Служба охраны труда

Содержание

Вопрос: В двух документах по-разному прописано непосредственное подчинение службы охраны труда (специалиста по охране труда): В «Рекомендациях по организации работы службы охраны труда в организации», утвержденных постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 08.02.2000 г. N 14 в пункте 2. «Служба охраны труда организации (далее Служба) подчиняется непосредственно руководителю организации или по его поручению одному из его заместителей». В «Межотраслевых нормативах численности работников службы охраны труда в организациях»… («Охрана труда и техника безопасности в сельском хозяйстве», N 3, март 2011 г.)

В двух документах по-разному прописано непосредственное подчинение службы охраны труда (специалиста по охране труда): В «Рекомендациях по организации работы службы охраны труда в организации», утвержденных постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 08.02.2000 г. N 14 в пункте 2. «Служба охраны труда организации (далее Служба) подчиняется непосредственно руководителю организации или по его поручению одному из его заместителей». В «Межотраслевых нормативах численности работников службы охраны труда в организациях», утвержденных постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 22 января 2001 г. N 10 в пункте 3.1.1 «Служба охраны труда находится непосредственно в подчинении работодателя…». Прошу разъяснить, какой из этих документов имеет приоритет и кому же непосредственно подчиняется служба по охране труда (специалист по охране труда)?

Основным (приоритетным) нормативным правовым актом, определяющим государственные нормативные требования по обеспечению охраны труда на производстве, продолжает оставаться Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК) особенно его раздел X, а также ст. 22 ТК РФ, обязывающая обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда. Более того, ст. 212 ТК РФ еще раз подтвердила первейшую обязанность работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда.

Действительно, «Рекомендациями по организации работ службы охраны труда в организации», утвержденными в 2000 г., в соответствии с утратившим силу в настоящее время Федеральным законом «Об основах охраны труда в Российской Федерации» предусмотрено право работодателя поручить непосредственное руководство службой охраны труда одному из его заместителей. Впоследствии, постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 22 января 2001 г. пунктом 3.1.1 этот вопрос был более конкретизирован: «Служба охраны труда находится непосредственно в подчинении работодателя предприятия». На практике именно так и поступают, так как попытка переложить (на одного из заместителей) ответственность за руководство и эффективность работы службы охраны труда нередко заканчивалась трагедиями. Получив дополнительную службу, у отдельных нерадивых заместителей руководителя появлялось желание использовать их на решение текущих вопросов, не имеющих отношение к охране труда. Более того, например, переведенный под непосредственное руководство первого заместителя директора — главного агронома (или главного зоотехника, в зависимости от основного направления деятельности организации) агрофирмы специалист во многом лишался возможности принимать немедленные и эффективные меры к устранению выявленных нарушений по охране труда, так как это могло затруднять выполнение производственного процесса на участке работы заместителя директора.

Поэтому каждый работодатель должен хорошо подумать перед принятием решения о передаче непосредственного руководства службой охраны труда одному из своих заместителей. Ведь если придет беда по охране труда, то персонально отвечать за ее причины и допущенные нарушения все равно придется непосредственно работодателю (в лице генерального директора, председателя правления ООО, ЗАО и т.п.).

Например, совершенно правильно поступил Комитет труда и занятости Правительства Москвы, который в своем приказе от 05.03.1998 г. N 58 во втором разделе — «Распределение функций по обеспечению охраны труда в организации между руководителями и специалистами» обязанностью руководителя организации (генерального директора, директора, начальника, управляющего) специальным пунктом четко предусмотрел: п. 2.1.7 «Осуществлять руководство службой охраны труда организации». В разделах распределения функций других руководителей (технического директора, заместителей руководителя организации по производству, по капитальному строительству, по снабжению, главного инженера) первой обязанностью (п. 2.2.1 и др.) также конкретно предусмотрено: «Руководство работой по обеспечению охраны труда руководителями структурных подразделений».

В.И. Орлов,

замгендиректора АСОТ

Служба охраны труда в организации

Обновление: 5 июня 2017 г.

Вопросы охраны труда должны решаться в любой компании. В зависимости от степени опасности производственных факторов, риска несчастных случаев и происшествий на рабочем месте им должно уделяться большее или меньшее внимание. В законодательстве установлены требования, правила и рекомендации, по которым формируется служба охраны труда в организации. В этой статье мы ознакомим вас с ними.

Когда должна быть создана служба охраны труда?

Согласно положениям ст. 217 ТК РФ служба охраны труда в компании должна быть создана при наличии следующих 2-х условий:

  • компания осуществляет производственную деятельность;
  • численность сотрудников компании более 50 человек.

За нарушение этого правила компанию могут привлечь к ответственности.

В остальных случаях компаниям необязательно создавать данные службы. Функции охраны труда в таких случаях может выполнять либо руководитель компании (или сам предприниматель), либо уполномоченный руководством компании сотрудник, либо нанятое по гражданско-правовому договору лицо. Причем в последнем случае для оказания услуг по охране труда организации, которые их оказывают, должны иметь аккредитацию. Ее получают в соответствии с Правилами, утвержденными Минздравсоцразвития России в Приказе № 205н от 01.04.2010. Согласно этому приказу аккредитация необходима, в том числе, для осуществления функций службы охраны труда или соответствующего специалиста по охране у работодателя, имеющего численность работников менее 50 человек.

Организация службы охраны труда

Рекомендации по организации работы такой службы были утверждены Постановлением Минтруда России от 08.02.2000 № 14. Эти рекомендации утверждены в целях оказания помощи работодателям при создании таких служб и имеют методический, а не нормативный характер, то есть не являются обязательными для применения, а могут быть учтены компаниями при разработке локальных правил и документов.

В рекомендациях, например, дается ответ на вопрос о том, кому подчиняется служба охраны труда. Согласно п. 2 Рекомендаций она находится в подчинении у руководителя компании или его заместителя. На практике встречаются и другие варианты подчиненности этих служб, что также является допустимым.

В случае формирования службы охраны труда в качестве отдельного структурного подразделения утверждается положение о ней, в котором отражаются выполняемые функции, задачи службы, права сотрудников, организационная структура. Эти задачи, функции и права также можно найти в указанных рекомендациях.

Другой вопрос, который нужно решить при формировании службы охраны труда, касается ее состава и численности входящих в нее сотрудников. Для этих целей можно воспользоваться Межотраслевыми нормативами, которые утверждены Постановлением Минтруда России 22.01.01 № 10. Данные нормативы также имеют рекомендательный характер. Они удобны для расчета численности службы охраны труда, так как содержат конкретные показатели по необходимой штатной численности по отдельным выполняемым службой охраны труда функциям.

После определения численности сотрудников службы необходимо разработать их должностные инструкции с указанием выполняемой трудовой функции, обязанностей по должности, а также определить требования к квалификации принимаемых на эти должности сотрудников. Сделать это можно с учетом Профессионального стандарта, который утвержден Приказом Минтруда России 04.08.2014 № 524н. Согласно профстандарту к специалистам по охране труда могут предъявляться требования о наличии образования и стажа работы в области охраны труда. Требования профстандарта также не носят обязательный характер (за некоторыми исключениями, в частности, когда соответствующие требования установлены законодательством), но могут учитываться компанией при формировании своих требований к квалификации принимаемых на работу сотрудников.

ТК РФ Статья 217. Служба охраны труда в организации

При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель — индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации, за исключением организаций, проводящих специальную оценку условий труда, порядок аккредитации которых устанавливается законодательством о специальной оценке условий труда. Перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, правила аккредитации, включающие в себя требования аккредитации, которым должны соответствовать организации, оказывающие услуги в области охраны труда, порядок проведения контроля за деятельностью аккредитованных организаций, порядок приостановления или отзыва аккредитации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Создание службы охраны труда в организации

Структуру службы охраны труда и численность ее работников определяет руководитель организации в зависимости от численности работающих, характера условий труда, степени опасности производств и других факторов с учетом Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях.

Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях утверждены Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 22 января 2001 г. № 10 с учетом мнения Федерации Независимых Профсоюзов России и рекомендуются для применения в организациях независимо от форм собственности и организационно-правовых форм.

В организациях со среднесписочной численностью работников (при отсутствии рабочих, занятых на тяжелых и связанных с вредными и опасными условиями труда работах) до 700 человек эти функции могут выполнять отдельные специалисты по охране труда.

В организациях с численностью более 700 человек создается бюро охраны труда при штатной численности работников 3–5 единиц (включая начальника) или отдел – при штатной численности работников от 6 единиц.

Работодатель должен обеспечивать необходимые условия для выполнения работниками службы охраны труда своих полномочий. Рабочие места работников службы рекомендуется организовывать в отдельном помещении, обеспечивать современной оргтехникой и техническими средствами связи.

Организация труда работников службы охраны труда предусма­тривает закрепление за каждым из них определенных обязанностей и функций в их должностных инструкциях.

Должностные инструкции разрабатываются на основе Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специ­алистов и других служащих, раздел «Квалификационные характери­стики должностей специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда».

Служба охраны труда подчиняется непосредственно работодате­лю или по его поручению одному из его заместителей. Ответствен­ность за деятельность службы несет работодатель.

Работники службы охраны труда в своей деятельности руководствуются трудовым законодательством, федеральными законами и иными норма­тивными правовыми актами по охране труда Российской Федерации и соответствующего субъекта Российской Федерации, соглашения­ми (генеральным, региональным, отраслевым), коллективным договором, соглашением по охране труда, другими локальными норма­тивными правовыми актами организации.

Служба охраны труда осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими подразделениями предприятия (организации), комитетом (комиссией) по охране труда, уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессиональных союзов или иных уполномоченых работниками представительных органов.

Работодателю рекомендуется организовывать для работников службы систематическое повышение квалификации и проверку знаний требований охраны труда.

Контроль за деятельностью службы охраны труда осуществляет руководитель организации, служба охраны труда вышестоящей организации (при ее наличии), орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области охраны труда и органы государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда.

Служба охраны труда на предприятии, ее функции и основные задачи

В системе работы по охране труда на предприятии важное место принадлежит службе охраны труда.

Служба охраны труда на предприятии(в объединении)может быть представленаструктурным подразделением (управление, отдел, бюро), специально выделенным работником (инженер по охране труда).На небольших предприятияхэти функции могут быть возложены на других работников (наряду с выполнением других служебных обязанностей).

В своей работе служба охраны труда предприятия, либо работник, на ко­торого возложены эти обязанности, руководствуются:

  • Типовым положением об отделе (бюро) охраны труда и техники безопасности предприятия, организации (утверждено постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 22.04.1982);

  • Квалификационными характеристиками должностей начальника отдела охраны труда и инженера по охране труда (утверждены постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 30.12.1999 № 159);

  • Нормативами численности специалистов по охране труда на предприятиях (утверждены постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 23.07.1999 № 94).

Указанные документы определяют правовую основу для деятельности службы охраны труда, основные ее задачи, права и ответственность.

Важным положением Трудового кодекса Республики Беларусь (статья 227) и указанных документов является то, что управление (отдел, бюро) охраны труда является самостоятельным структурным подразделением предприятия, непосредственно подчиненным руководителю предприятия или его заместителю и приравнивается к основным производственно-техническим службам предприятия.

Основными задачами службы охраны труда являются:

  • осуществление контроля за состоянием охраны труда на предприятии;

  • подготовка предложений, планов, мероприятий, распорядительных, документов по обеспечению охраны труда на предприятии и контроль за их реализацией;

  • разработка мероприятий по предупреждению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;

  • оказание методической помощи структурным подразделениям предприятия в налаживании работы по охране труда.

В соответствии с указанными задачами служба охраны труда:

  • проводит анализ состояния и причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, разрабатывает мероприятия по их предупреждению;

  • организует работу по проведению паспортизации санитарно-технического состояния цехов и других структурных подразделений;

  • проводит вводный инструктаж по охране труда;

  • оказывает методическую помощь подразделениям в разработке инструкций по охране труда;

  • руководит работой кабинета по охране труда, организует пропаганду охраны труда на предприятии и информацию по вопросам охраны труда;

  • участвует в работе по расследованию несчастных случаев на производстве;

  • оказывает помощь в организации обучения работников по охране труда;

  • участвует в работе комиссии по проверке знаний руководителей и специалистов по охране труда;

  • участвует в работе комиссий по приемке в эксплуатацию законченных строительством и реконструированных объектов производственного назначения;

  • участвует в проверке состояния безопасности и гигиены труда на рабочих местах в составе комиссии административно-общественного контроля;

  • рассматривает предложения, заявления и жалобы работников по вопросам охраны труда;

  • составляет отчетность по охране труда;

  • контролирует обеспечение работающих спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты, своевременность и правильность ухода за этими изделиями;

  • организует обеспечение структурных подразделений предприятия правилами, нормами, плакатами и другими пособиями по охране труда, а также оказывает им методическую помощь в оборудовании информационных стендов по охране труда.

Для решения стоящих задач и выполнения возложенных функций работники службы охраны труда имеют право:

  • беспрепятственно осматривать производственные, служебные и бытовые помещения, знакомиться с документами по охране труда;

  • запрашивать и получать от подразделений документы по вопросам охраны труда;

  • запрещать эксплуатацию машин, станков и производство отдельных работ, если это угрожает жизни и здоровью работающих или может привести к аварии, с уведомлением об этом руководителя или главного инженера предприятия;

  • требовать отстранения от работы лиц, не имеющих допуска к выполнению данной работы или грубо нарушающих правила и нормы по охране труда;

  • привлекать с согласия руководства предприятия специалистов других подразделений к проверкам состояния охраны труда;

  • давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений и недостатков, которые могут быть отменены письменным распоряжением руководителя или главного инженера предприятия.

Начальник управления(отдела, бюро) охраны труда организует работу управления (отдела, бюро) и несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на управление (отдел, бюро).

Приборы контроля безопасных условий труда. Световая и звуковая сигнализации.

Предупредительные надписи, сигнальная окраска. Знаки безопасности

Состояние метеорологических условий на рабочих местах контролируется путем измерения следующих параметров:

  • температуры воздуха на высоте 1,3-1,5 м от пола в нескольких точках помещения; для этого используют обычные термометры (ртутный или спиртовой) с погрешностью измерения не более ±0,5°С;

  • влажность (относительную) воздуха определяют психрометрами; простейший из них состоит из двух термометров — сухого и влажного; погрешность измерений не должна быть больше ±0,5°С при измерении продолжительностью 5 минут;

  • скорость движения воздуха определяют анемометрами различных конструкций (механический, индукционный, аэродинамический и др.); погрешность измерений не должна превышать ±0,1 м/с;

  • интенсивность теплового излучения измеряют актинометрами; погрешность измерений не должна быть более ±17%.

Наряду с этимдля контроля наличия на рабочих местах вредных излучений и вредных веществ в воздухе рабочей зоныприменяютсяразличные приборы и устройства для отбора проб состава воздуха рабочей зоны.

Нормативными документами регламентированы порядок и методика проведения измерений.

Освещенность рабочих местпроверяется с помощью фотоэлектрических люксметров.

Для измерения шумаприменяются шумомеры различных видов («Шум-1», «ШМ-1», «ИШВ-2» в комплекте с октавными фильтрами), полосовые фильтры, анализаторы, измерительные микрофоны, самописцы, магнитофоны и другие приборы. Измерение шума на рабочих местах производят на уровне уха работающего при включении не менее 2/3 установленного оборудования и вентиляции.

Измерение вибрациипроизводят на рабочих местах или в зонах обслуживания, а на самоходных и на транспортно-технологических машинах — на рабочих площадках и сидениях водителей и персонала. Измерения проводят в типовом технологическом режиме работы оборудования (машины).

Уровни ионизирующих излученийизмеряются приборами, действие которых основано на различных физических явлениях, сопровождающих процесс прохождения излучения через вещество.

Для измерения уровня лазерного излученияиспользуются приборы, основанные на фотоэлектрическом методе измерений.

Для контроля уровней электромагнитных полейприменяют различные измерительные приборы в зависимости от диапазона частот. Измерения проводят в зоне нахождения персонала по высоте от уровня пола до высоты 2 м через каждые 0,5 м. Все измерения проводят при максимальной мощности источника электромагнитных полей.

Величина напряженияи значенияэлектрического токаизмеряются вольтметрами и амперметрами.

Для контроля изоляцииприменяют мегометры различных систем. Имеются также приборы для постоянного контроля изоляции, которые комплектуются вместе с электроустановкой и автоматически контролируют ее изоляцию, а некоторые из них сигнализируют о снижении изоляции ниже допустимого значения.

Машины, оборудование и установки оснащаются приборами контроля. Так, компрессорные установки снабжаются приборами для измерения давления (после каждой ступени сжатия на линии нагнетания, на газосборниках) и температуры (на каждой ступени после промежуточных и концевых холодильников, а также на сливе воды). Измеряться должны также давление и температура масла, поступающего для смазки механизма движения.

Приборы автоматического контроля регистрируют параметры технологического процесса и подают сигнал об их нарушениях. Это дает возможность обслуживающему персоналу своевременно принять необходимые меры и ввести процесс в безопасный режим.

Технологическая сигнализация подразделяется на: контрольную, предупредительную и аварийную.

Контрольная сигнализацияприменяется для автоматического извещения о работе и останове отдельных механизмов и машин, о положении запорных органов на коммуникациях и т.п.

Предупредительная сигнализацияприменяется для автоматического извещения обслуживающего персонала о возникновении опасных изменений технологического режима, т.е. о достижении крайних, предельных значений технологических параметров, дальнейшее отклонение которых может привести к аварии, пожару, взрыву. К этому виду сигнализации относится и предупредительная сигнализация о появлении в атмосфере производственных помещений взрывоопасных и токсичных паров и газов.

Аварийная сигнализацияслужит для извещения обслуживающего персонала об аварийном отключении оборудования. Устройства аварийной сигнализации обычно связаны с системой защиты и блокировки. К аварийной сигнализации относится и специальная автоматическая пожарная сигнализация.

Приборы автоматической защитыне только сигнализируют об опасностях, связанных с отклонением от нормального хода рабочего процесса, но и при достижении предельных значений тех или иных параметров, частично или полностью останавливают процесс, прекращают подачу сырья или теплоносителя, стравливают избыток паров и газов в атмосферу, открывают спускные устройства для отвода продукта или обеспечивают другие меры по ликвидации опасности возникновения пожара, взрыва и аварии. Таким образом, эти приборы, хотя и не регулируют технологический процесс, но вмешиваются в него при критическом значении параметров без участия человека.

Приборы автоматической защиты часто объединяют с устройствами автоматической сигнализации предельных, критических значений технологических параметров. Эти приборы широко используют для защиты электрических машин и сетей от последствий коротких замыканий и перегрузок, предотвращения перегрева и повышения давления компрессорных установок и т.п.

Автоматическая блокировкаотносится к особому виду автоматической защиты, она служит для предупреждения возможности неправильных или несвоевременных включений и отключений машин и аппаратов, в результате которых могут произойти аварии, пожары, взрывы.

Большое значение для предупреждения травматизма, своевременного информирования работника о состоянии управляемой им машины, оборудования имеет сигнализация.

Сигнализация бываетсветовая, звуковая, цветовая, знаковая, индикаторная и комбинированная. Сигнализация может применяться в виде самостоятельной системы или в сочетании с ограждающими, предохранительными, тормозными и пусковыми устройствами либо устройствами управления, а также средствами пожаротушения и взрывоподавления.

В конструкциях машин, станков и другого оборудования широко используется световая сигнализация в виде непрерывно горящих или мигающих огней. При этом, как правило, применяются следующие основные цвета: красный — является запрещающим и аварийным сигналом; желтый — сигнализирует о том, что один из параметров технологического процесса приближается к предельному значению; зеленый — означает безопасность, нормальный режим работы, разрешение начать (производить) работу; белый — указывает на то, что производственное оборудование включено; синий — используется в случаях, когда применить перечисленные выше цвета нельзя, а также для оформления элементов технической информации.

Световая сигнализация в виде светофора применяется на внутризаводском железнодорожном транспорте при пересечениях на территории предприятия пешеходных и автомобильных дорог.

Световые табло применяются также при опасности столкновения после выезда из склада, цеха автомобиля, автокара.

Световая сигнализация в электроустановках, предупреждает о наличии или отсутствии напряжения.

Звуковые сигналы: гудки, сирены, звонки, свистки и т.п. подаются тепловозами, автомобилями, электрокарами, подъемными кранами. Они могут сигнализировать и о достижении каких-либо предельных параметров (температуры, давления и т.п.). Звуковые сигналы могут подаваться одновременно со световыми (например, освещается табло «Берегись автомобиля!» и раздается звонок).

Для быстрого восприятия работающими звук должен резко отличаться от общего шума в данной производственной обстановке.

В некоторых случаях звуковой сигнал предупреждает человека о приближении его к опасной зоне.

Приборы-указателисигнализируют о приближающейся опасности (манометр с красной чертой на делении, водомерные стекла с отметкой уровня воды и т.п.). На грузоподъемных кранах применяются сигнализаторы крена крана.

Наиболее эффективно применение сигнализации безопасности в сочетании с предохранительными устройствами.

Знаковая сигнализацияприменяется для передачи сигналов на расстоянии. Так, с помощью знаковой сигнализации на расстоянии понимают друг друга крановщик и стропальщик (приведены в Правилах устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов).

Психофизиологическая роль цвета в охране труда неоспорима. Использование цвета в качестве закодированного носителя информации об опасности является одним из основных средств предупреждения несчастных случаев и аварий. При этом учитываются рефлекторные действия человеческого мозга, воспринимающего цветовые сигналы.

Человек способен различать и запоминать цвета различных сочетаний. Такая цветовая память может явиться основной для создания сигнально-предупредительной окраски.

Использование цвета как кода, рассчитанного на сравнительно быстрое восприятие информации требует выполнения определенных условий, основные из которых сводятся к следующему: принимаемое значение символа (в данном случае цвета) должно быть определенным и стабильным; цвет, а также наносимые условные обозначения должны быть хорошо различимы (контрастны), т.е. должны наноситься яркими красками на соответствующие фоны; знаки или символы должны быть легко читаемы и легко поддаваться расшифровке; код должен быть максимально лаконичен и хорошо запоминаем.

Производственное оборудование и части его, представляющие опасность, а также трубопроводы воды, сжатого воздуха, различных газов, кислот и химических веществ должны окрашиваться в сигнальные цвета, установленные стандартом ГОСТ 12.4.026 «ССБТ. Цвета сигнальные и знаки безопасности».

Государственным стандартом установлены четыре сигнальных цвета:

красный- «Запрещение, непосредственная опасность, средство пожаротушения»;

желтый- «Предупреждение, возможная опасность»;

зеленый- «Предписание, безопасность»;

синий- «Указание, информация».

Красный сигнальный цветприменяется для запрещающих знаков. Его не следует применять для окраски оборудования и оснастки там, где это не требуется по соображениям безопасности. Красный цвет используется для надписей и символов на знаках пожарной безопасности; обозначения отключающих устройств механизмов и машин, в том числе аварийных; внутренних поверхностей открывающихся кожухов и корпусов, ограждающих движущиеся элементы механизмов, машин и их крышек; рукояток кранов аварийного сброса давления; корпусов масляных выключателей, находящихся в рабочем положении под напряжением; обозначения пожарной техники и инвентаря.

Желтый сигнальный цветприменяется для предупреждающих знаков; элементов строительных конструкций, которые могут стать причиной травм; элементов производственного оборудования, неосторожное обращение с которыми опасно для работающих, элементов внутрицехового и межцехового транспорта, подъемно-транспортного оборудования и строительно-дорожных машин; емкостей, содержащих вещества с опасными и вредными свойствами; границ подходов к эвакуационным и запасным выходам.

В соответствии с ГОСТ 12.2.009 «ССБТ. Станки металлообрабатывающие. Общие требования безопасности» внутренние поверхности дверец, закрывающих места расположения движущихся элементов станков (шестерен, шкивов), требующих периодического доступа при наладке, смене ремней и способных при движении травмировать рабочего, окрашиваются в желтый сигнальный цвет.

Если указанные движущиеся элементы закрываются съемными защитными ограждениями (крышками, кожухами), то окраске в желтый цвет подлежат полностью или частично обращенные к ним поверхности движущихся элементов или смежных с ними неподвижных деталей, закрываемых ограждениями. С наружной стороны ограждений наносится предупреждающий знак опасности по ГОСТ 12.4.026 (желтый равносторонний треугольник вершиной кверху с черным окаймлением и черным восклицательным знаком в середи­не).

Зеленый сигнальный цветприменяется для предписывающих знаков; дверей и световых табло (надпись белого цвета на зеленом фоне), эвакуационных или запасных выходов и декомпрессионнных камер, сигнальных ламп.

Синий сигнальный цветприменяется для указательных знаков.

Для быстрого определения содержимого трубопроводови обеспечения безопасности труда установлена опознавательная окраска, предупреждающие знаки и маркировочные кольца (ГОСТ 14202).Согласно этому ГОСТу на сигнально-опознавательную окраску устанавливается 8 сигнально-предупреждающих цветов: зеленый, красный, синий, желтый, оранжевый, фиолетовый, коричневый, серый.

Применяемые химические веществапо своим свойствам, степени опасности, характеру действия и назначению объединяются в группы.

ГОСТом установлено 10 групп. Каждой из образованных групп соответствует сигнально-кодовый цвет:

1 группа — пар — красный;

2 группа — вода — зеленый;

3 группа — воздух (кислород) — синий;

4 группа — горючие газы (включая сжиженные) — желтый;

5 группа — газы негорючие (включая сжиженные) – желтый;

6 группа — кислоты — оранжевый;

7 группа — щелочи — фиолетовый;

8 группа — горючие жидкости и масла — коричневый;

9 группа — негорючие жидкости — коричневый;

10 группа — прочие вещества – серый.

Опознавательную окраску трубопроводов выполняют по всей поверхности либо на отдельных участках.

Для обозначения наиболее опасных транспортируемых веществна трубопроводы наносят предупреждающие цветные кольца. Красные кольца для легко воспламеняющихся, огнеопасных и взрывоопасных веществ; желтые — для веществ опасных или вредных (ядовитых, токсичных, радиоактивных, высокое давление или глубокий вакуум и др.); зеленые — безопасных или ней­тральных. Если вещество обладает одновременно несколькими опасными свойствами, то на трубопроводы наносятся кольца нескольких цветов.

Аналогичным образом для быстрого определения содержимого баллонов со сжатыми или сжиженными газамитакже применяется опознавательная окраска. Окраска баллона, текст и цвет надписи, цвет полосы установлены Правилами устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением. Так, баллоны с кислородом окрашиваются в голубой цвет, на баллоне краской черного цвета наносится надпись «Кислород», баллоны с хлором окрашиваются в защитный цвет и наносится кольцо зеленого цвета, баллон с азотом окрашивается в черный цвет, наносится желтым цветом надпись «Азот» и кольцо коричневого цвета и т.д.

Окраска и нанесение надписей на вновь изготовленных баллонах производится заводами-изготовителями, а в дальнейшем — заводами-наполнителями, наполнительными или испытательными станциями.

В соответствии с требованиями указанных ГОСТов может применяться кодированная окраска емкостей, аппаратов.

Для напоминания работникам о наличии опасности при работе служатразличные надписи предупреждающего характера («Стой — напряжение», «Не влезай — убьет» и др.), запрещающего («Не включать — работают люди» и др.), предписывающего («Работать здесь» и др.), указательного характера («Заземлено»).

Знаки безопасности подразделяются на четыре группы:

  • запрещающие (круг красного цвета с белым полем внутри, белой по контуру знака каймой и символическим изображением черного цвета на внутреннем белом поле, перечеркнутым наклонной полосой красного цвета);

  • предупреждающие (равносторонний треугольник со скругленными углами желтого цвета, обращенный вершиной вверх, с каймой черного цвета и символическим изображением черного цвета);

  • предписывающие (квадрат зеленого цвета с белой каймой по контуру и белым полем квадратной формы внутри него, на котором черным цветом наносится символическое изображение или поясняющая надпись);

  • указательные (синий прямоугольник, окантованный белой каймой по контуру. Внутри — белый квадрат с символическим изображением или надписью черного цвета, за исключением символов и поясняющих надписей пожар­ной безопасности, которые необходимо выполнять красным цветом).

Запрещающие знаки предназначеныдля запрещения определенных действий (курения, входа, прохода, тушения водой и др.);предупреждающие- для предупреждения работающих о возможной опасности (взрыва, поражения электрическим током, отравления ядовитым веществом и др.);предписывающие- для разрешения определенных действий работающим только при выполнении конкретных требований безопасности труда (обязательное применение средств защиты работающих, принятие мер по обеспечению безопасности труда), требований пожарной безопасности и для указания путей эвакуации;указательные- для указания места нахождения различных объектов и устройств, пунктов медицинской помощи, питьевых пунктов, пожарных постов, пожарных кранов, гидрантов, огнетушителей, пунктов извещения о пожаре, складов, мастерских.

Знаки безопасности должны контрастно выделяться на окружающем их фоне и находиться в поле зрения людей, для которых они предназначены.

Однако они не заменяют необходимых мероприятий по безопасности труда и средств зашиты работающих.

Функции специалиста по охране труда

Специалист по охране труда – это человек, который организует обучение по охране труда в организации, обеспечивает функционирование системы управления охраной труда, контролирует выполнение требований законодательства в области охраны труда, следит за безопасностью условий труда для жизни и здоровья работников предприятия.

Должностные обязанности и требования к квалификации специалиста по охране определяются:

  1. Профессиональным стандартом специалиста по охране труда (утв. Приказом Минтруда России от 04.08.2014 N 524н).
  2. Разделом “квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда” единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 17.05.2012 N 559н).

Специалист по охране труда помогает работодателю выполнять его обязанности в области охраны труда. Поэтому часть обязанностей, определенных разделом X ТК РФ, в частности, указанных в статье 212, плавно перетекают в обязанности специалиста по охране труда и ложатся на его плечи.

В данной статье мы рассмотрим базовые функции, которые должен уметь выполнять каждый специалист по охране труда.

Рекомендации по организации работы службы охраны труда, в том числе и специалиста по охране труда, утверждены Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 08.02.2000 N 14.

В соответствии с требованиями ГОСТ Р 12.0.007-2009 специалист по ОТ участвует в разработке и контроле за функционированием системы управления охраной труда (СУОТ).

На основании требований Постановления Минтруда и Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29 специалист по охране труда:

  • поводит вводный инструктаж по охране труда;
  • контролирует проведение ответственными лицами инструктажей на рабочем месте по охране труда (первичных, повторных, внеплановых, целевых);
  • выявляет потребность в обучении работников в области охраны труда и организует обучение руководителей и специалистов в образовательном центре охраны труда;
  • участвует в комиссии по проверке знаний требований охраны труда работников организации;
  • контролирует периодичность прохождения проверки знаний требований ОТ.

Как указано в п.2.3.2 Постановления Минтруда и Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29 специалист по охране должен проходить обучение по охране труда в образовательном центре охраны труда.
Кроме того, каждому специалисту по охране труда необходимо один раз в пять лет проходить повышение квалификации. Об этом говорится в п.1.6 ГОСТ 12.0.004-90.

В целях снижения уровня воздействия на работников вредных и опасных производственных факторов, снижению уровня производственного травматизма, специалистом по охране труда, на основании требований Приказа Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 № 290н:

  1. проводится информирование работников о полагающихся им СИЗ и принятых мерах по защите работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов;
  2. организуется работа:
    а) по поставке средств индивидуальной и коллективной защиты
    б) по оценке поступивших от поставщиков средств индивидуальной и коллективной защиты
  3. осуществляется контроль за:
    а) своевременностью и полнотой обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты;
    б) состоянием и исправностью средств индивидуальной и коллективной защиты;
    в) надлежащим учетом и контролем выдачи средств индивидуальной защиты;
    г) порядком организации, хранения СИЗ и ухода за ними.

Для выявления условий труда на рабочих местах специалист по охране труда принимает участие в проведении в организации специальной оценки условий труда (СОУТ) в соответствии с ФЗ-426. Специалист по охране труда принимает участие в работе комиссии по проведению СОУТ и организует взаимодействие членов комиссии по проведению СОУТ. Также по результатам спецоценки специалист по охране труда должен объяснить работникам, что означают полученные в ходе проведения СОУТ результаты, ознакомить работников с условиями труда на рабочих местах – картами спецоценки рабочего места, в которых содержится вся информация о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах.

Для того чтобы свести к минимуму риск получения работниками профессиональных заболеваний, оценить уровень воздействия вредных и опасных производственных факторов на работников, сохранить их здоровье и определить пригодность порученной работы к состоянию здоровья, а также предупредить несчастные случаи на производстве специалист по охране труда на основании статьи 213 ТК РФ и требований Приказа Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н, руководствуясь результатами специальной оценки условий труда составляет перечень контингента работников, подлежащих обязательным медицинским осмотрам.

В целях соблюдения прав работников, а также для выявления уровня организации работы по охране труда в подразделениях организации, специалистом по охране труда, в соответствии с рекомендациями осуществляется контроль за:

  • соблюдением в структурных подразделениях организации законодательных и нормативных правовых актов по охране труда;
  • проведением профилактической работы по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
  • выполнением мероприятий, направленных на создание здоровых и безопасных условий труда в организации;
  • предоставлением работникам установленных компенсаций по условиям труда предусмотренных статьями 92, 117, 147 ТК РФ, выдачей лечебно-профилактическим питания, молока и других равноценных продуктов питания в соответствии со статьей 222 ТК РФ и Приказом Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 № 45н.

В случае выявления нарушений требований охраны труда, специалист по охране труда обязан предъявлять руководителям подразделений и другим должностным лицам обязательные для исполнения предписания. Рекомендуемая форма предписания приведена в приложении к Рекомендациям по организации работы службы охраны труда.

В соответствии со статьей 226 ТК РФ работодатель должен направлять на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Законодательно установлено, что работодатель должен тратить на мероприятия по охране труда не менее 0,2 процента от общей суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). Для облегчения задачи работодателя куда потратить деньги на охрану труда Приказом Минздравсоцразвития России от 01.03.2012 № 181н был утвержден Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков. В соответствии с этим на плечи специалиста по охране труда ложатся функции по контролю за исполнением бюджета организации в сфере охраны труда и целевым использованием средств на реализацию мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Также хочется отметить, что специалист по охране труда не только тратит деньги компании на мероприятия по охране труда, но также может организовать получение скидки к страховому тарифу от производственного травматизма и получение ежегодной компенсации из ФСС, за реализуемые мероприятия в области охраны труда.

Каждый несчастный случай на производстве подлежит учету и расследованию. Об этом говорят Статьи 227 – 231 Трудового кодекса. Расследование производится руководствуясь требованиями документов:

  • Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 24.10.2002 № 73, которым утверждены формы документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, а также и Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях.
  • Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний”

Специалист по охране труда принимает непосредственное участие в работе комиссии по расследованию несчастных случаев на производстве, проводит расследование, опрашивает пострадавшего, очевидцев, составляет все необходимые документы, анализирует причины производственного травматизма и выносит предложения по предотвращению подобных случаев в будущем. Также при расследовании и учете несчастных случае в функции специалиста по ОТ входит взаимодействие с органами Фонда социального страхования РФ, в которые передаются им все необходимые материалы проведенного расследования.

Специалистом по охране труда составляется и предоставляется отчетность в органы федерального статистического наблюдения:

  1. Сведения о состоянии условий труда и компенсациях на работах с вредными и (или) опасными условиями труда по Форме 1-Т «Условия труда». Основание – Приказа Росстата от 03.08.2015 N 357. Отчет предоставляется 20 января каждого года, следующего за отчетным.
  2. Сведения о травматизме на производстве и профессиональных заболеваниях по Форме № 7 «Травматизм». Основание – Приказ Росстата от 19.06.2013 N 216. Отчет предоставляется 25 января каждого года, следующего за отчетным.
  3. Сведения о распределении числа пострадавших при несчастных случаях на производстве по основным видам происшествий и причинам несчастных случаев по Приложению к форме № 7 «Травматизм». Основание – Приказ Росстата от 19.06.2013 N 216 Отчет предоставляться 1 раз в 3 года вместе с данными по форме N 7 «травматизм».

В соответствии с должностными обязанностями специалиста по охране труда, предусмотренными в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденном постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 21.08.98 N 37, специалист по охране труда оказывает подразделениям предприятия методическую помощь в разработке новых и пересмотре действующих инструкций по охране труда, а также в составлении программ инструктажа на рабочем месте, обучения работников безопасным приемам и методам работы.

Кому подчиняется служба охраны труда в организации

Вопрос того, кому подчиняется служба охраны труда в организации, актуален для многих российских работодателей и руководителей – грамотная организация вертикали полномочий и подведомственности жизненно необходима для управления персоналом, особенно в формате крупных предприятий. Однако далеко не каждый работодатель знает, кому подчиняется специалист по охране труда, и точно так же неясным остается этот вопрос и для других работников предприятия.

Российское законодательство в положениях Трудового кодекса и иных нормативных документов обязывает работодателей обеспечивать функционирование системы охраны труда в организации в соответствии с установленными нормативами. На малых предприятиях при небольшой численности человек, обязанности этой службы может исполнять сам руководитель или какой-либо из сотрудников по принципу совмещения должностей. Чаще всего вопросы охраны труда возлагаются в подобных ситуациях именно на кадровых специалистов.

Если охрана труда полностью лежит на плечах руководителя организации, то вопрос того, кому он подчиняется не стоит – он сам является одновременно и ответственным за все аспекты безопасности трудящихся, и прямым руководителем персонала. Практически аналогичным образом решается означенный вопрос и в случае, когда управление охраной труда обеспечивает заместитель директора предприятия.

Но как поступить в иных ситуациях, когда охрана труда реализуется отдельным структурным подразделением и соответствующими специалистами? На этот вопрос прямых ответов законодательные нормативы не дают, однако практические рекомендации государственных органов и устоявшаяся практика ведения предпринимательской деятельности в российских субъектах хозяйствования имеют практически однозначные решения для данного вопроса.

В случае, если управление охраной труда на предприятии отдано в ведение сторонней компании, то это также имеет свои особенности и нюансы, влияющие на субординацию и делегирование полномочий соответствующих сотрудников.

Кому подчиняется специалист по охране труда, если он единственный сотрудник в этой сфере

На большинстве небольших субъектов хозяйствования нет необходимости в формировании крупного структурного подразделения, в задачи которого входило бы управление системой охраны труда. Законодательство устанавливает определенные нормативы по численности ответственных за данный аспект деятельности трудящихся в зависимости от общих размеров штата организации.

Специалист по охране труда назначается напрямую руководителем и должен в соответствии с требованиями законодательства иметь соответствующие образование и квалификацию. При их отсутствии он может пройти обучение за счет работодателя. Точно так же, руководитель предприятия или отдельного его структурного подразделения также должен регулярно проходить обучение по охране труда, если он сам частично или полностью исполняет такие функции.

Если специалист по охране труда является единственным работником такого класса в организации, то у него имеется лишь один руководитель – непосредственно директор этой организации. Другие работники, в свою очередь, также не являются подчиненными для специалиста по охране труда. То есть, он находится вне основной вертикали перераспределения полномочий и субординации.

Соответственно, на него не должны распространяться требования, указания и приказы иных работников кроме руководителя или заместителя последнего – подобный порядок работы рекомендуется указать в правилах внутреннего распорядка, штатном расписании и трудовых договорах. В то же время означенный специалист вправе выдавать другим трудящимся, вне зависимости от их должности и статуса на предприятии рекомендации и предписания, касающиеся сферы охраны труда, обязательные ими к исполнению – при таком подходе эффективность работы службы, обеспечивающей безопасность труда будет максимальной.

Кому подчиняется служба охраны труда в крупной организации – основные нюансы и особенности

В общем своем виде, вопросы того, кому подчиняется служба охраны труда в крупной организации, имеют аналогичное решение, как и в случае с одиночным специалистом – на нее распространяются лишь указания непосредственно генерального руководства компании. Однако деятельность крупных корпораций имеет множество отдельных нюансов, которые необходимо обязательно учитывать российским работодателям. Их можно выделить следующим образом:

  • В службе охраны труда как в отдельном подразделении должна сохраняться внутренняя субординация. То есть, отдельный специалист по охране труда подчиняется руководителю соответствующей службы и следует его указаниям.
  • Допускается формирование в крупной компании и многоуровневой службы охраны труда. Так, чаще всего основные глобальные вопросы этого аспекта трудовых взаимоотношений может решать общий департамент по охране труда, обеспечивающий взаимосвязь генерального руководства и отдельных структурных подразделений, где также могут функционировать свои отделы или службы охраны труда.
  • Вне зависимости от того, как именно обеспечивается управление охраной труда на предприятии, в большинстве ситуаций не допускается переподчинение специалистов по охране труда непрофильным руководителям, за исключением случаев, когда данная служба функционирует в отдельном структурном подразделении. В такой ситуации она может подчиняться непосредственно руководителю означенного подразделения, но конкретный порядок субординации в любом случае должен устанавливаться на основании внутренних нормативных документов, в том числе соответствующих приказов и распоряжений работодателя.

Для упрощения работы службы охраны труда, настоятельно рекомендуется принять отдельное положение о данной структуре, где будут четко определены принципы подчиненности различных работников и сферы ответственности и влияния службы охраны труда.Архипова Ольга Сергеевна

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *