Состояние возрастающего эмоционального напряжения от разочарования

Содержание

Особую роль в решении проблемы активизации продуктивной умственной деятельности учащихся приобретают исследования творчества, целью которых является разработка на основе данных современной психологии (знаний о последовательности этапов творческого процесса, механизмах продуктивного мышления и т.д.) методов, позволяющих повысить эффективность творческой деятельности и успешность процесса обучения.

Для перехода к осознанному владению мыслительными приемами и операциями нужно изменить методику преподавания и организовать учебный процесс на основе более широкого применения методов стимулирования продуктивной умственной деятельности.

Методы активизации продуктивной умственной деятельности – это специальные практические психолого-педагогические приемы, направленные на повышение эффективности протекания мыслительного процесса, его продуктивности. Разработка метода обусловлена тем или иным теоретическим подходом к пониманию продуктивной природы мышления, его механизмов.

Основное отличие методов активизации продуктивного (творческого) мышления от методов развития репродуктивного мышления состоит в том, что в первом случае уделяется большое внимание, с одной стороны, знакомству с методологической основой мыслительной деятельности и эвристическими приемами, а с другой стороны, активизации продуктивной личностной позиции, эмоциональным и интуитивным процессам, культуре групповой коммуникации; во втором случае происходит обучение определенным интеллектуальным приемам.

Методы психологической активизации продуктивной умственной деятельности направлены на устранение инерции мышления, препятствующей всестороннему глубокому рассмотрению проблемы. Эти методы позволяют значительно увеличить число выдвигаемых идей и повышают производительность мыслительной деятельности.

Наиболее известным из них является метод «мозгового штурма» («мозговой атаки»), предложенный А. Осборном (США). «Мозговой штурм» является коллективным методом поиска новых идей, основанный на дифференциации механизмов интуиции и логики.

На основе этих принципов для участников «мозговой атаки» разработаны следующие правила: 1) сформулируйте проблему в основных терминах, выделив единственный центральный пункт; 2) не объявляйте ложной и не прекращайте исследовать ни одну идею; 3) подхватывайте идею любого рода, даже если ее уместность кажется вам в данное время сомнительной; 4) оказывайте поддержку и поощрение, необходимые для освобождения участников от скованности.

«Мозговой штурм» достаточно универсальный метод, применение которого возможно в образовательной практике, науке, технике и других видах деятельности.

Одной из разновидностей «мозгового штурма» является «обратная мозговая атака». Здесь процесс поиска решений разделен на три этапа. На первом этапе выявляются все возможные недостатки совершенствуемого объекта. На основании этих недостатков формулируются задачи. Вторым и третьим этапом являются этапы обычного «мозгового штурма». Таким образом, в процессе применения данного метода, происходит более полное отражение недостатков объекта, при этом удается находить наибольшее число идей по его совершенствованию.

Приемы использования аналогий также относятся к методам психологической активизации продуктивной умственной деятельности посредством стимулирования творческого мышления. Наиболее интересным методом, использующим аналогии, является «синектика» – метод решения проблем в группе при широком использовании различных типов аналогий. Этот метод был предложен У. Гордоном (США). Он основан на свойстве человеческого мозга устанавливать связи между словами, понятиями, чувствами, мыслями, впечатлениями, т.е. устанавливать ассоциативные связи. Это приводит к тому, что отдельное слово, наблюдение и т. п. могут вызвать в сознании воспроизведение раннее пережитых мыслей, восприятий, и «включить» богатую информацию прошлого опыта для решения поставленной задачи. Аналогия является хорошим возбудителем ассоциаций, которые в свою очередь стимулируют творческие возможности. Известно много примеров аналогий, среди которых можно отметить следующие:

– прямая аналогия, в соответствии с которой осуществляется поиск решений аналогичных задач, примеров сходных процессов в других областях знаний с дальнейшей адаптацией этих решений к собственной задаче;

– личная аналогия предлагает представить себя тем объектом, с которым связана проблема, и попытаться рассуждать о «своих» ощущениях и путях решения проблемы;

– символическая аналогия отличается тем, что при формулировании задачи пользуются образами, сравнениями и метафорами, отражающими ее суть. Использование символической аналогии позволяет более четко и лаконично описать имеющуюся проблему;

– фантастическая аналогия предлагает ввести в задачу фантастические средства или персонажи, выполняющие то, что требуется по условию задачи. Смысл этого приема заключается в том, что мысленное использование фантастических средств часто помогает обнаружить ложные или избыточные ограничения, которые мешают нахождению решения проблемы.

На начальном этапе «синектики» аналогии используются для наиболее четкого выявления и усвоения участниками сути решаемой проблемы. Происходит отказ от очевидных решений. Затем в процессе специально организованного обсуждения определяются главные трудности и противоречия, препятствующие решению. Вырабатываются новые формулировки проблемы, определяются цели. В дальнейшем при помощи специальных вопросов, вызывающих аналогии, осуществляется поиск идей и решений. Полученные решения подвергаются оценке и проверке. При необходимости происходит возврат к проблеме для повторного ее обсуждения и развития полученных ранее идей.

С позиции современных психологических знаний о природе продуктивного мышления метод «синектики» является весьма перспективным для активизации творческого мышления и развития высокопродуктивной умственной деятельности.

С «синектикой» перекликается метод преодоления инерционного эффекта мышления (Дж. Мендел). Главная цель метода – разрушение стереотипов мыслительного процесса, формирование способности увидеть новое в уже известном. В отличие от «синектики» этот метод предназначен для индивидуального применения и содержит рекомендации по организации творческого процесса на длительный срок, а не только на ограниченном отрезке времени. Среди таких рекомендаций отметим следующие: 1) стремиться представить объект в неожиданной обстановке; 2) установить смысловую связь между данным объектом и любым другим, взятым наугад; 3) задавать как можно больше вопросов по поводу объекта (в отношении его структуры, свойств, возможностей преобразования и др.); 4) отсрочить решение неподдающейся задачи до момента, когда почувствуется вдохновение; 5) фиксировать на бумаге все идеи, приходящие в голову в связи с решением текущей проблемы или имеющие к ней отдаленное отношение.

Совершенно иной принцип лежит в основе теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), которую выдвинул Г.С. Альтшуллер. Он разработал программы (алгоритмы) разрешения типовых противоречий, которые, по его мнению, лежат в основании большинства конструкторско-изобретательских задач. Он выделил следующую последовательность этапов решения задачи: столкновение с ситуацией, в которой необходимо что-то изменить; постановка задачи (изменить имеющуюся систему или заменить ее другой системой); построение модели задачи – фиксация технического противоречия; воссоздание идеального конечного результата; формулировка физического противоречия; физическое решение; техническое решение; расчетное решение. Автор утверждал, что любой человек с инженерным образованием и даже без него, владея методологией изобретательства, способен делать изобретения «по формуле» и решать так называемые задачи на сообразительность .

С таким подходом в решении творческих задач не согласен психолог А.Ф. Эсаулов. Рассматривая проблемы активизации продуктивной умственной деятельности на примере решения задач в науке и технике, он указывает на принципиальную ошибку представителей методики технического творчества, связанную с упрощенным пониманием подхода к решению изобретательской задачи и индетерминированным пониманием умственной деятельности, игнорирующим его самую главную, стадийно-процессуальную характеристику. «В методологии решения изобретательских задач процесс умственной деятельности направлен преимущественно на средства и способы решения задачи, тогда как такой важный параметр задачи, как ее цель, как бы самоочевиден. Однако творческие учебные задачи, требующие продуктивного мышления и инициативы, не имеют законченного ответа и предполагают возможность неограниченно углубляться в изучение поставленного к задаче вопроса и цели ее. Именно эта возможность таит в себе особенно перспективные пути формирования самостоятельности и творческой активности учащихся в процессе продуктивной умственной деятельности», – отмечает А.Ф. Эсаулов .

К ассоциативным методам активизации продуктивной умственной деятельности относится метод ассоциаций, основанный на применении в творческом процессе семантических аналогий и вторичных смысловых оттенков. Основными источниками для генерирования идей служат ассоциации, метафоры и случайно выбранные понятия. Преимуществом метафорического мышления является его высокий уровень оригинальности. Генерирование метафор активно стимулирует развитие творческого мышления обучаемых.

Метод дискуссии также относится к эффективным методам активизации продуктивной умственной деятельности и развития творческого мышления.

Это метод подготовки решений с участием широкого круга участников, ознакомления их со взглядами друг друга, выявления различных точек зрения, интересов, их согласования и интеграции. Метод дискуссии основан на совместном поиске оптимальных путей решения проблем и осмыслении результатов.

Дискуссия предполагает свободное изложение участниками своих позиций, сопоставление различных подходов, публичное обсуждение преимуществ и недостатков спорной проблемы. Достигается это соответствующей организацией совместной работы участников, применением необходимых методических приемов и способов.

Нормативный подход к формированию творческого мышления разработан И.П. Калошиной. В основе методов активизации продуктивной умственной деятельности и оптимизации мышления лежит обучение использованию при решении творческих задач методологических или предметных знаний, а также следующих методологических приемов: деятельностный подход к явлениям, логический подход, диалектический и системный подходы .

Систематизация эвристических приемов (операций творческого мышления) в решении задач предложена И.И.Ильясовым. Она включает 10-11 различных семейств приемов, которые по своему содержанию предназначены либо для осуществления анализа условий задачи, либо для поиска решения, либо для проверки предлагаемых решений. Согласно автору, овладение эвристическими приемами более эффективно, если происходит на основе осознания их состава, а не бессознательным образом .

Подход к развитию творческого мышления, предложенный И.Н.Семеновым и С.Ю. Степановым, опирается на активизацию у субъекта, решающего творческую задачу, продуктивной личностной позиции и глубокой рефлексии возникающих в ситуации задачи интеллектуальных и личностных противоречий .

С.Ю. Степановым разработан метод проблемно-рефлексивного диалога, полилога, позициональной дискуссии .

Выбор конкретного метода активизации продуктивной умственной деятельности обусловливается, прежде всего, характером цели, которая в итоге должна быть достигнута. Они применяются на всех этапах решения различных по своему предметному содержанию задач, требующих мобилизации высших процессов мыслительной деятельности и наиболее эффективны на начальных стадиях и в проблемных ситуациях.

Описанные методы психологической активизации продуктивной умственной деятельности целесообразно использовать совместно с другими инструментальными и личностными методами стимулирования творческого мышления, в единстве с ними. В образовательном процессе данные методы будут эффективны при выработке стратегий развития продуктивной умственной деятельности, основанных на стимулировании творческого мышления учащихся.

Литература:

1. Автор педагогической системы, основанной на принципе естественного воспитания»:

a) Ж.-Ж.Руссо

б) Платон

в) Ф.Фребель

2. Кто из великих педагогов прошлого настаивал на преимущественном использовании «метода естественных последствий» в воспитании ребенка, считая его наиболее эффективным?

a) Ж.-Ж.Руссо

б)Дж.Локк

в)Я.А.Коменский

г) И.Г. Песталоцци

3. Автор педагогической системы воспитания джентльмена, выдвинувший метод косвенного воздействия на ребенка как противопоставление методу прямого принуждения?

a) Ж.-Ж.Руссо

б) Дж.Локк

в) Я.А.Коменский

г) И.Г. Песталоцци

a) свобода

б) принуждение

в) природоссобразность

г)утилитаризм

5.С какого возраста Я.А.Коменский предлагал начинать систематическое обучение ребенка?

a) с 12 лет

б) с 6 лет

в) с 10 лет

г) с 7 лет

5.. Кто их нижеперечисленных педагогов впервые соединил обучение с производительным трудом?

a) Ж.-Ж.Руссо

б) И.Г.Песталоцци

в) Я.А.Коменский

6. Кем из педагогов впервые было обосновано значение родного языка в первоначальном обучении и воспитании детей?

a) К.Д.Ушинским

б) В.Ф.Одоевским

в) Я.А.Коменским

7. Кем впервые был предложен звуковой метод обучения детей грамоте?

a) И.Г.Песталоцци

б) К.Д.Ушинским

в) Л.Н.Толстым

8. Автор труда «Человек как предмет воспитания»

a) Я. А.Коменский

б) П.Ф.Лесгафт

в) К.Д.Ушинский

9.Кто из названных педагогов впервые обосновал дидактические принципы и правила?

a) Дж.Локк

б) Я.А.Коменский

в) К.Д.Ушинский

10. Кому принадлежат слова; «Обучение только тогда хорошо, оно идет впереди развития. Тогда оно пробуждается и вызывает к жизни целый ряд функций, находящихся в стадии созревания, лежащих в зоне ближайшего развития»?

a)П.Н.Леонтьев

б) Л.С.Выготский

в)К.Д.Ушинский

б

11. Классификацию методов обучения в зависимости от характера познавательной деятельности учащихся разработали

бa) Н.А. Сорокин, А.И. Дулов

б) М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов

вб) М.А. Данилов, Б.П. Есипов

г) Ю.К. Бабанский

12 Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, исследовательский, проблемный эвристический методы обучения выделены в соответствии

a) со спецификой усвоения различных видов содержания

б) с функциями

в) с источниками познания

г) со структурой личности.

13. Принцип структурирования содержания образования, при котором периодически повторяется одно и то же содержание, расширяясь новыми сведениями, связями и зависимостями:

a) линейный

б) концентрический

в) спиралеобразный

г) смешанный

14. Технология проблемного образования предполагает:

a) усвоение знаний в готовом виде, без раскрытия путей доказательства их истинности

б) изучение учебного материала поэлементно в логической последовательности

в) направленность на самостоятельную познавательную активность обучаемых по поиску новых понятий и способов действий

г) вооружение учащихся в сжатые сроки знаниями основ наук в концентрированном виде

15. Идеи развивающего обучения заложили

a) Занков Л., Давыдов В., Гальперин П., Талызина Н.

б) Лихачев Б., Талызина Н., Махмутов М., Данилов М.

в) Азаров Ю., Занков Л., Махмутов М., Данилов М.

г) Лернер И., Скаткин М., Махмутов М., Данилов М.

16. Теоретические и практические основы педагогики сотрудничества впервые разработаны учеными

a) США

б)России

в)Англии

г)Франции

17. Направление в педагогике, получившее развитие в США в конце 50-х – начале 60-х годов ХХ века; основано на личностно-ориентированном характере воспитания и обучения, отказе от использования отметки

a) педагогика ненасилия;

б) педагогика сотрудничества;

в) педагогика гуманистическая;

г) педагогика принуждения.

18. Главное направление модернизации российского образования направлено на реализацию:

a) творчества учителей;

б) учебных целей;

в) воспитательных целей;

г) личностно- ориентированного учебного процесса.

19. Согласно Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования примерное соотношение объемов базовых предметов, профильных предметов и элективных курсов определяется пропорцией:

a) 30:50:20;

б) 20:30:50;

в) 50:30:20;

г) 40:30:30.

20. Основная функция курсов по выбору:

a) профилизационная;

б) профориентационная;

в) организационная;

г) мотивационная

21. Теория воспитания — это

a) наука, изучающая онтологические и гносеологические основы воспитания

б) наука, изучающая проблемы развития личности

в) наука, выявляющая индивидуальные, возрастные, групповые особенности и законы развития и поведения людей

г) раздел педагогики, раскрывающий сущность, закономерности воспитания, его структурные элементы, концепции и системы

22 Основополагающей в современных системах воспитания является теория

a) психоаналитическая (А. Гезел, З. Фрейд)

б) когнитивная (Ж. Пиаже, Д. Дьюи)

в) поведенческая (К. Лоренс, Д. Уотсон)

г) гуманистическая (Ж.-Ж. Руссо, В. Сухомлинский

23. Если педагог является единичным субъектом учебно — воспитательного процесса, а ученик есть лишь «объект», то это

a) авторитарные педагогические технологии

б) личностно — ориентированные

в) гуманно — личностные

г) свободного воспитания

24. Если технологии реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект — субъектных отношениях педагога и ребенка, то это технологии

a) авторитарные педагогические

б) личности — ориентированные

в) гуманно – личностные

г) сотрудничества

25. Программа, в которой занятия проводятся деятельностным методом, т.е. знания не даются в готовом виде, а ребенок выступает в роли исследователя называется

a) «Школа-2000»

б) «М.Монтессори»

г) «Истоки»

26. Обучение в системе Монтессори обеспечивает

a) занятие

б) игра

в) развивающая среда, самоконтролирующие материалы

г) самостоятельная деятельность

27. По системе Монтессори » процесс воспитания» — это

a) руководство учителя ребенком

б) сотворчество учителя и ребенка

в) невмешательство педагога в развитие ребенка

г) систематическое воздействие

28. Тип учебного заведения, получивший название от древнегреческой философской школы близ Афин, основанной Аристотелем,

a) лицей;

б) гимназия;

в) школа;

г) колледж.

29. Наука, изучающая психологические закономерности обучения и воспитания, называется

a) общая психология;

б) возрастная психология;

в) педагогическая психология;

г) все ответы верны.

30. Учение как фактор социализации, усвоение связи индивидуального и общественного сознания рассматривается в:

a) физиологии;

б) биологии;

в) психологии;

г) педагогике.

31. Познавательная способность, определяющая готовность человека к усвоению и использованию знаний и опыта, а также к разумному поведению в проблемных ситуациях, — это:

a) мышление;

б) интеллект;

в) эвристика;

г) адаптация

32. Системное использование данных всех наук о человеке, их учет при построении и осуществлении педагогического процесса составляет суть

a) личностного подхода

б) системного подхода

в) культурологического подхода

г) антропологического подхода

33. Развитие организма человека называется:

a) онтогенезом;

б) филогенезом;

в) социогенезом;

г) антропогенезом.

34. Действия, направленные на анализ условий ситуации и их соотнесение со своими возможностями в целях правильной постановки учебной задачи, называются:

a) ориентировочными;

б) исполнительскими;

в) контрольными;

г) оценочными

35. Отбор и организация содержания учебной информации, проектирование деятельности учащихся, а также собственной преподавательской деятельности и поведения составляет суть … педагогической функции:

a) конструктивной;

б) организаторской;

в) коммуникативной;

г) гностической.

36. В качестве доминирующей основы для формирования умений и навыков выступает следующий интеллектуальный механизм:

a) формирование ассоциаций;

б) подражание;

в) различение и обобщение;

г) инсайт (догадка)

37. Ведущей деятельностью детей младшего школьного возраста является

a) ролевая игра

б) учение

в) общение в системе общественно-полезной деятельности

г) учебно-профессиональная

38. Исследования показали, что основные типы поведения, направленные на достижение или избегание успеха, складываются в возрасте:

a) от 3 до 7 лет;

б) от 3 до 10 лет;

в) от 3 до 13 лет;

г) от 3 до16 лет

39. Установлено, что материал запоминается лучше в том случае, если он:

a) включается в условия достижения цели;

б) входит в содержание основной цели деятельности;

в) включается в способы достижения цели;

г) предъявляется в свободном порядке

40. Понимание связи между различными элементами данной ситуации с тем, чтобы найти решение конкретной проблемы, — это способность к

a) обобщению;

б) моделированию;

в) умозаключению;

г) сравнению.

41. Общее понятие, обозначающее процесс и результат приобретения индивидуального опыта биологической системой – это:

a) рефлекс;

б) запечатление;

в) научение;

г) повторение

42. Самый простой вид научения — это:

a) привыкание.

б) классическое обусловливание.

в) оперативное обусловливание.

г) комплексное научение.

44. Метод активизации мыслительных процессов путем совместного поиска решения трудной проблемы в обстановке раскованности, непринужденности, исключающей критику и самокритику,

a) инверсия;

б) дискуссия;

в) метод эвристических вопросов;

г) «мозговая атака».

45. Вид мышления, при котором мыслительный процесс непосредственно связан с восприятием окружающей действительности и без него совершаться не может:

a) абстрактно-логическое;

в) теоретически-образное;

б) наглядно-действенное;

г) наглядно-образное

46. Способность учителя объективно оценить собственные психические состояния и поведение, понять, как его воспринимают другие участники педагогического процесса-это

a) рефлексия;

б) эмпатия;

в) идентификация

г) коммуникативность.

47. Наиболее эффективным стилем поведения в конфликте является

a) уход от конфликта

б) приспособление

в) конфронтация, соперничество

г) стремление решить проблему путем компромисса, сотрудничества

48. Определить тип барьера в педагогическом общении, возникаюищий при неправильном отношении учителя к учащемуся

a) физический барьер

б) социально-психологический барьер;

в) барьер неправильной установки сознания;

г) организационно–психологический барьер;

49 По И.П. Павлову, сильный, неуравновешенный и подвижный тип нервной системы характерен для:

a) сангвиников;

б) флегматиков;

в) холериков;

г) меланхоликов.

50. Тип людей, которые отличаются повышенной активностью, общительностью, склонностью к необдуманному озорству и частой сменой увлечений:

a) дистимики

б) циклотимики

в) гипертимики

51. Состояние возрастающего эмоционального напряжения, связанное с угрозой для благополучия личности, — это:

a) аффект;

б) фрустрация;

в) настроение;

г) стресс.

52. Как называется состояние покоя, полного расслабления на психофизиологическом уровне?

a) релаксация;

б) рефлексия;

в) эмпатия,

г) инициация.

53 Состояние, характеризующееся снижением активности, эмоциональной пассивностью, равнодушием к событиям окружающей действительности, ослаблением побуждений и интересов, называется

a) депрессией;

б) апатией;

в) стрессом;

г) фрустрацией.

54. Поведение, не соответствующее принятым в обществе правовым, нравственным, социальным и другим нормам — это

a) асоциальное

б) делинквентное

в) девиантное

55. Поведение противоречит общественной идеологии, политике, общечеловеческим истинам — это

a) асоциальное

б) делинквентное

в) девиантное

г) антисоциальное

56. Проявления поведения являются преступлениями, предусмотренными правовым законодательством — это

a) асоциальное

б) делинквентное

в) девиантное

г) антисоциальное

57. Поведение связано с нарушением норм человеческого общежития, социальных обязанностей, причиняющее ущерб окружающим -это

a) асоциальное

б) делинквентное

в) девиантное

г) антисоциальное

58. Предупреждение возможных нарушений правил поведения ребенком посредством внушений прослеживается в модели

a) учебно-дисциплинарной

б) операциональной

в) личностно –ориентированной

г) учебно-рефлекторной

59. Арттерапия — это реабилитационная технология, основанная на применении средств

a) верховая езда на лошади

б) искусства

в) социокультурной анимации

г) физической культуры

60. Туротерапия- это социокультурная, реабилитационная технология, в основу которой положены

a) туристические и экскурсионные виды деятельности

б) креативные компоненты, имеющие в своей основе работу с пластическим материалом

в) музыкальные игры, пение, игра на музыкальных инструментах

Психологическая характеристика основных типов темперамента

Понятие темперамента

Темперамент – это совокупность индивидуальных особенностей человека, характеризующих эмоциональную и динамичную сторону его деятельности (умственную деятельность и поведение). Отдельные свойства и особенности темперамента могут благоприятствовать или противодействовать формированию личностных черт.

Темперамент (лат. temperamentum — «надлежащее соотношение частей») — устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности (Источник: Википедия).

С физиологической точки зрения темперамент обусловлен типом высшей нервной деятельности человека (типом ВНД).

От темперамента человека зависят

  • Оценка и контроль деятельности.
  • Скорость возникновения психических процессов (скорость мышления, восприятия, длительность сосредоточения внимания).
  • Интенсивность психических процессов (активность воли, сила эмоций).
  • Темп, ритм и ускорение деятельности.
  • Дисциплинарные воздействия.
  • Направленность психической деятельности на определённые объекты (экстраверсия или интроверсия).

К типу темперамента человека не относится

  • Характер – определяет, как человек действует, приобретенный, подвержен изменениям.
  • Способности – определяют, с какой скоростью, глубиной, легкостью и прочностью овладевает знаниями, умениями, навыками.

Темперамент составляет основу развития характера человека, оказывает влияние на способы общения и поведения человека.

Темперамент – врожденная индивидуальная особенность человека, он не подвержен изменениям. Человек, обладающий любым типом темперамента, может быть способным и не способным. Тип темперамента не влияет на способности человека, просто одни жизненные задачи легче решаются человеком одного типа темперамента, другие — другого.

Взрослым, занимающимся воспитанием и обучением ребёнка необходимо учитывать тип темперамента ребенка, для того чтобы применяемые методы и приемы воспитания и обучения были эффективны и не наносили вред ребенку.

В психологии выделяют 4 типа темперамента человека: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.

Психологическая характеристика типов темперамента — достоинства и недостатки

Тип нервной системы – безудержный, сильный, неуравновешенный, подвижный.

Достоинства Холерика:

  • Холерический тип темперамента отличается решительностью, инициативностью, прямолинейностью.
  • Подвижный и быстрый.
  • С увлечением берется за дело, работает на подъеме, преодолевая трудности.
  • Почти всегда находчив в споре.
  • Незлопамятен и необидчив.
  • Обладает выразительной мимикой.
  • Речь живая, эмоциональная.
  • Холерик способен быстро принимать решения и действовать.
  • Неустанно стремится к новому.
  • Быстро засыпает и просыпается, крепко спит.
  • В критической ситуации проявляет решимость и напор.
  • Чувства быстро возникают и ярко проявляются.

Недостатки Холерика:

  • Холерик слишком тороплив.
  • Для холерического типа темперамента характерны резкие, порывистые движения, неусидчивость, неуравновешенность, склонность к горячности.
  • Не отличается терпением.
  • В отношениях и в общении с людьми может проявлять резкость и прямолинейность.
  • Холерик может провоцировать конфликтные ситуации.
  • Упрям, зачастую капризен.
  • Характерен резкий подъем и быстрый спад деятельности, т.е. работает холерик рывками.
  • Иногда не вникает в суть проблемы, скользит по поверхности, отвлекается.
  • Склонен к рискованным поступкам.
  • Речь у холериков быстрая, порой сбивчивая, страстная.
  • Агрессивен, очень вспыльчив и не выдержан.
  • Холерик склонен к резким переменам настроения, нервным срывам.
  • Когда запас энергии истощается, его настроение резко падает.
  • Нетерпим к промахам и недостаткам других.
  • Обидчив.

Холерикам необходимо научиться сдерживать себя, не быть заносчивыми. Им можно посоветовать сосчитать до десяти прежде, чем отреагировать на ситуацию.

Тип темперамента САНГВИНИК

Тип нервной системы – сильный, уравновешенный, подвижный.

Достоинства Сангвиника:

  • Сангвинистический тип темперамента отличается веселостью, энергичностью, жизнерадостностью, отзывчивостью.
  • Настроение сангвиника имеет свойства часто меняться, но в основном преобладает хорошее настроение.
  • Чувства привязанности, враждебности, радости и горя возникают у сангвиников быстро, но они неглубоки.
  • Быстро схватывает все новое и интересное.
  • Быстро переключается с одного вида деятельности на другой.
  • Свои неудачи и неприятности переживает легко.
  • С легкостью приспосабливается к различным обстоятельствам жизни.
  • Обладает хорошей работоспособностью и выносливостью.
  • За всякое новое дело берется с энтузиазмом.
  • Сангвиник отличается громкой, торопливой, но при этом отчетливой речью, сопровождающейся. активной жестикуляцией и выразительной мимикой.
  • В общении с новыми людьми не испытывает страха и скованности.
  • Сохраняет самообладание в стрессовой, критической ситуации.
  • Сангвиник способен аргументировано защитить себя и в тоже время пытается нормализовать обстановку.
  • Быстро просыпается и засыпает.
  • Проявляет настойчивость в достижении поставленной задачи, цели.
  • Хороший организатор.

Недостатки Сангвиника:

  • Если сангвиник теряет интерес к начатому делу, то он бросает его, не доведя его до конца.
  • Сангвиники не любят однообразную работу.
  • Склонны переоценивать как себя, так и свои возможности.
  • Сангвиническому типу присущи неустойчивость в интересах и склонностях.
  • Человеку с сангвиническим типом темперамента в тягость однообразная, будничная кропотливая работа.
  • Поспешен в решениях, опрометчивость решений, не собран.
  • Неустойчивое настроение.
  • Трудно вырабатываются волевые качества.
  • Для достижения успеха в деятельности сангвиникам не стоит разбрасываться по мелочам, им необходимо быть целеустремленными, аккуратными, усидчивыми.

Тип темперамента ФЛЕГМАТИК

Тип нервной системы – инертный, сильный, уравновешенный, малоподвижный.

Достоинства Флегматика:

  • Флегматичный тип темперамента отличается спокойствием, хладнокровностью, рассудительностью, осторожностью, терпеливостью, усидчивостью, уравновешенностью и выдержкой, как в обычной жизни, так и в стрессовой ситуации.
  • Проявляет последовательность и обстоятельность в делах, вследствие чего начатое дело доводится им до конца.
  • Флегматики настойчивы и упорны в достижении своих целей.
  • Склонность к аффектам у флегматиков отсутствует.
  • Речь спокойная, размеренная с паузами, без резко выраженных эмоций, без жестов и мимики.
  • Флегматики малоразговорчивые.
  • Способны выполнять однообразную, длительно напряженную работу.
  • Все рассчитывает и не тратит силы попусту.
  • В работе придерживается системности.
  • Флегматики склонны придерживается выработанного, привычного распорядка жизни.
  • С легкостью соблюдает режим.
  • Флегматичный тип темперамента обладает хорошей выдержкой, что легко позволяет ему сдерживать свои порывы.
  • Незлопамятный.
  • Снисходительно относится к колкостям, высказанным в его адрес.
  • Характерно постоянство в отношениях и интересах, часто однолюбы.
  • Любят порядок и аккуратность во всем.
  • Разум у флегматиков преобладает над чувством.
  • Хорошо контактируют с людьми других темпераментов.
  • Обладает хорошей памятью.
  • Флегматики – надежные люди, которых сложно вывести из себя.
  • Чувства флегматиков глубоки, но тщательно скрыты от посторонних глаз.

Недостатки Флегматика:

  • Флегматики практически не восприимчивы к одобрению и порицанию в свой адрес.
  • Слабо реагируют на внешние раздражители, поэтому не могут быстро реагировать на новые ситуации.
  • Флегматики скупы на эмоции.
  • Мимика и движения флегматика невыразительны и медлительны.
  • Обстоятельны до занудства.
  • В работу включается медленно и так же медленно переключается с одного дела на другое.
  • С трудом адаптируется в новой обстановке и медленно сходятся с новыми людьми.
  • В жизни много стереотипов, шаблонов.
  • Ненаходчивы.

Флегматикам стоит развивать недостающие ему качества такие как: подвижность, активность. Не допускать проявление таких качеств как: инертность и вялость.

Тип темперамента МЕЛАНХОЛИК

Тип нервной системы – слабый, неуравновешенный, малоподвижный.

Достоинства Меланхолика:

  • Меланхоличный тип темперамента отличается повышенной чувствительностью.
  • Меланхолики способны воспринимать одобрения и порицания.
  • Предъявляет высокие требования и к себе, и к окружающим людям.
  • Хорошо чувствуют других людей.
  • При благоприятных условиях сдержаны и тактичны.
  • Эмоциональные состояния и чувства людей меланхоличного типа темперамента отличаются глубиной, длительностью и большой силой.
  • Меланхоликам свойственна постоянство и глубина, острая восприимчивость к внешним воздействиям.
  • В привычной и спокойной обстановке люди с меланхоличным типом темпераментом чувствуют себя спокойно и работают очень продуктивно.

Недостатки Меланхолика:

  • Меланхоликов от других типов отличает высокая эмоциональная чувствительность.
  • Они тяжело переносят огорчения и обиды, внешне это может никак не проявляться.
  • Свои мысли и переживания держат в себе.
  • Меланхолики сильно переживают даже незначительные неудачи.
  • Меланхолик очень застенчив, стеснителен, раним, скрытен, нерешителен, неуверенный в себе и своих силах.
  • Всегда пессимистично настроен, редко смеется.
  • При малейшей неудачи испытывает чувство подавленности и растерянности.
  • В незнакомой обстановке теряется.
  • Меланхолик смущается при контакте с новыми людьми.
  • Долго адаптируется в новом коллективе.
  • Имеет маленький круг близких людей.
  • У меланхоликов наблюдается склонность к одиночеству, депрессиям, подозрительности, они замыкаются и уходят в себя.
  • Быстро утомляются, в работе необходимо делать паузы.
  • Для меланхоличного типа темперамента характерна слабая тихая речь вплоть до шепота, впечатлительность до слезливости, чрезмерная обидчивость и плаксивость.
  • Малейшая неприятность, нервная обстановка на работе способны вывести меланхолика из равновесия.
  • При неблагоприятных условиях меланхолики замкнуты, боязливы, тревожны.
  • Меланхолик – единственный тип темперамента, характеризующийся легкой ранимостью и обидчивостью.
  • Меланхолик предпочитает подчиняться правилам и авторитетам.
  • На кануне важных событий всегда чрезмерно переживает и волнуется.
  • То, что сметет на своем пути холерик, не заметит флегматик, обойдет сангвиник — для меланхолика становится препятствием. Он теряется, опускает руки, именно в такие моменты ему нужно сочувствие и поддержка близких и друзей.

В плане самосовершенствования и самореализации меланхоликам необходимо быть более активными, организаторской деятельностью, заниматься шефской помощью, чтобы ощутить свою значимость, уверенность и повысить свою самооценку. Этому способствует также занятия физкультурой и спортом, гимнастикой.

Темперамент и профессия: влияние темперамента на выбор профессии, рекомендации по выбору профессии в соответствии с типом темперамента, видео, типы темперамента известных людей.

Макияж для глаз: как выглядеть моложе, ошибки макияжа, которые нас старят.

Типы темперамента и их характеристика Видео — особенности межличностных взаимоотношений людей с различным типом темперамента

Дружба и любовь в зависимости от типа темперамента

Сангвиник – переживает симпатии легко, ярко и весело. Романы заводит легко, так же легко может расстаться с объектом любви.

Холерик – дружит с немногими, командует своей второй половинкой, сильно привязывается, склонен к гневу и ревности, к разрыву из склонности.

Флегматик – не склонен к выражению ярких чувств, спокойное ровное отношение к партнеру, влюбчив, характеризуется спокойной привязанностью. От него практически невозможно услышать слов признания в любви, комплиментов.

Меланхолик – предан партнеру, подчиняется ему, стыдится открывать свои чувства, часто однолюб.

Нет плохих и хороших темпераментов. Свой темперамент можно и необходимо контролировать.

Учение о типах темперамента Павлова И.П.

Психологи утверждают, что в жизни довольно редко удается встретить ярких представителей того или иного типа темперамента, в основном в людях соединяются черты разных типов темперамента, среди которых преобладает в большей степени один, остальные дополняют.

Однако, согласно исследованиям И.П. Павлова, каждому типу темперамента соответствует только один определенный тип высшей нервной деятельности (ВНД), что полностью исключает существование «смешанного» типа темперамента у человека.

Надежные, объективные критерии определения типа темперамента, как типа нервной системы по Павлову И.П.

  • Скорость обмена веществ.
  • Скорость протекания нервных процессов у человека.
  • Сила проявления эмоций.
  • Конструктивные особенности строения тела (соматотип).

И.П. Павлов утверждал, что основа темперамента человека – это соотношение основных черт психической деятельности и свойств нервной системы (быстрота и характер уравновешенности нервных процессов возбуждения и торможения).

И. П. Павлов доказал, что в основе высшей нервной деятельности лежит три компонента:

  • Сила — индивид сохраняет высокий уровень работоспособности при напряженном и длительном труде, не реагирует на слабые раздражители, быстро восстанавливается. Человек обладает стрессоустойчивостью и выносливостью.
  • Уравновешенность — в возбуждающей обстановке индивид остается спокойным, легко подавляет свою подвижность и неадекватные желания.
  • Подвижность процессов торможения и возбуждения, протекающих в нервной системе — человек быстро реагирует на изменения ситуации, легко приобретает новые навыки.

И. П. Павлов соотнёс выделенные им типы нервных систем с психологическими типами темперамента человека и обнаружил их полное сходство. В следствие чего можно сделать вывод, что темперамент — это проявление типа нервной системы в деятельности и поведения человека.

Именно тип высшей нервной деятельности является физиологической основой темперамента.

Соотношение типов нервной системы и темпераментов по Павлову И.П.

Сангвинический тип темперамента — сильный, уравновешенный, подвижный («живой»).

Флегматический тип темперамента — сильный, уравновешенный, инертный (малоподвижный) («спокойный»).

Холерический тип темперамента — сильный, неуравновешенный, подвижный, с преобладанием возбуждения («безудержный»).

Меланхолический тип темперамента — слабый, неуравновешенный, малоподвижный («слабый»).

Человеку со слабым типом темперамента несмотря на слабость происходящих нервных процессов, способен добиться больших успехов в учебе, трудовой и творческой деятельности, карьере.

Характеристика нервных процессов возбуждения и торможения у различных типов темперамента по Павлову И.П.

Тип высшей нервной деятельности По силе По уравновешенности По подвижности Тип темперамента
Сильный Сильный Уравновешенный Подвижный Сангвиник
Безудержный Сильный Неуравновешенный Подвижный Холерик
Инертный Сильный Уравновешенный Малоподвижный Флегматик
Слабый Слабый Неуравновешенный Малоподвижный Меланхолик

Учение Гиппократа о типах темперамента

Гиппократ (древнегреческий врач) под темпераментом понимал анатомо-физиологические и индивидуальные психологические особенности индивидуума. Гиппократ, а позднее и Гален говорили о темпераменте, как об особенностях поведения личности, в организме которой преобладает одна из четырех жидкостей «жизненных соков».

Учения о типах темперамента Схема

Тип темперамента по кругу Айзенка

Родителям о детях:

Воспитание ребенка с учетом типа темперамента имеет ряд важных особенностей, о которых должен знать каждый родитель.

интерьер детской комнаты, оформленный с учетом психологических, эмоциональных, возрастных и поведенческих особенностей ребенка.

Развитие речи детей 5 — 6 лет: особенности, характеристика, игры на развитие речи детей.

Литература по теме «Психологическая характеристика основных типов темперамента» для курсовой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *