Смена адреса обособленного подразделения

Многие крупные компании имеют обособленные подразделения. В процессе деятельности возникают различные ситуации, когда филиалы, представительства и иные «обособки», меняют место своего нахождения. Такое изменение подлежит государственной регистрации и для ее совершения организация должна соблюсти определенный порядок.

Процесс внесения изменений зависит от конкретного вида обособленного подразделения. В отношении представительств и филиалов действует один порядок, в отношении иных видов обособленных подразделений – другой. Регламентируется данная процедура положениями федеральных законов № 14-ФЗ от 08.02.1998 «Об обществах с ограниченной ответственностью», № 129-ФЗ от 08.08.2001 «О госрегистрации юридических лиц и ИП», Налоговым кодексом РФ, а также подзаконными актами – приказом Минифина России об утверждении Административного регламента № 169н от 30.09.2016 г. Рассмотрим, как происходит изменение адреса обособленного подразделения, порядок действий компании при этом.

Представительства и филиалы

Для смены адреса представительства или филиала необходимо проанализировать устав организации. Если данный документ содержит информацию об адресе такого обособленного подразделения, то потребуется внести изменения в устав. Напомним, что действующее законодательство не обязывает указывать подобную информацию в уставе юридического лица, но практика показывает, что во многих случаях сведения о филиалах и их адресах в этом документе все же есть. Поэтому, изменение адреса обособленного подразделения в таких ситуациях потребует процедуры внесения изменений в устав.

Для этого необходимо созвать внеочередное собрание участников, на котором должно быть принято решение об изменении документа. Здесь возможно два варианта:

  • Исключение из устава пункта об обособленном подразделении;

  • Внесение новых сведений о месте нахождения.

Решение собрания утверждается протоколом, который вместе с заявлением по форме Р13001 и с новой редакцией устава сдается в налоговую для регистрации изменений.

В ситуации, когда устав организации не содержит сведений о филиале или представительстве, порядок внесения изменений несколько иной. Руководитель организации должен принять соответствующее решение, на основе которого заполняется заявление по форме Р14001. Заявление должно поступить в налоговую инспекцию по месту регистрации организации в течение трех рабочих дней с момента вынесения решения. Отметим, что в случае, если устав организации или положение о филиале предусматривает иной порядок принятия решений в отношении его деятельности, в том числе по принятию решений о его наименовании, местонахождении и иным вопросам, то должен быть соблюден указанный в этих документах порядок, например, проведено общее собрание участников.

Отметим, что в настоящее время обособленному подразделению нет необходимости дополнительно уведомлять налоговые органы по месту своего нахождения об осуществляемых изменениях. Информация об этом поступает им в порядке ведомственного обмена.

Иные обособленные подразделения

Смена адреса обособленного подразделения, не относящегося к категории филиалов или представительств, носит упрощенный характер. Для регистрации изменения необходимо, чтобы руководитель организации вынес соответствующее распоряжение. После этого подается уведомление налоговой о смене адреса обособленного подразделения, по форме С-09-3-1. Данное уведомление направляется в течение трех дней (с момента вынесения решения) в налоговую инспекцию по месту регистрации юридического лица.

В данном случае уведомлять налоговиков по месту нахождения обособленного подразделения также не требуется.

Изменение адреса обособленного подразделения в пределах одной налоговой

Законодательство четко определяет, что изменение адреса юридического лица или его обособленных подразделений должно быть зарегистрировано уполномоченным государственным органом. Поэтому смена места нахождения обособленного подразделения, даже в пределах территории, подведомственной одной налоговой инспекции, влечет за собой необходимость уведомления ФНС. Данное требование действует и в том случае, если головной офис и обособленное подразделение относятся к компетенции одного территориального подразделения налоговой службы.

В то же время в практике бывают ситуации, когда такое уведомление не требуется. Например, в сведениях о филиале указан только номер здания, без указания конкретного помещения, где располагается данный филиал. В таком случае переезд в новое помещение в пределах этого же здания не влечет за собой необходимость заявлять изменения в налоговую инспекцию.

Документы о смене адреса обособленного подразделения подаются непосредственно в подразделение налоговой службы по месту регистрации организации, либо направляются туда посредством телекоммуникационных каналов связи, или заказным почтовым отправлением.

Тема: Изменение адреса обособленного подразделения в пределах одной налоговой.

В Налоговом кодексе Российской Федерации (далее — Кодекс) не содержатся нормы, предусматривающие изменение места нахождения обособленного подразделения, и такой термин как «изменение места нахождения» в действующем законодательстве относится только к юридическому лицу.
В случае осуществления деятельности через обособленное подразделение по новому адресу (например, при прекращении действия договора аренды помещения и, в связи с этим, заключения российской организацией нового договора аренды помещения) организация должна осуществить процедуру закрытия и открытия обособленного подразделения.
В соответствии с нормами Кодекса (в редакции Федерального закона от 27 июля 2006 года N 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования») организации нужно выполнить следующие действия:
1. Вынести решение на Общем собрании участников о закрытии ОП и об открытии ОП.
2. Подача уведомления по форме 13002 в налоговую о создании и прекращении деятельности филиала.
3. Снятие и постановка на учёт обособленного подразделения.
4. Сообщение в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации.
1. Итак, руководством компании принято решение о переезде ОП в другое место. Если речь идет о представительстве или филиале, то переезд будет оформлен решениями компетентных органов компании пп. 2 п. 2 ст. 33 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ.
Решениями общего собрания участников ООО об изменении адреса филиала (представительства) и внесении изменений в устав.
2. После принятия указанных решений в налоговую инспекцию, регистрирующую юридических лиц по месту нахождения организации, представляются в соответствии со статьей 19 Федерального Закона №129-ФЗ в случаях, установленных федеральными законами, юридическое лицо представляет в регистрирующий орган по месту своего нахождения подписанное заявителем уведомление о внесении изменений в учредительные документы, решение о внесении изменений в учредительные документы и изменения.
Уведомление о внесении изменений в учредительные документы юридического лица представляется по форме N Р13002 Приложение N 7 к Постановлению Правительства РФ от 19.06.2002 N 439. , подписанное руководителем компании, подпись которого должна быть удостоверена нотариально .
Согласно пункту 2 ст. 19 Закона N 129-ФЗ по истечении 5 рабочих дней со дня получения перечисленных документов налоговая инспекция должна направить организации письменное сообщение о внесении изменений в ЕГРЮЛ
Для целей налогового учета ОП будет считаться:
— закрытым по старому адресу — с момента подачи документов для внесения изменений в сведения о филиале (представительстве), содержащиеся в ЕГРЮЛ согласно п. 5 ст. 5 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ или с момента издания приказа руководителя организации об изменении адреса подразделения с любым другим наименованием;
— открытым по новому адресу — с момента, когда в подразделении организации, имеющем отличный от самой организации почтовый адрес, на срок более 1 месяца оборудуется хотя бы одно место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое контролируется работодателем, в соответствии со ст. 209 ТК РФ; ст. 11 НК РФ
3. В соответствии со ст. 84 ч. 5 Налогового кодекса в случае принятия организацией решения о прекращении деятельности (закрытии) своего обособленного подразделения снятие с учета организации по месту нахождения этого обособленного подразделения осуществляется налоговым органом по заявлению налогоплательщика в течение 10 дней со дня подачи такого заявления, но не ранее окончания выездной налоговой проверки в случае ее проведения.
Представить заявление о снятии с учета российской организации в налоговом органе по месту нахождения ее обособленного подразделения на территории Российской Федерации в налоговый орган, в котором организация состояла на учете по месту нахождения обособленного подразделения (п. 5 ст. 84 Кодекса).
Подать заявление о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения ее обособленного подразделения на территории Российской Федерации в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения в налоговый орган по месту нахождения этого обособленного подразделения, поскольку организация не состоит на учете по основаниям, предусмотренным Кодексом, в налоговых органах на территории муниципального образования, в котором создано обособленное подразделение (п. 4 ст. 83 Кодекса). Одновременно с заявлением представляются в одном экземпляре копии заверенных в установленном порядке свидетельства о постановке на учет в налоговом органе организации по месту ее нахождения, документов, подтверждающих создание обособленного подразделения (в частности, выписка из ЕГРЮЛ о создании филиала).
Формы указанных выше заявления о постановке на учет (N 1-2-Учет), заявления о снятии с учета (N 1-4-Учет) утверждены Приказом ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-09/826@ «Об утверждении форм документов, используемых при постановке на учет и снятии с учета российских организаций и физических лиц».
4. В соответствии со ст. 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики — организации, обязаны письменно сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, — в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения или прекращения деятельности организации через обособленное подразделение (закрытия обособленного подразделения). Указанное сообщение представляется в налоговый орган по месту нахождения организации;
Форму данного сообщения N С-09-3 «Сообщение о создании (закрытии) на территории Российской Федерации обособленного подразделения» согласно приложению N 3 к настоящему Приказу утверждена Приказом ФНС РФ от 17.01.2008 N ММ-3-09/11@
При ведении деятельности через ОП по новому адресу организация в течение 1 месяца со дня прекращения деятельности подразделения по старому адресу и начала деятельности по новому адресу должна представить в налоговый орган:
(и) по старому адресу ОП:
— Заявление о снятии с учета организации в налоговом органе по месту нахождения ее обособленного подразделения (форма N 1-4-Учет) <19>;
— копию документа, подтверждающего прекращение деятельности данного ОП (например, приказ о его закрытии);
(и) по новому адресу ОП, если теперь ОП находится на территории муниципального образования, подведомственной налоговой инспекции, в которой организация не состоит на учете <20>:
— Заявление о постановке на учет организации в налоговом органе по месту нахождения ее обособленного подразделения (форма N 1-2-Учет <21>);
— копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе самой организации по месту ее нахождения (форма N 1-1-Учет <22>);
— копии документов, подтверждающих создание обособленного подразделения. К ним могут относиться, в частности, копии приказа руководителя организации об изменении места нахождения ОП, устава с новым адресом филиала (представительства), положение об ОП.

Ст. 23 НК РФ
2. Налогоплательщики — организации и индивидуальные предприниматели помимо обязанностей, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, обязаны сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя:
(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ)
1) об открытии или о закрытии счетов (лицевых счетов) — в течение семи дней со дня открытия (закрытия) таких счетов. Индивидуальные предприниматели сообщают в налоговый орган о счетах, используемых ими в предпринимательской деятельности;
2) обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях — в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;
3) обо всех обособленных подразделениях российской организации, созданных на территории Российской Федерации (за исключением филиалов и представительств), и изменениях в ранее сообщенные в налоговый орган сведения о таких обособленных подразделениях:
в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения российской организации;
в течение трех дней со дня изменения соответствующего сведения об обособленном подразделении российской организации;
(пп. 3 в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ)
3.1) обо всех обособленных подразделениях российской организации на территории Российской Федерации, через которые прекращается деятельность этой организации (которые закрываются этой организацией):
в течение трех дней со дня принятия российской организацией решения о прекращении деятельности через филиал или представительство (закрытии филиала или представительства);
в течение трех дней со дня прекращения деятельности российской организации через иное обособленное подразделение (закрытия иного обособленного подразделения);
(пп. 3.1 введен Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ)
4) о реорганизации или ликвидации организации — в течение трех дней со дня принятия такого решения.
+ информация с сайта ФНС
Информационное сообщение
Уважаемые налогоплательщики &#8211; российские организации!
Федеральная налоговая служба информирует о внесении со 2 сентября 2010 года Федеральным законом от 27.07.2010 &#8470; 229-ФЗ существенных изменений в статьи 23, 83 — 85 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) в части учета организаций.
В частности, со 2 сентября 2010 года:
постановка на учет, учет изменений в сведениях, снятие с учета российской организации в налоговом органе по месту нахождения филиала, представительства осуществляются на основании сведений единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ);
постановка на учет, учет изменений в сведениях, снятие с учета российской организации в налоговом органе по месту нахождения ее обособленного подразделения (за исключением филиала, представительства) осуществляются на основании сведений сообщений, представляемых российской организацией согласно подпунктам 3 и 3.1 пункта 2 статьи 23 Кодекса;
в связи с вышеизложенным заявление о постановке на учет по форме &#8470;1-2-Учет, заявление о снятии с учета по форме &#8470;1-4-Учет, утвержденные приказом ФНС России от 01.12.2006 &#8470;САЭ-3-09/826, не применяются;
уведомление о выборе налогового органа, в котором может быть осуществлена постановка на учет российской организации по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, находящихся в одном муниципальном образовании, городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге, на территориях, подведомственных разным налоговым органам (далее &#8211; уведомление о выборе налогового органа) представляется в налоговый орган по месту нахождения российской организации.
В настоящее время ФНС России ведет работу по изданию соответствующих приказов, утверждающих новые редакции форм сообщений, представляемых российскими организациями согласно пункту 2 статьи 23 Кодекса, иных документов, используемых при учете организаций и физических лиц, а также заявлений &#8470;Р13001, &#8470;Р14001 и уведомления &#8470;Р13002, предусматривающих возможность внесения сведений об изменении места нахождения филиала (представительства), наименования филиала (представительства).
До утверждения в установленном порядке вышеуказанных форм в новой редакции ФНС России рекомендует:
1) В случае изменения места нахождения филиала (представительства) одновременно с действующими формами заявлений &#8470;Р13001, &#8470;Р14001 и уведомления &#8470;Р13002, которые заполняются с указанием сведений о создании филиала (открытии представительства) и прекращении филиала (закрытии представительства), представлять (направлять) в регистрирующий орган заявление в произвольной форме о факте изменения места нахождения данного филиала (представительства). При заполнении форм прежний и новый адреса филиала (представительства) указываются полностью (почтовый индекс, код региона, район, город, населенный пункт, улица (проспект, переулок и т.д.), номер дома (владения), номер корпуса (строения), номер квартиры (офиса)).
ФНС России обращает внимание, что невыполнение организацией указанных условий приведет к невозможности осуществления налоговым органом процедуры снятия с учета организации в налоговом органе по прежнему месту нахождения филиала (представительства) и постановки ее на учет в налоговом органе по новому месту нахождения филиала (представительства) в связи с изменением места нахождения данного филиала (представительства).
2) Сообщение, представляемое организацией в соответствии с подпунктами 3 и 3.1 пункта 2 статьи 23 Кодекса в налоговый орган по месту ее нахождения, о создании обособленного подразделения (за исключением филиала, представительства), о внесении изменений в ранее сообщенные сведения о таком обособленном подразделении, о закрытии обособленного подразделения представлять (направлять) в налоговый орган по рекомендуемым формам соответственно &#8470;С-09-3-1, &#8470;С-09-3-2 (прилагаются). При этом документы, подтверждающие создание обособленного подразделения, организацией не представляются.
3) Если сведения об изменении места нахождения обособленного подразделения организации сообщаются налоговому органу с использованием действующей формы сообщения &#8470;С-09-3 (со сведениями о закрытии и об открытии обособленного подразделения), то одновременно представлять в налоговый орган заявление в произвольной форме о факте изменения места нахождения данного обособленного подразделения. Непредставление указанного заявления приведет к невозможности осуществления налоговым органом процедуры снятия с учета организации в налоговом органе по прежнему месту нахождения обособленного подразделения и постановки ее на учет в налоговом органе по новому месту нахождения обособленного подразделения в связи с изменением места нахождения данного обособленного подразделения.
4) Уведомление о выборе налогового органа представлять (направлять) в налоговый орган по месту нахождения организации по рекомендуемой форме &#8470;1-6-Учет (прилагается).
Одновременно ФНС России обращает внимание, что реализация положений Кодекса, предоставляющих право организациям и физическим лицам представлять в налоговые органы сообщения согласно пункту 2 статьи 23 Кодекса, заявления о постановке на учет (снятии с учета) и уведомления о выборе налогового органа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (далее — ТКС), а также получать по запросу документы, подтверждающие постановку на учет (снятие с учета) в электронном виде по ТКС, возможна после утверждения соответствующих порядков, предусмотренных нормами Кодекса, наличия у организаций и физических лиц электронной цифровой подписи и внедрения в промышленную эксплуатацию соответствующего программного обеспечения.

Я не волшебник, я только учусь

Как изменились правила постановки на учет по месту нахождения обособленных подразделений

Открывается новое подразделение

Напомним, что в соответствии с прежней редакцией статей 23, 83 и 84 НК РФ, для постановки на учет по месту нахождения любого обособленного подразделения требовалось предпринять несколько действий. А именно: в течение одного месяца сообщить в свою инспекцию об открытии нового подразделения (форма № С-09-3, утв. приказом ФНС РФ от 21.04.09 № ММ-7-6/252@). В этот же срок подать в ИФНС по месту нахождения нового подразделения заявление о постановке на учет (форма № 1-2 Учет, утв. приказом ФНС РФ от 01.12.06 № САЭ-3-09/826@). К заявлению среди прочего требовалось приложить документы, подтверждающие создание подразделения.

Благодаря поправкам, компаниям больше не придется совершать действия, которые могут выполнить сами налоговики. Так, по новым правилам, постановка компании на учет по месту нахождения филиала или представительства должна происходить без ее участия. От организации только требуется внести необходимые изменения в ЕГРЮЛ. Напомним, что по Федеральному закону от 08.08.01 № 129-ФЗ о регистрации, сообщить налоговикам о создании нового филиала или представительства нужно в течение трех рабочих дней (п. 5 ст. 5 закона № 129-ФЗ). После этого инспекторы должны сами поставить компанию на учет по месту нахождения филиала или представительства на основании данных из ЕГРЮЛ (п. 3, 4 ст. 83, п. 2 ст. 84 НК РФ*). Дополнительно извещать свою налоговую об открытии филиала или представительства не надо (подп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ).

Если же организация создает иное обособленное подразделение (не филиал или представительство), об этом нужно в течение месяца проинформировать инспекцию, в которой компания состоит на учете (п. 2 ст. 23 НК РФ). На основании данного сообщения налоговики в течение пяти рабочих дней должны поставить компанию на учет по месту нахождения подразделения (п. 4 ст. 83, п. 2 ст. 84 НК РФ). При этом инспекторы не вправе требовать никаких других документов.

Отметим, что новая редакция пункта 1 статьи 83 НК РФ обязывает компании вставать на налоговый учет по месту нахождения каждого обособленного подразделения. Раньше этого не требовалось, если компания по каким-то иным основаниям уже состояла на учете в инспекции, к которой относилось новое подразделение.

Упомянем еще об одном дополнении. Оно касается случая, когда у компании в одном муниципальном образовании есть несколько обособленных подразделений. В такой ситуации организация может встать на учет по месту нахождения одного из них. Комментируемый закон уточнил, что уведомление о своем выборе компании должна подать в инспекцию по месту нахождения головного офиса (п. 4 ст. 83 НК РФ).

Меняется адрес подразделения и другие сведения

До сих пор смена адреса обособленного подразделения означала для бухгалтера появление новой проблемы. Поскольку в Налоговом кодексе не был прописан порядок «перерегистрации» обособленных подразделений, инспекторы требовали сначала снять подразделение с учета по старому адресу, а затем поставить на учет по новому адресу. И это приходилось делать даже в том случае, если подразделение переезжало в пределах территории, подведомственной одной и той же налоговой (письмо Минфина России от 18.06.10 № 03-02-07/1-282).

Теперь процедура значительно упростится. В случае изменения адреса обособленного подразделения, не являющегося филиалом или представительством, достаточно будет сообщить об этом в ИФНС по месту нахождения компании. Сделать это нужно в течение трех рабочих дней (подп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ). На основании этого сообщения налоговики внесут изменения в свои базы и в случае необходимости сами поставят компанию на учет по новому месту нахождения подразделения (п. 3, 4 ст. 84 НК РФ). Заметим, что уведомлять налоговиков нужно не только об изменении адреса обособленного подразделения, но и об изменении других сведений, которые содержатся в сообщении о создании подразделения (название подразделения, данные руководителя, контактные сведения и др.).

Что касается изменения адреса либо иных сведений о филиале или представительстве, то, как и в случае с созданием таких подразделений, инспекторы будут брать все необходимые им данные из ЕГРЮЛ. От компании требуется только вовремя подать заявление на обновление сведений этого госреестра. Дополнительно сообщать о новом адресе филиала или об изменении других данных в порядке статьи 23 НК РФ не надо. На основании сведений, внесенных в ЕГРЮЛ, налоговики снимут компанию с учета по прежнему адресу филиала и поставят на учет в инспекцию по новому адресу этого подразделения (п. 3, 4 ст. 84 НК РФ).

Обособленное подразделение закрывается

Если организация решила закрыть обособленное подразделение (в том числе филиал или представительство), об этом нужно будет сообщить налоговикам в течение трех рабочих дней (подп. 3.1 п. 2 ст. 23 НК РФ). Данный срок отсчитывается со дня принятия решения о прекращении деятельности через филиал или представительство. А если закрывается иное обособленное подразделение, то срок отсчитывается со дня, когда оно фактически перестало работать. Сообщение подается в инспекцию по месту нахождения головного офиса. Налоговый кодекс не требует прилагать к такому сообщению никаких дополнительных документов.

Законодатель не уточнил, в какой срок налоговики снимут компанию с учета по месту нахождения бывшего филиала или представительства. Но это произойдет не раньше, чем будут внесены соответствующие изменения в ЕГРЮЛ, и не раньше, чем закончится выездная проверка компании (если налоговики решат ее провести).

Срок, в течение которого налоговики должны снять компанию с учета по месту нахождения иного обособленного подразделения, не изменился. Он составляет 10 рабочих дней со дня получения сообщения о закрытии подразделения, но может быть продлен, если налоговики организовали выездную проверку (п. 5 ст. 84 НК РФ).

Заметим, что раньше срок информирования налоговиков о ликвидации любого подразделения составлял один месяц (прежняя редакция подп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ). Но одновременно нужно было подать еще и заявление о снятии компании с учета по месту нахождения закрытого подразделения.

Сообщения можно направлять в электронном виде

Обратите внимание на важное изменение, касающееся порядка направления сообщений об обособленных подразделениях (имеются в виду все сообщения, упомянутые в данном материале). По новым правилам такие сведения можно передать тремя способами: представить лично; направить по обычной почте заказным письмом; передать в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В последнем случае документ подписывается электронной цифровой подписью того, кто отправил сведения, либо его представителя (п. 7 ст. 23 НК РФ).

Новые формы и форматы сообщений, а также порядок их направления должна принять Федеральная налоговая служба. На официальном сайте ФНС России размещены проекты данных документов, однако, пока нет информации об их официальном утверждении.

*Здесь и далее указываются новые редакции статей НК РФ.

Смена адреса обособленного подразделения… Или обещанного три года ждут

На протяжении нескольких лет Минфин обещал внести в налоговое законодательство поправки, регламентирующие порядок учета в налоговых органах обособленных подразделений организаций в связи с изменением их местонахождения. Подтверждением служит ряд письменных разъяснений по этому вопросу. В настоящее время Налоговый кодекс скорректирован — в том числе по вопросам налогового администрирования. А вот выполнило ли финансовое ведомство свое обещание?

Пробел в налоговом законодательстве

Напомним суть проблем. Налоговым законодательством РФ не определено, что понимается под изменением места нахождения обособленного подразделения организации, и, как следствие, не установлен порядок учета в налоговых органах обособленных подразделений организации при изменении места их нахождения.

В связи с этим (в отсутствие каких-либо норм налогового законодательства, регламентирующих действия налогоплательщиков при смене адреса обособленного подразделения) Минфин в своих разъяснениях регулярно советует налогоплательщикам набраться терпения и ожидать соответствующих изменений в Налоговом кодексе, а пока этого не произошло, настаивает на осуществлении процедуры закрытия и открытия обособленного подразделения. Об этом говорится и в его недавнем Письме от 18.06.2010 N 03-02-07/1-282 <1>.

<1> Текст Письма и комментарий к нему опубликованы в журнале «Акты и комментарии для бухгалтера», N 15, 2010.

Обособленное подразделение переезжает в новый офис

На практике довольно распространена ситуация, когда после расторжения договорных отношений с одним арендодателем обособленному подразделению приходится переезжать в другое помещение, что, естественно, предполагает и смену адреса. Как следствие, у налогоплательщика возникает обязанность постановки на налоговый учет обособленного подразделения по новому адресу. Таковы правила, установленные в ст. ст. 23, 83 НК РФ.

Обратите внимание! Налоговый кодекс не содержит указаний о том, каким днем считать день создания обособленного подразделения. Какие-либо разъяснения контролирующих органов по этому вопросу отсутствуют. Более того, согласно п. 2 ст. 11 НК РФ обособленное подразделение считается созданным и в том случае, если факт его создания не отражен ни в одном организационно-распорядительном документе.

За нарушение сроков подачи заявления о постановке на налоговый учет организации согласно ст. 116 НК РФ грозят штрафные санкции в размере от 5000 до 10 000 руб.

Указывая в Письме N 03-02-07/1-282 на отсутствие в налоговом законодательстве норм, регламентирующих порядок изменения адреса обособленного подразделения, чиновники Минфина рекомендуют налогоплательщикам в данной ситуации снимать его с учета в налоговом органе по старому месту нахождения и ставить на учет в налоговом органе по новому адресу (см. также Письма Минфина России от 28.12.2009 N 03-02-07/1-575, от 08.05.2009 N 03-02-07/1-236, от 14.07.2008 N 03-02-07/1-278).

Примечание. Минфин считает, что при смене адреса обособленного подразделения организация должна осуществить процедуру закрытия и открытия обособленного подразделения.

Аналогичной точки зрения придерживается налоговое ведомство в Письмах от 21.08.2009 N 3-6-03/345, от 02.05.2007 N 09-2-04/1867@, причем на практике налоговики нередко настаивают на соблюдении указанных правил и в случае, когда организация вынуждена менять местонахождение обособленного подразделения в пределах территории, подведомственной одному налоговому органу.

Такой подход к смене адреса обособленным подразделением поддержали и судьи в Постановлении ФАС ВВО от 16.09.2008 по делу N А82-14769/2007-20. Как указали арбитры, положения НК РФ не предусматривают проведения процедуры изменения места нахождения обособленного подразделения юридического лица путем внесения такой записи, а содержат лишь процедуру снятия с учета организации по месту нахождения обособленного подразделения и постановки ее на учет независимо от места нахождения налогового органа.

В случае когда организация не выполняет рекомендации контролеров и не закрывает обособленное подразделение по старому адресу, налоговики нередко возвращают без исполнения сообщение организации о постановке ее обособленного подразделения на налоговый учет по новому адресу, направленное в целях выполнения обязанности, предусмотренной пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ (форма N С-09-3 «Сообщение о создании (закрытии) на территории РФ обособленного подразделения организации», утвержденная Приказом ФНС России от 21.04.2009 N ММ-7-6/252@, или письменное уведомление, составленное в произвольном виде).

Требования контролеров, предъявляемые к налогоплательщикам при смене адреса обособленного подразделения, нельзя назвать обоснованными, и подтверждением тому служат судебные решения, в частности Постановление ФАС ДВО от 24.11.2008 N Ф03-5147/2008. В нем судьи указали, что ссылка налогового органа на ст. 11 НК РФ как на обоснование того, что адрес местонахождения обособленного подразделения не может быть изменен, является неправомерной, расширительно толкует эту норму права, поскольку в данном случае изменился лишь адрес подразделения в связи с окончанием срока аренды занимаемого ранее помещения, а руководство, штатное расписание работников подразделения, функции последнего остались прежними. Более того, нормы налогового и гражданского законодательства не предусматривают ликвидацию организации в случае изменения ее места нахождения. Поскольку налоговое законодательство не содержит норм, предусматривающих изменение места нахождения обособленного подразделения, вывод инспекции о том, что этот термин относится только к юридическому лицу, также не основан на нормах права. По мнению судей, в данном случае налоговому органу достаточно было уведомления общества об изменении места нахождения обособленного подразделения для снятия его с налогового учета и постановки на учет по новому адресу (см. также Постановление ФАС ПО от 27.02.2010 по делу N А55-10094/2009).

С учетом системного толкования норм, установленных в ст. ст. 11, 83, 84 НК РФ, судьи в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2010 N 09-АП-6722/2010-АК также указывают на несостоятельность доводов налоговых органов по вопросу изменения адреса обособленного подразделения.

Адрес меняется — проблемы остаются

Смена адреса обособленного подразделения доставляет налогоплательщикам немало хлопот. С одной стороны, процедура закрытия обособленного подразделения (на которой настаивают контролеры) связана, как правило, со сверкой взаиморасчетов (в том числе и с налоговым органом) или с проведением выездной налоговой проверки в отношении этого подразделения, что предусмотрено п. 5 ст. 84 НК РФ. Также закрытие сопряжено со значительными затратами на оформление довольно большого объема документов. Часть из них необходимо представить в налоговый орган, другие нужны для приведения в соответствие внутренних документов (например, приказы на закрытие (открытие) обособленного подразделения, приказ о назначении руководителя, кадровые приказы и др.).

С другой стороны, налоговые органы предъявляют претензии к организациям, осуществляющим деятельность по адресу, отличному от прописанного в уставе. Более того, не найдя налогоплательщика по его юридическому адресу, налоговики нередко обращаются в суд с требованием о его ликвидации, мотивируя это тем, что указание фиктивного адреса при регистрации является грубым нарушением закона (п. 2 ст. 25 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). Однако такая позиция налоговиков, как правило, не находит поддержки у судей, поскольку в названной норме речь идет о нарушениях, носящих неустранимый характер. Несовпадение же адресов едва ли можно считать таковым, о чем свидетельствует имеющаяся арбитражная практика (см., например, Постановления ФАС СЗО от 27.02.2010 по делу N А56-25535/2009, ФАС ДВО от 13.11.2008 N Ф03-5002/2008, ФАС ПО от 14.08.2008 по делу N А06-187/2008-21, ФАС ЗСО от 01.04.2008 N Ф04-1548/2008(1783-А03-24), Определение ВАС РФ от 30.05.2007 N 5933/07).

Если же налогоплательщик не готов вступать в судебные тяжбы с налоговой инспекцией, чтобы избежать проблем, связанных с адресом, а точнее, с несовпадением юридического и фактического адресов, он порой прибегает к самому безобидному в данном случае способу — регистрирует обособленное подразделение по месту своего фактического нахождения, например по адресу арендуемого офиса.

Примечание. Арбитражная практика свидетельствует о том, что несовпадение адресов не является нарушением, носящим неустранимый характер.

Выходит, что, избежав претензий налоговиков по поводу адреса в одном случае, налогоплательщик сталкивается с проблемой изменения адреса обособленного подразделения в другом, когда приходится переезжать в новый офис.

В случае если организация не зарегистрирует обособленное подразделение по новому адресу, она вновь рискует столкнуться с претензиями налоговиков, вызванными несовпадением адресов — юридического и фактического. Получается замкнутый круг (и, к сожалению, это далеко не единственная проблема, связанная с деятельностью обособленных подразделений).

Однако за последние полгода произошли значительные изменения, касающиеся обособленных подразделений, в частности, в порядке учета в налоговых органах организаций по месту нахождения их обособленных подразделений.

Изменения, которые уже произошли

Первым шагом было вступление 10 марта 2010 в силу Порядка постановки на учет, снятия с учета в налоговых органах российских организаций по месту нахождения их обособленных подразделений <2> (далее — Порядок). Названным Порядком предусматривается возможность постановки на учет в налоговых органах организации по месту нахождения ее филиала (представительства) на основании заявления о постановке на учет, которое подается организацией в регистрирующий налоговый орган одновременно с заявлением о внесении изменений в учредительные документы юридического лица в отношении соответствующего филиала (представительства). Отметим, что ранее единого документа, регламентирующего порядок постановки на учет (и снятия с учета) обособленных подразделений, не существовало, были лишь разрозненные нормативные акты, которыми утверждались формы документов, используемых при постановке на учет таких подразделений в определенных случаях, да разъяснения чиновников по этому поводу.

<2> Утвержден Приказом Минфина России от 05.11.2009 N 114н.

Затем в Письме от 16.03.2010 N МН-22-6/179@ ФНС был разъяснен алгоритм и особенности выполнения налоговыми органами отдельных положений названного Порядка с учетом действующих в настоящее время программных средств. Кроме того, Приказом ФНС России от 24.03.2010 N ММ-7-6/138@ была утверждена форма сообщения организации о выборе налогового органа для постановки на учет нескольких ее обособленных подразделений, находящихся в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам.

Далее произошла смена позиции главного налогового ведомства в отношении несовпадения юридического и фактического адресов. Так, согласившись, наконец, с мнением судей, ФНС в Письме от 05.05.2010 N МН-20-6/622 признала, что ликвидировать организацию только за то, что она не находится по своему юридическому адресу, — слишком суровая мера. Поэтому нижестоящим налоговым органом ФНС рекомендовала ограничиваться наложением штрафа на руководителя организации в размере 5000 руб. (п. 3 ст. 14.25 КоАП РФ).

И наконец, выпущено Письмо Минфина России от 18.06.2010 N 03-02-07/1-282, в котором, в отличие от предыдущих разъяснений по вопросу смены адреса обособленного подразделения, указано на (тогда еще) законопроект, предусматривающий внесение изменений в часть первую НК РФ, в том числе направленных на совершенствование порядка учета организаций в налоговых органах.

Изменения, которых ждали

Изменения в ст. ст. 23, 83, 84 НК РФ, внесенные Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ <3>, следует расценивать прежде всего как выполнение Минфином своих обещаний. А чтобы выяснить, в каком порядке и в какие сроки нужно извещать налоговый орган об изменении адреса обособленного подразделения, обратимся к положениям названного Закона.

<3> Текст Закона и комментарий к нему см. в журнале «Акты и комментарии для бухгалтера», N N 16, 17, 2010.

Согласно новой редакции пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ на налогоплательщика возложена обязанность (так было и ранее) сообщать обо всех обособленных подразделениях организации, созданных на территории РФ (за исключением филиалов и представительств). Сделать это нужно, как и раньше, в течение месяца. Также налогоплательщику вменена обязанность внесения изменений в ранее сообщенные в налоговый орган сведения о таких подразделениях. Для ее исполнения законодатели отвели трехдневный срок.

Трехдневный срок установлен и для сообщения о прекращении деятельности через обособленные подразделения, включая филиалы и представительства. В этот срок должна уложиться организация и в случае закрытия обособленных подразделений (филиалов и представительств) (пп. 3.1 п. 2 ст. 23 НК РФ). Тем самым налогоплательщику будет отведен более короткий срок для подачи сведений о закрытии, нежели месяц согласно ранее действовавшей редакции.

Кроме того, перечень способов представления налогоплательщиками таких сведений (п. 7 ст. 23 НК РФ) также будет расширен. Теперь названной нормой предусмотрена возможность подачи сообщений не только лично или через представителя, но и в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, что значительно, на наш взгляд, упростит данную процедуру для налогоплательщика.

В этой связи с учетом вносимых изменений следующим шагом на пути упорядочения процедуры подачи сведений об обособленных подразделениях должно стать утверждение новых форм (форматов) сообщений, а также порядка их представления, которые в силу п. 7 ст. 23 НК РФ утверждаются главным налоговым ведомством страны.

Итак, из дословного прочтения пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ (в новой редакции) следует, что перечень изменений, вносимых в сведения об обособленном подразделении, не конкретизирован. В то же время смена его местонахождения (или смена адреса) в полной мере, по мнению автора, отвечает признаку изменения, тем более что п. 4 ст. 84 НК РФ (в новой редакции) прямо указывает: в случае изменения места нахождения обособленного подразделения организации снятие его с учета осуществляется налоговым органом, в котором организация состояла на учете. И сделать это налоговики обязаны в течение пяти дней со дня получения сообщения, представляемого (направляемого) российской организацией в соответствии с п. 2 ст. 23 НК РФ (который корреспондирует с п. 7 названной статьи). Постановка на учет организации в налоговом органе по новому месту нахождения обособленного подразделения осуществляется на основании документов, полученных от налогового органа по прежнему месту нахождения обособленного подразделения организации.

* * *

Таким образом, принимая во внимание поправки, внесенные в Налоговый кодекс, можно сделать вывод о том, что процедура подачи в налоговый орган сведений о смене адреса обособленного подразделения регламентирована. Правда, действовать она будет с момента вступления в законную силу названных изменений, то есть с 02.09.2010 <4>. Можно утверждать, что необходимость в закрытии и открытии обособленного подразделения в связи со сменой его местонахождения, на чем ранее настаивали контролеры, отпала.

<4> В соответствии со ст. 10 Федерального закона N 229-ФЗ данный документ вступает в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования (за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки). Документ был опубликован в «Российской газете», N 169, 02.08.2010.

О.П.Гришина

Эксперт журнала

«Актуальные вопросы бухгалтерского учета

и налогообложения»

III. Порядок заполнения страницы «Сведения

об обособленном подразделении»

Образец приказа о создании обособленного подразделения организации

В случае, если в сообщении одновременно указывается о создании нескольких обособленных подразделений или об изменении сведений о нескольких обособленных подразделениях российской организации, по каждому из них заполняется отдельная страница, содержащая сведения об обособленном подразделении.

14. В полях «ИНН» и «КПП» указываются ИНН и КПП организации, присвоенные ей при постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения.

15. В поле «Стр.» указывается номер страницы.

16. При указании вида сообщения в поле, состоящем из одного знакоместа, проставляется соответствующая цифра:

«1» — об изменении места нахождения;

«2» — об изменении наименования;

«3» — об изменении места нахождения и наименования.

17. В поле «КПП» в случае внесения изменений в ранее сообщенные сведения об обособленном подразделении указывается КПП, присвоенный налоговым органом по месту нахождения обособленного подразделения.

18. В поле «Наименование (при наличии)» указывается наименование обособленного подразделения при наличии.

При сообщении сведений об изменении наименования обособленного подразделения указывается новое наименование обособленного подразделения.

19. При сообщении сведений об изменении адреса места нахождения обособленного подразделения указывается новый адрес места нахождения.

При заполнении сведений о месте нахождения (адресе) обособленного подразделения указываются: почтовый индекс, код региона, район, город, населенный пункт, улица (проспект, переулок и т.д.), номер дома (владения), номер корпуса (строения), номер квартиры (офиса). Цифровой код региона указывается в соответствии со справочником «Субъекты Российской Федерации» (приложение N 1 к приложению N 11).

При заполнении сведений о месте нахождения (адресе) обособленного подразделения для городов Москва и Санкт-Петербург поля «Район» и «Город» не заполняются.

20. В поле «Дата создания (внесения изменений в ранее сообщенные сведения)» указывается дата создания обособленного подразделения или дата внесения изменений в ранее сообщенные сведения о нем.

21. В поле «Достоверность и полноту сведений, указанных на данной странице, подтверждаю» проставляется подпись лица, подтверждающего достоверность и полноту сведений, указанных в сообщении.

22. Раздел «Сведения о постановке на учет (внесении изменений, снятии с учета) в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения организации» содержит следующие сведения:

1) должность, фамилия и инициалы имени и отчества работника налогового органа, осуществившего постановку на учет (снятие с учета) российской организации по месту нахождения обособленного подразделения, внесение изменений в ранее сообщенные сведения об обособленном подразделении, его подпись;

2) в поле «Присвоен код причины постановки на учет» при постановке на учет работником налогового органа проставляется КПП организации по месту нахождения обособленного подразделения;

3) дата осуществления постановки на учет (внесения изменений в ранее сообщенные сведения об обособленном подразделении, снятия с учета) российской организации по месту нахождения обособленного подразделения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *