусматривающий особый порядок подсчета и определения налога за определенный срок, в случаях и порядке, установленных фискальным законодательством. Специальные налоговые режимы кратко — это преференции для субъектов малого бизнеса, так как она предусматривает освобождение от части обязательных платежей.
По сути все они предусматривают уплату только одного обязательного платежа. Это существенно упрощает документооборот и отчетность предпринимателей и организаций, особенно субъектами бизнеса ценится возможность избежать налогообложения по НДС, так как это достаточно сложный в применении и расчете сбор в пользу государства.
Законодательное регулирование
Правовое регулирование специальных налоговых режимов опирается на положения Налогового кодекса РФ. Однако федеративное устройство нашего государства накладывает на правовое регулирование фискальной сферы свой отпечаток: регионам предоставлены определенные правомочия.
Сами спецрежимы не приобретают статус региональных, так как основные положения установлены на федеральном уровне. Однако Налоговый кодекс наделяет региональных законодателей правом определять для своего региона:

  • отрасли и виды деятельности, для которых устанавливаются спецрежимы;
  • размер налоговых отчислений;
  • условия применения налоговых льгот и т. п.

Так, региональные власти могут, в зависимости от конкретной ситуации на местах, корректировать общие положения, уточнять ставки (в случае с УСН) или виды деятельности и ставки (ЕНВД и ПСН).
Местные власти столицы, например, установили, что на территории города федерального значения ЕНВД не применяется вовсе. Поэтому чтобы применять соответствующую систему, необходимо изучить не только нормы НК РФ и федеральных законов, но и местных.
Таким образом, специальный налоговый режим — это система налогообложения, принципы которой кратко сформулированы в ст. 12 Налогового кодекса РФ. Понятие и виды специальных налоговых режимов даны в ст. 18 НК РФ. Далее рассмотрим виды спецрежимов, из описания которых станут понятны их суть, функции и задачи.
Виды
Далее представим специальные налоговые режимы, общая характеристика будет дана в сводной таблице после перечисления. Итак, полный перечень спецрежимов (полное и сокращенное наименование, принятое в нормативных актах и на практике):

  • система налогообложения (для сельскохозяйственных товаропроизводителей или единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН);
  • упрощенная система налогообложения (УСН);
  • единый налог на вмененный доход (ЕНВД);
  • система налогообложения при выполнении соглашения о разделе продукции (СРП);
  • патентная система налогообложения (ПСН).

Вид

Глава НК РФ

Краткая характеристика

Ограничения по применению

Ставка Налоговая база
ЕСНХ Гл. 26.1 Обложению подлежит разница между поступлениями и затратами по ставке 6 %. Предусмотрена только для предприятий, осуществляющих сельхоздеятельность, при количестве работников до 300 человек. 6 % Зависит от дохода

УСН

Гл. 26.2

Плательщик выбирает объект обложения — доходы или доходы минус расходы. Для первого варианта установлена ставка 6 % и для второго — 15 % (по решению региональных властей эти показатели могут быть уменьшены соответственно до 1 и 5 %).

Количество работников — 100, величина поступлений за год — 150 000 000 рублей.

Ограничения во видам деятельности указаны в ст. 346.12.

6 % или 15 % Зависит от дохода

ЕНВД

Гл. 26.3

Плательщик перечисляет 15 % (ставка может быть снижена по решению региональных властей до 7,5 %) с определенного вмененного дохода.

По количеству работников — 100.

В соответствии со ст. 346.26, определены виды деятельности, на которых она может быть применена (регионы могут расширить список).

15 % Постоянная

СРП

Гл. 26.4

Применяется юрлицами или их объединениями, являющимися инвесторами при разработке месторождения полезных ископаемых и заключившими соответствующее соглашение с государством.

Зависит от дохода
ПСН Гл. 26.5 ИП покупает патент по установленной в регионе цене на право осуществления определенного вида деятельности. Ставка составляет 6 % от возможного дохода (может быть уменьшена в регионе вплоть до 0). При этом отчетность вообще не составляется, ведется только книга учета доходов и расходов.

Только для ИП.

Количество работников — 15, величина поступлений за год — 60 000 000 рублей.

Виды деятельности перечислены в ст. 346.43 НК РФ(регионы вправе уточнить список).

6 % Постоянная

Специальный налоговый режим

Эту страницу предлагается объединить со страницей Система налогообложения. Пояснение причин и обсуждение — на странице Википедия:К объединению/8 августа 2019.
Обсуждение длится не менее недели (). Не удаляйте шаблон до подведения итога обсуждения.

Специальный налоговый режим — особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определённого периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных Налоговым кодексом и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами.

Современное налоговое законодательство Российской Федерации предусматривает пять специальных налоговых режимов.

Специальные налоговые режимы

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей

Данный режим также известен под названием Единый сельскохозяйственный налог. Налогоплательщиками при данном налоговом режиме являются сельскохозяйственные товаропроизводители (организации и индивидуальные предприниматели), добровольно перешедшие на этот режим.

Упрощённая система налогообложения

Особый вид налогового режима, ориентированный на снижение налогового бремени в организациях малого бизнеса и облегчение ведения налогового учёта.

Единый налог на вменённый доход

Налог, вводимый законами субъектов Российской Федерации и заменяющий собой уплату ряда налогов и сборов, существенно сокращает и упрощает контакты с фискальными службами.

Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции

Данный налоговый режим применяется при выполнении соглашений, которые заключены в соответствии с Федеральным законом от 30.12.1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции».

Патентная система налогообложения

С 1 января 2013 г., введён Федеральным законом от 25.06.2012 N 94-ФЗ.

Примечания

  1. Паскачев А.Б., Кашин В.А., Бобоев М.Р. Большой толковый словарь налоговых терминов и норм.-М., 2002
  2. Налоговый кодекс РФ (НК РФ) часть 1 от 31.07.1998 N 146-ФЗ

Общий и специальные режимы налогообложения

Совокупность федеральных, региональных и местных налогов и сборов, установленных НК и подлежащих уплате всеми организациями и индивидуальными предпринимателями, считают общим режимом налогообложения(традиционной системой налогообложения).

В то же время наряду с общим режимом налогообложения, предусмотренным законодательством РФ о налогах и сборах, существуют особые, отличающиеся от общей системы налогообложения налоговые режимы, применение которых освобождает налогоплательщиков от уплаты ряда федеральных, региональных или местных налогов. Следовательно, если организация (индивидуальный предприниматель) не применяет специальный налоговый режим, можно говорить о том, что она исполняет налоговые обязательства по общей системе налогообложения.

В соответствии со ст.18 НК специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов. Специальный налоговый режим применяется только в случаях и в порядке, установленных НК.

С 2013 года применение всех специальных налоговых режимов является добровольным, т.е. сам налогоплательщик должен определить для себя выгодность применения того или иного режима.

К специальным налоговым режимам относятся:

1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог – ЕСХН) – Глава 26.1 НК;

2) упрощенная система налогообложения (УСН) – Глава 26.2 НК;

3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) – Глава 26.3 НК;

4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции – Глава 26.4 НК;

5) патентная система налогообложения (патент) – Глава 26.5 НК.

Первый специальный налоговый режим могут выбрать организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями в соответствии со ст. 346.2 НК.

Второй режим могут применять организации и индивидуальные предприниматели, имеющие на это право в соответствии со ст. 346.12 НК.

Третий режим может применяться налогоплательщиками, осуществляющими отдельные виды предпринимательской деятельности, предусмотренные ст. 346.28 НК и облагаемые ЕНВД в соответствии с актами представительных органов местного самоуправления по месту осуществления деятельности.

Четвертый режим применяется организациями, являющимися инвесторами соглашений в соответствии с Федеральным законом от 30.12.1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции».

Пятый режим введен с 2013 года для индивидуальных предпринимателей, которые осуществляются виды деятельности по перечню указанному в п.2 ст. 346.43 НК, если в данном субъекте РФ введена патентная система налогообложения.

Сущность основных специальных режимов (ЕСХН, УСН, ЕНВД, патент) состоит в замене уплаты 3 налогов (из которых два – федеральные и один – региональный или местный), уплатой одного «единого» налога.

>
Специальные налоговые режимы: место в системе правовых явлений и юридическая конструкция тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 12.00.14, кандидат юридических наук Жданова, Вероника Юрьевна

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Специальные налоговые режимы: место в системе правовых явлений и юридическая конструкция»

Актуальность темы исследования. В ходе реформирования налогового законодательства РФ в практику государственного регулирования экономики был внедрен своеобразный инструмент налоговой политики — специальные налоговые режимы. При их использовании налогоплательщику предоставляется возможность замены ряда обязательных для него налогов на единый платеж. Приобретение такой возможности может осуществляться на началах обязательности или в добровольном порядке. Налогоплательщикам такая замена во многих случаях облегчает положение, а государству — позволяет добиться совмещения фискального эффекта от функционирования налоговой системы с регулирующим эффектом.

Появление специальных налоговых режимов поставило перед наукой целый ряд вопросов. И в частности, вопрос о том, что представляет собой указанное явление? Каковы его отличительные особенности? Из чего оно состоит? Как устроено? Каково его функциональное назначение? Как с ним следует обращаться, чтобы достичь определенных целей? Как повысить эффективность использования специальных налоговых режимов?

Чтобы отыскать ответы на все эти вопросы, требуется рассмотреть специальные налоговые режимы с различных сторон. При этом будет не лишним отметить, что словосочетание «специальные налоговые режимы» в настоящий момент используется при обозначении двух близких, но вместе с тем качественно отличных друг от друга явлений.

В ходе установления данных режимов законодателем был создан целый комплекс правовых норм. Эти нормы представляют собой самостоятельный финансово-правовой институт — институт специальных налоговых режимов. С другой стороны, как следует из самого их названия, специальные налоговые режимы — это еще и разновидность такого явления, как налоговый режим. Таким образом, есть комплекс норм, регламентирующих порядок использования специальных налоговых режимов, и есть сами эти режимы. Причем это два разных предмета, и каждый из них требует самостоятельного подхода к его изучению. Более того, каждому из двух упомянутых юридических феноменов соответствует свой особый круг познавательных задач, которые могут быть решены посредством его анализа. 3

Институт специальных налоговых режимов неоднократно рассматривался в литературе и на сегодняшний день уже довольно обстоятельно описан. В то время как второй из указанных предметов не подвергался самостоятельному теоретическому осмыслению.

В науке не выработано четкого представления о смысловых границах понятия «налоговый режим». Отсутствует специальный понятийный аппарат, использование которого делает возможным перевод рассуждений о налоговом режиме на научный уровень и без которого довольно сложно дать содержательную, логичную и концептуально выдержанную характеристику общего и специальных налоговых режимов.

В таких условиях при изучении отдельных разновидностей специального налогового режима вошло в традицию осуществлять подробный разбор субъектов, объекта, порядка определения налоговой базы, налогового периода, налоговой ставки, порядка исчисления и иных элементов юридического состава налога, который служит заменой ряду других платежей в ходе использования соответствующего налогового режима. При этом в целях изучения специальных налоговых режимов приспосабливается понятийный аппарат теории налога. На наш взгляд, использование подобного приема ведет к частичной подмене предмета исследования. Под видом специальных налоговых режимов фактически изучаются отдельные налоги, подлежащие уплате в ходе их применения, раскрывается их юридическая конструкция; в то время как тема о специальных налоговых режимах так и остается не раскрытой. Будучи самостоятельным правовым явлением, специальный налоговый режим имеет свой собственный набор характеристик, через которые выражается его юридическое своеобразие; свою собственную юридическую конструкцию, отличную от конструкции налога. Для ее выявления требуется основательная проработка вопроса о сущности специальных налоговых режимов.

Цель, задачи и структура диссертации. Отмеченные соображения предопределили выбор темы, цель и основные задачи настоящей диссертации.

Ее цель состоит в том, чтобы вписать понятие «специальный налоговый режим» в круг абстракций, используемых юридической наукой, четко обозначив его границы; и сформировать цельное видение специального налогового режима, выражающееся в системе обобщенных теоретических положений, применимых к любой разновидности этого явления.

Реализация указанной цели будет осуществлена в два этапа, каждому из которых соответствует некий круг задач. На первом этапе мы определим место специальных налоговых режимов в системе правовых феноменов, (1) обозначив круг схожих с ними явлений, (2) сопоставив их с ними и (3) попытавшись выработать адекватное представление об изучаемом нами предмете. При этом специальные налоговые режимы будут соотнесены с такими явлениями как правовой режим, налоговый режим, общий налоговый режим, налоговая система, система налогов и сборов, налог, налоговая льгота. Решение этих задач предлагается в первой главе настоящей диссертации, состоящей из двух разделов. На втором этапе мы: (4) выведем набор универсальных характеристик (параметров), которые просматриваются у любого специального налогового режима и через которые выражается юридическое своеобразие каждого из них; (5) раскроем эти характеристики на примере нескольких разновидностей специального налогового режима. Под решение указанных задач отведена вторая глава данной диссертации, также состоящая из двух разделов. Последний из них разбивается на три подраздела.

Степень разработанности темы исследования. Тема специальных налоговых режимов не раз поднималась в публикациях чисто прикладного характера. По ней был написан ряд диссертаций, в которых вопрос о специальных налоговых режимах рассматривается и в юридическом ракурсе, и с позиции экономической науки. Часть из них касается отдельных разновидностей специального налогового режима. В их числе диссертации Т.Н. Васильевой, А.Г. Коршунова, В.В. Крюкова, Е.Г. Новиковой, JI.B. Носолевой, Е.В. Шаповал. Другая часть — ориентирована на комплексное изучение данного явления. Это работы О.А. Бондаренко, Г.В. Жировой, И.В. Зиновьева, А.С. Матинова, С.С. Овчинникова. Отдельные положения о специальном налоговом режиме, применяемом в аграрном секторе, а также обстоятельный анализ предистории его появления приводится в диссертации И.А. Цин-делиани. Имеются монографические работы Н.Н. Злобина, М.П. Караян, Т.Ф. Ют-киной, затрагивающие вопрос о специальных налоговых режимах, а также полностью посвященные этой тематике.

В большинстве подобных литературных источников основное внимание сосредоточено на вопросе о правовом регулировании порядка применения специальных налоговых режимов. В них дается детальный обзор законодательства об этих режимах, а также тех изменений, которые оно претерпело за годы их существования. При этом делается акцент на уяснение смысла нормативно-правовых предписаний, касающихся специальных налоговых режимов; выведение общих принципов, воплощенных в указанных предписаниях; выявление законодательных несовершенств и формулирование предложений по улучшению качественного состояния нормативно-правовой базы в этой области. То есть изучается содержание правовых норм о специальных налоговых режимах, сгруппированных в самостоятельный правовой институт.

Ввиду проработанности перечисленных вопросов на момент написания данной диссертации не было необходимости в подробном разборе нормативного материала, посвященного специальным налоговым режимам. Вместе с тем имелся недостаток в работах теоретического плана, ориентированных на то, чтобы обобщить указанный материал и вывести систему устойчивых положений о специальных налоговых режимах, которые сохраняются в неизменном виде, невзирая на многочисленные поправки и дополнения, вносимые в законодательные акты о налогах и сборах; в работах, нацеленных на отображение скорее несущих конструкций их образа, нежели его достаточно изменчивой фасадной части.

Предмет исследования. Данное диссертационное исследование носит как раз такую направленность. При его осуществлении не было самоцели подробно описать состояние законодательства о специальных налоговых режимах. В центр внимания в нем поставлены сами эти режимы как своеобразное правовое явление, их структура и юридические особенности, которые были проанализированы с опорой на законодательство и выступили основным предметом настоящего исследования. Такое смещение акцентов позволило совершенно по-новому раскрыть не раз поднимавшуюся в литературе тему, избежав повторения тех положений, которые уже были получены в рамках изучения института специальных налоговых режимов.

Методологическую основу исследования составили два подхода, один из которых является общенаучным, а другой специфичен для сферы общественных наук. При выведении понятия «правовой режим», «налоговый режим» и «специальный налоговый режим», а также рассмотрении их структуры были использованы идеи, выработанные в работах, посвященных системному подходу и принадлежащих перу таких авторов как И.В. Блауберг, В.Н. Садовский, B.C. Тюхтин, А.И. Уемов, Э.Г. Юдин. В качестве дополнения при выявлении типовых моделей соотношения правовых режимов и раскрытии структуры отдельных специальных налоговых режимов были использованы идеи деятелъностного подхода, заложенные в одном из произведений А.Н. Леонтьева, а также в работах Н.Н. Трубникова, Л.Д. Чулюкина, А.А. Чунаевой, А.И. Экимова, касающихся отдельных категорий теории деятельности. Помимо источников, посвященных разработке этой теории, в данном исследовании были использованы результаты ее применения для анализа такого явления как хозяйственная деятельность, полученные экономистами. Предложенное ими видение этого предмета было принято за основу при структурировании элементов налогового режима. Из арсенала приемов научного исследования, характерных для правовой науки, был использован сравнительно-правовой метод.

Большим подспорьем при осмыслении отдельных вопросов, поднимаемых в данной диссертации, послужили научные труды правоведов, обращавшихся к методологии изучения правовых явлений: A.M. Васильева, М.Ф. Ивлиевой, В.В. Лазарева, B.C. Нерсесянца, В.Н. Протасова, А.В. Птушенко, Б.И. Пугинского, Л.Б. Тиуновой, Ю.Б. Фогельсона.

Теоретической основой исследования послужили, работы, посвященные вопросам общей теории государства и права: С.С. Алексеева, Н.А. Власенко, С.Н. Егорова, В.Б. Исакова, М.Н. Козюк, В.Н. Кудрявцева, В.В. Лазарева, А.В. Малько, М.Н. Марченко, Н.И. Матузова, Е.Я. Мотовиловкера, B.C. Нерсесянца, В.Н. Протасова, О.С. Родионова, И.Н. Сенякина, К.В. Шундикова. Предложенное в данной работе представление о налоговом режиме и его отдельных разновидностях опирается также на идеи, почерпнутые из научных трудов финансистов, среди которых представители юридической, а также экономической науки: А.В. Аронов, Г.М. Бродский, М.Н. Бродский, А.В. Брызгалин, Д.В. Винницкий, Г.А. Гаджиев, Е.Ю. Грачева, B.C. Жестков, Н.Н. Злобин, М.В. Карасева, В.А. Кашин, А. Котля-ровский, В.Г Пансков, С.Г. Пепеляев, Г.П. Толстопятенко, Н.И. Тургенев, В.М.

Фокин, Н.И. Химичева, А.И. Худяков, А.В. Чуркин, Д.М. Щекин, И.И. Янжул и др. Не менее полезными оказались работы правоведов, разрабатывающих вопросы смежных отраслевых наук: Г.В. Атаманчука, Ю.Г. Басина, Д.Н. Бахраха, В.И. Емельянова, А.П. Коренева, О.А. Красавчикова, JI.A. Морозовой, B.C. Основина, Е.А. Суханова, Р.А. Ханнанова.

Научная новизна исследования предопределяется самой постановкой вопроса: это первая работа, специально посвященная детальному изучению места специальных налоговых режимов в системе юридических феноменов. В диссертации предлагается нетрадиционный подход к анализу этих режимов, основанный на особом понимании правового режима. Под данным явлением имеется в виду некое комплексное образование, формируемое в результате осуществления правового регулирования. Правовое регулирование представляет собой длящийся процесс, обслуживающий достижение определенных целей. Его начальной стадией выступает принятие правовых норм, обеспечивающих реализацию конкретной цели/группы целей правового регулирования. С помощью указанных норм создается набор возможностей по возникновению юридических прав и обязанностей у субъектов, от поведения которых зависит их реализация. Иными словами, создается комплекс потенциально возможных правовых последствий. Указанный комплекс выступает самостоятельным правовым явлением. На наш взгляд, это и есть правовой режим, представляющий собой систему потенциальных правовых последствий, возможность актуализации (наступления) которых предусмотрена правовыми нормами ради достижения одной и той же цели правового регулирования.

Такая интерпретация понятия «правовой режим» позволяет осуществить содержательный анализ конкретных разновидностей этого режима и получить на основе такого анализа целостное, системное представление о том, как отражается достижение цели того или иного правового режима на интересах отдельных субъектов, находящихся в зоне его действия. В настоящей работе данный прием был применен при изучении специальных налоговых режимов. Это позволило систематизировать состав юридических возможностей (юридических прав и обязанностей), приобретаемых субъектами налогового права при использовании того или иного налогового режима; а также сопоставить, как меняется набор таких возможностей при переходе с одного налогового режима на другой.

В ходе применения указанного подхода к анализу предмета нашего исследования был сформулирован и обоснован ряд новых и имеющих признаки новизны положений, выносимых на защиту. В работе:

1) Предложено рассмотреть специальный налоговый режим в качестве особой разновидности налогового режима. Данный режим представляет собой систему, элементами который выступают потенциальные правовые последствия, установленные нормами права; а объединяющим их отношением служит: во-первых, общая направленность на достижение одной и той же цели правового регулирования, ради которой законодателем была создана возможность их наступления (она состоит в привлечении членов общества к бремени уплаты налогов и сборов); во-вторых, общая роль в обеспечении баланса частных и публичных интересов при достижении указанной цели (она состоит в фиксации границ допустимого с позиции закона вмешательства в сферу индивидуальной свободы субъекта права, вызванного необходимостью пополнения бюджета).

Нормами налогового права предусмотрено сразу несколько вариантов фиксации такого рода границ, каждому из которых соответствует своеобразная система потенциально возможных правовых последствий, представляющая собой самостоятельный налоговый режим.

2) Рассмотрены элементы, из которых складывается любой из таких режимов. Цель налогового режима достигается через поведение субъектов, которые в нем не заинтересованы. В связи с чем^ данному режиму присуща ярко выраженная ограничивающая ориентация; а каждое потенциально возможное правовое последствие, входящее в его состав, так или иначе увязано с ограничением сферы индивидуальной свободы того или иного субъекта. Отталкиваясь от этого положения, элементы налогового режима были сгруппированы на основе нескольких взаимосвязанных критериев, отображающих функциональную роль каждого из них при установлении подобных ограничений. В результате чего, была выявлена общая структура, которая просматривается у любого налогового режима, будь то общий налоговый режим либо одна из разновидностей специального налогового режима.

3) Сформулировано определение специального налогового режима, под которым предложено понимать обособленную от общего налогового режима систему потенциальных правовых последствий, которая служит его альтернативой при задании границ допустимого с позиции закона вмешательства в сферу личной свободы субъекта права и предназначена для достижения какого-либо дополнительного, помимо привлечения членов общества к налоговому бремени, эффекта.

При этом общий налоговый режим был определен как система потенциальных правовых последствий, единственной общей целью установления которых является привлечение членов общества к бремени уплаты налогов и сборов и с помощью которых своеобразным образом задаются границы законного вмешательства в сферу личной свободы субъекта права, обусловленного необходимостью пополнения бюджета.

4) Сделан вывод о том, что переход с одного налогового режима на другой влечет не только изменение состава налогов, подлежащих уплате налогоплательщиками, но и изменение на весь период использования соответствующих режимов набора юридических прав и обязанностей, которые могут быть приобретены ими. Это связано с тем, что наличие юридической необходимости использовать тот или иной специальный налоговый режим блокирует возможность возникновения отдельных прав и обязанностей налогоплательщика, которые могут быть приобретены в рамках другого специального налогового режима либо общего налогового режима. При этом способность быть их носителями налогоплательщиком не утрачивается.

5) Сделан вывод о том, что отдельные налоговые режимы различаются между собой, в первую очередь, набором возникающих в ходе их применения юридических прав и обязанностей, путем установления которых фиксируется доля имущества отдельных обладателей частной налоговой правосубъектности, подлежащая передаче в пользу бюджета в виде налогов и сборов. Возникновение указанных прав и обязанностей увязано с определенными обстоятельствами, сопровождающими экономическую деятельность налогоплательщиков. В ходе осуществления этой деятельности ими совершается некий стандартный набор хозяйственных операций. В условиях действия разных налоговых режимов одни и те же операции вызывают отличающиеся по своему составу налоговые последствия. В диссертации была дана классификация фактов хозяйственной жизни, способных повлечь наступление таких последствий. На ее основе был произведен сравнительный анализ потенциальных правовых последствий, актуализируемых под действием различных налоговых режимов (и в частности, в ходе действия общего налогового режима, различных версий упрощенной системы налогообложения, режима «единый сельскохозяйственный налог», режима «единый налог на вмененный доход»),

6) В ходе сопоставления понятия «специальный налоговый режим» и «налог» был сделан следующий вывод: хотя переход на специальный налоговый режим сопровождается изменением состава налогов, подлежащих уплате по общему правилу, посредством замены ряда из них единым платежом; это не дает основания отождествлять данный режим ни с одним из указанных платежей, ни с их совокупностью. Вместе с тем специальный налоговый режим и налог имеют нечто общее. Подобно тому, как специфика любого налога находит свое выражение в элементах его юридического состава; специальные налоговые режимы имеют свой собственный набор характеристик, являющихся своеобразными аналогами указанных элементов. Они служат универсальными критериями, позволяющими сравнивать один специальный налоговый режим с другим. В их числе: цели создания специального налогового режима; порядок его установления и введения в действие; круг субъектов, на которых нацелено его действие; порядок перехода на его использование; набор налогов, подлежащих замене в рамках соответствующего режима; правовая природа платежа, служащего такой заменой; состав правовых последствий, наступающих в ходе применения специального налогового режима.

7) При сопоставлении понятия «специальный налоговый режим» и «налоговая льгота» был сделан вывод о том, что потенциал на улучшение положения налогоплательщиков, заложенный в специальные нормы-изъятия, с помощью которых устанавливаются налоговые льготы, не исчерпывается сокращением суммы отдельного налога и облегчением порядка его уплаты. Поэтому среди налоговых льгот можно обнаружить не только льготы, привязанные к тому или иному налогу и представляющие собой элемент его юридического состава, но и другие их разновидности, которые не вписываются в указанную модель. К ним следует отнести так называемые «дедушкины оговорки», которые выполняют в налоговом праве функцию льготы-гарантии; а также предоставляемые при установлении специальных налоговых режимов возможности по изменению количественного и (или) ассортиментного состава налогов, подлежащих уплате при наличии объекта налогообложения и иных указанных в законе обстоятельств.

Теоретическая и практическая значимость исследования. По своей изначальной направленности данное исследование ориентировано на выработку системы фундаментальных положений о специальных налоговых режимах, которые слабо подвержены изменениям, регулярно вносимым в законодательство, регулирующее порядок их применения. Оно представляет собой опыт теоретического анализа практически не изученных на данном уровне явлений. При его проведении были использованы нетрадиционные приемы, почерпнутые из методологической литературы^ 1то позволило выработать логичную, единообразную схему систематизации информации о налоговом режиме, которая применима как к общему налоговому режиму, так и к любой разновидности специального налогового режима. Полученные в рамках данной работы результаты вносят вклад в формирование доктринального видения этих юридических феноменов. Вместе с тем они могут иметь определенное прикладное значение. Прежде всего, их можно задействовать в учебном процессе в ходе преподавания налогового права. Отдельные идеи, предложенные в настоящем исследовании, могут принести пользу при проведении сравнительного анализа тех условий, в которые ставит налогоплательщика применение различных налоговых режимов. Приступая к работе над диссертацией, мы не выносили на первый план задачу критического разбора статей Налогового кодекса РФ и поиска имеющихся в них в немалом количестве технических и содержательных несовершенств. Тем не менее, отдельные несовершенства были выявлены. Поэтому данная работа может представить некоторый интерес еще и с позиции повышения качества налогового законодательства.

Апробация результатов исследования. Данная диссертация обсуждалась на кафедре финансового права юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Ее отдельные положения были опубликованы в периодических изданиях (Специальный налоговый режим как разновидность правового режима // Финансовое право. 2005. № 2; Специальный налоговый режим и налоговая льгота // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 2006. № 2); а также были использованы в процессе проведения семинарских занятий по финансовому праву на юридическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *