Специальная оценка условий труда

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО от 8 июня 2017 г. N 15-1/ООГ-1593

Департамент условий и охраны труда рассмотрел по компетенции Ваше обращение по вопросу проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах отдельных категорий работников и сообщает следующее.

Правовые и организационные основы и порядок проведения специальной оценки условий труда, а также правовое положение, права, обязанности и ответственность участников специальной оценки условий труда установлены и определены Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Федеральный закон N 426-ФЗ).

В соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона N 426-ФЗ специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.

В отношении других категорий работников (в том числе работников религиозных организаций) специальная оценка условий труда проводится в обязательном порядке, в соответствии с требованиями Федерального закона N 426-ФЗ с учетом особенностей осуществления отдельных видов деятельности.

Согласно части 4 статьи 3 Федерального закона N 426-ФЗ проведение специальной оценки условий труда в отношении условий труда государственных гражданских служащих и муниципальных служащих регулируется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и о муниципальной службе.

В настоящее время законодательством Российской Федерации процедура проведения специальной оценки условий труда государственных гражданских и муниципальных служащих не предусмотрена.

На сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний, органов внутренних дел Российской Федерации, национальной гвардии Российской Федерации, которые проходят государственную правоохранительную службу, распространяется действие Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Ввиду того, что положениями статьи 11 указанного федерального закона урегулированы вопросы предоставления социальных гарантий и организации соответствующих условий, необходимых для выполнения служебных обязанностей указанными сотрудниками, проведение специальной оценки условий труда на их рабочих местах не требуется. Учитывая природу правоотношений, связанных с прохождением военной службы, а также особенности прохождения военной службы, законодательством Российской Федерации, регулирующим соответствующие правоотношения, проведение специальной оценки условий труда на рабочих местах военнослужащих не предусмотрено.

Порядок прохождения службы в таможенных органах и организациях Федеральной таможенной службы (далее — таможенные органы) и основы правового положения должностных лиц таможенных органов, в том числе, за работу во вредных условиях труда, определены Федеральным законом от 21.07.1997 N 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 114ФЗ). Так, согласно статьям 34, 39 Федерального закона N 114-ФЗ для сотрудников таможенных органов, исполняющих свои должностные обязанности во вредных условиях, устанавливается сокращенная продолжительность служебного времени и предоставляется дополнительный отпуск. Перечень должностей сотрудников таможенных органов Российской Федерации, исполняющих должностные обязанности во вредных условиях, за исполнение которых предоставляется дополнительный отпуск и устанавливается сокращенное служебное время, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.1998 N 189. В связи с тем, что вопрос предоставления компенсаций за работу во вредных условиях труда сотрудникам таможенных органов урегулирован соответствующим федеральным законом, проведение специальной оценки условий труда в отношении их рабочих мест не требуется.

С учетом имеющихся особенностей трудовой деятельности отдельных категорий работников, в том числе работников, непосредственно осуществляющих тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ, работы по ликвидации чрезвычайных ситуаций, частью 7 статьи 9 Федерального закона N 426-ФЗ предусмотрено установление особенностей проведения специальной оценки условий труда в отношении таких рабочих мест. В этой связи Минтрудом России были проведены консультации с МЧС России и иными заинтересованными организациями, по итогам которых принято решение о нецелесообразности разработки нормативного правового акта, устанавливающего особенности проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах указанной категории работников, ввиду того, что при исполнении своих трудовых обязанностей они находятся в условиях возникновения непосредственной угрозы их жизни и здоровью. При этом вопросы установления класса (подкласса) условий труда указанной категории работников урегулированы положениями частей 9-11 статьи 12 Федерального закона N 426-ФЗ.

Заместитель директора Департамента условий и охраны труда Т.М. Жигастова

3 класс вредности распространен, так как в нем учтены факторы, которые присутствуют в большинстве фирм. Это факты:

  • работы при высоких температурах;
  • проведение газосварочных работ;
  • запыленность;
  • вибрация.

3 класс разбит на подклассы, учитывающие негативное действие. Подробно о классе условий труда 3.1, 3.2, 3.3 пойдет речь в этом материале. Для компенсации негативных последствий предусмотрены льготы. Класс опасности определяют по итогам проведенной спец. оценки. «Что такое СОУТ» описано в материале «СОУТ». Описание процедуры «СОУТ» в статье «Проведение СОУТ».

Класс условий труда

Условия труда по уровню отрицательного действия делят на классы, согласно гигиеническим нормативам.

Класс трудовых условий 3.1, 3.2 и 3.3

Вредные условия труда: класс 3.1, 3.2 и 3.3 — классифицируют согласно вредным факторам. Негативными условиями третьего класса признают условия, при которых действие негативных факторов выше норм:

  • что значит класс условий труда 3.1 – это присутствие факторов, действие которых на работника повышает риск причинения вреда здоровью;
  • класс условий труда 3.2 — негативные явления, приводят к ранним стадиям профессиональных болезней;
  • класс условий труда 3.3 — неблагоприятные явления влекут болезни (с предполагаемой утратой способности трудиться).

4>Льготы по подгруппам 3.1, 3.2 и 3.3

По специальной оценке условий труда для класса 3.1 полагаются льготы, компенсационные выплаты и для 3.2, 3.3 подклассов тоже:

  1. Сокращение числа рабочих часов. При сорока часах еженедельно для рабочих-«вредников» неделя уменьшена до 36 часов.Законодательно рабочим не запрещено работать больше, но эти часы учитываются как сверхурочные и оплачиваются по двойному тарифу. Законом запрещена сверхурочная работа, превышающая 120 часов за год.
  2. Кроме оплачиваемого отпуска, предоставляемого каждый год, законодательство «вредникам» обеспечивает дополнительные отпуска. Длительность допотпуска7 дней.
  3. Дополнительные выплаты за негативные факторы. 4% от тарифов работников, занимающих сходные рабочие места в благоприятной среде.Коллективный договор фиксирует решение о выплате повышенных надбавок.
  4. Пенсия сверх установленных сроков. Сверх сроков пенсию предоставляют, если:
  • контакт с отрицательными факторами труда составляет 80% времени трудящегося;
  • название должности не противоречит квалификационному справочнику;
  • стаж на опасной работе — от 12 лет.

По закону мужчины уходят досрочно в 55 лет, а женщины в 50.

  1. Медосмотры внедрены приказом Минздравсоцразвития№302н. Сроки и содержание зафиксированы в приложении к приказу. Обследования проводят на:
  • психические и нервные заболевания;
  • вирус имуннодефицита;
  • туберкулез.

Сотрудники организуют осмотр своими силами, а компания на основе компенсирует расходы, согласно переданным чекам об оплате услуг.Если по заключению, выданному медкомиссией, у работника выявлены ограничения по труду на рабочем месте, его переводят. Если подобные позиции в штате отсутствуют, трудовой контракт расторгают.

  1. Предоставление молока и молочной продукции. Организуют на работах, где обнаружены риски по воздействию.
  2. Предоставление страхования жизни и здоровья. Закон № 125-ФЗ предписывает фирмам предоставлять страхование от несчастных случаев. При неблагоприятных случаях (несчастных) сотрудникам оплачивают суммы по страховке. Работникам гарантирована компенсация лечения, лекарств и восстановления здоровья.
  3. Средства индивидуальной защиты (СИЗ). Их выдают сотрудникам под роспись и проводят обучение по правилам эксплуатации. В состав СИЗ включены:
  • спецодежда;
  • приспособления по защиты дыхания;
  • рук;
  • головы;
  • средства дезинфекции.

Законодательством запрещено совмещение внутри и извне работ, сопряженных с опасными трудовыми условиями 3.1,3.2 и 3.3 классов. Так как подкласс 3.1 класса условий труда вредный, то для выполнения таких обязанностей несовершеннолетних лиц запрещено привлекать к труду. Беременных сотрудниц ограждают от действия негативных факторов, переводя их другой отдел. Гарантии и компенсационные выплаты фиксируют в коллективном договоре. При трудоустройстве в фирму с условиями знакомят работников под роспись.

4>Компенсационные выплаты по 3.1, 3.2 и 3.3 классам

По результатам СОУТ класса 3.1 для льгот и компенсаций выплата денежных эквивалентов разрешена законом, как и для двух других подклассов. Компании вправе заменить выдачу молока выплатой сумм, равных его стоимости.

До 2014 года дополнительный отпуск недопустимо было компенсировать деньгами. Роструд объяснил это тем, что питание сотрудник получает сам, а отдыхают сотрудники исключительно при отрыве от процесса работы.

Сейчас частичная замена отпуска возможна, когда положенный по закону отпуск свыше 7 дней. Договоренность с работниками заблаговременно прописывают в доп. соглашении к трудовому контракту. Компенсационные выплаты рассчитывают согласно среднему заработку рабочего за год. Суммы компенсационных выплат подлежат обложению НДФЛ. Приказ №185 Министерства здравоохранения утверждает список должностей, относящихся к диапазону риска. Это занятые на:

  • авиации;
  • ж/д;
  • метро;
  • пекари;
  • медики;
  • педагогические работники;
  • сотрудники учреждений исполнения наказания.

При составлении списка специалисты учитывали частоту возникновения профессиональных болезней.

Компенсационные выплаты и гарантии

По итогам работы экспертной комиссии формируется сводная ведомость, где отражются комплексные сведения по составленным картам. Карта спецоценки гарантирует компенсацию льгот и компенсаций.

Укороченная длительность рабочего времени

Трудовая неделя для «вредников» сокращена до 36 часов вместо 40 часов в неделю.Если сотрудник желает работать по общепринятому графику, то часы, отработанные свыше положенных 36 часов, оплачивают как сверхурочные.

Дополнительный отпуск

Минимальная длительность допотпуска за работу с негативными трудовыми условиями — 7 дней. Часть ежегодного дополнительно оплачиваемого отпуска, превышающего минимум данного отдыха, заменяют денежной выплатой.

Оплата труда в увеличенном размере

Согласно ч. 2 ст. 147 ТК РФ, размер надбавок к оплате труда сотрудников на вредных работах — 4% оклада, принятого для работы обычных работников. Если спецоценка обнаружила негативные трудовые условия труда и рабочему сократили длительность смены, изменять оклад в сторону уменьшения запрещено.

Право выхода на пенсию до срока

Выход на пенсию до сроков установлен для работающих:

  • в бригадах по ремонту локомотивов;
  • на ж/д и метро;
  • в геолого-разведочных отрядах;
  • на лесозаготовках.

Для лиц, трудящихся во вредных условиях, досрочная пенсия назначаетсяпри необходимой продолжительности стажа на опасных работах.

Вредные условия труда

Показатели, которые характеризуют степень вредности:

  • высокий уровень концентрации пыли воздухе промышленных помещений;
  • слабая освещенность;
  • шум;
  • излучение радиоактивного характера;
  • высокая влажность и высокие температуры;
  • длительное соприкосновение с микробами, химикатами, токсичными веществами.

Выдача продуктов для лечебно-профилактических целей

Лечебно-профилактическое питание (ЛПП) выдают сотрудникам для укрепления здоровья и снижения вероятности приобретения профессиональных болезней. Оно положено классам 3.1, 3.2, 3.3 по спецоценке труда. ЛПП выдают работающим в дни присутствия на работе и в дни нетрудоспособности, если заболевший не госпитализирован.

Состав сотрудников, которым положено ЛПП, утверждает руководитель, согласовав с профсоюзом. Его прилагают к коллективному договору.

Периодичные медосмотры

Схема оказания медицинской помощи работающим на опасных производствах включает три звена:

  • амбулаторно-поликлиническое(А-П);
  • стационарное;
  • санаторно-курортное.

Задачи А-П звена — это профилактика профессиональных болезней и реабилитация работников, с начальными признаками проф. болезней. Выполнению задач способствует организация медосмотров. Периодические медосмотры проводят территориальные медучреждения.

Важно знать

Если зафиксирован несчастный случай или травма во время работы с классом условий труда 3, то компания компенсирует:

  • расходы на закупку медикаментов;
  • получение медицинских услуг;
  • оплату реабилитации.

Профсоюзы контролируют качество спецоценки, соблюдение гарантий, предоставляемых «вредникам», инструктаж по технике безопасности, выдачу СИЗ и их качество.

Возможна ли компенсация деньгами

По нормам, отраженным в ст. 222 ТК РФ, трудящийся вправе по желанию заменить получение молока денежным вознаграждением, но учитывая инфляцию и цены розничной торговли молочной продукцией в пределах расположения компании. Компенсацию платят раз в месяц, по заявлению сотрудника.

Отпуск за «вредность» заменяют деньгами согласно коллективному договору и письменному согласию сотрудника. Согласие оформляют в виде соглашения к трудовому контракту.

Какие профессии потеряют «вредность»

Правительство России рассматривает вопрос о том, как сократить перечень опасных профессий. Из списка вредных планируют исключить:

  • руководителей, выполняющих обязанности под землей;
  • горных мастеров;
  • начальников участков;
  • главных инженеров шахт;
  • заведующих подземными складами.

Сегодня законодательно эти должности из списка опасных не исключены.

Дополнительные страховые взносы в ПФР

Дополнительные страховые взносы в 2019 году в ПФР за вредные условия труда присваивают согласно спецоценке. Комиссия анализирует факторы среды, воздействующие в ходе смены на работника. Чем выше класс опасности, тем выше тариф.

Для сотрудников, занятых в горячих цехах, под землей, установлена ставка 9%. Для прочих лиц действует тариф 6%.

В СМИ появилась информация о том, что со следующего года отменяется обязательная аттестация рабочих мест по условиям труда. Действительно ли это так?

Минтрудом России разработаны проект федерального закона № 337970-6 «О специальной оценке условий труда» и проект федерального закона № 337978-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда”».

Согласно законопроекту с 1 января 2014 г. вместо аттестации рабочих мест по условиям труда все без исключения работодатели должны будут проводить специальную оценку условий труда.

О СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКЕ УСЛОВИЙ ТРУДА

СЛОВАРЬ

Специальная оценка условий труда — это единый комплекс последовательно выполняемых процедур по идентификации вредностей (опасностей) и оценке уровня воздействия выявленных вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса на организм работника с учетом эффективности средств индивидуальной защиты (п. 1 ст. 3 проекта федерального закона «О специальной оценке условий труда»).

Специальная оценка включает в себя идентификацию вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценку уровня их воздействия на организм работника.

Периодичность проведения специальной оценки будет аналогична периодичности аттестации рабочих мест — по общему правилу не реже одного раза в пять лет .

Результаты проведенной ранее аттестации рабочих мест по условиям труда будут действительны до окончания их срока действия, но не позднее 31 декабря 2018 г.

Результаты специальной оценки условий труда будут применяться в целях :

  • разработки и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;
  • информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и компенсациях, полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также средствами коллективной защиты;
  • контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;
  • подготовки перечня профессий и должностей и поименного списка лиц, подлежащих обязательным предварительным медицинским осмотрам при поступлении на работу и периодическим медицинским осмотрам;
  • установления работникам сокращенной продолжительности рабочего времени, и (или) ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, и (или) повышенной оплаты труда, а также иных предусмотренных трудовым законодательством гарантий;
  • расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • определения дополнительного тарифа для страховых взносов в Пенсионный фонд РФ;
  • подготовки статистической отчетности об условиях труда;
  • оценки состояния здоровья работников для решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание и при установлении диагноза профессионального заболевания;
  • рассмотрения вопросов и разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда;
  • определения объемов санитарно-бытового и медицинского обеспечения работников с учетом государственных нормативных требований охраны труда;
  • принятия решения об ограничении труда для отдельных категорий работников;
  • обоснования планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда у работодателя, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • оценки уровня профессиональных рисков (с учетом травмоопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты) в соответствии с методикой, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ

Кроме того, ст. 9 проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда”» вводится административная ответственность за нарушение требования о проведении специальной оценки условий труда.

Планируется разделить общую ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) об ответственности за нарушение трудового законодательства и законодательства об охране труда на две статьи:

  • ст. 5.27 КоАП РФ будет устанавливать административную ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • ст. 5.27.1 КоАП РФ — административную ответственность за нарушение законодательства об охране труда и иных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда.

Согласно ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ за нарушение установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах либо ее непроведение будут предусмотрены следующие меры ответственности:

  • для должностных лиц — предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 5000 до 10 000 руб.;
  • для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — наложение административного штрафа в размере от 5000 до 10 000 руб.;
  • для организаций — наложение административного штрафа в размере от 60 000 до 80 000 руб.

Новая ст. 14.52 КоАП РФ будет предусматривать административную ответственность организации и эксперта, проводивших специальную оценку условий труда, за нарушение законодательства Российской Федерации о специальной оценке условий труда организацией.

Также рассматриваемым проектом федерального закона планируется внести изменения в Трудовой кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ и другие федеральные законы.

КОГДА ЖДАТЬ ИЗМЕНЕНИЙ?

Таким образом, отмена проведения аттестации рабочих мест по условиям труда только планируется.

Однако если проект федерального закона «О специальной оценке условий труда» и проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда”» будут приняты Государственной Думой, одобрены Советом Федерации, подписаны Президентом РФ и официально опубликованы, то со следующего года аттестация рабочих мест по условиям труда будет заменена на специальную оценку условий труда.

Часть 4 ст. 8 проекта федерального закона «О специальной оценке условий труда».

Часть 2 ст. 28 проекта федерального закона «О специальной оценке условий труда».

Статья 7 проекта федерального закона «О специальной оценке условий труда».

Специальная оценка условий труда призвана заменить прежние процедуры — аттестацию рабочих мест и государственную экспертизу условий труда.

Она предполагает переход от «списочного» подхода к предоставлению гарантий и компенсаций работникам вредных и опасных производств к учету фактического воздействия на организм сотрудника вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса. Специальная оценка условий труда предусматривает однократное исследование работодателем рабочего места. Ее результаты учитываются при уплате страховых взносов в ПФР, в целях предоставления гарантий и компенсаций работникам, а также в иных процедурах в сфере охраны труда (обеспечение работников СИЗ, организация медосмотров, оценка уровня профессиональных рисков, расследование несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и др.).

Условия труда по степени вредности и опасности подразделены на 4 класса — оптимальные, допустимые, вредные и опасные. Вредные к тому же подразделены на 4 подкласса. Предусмотрена возможность снизить класс (подкласс) условий труда в случае применения работниками эффективных СИЗ, а также в отношении рабочих мест в соответствии с отраслевыми особенностями.

Закон определяет этапы проведения специальной оценки условий труда, права и обязанности работодателя, работника и осуществляющей оценку организации, требования к последней.

В отношении рабочих мест, на которых не выявлены потенциально вредные и (или) опасные факторы, предусмотрено декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям. Условия труда на таких рабочих местах признаются допустимыми. Декларация действительна в течение 5 лет и автоматически продлевается еще на столько же при отсутствии несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В случае декларирования работодатель освобожден от необходимости проводить дорогостоящие процедуры по исследованию и измерению потенциально вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

Для оптимизации расходов на специальную оценку условий труда закон предусматривает возможность учитывать результаты исследований и измерений, полученных испытательной лабораторией (центром) работодателя в ходе проведения производственного контроля.

В законе приведен перечень подлежащих измерению факторов производственной среды и трудового процесса. Он сформирован с учетом правоприменительной практики и согласуется с российскими и международными стандартами.

Расширена степень участия профсоюзов в проведении оценки условий труда.

Предусмотрено формирование федеральной государственной информационной системы учета результатов специальной оценки условий труда. Кроме того, работодателей обязали размещать результаты оценки на своих официальных интернет-сайтах.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2014 г., за исключением отдельных положений, для которых предусмотрен иной срок введения в действие.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *