Соседи построили дом на границе участка

Вопрос о нормах строительства сооружений на территории садовых участков остаётся весьма актуальным для садоводов. Со своей проблемой по этой теме позвонила и читательница «Облгазеты» Татьяна Иванова. По её словам, соседи по садовому некоммерческому товариществу (СНТ) в пригороде Екатеринбурга построили вблизи её территории высокие дома и заборы, из-за чего участок находится в тени. Но на претензии садоводы отвечают, что никаких ограничений по застройке нет, поэтому Татьяна Михайловна обратилась к нам.

— Правила застройки, конечно, есть и определяются земельным и градостроительным кодексами России, строительными нормами и правилами (СНиП), требованиями пожарной безопасности и СанПиНа, — комментирует «Облгазете» председатель Свердловского регионального отделения Союза садоводов России Евгений Миронов.— Кроме того, новый закон о садоводстве и огородничестве, вступивший в силу с января этого года, чётко определяет, что садовый домик — здание сезонного использования не более полутора этажей в высоту. А жилой дом в саду должен быть не выше трёх этажей и соответствовать всем требованиям благоустройства. Все эти правила в первую очередь связаны с безопасностью и комфортом. Поэтому следует тщательно изучить их перед началом строительства на своём садовом участке, чтобы избежать штрафов или даже предписания сноса постройки.

То есть, если дом на садовом участке выше установленных норм, то построен с нарушениями. Что касается расстояний между объектами, то по нормам СНиПа жилой дом в СНТ должен находиться не ближе, чем на три метра от соседского забора. Если же есть выступающие более чем на полметра элементы (свес крыши, веранда, навес), то отсчёт ведётся от них. А в целях профилактики пожара деревянный дом должен быть не менее чем в 15 метрах от соседей. Постройки из камня и бетона с деревянными перекрытиями требуется возводить на расстоянии восьми метров от соседей, а каменный или бетонный дом — не менее чем в шести метрах. К слову, есть требования и к забору на участке: он должен быть не выше полутора метров и из светопроницаемого материала. Например, из сетки или решётки. Устанавливать глухое, более высокое ограждение можно только с разрешения соседей.

— Чтобы избежать выяснения отношений с соседями, стоит соблюдать правила размещения и других объектов на садовом участке, — говорит Евгений Миронов. — Сараи, гаражи, туалет, мастерские, теплица должны быть не ближе метра от территории соседей. Правила есть даже для растительности: большие деревья должны находиться минимум в четырёх метрах от границы участка, средние — в двух метрах, кустарники — в метре. А любых домашних животных на территории участка следует размещать не ближе, чем на расстоянии четырёх метров от соседской собственности.

Если же садоводу кажется, что его соседи нарушают требования застройки, то следует обратиться в администрацию своего муниципалитета. Именно она контролирует этот вопрос и определяет кадастровый план местной территории. На сообщение должны отреагировать и провести проверку на месте. При неверном или спорном решении этой проверки садовод в праве обратиться в региональное министерство строительства или в прокуратуру.

ВАЖНО

Жилой дом на территории СНТ должен располагаться минимум в 15 метрах от леса и 10 метрах от линии электропередачи. Общая площадь любого отдельно взятого строения на садовом участке не должна превышать 30 процентов от всей территории.

  • Опубликовано в №127 от 20.07.2019

Сюжет

«Дом. Сад. Огород»
Особенности и секреты садового хозяйства на Среднем Урале.

Новая редакция Ст. 294 ГК РФ

Государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.

Комментарий к Статье 294 ГК РФ

1. Право хозяйственного ведения имуществом является вещным правом, производным от права государственной или права муниципальной собственности на данное имущество. Входящие в его содержание права владения, пользования и распоряжения (а не просто владение, пользование и распоряжение, как неточно обозначено в комментируемой статье), по своему названию идентичные соответствующим правам, принадлежащим собственнику, имеют иное, более ограниченное по заложенным в них возможностям, юридическое значение по сравнению с правами собственника. Оно определяется с учетом ст. ст. 295 и 299 ГК. Обладатели права государственной и муниципальной собственности не вправе вносить изменения в содержание права хозяйственного ведения. Это можно сделать только путем принятия федерального закона с одновременным внесением изменений в ГК.

Обладателями права хозяйственного ведения являются государственные и муниципальные унитарные предприятия, сохранившиеся в результате проведения в 1994 г. реформы государственных предприятий. В законе и других нормативных правовых актах допускается создание новых государственных и муниципальных унитарных предприятий и закрепление за ними государственного и муниципального имущества на праве хозяйственного ведения.

Соседские споры из-за границ участка явление распространенное. Решать их можно как по совести, так и по закону. Поговорим о юридических аспектах граничных тяжб.

Межа и границы участка

Согласно букве закона межа — демаркационная линия между соседними участками. На земле ее можно отмечать с помощью каменных или бетонных знаков, ограждений, зеленых насаждений и т. п.

Границы земельного участка определяют в соответствии с земельно-кадастровой документацией. На местности их устанавливают на основе технической документации по землеустройству, которая определяет местоположение поворотных точек земельных границ.

Аналізуйте судовий акт: Висаджувати дерева та кущі біля межі чи прямо на межі між приватними земельними ділянками законодавство не забороняє (Чернігівський районний суд Чернігівської області від 28 березня 2016р)

Документацию по землеустройству, связанную с границами жилищной застройки, разрабатывают в составе генерального плана населенного пункта или проектов раздела территорий. Собственники и арендаторы земли обязаны придерживаться границ участков, обозначенных межевыми знаками.

Если границы размываются, перемещаются или становятся невыразительными (например, на огородах, не имеющих ограждений), межу можно возобновить на основе данных земельно-кадастровой документации.

Когда же определить действительную границу трудно, согласно Земельному кодексу ее устанавливают в соответствии с фактическим использованием надела. Ну, а если нельзя установить фактическое использование, спорную землю делят поровну.

Взаимные договоренности

Конфликты возникают не только из-за нарушения границы, но и в связи с другими проблемными ситуациями: забор установлен не в том месте; дерево растет на границе, и на него претендуют оба соседа; чужая собака постоянно прибегает на участок и создает беспорядок; сооружения на территории одного соседа по тем или иным причинам доставляют дискомфорт другому и т. д.

ПРИМЕР Вот типичная загородная ситуация. Один хозяин разместил у границы туалетную будку, не приняв во внимание того, что у соседа рядом стоит летний столик для чаепития. Или выращивает садовод-огородник огурчики у плетня, а его сосед вдруг начинает строить сарай, который закрывает солнце. Ну как тут не возмутиться?

Однако парадокс в том, что четких нормативных правил, регламентирующих, что и как размещать на участке, закон не предусматривает, зато обязывает соседей жить в мире и дружбе, а проблемы решать по взаимной договоренности.

И, хотя земля является частной собственностью, это вовсе не значит, что на ней можно делать все, что угодно.

Пользуйтесь консультацией: Дерево на границе участка. Как быть?

Помимо того, что участок следует использовать, только исходя из его целевого назначения (сельскохозяйственные угодья — для сельскохозяйственных целей, строительные участки — для возведения дома и т. д.), необходимо думать и о соседе.

огласно ст. 13 Конституции Украины, «собственность не должна использоваться во вред человеку и обществу». Кроме того, в соответствии со ст. 103 Земельного кодекса хозяева должны так использовать свои участки, чтобы собственники соседних земель испытывали наименьшее неудобство (затенение, задымление, неприятные запахи, загрязнение, шум и т. д.).

Закон также утверждает, что нельзя мешать соседям эксплуатировать их участок по назначению и нужно всячески сотрудничать с ними, чтобы владения использовали более эффективно. Если один сосед осуществляет деятельность, способную навредить здоровью людей или животных, загрязнить воздух или землю, другой вправе требовать прекращения этой деятельности.

Кто прав?

Если спорный вопрос не получается решить мирным путем, можно привлечь к процессу третьих лиц. Однако будьте готовы к тому, что быстрый исход дела вряд ли возможен.

Решают подобного рода вопросы суды, органы местного самоуправления и органы исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов. Только суд рассматривает споры о владении и распоряжении землями, которые находятся в собственности граждан.

Конфликты же, связанные с границами земельных участков, которые находятся в пределах населенного пункта, а также с правилами добрососедства, решают органы местного самоуправления (сельские или поселковые советы, исполкомы районов). Проблемами земель, находящихся за пределами населенных пунктов, а также установлением сервитута занимаются инстанции, специализирующиеся на вопросах земельных ресурсов.

Згадайте новину: Треба врятувати ліс — Держлісагентство розробило зміни до правил санітарних рубок та реалізації лісоматеріалів

Чтобы соответствующие органы решили проблему, необходимо написать заявление, которое они рассмотрят в течение месяца. Споры рассматривают при участии двух заинтересованных сторон. Если одна из них отсутствует и не написала заявление о том, что согласна на рассмотрение спора без нее, то заседание откладывают. Но повторно его откладывать не будут, и решение примут даже при отсутствии другой стороны. Если одну из сторон решение не удовлетворяет, она может обратиться с иском в местный суд.

Имеет ли смысл с мелкими дрязгами, скажем из-за пользования забором или деревом, обращаться в официальные органы, тратить время и деньги на волокиту — решать вам.

Однако в Украине не принято привлекать к решению подобных проблем разные крупные и мелкие инстанции, а потому нельзя сказать наверняка, насколько успешно справляются с ними суды и органы власти. Поскольку законодательная база в этой сфере недостаточно развита, скорее всего, каждый чиновник будет толковать закон по-своему.

Но если вы или ваш сосед отхватили изрядный кусок чужой территории (частной или государственной, земель лесного или водного фонда), за этим может последовать гражданская, административная и даже криминальная ответственность. Если же вы возвели объект на чужом участке, придется снести постройку за свой счет.

Как обозначить владения

Любое строительство и другие виды деятельности на земельных участках начинаются с ограждения.

Уже на этом этапе между владельцами соприкасающихся наделов могут возникать конфликты — на почве того, какой забор ставить и кто будет это делать. Ситуации могут быть самые разные.

Например, один желает огородиться пятиметровым бетонным забором, а другой — высадить живую изгородь. Или (знакомый многим конфликт) один из землевладельцев вообще отказывается устанавливать ограждение, мотивируя это тем, что оно ему не нужно, и ждет, когда сосед не выдержит и поставит забор за свой счет.

Статья 106 Земельного кодекса Украины решает эту проблему следующим образом: во-первых, любой владелец надела вправе требовать от соседа установки оградительных сооружений, а во-вторых, затраты на них собственники земельных участков несут в равных долях, если другое не предусмотрено договором между ними. Ну а каким быть забору, законодательство указывать не может. Придется или пойти на компромисс, или обратиться к третьей стороне, чтобы урегулировать вопрос.

Вспомните новость: Кабмин решил уволить главу Гослесагентства из-за массовых вырубок

Забор и другие ограждения, поставленные совместными усилиями, являются общей собственностью и могут использоваться соседями на равных основаниях, да и затраты на их содержание соседи делят поровну. Если один из них захочет снести забор или другое межевое сооружение, ему придется получить согласие второй стороны.

Границей может быть не только забор или тын, но и ручеек, канавка, полоса растительности, стена, тропинка и т. д. Эти межевые знаки также считаются общими.

Деревья, кусты и прочая растительность

Кому-кому, а дереву не прикажешь, где ему расти. Это безобидное растение может стать причиной нешуточного скандала и даже вражды. Классический пример — груша на меже, которую не могли поделить герои известной повести Нечуя-Левицкого «Кайдашева сім’я».

Согласно Земельному кодексу, дерево, растущее на меже, принадлежит обоим соседям, плоды же делятся поровну. Каждый из соседей может потребовать выкорчевать растение, причем затраты на его ликвидацию владельцы участков делят поровну. Если же вторая сторона откажется от своих прав на дерево, придется взять все затраты на себя.

Земельный кодекс определяет и судьбу деревьев, которые посмели разрастись за пределы вашего участка. Даже несмотря на то, что дерево выросло не само, а было посажено вами, сосед имеет полное право отрезать и обрубить ветки и корни, занявшие его территорию. Однако есть одно «но»: это допустимо только в том случае, если подобное проникновение мешает использовать земельный участок по назначению.

Аналізуйте судовий акт: Земельний сервітут відбувся! ВСУ підтвердив в Одесі право безоплатного проходу та проїзду на транспортному засобі чере приватну земельну ділянку (ВСУ від 19 лютого 2016р.)

Право сервитута

Территорией соседа порой крайне необходимо воспользоваться, например чтобы сократить путь или выйти к определенному объекту, к которому не подберешься иначе как через чужие владения. Эту проблему решает договоренность между соседями или сервитут.

Сервитут — право ограниченного пользования земельным участком, предоставляемое его собственником владельцу другого участка, чтобы удовлетворить его нужды.

Земельный сервитут может быть платным или бесплатным, постоянным или временным. Устанавливается он по договоренности между соседями, а также на основании решения суда.

Користуйтесь консультацією: Порядок вирубки зелених насаджень в межах населених пунктів або за їх межами

Согласно Земельному кодексу Украины, можно требовать таких земельных сервитутов, как:

• право прохода и проезда на велосипеде;

• право проезда на транспортном средстве по имеющемуся пути;

• право прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи, трубопроводов, других коммуникаций;

• право отвода воды со своей территории на или через соседнюю;

• право забора воды из природного водоема, расположенного на соседнем земельном участке, и право прохода к природному водоему;

• право прогона скота по имеющемуся пути;

• право установки строительных лесов и складирования стройматериалов в целях ремонта домов и сооружений;

• другие земельные сервитуты.

Ситуация с «громкими» соседями, от которых всем окружающим житья нет, очень распространенная проблема. Страдающая сторона, как правило, звонит в полицию, которая по закону должна объяснить возмутителю спокойствия, что шуметь по ночам нельзя. Не до всех это доходит. А если увещевания полицейских ничего не дали? Есть ли права у тех, кто вызывал полицию, и какие они, эти права, растолковал Верховный суд.

Высокая судебная инстанция объяснила, что если дело о нарушении тишины и покоя было возбуждено по обращению гражданина и этому есть подтверждение в книге учета сообщений о происшествиях, то такой гражданин является потерпевшим по делу об административном правонарушении. А следовательно, у него есть права — например, он может обжаловать решение о слишком мягком наказании шумного соседа.

Эта история началась стандартно: ночь, многоквартирный дом, в котором одной из жительниц так весело, что соседи не могут отдохнуть.

В полночь в полицию позвонил один из не выдержавших шума соседей многоквартирного дома. Когда полицейские прибыли на место, то смогли убедиться, что звонивший гражданин совершенно прав. В общем, полицейские составили протокол об административном правонарушении.

Позже прошла административная комиссия. Она в ночном шуме не увидела ничего ужасного и решила, что гражданка действительно виновата в том, что ее соседи всю ночь не могли сомкнуть глаз. Правда, наказание оказалось чисто символическим — административная комиссия ограничилась «устным предупреждением». Проще говоря, просто погрозила пальцем.

Вот только человека, вызвавшего полицию, такое наказание не устроило из-за чрезмерной, на его взгляд, мягкости. Он потребовал более суровой меры. Для этого подготовил иск и пошел в суд, оспаривать решение комиссии. Но из этой затеи ничего не вышло — в районном суде с ним даже разговаривать не стали. Объяснили, что в этом деле он никто.

Районный суд в своем отказе указал следующее — раз в протоколе гражданин не указан, значит, и жаловаться он не имеет права. Получилось, что в ситуации с наказанием он вообще никто и отношения к делу не имеет.

Вышестоящая инстанция с таким мнением районных коллег согласилась целиком и полностью.

Заместитель председателя регионального суда рассмотрел кассационную жалобу обиженного гражданина и высказал свое мнение.

Это мнение оказалось несколько отличным от выводов предыдущих судов, но особо ничего не изменило.

На взгляд заместителя председателя суда, раз гражданин ночью не смог заснуть из-за шума и вызвал наряд, то он явно пострадал и является потерпевшим (в смысле статьи 25.2 Кодекса Административных Правонарушений РФ). Раз он потерпевший, то вправе обжаловать постановление. Вот только в обжаловании нет смысла.

Суд решил: раз в протоколе гражданин не указан, значит, и жаловаться он не имеет права

Дело в том, что если отменить решение районного суда, то это ухудшит положение нарушителя — шумной соседки, а это закон запрещает. И вообще статья 30.17 КоАП РФ не предусматривает отмену предыдущих решений из-за мягкости наказания. Вывод зампреда суда: отменять оспариваемые постановления не надо.

Получив на руки стопку судебных отказов гражданин собрался с духом и обратился в Верховный суд РФ. И поступил совершенно правильно. В высокой судебной инстанции дело изучили и встали на сторону истца. Верховный суд РФ с выводами местных судов категорически не согласился. Он все судебные постановления по этому делу отменил.

Высокая судебная инстанция так сформулировала свою позицию.

Верховный суд сказал, что по закону потерпевший гражданин — это лицо, которому правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред. У потерпевшего человека есть право на участие в деле, и оно не зависит от того, является ли наступление конкретных последствий признаком состава административного правонарушения.

Наше административное дело было возбуждено по обращению потерпевшего в отдел полиции. В своем обращении гражданин проинформировал органы правопорядка о нарушении тишины и своих прав. Его обращение подтверждается записью в Книге учета сообщений о происшествиях.

Из всего сказанного Верховным судом следует такой вывод. Случившимся правонарушением затронуты права гражданина, и он в рассматриваемом случае является потерпевшим по этому делу. А это, в свою очередь ,означает, что гражданин имеет полное право на обжалование постановления административной комиссии.

Есть еще один важный момент — судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязанность суда по созданию на всех стадиях производства по делу равных условий для сторон спора. В нашем же случае, подчеркнул Верховный суд РФ, местные суды незаконно отказали одной из сторон в реализации права на обжалование, что повлекло нарушение права потерпевшего гражданина на судебную защиту.

Верховный суд заявил: это процессуальное нарушение «носит существенный характер и не позволяет всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело». В таких случаях, согласно пункта 3 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ, суд выносит решение об отмене всех предыдущих судебных актов и о возвращении дела на новое рассмотрение.

В своих разъяснениях Верховный суд подчеркнул — новое, справедливое рассмотрение с соблюдением всех процессуальных гарантий сторон само по себе не влечет ухудшения положения человека, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

И напоследок еще одна весьма существенная деталь. Верховный суд РФ напомнил коллегам о материалах своего Пленума (№ 5 от 24 марта 2005 г.). Там было сказано следующее — срок давности привлечения гражданина к ответственности истек во время пересмотра постановления о назначении административного наказания. И это, на взгляд высокого суда означает следующее: ничего не препятствует возвращению дела о слабо наказанной соседке на новое рассмотрение, снова в районный суд.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *