Слесарь сборщик летательных аппаратов должностная инструкция

УТВЕРЖДАЮ:

______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________//

«______» _______________ 20___ г.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

Слесаря-сборщика летательных аппаратов 4-го разряда

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет и регламентирует полномочия, функциональные и должностные обязанности, права и ответственность слесаря-сборщика летательных аппаратов 4-го разряда (далее — Компания).

1.2. Слесарь-сборщик летательных аппаратов 4-го разряда назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя Компании.

1.3. Слесарь-сборщик летательных аппаратов 4-го разряда относится к категории рабочих и подчиняется Компании.

1.4. На должность слесаря-сборщика летательных аппаратов 4-го разряда назначается лицо, имеющее среднее образование, соответствующую подготовку по специальности и стаж работы не менее 1 года.

1.5. Слесарь-сборщик летательных аппаратов 4-го разряда должен знать:

  • технические условия на монтаж, отработку, регулирование агрегатов и систем;
  • принцип взаимодействия и работы монтируемых агрегатов и систем;
  • основные сведения по технологии ремонта деталей и узлов летательного аппарата;
  • правила чтения сложных общесборочных чертежей;
  • методы и способы герметизации;
  • технологию проведения испытаний агрегатов летательных аппаратов на герметичность с применением испытательной аппаратуры и течеискателей;
  • устройство и принцип работы тарированных ключей;
  • правила пользования применяемым точным измерительным инструментом и приборами;
  • устройство и настройку применяемых контрольно-измерительных приборов;
  • правила пользования наземными стендами и установками для испытаний;
  • технические условия на испытание различных авиационных систем.

1.6. В своей деятельности слесарь-сборщик летательных аппаратов 4-го разряда руководствуется:

  • нормативными актами и методическими материалами по вопросам выполняемой работы;
  • правилами внутреннего трудового распорядка;
  • приказами и распоряжениями руководителя Компании и непосредственного руководителя;
  • настоящей должностной инструкцией;
  • правилами по охране труда, технике безопасности, производственной санитарии и противопожарной защите.

1.7. В период временного отсутствия слесаря-сборщика летательных аппаратов 4-го разряда, его обязанности возлагаются на .

2. Должностные обязанности

Слесарь-сборщик летательных аппаратов 4-го разряда обязан осуществлять следующие трудовые функции:

2.1. Сборка и регулирование узлов и агрегатов летательных аппаратов с доводкой внешних обводов и стыкуемых поверхностей по 6 — 10 квалитетам.

2.2. Проверка взаимодействия смонтированных узлов, агрегатов и систем, проверка их на работоспособность и устранение выявленных дефектов.

2.3. Тарированная затяжка болтами и гайками ответственных соединений.

2.4. Монтаж тросовой проводки.

2.5. Постановка и замена уплотнительных колец в агрегатах летательных аппаратов.

2.6. Установка деталей каркасов на герметик или клей, участие в испытаниях авиационных изделий на герметичность.

2.7. Разборка узлов корпусов воздушных несущих винтов с подшипниками осевого, горизонтального и вертикального шарниров.

2.8. Монтаж трубопроводов с кривыми, лежащими в различных плоскостях в удобных для сборки условиях, с использованием тарированного инструмента.

2.9. Испытание трубопроводов давлением воздуха и масла.

2.10. Промывка трубопроводов топливной системы.

2.11. Сборка и клепка в стапелях и вне стапелей узловых соединений в труднодоступных местах.

2.12. Управление стендами и приборами узловой сборки и их настройка.

В случае служебной необходимости слесарь-сборщик летательных аппаратов 4-го разряда может привлекаться к выполнению своих должностных обязанностей сверхурочно, по решению непосредственного руководителя, в порядке, предусмотренном законодательством.

3. Права

Слесарь-сборщик летательных аппаратов 4-го разряда имеет право

3.1. Давать подчиненным ему сотрудникам поручения, задания по кругу вопросов, входящих в его функциональные обязанности.

3.2. Контролировать выполнение производственных заданий, своевременное выполнение отдельных поручений подчиненными ему сотрудниками.

3.3. Запрашивать и получать необходимые материалы и документы, относящиеся к вопросам своей деятельности и деятельности подчиненных ему сотрудников.

3.4. Взаимодействовать с другими службами предприятия по производственным и другим вопросам, входящим в его функциональные обязанности.

3.5. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися деятельности Подразделения.

3.6. Предлагать на рассмотрение руководителя предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей Должностной инструкцией обязанностями.

3.7. Выносить на рассмотрения руководителя предложения о поощрении отличившихся работников, наложении взысканий на нарушителей производственной и трудовой дисциплины.

3.8. Докладывать руководителю обо всех выявленных нарушениях и недостатках в связи с выполняемой работой.

4. Ответственность и оценка деятельности

Слесарь-сборщик летательных аппаратов 4-го разряда несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, — и уголовную) ответственность за:

4.1.1. Невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных указаний непосредственного руководителя.

4.1.2. Невыполнение или ненадлежащее выполнение своих трудовых функций и порученных ему задач.

4.1.3. Неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.

4.1.4. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученной ему работы.

4.1.5. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности предприятия и его работникам.

4.1.6. Не обеспечение соблюдения трудовой дисциплины.

4.2. Оценка работы слесаря-сборщика летательных аппаратов 4-го разряда осуществляется:

4.2.1. Непосредственным руководителем — регулярно, в процессе повседневного осуществления работником своих трудовых функций.

4.2.2. Аттестационной комиссией предприятия — периодически, но не реже 1 раза в два года на основании документированных итогов работы за оценочный период.

4.3. Основным критерием оценки работы слесаря-сборщика летательных аппаратов 4-го разряда является качество, полнота и своевременность выполнения им задач, предусмотренных настоящей инструкцией.

5. Условия работы

5.1. Режим работы слесаря-сборщика летательных аппаратов 4-го разряда определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в Компании.

5.2. В связи с производственной необходимостью слесарь-сборщик летательных аппаратов 4-го разряда может выезжать в служебные командировки (в том числе местного значения).

С инструкцией ознакомлен ___________/____________/ «____» _______ 20__ г.

(подпись)

Кому необходимо обучение

Обучение слесаря по сборке металлоконструкций проводится в соответствии с Приказом Минтруда и соцзащиты РФ от 21 марта 2017 г. N 295н «Об утверждении профессионального стандарта «Слесарь по сборке металлоконструкций», «Перечнем профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение», утвержденным приказом Минобрнауки № 513 от 2.07.2013 г., требованиями Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.

Металлические конструкции (металлоконструкции) – это конструкции, элементы которых изготовлены из металлов (железа и алюминия), их сплавов, а также из стали различных сортов. Для надёжного соединения металлоконструкций используются заклёпки, болты и сварка.

Применение металлоконструкций даёт важные преимущества по сравнению со строительными конструкциями из дерева, камня или железобетона.

Строительные металлоконструкции получили широкое распространение при строительстве одноэтажных и многоэтажных промышленных зданий, требующих усиленные нагрузки на несущие конструкции; высотных зданий и небоскребов, сборно-разборных конструкций, бункеров и резервуаров и пр.

Слесарь по сборке металлоконструкций – это квалифицированный строительный рабочий, который ведет сборку узлов металлоконструкций под сварку и клепку, осуществляет выполнение слесарных работ при сборке металлоконструкций: выполняет подготовительные работы при сборке металлоконструкций; производит сборку узлов и установку элементов металлоконструкций различной сложности; осуществляет контроль качества и устраняет дефекты сборки металлоконструкций и пр.

Профессия слесаря по сборке металлоконструкций предполагает проведение следующих видов работ: сборка узлов металлоконструкций средней сложности под сварку и клепку по чертежам и эскизам с применением универсальных приспособлений, а также сборка сложных узлов металлоконструкций с применением универсально-сборочных и специальных приспособлений и шаблонов; подгонка уплотнительных поверхностей; разметка мест под установку простых базовых деталей и узлов металлоконструкций; сборка сложных металлоконструкций совместно с электросварщиком; правка деталей и узлов металлоконструкций различной сложности сложности; гидравлические и пневматические испытания узлов металлоконструкций различной сложности, работающих под давлением и пр.

Слесарь по сборке металлоконструкций должен знать: способы разметки мест под установку базовых деталей и узлов металлоконструкций; конструктивное устройство приспособлений, применяемых при сборке; способы заточки слесарного инструмента; государственные стандарты на применяемые материалы; систему допусков, посадок и обозначения их на чертежах; требования, предъявляемые к выполняемым работам; правила работы с газорезаком и электросварочным аппаратом; последовательность и способы сборки на сборочных стеллажах и по кондукторам-копирам; сортамент и марки сталей и пр.

Для выполнения работ слесарь по сборке металлоконструкций должен пройти профессиональное обучение, не чаще 1 раза в год и не реже чем 1 раз в 5 лет проходить краткосрочные курсы повышения квалификации в объеме не менее 72 часов с целью приобретения новых знаний и умений и повышения разряда, иметь медицинскую книжку с отсутствием противопоказаний и допуск по электробезоспасности не ниже 2 группы до 1 000 В. Важно, что для работы слесарем по сборке металлоконструкций, лица моложе 18 лет не допускаются.

Стоимость обучения и сроки освоения

АНО ДПО «Комплексный учебный центр переподготовки кадров» проводит профессиональное обучение по следующим программам:

Наименование образовательной программы Срок обучения, ак.ч. Стоимость обучения, руб.
Слесарь по сборке металлоконструкций (2-6 разряд) 72 6 000

Форма обучения: очная, очно-заочная, дистанционная с применением «Интернет»-технологий.

Категория слушателей: руководители и специалисты строительной и промышленной отрасли, имеющие высшее и/или среднее профессиональное образование (в т.ч. получающие ВПО/СПО)

Что входит в программу обучения

В процессе освоения программы обучения, разработанной с учетом Приказа Минтруда и соцзащиты РФ 21 марта 2017 г. N 295н «Об утверждении профессионального стандарта «Слесарь по сборке металлоконструкций», Приказа Минтруда России № 513 от 2.07.2013 г. «Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение» для освоения рабочей профессии слесаря по сборке металлоконструкций изучаются следующие вопросы:

  • Экономика отрасли и предприятия
  • Материаловедение
  • Электротехника
  • Чтение чертежей. Допуски и технические измерения
  • Оборудование и технология выполнения работ
  • Технология выполнения работ слесарных работ
  • Виды слесарного инструмента и контрольно-измерительных приборов, используемых слесарями по сборке металлоконструкций в процессе выполнения обязанностей в соответствии с должностной инструкцией
  • Технологии обработки металла в рамках слесарных операций и специфика сборки отдельных составляющих конструкций
  • Правила подгонки металлических деталей
  • Сортамент узлов и труб, используемых при выполнении рабочих операций
  • Правила маркировки собранных конструкций
  • Системы обеспечения и управления качеством продукции
  • Техника безопасности на производстве
  • Пожарная безопасность и охрана труда

Занятия проходят в учебном классе АНО ДПО «Комплексный учебный центр переподготовки кадров, а также через «Интернет»-портал сайта Учебного центра.

По окончании обучения выдается

  • Удостоверение на каждого сотрудника, прошедшего аттестацию;
  • Протокол аттестационной комиссии с перечнем работников, прошедших аттестацию.

Как пройти обучение на слесаря по сборке металлоконструкций

После прохождения профессионального обучения (или в специализированном училище, или учебном центре) слесарю по сборке металлоконструкций необходимо ежегодное прохождение краткосрочных курсов повышения квалификации в объеме не менее 72 часов не чаще 1 раза в год и не реже чем 1 раз в 5 лет.

  • все программы обучения разработаны педагогами с учетом современных учебных и методических материалов с использованием новых технологий в обучении;
  • для Вас разработана удобная форма электронной библиотеки по учебному материалу курса;
  • стоимость прохождения обучения на слесаря по сборке металлоконструкций существенно ниже, чем у других учебных центров;
  • обучение проходит в удобное для Вас время и в той форме, которая требуется для Вашей организации.

Необходимые документы

Для прохождения обучения необходимо предоставить:

  1. Копию диплома о высшем и/или среднем профессиональном образовании.
  2. Оригинал удостоверения слесаря по ремонту и обслуживанию систем вентиляции и кондиционирования (в случае переаттестации/повышения разряда).
  3. Заполнить заявку в разделе «Заявка на обучение»
  4. Оформить договор на обучение.

Обучение слесаря-сборщика радиоэлектронной аппаратуры и приборов проводится в соответствии с Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 04 марта 2014 года N 122н «Об утверждении профессионального стандарта «Слесарь-сборщик», «Перечнем профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение», утвержденным приказом Минобрнауки № 513 от 02.07.2013г., требованиями Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.

Слесарь-сборщик радиоэлектронной аппаратуры и приборов – специалист, осуществляющий изготовление по чертежам металлических узлов автоматики и тестирующего оборудования. Обычно слесари работают на предприятиях машиностроения, приборостроения, судостроения или на других предприятиях, где имеются производственные линии. Такой специалист делает заготовки, измеряет, чистит и моет детали, подготавливает узлы для сварки или для какого-либо другого процесса работы, составляет и регулирует их.

Профессия слесаря-сборщика радиоэлектронной аппаратуры и приборов предполагает наличие следующих характеристик в работе: сборка и механическая регулировка узлов и блоков радиоэлектронной аппаратуры, приборов, механизмов и аппаратуры средств связи средней сложности со слесарной обработкой, подгонкой и доводкой деталей; соединение деталей заклепками, винтами (с разметкой и сверлением отверстий) и пайкой с соблюдением требований чертежа; испытание блоков радиоэлектронной аппаратуры и средств связи на вибростендах и на герметичность в соответствии с ТУ; проверка собранных узлов, механизмов и аппаратов на соответствие ТУ и устранение обнаруженных дефектов и пр.

Слесарь-сборщик радиоэлектронной аппаратуры и приборов должен знать: устройство, назначение и принцип действия используемого в работе оборудования, универсальных и специальных приспособлений, контрольно-измерительных инструментов и приборов средней сложности и точности; назначение и принцип работы собираемых узлов, блоков, аппаратов, приборов; правила заточки специальных режущих инструментов; основные правила и приемы выполнения слесарно-сборочных, разметочных и других механо-сборочных работ средней сложности; основные сведения о параметрах обработки; основные свойства и маркировку обрабатываемых и применяемых при сборке материалов; основы электро- и радиотехники и пр.

Для выполнения работ слесарь-сборщик радиоэлектронной аппаратуры и приборов должен пройти профессиональное обучение, не чаще 1 раза в год и не реже чем 1 раз в 5 лет проходить краткосрочные курсы повышения квалификации в объеме не менее 72 часов с целью приобретения новых знаний и повышения разряда, иметь медицинскую книжку с отсутствием противопоказанийк работе. Важно, что для работы слесарем-сборщиком радиоэлектронной аппаратуры и приборов, лица моложе 18 лет не допускаются.

АНО ДПО «Комплексный учебный центр переподготовки кадров» проводит профессиональное обучение по следующим программам:

Наименование образовательной программы Срок обучения, ак.ч. Стоимость обучения, руб.
Слесарь-сборщик радиоэлектронной аппаратуры и приборов 2-6 разряд 72 6 000

Форма обучения: очная, очно-заочная, дистанционная с применением «Интернет»-технологий.

Категория слушателей: руководители и специалисты строительной и промышленной отрасли, имеющие высшее и/или среднее профессиональное образование (в т.ч. получающие ВПО/СПО)

В процессе освоения программы обучения, разработанной с учетом Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 04 марта 2014 года N 122н «Об утверждении профессионального стандарта «Слесарь-сборщик», Приказа Минтруда России № 513 от 02.07.2013 г. «Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение» для освоения рабочей профессии слесаря-сборщика радиоэлектронной аппаратуры и приборов изучаются следующие вопросы:

  • Охрана труда, производственная санитария, противопожарные мероприятия, электробезопасность
  • Черчение
  • Электротехника
  • Электроматериаловедение
  • Радиоэлектроника
  • Автоматизация производства
  • Экономика отрасли и предприятия
  • Монтаж радиоэлектронной аппаратуры и приборов
  • Сборка радиоэлектронной аппаратуры и приборов
  • Основы слесарно-сборочных работ
  • Основы контроля работоспособности радиоэлектронной аппаратуры

Занятия проходят в учебном классе АНО ДПО «Комплексный учебный центр переподготовки кадров, а также через «Интернет»-портал сайта Учебного центра.

  • Удостоверение на каждого сотрудника, прошедшего аттестацию;
  • Протокол аттестационной комиссии с перечнем работников, прошедших аттестацию.

Как пройти обучение на слесаря-сборщика радиоэлектронной аппаратуры и приборов

После прохождения профессионального обучения (или в специализированном училище, или учебном центре) слесарю-сборщику радиоэлектронной аппаратуры и приборов необходимо ежегодное прохождение краткосрочных курсов повышения квалификации в объеме не менее 72 часов не чаще 1 раза в год и не реже чем 1 раз в 5 лет.

Преимущества работы с АНО ДПО «Комплексный учебный центр переподготовки кадров»

  • все программы обучения разработаны педагогами с учетом современных учебных и методических материалов с использованием новых технологий в обучении;
  • для Вас разработана удобная форма электронной библиотеки по учебному материалу курса;
  • стоимость прохождения обучения на слесаря-сборщика радиоэлектронной аппаратуры и приборов существенно ниже, чем у других учебных центров;
  • обучение проходит в удобное для Вас время и в той форме, которая требуется для Вашей организации.

Для прохождения обучения необходимо предоставить:

  • Копию диплома о высшем и/или среднем профессиональном образовании.
  • Оригинал удостоверения слесаря-сборщика радиоэлектронной аппаратуры и приборов (в случае переаттестации/повышения разряда).
  • Фотографию 3Х4 (1 шт.)
  • Заполнить заявку в разделе «Заявка на обучение»
  • Оформить договор на обучение.

Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС). Выпуск №22
Утвержден Постановлением Минтруда РФ от 26.03.2001 N 24

Слесарь-сборщик двигателей и агрегатов

§ 220. Слесарь-сборщик летательных аппаратов 2-го разряда

Характеристика работ. Сборка узлов по чертежам и разборка узлов и агрегатов летательных аппаратов средней сложности. Выполнение простых слесарных операций по съемке и установке отдельных узлов и агрегатов летательных аппаратов с применением простого сборочного инструмента. Установка болтов по подготовленным отверстиям, крепление деталей летательных аппаратов винтами. Разборка и сборка простых шарнирных соединений. Выполнение основных операций по слесарной обработке металлов: резка ножовкой, опиловка, обработка наждачным полотном, удаление задиров и забоев. Распаковка и расконсервация деталей и узлов летательных аппаратов. Расконсервация двигателей под руководством слесаря-сборщика летательных аппаратов более высокой квалификации. Перемещение узлов и агрегатов летательных аппаратов при помощи простых грузоподъемных механизмов.

Должен знать: технологические процессы сборки и разборки простых узлов и агрегатов летательных аппаратов; основные сведения о конструкции собираемых узлов и агрегатов, о техническом черчении, допусках, посадках, параметрах обработки поверхностей; виды и причины брака при выполнении слесарно-сборочных работ; назначение и правила пользования применяемым простым механизированным оборудованием, оснасткой, приспособлениями, слесарными и измерительными инструментами, грузоподъемными механизмами.

Примеры работ

1. Баллоны воздушные, обратные дренажные, аварийные предохранительные клапаны всех систем самолета (за исключением кабины) — демонтаж.

2. Бензобаки легкого самолета — демонтаж.

3. Кабины пассажирские и пилотские — демонтаж кресел.

4. Капоты двигателя — демонтаж.

5. Косынки, кницы, уголки, кронштейны, фитинги, рычаги — установка и крепление.

6. Крышки лючков — сборка, подгонка по месту, остановка.

7. Нервюры — внестапельная сборка.

8. Остекление — разборка окон.

9. Подшипники — выпрессовка.

10. Рули высоты, поворота, элероны, щитки, качалки механизмов, щитков, тяг и т.д. — снятие и разборка с аппаратов легкого типа.

11. Самолеты легкие — демонтаж трубопроводов, пневмогидросистем, узлов систем управления, цилиндров управления закрылками.

12. Стрингеры — сверление по шаблону, вывод отверстий на обшивку, зачистка заусенцев.

13. Шпангоуты фюзеляжа (несложные) — внестапельная сборка.

§ 221. Слесарь-сборщик летательных аппаратов 3-го разряда

Характеристика работ. Сборка узлов и агрегатов летательных аппаратов средней сложности по чертежам и технологиям. Выполнение слесарных работ (сверление по разметке, развертывание отверстий, подгонка простых деталей и шабрение). Предварительная сборка отдельных агрегатов летательных аппаратов с креплением на технологические болты. Установка на авиационное изделие агрегатов летательных аппаратов, не требующих регулировки и нивелировки. Выполнение болтовых соединений (в том числе болтовых соединений с натягом). Контровка сложных соединений. Сборка и клепка в стапелях и вне стапелей узловых соединений в легкодоступных местах.

Должен знать: технологический процесс проводимой сборки и разборки узлов и агрегатов летательных аппаратов; конструкцию собираемых узлов, их назначение и взаимодействие; устройство стапелей, типы применяемых стапелей по способу фиксации; устройство пневмодрелей различных видов; наименование смазок и рабочих жидкостей; схемы герметизации; систему допусков, посадок; основные сведения о параметрах обработки поверхностей.

Примеры работ

1. Баки топливные и масляные — демонтаж с тяжелых летательных аппаратов, монтаж на летательные аппараты легкого типа.

2. Гидросистемы — разметка, установка и крепление кронштейнов узлов и агрегатов.

3. Двигатели, моторамы, редукторы вертолета — демонтаж, консервация.

4. Двигатели самолетов — внутренняя консервация.

5. Капоты — сборка, установка с подгонкой по месту и крепление.

6. Клапаны всех систем, дроссели, фильтры — монтаж.

7. Кронштейны системы управления — сборка на верстаке, развальцовка подшипников, запрессовка втулок, развертывание.

8. Крылья, центропланы, рули поворота, кили, носовая и хвостовая части фюзеляжа — предварительная стыковка с креплением на технологические болты.

9. Ленты стыковочные — подготовка и установка при сборке агрегатов.

10. Лонжероны, нервюры — сборка и установка при сборке агрегатов.

11. Обшивка крыла и фюзеляжа — подготовка и установка в легкодоступных местах.

12. Панели крыла и фюзеляжа — установка и крепление.

§ 222. Слесарь-сборщик летательных аппаратов 4-го разряда

Характеристика работ. Сборка и регулирование узлов и агрегатов летательных аппаратов с доводкой внешних обводов и стыкуемых поверхностей по 6 — 10 квалитетам. Проверка взаимодействия смонтированных узлов, агрегатов и систем, проверка их на работоспособность и устранение выявленных дефектов. Тарированная затяжка болтами и гайками ответственных соединений. Монтаж тросовой проводки. Постановка и замена уплотнительных колец в агрегатах летательных аппаратов. Установка деталей каркасов на герметик или клей, участие в испытаниях авиационных изделий на герметичность. Разборка узлов корпусов воздушных несущих винтов с подшипниками осевого, горизонтального и вертикального шарниров. Монтаж трубопроводов с кривыми, лежащими в различных плоскостях в удобных для сборки условиях, с использованием тарированного инструмента. Испытание трубопроводов давлением воздуха и масла. Промывка трубопроводов топливной системы. Сборка и клепка в стапелях и вне стапелей узловых соединений в труднодоступных местах. Управление стендами и приборами узловой сборки и их настройка.

Должен знать: технические условия на монтаж, отработку, регулирование агрегатов и систем; принцип взаимодействия и работы монтируемых агрегатов и систем; основные сведения по технологии ремонта деталей и узлов летательного аппарата; правила чтения сложных общесборочных чертежей; методы и способы герметизации; технологию проведения испытаний агрегатов летательных аппаратов на герметичность с применением испытательной аппаратуры и течеискателей; устройство и принцип работы тарированных ключей; правила пользования применяемым точным измерительным инструментом и приборами; устройство и настройку применяемых контрольно-измерительных приборов; правила пользования наземными стендами и установками для испытаний; технические условия на испытание различных авиационных систем.

Примеры работ

1. Баки топливные — монтаж на легкие летательные аппараты.

2. Двигатели — установка на легкие летательные аппараты.

3. Кили, рули, элероны — стыковка с подгонкой по месту установки.

4. Крылья, стабилизаторы, кили тяжелых летательных аппаратов — расстыковка и съемка.

5. Оборудование высотное — монтаж наддува кабин, систем отопления и антиобледенения.

6. Обтекатели крыла концевые, шпангоуты — установка с подгонкой по месту.

7. Остекление герметичных кабин — замена стекол из полуфабриката с подгонкой в соответствии с техническими условиями.

8. Рамы бокового и хвостового отсека фюзеляжа — сборка.

9. Рамы силовые, узлы — стыковка с подгонкой по месту.

10. Системы воздушные и гидравлические летательных аппаратов — проверка на герметичность, отработка от наземной установки.

11. Система масляная — установка маслобаков и маслорадиаторов.

12. Стойки амортизационные и шасси легких летательных аппаратов — разборка.

13. Трубопроводы — установка и подгонка в легкодоступных местах.

14. Узлы стыковые крыла с фюзеляжем — разделка в разделочном стенде.

§ 223. Слесарь-сборщик летательных аппаратов 5-го разряда

Характеристика работ. Окончательная сборка, регулирование и доводка сверхлегких летательных аппаратов, агрегатная и узловая сборка легких летательных аппаратов. Окончательная сборка и доработка отдельных узлов средних самолетов и вертолетов. Выполнение болтовых и клепаных соединений деталей по 7 — 10 квалитетам с разделкой отверстий и применением клеев, герметиков, красок при сборке центроплана, крыла, баков-кессонов. Проверка и регулирование зазоров, люфтов, усилий загрузки и трения в проводке управления. Нивелировка агрегатов летательных аппаратов с использованием точных приборов. Изготовление, ремонт и монтаж сложных участков трубопроводов с проверкой герметичности. Монтаж агрегатов и узлов летательных аппаратов с регулированием установочных размеров. Сборка интерьеров легких самолетов и вертолетов с регулировкой систем вентиляции и др.

Должен знать: конструкцию сложных систем летательных аппаратов; технические условия регулирования и правила сдачи заказчику систем управления самолетом, вертолетом, двигателем со всеми механизмами и приборами; устройство и назначение бустерных систем; правила пользования нивелиром, теодолитом, квадрантом, оптическим угломером; нивелировочные схемы и правила работы по ним; правила регулирования систем управления летательным аппаратом на стендах с имитирующими агрегатами; устройство и принцип действия установок и стендов для комплексных испытаний различных систем; методику и программу испытаний различных систем; виды и назначение авиационных материалов, их состав, механические, физические и химические свойства; виды термической обработки и сварки; методы контроля качества термообработки; технологию ремонта основных собираемых агрегатов и деталей; устройство и эксплуатацию подъемно-транспортных средств и стендов, правила их тарировки и испытания.

Примеры работ

1. Вертолеты — нивелировка отдельных узлов, предварительное регулирование систем управления вертолета и двигателя, испытание гидравлической системы.

2. Втулки несущего винта вертолета — общая сборка.

3. Генераторы вихрей — доводка, сборка.

4. Двигатели — установка на легкие летательные аппараты с нивелировкой.

5. Каналы двигателя — стыковка.

6. Крылья — фрезерование технологических припусков по разъемам агрегатов на стенде, шабрение разъемов, стыковка и нивелировка с постановкой стыковых болтов.

7. Лопасти хвостового винта вертолета — установка на втулки и балансирование на стенде.

8. Обтекатели из стеклоткани — снятие технологических припусков, установка по узлам крепления с подгонкой по месту установки.

9. Подкосы шасси — установка.

10. Редукторы вертолета: главный, хвостовой, промежуточный — сборка, переборка.

11. Сиденья катапультируемые — монтаж, регулирование.

12. Системы бустерные — установка.

13. Системы заправки самолетов горючим в воздухе, а также одноточечной заправки на земле — сборка, регулирование и участие в проверке на герметичность.

14. Системы управления двигателями, рулями, элеронами, щитками — монтаж.

15. Системы управления самолетом и двигателем — демонтаж и предварительная сборка.

16. Стабилизаторы — совместная разделка отверстий в стыковых узлах стабилизатора с фюзеляжем, стыковка и нивелировка.

17. Фюзеляжи — фрезерование технологических припусков по разъемам (фюзеляжей на спецстенде, шабрение разъемов, стыковка с постановкой стыковых болтов, доводка по обводам).

18. Шасси — сборка и крепление, проверка кинематики, углов выноса и разворота.

§ 224. Слесарь-сборщик летательных аппаратов 6-го разряда

Характеристика работ. Окончательная сборка, нивелировка и доводка легких летательных аппаратов, агрегатная сборка средних летательных аппаратов. Сборка отдельных узлов тяжелых самолетов. Окончательная доработка сложных деталей и узлов летательных аппаратов из композиционных материалов и сотовых конструкций. Разделка отверстий под болты по 7 квалитету и установка болтов с герметиком при сборке центроплана и крыла. Выполнение технических измерений линейных размеров, давлений, моментов. Нивелировка летательных аппаратов по реперным точкам, устранение выявленных отклонений от требований технических условий. Балансировка на испытательных стендах рулей поворота, высоты, элеронов. Управление испытательными стендами и приборами, их настройка и испытание. Контроль работы автоматов и контрольно-записывающей аппаратуры. Монтаж, испытание и доводка трубопроводов всех систем легких летательных аппаратов.

Должен знать: конструктивные особенности и устройство сложных авиационных изделий, принципиальные схемы их систем; технологию сборки основных систем; способы установки, стыковки, доводки и крепления сложных узлов и агрегатов авиационного изделия; назначение, принцип работы и взаимодействие отдельных агрегатов летательных аппаратов и систем авиационного изделия; порядок пользования при сборке необходимыми механическими, нивелировочными, пневматическими, электрическими и другими приспособлениями и инструментом, а также налаженным оборудованием и специальной аппаратурой; способы выявления и устранения дефектов на изделиях; правила проведения технических и лабораторных измерений; технологию лакокрасочных покрытий; инструкцию и технические условия на сдачу изделий заказчику; виды и назначение авиационных материалов; правила термообработки, основы теории взаимозаменяемости; систему допусков и посадок; конструкцию монтируемых двигателей (поршневых и газотурбинных); основы пневматики, гидравлики, аэродинамики; требования, предъявляемые к сертифицированным изделиям; правила чтения сложных монтажных и сборочных чертежей.

Примеры работ

1. Автоматы перекоса несущего винта вертолетов — сборка, нивелировка.

2. Балки (мостовая и килевая) — стыковка.

3. Двигатели вертолетов — установка на изделие с нивелировкой.

4. Катапультируемые сиденья летательных аппаратов — монтаж, регулирование, нивелировка.

5. Кили, рули, элероны — стыковка с подгонкой по месту.

6. Крылья, стабилизаторы, кили тяжелых летательных аппаратов — расстыковка и съемка.

7. Оборудование высотное — монтаж наддува кабин, систем отопления и антиобледенения.

8. Обтекатели крыла концевые, шпангоуты — установка с подгонкой по месту.

9. Рамы подмоторные, силовые узлы — стыковка с подгонкой по месту.

10. Стойки амортизационные и шасси тяжелых летательных аппаратов — разборка.

11. Узлы силовые — стыковка крыла с фюзеляжем с разделкой отверстий в разделочном стенде.

§ 225. Слесарь-сборщик летательных аппаратов 7-го разряда

Характеристика работ. Окончательная сборка, нивелировка и доводка летательных аппаратов среднего типа, а также агрегатная сборка тяжелых летательных аппаратов. Проверка взаимодействия смонтированных агрегатов и систем, проверка их на работоспособность и устранение выявленных дефектов. Стыковка и нивелировка сложных агрегатов летательных аппаратов (центроплана, крыльев, фюзеляжа, киля, стабилизатора, двигателя) с выполнением точных слесарных работ по подгонке, установке и доводке разъемов, стыковых отверстий и узлов. Установка агрегатов систем управления летательными аппаратами, двигателями; навеска подъемников, закрылков; отработка агрегатов. Регулирование систем управления летательных аппаратов на испытательных стендах с имитирующими агрегатами. Монтаж труб гидравлических топливных систем высокого давления в неудобных местах. Монтаж реле катапультируемых сидений, крышек, люков. Сложная разметка от осевых линий и хорд авиационного изделия. Проверка с нивелировкой симметрии киля по отношению к оси авиационного изделия с помощью теодолита и лазерных систем. Определение по чертежам очередности работ и требуемой оснастки.

Должен знать: конструкцию сложных систем летательных аппаратов; технические условия на регулирование и доводку систем самолета; правила пользования нивелиром, теодолитом, квадрантом, оптическим угломером; устройство, принцип действия и способы наладки установок и стендов для комплексных испытаний различных систем; конструктивные особенности систем летательных аппаратов по их модификациям; особенности технологии монтажных, регулировочных и доводочных работ по системам, в том числе систем управления силовых установок, бустерных систем; взаимодействие агрегатов и систем собираемых изделий; технологию сварочных и термических работ; основные сведения по криогенной технике; сертификационные требования, предъявляемые к изделиям; технологию регламентных работ; порядок оформления сложных сопроводительных документов.

Требуется среднее профессиональное образование.

Примеры работ

1. Двигатели — установка на тяжелые летательные аппараты, нивелировка.

2. Подъемники, цилиндры и другие сложные механизмы — монтаж на тяжелые самолеты и опытные конструкции.

§ 226. Слесарь-сборщик летательных аппаратов 8-го разряда

Характеристика работ. Окончательная сборка, нивелировка и доводка тяжелых летательных аппаратов, а также опытных, экспериментальных, уникальных летательных аппаратов типа летающих лабораторий и аэрокосмических объектов. Сборка и стыковка сложных, опытных, экспериментальных авиационных изделий с доводкой стыкуемых поверхностей по 6 квалитету. Отладка, комплексная отработка и проверка с выполнением необходимых расчетов взаимодействия систем собранного сложного авиационного изделия. Доработка авиационных систем с устранением отклонений от технических условий.

Должен знать: конструктивные особенности собираемых летательных аппаратов, принципиальные схемы их систем; технологические особенности доводки, регулирования систем и агрегатов из новых конструкционных материалов; способы проверки и доводки новой сборочно-монтажной оснастки и контрольно-измерительного оборудования; технические условия на окончательную сборку, отработку наиболее сложных систем авиационного изделия.

Требуется среднее профессиональное образование.

Примеры работ

1. Гидросистема и топливная система тяжелого летательного аппарата — испытание и доводка.

2. Двигатели опытных конструкций — установка, нивелировка.

3. Планеры опытных летательных аппаратов — сборка, стыковка, нивелировка.

4. Системы высотного оборудования опытных изделий — доводка, регулирование.

5. Системы управления тяжелых летательных аппаратов — регулирование.

6. Установки силовые тяжелых летательных аппаратов — регулирование, нивелировка.

7. Шасси тяжелых летательных аппаратов и опытных конструкций — сборка и крепление, проверка кинематики, углов выноса и разворота.

Слесарь-сборщик двигателей и агрегатов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *